Научная статья на тему 'Тенденции деинституционализации системы устройства детей-сирот с ОВЗ'

Тенденции деинституционализации системы устройства детей-сирот с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
210
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ / FAMILY PLACEMENT OF ORPHANS / ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / DEINSTITUTIONALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зимова Юлия Константиновна

В статье рассматриваются тенденции деинституционализации детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, которые используют государство, некоммерческий сектор и приемные родители, представлены социальные практики семейного устройства детей-сирот в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of deinstitutionalization of system of the device of orphan children with limited opportunities of health

In article tendencies of deinstitutionalization of orphan children with limited opportunities of health which use the state, noncommercial sector and adoptive parents are considered, social practicians of the family device of orphan children in modern society are presented.

Текст научной работы на тему «Тенденции деинституционализации системы устройства детей-сирот с ОВЗ»

Ю.К. ЗИМОВА аспирантка кафедры социально-гуманитарных дисциплин Московского городского университета управления Правительства Москвы'

Тенденции деинституционализации системы устройства детей-сирот с ОВЗ

Современная российская политика в отношении детей-сирот характеризуется ориентацией на деинституционализа-цию и приоритет семейной формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей. Вместе с тем, общественные дискурсы, касающиеся многочисленных аспектов семейного устройства и социализации детей-сирот, не только не уменьшаются, но и приобретают особую остроту, что обусловлено сложностью состояния института семьи и демографической ситуации в современной России. Особенно актуальными становятся вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Деинституционализация означает процесс, противоположный институционализации, которая характеризуется как «процесс формирования различных типов социальной деятельности

1

в качестве социальных институтов» .

С позиции функционирования системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, деинституционализация - это процесс, направленный на создание условий для проживания, развития и воспитания детей-сирот вне учреждений интернатного типа. Государственная политика Российской Федерации в данной области - это ориентация на создание новой системы, адаптированной для полноценной социализации ребенка-сироты в разных сферах его жизнедеятельности.

Важнейшей характеристикой процесса деинституционали-зации системы является реализация альтернативных форм устройства детей-сирот на фоне быстрых темпов сокращения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попече-

* Зимова Юлия Константиновна, e-mail: pionero 4e4ka@gmail.com

1 Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г. В. Оси-пова. М., 1995, с. 230.

ния родителей. За 2008 г. было устроено в семьи около 81%, а за 2013 г. - более 87% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одновременно за тот же период уменьшилось число детских домов - в 1,75 раза, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - в 2,05 раза 1.

Вместе с тем наблюдается положительная динамика - в 2012 г. на учете в Государственном банке данных состояло более 120 000 детей, нуждающихся в семейном устройстве, а в 2015 г. таких детей стало менее 82000 человек.

Указанные показатели демонстрируют устойчивость процесса деинституционализации системы государственного устройства детей, активизация которого произошла в 2007 г. Более того, с 2013 г. окончательной формой устройства ребенка-сироты считается его передача на семейное воспитание, а помещение в интернатное учреждение рассматривается лишь временной формой.

Однако процесс деинституционализации имеет существенные ограничения. Дети с инвалидностью старших возрастов, проживающие в сиротских учреждениях с родными братьями и сестрами, а также несовершеннолетние, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, лишь отчасти имеют возможность для семейного устройства. А меры, касающиеся дополнительного материального стимулирования в части семейного устройства несовершеннолетних данных категорий, пока не привели к значимым улучшениям в положении детей-сирот.

В настоящее время получили развитие некоторые важные тенденции институционализации. Предпринимаются эффективные действия по созданию условий для временного пребывания детей, максимально приближенных к семейной среде. Не менее важным становится разработка и внедрение технологий, способствующих семейному устройству детей-сирот с инвалидностью, старшего возраста и братьев с сестрами и пр.

Реализация одной из тенденций деинституционализации проявляется в активно предпринимаемых структурных и содержательно-организационных преобразованиях системы устройства детей-сирот.

Во-первых, с 1 сентября 2015 г. работа интернатных учреждений должна быть организована в соответствии с новыми требованиями к их деятельности: организация проживания в разновозрастных группах не более 8 детей, созданных по квартирному типу; закрепление постоянных воспитателей;

1 См.: Дети в трудной жизненной ситуации: на пути перемен. М., 2014, с. 16-17.

работа с детьми строго по индивидуальному плану; системная работа по возврату ребенка в кровную семью и пр.

Во-вторых, требованиями к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено обязательное обеспечение психологического сопровождения воспитательной и образовательной деятельности, а также внедрение консультативной, реабилитационной и профилактической работы с детьми; реализация мероприятий, направленных на компенсацию и (или) коррекцию недостатков физического и (или) психического развития, а также отклонений в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении1.

Следующая тенденция развивается через реализацию отдельных инициатив даже несмотря на то, что большая часть детей-сирот, нуждающихся в семейном устройстве - это дети подросткового возраста и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Одна из подобных практик предлагает организацию специальных структур, ориентированных на поддержку полных семей, состоящих из приемных матери и отца, воспитывающих от пяти до восьми приемных детей, из которых не менее двух с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалиды-колясочники2. Вариантом практики стал социальный проект, в рамках которого приемная семья, взявшая на воспитание пятерых детей, включая детей-инвалидов, получает жилье.

Востребованной социальной практикой признаны дни открытых дверей в детских домах, в рамках которых происходит общение детей с потенциальными родителями, укрепление мотивации взрослых на принятие в свою семью ребенка-сироты, формирование новой социальной роли «приемный родитель», «приемная семья», «многодетная семья» и др.

