Научная статья на тему 'Тема войны в вокальном творчестве татарских композиторов'

Тема войны в вокальном творчестве татарских композиторов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
504
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА / СЮЖЕТНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ / ДРАМАТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ ИНТОНАЦИЙ / LYRICAL INTERPRETATION / THE SUBJECT OF CONTENT / DRAMATIC MONOLOGUE / MUSICAL MEANS OF EXPRESSIVENESS / STANDARD MODEL / COMMUNICABILITY OF INTONATIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сайдашева З. Н.

В данной статье рассматривается 70-летний путь развития важной темы нашего отечественного музыкального искусства на примере песен и вокально-симфонических жанров. Песни рассматриваются военных и послевоенных лет. Последние представлены разными образно-смысловыми линиями: 1/песни-воспоминания, монологи о прошедших су-ровых годах, о погибших боевых соратниках; 2/ песни-рассказы, балладного характера о подвигах героев; 3/ песни, воспевающие ветеранов, бывших участников войны. Подчеркивается огромная роль в отражении данной темы и в крупных вокально-симфонических произведениях на примере симфонии-оратории Ш.Тимербулатова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

War theme in the vocal works of tatar composers

This article tells about 70 years development of an important theme of a native art in the vocal works of tatar composers, using the examples of songs and vocal-symphonic genres. Among the songs are those of war and post-war time. The last ones are presented by different figurative-semantic lines: songs memories, monologues about the last severe years, about the dead comrades; songs stories of ballade character about heroic deeds; songs, glorifying veterans, former participants of war. The great role of this theme reflection is also underlined in major vocal symphonic works, such as symphony oratorio of Sh. Timerbulatov.

Текст научной работы на тему «Тема войны в вокальном творчестве татарских композиторов»

УДК78.072

З.Н. Сайдашева

ТЕМА ВОЙНЫ В ВОКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

В данной статье рассматривается 70-летний путь развития важной темы нашего отечественного музыкального искусства на примере песен и вокально-симфонических жанров. Песни рассматриваются военных и послевоенных лет. Последние представлены разными образно-смысловыми линиями: 1/песни-воспоминания, монологи о прошедших су-ровых годах, о погибших боевых соратниках; 2/ песни-рассказы, балладного характера о подвигах героев; 3/ песни, воспевающие ветеранов, бывших участников войны. Подчеркивается огромная роль в отражении данной темы и в крупных вокально-симфонических произведениях на примере симфонии-оратории Ш.Тимербулатова.

Ключевые слова. Лирическая трактовка, сюжетность содержания, драматический монолог,музыкальные средства выразительности, типовая модель, коммуникабельность интонаций.

Zemfira Saidasheva War theme in the vocal works of tatar composers

This article tells about 70 years development of an important theme of a native art in the vocal works of tatar composers, using the examples of songs and vocal-symphonic genres. Among the songs are those of war and post-war time. The last ones are presented by different figurative-semantic lines: songs - memories, monologues about the last severe years, about the dead comrades; songs - stories of ballade character about heroic deeds; songs, glorifying veterans, former participants of war.

The great role of this theme reflection is also underlined in major vocal - symphonic works, such as symphony -oratorio of Sh. Timerbulatov.

Key words. Lyrical interpretation, the subject of content, dramatic monologue, musical means of expressiveness, standard model, communicability of intonations.

Великая Отечественная война явилась для нашего народа серьёзнейшей проверкой жизненности и силы. Вместе со всем народом экзамен стойкости выдержала и творческая интеллигенция. Прошло 70 лет со дня начала войны, но её тема долгое время волновала, и еще будет волновать писателей, художников, поэтов, композиторов, особенно мастеров такого жанра как песня. И это неудивительно! Во-первых, именно этот вид музыкального искусства больше всего владеет силой эмоционального воздействия, ибо может исполняться не только профессиональными певцами со сцены, но и самими слушателями. Во-вторых, песня является летописью жизни, «живой историей, которая питает современность и сливается с ней»[1, с.9[.

