Научная статья на тему 'Новая миссия детского дома'

Новая миссия детского дома Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
754
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА / КРОВНАЯ СЕМЬЯ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК / СПЕЦИАЛИСТЫ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ / ДЕТСКИЙ ДОМ / КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ / РЕИНТЕГРАЦИЯ (ВОЗВРАЩЕНИЕ) / ДЕТИ-СИРОТЫ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / THE FORMS OF CHILDREN''S ARRANGEMENT / NETWORK INTERACTION / DEINSTITUTIONALIZATION / A BLOOD FAMILY / A FOSTER FAMILY / AN ADOPTIVE CHILD / FAMILY SPECIALISTS / AN ORPHANAGE / A COMPLEX ASSISTANCE / REINTEGRATION / ORPHANED CHILDREN / A RESOURCE CENTER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зуева Надежда Львовна

В статье автор описывает инновационную модель учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая позволяет построить жизнедеятельность учреждения на принципиально новых основаниях и осуществлять в рамках сетевого взаимодействия комплексную помощь субъектам деинституционализации: воспитаннику детского дома, кровной семье воспитанника, замещающей семье, специалистам органов опеки и попечительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Mission of Orphanage

In this article the author describes a new model of orphanage. This model helps to make a substance of orphanage functioning for a new foundation. In the modern social conditions the new model ofe> orphanage gives a complex assistance to all members of the network interaction: a foster child, a blood family, a foster family, and family specialists.

Текст научной работы на тему «Новая миссия детского дома»

УДК 37.0

Н. Л. Зуева

Новая миссия детского дома

В статье автор описывает инновационную модель учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая позволяет построить жизнедеятельность учреждения на принципиально новых основаниях и осуществлять в рамках сетевого взаимодействия комплексную помощь субъектам деинституционализации: воспитаннику детского дома, кровной семье воспитанника, замещающей семье, специалистам органов опеки и попечительства.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, деинституционализация, семейные формы устройства, кровная семья, замещающая семья, приемный ребенок, специалисты по работе с семьей, детский дом, комплексная помощь, реинтеграция (возвращение), дети-сироты, ресурсный центр.

N. L. Zueva

New Mission of Orphanage

In this article the author describes a new model of orphanage. This model helps to make a substance of orphanage functioning for a new foundation. In the modern social conditions the new model ofro orphanage gives a complex assistance to all members of the network interaction: a foster child, a blood family, a foster family, and family specialists.

Key words: network interaction, deinstitutionalization, the forms of children's arrangement, a blood family, a foster family, an adoptive child, family specialists, an orphanage, a complex assistance, reintegration, orphaned children, a resource center.

В настоящее время самой эффективной политикой в отношении детей-сирот признана их деинституционализация. Деинституционализация определяется как сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, за счет развития различных форм их семейного жизнеустройства. Данный термин был введен и№8ЕБ в 1990-х гг., как противоположность понятию институционализация. Идейной основополагающей процесса деинсти-туционализации является мысль, что любой ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 22.12.2011 г. Президент РФ Д. А. Медведев отметил: «Государство примет дополнительные меры, которые стимулируют рост семейных форм устройства детей-сирот. Такое поручение я дам Правительству уже в ближайшие дни, а также считаю, что главы регионов должны принять программы, необходимые для медико-психологического и педагогического сопровождения семей, которые воспитывают детей-сирот. Им нужна помощь, и она должна быть практической».

© Зуева Н. Л., 2012

Современная политика деинституционализа-ции включает в себя следующие составляющие: профилактика социального сиротства; развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; перепрофилирование детских домов, в частности, в службы сопровождения; опережающая переподготовка специалистов интернатных учреждений новым технологиям работы по сопровождению детей и приемных родителей; создание качественных условий проживания, воспитания и образования для детей, которые не могут быть переданы на воспитание в семьи, обеспечение ребенка замещающей заботой высокого уровня с учетом его индивидуальных потребностей. Результатом процесса деинституционализации является сокращение численности детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

БОУ ВО «Вологодский детский дом № 2» строит свою работу в соответствии с вектором государственной политики. С 1995 г. коллектив детского дома реализует направление работы по устройству воспитанников в семью. За это время произошло реформирование содержания деятельности детского дома, изменилась управленческая стратегия и тактика. Для этого руко-

водителю детского дома пришлось готовить коллектив к осмыслению новой миссии, изменять, уточнять и корректировать должностные обязанности сотрудников, проводить постоянное системное обучение коллектива, мониторинг всех направлений деятельности с последующим анализом.

С 2008 по 2010 гг. детский дом являлся областной экспериментальной площадкой по теме «Инновационная модель учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях политики деинституционали-зации». Детский дом реализует инновационные направления деятельности: устройство воспитанников в замещающую семью, реинтеграция воспитанников в кровную семью, профилактика вторичного социального сиротства. Проект «Инновационная модель учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях политики деинституционали-зации» стал лауреатом второй степени Всероссийского конкурса инновационных проектов «Каким должен быть детский дом сегодня?», проводимого Министерством образования и науки в мае 2011 г.

