но плакать, кидать расческу, вмешиваться в разговор и дела старших, проявлять излишнее любопытство и т. д.
Кроме этого, существовали различные табу, которые должны были соблюдаться не только женщинами, а вообще всеми носителями языка. Например, нельзя было стоять, перешагнув через порог, или же здороваться через порог, нельзя было скрещивать руки на груди, бегать в сумерках - считалось, что это время нечистой силы, нельзя было бить домашних животных и т. д. Некоторые запреты выражались даже пословицами и поговорками: байр ик гиж орндан бичя дуул, зовлнг ик гиж орндан бичя ууль «радуясь - в кровати не пой, страдая - в кровати не плач», кюлг му гиж голдмн биш, залу му гиж келдмн биш «не говорят, что скакун плохой, не говорят, что мужчина плохой».
В заключение необходимо отметить, что самое положительное в запретах, с точки зрения сегодняшнего критического их осмысления, это прежде всего то, что они строго регламентировали, лучше всякого официального закона, не только поведение каждого члена семьи или общества, но и взаимоотношения, взаимодействия как между самими взрослыми, взрослыми и детьми, так и между детьми. При помощи запретов во многом определялась хозяйственная, бытовая, социальная жизнь людей, поддерживалась необходимая дисциплина среди детей, порядок в семье и обществе. Негласно передавались правила поведения от старших к младшим. Запреты, связанные с мифологическими, религиозными представлениями народа, строго соблюдались всеми членами общества. Четко придерживаемые старшими, они традиционно передавались младшим.
Поскольку запреты в случае их соблюдения составляли одно из главных условий благополучной жизни в каждой семье, то передача жизненного и практического опыта, в том числе и знаний о запретах, являлась одним из существенных условий нормальной жизнедеятельности всего этноса.
Литература
1. Дякиева Р.Б. Некоторые средства традиционного воспитания детей у калмыков. - Элиста: Республиканский центр развития образования, 1995.
2. Монраев М.У. Калмыцкие личные имена. Семантика. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007.
3. Хабунова Е.Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-04-00386).
Артаев Сергей Николаевич, доцент кафедры калмыцкого языка и монголистики Калмыцкого государственного университета, кандидат филологических наук. Тел.: +7-9374652159; e-mail: [email protected]
Artaev Sergey Nikolaevich, associate professor, department of Kalmyk and Mongolian, Kalmyk State University, candidate of philological sciences.
УДК 82.0:82-14(470.47)
© М.А. Лиджиев
Тематическое своеобразие поэзии Б. Сангаджиевой
Статья посвящена идейно-тематическим особенностям поэзии Б. Сангаджиевой. Основными темами ее творчества являются любовь к отчизне, героизм народа, братство и дружба людей.
Ключевые слова: калмыцкая литература, творчество Б. Сангаджиевой, тематическое своеобразие, поэзия.
М.А. Lidzhiev
The thematic originality of B. Sangadzhieva's poetry
The article is devoted to the ideological and thematic features of Bosi Sangadzhieva's poetry. The main themes in her work are the country and the people, the love for the fatherland, the heroism of the people, the brotherhood and friendship of people.
Keywords: kalmyk literature, B. Sangadzhieva's creation, thematic originality, poetry.
Калмыцкая литература середины XX в. представлена огромным многообразием творческих индивидуальностей. Она сложна в своей проблематике и совокупности художественных методов. Анализ поэзии Б. Сангаджиевой позволяет увидеть, прежде всего, неповторимую яркую индиви-
М.А. Лиджиев. Тематическое своеобразие поэзии Б. Сангаджиевой
дуальность известной калмыцкой поэтессы, которая, пройдя через различные жизненные испытания и влияния, сформировалась как художник калмыцкой национальной литературы.
Б. Сангаджиева - лирик по призванию. Ее поэзия пронизана добрыми чувствами к человеку, миру, верой в торжество справедливости, тематически и жанрово разнообразна: от стихов и поэм о предназначении человека на земле до лирических этюдов, раскрывающих духовное богатство современников.
Темы родины и народа, любови к отчизне, героизма народа, братства и дружбы людей были постоянными в творчестве Б. Сангаджиевой. Она раскрывает многие грани национального характера, воспевает обычаи своих земляков, такие как гостеприимство, уважение к старшим, к женщине, щедрость души, мягкость нравов и мужество, готовность прийти на помощь человеку, оказавшемуся в тяжелом положении. Она размышляет о предназначении человека, выступает против бесцельного и безнравственного существования.
