в вузе, обеспечивающие эффективное регулирование социального взаимодействия и формирование благоприятного социального климата в коллективе.
Список литературы
1. Хертель А. Профессиональное разрешение конфликтов: медиативная компетенция в Вашей жизни / пер. с нем. Н. Бабичевой. -СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. - 272 с.
2. Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика. - Минск: Харвест, 2010. - 912 с.
3. Волков Ю. Г. Социология. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. - 576 с.
4. Коротков Э. М. Управление качеством образования. - М.: Академический Проект: Мир, 2006. - 320 с.
5. Аллахвердова О. В. Медиация как эффективный способ научно обоснованного и организованного разрешения конфликтов // Социальные конфликты в контексте процессов глобализации и регионализации. - М.: ЛЕНАНД, 2005. - 664 с.
Сведения об авторе
Колтунов Анатолий Львович, к. с. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89222691317, е-mail: astra_gp@mail.ru
Koltunov A. L., PhD, associate professor of the chair «Marketing and Municipal Management», Tumen State and Gas University, phone: 89222691317, e-mail: astra_gp@mail.ru
УДК 378.4:338
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА
PROBLEMS OF MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION SYSTEM RESOURCES IN KAZAKHSTAN
Н. Б. Рудица, О. Е. Комаров
N. B. Ruditsa, O. E. Komarov
Ключевые слова: высшее образование Казахстана, эффективные управленческие решения Key words: higher éducation in Kazakhstan, effective management décisions
Рассматривается текущее состояние и тенденции развития системы образования Казахстана, анализируются существующие проблемы управления ресурсами.
Examines the current status and trends of Kazakhstan s education system, analyzes the existing problems of resource
management.
Новый этап развития Республики Казахстан ориентирован на ускоренное продвижение Казахстана в сообщество 30 наиболее конкурентоспособных стран мира. Президентом страны намечены основные направления работы в следующем десятилетии, и немаловажная роль в их осуществлении отводится системе образования и науки.
Современное состояние и тенденции развития образования в республике, задачи, стоящие перед его различными уровнями, вызывают необходимость переосмысления их функций, роли и места в общей системе образования, выработки новых подходов для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения качества образования в целом.
Принятие эффективных управленческих решений, направленных на повышение качества образования, невозможно без использования оперативной и достоверной информации о состоянии и тенденциях развития всей системы образования, ее анализа и адекватной интерпретации.
Исследование проблем развития системы высшего образования актуально с позиции изменения роли человеческого фактора и требований к последнему, «интеллектуального капитала» и профессиональных знаний, формирующихся в системе высшего образования. Профессиональная подготовка специалистов предполагает формирование мировоззрения, получение специалистами фундаментальных профессиональных знаний, навыков прогнозирования результатов управленческих решений [1], умения действовать в нестандартных ситуациях, реализацию творческого потенциала личности. Развитие образования, осознание его роли в обеспечении устойчивого экономического и социального развития государства, укреплении позиций в мировом сообществе, повышении уровня и качества жизни граждан обусловливает значимость реформирования системы высшего образования и актуальность исследования проблемы управления процессом реформирования.
Анализ текущего состояния и тенденций развития системы образования невозможен без комплексного учета социально-экономических и демографических факторов. Эти факторы определяют релевантность разновидностей и форм услуг в сфере образования, а также контекст, в котором развивается эта система.
Ориентация высшей школы на социализацию, самореализацию личности, развитие профессиональной подготовки, профессионального творчества обусловливает необходимость изменения целевых установок высших учебных заведений, условий и средств их реализации. Высокий профессионализм бакалавра или
магистра можно обеспечить лишь при изменении элементов образовательной среды, включающей социально-культурные, научные, педагогические, материальные, экономические, управленческие элементы [2].
