УДК 130.2
йй! 10.25513/1812-3996.2018.23(4).170-173
ФЕНОМЕН ТЕКСТА И ТЕКСТУАЛЬНОСТИ В НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ А. Б. Николаева
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Информация о статье
Дата поступления 18.01.2018
Дата принятия в печать 17.10.2018
Дата онлайн-размещения 14.12.2018
Ключевые слова
Герменевтика, текст, текстуальность, научная биография
Аннотация. В статье осуществлен краткий экскурс в область текстологии и дано определение понятий текста и текстуальности. Автор рассуждает об этих феноменах с герменевтических позиций, обращаясь к важному для современного общества предмету междисциплинарных исследований - научной биографии. В результате осмысливаются особенности текста и текстуальности научной биографии в герменевтическом направлении, что позволяет выявить свойства последней.
THE PHENOMENON OF TEXT AND TEXTUALITY IN SCIENTIFIC BIOGRAPHY
A. B. Nikolaeva
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Article info
Received 18.01.2018
Accepted 17.10.2018
Available online 14.12.2018
Abstract. In the article, a short excursion into the field of textology is carried out and a definition of the concepts of text and textuality is given. The author discusses these phenomena from the hermeneutical positions, referring to the important subject of interdisciplinary research - the scientific biography. As a result, the features of the text and textuality of the scientific biography in the hermeneutic vector are comprehended, which allows us to identify the properties of the latter.
Keywords
Hermeneutics, text, textuality, scientific biography
Обращение к научной биографии с философ-ско-герменевтических позиций - довольно редкая предметная область исследований, однако сегодня можно наблюдать появление работ соответствующей тематики. К ученым, обратившим внимание на герменевтичность биографического знания, можно отнести Д. Леви, раскрывшего герменевтический тип биографии; Ю. Хабермаса, рассмотревшего с герменевтических позиций свою концепцию жизненного мира индивида; Х. Буде, указавшего на герменевтическую перспективу понимания смысла субъективной жизни в биографическом материале.
Необходимо также упомянуть С.Н. Иконникову, которая использует выражение «биографическая герменевтика», означающее «возможность понимания, интерпретации жизненного пути личности в контексте истории и культуры» [1, с. 7], и И.В. Голу-бович [2], реализовавшую в своем докторском исследовании концепцию методологического (социо-философского и социо-культурного) анализа биографии. Эти исследователи стремились указать на новую сущность биографического знания и опыта, которая и стала основой нашей концепции. Очень глубоким и содержательным трудом являются «Осно-
ISSN 1812-3996-
вания биографики» А.Л. Валевского, который анализирует четыре философских условия бытования научной биографии: игра, вопрошание, идентичность, текстуальность. Учитывая тематические границы данной статьи, обратимся к рассмотрению последнего из указанных условий. По мнению Валевского, текстуальность является обязательным условием как осмысления, так и динамики научной биографии, выступающей в качестве жанра, особого типа повествования и письма, познавательно-рефлексивной области и процесса междисциплинарного описания взаимовлияния личности и общества. Под словом «биография» здесь подразумеваются два значения: реальный процесс истории жизни человека и результат исследовательской работы по реконструкции этой жизни. Безусловно, не каждая жизнь может иметь право на ее биографическую реконструкцию, тем более, если речь идет о биографии человека науки: Ю. Лотман подчеркивал существование «людей с биографиями» и «людей без биографий» [3, c. 106]. Для научной биографии современного периода ценностью является неповторимость как самой личности ученого, так и культурного пространства, в котором происходил непосредственный процесс исследовательского становления. Валевский добавляет, что «исследователь только в том случае создаст биографию, если сможет разобрать значения, выраженные в языке чьей-либо культуры, которые и скажут ему об индивидуальности, о характере изучаемой им личности» [4, c. 12].
Обобщенно говоря, текст всегда берет на себя функцию исходной точки в попытке дать определение какому-то понятию. Мишель Фуко говорит об обязательном, безусловном текстуальном представлении индивидуальности, так как именно в этом случае появляется возможность видения и жизненных ценностей личности, и временной ментальности, в качестве отражателя которой, несомненно, представлена личность. А основная составляющая текстуальности в научной биографии - это биографическое письмо как пересказ истории жизни человека, анализ его личностных качеств. Текстуальность позволяет научной биографии быть включенной в общежанровую систему, сохраняя при этом собственные закономерности стилистического, повествовательного, структурного и идейного характера.
Текстуальность материализует в вербальном варианте всякую информацию, получаемую индивидом извне, т. е. из любых источников. Текст, как известно, представляет собой набор кодов, коннотаций и денотаций, следовательно, текстуальность
(как пространство последнего) осмысливается с фи-лософско-семиотических и лингвистических позиций, являясь и инструментарием буквального описания информации, и сферой метафоризации идей, предположений, фактов и событий. Наиболее качественным примером текстуальной метафоризации является художественное произведение, особенно в жанре символизма, сюрреализма и даже фантастики. Процесс понимания текста ставит вопрос и о понимании сущности текстуальности - именно как пространства символов, кодов и означаемых, которые в определенном синтезе и создают некий текст: художественный, публицистический, научный или же обычную информационную заметку в провинциальной газете, записку, оставленную родственникам, телеграмму или короткое электронное письмо.
