УДК 82.09(470.47) ББК Ш5(2=Калм)-4
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ Л. ИНДЖИЕВА М.А. Лиджиев, Л.А. Лиджиева
Статья посвящена идейно-тематическим особенностям поэзии Л. Инджиева. В творчестве поэта особое место занимают темы любви, родины, войны, дружбы, взаимодействия человека и природы. Своим творчеством Л. Инджиев существенно расширил проблемно-тематическое содержание калмыцкой литературы.
THEMATIC FEATURES OF POETRY OF L. INDZHIYEV
M.A. Lidzhiev, L.A. Lidzhieva
The article describes ideological and thematic features of poetry of L. Indzhiyev. Indzhiyev's poems are devoted to different subjects from love, homeland, war, friendship, to the interaction of man and nature. His poems significantly expanded thematic content of Kalmyk literature.
Ключевые слова: калмыцкая литература, поэзия, творчество Л. Инджиева, тематические особенности.
Keywords: Kalmyk literature, poetry, L. Indzhiyev's creativity, thematic features.
В ряду авторов, внесших весомый вклад в становление, развитие калмыцкой советской литературы, достойное место занимает известный калмыцкий поэт, писатель, публицист, журналист, лауреат государственной премии им. О.И. Городовикова, народный поэт Калмыкии - Лиджи Очирович Инджиев.
В калмыцкую литературу Л. Инджиев пришел в 1930-е годы минувшего столетия, оказавшись в центре творческого процесса национальной литературы Калмыкии. Творческое наследие Л. Инджиева значительно по содержанию и художественному уровню. Его стихи органически вписываются в идейно-эстетический контекст общесоветской поэзии 1920-1980-х годов.
У Лиджи Инджиева широкий жанровый диапазон творчества. Он автор поэм, стихотворений, песен, рассказов и романов. Лирика поэта, помимо изображения картин жизни, содержит и философские обобщения. Поэт размышляет о вечных философских проблемах жизни и смерти, добра и зла, о назначении и месте человека и поэта на земле, о смысле и содержании своей жизни. Здесь же и раздумья о земляках, картины «малой родины», воспоминания детства, калейдоскоп ощущений и чувств, пронизанный пафосом утверждения жизни, справедливости и добра. Жизнь поэта, его судьба, история Калмыкии и всей советской страны детерминировали основные аспекты, идейную устремленность поэзии Л. Инджиева.
Эволюцию тематических особенностей поэзии Л. Инджиева можно проследить, изучая изменение интереса при выборе предмета художественного осмысления. Первый период (1930-1940-е гг.) литературной биографии Л. Инджиева характеризуются ограниченностью и устойчивостью тематического материала. Новый этап в творчестве поэта был отмечен изменениями в его мировосприятии. Показателем творческой эволюции является расширение круга вопросов, интересующих поэта, в лирических произведениях, написанных после 1957 года.
Основные направления развития художественной системы Л. Инджиева наметились в первой и последующих книгах стихов «Байр» («Радость») (1940), «Булг» («Родник») (1941), «Мана чидл» («Наша сила») (1941), которые позже были переизданы и вошли в сборники «Ханлт» («Благодарность») (1959), «Жилмуд болн теегм» («Годы и степь моя») (1967), «Шинрсн теегин айс» («Мелодии обновленной степи») (1974), «Дурн болн дун» («Любовь и песня») (1978), «Зуркни дун» («Песня ») (1981), «Теегин хаал^ар» («Степными дорогами») (1983), «Бадм цецгин туск домг» («Легенда о лотосе») (1984), «Цевр тенгр» («Чистое небо») (1987), «Хойр ботьта сунЬгдсн уудэврмудин хуранhу» («Избранные произведения в двух томах») (19921993). В них можно увидеть страницы, наполненные любовью к людям, красотой родной земли, проникнутые добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.
Одна из центральных тем в поэзии Л. Инджиева - тема Родины, родной степи. Л. Инджиев был вдохновенным певцом родной земли. Все самые возвышенные его представления и сокровенные чувства были связаны с родной природой. В ранних стихотворениях Л. Инджиева «Булг» («Родник»), «Теегин хаалhар» («Степными дорогами»), «Мана хавр» («Наша весна»), перед нами степь с «чистым родником», «пряным ароматом», «сияющим красным солнцем», «тихим ласковым ветерком». Начинаешь по-особому трепетно любить этот родимый край: «Эргмдк нигт ноhанчнь/ Эрэтрсн, толвтрсн дYртэ,/ Аршан мет аhарчнь/ Айта кацкнсн унртэ./Эрг деерчнь hархнь/ Эвлун номЫ салькта,/Энд-тендэн hээххнь/ Эцдэн седклд тааста» [5, С. 67]. («Изменился мир с тех пор./ Ветерок траву колышет,/ А вокруг степной простор/ Ароматом пряным дышит./ Поднимусь на холмик твой,/ Сна природы не нарушу,/ Залюбуюсь синевой,/ Обновленье хлынет в душу») [1, С. 15].
