Научная статья на тему 'ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА'

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миклина Ольга Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы оптимизации самостоятельной работы студентов направления «Нефтегазовое дело». Оптимизация рассматривается под призмой формирования познавательной самостоятельности. Автором предлагается использовать дистанционный курс по дисциплине «Основы нефтегазопромыслового дела» для студентов очной формы обучения с целью формирования познавательной самостоятельности. Примеры использования дистанционного курса иллюстрируют его эффективность в организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXAMPLE USE OF REMOTE TECHNOLOGIES FOR OPTIMIZATION OF STUDENTS INDEPENDENT ACTIVITY

This article discusses how to optimize students' independent work in the discipline «Petroleum engineering». The optimization is viewed under the prism of formation of cognitive independence. The author proposes to arrange the distance learning course on the subject «Fundamentals of oil- and gas-field engineering» for full-time students aimed at formation of cognitive independence. The examples of the on-line course use illustrate its effectiveness in organizing the unsupervised work of students.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА»

• прохождение университетом аккредитации в международных аккредитационных организациях с целью повышения доверия и укрепления положительного имиджа в глазах широкой общественности, потребителей квалифицированных специалистов, подготовку которых осуществляет университет.

Данные задачи не являются типичными только для ИнЕУ, их решение и в других вузах Казахстана позволит достигнуть тех результатов, которые обозначены в качестве приоритетных целей в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года.

Список литературы

1. Рудица Н. Б. Некоторые аспекты инновационных процессов в системе высшего образования // Вестник Инновационного Евразийского университета. - Павлодар, 2010. -№ 4.- С. 181-183.

2. Акимов М. Ю., Ларченко И. Н., Майер В. В., Моложавенко В. Л., Силин А. Н. (под ред. А. Н. Силина). Университетский комплекс: инновационные технологии обеспечения качества профессионального образования. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2011. - 204 с.

3. В Астане открылся новый Университет им. Н. Назарбаева. Образовательное Сообщество Казахстана [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //www.uchi.kz/kazakhstan/v-astane-otkrylsya-novyi-universitet-im-nnazarbaeva.

4. Н. Назарбаев: «Новый Казахстан в новом мире» (текст послания народу) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centrasia.ru/ newsA.php?st=1172730120.

5. Рудица Н. Б., Комаров О. Е. Проблемы управления ресурсами системы высшего образования Казахстана // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. -№ 2. - С. 88-92.

6. Белоножко М. Л., Силин А. Н., Габышева Л. К. О результатах внедрения требований ФГОС в подготовку управленцев // Вестник университета. - 2013. -№ 15 - С.159-162.

7. Вайндорф-Сысоева М. Е., Бахтизин Р. Н., Фаткуллин Н. Ю., Шамшович В. Ф., Мусина Д. Р. Современные подходы к организации электронного обучения в вузе. - М., 2014.

8. Валинурова Л. С., Казакова О. Б., Исхакова Э. И., Евтушенко Е. В. Инструментарий финансового менеджмента на инновационно-ориентированном предприятии: учебное пособие. - Уфа, 2012.

Сведения об авторе

Рудица Наталья Борисовна, к. с. н., и. о. профессора, Департамент права, истории и социологии, Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан, тел. 8(7182)571767 (142), e-mail: NRuditsa@mail.ru

Ruditsa N. B., Candidate of Science in Sociology, acting professor of the department of law, history and sociology, the Innovative University of Eurasia, Pavlodar, Kazakhstan, phone: 8(7182)571767 (142), e-mail: NRuditsa@mail.ru

ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

УДК 378.018.43-048.34

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА THE EXAMPLE USE OF REMOTE TECHNOLOGIES FOR OPTIMIZATION OF STUDENTS

INDEPENDENT ACTIVITY

О. А. Миклина

O. A. Micklina

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; оптимизация; дистанционный курс;

познавательная самостоятельность Key words: students 'independent work; optimization; distance course; cognitive independence

В статье рассматриваются вопросы оптимизации самостоятельной работы студентов направления «Нефтегазовое дело». Оптимизация рассматривается под призмой формирования познавательной самостоятельности. Автором предлагается использовать дистанционный курс по дисциплине «Основы нефтегазопромыслового дела» для студентов очной формы обучения с целью формирования познавательной самостоятельности. Примеры использования дистанционного курса иллюстрируют его эффективность в организации самостоятельной работы студентов.

