Из жизни вуза
105
РОЛЬ УГТУ В ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ЦХАДАЯ Николай Денисович - ректор, д-р техн. наук, профессор, Ухтинский государственный технический университет. Е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проанализирована деятельность УГТУ в качестве источника развития единого образовательного пространства Республики Коми по трем основным направлениям деятельности университета: подготовка кадров, наука, социокультурная миссия. Особо рассмотрены перспективы сетевого взаимодействия УГТУ и школ города Ухты как опорного города Республики Коми.
Ключевые слова: образовательная среда региона, сетевое взаимодействие образовательных организаций, инновационный территориальный кластер, технопарк, социально-коммуникативный проект, социокультурная миссия
Для цитирования: Цхадая Н.Д. Роль УГТУ в организации и развитии сетевого взаимодействия в образовательном пространстве Республики Коми // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 105-111.
В нашей предыдущей статье, опубликованной в журнале «Высшее образование в России » [1], рассматривалась роль Ухтинского государственного технического университета в экономическом развитии и социокультурной жизни Республики Коми. Обращение к вопросу о сетевом взаимодействии в образовательном пространстве региона является продолжением этой темы.
Под термином «сетевое взаимодействие » применительно к образовательным организациям принято понимать «систему горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающую доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов » [2]. Преимущества сетевого взаимодействия очевидны: оно позволяет расширять и усиливать ресурсы объединенных «сетью» организаций не за счет дополнительного финансирования, а прежде всего за счет эффективного использования имеющихся возможностей.
Роль Ухтинского университета в организации и развитии сетевого взаимодействия в образовательном пространстве Республики Коми удобно рассматривать, выделяя три основных направления деятельности вуза: подготовка кадров, научно-ин-
106
Высшее образование в России • № 12, 2015
новационная деятельность и социокультурная миссия.
УГТУ - это полноценный университетский комплекс с обширным спектром образовательных программ - от бакалаврских до аспирантских. В трех колледжах комплекса осуществляется подготовка по программам среднего профессионального образования. Подготовка специалистов со средним и высшим профессиональным образованием ведется по очень широкому перечню направлений, в основном технических. Более 90% выпускников университета трудоустраиваются в первый же год после выпуска.
К наиболее значимым линиям взаимодействия УГТУ с сетевыми партнерами в образовательном пространстве Республики Коми относятся:
• сотрудничество:
- с вузами региона по линии совета ректоров вузов Республики Коми;
- с Коми научным центром УрО РАН;
- с отраслевыми НИИ;
- с производственными организациями;
- с общественными организациями;
- с организациями среднего образования;
- с иными организациями, прежде всего социальной направленности;
• включение в состав комплекса горно-нефтяного и промышленно-экономического лесного колледжей, а также индустриального техникума города Ухты;
• международное партнерство;
• взаимодействие с республиканскими и муниципальными органами власти.
«Вписанность » Ухтинского университета в региональный экономический контекст обусловлена целями создания вуза: он был и остаётся главным поставщиком кадров для нефтегазового комплекса Республики Коми. Значителен вклад университета в кадровое обеспечение строительной индустрии, лесной отрасли, а с недавнего времени - и горнорудной. Кульминационным выра-
жением и подтверждением этой роли УГТУ в последнее время стала его победа в федеральном конкурсе «Кадры для регионов ». В соответствии с заявкой за два года университет реализовал большую программу модернизации лабораторной базы. Открыто семь новых специализаций по нефтегазовому и геологическому направлению по уровню прикладного бакалавриата и уровню магистратуры. Ключевым фактором успешности участия УГТУ в этом конкурсе стала поддержка стратегических отраслевых партнеров.