В бурные послереволюционные времена поэт говорит уже об обновленной степи. В стихотворении «Хаврин эклц» («Начало весны») меняется картина прошлой степи, где, кроме отар белорунных овец и больших табунов лошадей, встречается множество машин и тракторов: «Бодвасн нарна нааhур/ Бор YYлд давцхана./ Зеллсн олн ну^д/ Зутклдсн, урлдсн болцхана!/ Хамг олн шовуд / Хама бист шууглдна,/ Эднэс зэрмнь тасрад,/ Ецсг айсар дууллдна./ Тедукнэр трактормуд нирглднэ,/ ТендэhYP машидчн гYYлднэ,/Тенд эмтн квдлднэ,/Тедн дврлдщ гYЩрлднэ» [5, С. 37]. («Тает-тает зимний месяц,/Весь в истрепанном меху./Легкий ветер шустро месит/ Тучи серые вверху./А чуть ниже - вереницы/В милый край летящих стай./Дождались теплыни птицы!/ Птиц родной дождался край!/ В поле, снова трактористу/ Поскорей прийти веля,/ Блещет-блещет маслянисто/ Разогретая земля») [2, С. 50].
Л. Инджиев усваивает светлый, оптимистический взгляд на судьбу своей родины. В связи с этим в его стихах часто звучат лирические признания, обращенные к родной земле. Идея неотделимости своей судьбы от судьбы родины выражена поэтом во многих его стихах: «вндр деернь hархнь/ Геглзсн салькн экрнэ./ вмнэн болhащ хэлэхнь/ hарсн hазрм эрэтрнэ./ влгэтэ бичкнэсм авн/ вскщ босхсн hазрм/ вцгрсн баЫн вдрмYдим/ вмнм нанд узулнэ» [5, С. 77]. («Яподнимаюсь на большой курган,/ Душевное волнение изведав./ Льет песню ветер. Словно океан,/ Раскинулась земля отцов и дедов./ Здесь я рожден. Тут колыбель мою/ Качала мать и что-то нежно пела./Вся молодость моя в родном краю/ Домбровою струною отзвенела») [3, С. 11].
Стремление к иной жизни, свободе привело к расширению границ художественного мира поэта. В таких стихах, как «Шинрсн теегин дун» («Песня степи обновленной»), «Байрта теегин дун», («Песня радостной степи»), «Домбрчин дун» («Песня домбристки»), «Хонhрин туск дун» («Песня о Хонгоре»), «Куукнэ дун» («Песня
девушки»), «Кермнэ дун» («Песня Кермен»), Л. Инджиев, запечатлев перемены, произошедшие в Калмыкии за годы советской власти, изобразил изменения в душах людей.
Например, радостным чувством наполнено стихотворение «Домбрчин дун» («Песня домбристки»), где изображен вихревый народный танец. Сочные, живописные краски подчеркивают его жизнеутверждающий пафос: «Щицнэд оддг домбр минь/ Щигтэ таалта айстал,/Щиркл иктэ дYYвр улст/Щивр орулсн болнал.../ вскэhэрн эргэд од!/ всрн чичрэд тавшад од!/Зуузакарн цокад од!/Зулсн болад тошад од!» [5, С. 75]. («В чистом звоне милой домбры/ Песня сладкая слышна./В ней живет народ мой добрый/ И степная тишина./ И стоя, и вприсядку,/ Ногами дробно выбивая,/ Крутись, плясун, на пятках,/То подходя, то убегая») [3, С. 39]. В мажорной концовке стиха звучат мелодии нового дня, обновленной Калмыкии, где струна домбры как «добрый друг поет о радости и счастье».
В раннем периоде творчества Л. Инджиева представлены стихотворения, посвященные теме любви. Тема любви в его творчестве чаще всего передает чувство любви не к конкретному человеку, а ко всем людям, к окружающему миру. Стихотворения «Куукн дуучд» («Девушке певице»), «Иньгин бичг» («Письмо подруги»), «Чамд» («Тебе»), «Зург болсн иньгиг» («Любимую») и другие являются несомненными образцами любовной лирики и принадлежат к числу лучших произведений Л. Инджиева.
