Научная статья на тему 'Национально-художественные традиции в калмыцкой поэзии 1920-1940-х годов'

Национально-художественные традиции в калмыцкой поэзии 1920-1940-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
281
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КАЛМЫЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / КАЛМЫЦКАЯ ПОЭЗИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / НАЦИОНАЛЬНО-САМОБЫТНЫЙ ХАРАКТЕР / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / HISTORY OF THE KALMYK LITERATURE / KALMYK POETRY / NATIONAL ARTISTIC TRADITIONS / SPECIFIC NATIONAL CHARACTER / FOLKLORIC PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Очирова Нюдля Четыровна

Статья посвящена обобщению и анализу исторического опыта национально-художественных традиций в калмыцкой поэзии 1920-1940-х гг., а также выявлению закономерностей исторического развития советской эпохи. Главной особенностью развития калмыцкой поэзии является творческое сочетание уникальных национально-художественных традиций и поисков новых методов в условиях социалистического общества. В ее становлении немаловажную роль сыграла русская классическая и советская литература. Своеобразие национально-самобытного характера калмыцкой поэзии подчеркивается расширением образно-тематического и жанрового пространства в тесной связи с историческими событиями рассматриваемого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ARTISTIC TRADITIONS IN THE KALMYK POETRY OF THE 1920S-1940S

The article analyzes and summarizes the historical experience of national artistic traditions in the Kalmyk poetry of the 1920-1940s, identifies the principles of historical development of the Soviet epoch. The basic distinctive feature of the Kalmyk poetry development is the creative combination of the unique national artistic traditions and the search for new methods under the conditions of socialist society. The Russian classical and Soviet literature played an important role in its formation. The originality of the Kalmyk poetry specific national character is emphasized by broadening the imaginative-thematic and genre space in close connection with the historical events of the mentioned period.

Текст научной работы на тему «Национально-художественные традиции в калмыцкой поэзии 1920-1940-х годов»

Очирова Нюдля Четыровна

НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В КАЛМЫЦКОЙ ПОЭЗИИ 1920-1940-х ГОДОВ

Статья посвящена обобщению и анализу исторического опыта национально-художественных традиций в калмыцкой поэзии 1920-1940-х гг., а также выявлению закономерностей исторического развития советской эпохи. Главной особенностью развития калмыцкой поэзии является творческое сочетание уникальных национально-художественных традиций и поисков новых методов в условиях социалистического общества. В ее становлении немаловажную роль сыграла русская классическая и советская литература. Своеобразие национально-самобытного характера калмыцкой поэзии подчеркивается расширением образно-тематического и жанрового пространства в тесной связи с историческими событиями рассматриваемого периода. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^^О^ЛП/Щ'Дт!

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 1(67): в 2-х ч. Ч. 1. C. 40-43. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/1-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

40

ISSN 1997-2911. № 1 (67) 2017. Ч. 1

отношения. Татарское общество постепенно начало входить в эпоху реформ и просветительства. Изменения начались и в религиозной сфере. Новое время в соответствии со сложившейся реальностью требовало от религии большей открытости, что впоследствии в определенной степени было претворено в жизнь ранними представителями татарского религиозного реформаторства. Впоследствии их начинания дали толчок изменениям в других сферах жизнедеятельности и переросли в просветительское движение, которое на рубеже XIX-XX вв. привело к возрождению татарского народа в духовно-культурном плане.

Список литературы

1. История татарской литературы: в 8-ми т. / отв. ред. Р. Ф. Рахмани. Казань: Татарское кн. изд-во, 2014. Т. 1. Древний период и Средние века. 415 с.

2. Мирхаев Р. Ф., Гумеров И. Г. Духовные ценности и традиции тэнгрианства в структуре религиозного мировоззрения татарского народа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 10 (64): в 3-х ч. Ч. 3. С. 40-42.

3. На стыке континентов и цивилизаций: из опыта образования и распада империй X-XVI вв. / сост. И. Б. Муслимов. М.: Инсан, 1996. 768 с.