Многолетний опыт работы авторов в межвузовском социологическом центре позволяет утверждать о перспективности использования социальных технологий в управлении ресурсным потенциалом вуза, а также качеством образовательных услуг [3]. Участие различных групп потребителей образовательных услуг и других заинтересованных сторон в анкетировании позволяет:
• получать информацию об уровне удовлетворенности различных потребителей качеством образовательных услуг вуза;
• определять и структурировать потребности и интересы студентов, преподавателей и работодателей;
• выявлять сильные и слабые стороны образовательных процессов отдельных факультетов и вуза в целом;
• на основе анализа полученной информации разрабатывать научно обоснованные рекомендации, которые являются основой для принятия управленческих решений руководством вуза в целях проведения необходимых коррекций, корректирующих и предупреждающих действий, что в целом способствует более рациональному управлению ресурсами вуза.
Как справедливо отмечает Л. А. Фрезоргер, «в условиях высокой насыщенности предложения на рынке образовательных услуг, перевеса предложения над спросом каждый вуз должен вести борьбу за своего потребителя» [4]. Это в значительной мере актуализирует требования, предъявляемые сегодня к социальной инфраструктуре высшей школы и ее кадровому составу. Авторами с целью выявления степени удовлетворенности профессорско-преподавательского состава качеством образовательных процессов и социальной инфраструктурой вуза было проведено социологическое исследование в Инновационном Евразийском университете [5]. Основным методом получения первичной информации стал социологический опрос в форме стандартизированного анкетирования. Объем выборочной совокупности (Ы) составил 200 преподавателей.
Данные (табл. 1) свидетельствуют, что наиболее высокие оценки качества со стороны преподавателей получили следующие виды деятельности вуза: обучение студентов будущей профессии; организация учебного процесса; организация общественного питания; создание благоприятного психологического климата; возможность заниматься спортом; организация досуга; научно-исследовательская деятельность; обеспечение элементарными бытовыми условиями.
Таблица 1
Оценка качества социальной инфраструктуры и различных видов деятельности ИнЕУ (в % от числа опрошенных)
Ранг Вид деятельности вуза Оценка качества
Отлично Удовл. Плохо Затрудняюсь ответить
1 Обучение студентов будущей профессии 60,0 37,5 0,5 2,0
2 Организация учебного процесса 44,0 49,5 4,5 2,0
3 Организация общественного питания 63,5 29,5 6,0 1,0
4 Создание психологического климата 47,0 45,5 6,0 1,5
5 Организация досуга 52,0 39,0 7,5 1,5
6 Возможность заниматься спортом 55,0 34,5 8,0 2,5
7 Научно-исследовательская деятельность 27,0 61,5 10,0 1,5
8 Обеспечение бытовыми условиями 37,5 48,5 12,5 1,5
9 Обеспечение необходимой литературой 23,5 54,5 21,0 1,0
10 Доступность компьютеров и оргтехники 31,5 43,0 24,0 1,5
11 Уровень оснащения учебных лабораторий 16,0 55,0 26,5 2,5
12 Участие студентов в управлении делами вуза 17,0 49,0 30,0 4,0
К слабым сторонам вуза респонденты отнесли неактивное участие студентов в управлении делами вуза; недостаточный уровень оснащения учебных лабораторий; низкую доступность компьютерных ресурсов и оргтехники и недостаточное обеспечение необходимой литературой по специальности (30; 26,5; 24 и 21 % неудовлетворенных соответственно).
Основными стимулами для более качественного выполнения трудовых обязанностей всеми категориями работников (табл. 2) является установление к заработной плате более высоких ежемесячных доплат и надбавок — 86 % и хороший психологический климат в коллективе — 62,5 %.