Поэт весьма сдержанно говорит о любви как страсти. Любовь понимается как душевное единомыслие, общность судьбы. Интимная лирика Л. Инджиева отмечена печатью страдания, горести, тихой печали. Средством выражения чувств лирических героев становятся предметы обстановки, образы «вещного» мира, пейзажные зарисовки: «Хаврин эрк цецг мет/ Хамгин дур дууднач,/ Эцкр вкэрлг шовун мет/ Энд-тенд тогльнач./ Цевр сарул HYднчнь/ Цегэхн усншц мелмлзнэ,/ Долвс-гилвс гикэд, Дотран эргщ альвлна» [5, С. 23]. («Как свежий и нежный весенний цветок,/Ты многих к себе, дорогая, влечешь./ Как птица,/Мелькнешь за зеленый листок,/ Вернешься, / Сплетешь из тюльпанов венок,/ Присядешь/ И снова мгновенно вспорхнешь/ Глаза, словно яркие капли воды,/Все в искрах/Серебряных и голубых») [3, С. 11].
Инджиевская любовная лирика очень эмоциональна, экспрессивна, мелодична. Примечательны стихотворения Л. Инджиева «Сенр аИарта теегэрнь» («По степному чистому воздуху»), «Совхозин хееч» («Совхозный чабан»), «Куукн дуучд» («Девушке певице»), в которых утверждается непреходящая ценность светлой человеческой любви, облагораживающей и обогащающей эмоциональный мир лирического героя. «Мироощущение, проникнутое радостью жизни, оптимистической верой в будущее, пронизывает каждое лирическое произведение Л. Инджиева. В них нашли свое художественное выражение интимные переживания и раздумья - все многообразие чувств, связанных с повседневной жизнью человека» [6, С. 17].
Одной из ведущих тем в поэзии Л. Инджиева является тема войны. Этой теме поэт посвятил такие стихи, как, «Кегшн партизана уг» («Слово старого партизана»), «Дээнэ Иэ дYрсн» («Ужасный образ войны»), «Июнь сарин 22» («22 июня»), «Хортна Yкл» («Смерть врага»), «БаИчудын дээч дун» («Песня молодых воинов»), «Сержант Саткуев», «ЗYркнэс алдрсн YгмYД» («Из сердца вырвались слова»), «Тоначнр» («Грабители») и др. Через всё творчество Л. Инджиев проносит свою главную мысль - «будет фашизм разбит»: «Yннч делкэ, соцс!/эн вдриг тодл, —/ Yкх хаалкан фашизм/ энд олсиг темдгл./ влн чонмуд мет/ вздцгYд Тврскнурм дэврлдв,/ внр мана цергYд/ врчэрн тулщ сврглдв.../ Улан Цергм KYчтэ, —/ казран вгхн угавидн,/ Улан Цергм
двцтэ, -/Ъалзу хортыг дархвидн» [5, С. 128]. («Есть ли что вероломней/ выстрела из-за спины?/ Мир, навсегда запомни/первые залпы войны!/Взрослыми станут дети -/ детства им не вернуть;/Начал фашизм на рассвете/ к собственной гибели путь./ Рветесь в угаре пьяном/стаей безумных псов.../Все как один, мы встанем,/слыша отчизны зов./ Сделать хотите рабами,/ грабите ниши дома,/ гоните к черной яме - но разлетится тьма!/ Армия наша крепла/ в пламенных жарких битв!/ Встанет земля из пепла!/Будет фашизм разбит!») [1, С. 71].
С особой болью и надрывом звучат у Л. Инджиева стихотворения пацифистской направленности. В этих стихах поэт кричит о самом страшном зле на планете, кричит с яростью: «Наар гилY тадниг, hэ нохас?/ Нааран тоначнр болщ эврэн ирлэт./ Хумха чеещтэ ховдг арийск шулмс,/ Хулха кещ байщхар холд гуулэт» [5, С. 136]. («Вы ад этот выбрали сами,/ грабители и убийцы!/ За что вы глумитесь над нами,/ стервятники и кровопийцы?») [1, С. 78].
В своем творчестве автор выразил своё отношение к войне, ставшей трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Тем грандиознее, тем величественнее предстает перед миром подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Этот подвиг вошел в историю и не забудется никогда.