This article discusses how to optimize students' independent work in the discipline «Petroleum engineering». The optimization is viewed under the prism of formation of cognitive independence. The author proposes to arrange the distance learning course on the subject «Fundamentals of oil- and gas-field engineering» for full-time students aimed at formation of cognitive independence. The examples of the on-line course use illustrate its effectiveness in organizing the unsupervised work of students.

Развитие техники и технологии в нефтегазодобывающей отрасли требует от молодого специалиста по завершении обучения в вузе постоянно заниматься самообразованием. Для этого студенту за

100

время учебы в вузе необходимо овладеть определенными способностями и умениями самостоятельно приобретать профессиональные знания из различных источников (технических изданий, научно-технических публикаций и т. п.), уметь систематизировать полученную информацию, а также выполнять ее анализ. Эти способности помогут молодому специалисту быстро адаптироваться на рабочем месте и квалифицированно выполнять профессиональные функции (действия).

Формирование познавательных умений и развитие профессиональных способностей студентов происходит в течение всего периода обучения в большей степени в процессе выполнения ими самостоятельной работы. В этой связи в теории и методике профессионального образования эффективность обучения часто связывают с уровнем развития познавательной самостоятельности студента. Именно поэтому для достижения эффективности обучения в современном вузовском образовании совмещают традиционно-репродуктивные образовательные технологии с методами организации самостоятельного освоения учебной дисциплины во внеаудиторное время. К таким методам можно отнести использование дистанционных технологий, позволяющих организовать самостоятельную работу студента (СРС) в различных оболочках дистанционного обучения. Это связано с тем, что использование дистанционных технологий позволяет студенту обращаться к учебно-методическим ресурсам в любое время и из любой точки пространства, где есть доступ в Интернет. Данное обстоятельство относят к элементам, модернизирующим процесс использования электронных средств [2].

Для применения дистанционных технологий как одной из форм оптимизации СРС для студентов очной формы обучения по направлению подготовки «Нефтегазовое дело (академический бакалавриат)» (НГД) нами был разработан дистанционный курс (ДК) по практической части дисциплины «Основы нефтегазопромыслового дела» (ОНГД).

Целями создания ДК по дисциплине ОНГД являются:

• проверка уровня самостоятельно освоенных знаний студентов по теме практических занятий;

• развитие у студентов навыков самоорганизации;

• развитие у студентов навыков самостоятельной работы по освоению учебного материала дисциплины.

Предлагаемый нами дистанционный курс по дисциплине ОНГД разработан с использованием программного пакета Moodle, наиболее популярного в открытых информационно-образовательных средах [3]. С помощью данного пакета учебный курс был разбит на основные блоки, структурирующие учебный материал по тематике практической части курса дисциплины. Применение блочной системы позволяет обучающемуся получить доступ к учебному материалу изучаемой дисциплины в объеме, необходимом для понимания материала дисциплины. Темп изучения учебного материала студент выбирает сам, при этом понимая, что необходимо учитывать сроки изучения материала.

Учебный материал дистанционного курса ориентирован на поддержку процесса обучения дисциплины ОНГД и содержит дидактические материалы по следующим практическим темам:

• тема 1 — «Технологические показатели, применяемые в нефтегазодобыче»;

• тема 2 — «Устьевое оборудование фонтанных и нагнетательных скважин»;

• тема 3 — «Газлифтная эксплуатация нефтяных и газовых скважин»;

• тема 4 — «Оборудование скважин, эксплуатируемых штанговыми скважинными насосами».

Структура ДК (рисунок) представляет собой последовательность шести блоков и предполагает организационную работу, руководство учебно-познавательной деятельностью, включающую в себя вопросы контроля (самоконтроля) в каждой содержательной части курса и дополнительную корректировку процесса освоения. Все блоки выдержаны в требованиях базовых элементов дистанционного курса, описанных нами ранее [1].

Рис. 1. Структура дистанционного курса ОНГД:

Б — блок; ОР — организационная работа; Т — тема; М-У—модуль учебный; М-К — модуль контрольный;

Д— дополнительная корректировка

В соответствии с целями и тематикой практических занятий каждый блок курса содержит определенный дидактический материал. При разработке дидактического материала учитывалась специфика дисциплины. ОНГД относится к профессиональным дисциплинам, изучаемым на первом курсе, то есть в самом начале вузовского обучения. Первокурсники еще находятся в периоде адаптации к новым условиям учебного процесса и содержанию профессиональных дисциплин. В этой связи они сталкиваются с новым ритмом обучения, спецификой конспектирования и др., а также с новой содержательной терминологией. Все это создает студенту определенные барьеры для восприятия и усвоения новой информации. Поэтому задачей преподавателя на данном этапе является создать условия, при которых объективно возникающие барьеры оказываются для студентов преодолимыми. Поэтому дидактический материал, используемый в предлагаемой дистанционной технологии, позволяет ориентировать студентов на выработку познавательной самостоятельности.

