УДК 378:82-1/-9
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФАНТАСТИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНОГО РОМАНА В ЛИТЕРАТУРЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА ЧХВЕ ИНХО «ГОРОД ЗНАКОМЫХ НЕЗНАКОЦЕВ»)
А.А. Буланова
[email protected] Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. В настоящее время в виду роста популярности так называемой «корейской волны» наблюдается возросшая популярность Республики Кореи среди населения всех стран мира. Как следствие все больше людей начинают интересоваться культурой, историей, языком, а также литературой данной страны. Однако популярностью пользуются лишь единицы произведений южнокорейских писателей, остальные же так и остаются неизвестными для иностранного читателя. Наиболее узнаваемые произведения - это, зачастую, классические произведения, проверенные временем, тогда как при упоминании современной корейской литературы не каждому иностранцу сможет прийти в голову хотя бы один ее представитель.
Проблема заключается также в том, что литература начала 21-го века еще недостаточно изучена, и работы по этой тематике с трудом можно отыскать только среди статей носителей языка, которые при отсутствии соответствующих знаний корейского языка для иностранца и вовсе не несут никакой ценности.
Сами корейцы редко отступают от привычных им жанров литературы,, и произведения жанра фантастического социального романа все еще являются новинкой на книжных полках корейских магазинов.
Таким образом, цель статьи заключается в выявлении тематических особенностей фантастического социального романа в литературе Южной Кореи.
Ключевые слова: корейская литература, фантастический социальный роман, Чхве Инхо, современная корейская литература, роман Чхве Инхо «Город знакомых незнакомцев».
Корейская литература начала XXI века
Современная корейская литература и литература настоящего времени прошла сложный путь из-за своего восточноазиатского наследия и его встречи с Западом. Были предприняты различные попытки приспособиться к Западу или даже подражать ему, также зачастую корейцы пытались подстраивать западную культуру под себя, создавая этим самым некий микс из корейской и западной культуры [4].
Главная проблема, связанная с характеристикой литературы периода начала XXI века, непосредственно связана с отсутствием системных исследовательских работ, за исключением нескольких работ корейских критиков, по характеристике данного периода, поэтому литература начала XXI века практически не изучена в том объеме, который необходим, чтобы проследить основные тенденции в развитии корейской литературы этого периода. Однако, можно сказать, что литература XXI века имеет некоторые характеристики, которые берут свое начало со второй половины XX века. Поэтому для характеристики современной корейской литературы необходимо проанализировать предшествующую ей литературу.
Ниже, в таблице, представлены основные направления литературы во второй половине ХХ века [6]. Как видно из таблицы направления литературы имеют тесную связь с историческими событиями, произошедшими в тот или иной период времени.
Для корейского общества 1970-х годов были характерны политические беспорядки и растущая жесткость социальной атмосферы. С объявлением так называемых реформ Юсина в сентябре 1972 года президент Пак Чон Хи продлил свою военную диктатуру на неопределенный срок, приостановил действие Национального собрания, и все формы по-
литической свободы были серьезно ограничены до октября 1979 года, когда убийство президента Пак резко оборвало его режим. Однако 1970-е годы также были периодом очень быстрого роста в экономическом секторе. Иногда называемый «чудом на реке Хан», объем экспорта Кореи в 1977 году превысил десять миллиардов долларов, что за короткий период в шесть лет увеличилось на тысячу процентов [5].
Таблица
Направления литературы во второй половине ХХ века и исторические события
Период Направление литературы
1960-е Независимость, сильное самосознание
1970-е Общество
1980-е Права, свобода труда
1990-е Личность, индивидуальность, литература нового поколения
В соответствии с жесткой политикой экономического развития, проводимой правительством Пака, промышленная модернизация была проведена успешно, но за это следовало заплатить. Сельскохозяйственный сектор общества практически рухнул, разрыв между богатыми и бедными значительно увеличился, а стремительная урбанизация породила новые беды: загрязнение окружающей среды, разрушение традиций, коррупция в обычаях. Особенно острым было недовольство рабочей силы, которая перенесла тяжесть трудностей, вызванных индустриализацией, но оказалась исключенной из процесса экономического перераспределения. В то же время росла новая молодежная культура: играющие на гитаре и одетые в спортивные джинсы, с длинными волосами и мини-юбками, молодые люди, которые создавали настроение свободы и протеста, часто выражая свое несогласие [4].