Буквально с первых дней войны перед творческими деятелями было выдвинуто ответственное требование повернуть искусство на службу Красной армии и всему народу. На эти призывы вместе со всеми художниками откликнулись и татарские композиторы и поэты. Их песни, созданные в эти годы, приобрели новые черты и темы, совершенно несвойственные ранее. Это - призыв к мобилизации, ненависть к фашизму, отражение горя и ярости народа, воспевание подвигов героев и т.д.

Через три недели после объявления войны (13 июля 1941 года) в газете «Красная Татария» была опубликована песня-призыв «В смертный бой». Авторами её были поэт Муса Джалиль и композитор Фарид Яруллин. Только спустя десятилетия мы осознали символичность этого авторского содружества двух художников - героев войны, сложивших свои головы во имя Победы. А после войны произведения именно этих авторов прославили татарский народ на весь мир. Их имена превратились в легенду: они стали героями таких музыкальных произведений, как известная опера Н.Жиганова «Муса Джалиль», симфонические поэмы А.Монасыпова «Памяти Джалиля» и Ф.Ахметова «Памяти ФЯруллина», а также героями многочисленных песен.

Очень широко в годы войны была представлена песенная лирика татарских композиторов. По срав-нению с довоенным периодом в этой области также произошли заметные изменения: они стали сюжетными. Впервые переживания героев связывались уже с каким-либо конкретным поводом: прощание бойца с родными; грусть разлуки влюбленных перед уходом юноши на фронт; радость, вызванная письмом с фронта от любимого и т.д. Некоторые из них стали подлинно народными, по сей день продолжая бытовать в среде народа. Разве забудутся когда-нибудь такие песни этих грозных лет, как «Хзтерлз, син, иркэм" (“Помни, дорогая”) Ш.Мазитова, его же “Юксыну” (“Ожидание”) на сл. С.Хакима, “Кетэм сине” (“Жду тебя”) С.Са-дыковой на сл. А.Ерикеева!

В послевоенные три десятилетия в разитии данной темы наблюдается спад. Он был вызван выдвижением на первый план песен, воспевающих мирную, трудовую жизнь народа. Лишь празднование 30 летия Победы (1975) ознаменовало заметный подъем в этой области. Именно в этот период были созданы подлинные песенные шедевры на данную тему, представленные преимущественно

тремя образно-смысловыми линиями: 1/песни-воспоминания, монологи о прошедших суровых годах, о погибших боевых соратниках; 2/ песни-рассказы, балладного характера о подвигах героев; 3/ песни, воспевающие ветеранов, бывших участников войны.

Первая линия песен решена преимущественно в лирическом плане. Лучшие из них - задумчивая, удивительно проникновенная песня “Родные”А.Ключарева (сл. Г.Латыпа), в которой герой с мягкой грустью вспоминает своих погибших боевых друзей. Песня “Шумят березы”Р.Яхина (сл. М.Нугмана), представляющая собой монолог-воспоминание от лица участника военных событий, наоборот, проникнута му-жественным благородством. Своеобразно решена тема войны в лирической песне Н.Жиганова “Над Казанью вновь пурга...” на сл. М.Тазетдинова, где с большой нежностью и лаской поется о матери, не дождавшейся своего сына с фронта.

Лирическая трактовка господствует и в песнях, где побудительным стимулом к размышлениям, пере-живаниям о трагическом прошлом служит памятник погибшим воинам. Именно эти настроения мы ощу-щаем в песнях «У кургана»М.Музафарова (сл.И.Ганеева), «У могилы неизвестного солдата»Дж.Файзи на сл. Н.Арсланова. Но наибольшей силой эмоционального воздействия отличается песня для хора З.Ха-бибуллина и Н.Даул «Звонят колокола деревни Хатынь», которая воспринимается как подлинный реквием жертвам фашизма. Привлекает своим необычным, ещё не встречавшимся в практике татарского песенного творчества решением данной темы, суровая песня «Песня памятника» С.Садыковой. Эта необычность заключается в том, что автор текста Г.Зайнашева использовала характерную особенность татарскихбаитов - повествование, размышление от лица самого погибшего героя. Совершенно иные эмоциональные краски характеризуют песню «Уже третий день идет снег» С.Садыковой и М.Карима. Это уже не лирический, а драматический монолог героя, которому о трагических событиях постоянно напоминает незаживающая рана. На первом плане здесь не созерцательное раздумье, а острая боль, страдание, горечь по погибшим соратникам. К данной линии можно отнести песни, представляющие собой обращение к погибшим бойцам от имени их детей, клятву молодого поколения в вечной памяти. Таковы песни «Баллада ожидания»С.Садыковой (сл. Г.Хузиева),«Память» М.Яруллина на сл.Н.Арсланова.