Обучение по дисциплине ОНГД с использованием ДК построено следующим образом. Сначала на практических занятиях под контролем преподавателя происходит уяснение основных профессиональных понятий и определений, понимание и выполнение расчета технологических показателей, понимание назначения скважинного или поверхностного оборудования скважин, рассмотрение основных узлов и их составляющих, а также логическое их соединение. Для лучшего понимания учебного материала и визуального восприятия оборудования учебный материал выполнен в виде презентационного материала с элементами анимации. После этого студенту на самостоятельную работу отводится более детальное изучение материала с использованием методических указаний, а затем — контрольный рубеж. Многолетний опыт работы с первокурсниками показывает, что презентационный материал, изучаемый на практических занятиях, вызывает у них интерес и желание дополнительного просмотра перед проведением рубежных контрольных мероприятий. Это свидетельствует о целесообразности визуального воспроизведения материалов практических занятий.

В связи с вышесказанным, учебный модуль каждого блока ДК состоит из следующего дидактического материала: методических указаний, учебной презентации, учебных роликов и обучающего теста. Презентационный материал, выложенный в ДК, дает студенту наглядное представление о способах эксплуатации скважин и об оборудовании, спускаемом в скважину и устанавливаемом на поверхности. Учебный материал ДК студент осваивает самостоятельно, организовывая свое время. Для проверки уровня освоения материала студент осуществляет самопроверку, выполняя обучающий тест. Выполнение самоконтроля организовано таким образом, что студент, испытывая трудности в выполнении теста, может воспользоваться ссылкой на комментарии и правильный ответ. Самоконтроль

студент может осуществить в удобное для него время, а при неудачном стечении обстоятельств студент имеет возможность повторить попытку несколько раз.

Для контроля уровня освоения материала в ДК предусмотрено прохождение контрольного тестирования (контрольный модуль). Для эксперимента сроки и время прохождения контрольного тестирования были определены.

Для оценки выполнения заданий необходимо, в частности, определить минимальный «порог» знаний. Для этого, как показывает практика, можно использовать дифференцированный подход, принимая за минимум 70 % освоения учебного материала. В данном случае здесь учитывается объем материала, освоенного как под контролем преподавателя, так и самостоятельно. С этой целью при разработке ДК было выполнено следующее:

• определено количество баллов на каждое тестовое задание в зависимости от сложности его выполнения;

• рассортированы задания по сложности, позволяющие оценить, может ли студент распознать на схемах или рисунках основные узлы скважинного или поверхностного оборудования и их составляющих;

• рассортированы задания по сложности, позволяющие оценить, знает ли студент основные узлы скважинного или поверхностного оборудования и их составляющих;

• рассортированы задания по сложности, позволяющие оценить, может ли студент рассказать о назначении основных узлов скважинного или поверхностного оборудования и их составляющих;

• разработаны задания для проверки уровня усвоения профессиональной терминологии;

• разработаны задания для проверки уровня выполнения расчетов по переводу различных технологических показателей в размерность системы СИ.

При выполнении каждого задания отводилось получение 0,1 или 2 балла.

Апробация дистанционного курса ОНГД проходила в 2013/14 учебном году. С целью изучения мнения студентов о степени помощи дистанционного курса в освоении материала практической части дисциплины ОНГД было проведено анкетирование студентов. Анкета включала общие сведения о студенте; оценку качества преподавания на практических занятиях; отношение к тестированию с помощью дистанционных технологий; оценку помощи дистанционного курса в самостоятельной работе студента.

Анкетирование было проведено на базе Ухтинского государственного технического университета. На вопросы анкетирования предлагалось ответить студентам первого курса, обучающимся по программам бакалавриата «Нефтегазовое дело». Всего в анкетировании приняли участие 89 человек.

В первой части анкетирования студенты показали, что выбранное направление подготовки представляет для них перспективное будущее, престиж, трудоустройство (46,4 %), высокую зарплату (14,3 %). Около 43 % студентов приняли самостоятельное решение в выборе обучения по направлению НГД, остальные студенты прислушались к мнению товарищей, родственников, классного руководителя и тренера.

