Научная статья на тему 'Роль угту в организации и развитии сетевого взаимодействия в образовательном пространстве Республики Коми'

Роль угту в организации и развитии сетевого взаимодействия в образовательном пространстве Республики Коми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РЕГИОНА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ТЕХНОПАРК / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ / UKHTA STATE TECHNICAL UNIVERSITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE REGION / NETWORKING COOPERATION / INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTER / SCIENCE AND TECHNOLOGY PARK / SOCIAL AND COMMUNICATIVE PROJECT / SOCIOCULTURAL MISSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цхадая Николай Денисович

В статье проанализирована деятельность УГТУ в качестве источника развития единого образовательного пространства Республики Коми по трем основным направлениям деятельности университета: подготовка кадров, наука, социокультурная миссия. Особо рассмотрены перспективы сетевого взаимодействия УГТУ и школ города Ухты как опорного города Республики Коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цхадая Николай Денисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF USTU IN THE ORGANIZATION AND DEVELOPMENT OF NETWORKING COOPERATION IN EDUCATIONAL SPACE OF KOMI REPUBLIC

The article analyzes the activity of USTU as a source of development of common educational space of Komi Republic and views three main lines of university activities: education, science and research, sociocultural mission. The author especially considers the prospects of networking cooperation between USTU and schools of the city of Ukhta as a pivotal city of the Komi Republic.

Текст научной работы на тему «Роль угту в организации и развитии сетевого взаимодействия в образовательном пространстве Республики Коми»

Из жизни вуза

105

РОЛЬ УГТУ В ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ЦХАДАЯ Николай Денисович - ректор, д-р техн. наук, профессор, Ухтинский государственный технический университет. Е-mail: [email protected]

Аннотация. В статье проанализирована деятельность УГТУ в качестве источника развития единого образовательного пространства Республики Коми по трем основным направлениям деятельности университета: подготовка кадров, наука, социокультурная миссия. Особо рассмотрены перспективы сетевого взаимодействия УГТУ и школ города Ухты как опорного города Республики Коми.

Ключевые слова: образовательная среда региона, сетевое взаимодействие образовательных организаций, инновационный территориальный кластер, технопарк, социально-коммуникативный проект, социокультурная миссия

Для цитирования: Цхадая Н.Д. Роль УГТУ в организации и развитии сетевого взаимодействия в образовательном пространстве Республики Коми // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 105-111.

В нашей предыдущей статье, опубликованной в журнале «Высшее образование в России » [1], рассматривалась роль Ухтинского государственного технического университета в экономическом развитии и социокультурной жизни Республики Коми. Обращение к вопросу о сетевом взаимодействии в образовательном пространстве региона является продолжением этой темы.

Под термином «сетевое взаимодействие » применительно к образовательным организациям принято понимать «систему горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающую доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов » [2]. Преимущества сетевого взаимодействия очевидны: оно позволяет расширять и усиливать ресурсы объединенных «сетью» организаций не за счет дополнительного финансирования, а прежде всего за счет эффективного использования имеющихся возможностей.

Роль Ухтинского университета в организации и развитии сетевого взаимодействия в образовательном пространстве Республики Коми удобно рассматривать, выделяя три основных направления деятельности вуза: подготовка кадров, научно-ин-

106

Высшее образование в России • № 12, 2015

новационная деятельность и социокультурная миссия.

УГТУ - это полноценный университетский комплекс с обширным спектром образовательных программ - от бакалаврских до аспирантских. В трех колледжах комплекса осуществляется подготовка по программам среднего профессионального образования. Подготовка специалистов со средним и высшим профессиональным образованием ведется по очень широкому перечню направлений, в основном технических. Более 90% выпускников университета трудоустраиваются в первый же год после выпуска.

К наиболее значимым линиям взаимодействия УГТУ с сетевыми партнерами в образовательном пространстве Республики Коми относятся:

• сотрудничество:

- с вузами региона по линии совета ректоров вузов Республики Коми;

- с Коми научным центром УрО РАН;

- с отраслевыми НИИ;

- с производственными организациями;

- с общественными организациями;

- с организациями среднего образования;

- с иными организациями, прежде всего социальной направленности;

• включение в состав комплекса горно-нефтяного и промышленно-экономического лесного колледжей, а также индустриального техникума города Ухты;

• международное партнерство;

• взаимодействие с республиканскими и муниципальными органами власти.

