Научная статья на тему 'Технология самостоятельной работы студентов на основе дистанционного обучения в вузах физической культуры'

Технология самостоятельной работы студентов на основе дистанционного обучения в вузах физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ОЧНИКИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FULL-TIME STUDENTS / INDEPENDENT WORK / TECHNOLOGY OF DISTANCE LEARNING / COGNITIVE INDEPENDENCE / COMPUTER SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Ирина Николаевна

Обсуждается проблема организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения в вузах физической культуры. Рассматривается интеграция дистанционного обучения в самостоятельной работе как наиболее перспективной технологии совершенствования знаний и навыков данного вида учебной деятельности. Представлены результаты констатирующего педагогического эксперимента: динамика уровня познавательной самостоятельности студентов 1-5 курсов разных специализаций и компьютерной грамотности. По результатам опроса наблюдается отрицательная динамика уровня познавательной самостоятельности, что можно считать поводом для серьезного беспокойства. Установлено, что у большинства студентов отмечается положительное отношение к технологии дистанционного обучения. Результаты свидетельствуют, что начиная с младших курсов, студенты имеют достаточные навыки работы на персональном компьютере и в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of full-time students' independent work based on the technology of distance learning in the higher educational institution of physical culture

The article discusses the problem of organization of full-time students' independent work in the higher educational institution of physical culture. Integration of distance learning in independent work as a perspective technology to improve the skills of this type of learning activity is reviewed. The results of pedagogical experiment have been presented: dynamics of the cognitive independence level of 1-5 courses students with different specialization and computer skills. According to the results of questioning, there is a negative dynamics of the cognitive independence level, which can be considered as a reason for concern. It has been established, that the majority of students have a positive attitude toward technology of distance learning. The results of the data indicate that students have sufficient skills to work on a personal computer and with Internet beginning from junior courses, which is very important in the learning process in distance education.

Текст научной работы на тему «Технология самостоятельной работы студентов на основе дистанционного обучения в вузах физической культуры»

дуется обращать на установление высоких координационных связей в деятельности двигательных и вегетативных функций. В этот период необходимо заниматься совершенствованием темпового варианта техники плавания избранным способом, умением выполнять движения с максимальной мобилизацией, без излишнего мышечного напряжения, сохраняя точность, координацию движений и оптимальную амплитуду. Доминирующим звеном должно быть составление оптимальных тренировочных программ, предусматривающих преемственность их освоения в микроциклах и повышение требований к функциональным возможностям и техническим характеристикам пловцов.

Контактная информация: smolakademsport@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.04.2012.

УДК 796:378.147-322

ТЕХНОЛОГИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ирина Николаевна Васильева, аспирант,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Обсуждается проблема организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения в вузах физической культуры. Рассматривается интеграция дистанционного обучения в самостоятельной работе как наиболее перспективной технологии совершенствования знаний и навыков данного вида учебной деятельности. Представлены результаты констатирующего педагогического эксперимента: динамика уровня познавательной самостоятельности студентов 1-5 курсов разных специализаций и компьютерной грамотности. По результатам опроса наблюдается отрицательная динамика уровня познавательной самостоятельности, что можно считать поводом для серьезного беспокойства. Установлено, что у большинства студентов отмечается положительное отношение к технологии дистанционного обучения. Результаты свидетельствуют, что начиная с младших курсов, студенты имеют достаточные навыки работы на персональном компьютере и в Интернете.

Ключевые слова: студенты-очники, самостоятельная работа, технология дистанционного обучения, познавательная самостоятельность, компьютерная грамотность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p23-25 ORGANIZATION OF FULL-TIME STUDENTS’ INDEPENDENT WORK BASED ON THE TECHNOLOGY OF DISTANCE LEARNING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE

Irene Nikolaevna Vasiljeva, the post-graduate student,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Annotation

The article discusses the problem of organization of full-time students’ independent work in the higher educational institution of physical culture. Integration of distance learning in independent work as a perspective technology to improve the skills of this type of learning activity is reviewed. The results of pedagogical experiment have been presented: dynamics of the cognitive independence level of 1-5 courses students with different specialization and computer skills. According to the results of questioning, there is a negative dynamics of the cognitive independence level, which can be considered as a reason for concern. It has been established, that the majority of students have a positive attitude toward technology of distance learning. The results of the data indicate that students have sufficient skills to work on a personal computer and with Internet beginning from junior courses, which is very important in the learning process in distance education.

Keywords: full-time students, independent work, technology of distance learning, cognitive independence, computer skills.