Вторая линия представлена песнями, воспевающими подвиги героев войны и фактически продолжающими традиции так называемых «рассказов-портретов» героев революции и гражданской войны ещё довоенных лет. Это песни «Артиллерист Гыйлфан» С.Садыковой и С.Хакима, «ПанфиловецАхметзян» Б.Мулюкова и С.Шакира, «Баллада о 12-ти героях-джалиловцах»Р.Яхина и

Н.Арсланова.

Но наибольший отклик у татарских композиторов и поэтов вызвал образ поэта-героя Мусы Джалиля. В песнях, посвященных поэту, ярко выражено лирическое начало. Особенно это заметно в тех песнях, ав-торы-поэты которых ещё до войны знали Джалиля, общались с ним. Невозможно не заметить эту сердечную теплоту человеческого чувства в стихах С.Хакима«Муса» с задушевно-певучей музыкой А.Фаттаха, а также в одноименных стихах Н.Даули с музыкой С.Садыковой. Эти же настроения ощущаются в песнях Дж.Файзи и А.Монасыпова на один и тот же текст С.Хакима «Вставайте, джалиловцы!». Светлой, ласковой лирикой пронизана песня Дж.Файзи на сл. А.Салахутдинова “Звезды Джалиля”, в которой стихи поэта-героя сравниваются со звездами, с их неугасимыми лучами. Лишь песня РЯхина на сл. А.Ерикеева “Родина не забудет тебя” представляет собой гимн, прославляющий подвиг поэта-героя.

К третьей линии отнесём песни о ветеранах войны - непосредственных свидетелей и участников незабываемых событий. Именно 30-летняя годовщина со дня Победы ознаменовалась появлением в татарской музыке первых (и,увы,пока последних)песен, посвященных им. Это - »Ветераны»С.Садыковой и Г.Зайнашевой, «Песня ветерана Б.Мулюкова и Р.Байтемирова, “О войне говорят старики” Н.Жиганова и Р.Хариса.

С 80-тых годов прошлого века тема войны начисто исчезает в песенном творчестве татарских композиторов. В качестве исключения можно назвать лишь одну песню Р.Ахияровой на сл. И.Юзеева“Я вернулся, мама”, созданную в 2005 году в связи с 60-летием со дня Победы. Чем же было вызвано столь неожиданное «замалчивание» данной темы? На мой взгляд, здесь можно выдвинуть следующие причины:

Во-первых, бурный всплеск национально-демократического движения в 80-х годах, который предо-ставил широкие возможности для переоценки прежних взглядов на исторические судьбы многих народов, в том числе и татарского. Эти кардинальные изменения выдвинули перед учеными, литераторами, художниками, композиторами Татарстана новые задачи - задачи достоверного освещения средневековой истории республики. Стали создаваться многочисленные произведения во всех сферах искусства, посвященные историческому прошлому. В музыкальном искусстве эта тема также получила

своё яркое освещение во всех жанрах: от крупных музыкально-сценических, симфонических до песенных.

Во-вторых, именно с этого периода начинается активное использование электронной техники, как в композиторской, так и в исполнительской практике. Процесс создания песни (по существу, только мелодий) заметно упростился. Это привело к нивелированию творчества профессионалов и любителей, одинаково теперь зависимых от искусства электронных аранжировщиков. Такая обманчивая лёгкость создания и ис-полнения песни привлекла к этому жанру (как ни к одному другому) сотни авторов и исполнителей малой одаренности, низкой музыкальной культуры. Выйдя за рамки клубных сцен, эти многочисленные авторы и исполнители все шире завоевывают концертные и театральные сцены столицы, средства массовой инфор-мации, создавая и исполняя слабые, с однообразной тематикой(преимущественно любовной) и клишированной мелодикой песни.