Центральное место в поэзии Б. Сангаджиевой занимает тема Родины, родного края. Она получила свое блестящее итоговое воплощение в книге стихов «Мини ^ирhлм - мини теегм» («Жизнь моя - степь моя»), где отстаивается идея неприкосновенности того разумного, гармоничного мира, великолепные краски которого поэтесса показала с огромной силой лиризма. В стихотворении «Степь моя» образ родины обретает конкретные черты и несет печать индивидуального лирического восприятия: «Задумчивый простор родных степей... / Он как ладони матери моей, / Он - колыбель моя / И песнь моя, / Он - бесконечный праздник бытия. / Мне трудно жить - со мною степь моя, Мне хорошо - со мною степь моя» [Сангаджиева, 2008, с. 46].
Тема Родины звучит и в стихотворении «Тюльпаны». Лирическая героиня, находясь в Москве, ежедневно проходя мимо цветочного магазина, обращает внимание на тюльпаны. Запах цветов напоминает ей родную степь: «Где-то там / Качается тюльпан, - / Ненаглядный шелковый магнит. / Это он меня к моими степям / Так притягивает, / Так манит...» [Сангаджиева, 2008, с. 21-22].
Б. Сангаджиева - вдохновенный певец родной земли. Все самые высокие образы и самые заветные ощущения были навеяны родиной. Постоянная поэтизация родной земли в творчестве поэтессы являлась выражением чувства любви к отчизне. Патриотическое начало и лиризм создают тот особый настрой, что самим автором определен как музыка души: «Степные бескрайние дали, / Где травы колышутся звонко, / Здесь в детстве меня пеленали / Пушистою шкуркой ягненка. / Ветра меня звали беспечно, / За ними пыталась бежать я, / Мне степь раскрывала навстречу, /Как дочери милой, / Объятья» [Сангаджиева, 2008, с. 16].
Читая такие стихотворения, как «Степь моя», «Родная степь», «Я родом из степей», «Цаган Аман», словно видишь наяву «синь рек», «простор степного края», «сияющее красное солнце» и начинаешь по-особому трепетно любить родной край. З.И. Килганова отмечает: «О чем бы ни писала Б. Сангаджиева, к какому времени ни обращалась бы, ее строки всегда отличаются икренностью, лирической взволнованностью и живой связью с современностью» [Килганова, с. 54].
Высокой требовательностью к себе, большой работоспособностью объясняется стремительный взлет ее таланта, воспевающий и в нежном лирическом чувстве, и в тонкой пейзажной зарисовке, и в исторической поэме, и в песне одну неизбывную любовь, одну тему - тему Родины. Б. Сангаджиева - поэт другой эпохи, каким-то внутренним чутьем воспринявший, познавший и переживший сложный опыт социального переустройства мира, пору довоенного обновления жизни, войну и послевоенное становление; и с такой биографией - своей и века! - она может сказать о Родине по-своему: «Моя Отчизна славою увита, /Могуча, / Как история, она. / Когда-то и от нас тоскою скрыта, / Теперь со всех концов земли видна» [Сангаджиева, 2008, с. 157].
Достойные награды и звания Б. Сангаджиевой подтвердили справедливость ранних оценок ее творчества и в тоже время, очертив достаточно широкий круг тематических интересов поэтессы, наглядно показали развитие ее самобытного дарования, отмеченного стремлением к лиризму и гражданственности. Поэтесса следуя за предшественниками ищет собственного развития и продолжения, тем более что притяжение поэтических идей, тем образов закономерно во времени.
Тяготение к исторической теме Б. Сангаджиевой объясняется тем, что поэтесса вступила в полосу зрелости, и профессионализм автора возрос. Это дает возможность более полно поведать о жизни народа в прошлом. С другой стороны, достижения народа в своем экономическом и культурном строительстве становятся еще более наглядными в сравнении с прошлым. Кроме того,
художественное воссоздание страниц истории народа имеет огромное воспитательное значение. Наиболее показательны в этом отношении стихотворения «Тамара», «Великая победа», «Солдатские рукавицы», «Русская женщина», «Степной богатырь», «Война», «Мать солдата», поэмы «Нарма», «Любовь и война» и другие произведения. Значительный интерес представляет стихотворение «Я и предки»: «Как в двенадцатом году / ту французскую орду / наш народ, / довольно дикий, / наши вольные калмыки / колотили во всю силу / за отечество - Россию... / Три полка -такое чудо / Увидав, не устоишь! - На конях и на верблюдах / гордо въехали в Париж» [Сангад-жиева, 1985, с. 25-26].