Управление специального образования и социально-правовой защиты детей Департамента образования Вологодской области, организуя работу по созданию областной системы семейного устройства воспитанников детских домов на основе сетевых технологий и, учитывая предыдущий позитивный опыт работы коллектива детского дома, в 2008 г. открыл в БОУ ВО «Вологодский детский дом № 2» службу содействия устройству воспитанников в семью. Затем аналогичные службы были открыты в МОУ «Детский дом № 9» г. Череповца и в БОУ ВО «Вели-коустюгский детский дом № 3», БОУ ВО «Белозерский детский дом», МБОУ «Тотемский детский дом». Для координации работы в рамках сетевого взаимодействия приказом Департамента образования от 26.10.2009 г. № 1602 за БОУ ВО «Вологодский детский дом № 2» закреплено выполнение функций ресурсного центра по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ресурсный центр - подразделение детского дома, которое осуществляет организационно-методическое сопровождение специалистов служб содействия устройству детей-сирот и де-

тей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан Вологодской области; проводит региональные мониторинги и обеспечивает анализ полученных данных; объединяет имеющиеся ресурсы сети (методические, информационные, кадровые др.), обобщает и распространяет инновационный опыт их деятельности; содействует просвещению гражданского общества по проблемам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целями деятельности ресурсного центра являются:

- содействие в реализации на территории Вологодской области государственной политики деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части реализации права ребенка жить и воспитываться в семье;

- методическое обеспечение профессиональной деятельности специалистов служб содействия устройству воспитанников детских домов в семью в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Вологодской области.

Для реализации данного направления деятельности детский дом имеет достаточное ресурсное обеспечение. Все программы и технологии деятельности прошли экспертизу на всероссийском и областном уровнях. В настоящее время коллективом отработана технология возвращения воспитанника детского дома в кровную семью, выстроены педагогические условия эффективности этого процесса. Эмпирический опыт работы коллектива научно обоснован директором детского дома Е. Н. Рындиной в 2007 году в кандидатской диссертации «Педагогические условия возвращения воспитанника детского дома в кровную семью». Это опыт коллектива БОУ ВО «Вологодский детский дом № 2», который уже в течение 15 лет занимается восстановлением родителей в родительских правах и возвращением ребенка в свое кровное окружение. А началось все с простого анализа психологического состояния детей, которых изъяли из семьи и привезли в детский дом. Психологи детского дома провели изучение мотивации воспитанников по семейному устройству. 90 % воспитанников хотели вернуться к своим родителям, хотя, многие из них прекрасно по-

нимали невозможность исполнения своих желаний. Многие дети всячески пытались оправдывать несостоятельность своих кровных родителей и очень ревностно воспринимали любые неосторожные высказывания педагогов в их адрес. В психологии этот феномен носит название «зов крови», в основе которого лежит сформированная привязанность к той непутевой женщине, которая все равно обеспечивала удовлетворение потребностей ребенка при рождении, потребность ребенка в самоидентификации. Учитывая эти факторы, мы считаем необходимым и важным работать с кровной семьей воспитанника, обеспечивать восстановление дет-ско-родительских отношений, сохранность родственных связей.

Правда, сначала пришлось проверить и мотивацию родителей. Хотят ли они восстанавливать свои права. Здесь ситуация оказалась несколько иная. 80 % родителей оказались неспособны вернуть свои права, им было все равно, где и что с их детьми. Даже, приходя в детский дом, они находили только такие слова: «Слушайся воспитателей, здесь хорошо» и т. д. Многие не появлялись никогда... И детям, конечно, находили новых родителей. Но были родители и родственники детей по крови, для которых ограничение или лишение родительских прав и изъятие ребенка из семьи стало настоящим наказанием и отправной точкой отсчета для новой «правильной» жизни.

Администрация и коллектив детского дома с первых дней работы понимали, что возвращение ребенка в кровную семью возможно лишь в том случае, если родители сами стремятся к позитивным изменениям и готовы к полноценной реализации родительской функции. Многолетний опыт работы позволил коллективу сделать выводы, что более перспективны те ситуации, где один из родителей - более «сохранный», пережив распад семьи, потерю супруга, переосмыслив все, пытается исправить свои ошибки -вернуть детей из детского дома. С этой группой родителей, которые сохранили свои родительские ориентации, которые хотели вернуть ребенка в свою семью и стал работать коллектив детского дома.

При восстановлении родителей в родительских правах определились и проблемы:

1. Кризисные семьи в основном состоят из

родителей, имеющих низкий доход, низкий уровень воспитания и образования. У таких родителей отсутствуют даже начальные знания об ответственности за своих детей.

2. Юридическая безграмотность по вопросам воспитания и ухода за ребенком приводит мам на судебном заседании к психологическому шоку от того, что у них отняли ребенка. Затем идет страх снова пережить отрицательные эмоции в суде.

3. Изначально родители боятся прийти в детский дом. Инициатива почти всегда исходит от администрации детского дома. И здесь необходима серьезная работа педагогов и психологов детского дома для того, чтобы замотивировать родителей на восстановление в своих правах.