Партнерство университета с дочерними компаниями таких гигантов отечественной экономики, как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «ЛУКОЙЛ», базируется на многолетних традициях и долгосрочных широкоформатных договорах о сотрудничестве. И это только самые крупные партнеры, а вся их совокупность насчитывает более ста организаций. Благодаря производственным партнерам университет располагает самым современным аудиторно-лабораторным комплексом. Последним зримым результатом развития лабораторной базы стало открытие нефтегазового учебно-практического полигона УГТУ. В концепции полигона отражен проектный подход: здесь представлена вся производственная цепочка - от геологии до конечного продукта, весь технологический процесс -от добычи до транспортировки и переработки нефти и газа. На полигоне размещено оборудование, которое используется нефтегазовыми компаниями региона в производственном процессе. В роли наглядного пособия оно позволяет с первого курса обучения студентов формировать у них представление о специфике конкретного производства. К настоящему времени полигон включает площадки четырех компаний: АО «Транснефть-Север», ООО «ЛУ-КОЙЛ-Коми», ООО «Газпром трансгаз Ухта» и ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепере-работка».
Многолетние плодотворные партнер-
Из жизни вуза
107
ские отношения с крупнейшими предприятиями в Ухте и республике в целом сделали университет очень мобильным и чутким в отношении их кадровых потребностей. То же самое относится и к научно-инновационной деятельности УГТУ. Научно-педагогический потенциал университетского комплекса является компонентом научно-инновационной триады, которую следует рассматривать в качестве структурно-функциональной основы инновационного развития не только университета, но и города и региона. Триада включает в себя университетский комплекс, технопарк «Родина первой российской нефти - Ухта» и инновационный территориальный кластер Республики Коми «Нефтегазовые технологии ».
Такого рода кластеры представляются максимально эффективной формой взаимодействия региональной власти, образовательных, научных, производственных организаций, действующих в регионе, и гражданского общества. Форма кластера сводит воедино учебную, научную и производственную линии партнерских отношений университетского комплекса. Краткая аннотация становления на базе УГТУ территориального нефтегазового кластера может служить репрезентативным контекстом развития сотрудничества УГТУ с научными и производственными организациями.
В университете прошло несколько совещаний с участием руководства действующих на территории Республики Коми дочерних предприятий компании «Газпром», компаний «ЛУКОЙЛ-Коми», «Северная нефть», «Северные магистральные нефтепроводы» (сейчас - АО «Транснефть-Север»), Коми научного центра Уральского отделения РАН, Министерства экономического развития и Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми. Было принято решение признать инновационный территориальный кластер «Нефтегазовые технологии » сформированным. Сегодня его образуют газовый, нефтяной, нефтетранспортный и научный
сегменты, при этом кластер остается открытым для бизнес-сообщества. УГТУ является ядром кластера.
Создание кластера послужило основой для формирования на базе университета технопарка высоких технологий. На конец 2015 г. намечено открытие бизнес-инкубатора УГТУ - важнейшего инфраструктурного компонента технопарка.
Все перечисленные факторы являются необходимым условием повышения уровня образования, которое дает университет, и развития региональной образовательной среды в целом. Однако без качественного сырья не может быть качественного продукта - это общее место экономического менеджмента. Поэтому, как и все университеты, УГТУ крайне заинтересован в установлении надежных партнерскихотно-шений с образовательными учреждениями среднего общего и среднего профессионального образования. Университет планомерно расширяет территорию взаимодействия со школами, стремясь не просто создать систему рекрутинга абитуриентов, но сформировать среду, которая формировала бы у потенциальных абитуриентов устойчивое позитивное отношение к УГТУ. Для достижения этой цели необходимо было создать соответствующие условия структурного характера.
В Интинском политехническом техникуме открыт учебно-консультационный пункт университета. В его задачи входит профориентационная деятельность в школах города Инты, проведение консультаций и родительских собраний по вопросу поступления в вуз, организация выезда учащихся школ г. Инты на «День открытых дверей УГТУ », организация открытых лекций (в том числе видеосеминаров) ведущих преподавателей и специалистов университета для интинских школьников и их родителей. При поддержке крупнейших предприятий топливно-энергетического комплекса ежегодно проводится школьная конференция «Интеграция», которая собира-
108
Высшее образование в России • № 12, 2015
ет сотни учащихся 9-11-х классов учебных заведений Республики Коми, Архангельской, Вологодской, Кировской областей, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. На базе школ города регулярно проводятся профориентационные встречи школьников с представителями градообразующих предприятий. В Ухтинском техническом лицее им. Г.В. Рассохина открылась многофункциональная спортивная площадка в рамках программы «Газпром -детям». УГТУ проводит консультации с предприятиями-партнерами по открытию на базе общеобразовательных школ города именных классов с углубленным изучением физики и химии. Особое внимание уделяется созданию профильных классов предприятий и дальнейшему сотрудничеству с ними. К примеру, профильный класс УГТУ открыт в Воркуте, несколько классов компании «Роснефть» действуют в Усинске (в этих городах расположены филиалы УГТУ). Последнее событие в этом ряду - открытие 1 сентября 2015 г. «Газ-пром-класса » в Ухтинском техническом лицее имени Г. В. Рассохина. Класс сформирован на конкурсной основе для углубленной профильной и профориентационной подготовки школьников, которые нацелены на последующее получение высшего образования по специальностям, востребованным в ООО «Газпром трансгаз Ухта». Студенческим советом УГТУ для учащихся Республики Коми проводятся мероприятия, объединенные в информационный интерактивный проект «Тест-драйв » и направленные на ознакомление его участников с университетом.
