Научная статья на тему 'Темпорально-рефлексивная сфера научно-биографического знания:необходимость междисциплинарного анализа'

Темпорально-рефлексивная сфера научно-биографического знания:необходимость междисциплинарного анализа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
114
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / TEMPORALITY / SCIENTIFIC BIOGRAPHY / REFLEXIVITY / INTERDISCIPLINARITY / TEXTUALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Николаева А.Б.

Осуществлен анализ темпоральности и рефлексивности современной научной биографии как текстуального и когнитивного пространства. Поэтому ставится вопрос о наличии темпорально-рефлексивной сферы в научно-биографическом знании и процессе биографирования. Все исследуемые в статье аспекты осмысливаются с междисциплинарных позиций, а заявленный феномен текстуальности научной биографии обусловливает обращение к нарративно-дискурсивной проблематике жизнеописания в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temporal-reflexive scope of scientific and biographical knowledge: the need for interdisciplinary analysis

In this paper, the temporality and reflexivity of the modern scientific biography asa textual and cognitive space is analyzed. Therefore, the question is raised about the existence of a temporally reflective sphere in scientific and biographical knowledge and the process of biography. All the aspects studied in the article are interpreted from interdisciplinary positions, and the declared phenomenon of the textuality of the scientific biography determines the appeal to the narrative-discursive problems of biography as a whole.

Текст научной работы на тему «Темпорально-рефлексивная сфера научно-биографического знания:необходимость междисциплинарного анализа»

УДК 130.2

DOI 10.25513/1812-3996.2018.23(2).127-131

ТЕМПОРАЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ СФЕРА НАУЧНО-БИОГРАФИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО АНАЛИЗА

А. Б. Николаева

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье

Дата поступления 31.01.2018

Дата принятия в печать 29.03.2018

Дата онлайн-размещения 25.06.2018

Ключевые слова

Темпоральность, научная биография, рефлексивность, междисциплинарность, текстуальность

Аннотация. Осуществлен анализ темпоральности и рефлексивности современной научной биографии как текстуального и когнитивного пространства. Поэтому ставится вопрос о наличии темпорально-рефлексивной сферы в научно-биографическом знании и процессе биографирования. Все исследуемые в статье аспекты осмысливаются с междисциплинарных позиций, а заявленный феномен текстуальности научной биографии обусловливает обращение к нарративно-дискурсивной проблематике жизнеописания в целом.

TEMPORAL-REFLEXIVE SCOPE OF SCIENTIFIC AND BIOGRAPHICAL KNOWLEDGE: THE NEED FOR INTERDISCIPLINARY ANALYSIS

A. B. Nikolaeva

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info

Received 31.01.2018

Accepted 29.03.2018

Available online 25.06.2018

Abstract. In this paper, the temporality and reflexivity of the modern scientific biography as a textual and cognitive space is analyzed. Therefore, the question is raised about the existence of a temporally reflective sphere in scientific and biographical knowledge and the process of biography. All the aspects studied in the article are interpreted from interdisciplinary positions, and the declared phenomenon of the textuality of the scientific biography determines the appeal to the narrative-discursive problems of biography as a whole.

Keywords

Temporality, scientific biography, reflexivity, interdisciplinarity, textuality

Темпорально-рефлексивная сфера современной научной биографии создается прежде всего при методологическом объединении персонологии, персональной истории и герменевтики. Историко-герменевтический подход, являющийся центром нашего исследования, актуализирует этот особый пласт в научно-биографическом знании и опыте. Кроме того, темпорально-рефлексивный контекст процесса биографирования становится результатом

анализа соизмеримости и взаимопроникаемости метода жизнеописания и опыта герменевтики. Рефлексивный пласт научной биографии ярко представлен в нарративе, но относительно его общей предрасположенности пространству жизнеописания. Здесь же есть необходимость проанализировать фактор дискурса-нарратива именно с темпо-рально-рефлексивных позиций. Так, рефлексивность и особая интерпретативность (психологизм)