В стихотворении автор напоминает читателю историю войны 1812 г., в которой принимали участие воины трех калмыцких полков. Б. Сангаджиева с гордостью рассказывает о героических подвигах воинов-калмыков, которые первыми на своих лошадях и верблюдах вошли в Париж. В стихотворении упоминается калмыцкая народная протяжная песня «Сем хамрта парнц». Эта песня широко известна всем калмыкам, предки передавали ее из поколения в поколение. Б. Сан-гаджиева восхищается патриотизмом своих далеких предков, их героизмом и несгибаемой стойкостью. Она с высоты нашего времени объективно оценивает деяние предков, указывает на правоту их свершений, аналогичность поведения и поступков.
Особое место в творчестве Б. Сангаджиевой, как и многих поэтов ХХ в., занимает тема гражданской и Великой Отечественной войн. Поэтесса стремится осмыслить истоки национального характера современника. С темой войны сопряжены широта мыслей и динамика ощущений лирического героя. В стихах о войне и мирных днях впечатляют ритмы и образность. Глубину, стройность и органическую смелость художественных решений можно наблюдать в стихотворении «Как давний сон - войны года»: «Как давний сон - войны года. / Там боль моя, моя беда. / Там, заглушив тоску тревог, / Трава - над ранами дорог. / Но до сих пор оголена / Дорога сердца, что во мне / Звенит, как горькая струна... / Хожу по ней, как по войне...» [Сангаджиева, 1966, с. 22].
День победы! Как выразить этот миг, это памятное всем участникам войны состояние, когда грань между войной и миром ощущалась почти физически, проявлялась в криках восторга и слезах радости, но не могла в те минуты еще принять вид четких формулировок и обобщений. В своем стихотворении «Мальчик и яблоко» Б. Сангаджиева пишет: «И вновь предо мною картина живая. / И вновь эта дата, где скорбь и салют. / И вновь этот праздник 9-го Мая, И люди к солдатской могиле идут» [Сангаджиева, 2008, с. 172].
Нужно ли объяснять эмоциональную силу и пафос этих строк. В них все открыто и все понятно. Поэтическая летопись о войне - это выраженный с поэтической непосредственностью гигантский разворот событий, историческая схватка двух миров, в горниле которой происходило становление человека, гражданина, поэта.
Значительный интерес в поэзии Б. Сангаджиевой представляют поэмы «Нарма», «Любовь и война», «Хасан» и др. Героическая тема гражданской войны с новой силой прозвучала в поэме «Нарма», посвященной герою гражданской войны Нарме Шапшуковой. Идейное содержание поэмы - глубокий социальный конфликт между старым и новым строем. Автор повествует о сложных, социально обусловленных жизненных перипетиях своего героя. Тернист и труден был ее путь с самого раннего детства. Нарма познает все тяготы эксплуататорского строя. В семнадцать лет она вступает в ряды красной армии и героически сражается за новую власть: «Месяцы и дни / шли в борьбе упорной. /Побеждали мы / не числом - уменьем. / Души и умы /лишь одним стремленьем /жили: бить врага!» [Сангаджиева, 1984, с. 26].
Если вспомнить многие произведения о Великой Отечественной войне и ее героях, то очевидно, что высокая и жестокая память о павших наряду с прославлением народного подвига стала одной из движущих сил литературы, дала ей нравственную точку отсчета в достоверном изображении исторических событий, в истолковании гуманистических и патриотических идей, в осмыслении народного героизма и народного опыта.
