Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ РОССИИ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОГРАММ'

СОТРУДНИЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ РОССИИ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НЕФТЕГАЗОВАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сташковская Наталья Владимировна

Краткий обзор реализации инженерных программ Тюменского государственного нефтегазового университета на примере развития партнерских связей с вузами и предприятиями нефтегазовой сферы Китая. Подобное сотрудничество является чрезвычайно важным для эффективного действия на международном образовательном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLABORATION OF ENGINEERING HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA IN THE AREA OF ENGINEERING PROGRAMS REALIZATION

The paper presents a review of realization of engineering programs on the example of current partnership between Tyumen State Oil and Gas University and China Universities and enterprises in the oil and gas sphere. Such international co-operation is supremely important for effective activity at the international educational market.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ РОССИИ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОГРАММ»

Сведения об авторе

Солдатова Наталья Васильевна, специалист по учебно-методической работе центра дистанционного обучения, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, тел.8(8216)700279, e-mail: nsoldatova@ugtu.net

Soldatova N. V., specialist in teaching-methodical activity of the Center of Distance Learning, Ukhta State Technical University, phone.8(8216)700279, e-mail: nsoldatova@ugtu.net

УДК 378.14

СОТРУДНИЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ РОССИИ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОГРАММ

COLLABORATION OF ENGINEERING HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA IN THE AREA OF ENGINEERING PROGRAMS REALIZATION

Н. В. Сташковская

N. V. Stashkovskaya

Ключевые слова: инженерные программы, международное сотрудничество, нефтегазовая сфера Key words: engineering programs, international co-operation, oil and gas sphere

Краткий обзор реализации инженерных программ Тюменского государственного нефтегазового университета на примере развития партнерских связей с вузами и предприятиями нефтегазовой сферы Китая. Подобное сотрудничество является чрезвычайно важным для эффективного действия на международном образовательном рынке.

The paper presents a review of realization of engineering programs on the example of current partnership between Tyumen State Oil and Gas University and China Universities and enterprises in the oil and gas sphere. Such international co-operation is supremely important for effective activity at the international educational market.

Последнее десятилетие поставило перед Россией сложнейшие вопросы о реальном месте и роли на международном рынке образовательных услуг. Постепенно стала очевидной необходимость создания нового инструментария, способного качественно изменить влияние России на мировые события. При этом профессор Н. Г. Хайруллина считает, что сотрудничество должно затрагивать не только вузы сотрудничающих государств, но и органы власти и бизнеса [1].

Развитие науки, техники и технологий в современном мире ставит перед высшим образованием многочисленные задачи. Сложность и масштабность решаемых в инженерной практике задач, ответственность перед обществом за профессиональные умения требуют гарантированной подготовки качественных инженерных кадров.

Мобильность инженеров, преподавателей и студентов требует создания международной системы признания профессионализма инженеров и преподавателей, системы оценки эквивалентности образовательных программ в области новейших технологий. Менеджмент, экономика, языковая подготовка, социальные науки, международные отношения и образование — это те профессиональные области, в которых российскими вузами накоплен достаточный опыт сотрудничества, в том числе по созданию совместных программ. О сотрудничестве в области инженерных программ и естественных наук информация очень ограничена.

Во многих развитых странах существует двухступенчатая система оценки качества специалистов и признания инженерных квалификаций. Первая ступень — признание образовательных программ в области техники и технологии через процедуру их аккредитации. Вторая — признание профессиональной квалификации инженеров через их сертификацию и регистрацию.

Такая система реализуется в каждой стране национальными общественными профессиональными организациями — инженерными советами, имеющими в своем составе органы по аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов: ABET (Accreditation Board for Engineering and Technology, США), ECUK (Engineering Council UK, Великобритания), CCPE (Canadian Council of Professional Engineers, Канада), IEAust (Institution of engineers, Australia, Австралия) и другие.

Присоединение России к Лиссабонской конвенции и Болонской декларации предполагает активацию международной деятельности российских вузов [2].

Cегодня Тюменский государственный нефтегазовый университет — это крупнейший вуз Уральского федерального округа, современный, динамично развивающийся научно-образовательный университетский комплекс. Это многопрофильное и многоуровневое учебное заведение, реализующее программы начального, среднего специального и высшего образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов, программы аспирантуры и докторантуры.

С каждым годом активнее и разнообразнее становится международная деятельность вуза, крепнут и расширяются интернациональные связи.