современной научной биографии может быть сконструирована путем некоторой метафоризации в описании событий и фактов. Метафора в изучаемом нами текстуальном пространстве зависит от нарративной тональности: искажение недопустимо, но небольшая степень авторского домысла разрешена. По мнению И. В. Троцук, «метафора "антропомор-фирует" социальную и физическую реальность, превращает незнакомую действительность в знакомую, описывая ее в известных терминах» [1, с 34]. Поэтому рефлексивный пласт текстуального пространства научной биографии базируется на ее повествовательно-стилистических особенностях: нарратив становится мощным инструментом в историко-философском объяснении событий жизни и деятельности ученого, при этом процесс условной метафоризации конкретных фактов только снижает степень буквальности и излишней сухости в изложении, но, повторим, не создает проблему вымысла. Подчеркнем лейтмотивную мысль данного исследования: нарратив с его метафорами в темпорально-рефлек-сивном пласте текстуальности жизнеописания доказывает необходимость междисциплинарного подхода в научном биографировании. Сама теория нар-ратива близка психологии, которая, в свою очередь, напрямую связана с персонологией и персональной историей. Рефлексивность научно-биографического нарратива согласуется с концепцией жизненного мира индивида Э. Гуссерля: сдвиг гуманитаристиче-ской парадигмы (Тульчинский) здесь можно интерпретировать как основу междисциплинарных трансформаций, очевидных при обращении к динамике текстуальности жизнеописания. Историко-философский подход релятивен темпорально-рефлексивной грани общего континуума научной биографии, что подтверждается возможностью нарративизации жизненного опыта конкретного субъекта - в психологическом, персонологическом и герменевтическом векторах. Онто-гносеологический фактор событийности в данном контексте научной биографии представим именно при помощи нарратива, который делает доступным осознание реальных фактов жизни и деятельности ученого, его мировоззренческой специфики и проблем поиска и выбора.

Нарративная проблематика феномена хронотопа и интерпретации персональной истории оказалась доступной для исследования в период постмодернизма, когда сознание субъекта стало предста-вимо в виде текстуального синтеза (внешняя и внутренняя речь, получение и анализ информации, самопознание и фигура Другого). В результате наши

утверждения о методологической междисципли-нарности научной биографии, ее темпорально-ре-флексивной грани и процессе нарративизации событий жизни отдельного ученого имеют право на существование: постмодернизм вывел на поверхность проблему текста и познания, соотношения индивидуального и коллективного и взаимовлияния личности и истории в ракурсе ценностного сознания и исторического сознания эпохи. Установка «мир как текст» воспринимается современным научно-биографическим пространством с позитивных позиций: «текст и изображенный в нем мир обогащают действительность, а реальный мир обновляет текст в творческом восприятии слушателей-читателей». Нарративизация биографического повествования, его открытость авторской рефлексии и психологизму, возможность герменевтической интерпретации и разворачивания дискурсивной платформы в биографическом знании и опыте - все эти аспекты биографизма возвращают нас к одному из центральных вопросов исследования, т. е. к соизмеримости биографического метода и герменевтического опыта. Объединение методов интеллектуальной истории, персонологии и герменевтики в конструируемом нами историко-герменевтическом подходе к интерпретации и созданию текста жизнеописания обусловливает многоаспектность биографического нарратива и дискурса: они могут осмысливаться и в историческом, и в философском, и в психологическом ключе, являясь при этом обязательными основаниями современной гуманитаристики. Сам опыт интерпретации, по мнению Троцук, обязателен для постмодернизма как главный инструмент в исследовании текстуальности любого произведения.

Темпорально-рефлексивный пласт научно-биографического дискурса и нарратива существенно дополняется семиотическими поворотами, расширяющими культур-философский контекст интерпретации и конструирования жизнеописания как произведения. Коммуникативность нарратива и дискурса углубляется при обращении к семиотической системе кодов, знаков и символов текста жизнеописания, т. е. к процессу выявления авторских коннотаций, рефлексии относительно триады «автор - адресат - реципиент» (ее возможных трансформаций и общего положения в конкретном жизнеописании). Следовательно, нарратив научной биографии оказывается своеобразным мостом между самим произведением и реальной жизнью - как ученого (героя), так и социума (во-первых, того, в котором ученый жил и работал, во-вторых, того, которым является читающая

