Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС / АКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова Наталья Васильевна

Рассмотрена необходимость адаптации студентов к работе в системе дистанционного обучения. Описан интерактивный дистанционный курс, разработанный для этой цели, и показаны пути его актуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF STUDENTS TO WORK IN THE DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT

The article considers the necessity of adaptation of students to work in the distance learning environment. It describes the interactive online course developed for this purpose and the ways of its actualization.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Кроме того, если первый курс повышения квалификации почти весь проходил в традиционном аудиторном режиме, когда сначала читался блок теоретического лекционного материала, а в системе проходили только практические занятия (также в аудитории), то для данной программы специально был разработан дистанционный курс. Благодаря ему знакомство слушателей с системой дистанционного обучения (СДО) происходит с первых же дней, и в дальнейшем все обучение проводится в рамках разработанного дистанционного курса с минимальным количеством очных аудиторных занятий. При этом весь лекционный материал, который рассматривается в аудитории, выставляется в системе для самостоятельного освоения слушателями, пропустившими очные занятия.

Исходя из того, что основой ДО является самостоятельная деятельность обучающегося, направляемая и контролируемая преподавателем, курс содержит много обучающих ресурсов, изучение которых завершается разнообразными контрольными мероприятиями.

Во время освоения программы слушатели разрабатывают сценарий дистанционного курса по своей дисциплине, и почти все задания, выполняемые ими, не являются отвлеченными, а ориентированы конкретно на их собственные дисциплины. Результатом обучения слушателей является готовый авторский дистанционный курс.

Насыщенность, интенсивность, объемность и продолжительность данной программы оправдана только в том случае, если мы готовим не столько преподавателей ДО, сколько авторов и разработчиков интерактивных дистанционных курсов. Для подготовки тьюторов достаточно стандартной программы, охватывающей изучение методики и особенностей использования ДОТ, а также приобретение практических навыков работы в СДО в объеме 72 часа.

Второй уровень реализует организацию ряда мероприятий, направленных на перманентное повышение квалификации преподавателей ДО. В УГТУ таковыми являются:

• ежемесячные обучающие или практические семинары, посвященные актуальным вопросам ДО;

• информационный листок «Вестник ЦДО», содержащий практические советы по работе в СДО;

• дистанционный курс «Полезная информация — преподавателям», включающий в себя материалы для самостоятельного изучения;

• индивидуальные консультации преподавателям методистами ЦДО по вопросам разработки дистанционных курсов и возможностям системы;

• участие преподавателей университета в интернет-конференциях различного уровня по вопросам электронного обучения и в сообществах e-Learning преподавателей.

Можно утверждать, что используемая в УГТУ структура кадровой подготовки преподавателей ДО полностью отвечает задачам, поставленным перед вузом в этой области российским законодательством.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3: [ред. от 23.07.2013] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

Сведения об авторах

Смирнова Галина Леонидовна, директор центра дистанционного обучения, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, тел. 8(8216)700278, e-mail: gsmirnova@ugtu.net

Смирнов Юрий Геннадиевич, заведующий кафедрой «Прикладная математика и информатика, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, тел. 8(8216)774581, e-mail: ysmirnov@ugtu.net

Smirnova G. L., Director of the Center of remote learning, Ukhta State Technical University, phone: 8(8216)700278, e-mail: gsmirnova@ugtu.net

Smirnov Yu. G. Head of the Department of applied mathematics and informatics, Ukhta State Technical University, phone: 8(8216) 774581, e-mail: ysmirnov@ugtu.net

УДК 378.018.43:612.017.2

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ADAPTATION OF STUDENTS TO WORK IN THE DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT

Н. В. Солдатова N. V. Soldatova

Ключевые слова: адаптация студентов, система дистанционного обучения, интерактивный дистанционный курс, актуализация Key words: adaptation of students, distance learning environment, an interactive online course, actualization

Рассмотрена необходимость адаптации студентов к работе в системе дистанционного обучения. Описан интерактивный дистанционный курс, разработанный для этой цели, и показаны пути его актуализации.