Поэтическое творчество Б. Сангаджиевой также органично связано с темой труда. Труд земляков - пастухов и земледельцев, освоивших новые для них профессии строителя, механизатора, токаря, слесаря, врача - все больше и больше привлекает внимание поэтессы. Тема труда прочно вошла в творчество Б. Сангаджиевой, приобретая первостепенное значение. В своих произведениях поэтесса высоко ценит самоотверженный труд людей, которые после войны, ссылки на пустом энтузиазме поднимали республику и страну в целом. Эта тема освещена во многих
М. А. Лиджиев. Тематическое своеобразие поэзии Б. Сангаджиевой
стихотворениях Б. Сангаджиевой: «Чабан», «Луганские шахты», «Село», «На сакмане», «Сталь» и др. Почетное место в творчестве поэтессы занимают труженики-животноводы, с их делом она знакома с детства. Просто труд животновода ближе, роднее, доступнее, за кажущимся однообразием и монотонностью этой работы видится энергия творчества, раскованность и, самое главное, нравственная стойкость. Животноводческая деятельность - основная отрасль калмыка-степняка: «Как степи, бесконечна / Дорога чабана, / Как это небо, вечна, / Как стая птиц, вольна. / Известны все ручьи мне / И каждая тропа. / В степном воспета гимне / Чабанская судьба» [Сан-гаджиева, 2008, с. 145].
Труд становится неиссякаемым источником вдохновения человеческой жизни, предстает как нравственный стержень, как мера жизнестойкости, как основа оптимистического взгляда на мир. Созидательную работу на сакмане удается передать автору в стихотворении «На сакмане»: «Весна свой ковер расстелила, /Цветы полыхают, горят, / И вновь меня даль поманила / К себе голосами ягнят. / О сколько их - маленьких, нежных, /В заботе нуждаясь моей, /Пасется в просторах безбрежных /Мною с детства любимых степей!» [Сангаджиева 2008, с. 23].
В.Д. Пюрвеев отмечает, что «стихотворение "На сакмане" полно раскрывает чувство удовлетворения тем, что усилия выстрадать понимание жизни, сделать ее лучше, не напрасны. Лирический герой Б. Сангаджиевой несет в себе лучшие человеческие черты характера» [Пюрвеев, с. 78].
Тема труда у Б. Сангаджиевой неотделима от таких понятий, как Родина, доброта. Это триединство составляет идейно-художественную основу философской и гражданской позиции ее творчества. Б. Сангаджиева много путешествовала по республике и стране. Она знакомилась с людьми, которые работали на заводах, фабриках, шахтах. Свои непосредственные впечатления она передавала в стихах, прославляющих ратные подвиги людей. Одно из ее стихотворений посвящено труду шахтеров. В стихотворении автор сравнивает труд шахтера с трудом животновода: «Работают в сказочном ритме / Ребята луганские тут... / О, с чем же, шахтеры, сравнить мне / Ваш самый волнующий труд? / Наверное, так же бесстрашно, / С буранами споря, с жарой, /В степях неизнеженных наших / Чабанит калмыцкий герой?» [Сангаджиева, 2008, с. 189].
Картина напряженного труда шахтера здесь полна движения, внутренней динамики. Б. Сан-гаджиева знает цену труда, его значение в формировании нравственных начал. В работе человек исцеляется от душевных травм, обретает смысл жизни, проходит самопроверку как личность. Чувство полноты и радости жизни, которое люди находят в труде, помогает им и в будничной повседневности заметить возвышенное, не пройти мимо.
В творчестве Б. Сангаджиевой особенное место занимают стихи, проникнутые пафосом дружбы народов. Произведения эти согреты большой любовью к народам, проживающим на земле. Такие стихи, как «Пушкину», «У могилы Кюхельбекера», «Натаван», «Байкал» и др., говорят не только о дружбе народов но и их взаимоотношениях. Интернациональное мироощущение поэтессы представлено в циклах «Стихи об Азербайджане», «Стихи об Италии», «Стихи о Кавказе», «Стихи о Франции», «Стихи о Португалии», «Стихи о Чехословакии», «Стихи о Болгарии» и др.
С пополнением идейного кругозора писателя расширяется и тематический диапазон его творчества. Тема дружбы народов, тема интернациональной солидарности живо вошла в творчество Б. Сангаджиевой. В результате тесного содружества и творческих контактов родилась крепкая дружба между писателями Калмыкии и Кавказа. В стихотворении «Дагестан» поэтессой о дружбе народов сказано: «Кумык, лезгин /Или аварский горец, /Не все ль равно, как прозван или зван! / Все это тот же сокол-ветроборец, / Все это ты - достойный Дагестан!» [Сангаджиева 1968, с. 21].
Приобщение к культуре других народов обогащает художника, способствует росту его таланта, расширению и углублению его мировоззрения, укреплению идейных основ его творчества. Здесь и личные контакты, и обмен культурными ценностями, и проведение памятных литературных дат во всесоюзном масштабе, и взаимные переводы произведений, и организация декад, недель.