Результатом постоянного целенаправленного взаимодействия с системой школьного и среднего профессионального образования стало подписание соглашения о сетевом взаимодействии между администрацией МОГО «Ухта » и УГТУ. Оно состоялось 30 июня в ходе пятого Республиканского молодежного образовательного форума «Инноватика: Крохаль ». Соглашени-
ем определены следующие цели сетевого взаимодействия: повышение качества образования в общеобразовательных организациях; обеспечение доступности качественного образования в соответствии с потребностями рынка труда в кадрах по инженерным специальностям в г. Ухте и Республике Коми; усиление мотивации обучающихся общеобразовательных организаций к их поступлению в Ухтинский государственный технический университет и дальнейшему трудоустройству в Ухте и Республике Коми; развитие образовательной среды организаций-участников сетевого взаимодействия и г. Ухты в целом.
В соответствии с соглашением стороны организуют и проводят совместные научные, образовательные, культурно-просветительские, спортивные и другие мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, научно-исследовательские и другие конференции с привлечением педагогических работников; принимают меры, направленные на внедрение и совместное использование дистанционных образовательных технологий. Управление образования администрации МОГО «Ухта» оказывает университету информационное и организационное содействие в привлечении абитуриентов, создает условия для организации на базе общеобразовательных учреждений профильных классов, обеспечивает сотрудничество с градообразующими предприятиями Ухты; координирует сетевое взаимодействие в вопросах реализации на территории города учебных модулей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, организует проблемные обучающие семинары, занимается вопросами проектирования целевого приема и целевого обучения.
Университет обеспечивает и организует проведение в школах профориентационной работы, ориентированной на поступление выпускников в УГТУ, а также на дальнейшее трудоустройство обучающихся в Ухте и Республике Коми; ведет учебно-исследо-
Из жизни вуза
109
вательскую, научно-исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность; проводит в общеобразовательных школах практические занятия с использованием своей лабораторной базы; принимает участие в организации родительских собраний по вопросам поступления школьников в УГТУ; проводит «День открытых дверей УГТУ»; устраивает открытые лекции своих сотрудников и преподавателей для обучающихся и педагогов общеобразовательных организаций; силами своего корпоративного телевидения создает телевидеорепортажи для показа их в общеобразовательных организациях; совместно с Управлением образования организует в школах профильные классы университета; разрабатывает и реализует инновационные социально-коммуникативные проекты, направленные на развитие общекультурных компетенций личности.
Сотрудничество университета со школами Ухты, учреждениями культуры и различными общественными организациями реализуется в десятках, если не сотнях, ежегодных мероприятий и акций. Наряду с регулярной деятельностью центра СМИ
УГТУ, центра творческого развития студентов, спортклуба, музея, совета волонтерских объединений, Республиканского штаба студенческих отрядов, студенческого объединения «Созвездие умных клубов», следует особо отметить реализацию наших инновационных инфраструктурных и соци-ально-коммуникативныхпроектов: «Цивилизация Россия», «Ухта молодая», «Ухта
- родина первой Российской нефти», «Ухта
- университетский город». Все они призваны сформировать единую образовательную среду города и отчасти всего региона.