4. Средневековая татарская литература (VIII-XVIII вв.) / науч. ред. Н. Ш. Хисамов. Казань: Фэн, 1999. 240 с.

5. Татар теленец ацлатмалы сузлеге. 0ч томда / Тез. И. А. Абдуллин, С. Б. Вахитова, Ф. М. Газизова, Л. Р. Гайнанова, Ф. Э. Ганиев, М. Г. Мехэммэдиев, Ш. С. Ханбикова, Р. Г. Эхмэтьянов. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1981. Т. III. 832 б.

6. Татарская энциклопедия: в 6-ти т. / гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2008. Т. 4. М-П. 768 с.

7. Татарская энциклопедия: в 6-ти т. / гл. ред. А. М. Мазгаров, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2014. Т. 6. У-Я. 720 с.

8. Юзеев А. Н. Татарская философская мысль конца XVIII - XIX веков: в 2-х кн. Казань: Иман, 1996. Кн. 1. 137 с.

THE ROLE OF ISLAM IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE TATAR SPIRITUAL AND RELIGIOUS WORLDVIEW

Mirkhaev Rifat Firdinatovich, Ph. D. in Philology, Associate Professor Gumerov Il'gam Gusmanovich, Ph. D. in Philology G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Tatarstan Academy of Sciences mirhаеv77@mаil.ru; ilhаm05@bkru

After adopting Islam the Tatars over the centuries developed their spiritual and religious sphere under the influence of Muslim traditions and values which manifested themselves in their worldview. Along with Tengrism Islam influenced cardinally the formation of the Tatar world perception and worldview. The article discovers the role and place of Muslim faith in the formation of the Tatar spiritual and religious worldview.

Key words and phrases: world perception; worldview; spiritual and religious worldview; religion; spiritual values and traditions; Islam; literary heritage.

УДК 82-1

Статья посвящена обобщению и анализу исторического опыта национально-художественных традиций в калмыцкой поэзии 1920-1940-х гг., а также выявлению закономерностей исторического развития советской эпохи. Главной особенностью развития калмыцкой поэзии является творческое сочетание уникальных национально-художественных традиций и поисков новых методов в условиях социалистического общества. В ее становлении немаловажную роль сыграла русская классическая и советская литература. Своеобразие национально-самобытного характера калмыцкой поэзии подчеркивается расширением образно-тематического и жанрового пространства в тесной связи с историческими событиями рассматриваемого периода.

Ключевые слова и фразы: история калмыцкой литературы; калмыцкая поэзия; национально-художественные традиции; национально-самобытный характер; фольклорные особенности.

Очирова Нюдля Четыровна, к. филол. н.

Калмыцкий научный центр Российской академии наук ochirnudlya@mail. гы

НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В КАЛМЫЦКОЙ ПОЭЗИИ 1920-1940-Х ГОДОВ

1920-е гг. для калмыцкой поэзии обусловили новый этап развития многовековой калмыцкой литературы. Одной из основных проблем современного калмыцкого литературоведения является создание целостной концепции истории калмыцкой литературы XX в. и исследования ее истоков.

На сегодняшний день калмыцкая поэзия XX в. еще не получила целостного анализа и находится в стадии исследовательской разработки. Актуальность, научная значимость и недостаточная разработанность темы

определили основную цель исследования, которая заключается в обобщении и анализе исторического опыта национально-художественных традиций в калмыцкой поэзии 1920-1940-х гг.

Для достижения поставленной цели намечены задачи, которые заключаются в выявлении закономерностей исторического развития советской эпохи 20-40-х гг. XX в. и отражении исторических событий в сознании людей той эпохи.

Научная методология работы обусловлена рядом поставленных задач и основывается на системном подходе к изучению литературы, с использованием типологического, сравнительно-исторического и метода целостного анализа художественного произведения.