«Вписанность » Ухтинского университета в региональный экономический контекст обусловлена целями создания вуза: он был и остаётся главным поставщиком кадров для нефтегазового комплекса Республики Коми. Значителен вклад университета в кадровое обеспечение строительной индустрии, лесной отрасли, а с недавнего времени - и горнорудной. Кульминационным выра-

жением и подтверждением этой роли УГТУ в последнее время стала его победа в федеральном конкурсе «Кадры для регионов ». В соответствии с заявкой за два года университет реализовал большую программу модернизации лабораторной базы. Открыто семь новых специализаций по нефтегазовому и геологическому направлению по уровню прикладного бакалавриата и уровню магистратуры. Ключевым фактором успешности участия УГТУ в этом конкурсе стала поддержка стратегических отраслевых партнеров.

Партнерство университета с дочерними компаниями таких гигантов отечественной экономики, как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «ЛУКОЙЛ», базируется на многолетних традициях и долгосрочных широкоформатных договорах о сотрудничестве. И это только самые крупные партнеры, а вся их совокупность насчитывает более ста организаций. Благодаря производственным партнерам университет располагает самым современным аудиторно-лабораторным комплексом. Последним зримым результатом развития лабораторной базы стало открытие нефтегазового учебно-практического полигона УГТУ. В концепции полигона отражен проектный подход: здесь представлена вся производственная цепочка - от геологии до конечного продукта, весь технологический процесс -от добычи до транспортировки и переработки нефти и газа. На полигоне размещено оборудование, которое используется нефтегазовыми компаниями региона в производственном процессе. В роли наглядного пособия оно позволяет с первого курса обучения студентов формировать у них представление о специфике конкретного производства. К настоящему времени полигон включает площадки четырех компаний: АО «Транснефть-Север», ООО «ЛУ-КОЙЛ-Коми», ООО «Газпром трансгаз Ухта» и ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепере-работка».

Многолетние плодотворные партнер-

Из жизни вуза

107

ские отношения с крупнейшими предприятиями в Ухте и республике в целом сделали университет очень мобильным и чутким в отношении их кадровых потребностей. То же самое относится и к научно-инновационной деятельности УГТУ. Научно-педагогический потенциал университетского комплекса является компонентом научно-инновационной триады, которую следует рассматривать в качестве структурно-функциональной основы инновационного развития не только университета, но и города и региона. Триада включает в себя университетский комплекс, технопарк «Родина первой российской нефти - Ухта» и инновационный территориальный кластер Республики Коми «Нефтегазовые технологии ».

Такого рода кластеры представляются максимально эффективной формой взаимодействия региональной власти, образовательных, научных, производственных организаций, действующих в регионе, и гражданского общества. Форма кластера сводит воедино учебную, научную и производственную линии партнерских отношений университетского комплекса. Краткая аннотация становления на базе УГТУ территориального нефтегазового кластера может служить репрезентативным контекстом развития сотрудничества УГТУ с научными и производственными организациями.

В университете прошло несколько совещаний с участием руководства действующих на территории Республики Коми дочерних предприятий компании «Газпром», компаний «ЛУКОЙЛ-Коми», «Северная нефть», «Северные магистральные нефтепроводы» (сейчас - АО «Транснефть-Север»), Коми научного центра Уральского отделения РАН, Министерства экономического развития и Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми. Было принято решение признать инновационный территориальный кластер «Нефтегазовые технологии » сформированным. Сегодня его образуют газовый, нефтяной, нефтетранспортный и научный

сегменты, при этом кластер остается открытым для бизнес-сообщества. УГТУ является ядром кластера.

Создание кластера послужило основой для формирования на базе университета технопарка высоких технологий. На конец 2015 г. намечено открытие бизнес-инкубатора УГТУ - важнейшего инфраструктурного компонента технопарка.

Все перечисленные факторы являются необходимым условием повышения уровня образования, которое дает университет, и развития региональной образовательной среды в целом. Однако без качественного сырья не может быть качественного продукта - это общее место экономического менеджмента. Поэтому, как и все университеты, УГТУ крайне заинтересован в установлении надежных партнерскихотно-шений с образовательными учреждениями среднего общего и среднего профессионального образования. Университет планомерно расширяет территорию взаимодействия со школами, стремясь не просто создать систему рекрутинга абитуриентов, но сформировать среду, которая формировала бы у потенциальных абитуриентов устойчивое позитивное отношение к УГТУ. Для достижения этой цели необходимо было создать соответствующие условия структурного характера.

