Научная статья на тему 'ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УХТИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УХТИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигалова Анастасия Владимировна, Белякова Лариса Оскаровна, Ложкина Т.В.

Рассматривается положительный опыт внедрения дистанционных образовательных технологий на кафедре иностранных языков УГТУ. Анализируются преимущества данной формы обучения по сравнению с традиционной заочной, а также уделяется внимание перспективам внедрения ДОТ в систему очного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY INTRODUCTION OF UKHTA STATE ENGINEERING UNIVERSITY

The article describes a successful experience of introduction of distance learning technologies at the foreign languages chair of Ukhta State Engineering University. It analyses the advantages of distance learning over the part-time education as well as draws the attention to the prospects of the distance learning technologies introduction in the full-time education system.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УХТИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

№ 2, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

недостаточной обеспеченности учебного процесса современными интерактивными технологиями, выделяют составляющие организации учебного процесса;

• важно отметить, что и преподаватели, и студенты считают, что для улучшения качества образования необходимо шире использовать информационные технологии и технические средства, а также совершенствовать проведение практических занятий.

Выявленный спектр проблемных мест позволяет руководству вуза разработать программу совершенствования качества учебного процесса, ориентированную на целевую аудиторию потребителей.

Список литературы

1. Менеджмент качества образовательных процессов: учеб. пособие / под ред. Э. В. Минько, М. А. Николаевой. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.-400 с.

2. Спиридонова А. А., Хомутова Е. Г. Исследование удовлетворенности студентов: подход, ориентированный на запросы потребителей // Университетское право: практика и анализ. - 2012. - № 3.-С 91-96.

3. Шилова Н. Н. Измерение удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон качеством образовательных услуг (доклад) // Вузовская наука: актуальные проблемы и новые технологии подготовки специалистов в области экономики, менеджмента, маркетинга и права»/ под ред. М. Л. Белоножко. - Вып. 10. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012.

4. Шилова Н. Н. Мониторинг удовлетворенности субъектов образовательного процесса вуза качеством образовательных услуг // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - С.101-107.

Сведения об авторах

Шилова Наталья Николаевна, д. э. н, профессор кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)208456

Кравченко Екатерина Александровна, филиал Байкальского государственного университета экономики и права

Shilova N. N., Doctor of Economics, professor of Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)208456

Kravchenko E. A., affiliate of the Baikal State University of Economics and Law, phone: 8(3452)208456

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

УДК 378.018.48:81'243

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УХТИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

EXPERIENCE OF THE DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY INTRODUCTION OF UKHTA STATE ENGINEERING UNIVERSITY

А. В. Жигалова, Л. О. Белякова, Т. В. Ложкина

A. V. Zhigalova, L. O. Belyakova, T. V. Lozhkina

Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранный язык, дистанционные образовательные технологии Key words: distance learning, foreign language, distance learning technologies

Рассматривается положительный опыт внедрения дистанционных образовательных технологий на кафедре иностранных языков УГТУ. Анализируются преимущества данной формы обучения по сравнению с традиционной заочной, а также уделяется внимание перспективам внедрения ДОТ в систему очного образования.

The article describes a successful experience of introduction of distance learning technologies at the foreign languages chair of Ukhta State Engineering University. It analyses the advantages of distance learning over the part-time education as well as draws the attention to the prospects of the distance learning technologies introduction in the full-time education system.

История дистанционного обучения насчитывает чуть более полувека, и вместе с тем оно имеет все шансы зарекомендовать себя как самая эффективная система подготовки высококвалифицированных специалистов. Дистанционное обучение дает равные возможности реализовать право человека на образование и получение информации без ограничений по возрасту, месту жительства, статусу и способностям.

Ухтинский государственный технический университет находится лишь в начальной стадии внедрения дистанционных образовательных технологий, однако благодаря директору и специалистам ЦДО процесс стал набирать обороты, несмотря на неоднозначное восприятие и понимание многими преподавателями данного процесса. В преподавательской среде основные претензии к обучению с применением ДОТ высказываются по поводу качества образования и отсутствия прямого очного общения между студентом и преподавателем. Как правило, подобное мнение складывается у тех, кто не имеет практики работы в данной системе. Те же, кто знаком с этой формой обучения, понимают ее значимость.

Кафедра иностранных языков УГТУ — новичок в обучении с применением ДОТ. Работа по внедрению и разработке дистанционных курсов ведется лишь полтора года, однако за это время было сделано очень многое.