№ 1, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

Тюменский государственный нефтегазовый университет придает огромное значение развитию экспорта образовательных услуг. В 2011-2012 учебном году в ТюмГНГУ по всем специальностям и направлениям обучались 1 237 иностранных студентов.

С целью международного признания образовательной деятельности, повышения конкурентоспособности выпускников на международном «рынке труда» в университете проведена сертификация системы менеджмента качества. Реализуется общественно-профессиональная аккредитация программ в области техники и технологии. Аккредитовано 15 образовательных программ и международный буровой тренажерный центр.

Тюменский государственный нефтегазовый университет уделяет большое внимание развитию партнерских связей с вузами и предприятиями нефтегазовой сферы Китая. Эта страна по своему геополитическому положению и экономическому статусу играет огромную роль в мире, тем более в Тихоокеанском регионе. Она имеет совместную протяженную границу на Юго-востоке с РФ и является одним из наших непосредственных соседей.

Тюмень как столица нефтяного края имеет побратимские отношения с китайским городом Дацин провинции Хэйлунцзян. Интересы китайских промышленных кругов нефтегазового сектора представлены в Тюмени в лице фирмы BGP International, дочернего предприятия промышленной группы CNPC (China National Petroleum Corporation).

Развитие отношений с китайскими партнерами имеет свою давнюю историю. Еще в 2004 году в Хабаровске проректор по учебной работе, информационным технологиям и информатике Г. А. Панфилов подписал Протокол о намерениях с ректором Нефтяного института г. Дацина. В ноябре 2004 г. ТюмГНГУ представил пакет документов с предложениями по сотрудничеству с Дацинским нефтяным институтом в рамках подготовки администрацией г. Тюмени перспективного плана развития партнерства с китайским городом-побратимом. В январе 2005 г. планировалось подписание данного плана ответственными представителями администрации г. Тюмени и канцелярии иностранных дел г. Дацина.

В декабре 2005 года Институт геологии и нефтегазодобычи ТюмГНГУ посетила представительная делегация компании CNPC. Китайский «десант» возглавлял начальник CNPC Московского офиса господин Нин Сунь. Целью визита было обсуждение совместно с руководством и учеными ТюмГНГУ вопросов, связанных с бурением скважин (новые виды техники, технологии и инструменты бурения горизонтальных, многозабойных, глубоких скважин и скважин в условиях, приближенных к равновесию на газовой основе), с технологией проведения скважных работ, знакомство с работой научно-исследовательских институтов ТюмГНГУ.

В июле 2007 года ТюмГНГУ посетила делегация корпорации «ХАНВЭЙ Энерджи Сервисиз Корпо-рэйшн». Цель визита — знакомство с университетом, установление партнерства и дальнейшего совместного сотрудничества, а также такие далеко идущие планы, как строительство завода по производству и ремонту стеклопластиковых труб высокого давления. Корпорация проявила большой интерес к подготовке и подбору квалифицированных сотрудников различных уровней.

В ноябре 2008 года ТюмГНГУ посетила делегация Китайского нефтяного университета г. Дуньин. Цель сотрудничества — подготовка специалистов в области нефтегазового дела для Китайской народной республики.

Интерес китайской делегации к ТюмГНГУ не случаен. Между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой был подписан договор о сотрудничестве. Решен вопрос о строительстве ветки нефтепровода в Китай. В связи с этим сотрудничество двух вузов может развиваться не только в области подготовки специалистов, но и в разработке научных проектов.

По итогам визита китайской делегации был подписан Меморандум о намерениях к сотрудничеству, и принято решение о том, что, с 2009-2010 учебного года Китайский нефтяной университет будет направлять в ТюмГНГУ на обучение студентов-отличников.

Первый десант студентов из Китайского нефтяного университета г. Дуньин в количестве 18 человек прибыл в ТюмГНГУ по договоренности к началу учебного года. Цель визита — получить необходимый и достаточный уровень языковой компетенции по русскому языку как иностранному с последующим их зачислением на выбранные специальности Института нефти и газа ТюмГНГУ. В настоящее время китайские студенты полностью адаптировались к условиям обучения, проживания и жизни в большом студенческом коллективе университета.

В апреле 2009 года состоялся визит в Китайский нефтяной университет проректора по учебной работе А. А. Серебренникова и начальника Управления международной деятельности К. В. Кирсанова. В ходе визита были детально проработаны условия совместного обучения китайских граждан в ТюмГНГУ и подписано дополнительное соглашение. В рамках этой встречи были также обсуждены планы обоих вузов по реализации обменной программы ознакомительных практик для студентов и аспирантов.

