Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА'

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ / ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Наталья Николаевна, Кравченко Екатерина Александровна

Представлено исследование качества образовательного процесса по основным элементам. Охарактеризована удовлетворенность качеством образовательных услуг преподавателей и студентов. Выявлены основные расхождения оценочных мнений преподавателей и студентов в принципах формирования качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилова Наталья Николаевна, Кравченко Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS: TEACHER''S AND STUDENT''S VIEW

The article describes the monitoring of the educational process quality by basic elements. It underlines the satisfaction of teachers and students with the quality of educational services. The main divergences in the teachers' and students' evaluation opinions about the principles of educational process qualityformation have been identified.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА»

6. Рудица Н. Б. Некоторые аспекты инновационных процессов в системе высшего образования // Вестник Инновационного Евразийского университета. - Павлодар: ИнЕУ, 2010. - С. 181-183.

7. Рудица Н. Б. Ресурсы предприятия в сфере услуг в контексте общественно-экономического развития // Вестник Инновационного Евразийского университета. - Павлодар: ИнЕУ, 2012. № 3. - С. 87-89.

Сведения об авторах

Рудица Наталья Борисовна, к. с. н., профессор кафедры истории, географии и социальных дисциплин, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан, тел. 8(7182)571767(142), e-mail: NRuditsa@mail.ru

Комаров Олег Евгеньевич, к. с. н., профессор кафедры экономики, права и философии, Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, Республика Казахстан, e-mail: KomarovOE@mail.ru

Ruditsa N. B., PhD, professor of the chair of history, geography and social disciplines, Innovation Eurasian University, Pav-lodar Republic of Kazakhstan, phone: 8(7182)571767(142), e-mail: NRuditsa@mail.ru

Komarov O. E., Candidate of Science in Sociology, professor of the chair of economics, law and philosophy, Pavlodar State Pedagogical Institute, Republic of Kazakhstan, e-mail: KomarovOE@mail.ru

УДК 378.4

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА

THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS: TEACHER'S AND STUDENT'S VIEW

Н. Н. Шилова, Е. А. Кравченко

N. N. Shilova, E. А. Kravchenko

Ключевые слова: образовательный процесс, качество высшего образования, потребители образовательных услуг, мониторинг удовлетворенности, ориентация на потребителя, основные потребительские ценности Key words: educational process, quality of higher education of consumers of educational services, satisfaction surveys,

customer orientation, the main consumer value

Представлено исследование качества образовательного процесса по основным элементам. Охарактеризована удовлетворенность качеством образовательных услуг преподавателей и студентов. Выявлены основные расхождения оценочных мнений преподавателей и студентов в принципах формирования качества образовательного процесса.

The article describes the monitoring of the educational process quality by basic elements. It underlines the satisfaction of teachers and students with the quality of educational services. The main divergences in the teachers' and students' evaluation opinions about the principles of educational process qualityformation have been identified.

В последние годы разрабатываются и широко обсуждаются меры по реформированию и модернизации системы образования в Российской Федерации. Эти меры в значительной степени связаны с реализацией Бо-лонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2003 году. В Болонской декларации сформулирована цель: повышение международной конкурентоспособности и привлекательности европейской системы высшего образования. Таким образом, проблема качества образования на всех его уровнях и во всех формах приобретает первостепенное значение [1].

Система менеджмента качества (СМК) является частью системы менеджмента вуза, а значит, должна быть нацелена на получение результатов в соответствии с реализацией процессов по достижению целей в области качества, направленных на удовлетворение потребностей, ожиданий и требований заинтересованных сторон [2]. Первый принцип менеджмента качества, содержащийся в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2008 — «Ориентация на потребителя». Потребителями выступают «внутренние» — обучающиеся, и «внешние» — работодатели, государство и общество в целом. Во многих российских вузах в основе разработки системы качества образовательного процесса используется социологический мониторинг степени удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса, однако их субъективная удовлетворенность не является единственным критерием оценки качества образовательных услуг. Образовательные услуги неотделимы от тех, кто их предоставляет, и характеризуются непосредственным контактом обучающихся и преподавателей. Таким образом, качество образования можно оценить только с помощью характеристики, данной различными группами потребителей и основанной на удовлетворении их потребностей как совокупности требований и ожиданий [1].

В связи с этим в филиале БГУЭП в г. Братске было проведено исследование качества образования, направленное на измерение важности и степени соответствия для студентов и профессорско-преподавательского состава различных элементов образовательного процесса. Объект исследования — профессорско-преподавательский состав вуза, а также студенты 1-3 курсов, обучающиеся по направлению «Экономика».