Важным направлением литературной мысли в 1980-х годах в Корее было исследование социальных проблем и формирование общественных ценностей. Классовые конфликты и нарушения прав человека, которые продолжались в течение нескольких поколений в результате серии военных диктатур, политизировали общество в целом и обострили коллективное стремление к демократии. Критика была сильной и всепроникающей, и именно в сфере литературы она часто находила наиболее красноречивые и убедительные выражения. Восьмидесятые годы были во многих отношениях эпохой причин. Тогда как девяностые годы, напротив, были названы «эпохой разочарований». Выборы гражданского правительства в 1992 году привели к большей свободе на политической арене, ослабив некоторые причины коллективных действий и протестов. Одновременно крах восточноевропейского блока, который установил неоспоримую позицию капитализма в новом глобальном порядке, ослабил свою идеологическую силу. Корея по-прежнему оставалась разделенной нацией, но холодная война, которая в течение полувека служила оправданием для всех форм политического угнетения в Южной Корее, фактически закончилась. С этими большими изменениями в политической сфере повседневная жизнь простых корейских граждан также претерпела изменения. С Олимпийскими играми 1988 года в Сеуле корейское общество вступило в эпоху потребления. Увеличивающаяся потребность более обеспеченной жизни и постоянно растущая диверсификация, а также сложность обретения товаров для удовлетворения этой потребности изменили сам облик улиц в каждой части Кореи. Обмены, как государственные, так и частные, с другими странами резко
возросли, и поездки за границу стали обычным делом. Продажи бизнеса индустрии отдыха и в массовой культуре взлетели [5].
С изменением материальной жизни изменилась и жизнь духовная: система ценностей, образ мыслей и эстетика корейского народа. До настоящего времени политическая необходимость и упор на экономическое развитие страны ценились гораздо больше, нежели индивидуальное счастье и свобода; в 90-х годах потребности личности заняли центральное место. Там, где когда-то идеология взяла на себя львиную долю, личное счастье теперь имеет приоритет, а риторика общественного блага заменяется разговорами о личном удовольствии. Это было личное, а не коллективное желание, которое теперь пронизывало общество. В частности, молодое поколение оторвалось от традиционных социальных обычаев, обязанностей или нравственности и погрузилось в блеск массовой культуры или изобилие гедонистических потребностей. Новые системы ценностей и образ жизни молодежи начали распространяться по всему обществу [6].
Господству коммерческой массовой культуры способствовали технологии; интернет-революция 90-х годов позволила распространить цифровую культуру в школах, офисах и даже в спальнях корейцев. Молодые звезды поп-культуры были единственными идолами для молодого поколения, поскольку поп-культура стала образцом жизни, доминирующей культурой корейского общества в 90-х годах. В конце 90-х годов Корея стала страной с самым высоким уровнем использования интернета по сравнению с остальным населением мира. Повседневная жизнь изменилась, чтобы приспособиться к миру, в котором центральное место занимает компьютер и интернет. Одним словом, 90-е годы открыли новый мир.