биографию публика). Осмысление мировоззрения ученого, его ценностно-смысловой сферы и сферы эмоций, общежизненных событий осуществимо при помощи нарратива, тонко отображающего проблему биографического времени и биографической рефлексии, постмодернистской текстуальности мышления и условно-конкретных метафор повествования, детерминирующих смысл авторских коннотаций и референций. Философско-психологическая трактовка нарратива жизнеописания раскрывает его в качестве средства анализа социально-исторической самоидентификации ученого: «темпоральность подразумевает интеграцию прошлого, настоящего и будущего в рамках нарратива, что дает индивиду ощущение протяженности жизни во времени, необходимое для самоидентификации» [1, с. 47]. В оценке Троцук нарратив конституирует «три темпоральные основы: объективную (календарную), концептуальную (событийную) и перцептивную (эмоционально-экспрессивную)». Эти основы, на наш взгляд, биографически применимы и подтверждают лабильность общего времени жизнеописания - в произведении такого жанра происходит взаимопроникновение эпох. Нарратив в истории, по мнению Р. Барта, раскрывает смысл вещей, представляя собой игру со временем, но не фальсификацию фактов, а художественное (литературное) понимание действительности, поэтизацию истории. Таким образом, нарратив условно тем-порален и не искажает ход истории, что возможно, к примеру, в ситуации художественного вымысла.

Нарративная философия истории Ф. Анкерсми-та дополнительно доказывает высокую степень ак-кумулятивности темпорально-рефлексивного пласта современной научной биографии: она «интегрирует результаты исторического исследования в границы исторического текста, акцентируя значение используемых историками лингвистических средств» [2, с. 98]. Современная философия истории дифференцирует процесс исторического исследования и процесс нарративной интерпретации, что позволяет в границах научной биографии реализовать классическую идею контакта с прошлым временем. По мнению Анкерсмита, нарратив - это сама интерпретация прошлого времени, осуществляемая на основе сравнения текстов, репрезентующих конкретно-исторический период. Здесь есть смысл упомянуть о нарративной реальности: степень качества репрезентации прошлого имеет огромную историческую ценность, поскольку регулирует степень верности интерпретации. В связи с этим нарратив научной биографии несет на себе серьезную функцио-

нальную нагрузку: он одновременно играет роль интерпретационного инструментария и иллюстратора специфики прошлого времени сквозь жизнь и деятельность отдельной личности. В этой ситуации на первый план выдвигается фактор авторской субъ-ектности - интерпретации подвергается язык и стиль повествования жизнеописания, благодаря которому научно-биографический нарратив становится иерархией культурных кодов и знаков определенного исторического периода. Поднимая вновь вопрос о соотношении объемов понятий нарратива и дискурса, можно отметить, что темпорально-ре-флексивная грань научной биографии детерминирует эту проблему довольно четко. Присущая нарра-тиву метафора делает этот текст типом исторического (и биографического) дискурса - в результате он становится также нарративным, на что указывал Анкерсмит. Нарративная метафора обретает статус аргумента, провоцируя новые интерпретационно-дискурсивные повороты, характерные для постмодернистского жизнеописания.

Следовательно, фактор дискурса-нарратива, осмысленный в темпорально-рефлексивном направлении, делает текст научной биографии наиболее цельным в семантическом отношении: «посредством нарратива жизнь каждой личности превращается в осмысленное целое, а жизнь социума формируется переплетением индивидуальных повествований». Интерпретация текста научной биографии, нарративного по своей повествовательной сути, осуществляется по отношению к конкретным событиям жизни деятеля науки, отдельным (наиболее ярким и необычным) мировоззренческим качествам, к специфике жизненного и исследовательского выбора, к сфере открытий и поисков. Если же говорить о процессе конструирования нарративной персональной истории, то он, безусловно, носит социально-индивидуальный характер - важно как проанализировать эффект взаимовлияния эпохи и субъекта, так и рассмотреть историческую перспективу дальнейших событий, связанных с деятельностью ученого. Рефлексивный пласт жизнеописания здесь будет воплощен в интерпретации планов ученого, осуществленных и оставшихся нереализованными, - это всегда усиливает оттенок психологизма и вновь влияет на целостность произведения. Научная биография становится качественной «историей жизни» и воплощением концепции жизненного мира индивида в процессе текстуальной нарративизации и дискурсивного осмысления. Нарратив соотносим с интерпретационной теорией, с контекстом феноменоло-

Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 2. С. 127-131

-ISSN 1812-3996

гической социологии (жизненный мир индивида как соединение собственного мировоззрения и коллективных ценностных установок), с герменевтическими и семиотическими опытами.