В поэзии Л. Инджиева особо выделяются стихи, посвященные героям Гражданской и Великой Отечественной войны. Поэт создал легендарные образы героев двух войн: О. Городовикова, В. Хомутникова, К. Ворошилова, С. Буденного, А. Серова, Н. Шапшуковой, П. Осипенко, и др. В поэзии Л. Инджиева нашло отчетливое выражение духовное родство писателя с бойцами, его умение передать все переживания «солдатской души», их героические подвиги. Правдивость и художественная сила калмыцкой поэзии военной поры была обусловлена тем, что интересы, идеи, чувства, сама судьба писателей и их героев были неотделимы друг от друга.
Тема войны - явление многообразное, широкое по спектру выразившихся в ней человеческих чувств. Она отличалась высотою помыслов, устремленных к борьбе за свободу своей Родины. Исследователь творчества калмыцких писателей фронтовиков Н.Н. Поляков отмечал, что «разработка военной темы в послевоенной калмыцкой литературе характеризуется стремлением художников разобраться в сложных чувствах человека на войне, не обходя его утрат и страданий. Это мужественная и, вместе с тем, скорбная поэтическая летопись войны. Интересны новые аспекты в решении военной темы, соотношение ее с темой созидания, гуманистическим пафосом утверждения мира, братства и дружбы народов» [7, С. 41].
Для калмыцкой литературы послепушкинской эпохи характерно обращение к личности великого поэта. Своеобразное воплощение эта традиция получила в творчестве современных писателей и поэтов, в том числе и в поэтическом наследии Л. Инджиева. В своих произведениях Л. Инджиев утверждает свое право на диалог с предшественниками. Ощущение потребности в великих собеседниках было характерным для многих поэтов и прозаиков. Память поэтического слова и отношение к традиции входят в круг важнейших проблем этого времени. А.С. Пушкин является объектом изображения в его стихах и произведениях: «Хар YYлнд туугдхдан/Хальмг теегэр орщич./ Халун зальта дуудтан/ Харфу ввкнрим амлщич.../ Хоцхта мврн тергн/Хэцкнщ квдэhэр адЫа,/Хар томhта чирэ/Хаврин аhар хавлна» [5, С. 124]. («Луч яркий света/ В петербургских тучах,/ Гоненье и насмешки/ Сам изведав,/ Он в строках вдохновенных / И певучих/ Воспел моих, / Забытых богом, дедов./ Бубенчик
звонко пел/ Над конской гривой,/ Летел поэт цветущими степями./ С ним ветерок соперничал /Игривый,/Плененный/Его буйными кудрями») [4, С. 28].
Произведения Л. Инджиева посвящены не только А. Пушкину, но и М. Лермонтову. Перекличка с известными лермонтовскими строфами слышна в стихотворении Л. Инджиева «Памятник Лермонтову в Пятигорске», где он беседует с М. Лермонтовым о новой жизни: «- О, Лермонтов! - я прошептал. -/ в любом твоем слове и жесте -/звенящий борьбою металл,/кипение праведной мести./Ты верил всю жизнь в торжество/ несчастного рода людского,/погиб ты во славу его,/не слыша ответного слова./ Взгляни из-под бронзовых век:/ мечтание сделалось явью,/ горд жизнью своей человек,/ конец нищете и бесправью./ И, птицами ввысь воспарив,/ слышны твои песни повсюду,/опять мы дивимся их чуду -/ и значит, как прежде, ты жив» [1, С. 35].
Своим творчеством Л. Инджиев существенно расширил проблемно-тематическое содержание калмыцкой литературы и способствовал усилению художественной выразительности, активизации нравственно-этических исканий. В его творчестве особое место занимают темы любви, родины, войны, дружбы, взаимодействия человека и природы. Уровень дарования поэта позволяет говорить о его творчестве как об одном из факторов, определивших уровень и тенденции развития художественного сознания XX в. Творчество поэта, обусловленное оригинальностью и своеобразием художественного мира, занимает особое место в истории калмыцкой литературы.
Список литературы
1. Инджиев Л. Буря и деревья. Стихи и песни разных лет. Пер. с калм. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1970. - 90 с.
2. Инджиев Л. Легенда о лотосе. Поэма, стихи разных лет. Пер. с калм. М.: Сов. Россия, 1987. - 80 с.
3. Инджиев Л. Радость. Стихи. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1959. - 52 с.
4. Инджиев Л. Чистое небо. Стихи и поэма-сказка. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1988. - 119 с.
5. Ин^ин Л. Теегин хаал^ар. - Элст: Хальмг дегтр hарhач, 1983. - 196 х.
6. Лиджиев М.А. Фольклорные истоки калмыцкой поэзии и ее жанровые особенности. Учебное пособие. - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2009. - 44 с.
7. Поляков Н.Н. Герои войны - герои литературы. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1973. - 100 с.