The article considers the necessity of adaptation of students to work in the distance learning environment. It describes the interactive online course developed for this purpose and the ways of its actualization.

№ 1, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

Студент, начинающий работу в системе дистанционного обучения (СДО), нередко сталкивается с неизвестным ему ранее интерфейсом, способами коммуникативного взаимодействия с преподавателями и однокурсниками, вариантами проведения аудиторных лекционных и практических (лабораторных) занятий и т. п. Качество обучения по предметным курсам во многом зависит от того, насколько быстро и успешно произойдет адаптация студента к новой среде. Вузы, использующие дистанционные образовательные технологии (ДОТ), решают эту проблему каждый по-своему, не является исключением и Ухтинский государственный технический университет (УГТУ).

Первый учебный курс, начинающийся со слов «Поздравляем! Вы — студент Ухтинского государственного технического университета!», создан именно для того, чтобы научить «дистанционных» студентов работать в системе, дать им возможность привыкнуть к ней. Впервые в полном объеме этот курс был запущен в 2011-2012 учебном году. Разработанный с опорой на «Методические указания по работе в СДО УГТУ для студентов», он почти дословно повторял текст данных указаний. В нем последовательно и очень подробно дано описание интерфейса системы и ее возможностей. В результате курс получился объемный, включающий в себя много лишней информации, не вызывающий интереса у студентов и не всегда соответствующий методологии использования ДОТ.

Переход на новую версию ЬМЕ МооШе, разработка новых локальных нормативных актов по применению ДОТ в университете, а также желание заинтересовать, воодушевить студентов — все это стало побудительным мотивом для кардинальной переработки обучающего курса. Заведомо лишняя информация была удалена, оставшаяся часть теоретического материала — переработана и адаптирована к требованиям электронного обучения, количество заданий сокращено за счет их объединения и интеграции, коммуникативные возможности системы осваивались студентами естественным образом на протяжении всего курса, не выделяясь в отдельный блок. В рамках данного курса студенты заполняют профиль пользователя, осваивают встроенный редактор, учатся общаться с помощью сервисов системы, рассматривают варианты выставления теоретического материала, организации практических и контрольных мероприятий.

Кроме того, в данной версии обучающего курса стала доступной для студентов информация об организации учебного процесса (где найти выборки из рабочих учебных планов и графики учебного процесса, как ликвидировать академические задолженности, каким образом правильно оформить контрольные и курсовые работы/проекты и т. п.).

Особый интерес у студентов вызвал модуль, посвященный российскому законодательству («Права студентов», «Обязанности студентов», «Льготы студентам, совмещающим работу с учебой в университете»), о чем свидетельствовала статистика просмотра данных ресурсов.

Для определения необходимости модернизации обучающего курса и ее направления среди «дистанционных» студентов был проведен опрос, включивший в себя следующие вопросы:

• Какая информация во вводном курсе была лишней, ненужной, очевидной? То есть без какой информации Вы бы сами быстро разобрались в системе?

• Какой информации во вводном курсе не хватало?

Анализ полученных ответов позволил выявить ту часть информации, которая, в связи с уровнем ИКТ-компетенций современных студентов, не была востребована в процессе обучения, а потому была удалена из курса. Внедрение в учебный процесс виртуальных лабораторных работ привело к разработке отдельного модуля, посвященного конкретно им. Анализ вопросов, задаваемых студентами во время изучения предметных курсов в 2012-2013 учебном году, позволил методистам центра дистанционного обучения (ЦДО) создать банк ответов, который нашел свое отражение в актуализации обучающего курса.

После трех лет апробации обучающего курса мы видим реальные результаты — студенты уверенно, активно, плодотворно работают в СДО, у них возникает все меньше и меньше вопросов, при изучении предметных курсов они не тратят время на освоение интерфейса и возможностей системы, а сразу погружаются в содержательную часть дисциплины.