Осознание происходящего в окружающем мире с научно-философских позиций предполагает обращение к культурной парадигме всего процесса осмысления, также выражаемого текстуально. Текстуальность в общем ее понимании и относительно научной биографии признается феноменом письменной культуры. Постструктуралистская трактовка текстуальности представляет последнюю как результат обобщения разнообразных текстов в самосознании отдельного индивида. Текстуальность является пространством деятельности и жизни сознания личности и социума, поддаваясь пониманию, объяснению, интерпретации, которые также осуществимы путем конструирования нового текста. Здесь можно упомянуть идею текста в тексте, которая отличается настолько заметным масштабом, что может быть понята под самыми разными углами и с разных научно-мировоззренческих позиций - к примеру, «в рамках определенного исторического сознания» [5, с 160] или интерпретационной парадигмы, или культурно-творческих интенций. Сам феномен текстуальности обнаружился в период господства постструктурализма и продолжает развиваться уже в период постмодернизма, будучи методологически определенным (условно) во время распространения деконструктивистских тенденций. «Говорящий язык» (по М. Фуко), и соответственно, говорящий текст обусловил появление исследуемой нами текстуальности, которая в конкретных случаях должна пониматься в качестве процесса объединения результатов исследований, умозаключений, тех же интерпретаций и анализа. Этот процесс иллюстрируется культурологической идеей текста в тексте и бахтинским культур-философским диалогом, конституированным на методологической
платформе научно-биографического исследования. Поэтому текстуальность научной биографии изначально выражает собой культурную традицию жизнеописания с ее стадиальностью, сменой ориентиров и тенденций, канонов и общего алгоритма построения замысла произведения. Факт объединения элементов разных научно-философских течений в пространстве текстуального представлен, как отмечает И.П. Ильин, и в труде Г. Спивак: «Принцип текстуальности для нее не означает разрыва всякой связи с социально-экономическими, политическими или историческими сферами» [5, с. 161].
Текст - это основа всей научно-биографической парадигмы, возможность ее (научной биографии) онтологизации, конкретизации и категоризации, а феномен текстуальности, будучи более масштабным, должен характеризоваться в статусе уже онто-гносеологического континуума историко-гер-меневтического и биографического опыта, результата их согласуемости и взаимодинамики. Текст, будучи по своему назначению явлением, семантически конгруэнтен биографическому письму и повествованию, а текстуальность, будучи действием, -биографическому опыту и знанию. Научно-биографический текст раскрывает ситуацию особого типа письма и повествования: специфика замысла и особенности стиля автора оказываются в данном континууме необходимыми, что подтверждается современной тенденцией создания биографий известных биографов. Наше утверждение о том, что научно-биографический текст является воплощением мысли, дополняется пониманием явления гносеологической опосредствованности, которое так свойственно любому биографическому труду. Речь идет о ситуации представления автором биографии мыслительного опыта ученого-героя и о ситуации осмысления культурно-исторического этапа, на который приходится деятельность этого ученого. В связи с этим есть необходимость говорить о научно-биографическом тексте как о масштабной и многоуровневой системе отношений нескольких феноменов общегуманитарного познания проблемы личности деятеля науки.