С началом 90-х годов корейская литература отходит от тематики разделения нации и стилей, характерных когда-то для литературы 80-х годов. Многие социальные изменения произошли, прежде всего, при переходе от печатных и аналоговых СМИ к цифровым и графическим культурам. Также писатели избавились от необходимости создавать произведения по заказу правительства и начали развиваться в направлениях, которые сами выбрали. Одним из таких писателей стал Ким Юн Ха, который глубоко интересовался описанием различных аспектов социальных изменений в Корее в романе, который был удален от так называемого повествования истории и представлял собой трансформацию корейской литературы в направлении расширения осведомленности о других странах за пределами Корейского полуострова. Другие писатели, такие как Пак Мин Гю и Ли Ки Хо, стремились показать жизнь в рамках цифровой эры, отличной от привычной традиционной жизни, с помощью описания повседневной жизни в так называемом постмодернистском обществе. Конечно, нельзя сказать, что эти авторы являются лицом корейской литературы того времени, однако они написали значимые в процессе трансформации истории корейской литературы произведения, которые отражали меняющиеся времена. Такие изменения происходили не только из-за внутренних перемен в обществе, но и из-за внешних перемен, например, из-за изменений в отношениях между Севером и Югом.
Более того, с появлением движения за права женщин началась так называемая эра женской литературы, на корейскую литературную сцену вышли такие писательницы как Шин Кен Сук, Ким Ин Сук и др., которые представляют более тщательный подход к литературному творчеству. Они были «пионерами» этой эпохи, и многие читатели с энтузиазмом восприняли их работы.
С окончанием холодной войны Южная Корея успешно прошла путь преобразования в развитую страну. Корейская литература также быстро изменила форму и была освобождена от своих предопределенных понятий. Вместо национального разделения и политических конфликтов авторы пытались подчеркнуть проблемы постиндустриального общества [5].
С развитием экономики жизнь человека улучшилась, общество тоже стало развиваться в лучшую сторону. Однако, стоит отметить, что параллельно с развитием капитализма главной целью человека стало зарабатывание денег, и люди стали терять свой человеческий облик, возможно, сами того, не замечая: они стали зависимыми от рынка. В этих поменявшихся экономических и социальных условиях корейская литература также вынужденно поменяла свою направленность: писатели стали уделять особое внимание тематике истинного человеческого облика.
Таким образом, можно сказать, что тематика Человека плавно перетекла из конца 90-х в начало 21-го века [5].
В современной литературе главное место занимает не общество или исторические и политические реалии, а индивидуум. Корейские авторы двигаются по направлению от ценностей традиционного общества к подходу, при котором создание произведений современной литературы воспринимается как «искусство ради искусства», и первое место в таких произведениях занимает литературный смысл и посыл произведения. Можно сказать, что это изменение восприятия означает, что эстетика начала становиться новой человеческой ценностью. Бесспорно, в XXI веке корейская литература за частую отображает убеждения и изменения, основанные на изменении мира. Она основана на том, что каждый человек - индивидуальность со своим характером и эмоциями. Современный период литературы характеризуется отталкиванием от модернизма. Авторы этого периода пытаются создать свой собственный уникальный стиль. Этот период характеризуется стремлением к самоидентификации. Произведения авторов отражают внутренние психологические переживания личности. Внутренние мысли и чувства стали центральной частью в современных литературных произведениях.
Что касается жанров, популярных в этот период времени, то это, несомненно, поэзия, которая никогда не теряет актуальность в корейской литературе, и социальный роман, который на данный момент является слабым жанром в корейской литературе, однако с приходом модернистов набирает обороты. Одним из представителей данного жанра является Чхве Инхо.
Чхве Инхо и его произведения
Чхве Инхо (17 октября 1945 - 25 сентября 2013) - корейский писатель и сценарист, многие его произведения, например, ^^ («Родина Звезд») ^^^^ («Марш Дураков»») и («Семья»), были экранизированы. Родился и жил в Сувоне (пригород Сеула).