Дальнейшая актуализация рассматриваемого курса будет связана с расширением возможностей системы, подключением дополнительных модулей и дальнейшим развитием компьютерных технологий. При этом кроме интересов студентов необходимо учесть и интересы преподавателя: в настоящее время этот курс не входит ни в один рабочий учебный план, его проводят сотрудники ЦДО во внерабочее время, дальнейшее расширение контингента студентов добавит новые проблемы. Поэтому обучающий курс должен быть максимально переведен из режима работы «преподаватель-студент» в режим работы «система-студент», что позволит значительно снизить нагрузку на куратора курса. Кроме того, данная оптимизация курса позволит оставить вводный курс открытым для студента в течение всего срока обучения, а не в течение первого семестра, как это происходит в настоящий момент.

Сведения об авторе

Солдатова Наталья Васильевна, специалист по учебно-методической работе центра дистанционного обучения, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, тел.8(8216)700279, e-mail: nsoldatova@ugtu.net

Soldatova N. V., specialist in teaching-methodical activity of the Center of Distance Learning, Ukhta State Technical University, phone.8(8216)700279, e-mail: nsoldatova@ugtu.net

УДК 378.14

СОТРУДНИЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ РОССИИ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОГРАММ

COLLABORATION OF ENGINEERING HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA IN THE AREA OF ENGINEERING PROGRAMS REALIZATION

Н. В. Сташковская

N. V. Stashkovskaya

Ключевые слова: инженерные программы, международное сотрудничество, нефтегазовая сфера Key words: engineering programs, international co-operation, oil and gas sphere

Краткий обзор реализации инженерных программ Тюменского государственного нефтегазового университета на примере развития партнерских связей с вузами и предприятиями нефтегазовой сферы Китая. Подобное сотрудничество является чрезвычайно важным для эффективного действия на международном образовательном рынке.

The paper presents a review of realization of engineering programs on the example of current partnership between Tyumen State Oil and Gas University and China Universities and enterprises in the oil and gas sphere. Such international co-operation is supremely important for effective activity at the international educational market.

Последнее десятилетие поставило перед Россией сложнейшие вопросы о реальном месте и роли на международном рынке образовательных услуг. Постепенно стала очевидной необходимость создания нового инструментария, способного качественно изменить влияние России на мировые события. При этом профессор Н. Г. Хайруллина считает, что сотрудничество должно затрагивать не только вузы сотрудничающих государств, но и органы власти и бизнеса [1].

Развитие науки, техники и технологий в современном мире ставит перед высшим образованием многочисленные задачи. Сложность и масштабность решаемых в инженерной практике задач, ответственность перед обществом за профессиональные умения требуют гарантированной подготовки качественных инженерных кадров.

Мобильность инженеров, преподавателей и студентов требует создания международной системы признания профессионализма инженеров и преподавателей, системы оценки эквивалентности образовательных программ в области новейших технологий. Менеджмент, экономика, языковая подготовка, социальные науки, международные отношения и образование — это те профессиональные области, в которых российскими вузами накоплен достаточный опыт сотрудничества, в том числе по созданию совместных программ. О сотрудничестве в области инженерных программ и естественных наук информация очень ограничена.

Во многих развитых странах существует двухступенчатая система оценки качества специалистов и признания инженерных квалификаций. Первая ступень — признание образовательных программ в области техники и технологии через процедуру их аккредитации. Вторая — признание профессиональной квалификации инженеров через их сертификацию и регистрацию.

Такая система реализуется в каждой стране национальными общественными профессиональными организациями — инженерными советами, имеющими в своем составе органы по аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов: ABET (Accreditation Board for Engineering and Technology, США), ECUK (Engineering Council UK, Великобритания), CCPE (Canadian Council of Professional Engineers, Канада), IEAust (Institution of engineers, Australia, Австралия) и другие.

Присоединение России к Лиссабонской конвенции и Болонской декларации предполагает активацию международной деятельности российских вузов [2].

Cегодня Тюменский государственный нефтегазовый университет — это крупнейший вуз Уральского федерального округа, современный, динамично развивающийся научно-образовательный университетский комплекс. Это многопрофильное и многоуровневое учебное заведение, реализующее программы начального, среднего специального и высшего образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов, программы аспирантуры и докторантуры.

С каждым годом активнее и разнообразнее становится международная деятельность вуза, крепнут и расширяются интернациональные связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.