Обменная программа была реализована уже в мае-июне 2009 года и, по мнению сторон, достаточно успешно. Студенты и аспиранты обоих вузов-партнеров побывали в гостях друг у друга, посетили предприятия нефтегазового сектора и познакомились с современными технологиями производства, условиями труда и быта

работников. Программы визитов предусматривали также знакомство с культурой и обычаями народов, местными достопримечательностями. По итогам реализации программы обменов было принято решение сделать ее традиционной.

К началу 2010-2011 учебного года университет-партнер из г. Дуньин направил в ТюмГНГУ на обучение еще 15 студентов по обычной схеме обучения, а также 25 человек, которые будут обучаться «Нефтегазовому делу» по программе подготовки бакалавров по схеме «2+З». Данная схема предполагает, что два первых года студенты изучают «Нефтегазовое дело» у себя в родном университете, а потом продолжают обучение в ТюмГНГУ по заранее согласованной программе (русский язык как иностранный в объеме 1 200 часов/год + 2 завершающих года подготовки бакалавров в ТюмГНГУ). По итогам обучения студентам будут вручены дипломы обоих университетов.

Сотрудничество с китайскими коллегами расширяется и крепнет. У ТюмГНГУ и Китайского нефтяного университета большие планы на будущее. Одно из перспективных направлений — организация обучения китайских граждан в Нефтегазовом колледже ТюмГНГУ.

Представляется целесообразным возобновить контакты с Дацинвнешэкоторгом, который проявил интерес к совместной подготовке студентов из г. Дацин (Дацинский нефтяной университет) в ТюмГНГУ, а также подготовке специалистов для китайской корпорации СNPC [4].

Ключевые проблемы разработки и реализации совместных программ — вопросы качества подготовки; вопросы признания совместных дипломов и изменения национального законодательства; финансовые проблемы осуществления академической мобильности.

Качество международных образовательных проектов и программ, реализуемых в нашем вузе, отслеживается по целому ряду критериев:

• конкурсный отбор участников (как внутренний, так и внешний) по таким показателям, как успехи в учебе, социальная активность, знание иностранного языка, адаптивность, опыт работы в зарубежных компаниях и т. п.;

• согласованные с зарубежным вузом программы обучения («двойной диплом», «включенное обучение», краткосрочные программы стажировок);

• признание результатов обучения студента ТюмГНГУ в зарубежном вузе;

• выдача «европейского» приложения к диплому нашим выпускникам, который разработан европейской комиссией, согласован с министрами образования европейских государств. Это делает наш диплом ТюмГНГУ «транспарентным», «прозрачным» и понятным для потенциальных работодателей за рубежом и для продолжения обучения в зарубежном вузе;

• договорные отношения, которые связывают наш вуз с зарубежным вузом. Это критерий признания качества подготовки наших выпускников и качества образования в зарубежном вузе;

• качество реализации совместных образовательных программ и проектов повышается за счет систематического повышения нашими студентами уровня владения иностранным языком. Для этого существует целый ряд программ внутри вуза: переводчик в сфере профессиональной коммуникации, языковые курсы для преподавателей и студентов и др.

Таким образом, становится понятным, что детальная разработка подобной стратегии экспорта образовательных услуг по отношению к какой-то определенной стране или интересуемому региону является чрезвычайно важным делом и позволит вузам с наибольшей эффективностью функционировать на международном образовательном рынке [3].

Список литературы

1. Хайруллина Н. Г. Роль социологических технологий в деятельности органов власти, образования и бизнеса / Хайруллина Н. Г., Щербаков Г. А. // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. - 2008. -№ 4. - С. 44-46.

2. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации: Справка к заседанию коллегии Минобрнауки России 16 декабря 2004 года // Сайт Учебно-методического объединения Московского государственного университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.umo.msu.ru/info/161204.html.

3. Желбаков И. Н., Извекова Т. Ф. Основы разработки маркетинговой стратегии вуза по выходу на международный образовательный рынок. Материалы Vll Всероссийской конференции и XVll Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей». - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 166 с.

4. Тюменский государственный нефтегазовый университет. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tsogu.ru/.

Сведения об авторе

Сташковская Наталья Владимировна, ассистент кафедры «Иностранные языки № 2», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89224847393

Stashkovskaya N. V., assistant of the chair of foreign languages, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89224847393

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.