Ответы студентов в разделе оценки качества преподавания в аудитории показали, что студенты в основном осваивают материал в аудитории темы практических занятий (93 % опрошенных). При изучении материалов практических занятий 26,2 % студентов отметили, что им не хватает ранее полученных знаний, 18 % студентам не хватает времени в домашних условиях освоить учебный материал, 15,5 % студентам не хватает времени и самоорганизации.

Во время анкетирования студенты указали, что самой сложной темой (34,6 %) и контрольным тестом (35,7 %) для них оказались вопросы по устьевому оборудованию фонтанных и нагнетательных скважин, а вопросы по определению технологических показателей не вызвали особых затруднений (46-48 %).

Анализируя ответы студентов третьего раздела анкеты, который посвящен изучению отношения студентов к тестированию с помощью дистанционного курса ОНГД, можно сказать следующее:

• домашняя обстановка помогает при выполнении контрольного тестирования (70,2 %),

• материалы дистанционного курса помогли им лучше понять темы практических занятий (76,2 %) и понять учебный материал дисциплины (77 %).

Студенты отметили ряд положительных сторон организации работы (очень удобно; система эффективна; не тратится время на занятиях для проверки уровня знаний студентов; продуктивная ра-

бота; помогает усвоить материал и проверить свои знания; очень интересно попробовать что-то новое; очень удобная форма работы).

73 % студентов считают, что применение дистанционного курса по дисциплине ОНГД существенно помогает в организации самостоятельной работы, что соответствует формату компетентност-ного подхода [4].

Использование разработанного ДК показало, что:

• объем учебного материала ДК достаточен для усвоения и понимания основного содержания дисциплины;

• ДК способствует самоорганизации студентов в освоении материала;

• проявляется рефлексия студентов (определение студентами собственного уровня освоенных знаний);

• повышается активность студентов в учебном познании.

Таким образом, применение разработанного дистанционного курса для студентов дневной формы обучения способствует оптимизации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Основы нефтегазопромыслового дела».

Список литературы

1. Миклина О. А. Базовые элементы применения дистанционных технологий при изучении основ нефтегазопромыслового дела на начальном этапе обучения // Сборник научных трудов: Материалы научно-технической конференции (22-25 апреля 2014 г.) в 3-х ч. -4III / под ред. Н. Д. Цхадая. - Ухта: УГТУ, 2014. - С. 227-232

2. Овчинникова К. Р. Проектирование электронных средств обучения в контексте модернизации непрерывного профессионального образования. // Высшее образование в России. М., 2014. -№ 1. - С. 104-108.

3. Стрекалова Н. Б. Учебный процесс в открытых информационно-образовательных средах // Высшее образование в России. -2014.-№ 1.-С. 93-97.

4. Тельтевская Н. В. Оптимизация самостоятельной работы студентов с позиций компетентностного подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - Т. 13, Вып. 3, 2013. - С. 118-122.

Сведения об авторе

Миклина Ольга Алексеевна, доцент кафедры «Разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений и подземной гидромеханики», Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, тел. 89087181446, e-mail: omiklina@ugtu.net

Micklina O. A., associate professor of the chair «Development and operation of oil and gas fields and underground hydromechanics», Ukhta State Technical University, phone: 89087181446, e-mail:omiklina@ugtu.net

УДК 378.018.43

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

THE DISTANCE LEARNING ROLE IN IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL

PROCESS EFFECTIVENESS

И. Б. Нордман

I. B. Nordman

Ключевые слова: дистанционное обучение; тренировочный контроль; текущий контроль; информационные технологии; качество обучения; самостоятельная работа студентов Key words: distance learning; training control; current control; information technology; quality of training; students' independent work

В статье рассматривается значение информационных технологий для осуществления качественной подготовки специалистов. Показано значение системы электронной поддержки дистанционного обучения как независимой объективной системы контроля знаний студентов и средства эффективной организации самостоятельной работы студентов.

The article analyzes the importance of information technologies used for qualitative training of specialists. It demonstrates a significance of the distance learning e-support as an independent objective system of students' knowledge monitoring and a means of the effective organization of the students' unsupervised work.

Система поддержки дистанционного обучения в нашем вузе существует уже давно. Первоначально ее роль сводилась к обеспечению возможности осуществления подготовки специалистов по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.