В отечественном литературоведении проблемам корреляции фольклора и литературы посвящены значительные труды фольклористов и литературоведов - П. Г. Богатырева, Р. О. Якобсона и др. В филологическом направлении данный вопрос рассматривается в генетическом (В. М. Гацак, В. П. Адрианова-Перетц, И. В. Стеблева, П. А. Гринцер, В. Н. Топоров и др.) и типологическом аспектах (Д. С. Лихачев, М. М. Бахтин, М. И. Стеблин-Каменский, Е. М. Мелетинский, И. П. Смирнов, А. В. Кудияров и др.).

Степень научной разработанности темы в калмыцком литературоведении характеризуется крайней неравномерностью в исследованиях. Коллективный труд ученых Института востоковедения АН СССР, Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР, Калмыцкого научно-исследовательского института истории, филологии и экономики и Калмыцкого государственного университета «История калмыцкой литературы» представляет собой двухтомник - дооктябрьский период и советский период (1980, 1981). В 1-м томе рассматриваются проблемы развития дореволюционной литературы, исследуется роль фольклорных традиций, освещается духовное наследие народа. Во 2-м томе характеризуется творчество калмыцких писателей, анализируется историко-литературный процесс в Калмыкии в свете основополагающих принципов социалистического реализма.

В литературоведческих работах последних лет преимущественно рассматриваются общие теоретико-литературные вопросы, связанные с формированием типологии жанровых систем в калмыцкой литературе (В. Д. Пюрвеев, Р. А. Джамбинова), особенности формирования и развития поэтики жанров (А. В. Бадмаев, Н. Н. Мусова, А. Г. Салдусова и др.), фольклорные традиции в калмыцкой литературе (Б. А. Бичеев, М. А. Лиджиев) и т.д. [8, с. 167].

Книга «Калмыцкая художественная проза XX в.» посвящена калмыцкой прозе от первых литературных опытов до произведений конца XX столетия в национально-культурном контексте. В своей работе автор рассматривает вопросы формирования новой системы жанров, рождения повествовательных традиций, определяющих национальное мировидение [4].

В последнее время все больше возрастает интерес к историческому прошлому, национальным корням, к своей культуре и традициям, что позволяет народам, проживающим в России, бережно относиться к духовно-культурным истокам своих литератур. Время требует нового осмысления многих проблем литературы, через которые можно глубже понять национальный характер, жизнеспособность этноса. История калмыцкой литературы дает возможность ставить и решать существенные проблемы становления, развития и нынешнего состояния поэзии в современной литературе народов России [6, с. 7].

В 1920-е гг. в эпоху становления советской калмыцкой литературы наметилась тенденция взаимодействия поэзии и устного народного творчества. На литературное творчество начинающих калмыцких поэтов и писателей оказало огромное влияние фольклорное искусство.

Исследуемый период интересен возрождением малых фольклорно-литературных жанров, таких как йорялы (благопожелания), магталы (хвалебные поэтические произведения), принадлежащие перу С. Каляева «Ж^а^рчин йерэл» («Благопожелание джангарчи»), Ц. Леджинова «ввгнэ йерэл» («Благопожелание старика»), М. Тюлюмджиева «Мини йерэл» («Мое благопожелание»), К. Эрендженова «Эмд нарн» («Живое солнце») и др.

Когда речь идет об устно-поэтическом наследии и поэзии раннего литературного периода, чрезвычайно важно понимание типа культуры, породившей те или иные поэтические произведения с их функциональной классификацией, а также выявление особенностей поэтического сознания, обнаруживающих себя через определенные ментальные образования [1, с. 17].

Национальная поэтическая традиция имеет глубокие фольклорные корни. В богатейшем устно-поэтическом наследии ойрат-калмыков особое место занимает народный героический эпос «Джангар», по праву входящий в число выдающихся эпических памятников мировой культуры. Калмыцкий эпос «Джангар» - это цикл эпических песен о подвигах богатырей страны Бумба во имя ее независимости и упрочения ее могущества. Они были записаны в многочисленных версиях и вариантах от калмыцких сказителей-джангарчи в разных улусах и аймаках Калмыкии. Наиболее полные и совершенные в художественном отношении циклы песен «Джангара» были записаны от выдающихся джангарчи Ээлян Овла в 1908 г. и Мукебюна Басангова в 1939 г. Именно эти варианты были опубликованы в самых аутентичных изданиях эпоса «Джангар» [9, с. 3].