Таблица 2
Стимулы для более качественного выполнения трудовых обязанностей работниками
(в % от числа опрошенных)
Ранг Стимулы ППС в целом Преподаватели и старшие преподаватели Доценты и профессора Заведующие кафедрами
1 Установление к заработной плате более высоких ежемесячных доплат и надбавок 86,0 87,4 83,3 71,4
2 Хороший психологический климат в коллективе 62,5 58,9 73,8 71,4
3 Повышение квалификации, получение сертификатов и свидетельств 54,5 57,6 47,6 28,6
4 Успехи в научной работе и признание в научном мире 35,5 37,1 30,9 28,6
5 Нематериальные поощрения за успехи (благодарность, почетная грамота и т. д.) 30,0 27,8 38,1 28,6
6 Разовая денежная премия 26,0 22,5 38,1 28,6
7 Получение академического звания профессора или доцента вуза 19,5 19,9 16,7 28,6
Для преподавателей и старших преподавателей актуальны такие стимулы, как возможность повышения квалификации, получение дополнительных сертификатов и свидетельств — 57,6 %; а также успехи в работе и признание в научном мире — 37,1 %. Мотивировать доцентов и профессоров может повышение квалификации, получение сертификатов и свидетельств — 47,6 %; разовая денежная премия — 38,1 %; а также нематериальные поощрения за успехи (благодарность, почетная грамота и т. д.) — 38,1 % (см. табл. 2).
Миссия образования, его опережающее развитие и глобализация делают необходимой построение концептуально проработанной стратегии управления ресурсами системы высшей школы, которая отвечает современным требованиям, обеспечивает качество образования, соответствующего международным стандартам.
Анализ системы высшего образования Казахстана показывает, что сильными сторонами системы являются:
• возможность на основе устойчивого экономического роста страны увеличить расходы на образование в целом и высшее образование в частности, не снижая при этом экономический потенциал других секторов национального хозяйства Казахстана;
• соразмерность и многогранность университетского сектора, где сегодня наметилась тенденция к обеспечению равными правами государственных и частных учебных заведений, и где эффективно применяются разнообразные формы обучения;
• свобода выбора университетов для студентов, сдавших Единое национальное тестирование (ЕНТ) и имеющих на руках свидетельство о получении гранта, что позволяет лучшим из них самим выбирать учебное заведение;
• принцип единого национального вступительного теста, а не проведение каждым университетом своего собственного теста;
• принятие Болонской трехуровневой модели, что облегчает международное признание дипломов и академическую мобильность студентов;
• устойчивый спрос среди молодежи на высшее образование даже при финансировании собственными силами;
• значительная автономия, которой обладают высшие учебные заведения, особенно негосударственные, в своей работе и вопросах управления и финансов;
• общая готовность правительства республики и наличие у него конкретных планов по переходу к лучшей международной практике обеспечения качества образования, управления, преподавания и исследований.
Наряду с перечисленными сильными сторонами, следует отметить определенную противоречивость и незавершенность процесса реформирования казахстанской системы высшего образования. Это, на наш взгляд, проявляется, во-первых, в сохранении преобладания административных подходов к регулированию системы высшего образования над экономическими; во-вторых, в диверсификации источников финансирования системы высшего образования при сохранении государственного финансирования как базового; в-третьих, в изменении форм государственного финансирования, персонификации последнего; в-четвертых, в государственной поддержке некоторых частных высших учебных заведений.
Создавшаяся сегодня в исследуемой сфере ситуация обострила ряд уже существующих и требующих своего решения проблем управления ресурсами системы высшего образования. Среди них в первую очередь отметим следующие.
1. Доля государственных расходов на образование, высшее образование и научные исследования в ВВП Республики Казахстан существенно ниже, чем в промышленно развитых странах мира.
2. Существующий механизм финансирования и налогообложения в негосударственных университетах не позволяет на равных конкурировать с государственными вузами в деле обеспечения качественного высшего образования.
3. Осуществляемый Министерством образования и науки Казахстана контроль курсов и учебных программ во многом носит тотальный характер, что ограничивает надлежащую академическую свободу университетов и их способность реагировать на запросы экономики, слабо учитывает интересы студентов и предпринимателей как спонсоров и попечителей вузов.