В 1963 году, на втором году обучения в Сеульской старшей школе, он одержал победу в литературном конкурсе газеты Хангук Ильбо, где была напечатана его новелла («Через дыру в стене»). Это стало началом его карьеры писателя. В 1967 году повесть ^^^^ («Больной интерн») также победила в литературном конкурсе и была издана в выпуске Чосон Ильбо. С тех пор его популярность начала набирать обороты, его также называли «лидером армии писателей 70-х годов». Он был романистом, который являлся символом молодежной культуры 70-х годов, наряду с певцами-бардами (такими как Ко Янг Нам, Юн Хён Джу, Сонг Чанг Сик, Ли Джанги, Ким Мин Ки, Ян Хи Юн и т.д.) и создателями комиксов, снискавших в то
время невероятную популярность. В 1967 году Чхве Инхо окончил университет Енсэ со специальностью в области английского языка и литературы.
С 1975 года он писал серию ежемесячных романов «Семья», в которой упоминал о своей вере в римско-католическую церковь и свою семью. «Семья» - с одной стороны это серия коротких романов, но с другой это «современная история жизни» Кореи, в которой размыты длинные и причудливые истории жизни [7].
Ли Джун Ёль, младший коллега Чхве Инхо, как-то сказал в своем интервью: «В конце 1970-х писатель Чхве Инхо казался единственным романистом, который только и делал, что творил и ел». Чхве Инхо был выдающимся романистом, хотя и не имел заслуженного титула среди корейских романистов того времени. В дополнение к литературной деятельности Чхве преподавал в Университете Енсэ и Корейском Католическом Университете.
Литературный мир Чхве Инхо можно назвать чистой популярной литературой. ^^^ ^ («Комната Незнакомцев»), ^^ («Портрет Камня»), ^^
(«Родина Звезд»), («Городской Охотник»), («Жарптица»),
М («Цветок Экватора»), ^^ («Марш Дураков»), ^^ ^ («Глубокая
Синяя Ночь»), («Охота на Китов»), («Зимний Странник»),
^^^ («Небесная Лестница»), («Здравствуйте, Бог») - это
шедевры, по мотивам многих работ были сняты фильмы или созданы пьесы, что доказывает популярность этих романов. С другой стороны, популярность и конкурентоспособность его работ в 70-х и 80-х годах подвергалась многократной критике. Тем не менее, произведения Чхве Инхо не всегда были написаны ради привлечения внимания широкой публики, и это видно по превосходству гениальности и чувств в ранних рассказах, таких как ^^^ ^ («Комната Незнакомцев»), («Репетиция Путешествия») и («Дикарь»). Не только Ким Сын Ок, который считался первым достигшим идеального мастерства в области коротких рассказов в Корее, признал его, но и другие писатели также, встретившись с его семьей, вспоминали: «Это был писатель, который создавал гениальные произведения» [7].
После публикации рассказа «Родина Звезд», по мере того, как роман популяризировался в газетах и популяризировался публикой, интеллигенция среди студентов университетов стала называть произведение «литературой официанток», книга была продана тиражом более миллиона экземпляров, это был оглушительный успех. Критик Ким Хен, выпивая с Чхве Инхо, сказал: «Ты был очень хорошим писателем, но ты стал популярным именно благодаря «Родине Звезд». Ты стал тем, кто вдохновляет нас. Но именно из-за этой книги и популярности, которая на тебя обрушилась после ее написания, чувствуется. Что ты теряешь самого себя. Поэтому, пожалуйста, выбери один только из двух путей (путь чистого литературного писателя, которого признают литературным человеком или путь популярного писателя, который изменяет себе и пользуется популярностью у публики)». Тогда Чхве Инхо ответил: «Не беспокойся обо мне, мой брат, если я тебе не нравлюсь, не упоминай моего имени. Если мое имя оказывает на тебя давление, вычеркни его из своих статей». Впоследствии его имя исчезло из сочинений критика. С тех пор Чхве Инхо активно участвовал в продвижении и демонстрации фильмов, основанных на его романах, чем и укрепил свою позицию.