Сопоставление феноменов текста и текстуальности научной биографии (как ее материально-методологических оснований) позволяет обозначить конкретные свойства последней. Первым из них можно назвать биографическое знание, которое «никогда не присутствует в культурной традиции как "чистая" интеллектуальная конструкция, как раз наоборот -оно непосредственно вплетено в жизнедеятель-
-ISSN 1812-3996
ность, выступает в роли жизненных ориентиров, определенным образом переживается» [4, с. 53]. Биографическое знание вмещает в себя и особенности биографического письма и повествования, и ценность нарративности-дискурсивности, и вопрос о роли личности в истории, о ценностном сознании эпохи, о взаимопроникновении конкретно-исторических периодов. Биографическое знание как свойство текстуальности и пространства жизнеописания отличается ярко выраженной масштабностью: оно дает возможность тексту «актуализировать самоосуществление менталитета социума в функциональной модальности» [6, с. 206]. Биографическое знание базируется на устойчивых положениях биографической логики и анализа, поскольку «в биографике <...> решающим и исходным вопросом является вопрос "почему?"» [7, с. 146], т. е., по словам Н.И. Родного, необходимо представить всю проблематику жизни и деятельности ученого, сделав логические акценты на конкретные ситуации и факты. Логический анализ способствует авторской рефлексии относительно сделанного открытия: чем детальнее он будет осуществлен, тем необычнее и креативнее будет представлена и сама суть деятельности ученого. Исходя из авторской рефлексии и культуры жизнеописания, а также гуссерлевской концепции жизненного мира индивида можно указать на следующую особенность научной биографии (и как текста, и как исто-рико-герменевтического континуума) - экзистенциальную эмоциональность. «Биографическая книга никогда не пишется на пустом месте, ей всегда предшествуют или сопутствуют глубинные экзистенциальные потрясения, поиски мировоззренческих альтернатив» [4, с. 25]. Изменение ценностной иерархии, складывание мировоззренческих установок, формирование смысложизненных ориентиров - все эти процессы, характеризующие человеческий образ Я и Я-концепцию, безоговорочно принимаются во внимание на основании экзистенциальной эмоциональности жизнеописания деятеля науки. А сам научно-биографический экзистенциализм объясняет сущность классического вопроса роли личности в истории - в данном случае, истории науки и культуры. Очевидный, но важнейший факт взаимовлияния, возникающего между ученым и конкретным периодом его деятельности, носит социально-экзистенциальный характер - в историческом векторе. «В биографии ученого влияние общеисторических и социально-экономических факторов выявляется более сложным, опосредованным образом, преломляясь через ту социально-психологическую атмосферу, тот
Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 4. С. 170-173
ISSN 1812-3996-
своеобразный неповторимый микросоциум, в котором складывалась личность ученого» [8, с 95].
Эти свойства научно-биографической текстуальности и научно-биографического пространства в целом резюмируются «природной» коммуникативностью текста, который всегда будет отличаться двойственным смыслом: «с одной стороны, он обращен к системе языковых конститутивных единиц, т. е. языку в узком смысле слова, а с другой - к коммуникативному акту, к деятельности общения» [9, с 93]. Текстуальность научной биографии коммуникативна в особом масштабе: в этой плоскости взаимодействуют автор, герой, адресат, читатель и реципиент, что делает жизнеописание рефлексивным, личностным и вместе с тем социальным полем историко-философского исследования. В результате жизнеописание ученого становится не просто информацией о его деятельности, но многоуровневым континуумом взаимоотношений и между субъектами, и между
личностью и социумом, и между личностью и историей. Коммуникативность научной биографии позволяет возводить ее в статус сложного объекта герменевтических интерпретаций и выстраивать необходимую связь метаисторического и метафилософ-ского характера. Поэтому научно-биографическая коммуникативность может быть дискурсивной и нарративной, экзистенциальной и эмоциональной, субъектной и социальной, рефлексивной и психологической. Коммуникативность адресна и исторична, способствует реконструкции и полухудожественной интриге в повествовании, которая затем развивается в факты событий. Такое резюме позволяет нам указать на интертекстуальность и интерсубъектность постмодернистского жизнеописания: текстуальность научной биографии нередко может быть трансцен-дирована в интер- и сверхтекстуальное прочтение сущности произведения.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Иконникова С. Н. Биографика как часть исторической культурологии // Вестн. СПб. гос. ун-та культуры и искусств. 2012. Вып. № 2. С. 6-10.
2. Голубович И. В. Биография: силуэт на фоне Humanities (методология анализа в социогуманитарном знании). Одесса : ФЛП Фридман, 2008. 372 с.
3. Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-культурном контексте // Труды по русской и славянской филологии. Тарту, 1986. С. 106-117.
4. Валевский А. В. Основания биографики. Киев : Наукова думка, 1995. 113 с.
5. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М. : Интрада, 1994. 250 с.
6. Васильева К. К. Текст как самоосуществление ментальности и его интерпретация // Текст: восприятие, информация, интерпретация : сб. докладов 1-й междунар. науч. нонф. Рос. ун-та. М. : РОСНОУ, 2002. 346 с.
7. Родный Н. И. Биография и логика // Человек науки. М. : Наука, 1974. С. 146-152.
8. Карцев В. П. Ближайшее социальное окружение ученых и их биография // Человек науки. М. : Наука, 1974. С. 94-108.
9. Сусов И. П. О двух путях исследования содержания текста // Значение и смысл речевых образований. Калинин : КГУ, 1979. С. 90-103.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Николаева Анастасия Борисовна - кандидат исторических наук, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, Омск, пр. Мира, д. 55а; e-mail: ms.lettres@mail.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Nikolaeva Anastasia Borisovna - Candidate of Historical Sciences, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: kuparashvili@ rambler.ru.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Николаева А. Б. Феномен текста и текстуальности в научной биографии // Вестн. Ом. ун-та. 2018. Т. 23, № 4. С. 170-173. DOI: 10.25513/1812-3996.2018. 23(4).170-173.
FOR GTATIONS
Nikolaeva A.B. The phenomenon of text and textuality in scientific biography. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2018, vol. 23, no. 4, pp. 170173. DOI: 10.25513/1812-3996.2018.23(4).170-173. (in Russ.).