На образовательном форуме Республики Коми, проходившем 17-18 марта 2015 г. в г. Сыктывкаре, университет выдвинул лозунг: «От умных университетов к умным городам и умной республике». Он резюмирует содержание и цель этого каскада университетских проектов и выражает главную идею социальной политики УГТУ, обозначая его социокультурную роль в развитии региона. Университеты являются самыми мощными резонаторами просвещения, «фабриками » по обогащению интеллекта. Для них характерна экспансия ценностей собственной организационной культуры во
110
Высшее образование в России • № 12, 2015
внешнюю среду, что и выражается в реализации фундаментальной социальной функции университетов - функции просвещения.
Социально-коммуникативный проект «Ухта - родина первой российской нефти» выступает своеобразным брендовым фокусом всех проектов УГТУ, и слоган, который стал его названием, обладает мощным потенциалом, способствующим формированию духа корпоративного (в очень широком смысле) единства. Ухтинцы живут и работают на земле, которая обеспечивает значительную долю благосостояния России. История города - это духовное достояние ее жителей, которым они по праву могут гордиться. Всё это - ненавязчиво, опосредованно - должно влиять на общественное сознание, содействовать сплочению, взаимопониманию, взаимодействию -всемутому, что способствует достижению социальной гармонии.
Второй такой «фокусирующий » проект был назван «Ухта молодая» [3]. Его главная цель - обеспечение сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями Ухты. Проект представляет собой игровую модель организации работы с молодежью на муниципальном уровне. Сегодня в сферу действия проекта вовлечены все школы города. Для них регулярно проводятся соответствующие тренинги-семинары на базе отдыха УГТУ «Крохаль », ведется профориентационная работа. Понятно, что таким образом университет формирует
собственную абитуриентскую базу, но главное - все это создает единое городское образовательное пространство.
«Ухта молодая» и один из стратегических ориентиров информационной политики УГТУ - «Ухта - университетский город» - послужили источником для рождения идеи и разработки еще одного социально-коммуникативного проекта, который получил название «Цивилизация Россия» [4]. Его цель - продвижение в общественном сознании жителей региона цивилизационных достижений нашей страны. И здесь речь идет уже не просто о едином городском или едином республиканском образовательном пространстве, а о духовном и гуманитарном пространстве всей России.
Литература
1. Цхадая Н.Д. Университет в контексте ре-
гиональных задач // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 57-92.
2. Сетевое взаимодействие в образовании.
URL: http:// v4.udsu.ru/ official/ networking_ education
3. Безгодов Д.Н. Университет в игровой мо-
дели муниципальной молодежной политики // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 61-66.
4. Безгодов Д.Н. «Цивилизация Россия»: опыт
проектного подхода в патриотическом воспитании молодежи // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 87-92.
Статья поступила в редакцию 02.11.15.
THE ROLE OF USTU IN THE ORGANIZATION AND DEVELOPMENT OF NETWORKING COOPERATION IN EDUCATIONAL SPACE OF KOMI REPUBLIC
TSKHADAYA Nikolay D. -Dr. Sci. (Technical), Prof., Rector, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes the activity of USTU as a source of development of common educational space of Komi Republic and views three main lines of university activities: education, science and research, sociocultural mission. The author especially considers the prospects of networking cooperation between USTU and schools of the city of Ukhta as a pivotal city of the Komi Republic.
Из жизни вуза
111
Keywords: Ukhta State Technical University, educational environment of the region, networking cooperation, innovative territorial cluster, science and technology park, social and communicative project, sociocultural mission
Cite as: Tskhadaya, N.D. (2015). The Role ofUSTU in the Organization and Development of Networking Cooperation in Educational space of Komi Republic. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 12, pp. 105-111. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Tskhadaya, N.D. (2014). [University in the Context of Regional Tasks]. Vysshee obrazovanie v
Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10, pp. 57-92. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Setevoe vzaimodeistvie v obrazovanii [Networking Cooperation in Education]. Available at: http:// v4.udsu.ru/official/networking_education (In Russ.)
3. Bezgodov, D.N. (2012). [The University in the Game Model of Municipal Youth Policy]. Vysshee
obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 61-66. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Bezgodov, D.N. (2014). [“Civilization Russia”: Project Approach in Patriotic Education of Youth].
Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10, pp. 87-92. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 02.11.15.