ВВЕДЕНИЕ

Европейская система образования требует перехода от формата «teaching» («обучаемый») к «learning» («обучающийся»), что изменяет парадигму системы высшего образования в России от накопления знания «на всю жизнь» к знанию «для жизни» [2, с.43]. Следовательно, в высших учебных заведениях студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения данной цели является самостоятельная работа студента.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В 2010-11 учебном году на базе Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма нами был проведен анкетный опрос для внедрения технологии дистанционного обучения в организацию самостоятельной работы студентов-очников. В анкетировании приняли участие 214 студентов очного отделения (1 курс - 38, 2 курс - 44, 3 курс - 38. 4 курс - 47 и 5 курс - 47 чел.).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

«Познавательная самостоятельность - качества, которым должен обладать выпускник вуза, то есть способность систематизировать, планировать и регулировать свою учебную деятельность без непосредственного постоянного руководства и практической помощи со стороны преподавателя» [3, с. 33].

По результатом опроса были выявлены 3 уровня познавательной самостоятельности у студентов: низкий, средний и высокий (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение показателей уровня познавательной самостоятельности у студентов 1-

5 курсов (в% ко всем обследованным данного курса)

Курс Всего обследовано студентов Уровень познавательной самостоятельности (%)

(кол-во) высокий средний низкий

1 38 5,3 78,9 13,2

2 44 11,4 77,3 11,4

3 38 7,9 71,1 18,4

4 47 8,5 72,3 17,0

5 47 6,4 66,0 25,5

Из таблицы 1 следует тенденция ухудшения показателей уровня познавательной самостоятельности у студентов очной формы обучения, что свидетельствуют о необходимости поиска новых, более эффективных путей совершенствования навыков самостоятельной работы студентов на основе современных технологий. Одной из таких технологий является дистанционное обучение [1]. Следовательно, эффективная учебная деятельность в условиях дистанционного обучения зависит от знания основ и начального умения работы на персональном компьютере.

Показатели представлений студентов о технологии дистанционного обучения распределились следующим образом: большинство студентов 1 курса (31,6%), 2 курса (29,5%), 3 курса (36,8%), 4 курса (25,5%) и 5 курса (42,6%) считают, что дистанционное обучение - перспективная, удобная и эффективная форма обучения.

В ходе опроса были определены навыки работы у студентов на персональном компьютере ПК (табл. 2).

Таблица 2

Показатели навыков работы у студентов на ПК (в%)_____________________

Курс высокий средний низкий не владеет

1 28,9 42,1 23,7 5,3

2 31,8 40,9 22,7 4,5

3 23,7 28,9 36,8 10,5

4 31,9 23,4 27,7 10,6

5 27,7 34,0 25,5 6,4

При анкетировании ставилась также задача выявить частоту работы студентов к сети Интернет (табл.3).

Таблица 3

______________Показатели частоты работы у студентов в Интернете (в%)__________________

Курс Каждый день 2-3 раза в неделю 1 раз в неделю 2-3 раза в месяц реже нет возможности

1 81,6 7,9 0,0 2,6 0,0 2,6

2 75,0 11,4 2,3 2,3 6,8 2,3

3 68,4 5,3 5,3 0,0 2,6 18,4

4 72,3 6,4 4,3 2,1 2,1 12,8

5 66,0 12,8 2,1 2,1 0,0 8,5

Итак, как показало исследование, начиная с младших курсов, студенты-очники вузов физической культуры имеют опыт работы на ПК и активную мотивацию к внедрению технологии дистанционного обучения.

Таким образом, обобщая результаты опроса, следует заметить, что у студентов-очников вуза физической культуры наблюдается отрицательная динамика уровня познавательной самостоятельности. Разрешение данного показателя видится в разработке, внедрении и совершенствовании организации самостоятельной работы на основе современной технологии, к которой студенты очного обучения вполне готовы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова, Н. А. Организация самостоятельной образовательной деятельности студентов-заочников педагогического вуза на основе технологии дистанционного обучения : дис. ... канд. пед. наук / Александрова Н.А. - Саратов, 2008. - 156 с.

2. Кутукова, Л. Т. Организация самостоятельной работы студента и модульно рейтинговая система оценки знаний студента / Л.Т. Кутукова, А.Е. Прохорова // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2010. - № 1. - С. 43-46.

3. Фирстов, В. В. Диагностика познавательной самостоятельности студентов / В. В. Фирстов // Физкультурное образование Сибири. - 1999. - № 1. - С. 33-36.

REFERENCES

1. Alexandrova, N.A. (2008), Organization of part-time students ’ self-education activities of Pedagogical universities based on the distance learning technology, Dissertation, Saratov, Russian Federation.

2. Kutukova, L.T. and Prokhorova, A. E. (2010), "Organization of a student’s independent work and the module rating system mark of the student’s knowledge", Bulletin of the graduate school Alma mater, No.1, pp. 43-46.

3. Firstov V.V. (1999), "Diagnosis of cognitive independence of students" Physical education in Siberia, No.1, pp. 33-36.

Контактная информация: irenevas@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.