Описания богатырей калмыцкого героического эпоса «Джангар» настолько выразительны, настолько дифференцированы и настолько конкретны, что фактически можно говорить об их характеристиках как о средстве визуализации эпических персонажей [2, с. 79].

Исполнителями песен «Джангара» были не просто певцы, знающие канонический текст эпоса, а настоящие мастера импровизации, отражающие уникальное эпическое творчество, которое до сих пор привлекает внимание исследователей. Многие поэты периода становления советской калмыцкой литературы перенимали художественный опыт у сказителей-джангарчи. В своем раннем творчестве они обращались к разным версиям эпоса «Джангар», используя традиционные для эпосоведения художественно-изобразительные средства.

В уникальном творчестве исполнителей песен «Джангара», воспевающих удивительную страну Бумбу и ее защитников, и творчестве советских калмыцких поэтов созвучной стала тема Родины и патриотизма.

42

^БЫ 1997-2911. № 1 (67) 2017. Ч. 1

В разных версиях эпоса «Джангар» имеются отличия по сюжету и художественно-изобразительным средствам, но все эпические песни выражают патриотическую идею. Фольклорные истоки патриотизма нашли широкое и многогранное воплощение в калмыцкой литературе 1920-1930-х гг.

Идея использования литературно-художественного слова в агитационно-пропагандистских целях принадлежала Х. Канукову. Будучи блестящим знатоком калмыцкого устного народного творчества и старописьменной литературы, он стал слагать агитационные песни-стихотворения, которые быстро распространялись и имели широкую популярность среди бойцов-калмыков - участников Гражданской войны.

Первыми литературными произведениями современной калмыцкой литературы стали листовки-воззвания в стихотворной форме, написанные Х. Кануковым для воинов-калмыков: «Эцкнрт болн ахнр-хальмгудт» («Отцам и братьям-калмыкам»), «Хальмгин дун» («Голос калмыка») - и агитационные рассказы-аллегории в поэтической форме: «КеглжрЬнэ туск тууж» («Сказания о голубях»), «Аралжн болн батхн» («Пауки и мухи») и т.д.

Революция 1917 г. и Гражданская война стали одной из ведущих тем поэтических произведений 1920-х гг. В калмыцкой поэзии зарождались эпические формы, поэмы А. Сусеева «Болд ЗYркн» («Стальное сердце»), X. Канукова «Шажна хувргин йовдл» («Проделки духовенства»), С. Каляева «Баатр улан hэрднр» («Орлы»),

H. Манджиева «Улан одн» («Красная звезда») и др. стали первыми крупными произведениями, положившими начало развитию эпической поэзии в современной калмыцкой литературе.

Особенности патриотической идеи воплощены в древних сказаниях и выражены образом мальчика-шелудивца. Они находят свое место в творчестве импровизаторов-джангарчи, а затем и в произведениях калмыцких поэтов советского периода [3, с. 65].

Традиционный герой-сирота из фольклорных текстов в творчестве калмыцких поэтов превращается в настоящего патриота, истинного борца за свободу. Наиболее характерные эпические произведения, созданные в 1930-е гг.: Х. Сян-Белгин «9нчн бек» («Борец-сирота»), А. Сусеев «Теегин Yрн» («Сын степей»), Г. Даваев «Теегин Yкл» («Смерть в степи»), «Алтма», С. Каляев «Бригадир», К. Эрендженов «Колхозин тег» («Степь колхозная»), М. Тюлюмджиев «Босха» и т.д.

Исторический опыт национально-художественных традиций в калмыцкой поэзии приобретает новые очертания благодаря жанровому многообразию, возникают новые формы, ранее не встречавшиеся в литературном творчестве авторов. Появляются басни, пародии, частушки, баллады, литературные пародии Г. Даваева «Цецн меклэ» («Мудрая лягушка»), М. Эрдниева «Хеетин баллад» («Баллада о будущем»), К. Эрендженова «Пионерские частушки» и др. Развивается жанр сатиры, который представлен произведениям Г. Даваева «Улучшим», Б. Дорджиева «Слишком умный», К. Эрендженова «Богач, сменивший свое лицо» и т.д.