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 2, 2014

Разработаны и внедрены в учебный процесс дистанционные курсы (ДК) «Иностранный язык (английский, немецкий, французский)», «Английский язык в профессиональной сфере» для студентов-заочников, обучающихся с применением ДОТ. Кафедра также проводит занятия с заочниками традиционной формы обучения (ТФО). Проведем некоторые параллели. Согласно учебному плану обе формы обучения предполагают 20 часов практических занятий. С заочниками ТФО мы проводим во время сессий 10 занятий за три дня, роль преподавателя при этом состоит только в проверке и оценке выполненных студентом (часто не самостоятельно) контрольных работ, тестов, прочитанных текстов, разговорных тем. В ДК мы работаем до 17 недель. Занятия разбиты по модулям, при этом преподаватель обязательно организует самостоятельную работу студентов (заочникам ТФО трудно сделать это самим в силу различных факторов) и предусматривает задания с активной обратной связью, которые он лично проверяет. Для того чтобы студент смог выполнить контрольные работы, в SCORM-пакете, выкладывается грамматический материал с тестом на проверку его усвоения. Затем студенты выполняют практические задания. После выполнения контрольных работ (проверяются, безусловно, преподавателем) студенты проходят промежуточный тест, который, как и практические задания, проверяется автоматически, что исключает предвзятость преподавателя. Работа с текстами у заочников ТФО сводится к чтению и его переводу их на русский язык, в ДК же разработана система упражнений, проверяющих их понимание, разговорные темы студенты проговаривают, записывают и отправляют в виде аудиофайла. Чтобы студенты не пропускали задания, можно обеспечить последовательный доступ к ним.

На наш взгляд, заочное обучение с применением ДОТ эффективнее, так как оно предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения ДК. И статус данного вида обучения нисколько не ниже, так как роль преподавателя не только в контроле выполненных заданий, но и в систематическом, последовательном обучении студента, управлении его работой. Кроме того, студенты имеют возможность своевременно связаться с преподавателем в процессе обучения, задать вопрос, получить консультацию.

В связи с этим мы решили не ограничиваться применением ДОТ только в отношении заочного отделения. Планируется применить его также и в очном образовании. Применение технологий и средств дистанционного обучения при проведении традиционного очного обучения позволяет выстраивать совершенно новые уникальные модели обучения. Это может быть электронный ресурс, который может включать электронный учебник или электронную тетрадь для самостоятельных работ, а также одновременно тренажеры, практические работы, электронные системы тестирования, которыми могут воспользоваться студенты для отработки тех или иных навыков. По нашему мнению, комбинированная модель очного и дистанционного курса по изучаемой дисциплине представляет собой наиболее эффективную форму обучения и контроля знаний и умений. При внедрении такой модели в процесс очного обучения большой объем учебного материала можно преобразовать в электронные лекции благодаря мультимедиа. В них визуальная информация более яркая, динамичная и запоминающаяся. К тому же нет необходимости убеждать, насколько электронная форма контроля экономит время преподавателя, поэтому на очных занятиях он может уделять больше времени активным формам работы. Например, в начале учебного курса преподаватель информирует студентов о том, что помимо самостоятельного дистанционного освоения материала и выполнения письменных заданий в электронном виде им предстоит выполнить тесты очно несколько раз за семестр, а также контрольный тест, чтобы отчитаться о проделанной работе. В этом случае студенты отчетливо видят, что бездумно что-то у кого-то списать не удастся, а, наоборот, придется читать, запоминать и думать, выполняя задания на СРС. Помимо этого, если задания студентами не выполняются на проходной балл, система автоматически не пускает дальше, а возвращает их изучить тот или иной материал еще раз. В результате из электронного журнала оценок преподаватель может увидеть, какой студент, на каком задании испытывает затруднения, и внести изменения в самостоятельную работу такого студента.

Реализуя на практике технологии ДОТ, можно гарантировать более глубокие остаточные знания студентов и, следовательно, качество образования.

Сведения об авторах

Жигалова Анастасия Владимировна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, тел. 89630217433, e-mail: anastasia.vladmirovna.z@yandex.ru

Белякова Лариса Оскаровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, тел. 89121147005

Ложкина Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, тел. 79042245300, e-mail: tvlozhkina@gmail.com

Zhigalova A. V., senior lecturer of foreign languages chair, Ukhta State Engineering University, phone: 89630217433, e-mail: anastasia.vladimirovna.z@yandex.ru

Belyakova L. O., senior lecturer of Foreign Languages Department, Ukhta State Engineering University, phone: 89121147005, e-mail: lbelyakova@ugtu.net

Lozhkina T. V. senior lecturer of Foreign Languages Department, Ukhta State Engineering University, phone: 89042245300, e-mail: tvlozhkina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.