4. Проблема социального иждивенчества родителей. Они видят, что ребенок накормлен, одет, за ним ухаживают, он имеет то, чего не мог бы получить, проживая с родителями. Поэтому педагоги не редко слышат, как родители говорят своим детям «слушайся воспитателей, не переживай, учись и веди себя хорошо и т. д.»

5. Очень серьезно стоит проблема с жильем мам, которые пытаются восстановить свои родительские права: отсутствие или аварийное жилье, проживание совместно с родственниками - алкоголиками.

6. Проблемы послетюремной адаптации биологических родителей (проблема с трудоустройством, ликвидация долгов по жилью, отсутствие денежных средств). В государственных структурах социальной защиты населения нет отлаженной системы помощи безработным после освобождения из мест лишения свободы.

7. Проблемы личностного характера, затрудняющие процесс восстановления кровной семьи:

- слабая мотивация на возвращение ребенка со стороны родственников;

- пассивность родительской позиции;

- несформированность чувства ответственности родителей по отношению к судьбе своего ребенка;

- отсутствие выраженного стремления родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом;

- недостаток представлений родителей о собственном ребенке, о его потребностях и о методах его воспитания и развития.

Считаем, что результативность в работе с кровной семьей при восстановлении родителей в родительских правах достигается, если учитывается личностный фактор (готовность родителей вернуть ребенка из детского дома) и социальный фактор (жилье, работа, отсутствие денежных проблем и проблем с законом). Подчеркиваем важность и необходимость поддержки педагогов детского дома, специалистов органов опеки и попечительства. На суде представителю детского дома часто приходится брать на себя функции защиты. Легче и быстрее идет восстановление родительских прав там, где есть и ближайшая поддержка родственников (новые гражданские мужья молодых матерей, братья, сестры, тети, дяди и т. д.). Результат - 184 воспитанника устроены в семьи, из них 60 воспитанников возвращены в кровную семью. Из замещающей семьи было 7 возвратов, из кровной восстановленной семьи - ни одного. А сколько радости у ребенка, когда родная мама забирает его домой. Остальные дети ждут... «Счастливый этот Артем, а я никогда, наверное, не буду так счастлив.» - это слова шестилетнего малыша, когда он провожал своего друга из детского дома домой.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подтверждается право образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлять деятельность по сопровождению замещающей семьи во взаимодействии с органами опеки и попечительства.

В связи с этим Департаментом образования Вологодской области детскому дому переданы полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. На основании заключенного соглашения с управлением образования департамента гуманитарной политики Администрации г. Вологды на базе детского дома работает «Школа канди-

датов в замещающие родители». С сентября 2009 г. на базе детского дома прошли обучение 249 кандидатов в замещающие родители. Специалисты детского дома с января 2008 г. ведут сопровождение 18 замещающих семей, взявших ребенка из детского дома.

В марте 2009 г. на базе детского дома создан Клуб социальной журналистики «Время говорить», который объединил педагогов детского дома, журналистов Вологодской ГТРК, корреспондентов Вологодских СМИ, активно сотрудничающих с детским домом в течение 15 лет. Цель создания клуба - повышение информированности населения о жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучение воспитанников основам журналистского мастерства. Для привлечения дополнительных ресурсов на базе детского дома организована региональная сеть волонтерских групп, включающая в себя 40 волонтеров из числа опекунов и приемных родителей, имеющих позитивный опыт воспитания приемных детей из г. Вологды, п. Шексны и 20 муниципальных районов Вологодской области.

Проект «Детский дом как ресурсный центр организационных, методических, правовых технологий деятельности служб содействия устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Вологодской области» принимает участие в реализации региональной долгосрочной целевой программы «Дорога к дому» на 2009-2012 гг.) п. (раздел: развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Опыт работы БОУ ВО «Вологодский детский дом № 2» опубликован в 34 печатных изданиях: в 23 российских и 11 областных. Коллективом детского дома изданы 6 пособий по семейному жизнеустройству воспитанника детского дома.

В 2010 г. издан сборник «Правовые основы регламентации деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Вологодской области по вопросам семейного устройства воспитанников в рамках политики деинституционализации», где представлена нормативная правовая база служб содействия устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан и ресурсного центра.

Инновационная структурно-функциональная и содержательная модель детского дома направлена:

- На устройство воспитанника в замещающую семью, восстановление родителей в родительских правах и возвращение воспитанника в кровную семью, воспитание активного социально-адаптированного воспитанника.

- На организационно-методическое сопровождение специалистов служб содействия устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан, открытых в детских домах Вологодской области; региональные мониторинги; просвещение гражданского общества по проблемам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обобщение и

распространение инновационного опыта деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в поддержке государства.

Разработана универсальная технология, которая позволяет осуществить сложнейший процесс восстановления социально-педагогического потенциала семьи и личностного статуса ребенка-воспитанника детского дома. Деятельность коллектива детского дома - это целостный процесс, в который включены и родители, и дети, и все сотрудники детского дома и др. Относительно каждого субъекта данного процесса выстроены локальные подсистемы, реализация которых позволяет осуществить успешное решение всех задач в области политики деин-ституционализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.