В поэзии периода Великой Отечественной войны все больше усиливается интерес к патриотическим и героическим традициям прошлого, к ратным подвигам богатырей. Поэты все чаще обращаются к образам эпических богатырей, привлекают факты из военной истории своего народа [7, с. 85].

Калмыцкая поэзия начала 1940-х гг. в основном имела агитационную и патриотическую направленность. В поэзии военных лет главным образом развиваются малые жанры, появляются новые стихотворения, песни, баллады. В годы войны было опубликовано несколько сборников - Ц. Леджинова «Терскн» («Родина»), М. Басангова «АндИар» («Клятва»), Л. Инджиева «Булг» («Родник»), Б. Дорджиева «ШYлгYД болн поэмс» («Стихи и поэмы»). Немало стихотворных произведений Ц. Леджинова было написано в форме оды: «Июнь сарин 22-т» («В июне 22-го»), «Терскн, соцс!» («Слушай, Родина!») и т.д. Среди поэзии военных лет следует отметить стихотворения, написанные в форме призывов, напутствий: Л. Инджиева «Кегшн партизана Yг» («Слово старого партизана»), Б. Басангова «Адучин Бадмд» («Бадме Адучиеву»), Д. Кугультинова «Ээж кегшн теегт» («Матери-степи»), «ЖдцИр, ХоцИр альдвт?» («Джангар, Хонгор, где вы?»), М. Эрдниева «Хальмг дээчнрин дун» («Песня калмыцких воинов»), Н. Ванькаева «Экдэн» («Матери») и т.д.

Значимость поэтических произведений военных лет заключается не только в их патриотическом пафосе, ярко выраженной идее защиты Родины, но и в отражении вольнолюбивых и героических черт народного характера, нравственные истоки которого восходят к тем моральным представлениям народа, что были выработаны на протяжении всей его истории и нашли свое выражение в героическом эпосе «Джангар» [5, с. 175].

Таким образом, калмыцкая поэзия 1920-1940-х годов, опираясь на исторические традиции своей национальной культуры и богатый опыт классической и советской литературы, достигла существенных идейно-художественных успехов в своем развитии.

Список литературы

I. Балданмаксарова Е. Е. Бурятская поэзия XX века: истоки, поэтика жанров: автореф. дисс. ... д. филол. н. М., 2003. 31 с.

2. Бурыкин А. А. Индивидуализация образов персонажей как средство композиции и сюжетообразования в калмыцком героическом эпосе «Джангар» // Studia сиИегае: альманах. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. Вып. 3. С. 79-94.

3. Джамбинова Е. Я. Роль национальных традиций в становлении калмыцкой советской поэзии (20-30-е годы) // Национальные традиции и генезис социалистического реализма в калмыцкой литературе. Элиста: Типография ХОЗО МВД Калмыцкой АССР, 1977. С. 65-81.

4. Джамбинова Р. А. Калмыцкая художественная проза XX века: в 3-х кн. Элиста: АПП «Джангар», 2006. Кн. 1. 208 с.

5. История калмыцкой литературы: в 2-х т. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980. Т. 2. Советский период. 445 с.

6. Лиджиев М. А. Фольклорные традиции в калмыцкой поэзии: 1920-1980-е гг.: автореф. дисс. ... к. филол. н. Элиста, 2006. 19 с.

7. Мусова Н. Н. Патриотические мотивы в калмыцкой поэзии военных лет // Национальные традиции и генезис социалистического реализма в калмыцкой литературе. Элиста: Типография ХОЗО МВД Калмыцкой АССР, 1977. С. 82-98.

8. Очирова Н. Ч. Своеобразие концепции эпохи и героя в поэме «внчн бек» Хасыра Сян-Белгина // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Элиста: КИГИ РАН, 2015. № 4. С. 167-170.