В Интинском политехническом техникуме открыт учебно-консультационный пункт университета. В его задачи входит профориентационная деятельность в школах города Инты, проведение консультаций и родительских собраний по вопросу поступления в вуз, организация выезда учащихся школ г. Инты на «День открытых дверей УГТУ », организация открытых лекций (в том числе видеосеминаров) ведущих преподавателей и специалистов университета для интинских школьников и их родителей. При поддержке крупнейших предприятий топливно-энергетического комплекса ежегодно проводится школьная конференция «Интеграция», которая собира-

108

Высшее образование в России • № 12, 2015

ет сотни учащихся 9-11-х классов учебных заведений Республики Коми, Архангельской, Вологодской, Кировской областей, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. На базе школ города регулярно проводятся профориентационные встречи школьников с представителями градообразующих предприятий. В Ухтинском техническом лицее им. Г.В. Рассохина открылась многофункциональная спортивная площадка в рамках программы «Газпром -детям». УГТУ проводит консультации с предприятиями-партнерами по открытию на базе общеобразовательных школ города именных классов с углубленным изучением физики и химии. Особое внимание уделяется созданию профильных классов предприятий и дальнейшему сотрудничеству с ними. К примеру, профильный класс УГТУ открыт в Воркуте, несколько классов компании «Роснефть» действуют в Усинске (в этих городах расположены филиалы УГТУ). Последнее событие в этом ряду - открытие 1 сентября 2015 г. «Газ-пром-класса » в Ухтинском техническом лицее имени Г. В. Рассохина. Класс сформирован на конкурсной основе для углубленной профильной и профориентационной подготовки школьников, которые нацелены на последующее получение высшего образования по специальностям, востребованным в ООО «Газпром трансгаз Ухта». Студенческим советом УГТУ для учащихся Республики Коми проводятся мероприятия, объединенные в информационный интерактивный проект «Тест-драйв » и направленные на ознакомление его участников с университетом.

Результатом постоянного целенаправленного взаимодействия с системой школьного и среднего профессионального образования стало подписание соглашения о сетевом взаимодействии между администрацией МОГО «Ухта » и УГТУ. Оно состоялось 30 июня в ходе пятого Республиканского молодежного образовательного форума «Инноватика: Крохаль ». Соглашени-

ем определены следующие цели сетевого взаимодействия: повышение качества образования в общеобразовательных организациях; обеспечение доступности качественного образования в соответствии с потребностями рынка труда в кадрах по инженерным специальностям в г. Ухте и Республике Коми; усиление мотивации обучающихся общеобразовательных организаций к их поступлению в Ухтинский государственный технический университет и дальнейшему трудоустройству в Ухте и Республике Коми; развитие образовательной среды организаций-участников сетевого взаимодействия и г. Ухты в целом.

В соответствии с соглашением стороны организуют и проводят совместные научные, образовательные, культурно-просветительские, спортивные и другие мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, научно-исследовательские и другие конференции с привлечением педагогических работников; принимают меры, направленные на внедрение и совместное использование дистанционных образовательных технологий. Управление образования администрации МОГО «Ухта» оказывает университету информационное и организационное содействие в привлечении абитуриентов, создает условия для организации на базе общеобразовательных учреждений профильных классов, обеспечивает сотрудничество с градообразующими предприятиями Ухты; координирует сетевое взаимодействие в вопросах реализации на территории города учебных модулей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, организует проблемные обучающие семинары, занимается вопросами проектирования целевого приема и целевого обучения.

Университет обеспечивает и организует проведение в школах профориентационной работы, ориентированной на поступление выпускников в УГТУ, а также на дальнейшее трудоустройство обучающихся в Ухте и Республике Коми; ведет учебно-исследо-

Из жизни вуза

109

вательскую, научно-исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность; проводит в общеобразовательных школах практические занятия с использованием своей лабораторной базы; принимает участие в организации родительских собраний по вопросам поступления школьников в УГТУ; проводит «День открытых дверей УГТУ»; устраивает открытые лекции своих сотрудников и преподавателей для обучающихся и педагогов общеобразовательных организаций; силами своего корпоративного телевидения создает телевидеорепортажи для показа их в общеобразовательных организациях; совместно с Управлением образования организует в школах профильные классы университета; разрабатывает и реализует инновационные социально-коммуникативные проекты, направленные на развитие общекультурных компетенций личности.

Сотрудничество университета со школами Ухты, учреждениями культуры и различными общественными организациями реализуется в десятках, если не сотнях, ежегодных мероприятий и акций. Наряду с регулярной деятельностью центра СМИ

УГТУ, центра творческого развития студентов, спортклуба, музея, совета волонтерских объединений, Республиканского штаба студенческих отрядов, студенческого объединения «Созвездие умных клубов», следует особо отметить реализацию наших инновационных инфраструктурных и соци-ально-коммуникативныхпроектов: «Цивилизация Россия», «Ухта молодая», «Ухта

- родина первой Российской нефти», «Ухта

- университетский город». Все они призваны сформировать единую образовательную среду города и отчасти всего региона.