4. Качество преподавания в системе высшей школы республики за последние пять лет остается невысоким по причинам чрезмерно большой учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, низкой его мотивации (неконкурентоспособные зарплаты, отсутствие материального и морального поощрения преподавателей-новаторов), недостаточных возможностей для творческого и научного роста (повышение квалификации и прохождение стажировок в зарубежных вузах и компаниях, участие в международных конференциях и симпозиумах), а также наличия в вузах значительных объемов физически и морально устаревшего лабораторного и учебного оборудования и инвентаря.
5. В настоящее время в стране не создана соответствующая информационная база для разработки обоснованной стратегии развития национальной системы высшего образования Республики Казахстан, ее эффективной оценки и путей дальнейшего совершенствования.
6. С переходом казахстанской высшей школы в «шоковом» варианте на новую парадигму (бакалавриат — магистратура — докторантура PhD) произошла постепенная утрата ею целого ряда системных качеств вследствие не только слабой адаптации опыта дальнего зарубежья и неумения сохранить самое ценное, что накопили отечественные вузы за свою историю, но и хронической отсталости ресурсной базы, не позволяющей реализовать цели системы [6].
Разрешение противоречий между несоответствием ресурсов системы высшего образования, с одной стороны, и целевыми требованиями современного казахстанского общества — с другой, видится в разработке инновационной стратегии управления ресурсами. Она предусматривает диверсификацию источников формирования ресурсной базы отечественной высшей школы, разграничение полномочий в области обеспечения ресурсами между уровнями власти в республике; расширение прав субъектов образовательной деятельности в распоряжении собственностью; развитие форм внебюджетной деятельности; переход к смешанному финансированию; персонификацию как прямой (стипендии, гранты), так и косвенной (кредиты на обучение, возвратные субсидии) поддержки студенчества; формирование вузовских потенциалов развития; совершенствование системы контроля в рамках общественной составляющей государственно-общественной модели и др.
Особо следует отметить механизм многоканального обеспечения ресурсами в условиях регионализации системы высшего образования Казахстана. Его функционирование должно предусматривать, наряду с привлечением внебюджетных средств и прямым финансированием из бюджета, реализацию следующих мер непрямого финансирования: предоставление вузам региональных льгот, предоставление налоговых льгот инвесторам, поддержку студентов (стипендии, льготы на проезд в городском транспорте, на культурные услуги, на проживание в общежитии, льготный тариф на питание, организация и частичное субсидирование трудовой деятельности студентов) [7].
Реализация данных направлений будет способствовать упорядочению связей между элементами системы высшей школы, исключит дублирование управленческих функций, позволит формировать консолидированный бюджет, включающий ресурсы текущего функционирования и потенциалы развития, оптимизировать доходы и расходы на образовательную политику, обеспечит реализацию принципа социальной справедливости.
Список литературы
1. Хайруллина Н. Г., Щербаков Г. А. Роль социологических технологий в деятельности органов власти, образования и бизнеса // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2008. -№ 4. - С. 44-46.
2. Рудица Н. Б. Инновационные процессы в системе высшего образования Казахстана на этапе становления рыночных отношений: Дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.06. - Тюмень, 2001.- 191 с.
3. Комаров О. Е. Исследования результативности работы компетентностной модели образования в ПГПИ (опыт социологического центра «Консалтинг») // Материалы республиканской научно-практической конференции «I Шаяхметовские чтения». - Павлодар: ПГПИ, 2009 - С. 260-266.
4. Фрезоргер Л. А. Анализ конкурентной среды и концепция маркетинговой деятельности вуза // Вестник Павлодарского университета. - 2003. -№ 4. - С. 7.
5. Комаров О. Е. Самооценка качества образовательных услуг вуза со стороны ППС (опыт социологического исследования в ИнЕУ) // Вестник Инновационного Евразийского университета. - Павлодар: ИнЕУ, 2010. № 4 - С. 165-171.
6. Рудица Н. Б. Некоторые аспекты инновационных процессов в системе высшего образования // Вестник Инновационного Евразийского университета. - Павлодар: ИнЕУ, 2010. - С. 181-183.
7. Рудица Н. Б. Ресурсы предприятия в сфере услуг в контексте общественно-экономического развития // Вестник Инновационного Евразийского университета. - Павлодар: ИнЕУ, 2012. № 3. - С. 87-89.