9. Пюрвеева Н. Б. Поэтика героического эпоса «Джангар»: автореф. дисс. ... д. филол. н. Нальчик, 2003. 33 с.

NATIONAL ARTISTIC TRADITIONS IN THE KALMYK POETRY OF THE 1920S-1940S

Ochirova Nyudlya Chetyrovna, Ph. D. in Philology Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences ochirnudlya@mail. ru

The article analyzes and summarizes the historical experience of national artistic traditions in the Kalmyk poetry of the 1920-1940s, identifies the principles of historical development of the Soviet epoch. The basic distinctive feature of the Kalmyk poetry development is the creative combination of the unique national artistic traditions and the search for new methods under the conditions of socialist society. The Russian classical and Soviet literature played an important role in its formation. The originality of the Kalmyk poetry specific national character is emphasized by broadening the imaginative-thematic and genre space in close connection with the historical events of the mentioned period.

Key words and phrases: history of the Kalmyk literature; the Kalmyk poetry; national artistic traditions; specific national character; folkloric peculiarities.

УДК 82-92

В статье рассматриваются группы представлений, связанных с освещением глобализационных проблем в российской качественной прессе 2000-х годов (по материалам «Независимой газеты»). Тематически эти стереотипные представления объединяются в четыре группы: дискуссии о возможности установления политической многополярности; давление третьих сил; утечка мозгов из страны; слабое продвижение российских высоких технологий. Со временем эти представления стали стереотипными и подготовили коррекцию читательского восприятия тех изменений в принципах освещения внешней политики России, которые произошли после весны 2014 г.

Ключевые слова и фразы: глобализация; качественная пресса; проблематика СМИ; стереотипы.

Соколова Елена Александровна, к. филол. н., доцент Шуплецова Юлия Александровна, к. филол. н., доцент Ястремская Юлия Александровна, к. филол. н.

Шадринский государственный педагогический университет yasok@mail. т; 5ok@bk. т; ja22-4@bk. т

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СМИ (НА МАТЕРИАЛЕ «НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЫ» 2005-2010 ГГ.)

Глобализация - сложный, не до конца проясненный и неоднозначно воспринимаемый процесс, в который вошло человечество в конце XX века.

Современные исследователи [1; 3] выделяют в процессе глобализации следующие характерные черты:

• технологический прогресс, приведший к резкому сокращению транспортных издержек, ускорение и удешевление информационного обслуживания;

• сегодняшнее экономическое единство мира на основе общих законов рыночной экономики;

• либерализация мировых экономических отношений, поддерживаемая институционально;

• выход значительного числа экономических организаций на наднациональный уровень.

В свете всеобщего и многостороннего процесса культурной, идеологической и экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и этнических единств, называемого глобализацией, усиливается значение средств массовой информации в освещении этих процессов, а также в формировании общественного мнения по ключевым явлениям этого процесса. Действительно, медиа уделяют глобализации достаточно серьезное внимание. Причем уровень этого внимания в российских СМИ пропорционален типу издания и его направленности. Проще говоря, в массовой прессе редко встречаются статьи о глобализации, в отличие от качественной прессы, в которой периодически публикуют развернутые аналитические материалы, описывающие явления и последствия глобализации.

Такая иерархия вполне обоснована законами медийного мира, связанными с типологией изданий. Массовая пресса, оставаясь в рамках локальных интересов, знакомит читателя с более насущными, каждодневными проблемами. Качественная пресса стремится идти в ногу с глобальными проблемами, описывая внешнеэкономические и политические события в стране как часть системы мировой глобализации, освещая ход самого процесса глобализации и роль современной России в этом процессе. Одним из ярких примеров освещения глобальных процессов и проблем в подобном ключе может считаться работа журналистов «Независимой газеты» («НГ»), поскольку эта тема является одним из ключевых факторов существования данного СМИ. Как правило, такие материалы освещаются на высоком профессиональном уровне, с привлечением статистических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.