На образовательном форуме Республики Коми, проходившем 17-18 марта 2015 г. в г. Сыктывкаре, университет выдвинул лозунг: «От умных университетов к умным городам и умной республике». Он резюмирует содержание и цель этого каскада университетских проектов и выражает главную идею социальной политики УГТУ, обозначая его социокультурную роль в развитии региона. Университеты являются самыми мощными резонаторами просвещения, «фабриками » по обогащению интеллекта. Для них характерна экспансия ценностей собственной организационной культуры во

110

Высшее образование в России • № 12, 2015

внешнюю среду, что и выражается в реализации фундаментальной социальной функции университетов - функции просвещения.

Социально-коммуникативный проект «Ухта - родина первой российской нефти» выступает своеобразным брендовым фокусом всех проектов УГТУ, и слоган, который стал его названием, обладает мощным потенциалом, способствующим формированию духа корпоративного (в очень широком смысле) единства. Ухтинцы живут и работают на земле, которая обеспечивает значительную долю благосостояния России. История города - это духовное достояние ее жителей, которым они по праву могут гордиться. Всё это - ненавязчиво, опосредованно - должно влиять на общественное сознание, содействовать сплочению, взаимопониманию, взаимодействию -всемутому, что способствует достижению социальной гармонии.

Второй такой «фокусирующий » проект был назван «Ухта молодая» [3]. Его главная цель - обеспечение сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями Ухты. Проект представляет собой игровую модель организации работы с молодежью на муниципальном уровне. Сегодня в сферу действия проекта вовлечены все школы города. Для них регулярно проводятся соответствующие тренинги-семинары на базе отдыха УГТУ «Крохаль », ведется профориентационная работа. Понятно, что таким образом университет формирует

собственную абитуриентскую базу, но главное - все это создает единое городское образовательное пространство.

«Ухта молодая» и один из стратегических ориентиров информационной политики УГТУ - «Ухта - университетский город» - послужили источником для рождения идеи и разработки еще одного социально-коммуникативного проекта, который получил название «Цивилизация Россия» [4]. Его цель - продвижение в общественном сознании жителей региона цивилизационных достижений нашей страны. И здесь речь идет уже не просто о едином городском или едином республиканском образовательном пространстве, а о духовном и гуманитарном пространстве всей России.

Литература

1. Цхадая Н.Д. Университет в контексте ре-

гиональных задач // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 57-92.

2. Сетевое взаимодействие в образовании.

URL: http:// v4.udsu.ru/ official/ networking_ education

3. Безгодов Д.Н. Университет в игровой мо-

дели муниципальной молодежной политики // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 61-66.

4. Безгодов Д.Н. «Цивилизация Россия»: опыт

проектного подхода в патриотическом воспитании молодежи // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 87-92.

Статья поступила в редакцию 02.11.15.

THE ROLE OF USTU IN THE ORGANIZATION AND DEVELOPMENT OF NETWORKING COOPERATION IN EDUCATIONAL SPACE OF KOMI REPUBLIC

TSKHADAYA Nikolay D. -Dr. Sci. (Technical), Prof., Rector, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes the activity of USTU as a source of development of common educational space of Komi Republic and views three main lines of university activities: education, science and research, sociocultural mission. The author especially considers the prospects of networking cooperation between USTU and schools of the city of Ukhta as a pivotal city of the Komi Republic.

Из жизни вуза

111

Keywords: Ukhta State Technical University, educational environment of the region, networking cooperation, innovative territorial cluster, science and technology park, social and communicative project, sociocultural mission

Cite as: Tskhadaya, N.D. (2015). The Role ofUSTU in the Organization and Development of Networking Cooperation in Educational space of Komi Republic. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 12, pp. 105-111. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Tskhadaya, N.D. (2014). [University in the Context of Regional Tasks]. Vysshee obrazovanie v

Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10, pp. 57-92. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Setevoe vzaimodeistvie v obrazovanii [Networking Cooperation in Education]. Available at: http:// v4.udsu.ru/official/networking_education (In Russ.)

3. Bezgodov, D.N. (2012). [The University in the Game Model of Municipal Youth Policy]. Vysshee

obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 61-66. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Bezgodov, D.N. (2014). [“Civilization Russia”: Project Approach in Patriotic Education of Youth].

Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10, pp. 87-92. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 02.11.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.