Как видим, фактор дискурса-нарратива оказывается одним из самых ценных в онто-гносеологиче-ском континууме научной биографии - интерпретация и создание последней во многом связаны с процессами осмысления ее языка и текстуальности, с повествовательно-стилистическими особенностями. Помня об эпистемологическом оттенке данной работы, можно добавить, что «в историческом исследовании главной эпистемологической единицей выступает концепт "точка зрения", нарративное суждение, которое может быть принято или отвергнуто, но не может быть оспорено, потому что таков уникальный опыт автора» [3, с. 300]. Историческая основа научной биографии всегда будет конгруэнтна нарративу, а значит, и авторской субъектности как следствию его опыта. Историко-герменевтическое прочтение современной научной биографии способствует не только формированию ценного междисциплинарного перекрестка в данном континууме, но и поэтико-эстетиче-ской линии в самом повествовании. По мнению Е.Н. Ищенко, «...отсутствие художественно-эстетического анализа приводит к упрощенному пониманию историко-философского процесса в целом» [4, с. 73].

В таком случае мы можем говорить о феномене ин-культурации личности читателя (реципиента) - этот процесс состоится прежде всего благодаря особой герменевтической эстетизации научно-биографического текста: современное жизнеописание обретает собственную поэтичность. И.В. Голубович справедливо указывает на «...пугающие перспективы самой биографии как на "возможность оказаться лишь пустой формой, лишенной своего уникального и, одновременно, универсального культурного смысла"» [5]. Принятие этого смысла широкой публикой возможно, как и возможно избегание «пугающих перспектив» опустошения биографического жанра в целом при помощи метода интерпретации текста и ис-торико-герменевтической реконструкции в процессе его создания. Другими словами, этот метод позволяет обрести темпорально-рефлексивно-субъектный опыт понимания особенностей личности: коридор интерпретации с его неожиданными поворотами познания и вопрошания всегда является частью бесконечного лабиринта рефлексии. Такое утверждение позволяет уточнить взаимоотношения интерпретации и рефлексии в научно-биографическом континууме: первая является со-частью второй. Кроме того, это же утверждение дает возможность перспективного рассмотрения трансформаций текстуальной модели жизнеописания деятеля науки.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Троцук И. В. Теория и практика нарративного анализа в социологии : монография. М. : Уникум-центр, 2006. 207 с.

2. Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. М. : Идея-Пресс, 2003.

360 с.

3. Бондаренко Н. Г., Болотова У. В., Васильева И. А. Методологические проблемы современного исторического познания // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Вып. 5. С. 298-300.

4. ИщенкоЕ. Н. Новая парадигма интерпретации в дискурсивном поле современной философии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 2004. № 6. С. 62-74.

5. Голубович И. В. Биография как социокультурный феномен: методология анализа в гуманитарном знании // 1нтегративна Антрополопя. Мiжнарод. медико-фтософ. журнал. 2009. № 1 (13).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Николаева Анастасия Борисовна - кандидат исторических наук, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, д. 55а; e-mail: ms.lettres@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nikolaeva Anastasia Borisovna - Candidate of Historical Sciences, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: ms.lettres@ mail.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Николаева А. Б. Темпорально-рефлексивная сфера научно-биографического знания: необходимость междисциплинарного анализа // Вестн. Ом. ун-та. 2018. Т. 23, № 2. С. 127-131. DOI: 10.25513/1812-3996.2018.23(2).127-131.

FOR GTATIONS

Nikolaeva A.B. Temporal-reflexive scope of scientific and biographical knowledge: the need for interdisciplinary analysis. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2018, vol. 23, no. 2, pp. 127-131. DOI: 10.25513/1812-3996.2018.23(2).127-131. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.