Большой читательский интерес вызывают стихи Б. Сангаджиевой, написанные ею во время путешествия по странам Азии и Европы. Поэтические зарисовки, возникшие под впечатлением путешествий поэтессы по Франции, Португалии, Чехословакии, Болгарии и Италии, вносят новую краску в характер лирического героя, затрагивают такие вопросы, над которыми ранее не задумывались.
Центральной фигурой в творчестве Б. Сангаджиевой является образ женщины. Этой теме посвящены такие произведения, как «Тамара», «Цыганка», «Коса», «Девушка», «Валентина», «Трубка», поэмы «Нарма», «Красный платок», «Матери». В стихотворении «Калмычка» поэтесса воспевает женскую красоту, воскрешает образ вечно пленительной калмыцкой женщины: «Мир, спокойствие и тишина. / На лице ее дремлют румяном. / Так она хороша и стройна, / Что сравнится с весенним тюльпаном. / Косы черны, как смоль, словно тьма. / Ей парча красоты не прибавит. / Распевает, как птица, сама - / Песне в лад соловей ее славит» [Сангаджиева, 2008, с. 141].
Заметное место в поэзии Б. Сангаджиевой занимает образ женщины-матери. Образ матери, созданный в ее поэзии, наделяется теми достоинствами, которые заслуживают только любви и святого почитания: «Когда за великое дело /Народные гибли сыны, / Ты вдруг становиться умела / Надежной опорой страны. / И в мирные дни терпеливо, / Души не жалея своей, / Для жизни счастливой растила, /К труду приучала детей» [Сангаджиева, 2008, с. 138].
Литературная деятельность Б. Сангаджиевой была интенсивной и плодотворной. Ее творчество богато и разнообразно как жизненным материалом, так и поднимаемыми проблемам. У поэтессы есть свои, особенно близкие ее сердцу темы - от исторического перелома в жизни народа, формирования характера молодого человека до проблем современности. И все-таки основными темами в ее творчестве являются родина и народ, любовь к отчизне, героизм народа, братство и дружба людей.
Литература
1. Килганова З.И. Поиски и находки. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1977.
2. Пюрвеев В. Д. Чистый родник поэзии. Лирика Б.Б. Сангаджиевой. - Элиста: Джангар, 2010.
3. Сангаджиева Б.Б. Избранное.- Элиста: Герел, 2008. - Т. II.
4. Сангаджиева Б.Б. Твоя дождинка. Поэмы, стихи. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1984.
5. Сангаджиева Б.Б. Цветные перстни. Стихи и поэмы. - М.: Советская Россия, 1968.
6. Сангаджиева Б.Б. Я в каждом дне. Стихи и поэмы. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985.
7. Сангаджиева Б.Б.Счастье. Стихи, поэмы, сказка. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1966.
8. Санhжин Бося. Мини ^ирклм-мини теегм. - Элст: Хальмг дегтр ИарИач, 1986.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Письменные и устные традиции монгольских литератур» (проект № 13-14-08-004 а(р).
Лиджиев Мингиян Алексеевич, доцент кафедры калмыцкой литературы и журналистики Калмыцкого государственного университета, кандидат филологических наук.
Тел.: +7-9093981680; е-mail: [email protected]
Lidzhiev Mingiyan Alekseevitch, associate professor, department of Kalmyk literature and journalism, Kalmyk State University, candidate of philological sciences.
УДК 821.512.157-1
© Л.П. Григорьева
Поэма Е.С. Сивцева-Таллан Бюрэ «Уолан Эрилик»: история создания, художественные особенности авторских редакций
Рассматриваются вопросы истории создания и публикации поэмы якутского поэта Е.С. Сивцева-Таллан Бюрэ «Уолан Эрилик». Представляются основные выводы сравнительно-сопоставительного анализа изданий 1944, 1963, 1971 гг., выявляются художественные особенности первого варианта поэмы, изданного в незавершенном виде в 1941 г. Автор статьи отмечает влияние якутского героического эпоса олонхо на поэтику произведения: в композиционной структуре и развитии сюжетного действия наблюдается рецептивный дискурс эпической идеи олонхо; идея борьбы главного героя за свободу всего народа перекликается с художественной концепцией олонхо.
Ключевые слова: текст, сравнительно-сопоставительный анализ, редакция, поэма, сюжет, композиция, система образов.