Исследование проводилось методом анкетирования. Анкета позволяла оценить такие составляющие образовательного процесса, как: процесс обучения, организация учебного процесса, обеспечение учебного процесса, профессионализм и качество преподавательского состава вуза, внеучебная работа со студентами, профессионализм выпускников, отношения с внешней средой. Также анкета содержала ряд вопросов множествен-

ного выбора и вопросов открытого типа, позволяющих выявить недостатки образовательного процесса, ожидаемые мероприятия по его улучшению.

В первом блоке анкеты респондентам предлагалось оценить, насколько важным является тот или иной элемент образовательного процесса (от 0 % — «абсолютно не важен» до 100 % — «очень важен»), а также соответствие работы вуза задаче качественной подготовки выпускника по этим же элементам (0 % — «абсолютно не соответствует», 100 % — «полностью соответствует»).

Результаты проведенного исследования (рис. 1) позволяют констатировать, что в целом и преподаватели, и студенты отмечают высокую важность всех элементов образовательного процесса для обеспечения его качества, так как средние показатели оценки параметров составляют более 80 %; ППС — 81,6 %; студенты — 83,2 %.

Рис. 1. Важность составных элементов образовательного процесса в формировании качества образования, %

Также при изучении оценочных мнений субъектов образовательного процесса необходимо отметить, что ППС более высоко, чем студенты оценил важность таких составляющих, как «организация учебного процесса» и «внеучебная работа со студентами». Для оценки «организации учебного процесса» предлагались следующие категории: удобство расписания, содержание лекций, формы и методы проведения лекций и практических занятий, формы контроля знаний, организация научно-исследовательской работы. Наибольшие расхождения мнений ППС и студентов в этой категории отмечены в важности для обеспечения качества учебного процесса таких составляющих, как «формы контроля знаний» на зачетах, экзаменах, а также текущего контроля.

Большее внимание, чем студенты, преподаватели уделили внеучебной работе — 86 % против 83,75 %, хотя анализ результатов исследования показал, что такое расхождение выявилось вследствие того, что преподаватели отметили важность работы студенческого совета (95 %), тогда как студенты оценили этот элемент не очень высоко (79 %).

Важность элемента ОП «процесс обучения» был оценена студентами несколько выше, чем ППС (студенты — 97 %, ППС — 95 %), в частности, наибольший процент пришелся на «перечень изучаемых дисциплин», «распределение часов между читаемыми дисциплинами», «содержание учебных дисциплин».

Также необходимо отметить, что студенты придают большее значение в обеспечении качества образовательного процесса таким составляющим, как «профессионализм преподавателей» и «качество преподавательского состава»:

профессионализм преподавателей студенты — 96,8 % ППС — 92,4 %

качество преподавательского состава студенты — 96,6 % ППС — 92 %

Качество образовательного процесса также ассоциируется с качеством абитуриентов и качеством отношений с внешней средой. Важность данных элементов была оценена ППС на 89,5 %, студентами на 93,5 %, таким образом, можно отметить, что большее значение, чем преподаватели, студенты придают профориентаци-онной работе вуза и сотрудничеству вуза с потенциальными работодателями.

Результаты опроса респондентов об удовлетворенности качеством образовательного процесса представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Соответствие основныш потребительских ценностей образовательного процесса ожиданиям студентов и преподавателей, %

Наблюдаются небольшие расхождения в оценочных мнениях ППС и студентов об удовлетворенности такими элементами образовательного процесса, как «процесс обучения», «организация учебного процесса», «обеспечение учебного процесса», «отношения с внешней средой». Расхождения по данным категориям составили не более 5 %, в то время как преподаватели оценили степень соответствия таких категорий, как «профессионализм преподавателей» и «качество преподавательского состава», выше более чем на 5 %, а именно на 7,8 и 10,8 % соответственно. Студенты менее удовлетворены качеством преподавательского состава, в частности, «методической подготовленностью», «уровнем профессиональной коммуникации», «умением заинтересовать преподаваемым предметом», «заинтересованностью в успехах студентов».

Второй блок анкеты включал открытые вопросы и вопросы множественного выбора. В ходе обработки данных опроса выяснилось:

• 100 % ППС считает, что руководство вуза регулярно контролирует учебный процесс, в то время как так же считает только 39 % студентов, остальная часть считает, что это происходит «время от времени»;

• наличие значительного расхождения мнений относительно форм и методов проведения контроля знаний. Например, 50 % преподавателей считают, контроль качества усвоения знаний студентами должен происходить на каждом занятии, 25 % — «время от времени», 25 % — «в середине и конце семестра». Большинство студентов считают необходимым осуществление контроля «время от времени» (45 %) и «в середине и конце семестра» (20 %). За проведение контроля знаний на каждом занятии выступают 20 % студентов, 16 % опрошенных ответили «только в конце семестра».