Кроме того, также интересны сценарии, которые не привлекали внимания в особой ситуации 1970-х годов, во времена военной диктатуры и быстрой индустриализации. В сценариях «Марша дураков», «Больной и храбрец» и «Охоты на китов» был со-
здан уникальный мир. В 1986 году он получил премию за сценарий фильма «Глубокая синяя ночь» на Азиатском кинофестивале.
После принятия католичества в 1987 году он опубликовал такие исторические романы, как Зе ^^^ ^^ («Затерянное королевство»), («Сверкающий Меч»), ч]^ («Секрет королевской дороги»), ^^ («Нептун»), и религиозные романы ^ ^^ ^ («Дорога без дороги») и ^^ («Конфуциане»). Не смотря, что на момент написания произведения «Дороги без дороги», Чхве Инхо уже принял католичество, благодаря тому, что он включил в произведение буддистские учения, автор смог расширить свой литературный диапазон. На тот момент религиозная сфера литературы достигла своего пика и пользовалась спросом среди корейских читателей [7].
Для достоверности при написании «Секрета королевской дороги» Чхве Инхо многократно посещал Китай, но в то время его имя занесли в черный список общественной безопасности Китая, поэтому больше посещать Китай было невозможно. Есть много предположений, почему это произошло, одно из них гласит, что это было время, когда Китай готовился к Северо-Восточному процессу. В этом произведении также затрагивается история Когурё. Об этом говорится в начале первой книги «Секрета королевской дороги».
С 2008 года писатель был болен раком слюнной железы, о чем автор упоминает в начале своего произведения «Город знакомых незнакомцев», которое, было написано Чхве Инхо в момент болезненных страданий и публиковано в 2010 году. Произведение получило крайне положительные отзывы со стороны корейского читателя и критиков. Этот роман получил литературную премию Донгри Мокволь в 2011 году.
Об его произведениях, написанных от руки, часто отзывались как о «каракулях». Однако это и является причиной, по которой в печатных издательствах есть специальный сотрудник, который несет ответственность за перепечатку произведений с рукописных носителей на носители электронные. Тем не менее, критерии оценки подчерка неоднозначны, и даже если кто-то видит в подчерке автора «каракули», то кто-то сможет разглядеть в них простой, но прекрасный в своей простоте подчерк. Разве может кто-то в здравом уме, назвать «каракулями» произведения человека, который всю свою жизнь писал вручную. Его письмо было трудно понять, частично из-за стиля письма Чхве Инхо, который славился своей высокой скоростью письма, очевидно вызванной его ужасающей рабочей нагрузкой. Например, такое произведение как («Пьяница») было написано всего за два часа непрерывной работы [7].
Чхве Инхо утверждал ценность духовной близости людей, важную роль семьи и традиционной почтительности к старшим. Он одним из первых поднял проблему одиночества людей старшего поколения, которые чувствуют себя беспомощными и ненужными в стремительно меняющемся современном мире, в которым их занятым детям нет никакого дела до старых людей. В произведениях Чхве Инхо легко проследить идеи любви, заботы и неравнодушного отношения к окружающим, но одновременно с этим он высмеивает вещизм людей и их слепое подражание ложным идеалам.
Чхве Инхо скончался 25 сентября 2013 года в 19:10 в виду обострения заболевания. На момент смерти ему было 67 лет. В мае 2013 года было опубликовано произведение ^ («Халь»), в котором содержится жизнеописание монаха Кюнгхи и его учеников Суволя, Хэволя и Мангона. Оно стало посмертным литературным наследием автора. В 2014 году отпечатки его рук были увековечены на тротуаре улицы Енсэ недалеко от самого университета, в котором учился автор.
Тематические особенности фантастического социального романа
в произведении Чхве Инхо «Город знакомых незнакомцев»
Социальная фантастика (англ. Social science fiction) — жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играют различные описания связи технического прогресса и социального устройства общества будущего, причудливые варианты влияния технологий на социум, близких к описанию технократии. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях. Распространёнными формами социальной фантастики являются утопия и антиутопия [9].