Важнейшей тенденцией процесса деинституционализации системы устройства детей-сирот стало вовлечение некоммерческих организаций в реализацию проектов и программ социализации детей.

Инициативы некоммерческих организаций обусловлены и подкреплены более широкими возможностями и мобильностью к быстрому реагированию и решению острых и сложных проблем по устройству в замещающие семьи детей-сирот с инвалид-

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // http://base.garant.ru.

2 Состояние и проблемы институционального и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России / Ред. Л. Санданова. М., 2014, с. 78.

ностью, старшего возраста, а также других категорий. За последнее время устойчивое развитие получили практики, функционирующие в рамках специальных проектов некоммерческих организаций (детские поселки, детские деревни с опекунскими семьями, проживающими в отдельных домах). Например, в ряде российских регионов успешно реализуется социальный проект «Детские деревни-SOS», состоящие из десяти-пятнадцати домов, в которых проживают SOS-мама и ее дети (шесть-восемь разновозрастных детей). Жизнедеятельность семьи обеспечивается многофункциональной поддержкой специалистов различных профилей, ориентированной на содействие в социализации детей, подготовку их к самостоятельной жизни, преодоление трудностей в воспитании и развитии.

В рамках некоммерческих организаций развиваются специфические социальные проекты, ориентированные на привлечение общественного внимания к детям-сиротам, а также поиск потенциальных приемных родителей: подготовка видеоанкет, создание видеопортфолио, записи видеоинтервью детей, нуждающихся в семейном устройстве.

Продвижение темы семейного устройства детей-сирот реализуется в рамках социального проекта «Одно лицо». Данная программа осуществляет поиск ребенка, нуждающегося в семейном устройстве, с которым потенциальные родители могут себя идентифицировать, что способствует усилению потребности взрослого человека к самореализации своих потенциальных возможностей по воспитанию ребенка.

В российском обществе существует серьезная необходимость в проведении на постоянной основе мониторингов, ориентированных на анализ социальных позиций населения по вопросам семейного устройства детей-сирот. Получил развитие проект «Всероссийская перепись потенциальных приемных родителей» (портал Ванечка.рф), цель которого состоит в информировании населения о семейных формах устройства, поиске граждан, готовых принять на воспитание ребенка-сироту.

Важнейшей тенденцией деинституционализации системы устройства детей-сирот стало активное вовлечение в сам процесс приемных родителей. Действуют клубы приемных родителей, в практиках которых организуются тренинги по преодолению «выгорания», проходит обмен информацией о нововведениях в сфере поддержки замещающих семей, осуществляется моральная и эмоциональная поддержка, обсуждаются способы решения неординарных ситуаций, оказывается прямая социальная помощь и пр. Ассоциации приемных родителей привлекают экспертные сообщества для оказания юридической и психологической консультативной помощи приемной семье в трудных жизненных ситуациях.

Реализуемая российская политика по деинституционали-зации системы устройства детей-сирот может стать эффективным средством решения широкого комплекса проблем только в системе «государство-общество-человек». Одновременно тенденции деинституционализации демонстрируют, что развитие альтернативных семейных форм воспитания является важнейшей, но не единственной составляющей этой политики1. В первую очередь, вывод касается детей с ограниченными возможностями здоровья, по отношению к которым процесс устройства в семью достаточно часто становится затрудненным в силу объективных причин.

Деинституционализация системы устройства детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья - это длительный процесс, его развитие требует не отдельных инициатив, а тесного взаимодействия государства и общества по широкому перечню вопросов. Среди последних: анализ ситуации и выбор способов решения проблем, выявление и продвижение социальных практик, эффективных для адекватного устройства ребенка-сироты и сопровождения процесса его социализации.

Во-первых, требуется содержательно-технологическое изменение программ подготовки потенциальных приемных родителей с обязательным включением значимого блока об особенностях принятия в семью и специфике воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Во-вторых, актуализируется проблема повышения компетентности специалистов органов опеки и попечительства, а также других структур, занимающихся семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам организации жизнедеятельности и проблем воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В-третьих, назрела необходимость разработки и реализации специальных информационных кампаний, продвигающих тему принятия в семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Выявленные тенденции показывают, что деинституциона-лизация отражает подходы в социализации ребенка-сироты с учетом его ситуации развития, сопровождается внедрением вариативных практик, апробация которых позволяет выбирать средства для решения конкретного аспекта при устройстве детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.

Зимова Ю.К. Тенденции деинституционализации системы устройства детей-сирот с ОВЗ. В статье рассматриваются тенденции деинституционализации детей-сирот с огра-

1 См.: Реформа сиротских учреждений. Деинституционализация: за и против. М., 2005, с. 4.

ниченными возможностями здоровья, которые используют государство, некоммерческий сектор и приемные родители, представлены социальные практики семейного устройства детей-сирот в современном обществе.

Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, семейное устройство детей-сирот, деинституционализация.

Zimova Y.K. Tendencies of deinstitutionalization of system of the device of orphan children with limited opportunities of health. In article tendencies of deinstitutionalization of orphan children with limited opportunities of health which use the state, noncommercial sector and adoptive parents are considered, social practicians of the family device of orphan children in modern society are presented.

Key words: orphans and children left without parental care, children with disabilities, family placement of orphans, deinstitu-tionalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.