Сведения об авторах
Рудица Наталья Борисовна, к. с. н., профессор кафедры истории, географии и социальных дисциплин, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан, тел. 8(7182)571767(142), e-mail: NRuditsa@mail.ru
Комаров Олег Евгеньевич, к. с. н., профессор кафедры экономики, права и философии, Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, Республика Казахстан, e-mail: KomarovOE@mail.ru
Ruditsa N. B., PhD, professor of the chair of history, geography and social disciplines, Innovation Eurasian University, Pav-lodar Republic of Kazakhstan, phone: 8(7182)571767(142), e-mail: NRuditsa@mail.ru
Komarov O. E., Candidate of Science in Sociology, professor of the chair of economics, law and philosophy, Pavlodar State Pedagogical Institute, Republic of Kazakhstan, e-mail: KomarovOE@mail.ru
УДК 378.4
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА
THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS: TEACHER'S AND STUDENT'S VIEW
Н. Н. Шилова, Е. А. Кравченко
N. N. Shilova, E. А. Kravchenko
Ключевые слова: образовательный процесс, качество высшего образования, потребители образовательных услуг, мониторинг удовлетворенности, ориентация на потребителя, основные потребительские ценности Key words: educational process, quality of higher education of consumers of educational services, satisfaction surveys,
customer orientation, the main consumer value
Представлено исследование качества образовательного процесса по основным элементам. Охарактеризована удовлетворенность качеством образовательных услуг преподавателей и студентов. Выявлены основные расхождения оценочных мнений преподавателей и студентов в принципах формирования качества образовательного процесса.
The article describes the monitoring of the educational process quality by basic elements. It underlines the satisfaction of teachers and students with the quality of educational services. The main divergences in the teachers' and students' evaluation opinions about the principles of educational process qualityformation have been identified.
В последние годы разрабатываются и широко обсуждаются меры по реформированию и модернизации системы образования в Российской Федерации. Эти меры в значительной степени связаны с реализацией Бо-лонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2003 году. В Болонской декларации сформулирована цель: повышение международной конкурентоспособности и привлекательности европейской системы высшего образования. Таким образом, проблема качества образования на всех его уровнях и во всех формах приобретает первостепенное значение [1].
Система менеджмента качества (СМК) является частью системы менеджмента вуза, а значит, должна быть нацелена на получение результатов в соответствии с реализацией процессов по достижению целей в области качества, направленных на удовлетворение потребностей, ожиданий и требований заинтересованных сторон [2]. Первый принцип менеджмента качества, содержащийся в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2008 — «Ориентация на потребителя». Потребителями выступают «внутренние» — обучающиеся, и «внешние» — работодатели, государство и общество в целом. Во многих российских вузах в основе разработки системы качества образовательного процесса используется социологический мониторинг степени удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса, однако их субъективная удовлетворенность не является единственным критерием оценки качества образовательных услуг. Образовательные услуги неотделимы от тех, кто их предоставляет, и характеризуются непосредственным контактом обучающихся и преподавателей. Таким образом, качество образования можно оценить только с помощью характеристики, данной различными группами потребителей и основанной на удовлетворении их потребностей как совокупности требований и ожиданий [1].
В связи с этим в филиале БГУЭП в г. Братске было проведено исследование качества образования, направленное на измерение важности и степени соответствия для студентов и профессорско-преподавательского состава различных элементов образовательного процесса. Объект исследования — профессорско-преподавательский состав вуза, а также студенты 1-3 курсов, обучающиеся по направлению «Экономика».
Исследование проводилось методом анкетирования. Анкета позволяла оценить такие составляющие образовательного процесса, как: процесс обучения, организация учебного процесса, обеспечение учебного процесса, профессионализм и качество преподавательского состава вуза, внеучебная работа со студентами, профессионализм выпускников, отношения с внешней средой. Также анкета содержала ряд вопросов множествен-