Характеризуя данный жанр в литературе Южной Кореи стоит отметить, что он развит достаточно слабо, поэтому стоит рассматривать произведение Чхве Инхо под названием «Город знакомых незнакомцев» как нетипичное для корейской литературы произведение. Данное произведение представляет собой фантастический социальный роман, который поднимает тему искусственности и зацикленности общества. Город, в котором живёт главный герой, населён клонами и копиями людей, а у него самого строятся невероятные варианты причин происходящего - от собственного безумия и потери рассудка до слежки «Большого брата».
Несмотря на то, роман читается на одном дыхании, тема социума всегда была по-своему сложна и в этом произведении вызывает в голове очень много мыслей и теорий, для выражения которых потребуется не одна рецензия. Поддельность общества. Пустота и холод человеческой души. Отсутствие жизни за внешней оболочкой повседневности. Зацикленность этой самой повседневности. Альтер-эго. Двойственность собственного «я». Очень много психологических терминов и библейских отсылок ждёт читателя, если он возьмётся за эту книгу. Но тем не менее, произведение даст читателю отличную пищу для размышлений о современном обществе.
Книга начинается со слов автора, где особенно стоит отметить слова автора о том, что это его первый роман, написанный по собственному желанию, так же интересным является факт того, что Чхве Инхо писал эту книгу в течение ровно двух месяцев, с 27 октября по 27 декабря 2010 года, одновременно проходя противоопухолевую терапию, что, скорее всего и могло сказаться на стиле написания данной книги. Это последний роман, опубликованный при жизни автора.
Книга также включает в себя 3 части, 2 из которых названы днями недели, суббота и воскресенье, в которые и происходят события, обе части делятся на 9 глав. Последняя, третья, часть книги, в русской версии по какой-то причине названия не имеет, на корейском же она называется тйА^ (Подельник) и включает в себя лишь 2 главы. Все главы имеют определенное время вместо названия. Основная часть книги начинается со слов "Power On" (Включить) и завершается противоположенным "Power Off' (Выключить).
В произведении достаточно много персонажей, что, скорее всего связано с одной из особенностей жанра - стремление показать межличностные отношения, размышление над человеческими взаимоотношениями в нетипичных условиях. Главный герой представляется читателю как К. Проснувшись одним утром, он понимает, что окружающая его действительность хоть и выглядит прежней, знакомой и привычной, но всё для него вдруг становится чужим и подмененным. И семья, и окружающие люди, и интерьер дома, и даже предметы домашнего обихода. Читателю предстоит прожить вместе с К. важные для него 2 дня и пройти по страницам книги его путь к восстановлению череды событий и поискам ответов на многочисленные вопросы персонажа, которые в
тот же момент возникают и у читающего. Немаловажным фактом является то, что из памяти героя вырваны полтора часа, предшествующего «злосчастному» утру вечера. По нашему мнению, это позволяет читателю во время прочтения в полной мере додумать и выстроить свою историю главного героя, свою цепочку событий, произошедших с К. Весь путь, пройденный К., представляет собой, как уже было написано, целостную картину современного общества глазами автора. И так, в субботу утром, с лёгкого похмелья, главный герой просыпается и начинает осознавать, что в размеренной и привычной жизни что-то изменилось. Нет, ничего сверхъестественного, просто всякие мелочи. Будильник прозвонил, хотя должен был быть отключён, лосьон после бритья, в ванной комнате не той марки, к которой привык, отсутствие пижамы и т. д. Сначала, К. не мог узнать даже в своем отражении себя [1]:
«... #4 44 #44^ 44 К^ ¿¿^ 44 444. 44 4 44 44 441 44 4 444. ^ 441 44 44 К^ 4
4414^ 444 Щ к^ 4^1434 44 444. 44 4 441 441 444 444^ ^44 ^414...»