• студенты и преподаватели по-разному видят содержание экзаменационных билетов. Более 70 % ППС считает, что они должны содержать вопросы, задачи и ситуации, в то время как более 55 % студентов предпочитают наличие в экзаменационных билетах только нескольких вопросов. Позиция студентов несколько непонятна, так как в это же время около 75 % из них, считают, что в преподаваемых курсах должны оцениваться в основном «способность размышлять в рамках данного курса» и «способность решать конкретные задачи», нежели «объем полученных знаний» (27,3 %);

• 100 % ППС отмечает предоставление руководством вуза инициативным студентам, хотя с ними согласны только 84 % студентов. В связи с этим можно предположить, что студенты мало информированы о политике вуза и его возможностях;

• 50 % преподавателей и 64 % студентов оценили организацию учебного процесса как «хорошую», «удовлетворительно» поставили 25 % ППС и 30 % студентов, что говорит о том, что большинство опрошенных удовлетворены организацией учебного процесса. Оценку «плохо» поставили только 0,4 % студентов;

• присутствует расхождение мнений преподавателей и студентов относительно требований по подготовке студентов на занятиях. 47 % студентов считают, что к ним предъявляются достаточно высокие

требования, в то время как с ними согласны только 25 % преподавателей, 48 % студентов и 75 % преподавателей оценивают требования как «средние».

В целях получения не только количественных данных удовлетворенности качеством образовательных услуг, но для комплексной оценки и глубокого мониторинга мнения студентов и преподавателей относительно качества деятельности высшего учебного заведения в анкету были включены открытые вопросы, при ответе на которые студенты и ППС приводят собственные суждения относительно качества образовательного процесса.

Вопрос «Что нравится в учебном процессе? (Опишите 2-3 достоинства учебного процесса)». Примечательно, что хотя суждения и приводились в свободной форме, студенты и преподаватели самостоятельно формулировали ответы-суждения, и студенты, и преподаватели одним из основных достоинств учебного процесса считают «формы и методы проведения занятий».

Студенты в этой категории приводят следующие примеры: понятность лекций (20 %); интересные лекции (45 %); занятия, мотивирующие к размышлениям (10 %). Преподаватели также отмечают среди достоинств учебного процесса содержательные лекции. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения. Правильно построенная лекция способна вызвать у студентов познавательный интерес, тем самым повысив уровень учебной мотивации, которая, как известно, является одним из факторов предпосылок для повышения эффективности образовательного процесса.

33 % студентов приводят в качестве достоинства высокий уровень профессионализма преподавателей. Также среди достоинств учебного процесса, приведенных студентами, можно выделить: удобство расписания, проведение семинарских занятий с применением активных форм обучения, эффективность практических занятий, грамотно построенный учебный план, систематическое проведение контроля успеваемости студентов.

Преподаватели выделяют: возможность творчества, проведение семинарских занятий с практическими примерами и т. п.

«Что не нравится в учебном процессе?» — данный вопрос позволил выявить недовольство студентов отсутствием или недостатком технологических средств, более 20 % опрашиваемых отметили отсутствие современной техники, отсутствие свободного доступа в Интернет. Преподаватели (более 30 %) также выделяют в качестве одной из главных проблем отсутствие возможности проведения занятий с использованием современных технических средств, отсутствие интерактивных средств обучения.

Также среди недостатков учебного процесса студенты приводят следующие суждения: нерациональное использование времени на семинарских занятиях, неудобное расписание, отсутствие столовой, отсутствие медицинского работника и возможности получить медицинскую помощь, необъективность некоторых преподавателей, отсутствие сотрудничества с работодателями, отсутствие экскурсий на предприятия города. Преподаватели также выделяют: отсутствие столовой, необходимость обеспечения высокой информационной плотности аудиторных занятий, сокращение учебных часов по программам бакалавриата.

Вопрос «Приведите необходимые, на Ваш взгляд, мероприятия для улучшения качества образования». Более 40 % студентов выделили в качестве рекомендации по совершенствованию учебного процесса увеличение практики, а именно часов семинарских занятий, около 30 % указали на необходимость улучшения технического обеспечения вуза, подключение сети Wi-Fi, 17,5 % студентов отметили постоянное повышение квалификации ППС. Также приводились следующие суждения: повышение контроля успеваемости студентов, повышение учебной мотивации студентов, организация постоянно действующего профкома, наличие оборудованной столовой, снижение количества общеобразовательных дисциплин за счет увеличения специальных.

ППС в качестве мер по совершенствованию образовательного процесса выделял: расширение использования информационных технологий и технических средств, привлечение к работе преподавателей с практическим опытом работы; постоянное совершенствование процесса обучения.

