дуется обращать на установление высоких координационных связей в деятельности двигательных и вегетативных функций. В этот период необходимо заниматься совершенствованием темпового варианта техники плавания избранным способом, умением выполнять движения с максимальной мобилизацией, без излишнего мышечного напряжения, сохраняя точность, координацию движений и оптимальную амплитуду. Доминирующим звеном должно быть составление оптимальных тренировочных программ, предусматривающих преемственность их освоения в микроциклах и повышение требований к функциональным возможностям и техническим характеристикам пловцов.
Контактная информация: smolakademsport@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.04.2012.
УДК 796:378.147-322
ТЕХНОЛОГИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ирина Николаевна Васильева, аспирант,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
Обсуждается проблема организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения в вузах физической культуры. Рассматривается интеграция дистанционного обучения в самостоятельной работе как наиболее перспективной технологии совершенствования знаний и навыков данного вида учебной деятельности. Представлены результаты констатирующего педагогического эксперимента: динамика уровня познавательной самостоятельности студентов 1-5 курсов разных специализаций и компьютерной грамотности. По результатам опроса наблюдается отрицательная динамика уровня познавательной самостоятельности, что можно считать поводом для серьезного беспокойства. Установлено, что у большинства студентов отмечается положительное отношение к технологии дистанционного обучения. Результаты свидетельствуют, что начиная с младших курсов, студенты имеют достаточные навыки работы на персональном компьютере и в Интернете.
Ключевые слова: студенты-очники, самостоятельная работа, технология дистанционного обучения, познавательная самостоятельность, компьютерная грамотность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p23-25 ORGANIZATION OF FULL-TIME STUDENTS’ INDEPENDENT WORK BASED ON THE TECHNOLOGY OF DISTANCE LEARNING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE
Irene Nikolaevna Vasiljeva, the post-graduate student,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Annotation
The article discusses the problem of organization of full-time students’ independent work in the higher educational institution of physical culture. Integration of distance learning in independent work as a perspective technology to improve the skills of this type of learning activity is reviewed. The results of pedagogical experiment have been presented: dynamics of the cognitive independence level of 1-5 courses students with different specialization and computer skills. According to the results of questioning, there is a negative dynamics of the cognitive independence level, which can be considered as a reason for concern. It has been established, that the majority of students have a positive attitude toward technology of distance learning. The results of the data indicate that students have sufficient skills to work on a personal computer and with Internet beginning from junior courses, which is very important in the learning process in distance education.
Keywords: full-time students, independent work, technology of distance learning, cognitive independence, computer skills.
ВВЕДЕНИЕ
Европейская система образования требует перехода от формата «teaching» («обучаемый») к «learning» («обучающийся»), что изменяет парадигму системы высшего образования в России от накопления знания «на всю жизнь» к знанию «для жизни» [2, с.43]. Следовательно, в высших учебных заведениях студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения данной цели является самостоятельная работа студента.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В 2010-11 учебном году на базе Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма нами был проведен анкетный опрос для внедрения технологии дистанционного обучения в организацию самостоятельной работы студентов-очников. В анкетировании приняли участие 214 студентов очного отделения (1 курс - 38, 2 курс - 44, 3 курс - 38. 4 курс - 47 и 5 курс - 47 чел.).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
«Познавательная самостоятельность - качества, которым должен обладать выпускник вуза, то есть способность систематизировать, планировать и регулировать свою учебную деятельность без непосредственного постоянного руководства и практической помощи со стороны преподавателя» [3, с. 33].
По результатом опроса были выявлены 3 уровня познавательной самостоятельности у студентов: низкий, средний и высокий (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение показателей уровня познавательной самостоятельности у студентов 1-
5 курсов (в% ко всем обследованным данного курса)
Курс Всего обследовано студентов Уровень познавательной самостоятельности (%)
(кол-во) высокий средний низкий
1 38 5,3 78,9 13,2
2 44 11,4 77,3 11,4
3 38 7,9 71,1 18,4
4 47 8,5 72,3 17,0
5 47 6,4 66,0 25,5
Из таблицы 1 следует тенденция ухудшения показателей уровня познавательной самостоятельности у студентов очной формы обучения, что свидетельствуют о необходимости поиска новых, более эффективных путей совершенствования навыков самостоятельной работы студентов на основе современных технологий. Одной из таких технологий является дистанционное обучение [1]. Следовательно, эффективная учебная деятельность в условиях дистанционного обучения зависит от знания основ и начального умения работы на персональном компьютере.
Показатели представлений студентов о технологии дистанционного обучения распределились следующим образом: большинство студентов 1 курса (31,6%), 2 курса (29,5%), 3 курса (36,8%), 4 курса (25,5%) и 5 курса (42,6%) считают, что дистанционное обучение - перспективная, удобная и эффективная форма обучения.
В ходе опроса были определены навыки работы у студентов на персональном компьютере ПК (табл. 2).
Таблица 2
Показатели навыков работы у студентов на ПК (в%)_____________________
Курс высокий средний низкий не владеет
1 28,9 42,1 23,7 5,3
2 31,8 40,9 22,7 4,5
3 23,7 28,9 36,8 10,5
4 31,9 23,4 27,7 10,6
5 27,7 34,0 25,5 6,4
При анкетировании ставилась также задача выявить частоту работы студентов к сети Интернет (табл.3).
Таблица 3
______________Показатели частоты работы у студентов в Интернете (в%)__________________
Курс Каждый день 2-3 раза в неделю 1 раз в неделю 2-3 раза в месяц реже нет возможности
1 81,6 7,9 0,0 2,6 0,0 2,6
2 75,0 11,4 2,3 2,3 6,8 2,3
3 68,4 5,3 5,3 0,0 2,6 18,4
4 72,3 6,4 4,3 2,1 2,1 12,8
5 66,0 12,8 2,1 2,1 0,0 8,5
Итак, как показало исследование, начиная с младших курсов, студенты-очники вузов физической культуры имеют опыт работы на ПК и активную мотивацию к внедрению технологии дистанционного обучения.
Таким образом, обобщая результаты опроса, следует заметить, что у студентов-очников вуза физической культуры наблюдается отрицательная динамика уровня познавательной самостоятельности. Разрешение данного показателя видится в разработке, внедрении и совершенствовании организации самостоятельной работы на основе современной технологии, к которой студенты очного обучения вполне готовы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, Н. А. Организация самостоятельной образовательной деятельности студентов-заочников педагогического вуза на основе технологии дистанционного обучения : дис. ... канд. пед. наук / Александрова Н.А. - Саратов, 2008. - 156 с.
2. Кутукова, Л. Т. Организация самостоятельной работы студента и модульно рейтинговая система оценки знаний студента / Л.Т. Кутукова, А.Е. Прохорова // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2010. - № 1. - С. 43-46.
3. Фирстов, В. В. Диагностика познавательной самостоятельности студентов / В. В. Фирстов // Физкультурное образование Сибири. - 1999. - № 1. - С. 33-36.
REFERENCES
1. Alexandrova, N.A. (2008), Organization of part-time students ’ self-education activities of Pedagogical universities based on the distance learning technology, Dissertation, Saratov, Russian Federation.
2. Kutukova, L.T. and Prokhorova, A. E. (2010), "Organization of a student’s independent work and the module rating system mark of the student’s knowledge", Bulletin of the graduate school Alma mater, No.1, pp. 43-46.
3. Firstov V.V. (1999), "Diagnosis of cognitive independence of students" Physical education in Siberia, No.1, pp. 33-36.
Контактная информация: irenevas@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 22.04.2012.