«...Спустив воду и отвернувшись от унитаза, К. едва не вскрикнул от ужаса. В зеркале на противоположной стене возвышался совершенно голый мужчина К. потребовалось куда больше времени, чем обычно, чтобы осознать, что в зеркале отражался не кто иной, как он сам. Но ему все же мерещилось, что в зеркале он видел другого человека...»
И так, герой попадает в нетипичные условия. Также он не может вспомнить последние полтора часа вечера накануне, перед тем как оказался дома, более того он обнаруживает потерю телефона, который был крайне важен для него, так как там он хранил всю важную информацию. От воспоминаний осталось лишь то, что он ужинал со своим другом, и они изрядно выпили. Из объективных странностей это, пожалуй, и всё. Но чисто субъективно, их больше. Главному герою кажется, что его жена прошлой ночью была холодна и казалось чужой, такое же чувство чужеродности вызвала и дочка за завтраком. Да и собака, живущая в доме, почему-то рычит и кидается на мужчину. Дальше К. будет пытаться восстановить цепочку событий вчерашнего дня, найти телефон, а заодно разобраться почему, некоторые старые знакомые, кажутся ему немного чужими. Ко всей этой путанице в голове, добавляется тот факт, что во время двух последующих дней, встречая совершенно новых людей они, через некоторое время ему попадаются вновь, но уже совсем в других ролях. Более того, некоторые люди будто восстали из мира мертвых, например, отец жены главного героя [1]:
«... К4 444 4444 441 44 ^44. ^4 144
4114^ 44^ 44^ 444^ 44 441 1444 44 44144. К4 444 444 ^4 441 4444. 1544 444 441
44 ЩЗ 44 44 44 44 4 4 44^ 141 К^ 441
444 ...»
«...К. пристально оглядел этого человека с ног до головы, однако это был какой-то совершенно незнакомый мужчина, не бывший ни тестем К., ни отцом его жены. Это не был тот, уже покинувший этот мир, человек, которого знал К. Даже если предположить, что умерший пятнадцать лет назад человек может ненадолго воскреснуть, чтобы проводить под венец свою дочь, это все равно не тесть К'....»
Двуличность. Порочность. Греховность. Бездушие. Всем этим оно заражено. Такому обществу, такому миру должен наступить конец. Землетрясение, которое фигурирует в произведении, является символом разрушения окружающей героя действитель-
31
ности. Ведь, чтобы дать чему-то родиться, нужно что-то разрушить. Прогнившая реальность К. ликвидируется. По мере рассказа, у К. происходит раздвоение личности на К.-1 и К.-2, которые в финале книги снова объединяются в единое целое. Грядёт истинное пришествие Бога. Конец старого мира для рождения нового. В книге также уделяется большое внимание религиозной теме, главный герой - верующий, и в конце книги ему даже кажется, что Иисус может быть так же ненастоящим.
В конце второй части К. уже настолько привык жить в этом «лже-мире», что даже начинал чувствовать удовлетворение от того факта, как ему удается подстраиваться под новых уже знакомых ему людей. Этот момент отражает качество человека подстраиваться под окружающие его обстоятельства.
Заключение
Таким образом, в работе были рассмотрены основные направления характерные для современной корейской литературы, которые во многом определялись государственной обстановкой. В частности, были изучены тематические особенности социального фантастического романа на примере произведения «Город знакомых незнакомцев» Чхве Инхо.
В работе было дано описание нескольким периодам корейской литературы, следующих друг за другом, которые в свою очередь отражают ту или иную обстановку в государстве. В частности, особое внимание было уделено писателям конца 20-го - начала 21-го века, для которых во многом характерна идея индивидуальности, к которым также присоединились и женщины. Можно назвать этот период периодом больших перемен.
Было выяснено, что на корейскую литературу в начале 60-х годов во многом влияла политика и экономика, тогда как затем акцент был сделан на личности самого человека. В Корее по сей день популярен жанр поэзии, однако проза также пользуется популярностью. Также в связи с развитием технологий, на передний план выходит поп-культура, которая распространяется среди молодежи.