Таким образом, исследование позволило сформировать перечень основных потребительских ценностей участников учебного процесса, установить уровень удовлетворенности потребительских ожиданий, установить проблемные зоны в процессе оказания образовательных услуг:

• преподавателями недооценена важность практически всех элементов образовательного процесса, в то время как студенты предъявляют большие требования к обеспеченности учебного процесса современными технологическими средствами, методическими пособиями, состоянию аудиторского фонда, качеству ППС;

• выявлены значительные расхождения мнений студентов и преподавателей по формам, методам, срокам проведения контроля знаний и уровню требований, предъявляемых студентам на занятиях (ППС считает уровень требований средним, студенты — высоким);

• студенты и преподаватели удовлетворены содержанием преподаваемых дисциплин, наполненностью лекций;

• при выявлении недостатков образовательных услуг студенты больше внимания уделяют обеспеченности образовательными технологиями и социально-бытовым условиям (обеспеченность пунктами питания и медобслуживания, отношениям с внешней средой), в то время как преподаватели, помимо

недостаточной обеспеченности учебного процесса современными интерактивными технологиями, выделяют составляющие организации учебного процесса;

• важно отметить, что и преподаватели, и студенты считают, что для улучшения качества образования необходимо шире использовать информационные технологии и технические средства, а также совершенствовать проведение практических занятий.

Выявленный спектр проблемных мест позволяет руководству вуза разработать программу совершенствования качества учебного процесса, ориентированную на целевую аудиторию потребителей.

Список литературы

1. Менеджмент качества образовательных процессов: учеб. пособие / под ред. Э. В. Минько, М. А. Николаевой. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.-400 с.

2. Спиридонова А. А., Хомутова Е. Г. Исследование удовлетворенности студентов: подход, ориентированный на запросы потребителей // Университетское право: практика и анализ. - 2012. - № 3.-С 91-96.

3. Шилова Н. Н. Измерение удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон качеством образовательных услуг (доклад) // Вузовская наука: актуальные проблемы и новые технологии подготовки специалистов в области экономики, менеджмента, маркетинга и права»/ под ред. М. Л. Белоножко. - Вып. 10. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012.

4. Шилова Н. Н. Мониторинг удовлетворенности субъектов образовательного процесса вуза качеством образовательных услуг // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - С.101-107.

Сведения об авторах

Шилова Наталья Николаевна, д. э. н, профессор кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)208456

Кравченко Екатерина Александровна, филиал Байкальского государственного университета экономики и права

Shilova N. N., Doctor of Economics, professor of Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)208456

Kravchenko E. A., affiliate of the Baikal State University of Economics and Law, phone: 8(3452)208456

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

УДК 378.018.48:81'243

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УХТИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

EXPERIENCE OF THE DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY INTRODUCTION OF UKHTA STATE ENGINEERING UNIVERSITY

А. В. Жигалова, Л. О. Белякова, Т. В. Ложкина

A. V. Zhigalova, L. O. Belyakova, T. V. Lozhkina

Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранный язык, дистанционные образовательные технологии Key words: distance learning, foreign language, distance learning technologies

Рассматривается положительный опыт внедрения дистанционных образовательных технологий на кафедре иностранных языков УГТУ. Анализируются преимущества данной формы обучения по сравнению с традиционной заочной, а также уделяется внимание перспективам внедрения ДОТ в систему очного образования.

The article describes a successful experience of introduction of distance learning technologies at the foreign languages chair of Ukhta State Engineering University. It analyses the advantages of distance learning over the part-time education as well as draws the attention to the prospects of the distance learning technologies introduction in the full-time education system.

История дистанционного обучения насчитывает чуть более полувека, и вместе с тем оно имеет все шансы зарекомендовать себя как самая эффективная система подготовки высококвалифицированных специалистов. Дистанционное обучение дает равные возможности реализовать право человека на образование и получение информации без ограничений по возрасту, месту жительства, статусу и способностям.

Ухтинский государственный технический университет находится лишь в начальной стадии внедрения дистанционных образовательных технологий, однако благодаря директору и специалистам ЦДО процесс стал набирать обороты, несмотря на неоднозначное восприятие и понимание многими преподавателями данного процесса. В преподавательской среде основные претензии к обучению с применением ДОТ высказываются по поводу качества образования и отсутствия прямого очного общения между студентом и преподавателем. Как правило, подобное мнение складывается у тех, кто не имеет практики работы в данной системе. Те же, кто знаком с этой формой обучения, понимают ее значимость.

Кафедра иностранных языков УГТУ — новичок в обучении с применением ДОТ. Работа по внедрению и разработке дистанционных курсов ведется лишь полтора года, однако за это время было сделано очень многое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.