Была проанализирована биография Чхве Инхо, который современникам запомнился как очень трудолюбивый писатель с не самым симпатичным подчерком. Так же, были рассмотрена некоторые его популярные произведения, в которых он утверждал ценность духовной близости людей, важную роль семьи и традиционной почтительности к старшим. Он одним из первых поднял проблему одиночества людей старшего поколения, которые чувствуют себя беспомощными и ненужными.
К одному из таких произведений относится «Город знакомых незнакомцев», который можно назвать идеальным представителем корейского социального фантастического романа, т. к. в нем наблюдаются и стремление показать межличностные отношения, и герои, которые находятся в непривычной для себя и читателя обстановке.
Были рассмотрены особенности корейской литературы начала 21-ого века, а также на примере произведения Чхве Инхо «Город знакомых незнакомцев» был проанализирован жанр фантастического социального романа в литературе Южной Кореи и выяснены его тематические особенности.
Литература
1. Чхве Инхо Город знакомых незнакомцев / пер. с кор. Н.А. Беловой. СПб.: Гиперион, 2016. 320 с.
2. 2011. 391^.
3. Баймухамет С.Е., Айтбекова А.А., Балтабаева Г.С. Постмодернистская корейская литература. Международный студенческий вестник // 5-1, 2005. 71-72 с.
4. Герман Ким. Корейская литература. Новейшая зарубежная литература. Алматы: Жибек жылы, 2011. 601 с.
5. Yi Nam Ho Twentieth-Century Korean Literature / translated by Youngju Ryu. - Eastbridge Books, 2005. 130 p.
6. Lee, Peter H. Modern Korean Literature: An Anthology. Honolulu: University of Hawai'i Press, 1990. 198 p.
7. Научная электронная библиотека "Namu Wiki": [сайт]. URL: https://namu.wiki/w/^^i#fn-1 (дата обращения: 04.10.2019).
8. [Электронный ресурс] // Онлайн-библиотека Университета Кембридж: [сайт]. URL: http://idiscover.lib.cam.ac.uk/ (дата обращения: 04.10.2019).
9. Онлайн-словарь: [сайт]. URL: https://dic.academic.ru/ (дата обращения: 04.10.2019).
10. Онлайн-словарь Naver: [сайт]. URL: https://dic.naver.com/ (дата обращения: 04.10.2019).
THEMATIC FEATURES OF A FANTASTIC SOCIAL NOVEL IN THE LITERATURE OF SOUTH KOREA (BY THE EXAMPLE OF THE NOVEL CHEVE INHO "CITY OF ACQUAINTED STARS")
A. Bulanova Kazan Federal University, Kazan, Russia
Abstract: Currently, in view of the growing popularity of the so-called "Korean wave", the increased popularity of the Republic of Korea among the population of all countries of the world is observed. As a result, more and more people are becoming interested in the culture, history, language, and literature of this country. However, only a few works of South Korean writers are popular, the rest remain unknown to a foreign reader. The most recognizable works are often classical works, time-tested, while when mentioning modern Korean literature, not every foreigner can even think of at least one of its representatives.
The problem also lies in the fact that the literature of the beginning of the 21st century has not been sufficiently studied and native speakers, which, in the absence of appropriate knowledge of the Korean language, do not bear any value at all, can hardly find work on this topic only among articles.
Koreans themselves rarely deviate from their usual genres of literature, and works of the genre of science fiction social novels are still new on the bookshelves of Korean stores. Thus, the purpose of the article is to identify the thematic features of a fantastic social novel in South Korean literature.
Keywords: Korean literature, science fiction novel, Choi Inho, modern Korean literature, Choi Inho novel "City of Strangers Acquainted".
Сведения об авторе
Буланова Анастасия Александровна, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]
Author of the publication
Anastasia Bulanova, student, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia. E-mail: uneedanab@gmail. com
Дата поступления 11.12.2019