Небольшой отряд профессиональных композиторов, не имея возможности противостоять столь бурному и порой антихудожественному потоку в этой области, стал отходить от данного жанра, отражая тему войны в других видах музыкального искусства: камерно-вокальном, инструментальном, симфониическом, хоровом. Именно в этих жанрах татарские композиторы в последние годы обратились к теме войны. Невозможно не порадоваться созданию таких новых ярких произведений, как оратория Р.Калимуллина на ст. Р.Хариса «Знамя Победы», вокально-симфонические фрески «Требую мира» Р.Ахияровой на ст. Р.Хариса, вокально-симфоническая поэма «В лесу под Ржевом» А.Луппова на ст. С.Хакима, симфония-оратория «Ог-ненная память» Ш.Тимербулатова на ст. Р.Валеева.

На последнем произведении, создание которого было приурочено специально 65-летию со дня Победы, хотелось бы остановиться подробнее. В качестве основы композитор использовал поэтический реквием известного татарского поэта Р.Валеева, состоящий из пяти самостоятельных стихов («Сабантуй 1941 года», «Пишу письмо», «Хлеб войны», «Любовь и ненависть», «20 миллионов»), в которых обобщены идеи и события того времени. ШТимербулатов увидел в них образы огромного символического значения. К стихам Р.Валеева композитор подошел творчески, выступив здесь в какой-то степени соавтором поэта, от-бирая, по-новому сочетая, порой видоизменяя стихи, создавая как бы собственное “либретто”. Его сим-фония-оратория с этим же названием, что и реквием поэта состоит из четырех частей:«Сабантуй 1941 года», «Пишу письмо», «Огненная память»», «20 миллионов»), где каждая часть по-своему раскрывает глубинный смысл трагических событий. Однако единство цикла обеспечивается здесь не музыкальными средствами, а единством музыкально-поэтической идеи. Для выполнения этой функции композитор из-брал поэзию поэта, в частности четыре строфы стихотворения “Сабантуй 1941 года”, рассредоточив их во всех частях. Ради отражения своего замысла Тимербулатов на протяжении развёртывания всей драматургии цикла использует приёмы повтора, перестановки, добавления, порой расширения и сокращения некоторых строк данного стихотворения.

В основе первой части “Сабантуй 1941 года”” лежит первая строфа одноименного стихотворения поэта:

Соцгы тапкыр кичз квлде двнья,

Соцгы тапкыр кояш балкыды.

Тац атмады буген, тац атмады, -Алды щирне сугыш ялкыны.

Последний раз вчера господствовал мир, последний раз взошло солнце.

Сегодня небо не зарделось зарей, охватило землю войны огонь.

(перевод мой - З.Н.)

Здесь она выполняет функцию горестного воспоминания о начале войны, с высоты прожитых лет. Композитор отказывается здесь от оркестрового вступления. На фоне тихого звучания контрабасов и колокола сразу же приглушенно вступает хор. Скользящее тремоло струнных в оркестре придают музыке щемящую тревогу и скрытое волнение. Партия солиста полна внутреннего напряжения и мужественной скорби.

В основу вступления следующей части “Пишу письмо” положенавторая строфа данного стиха:

Алды ялкын ил hзм дзYлзтлзрне,

Алды ялкын кыш hзм щзйлзрне...

Туган якнын данлы сабантуе Канлы сабантуйга зйлзнде.

Охватил огонь родину и государство,

Охватил огонь зиму и лето...

Родного края славный сабантуй

Превратил в кровавый сабантуй.

Композитор находит этим строкам своеобразное решение. На коротком протяжении их озвучивания сконцентрирован спектр самых разных эмоциональных оттенков. После печального вступления органа хор исполняет первые две строки текста, причем с резким нарастанием звучности, достигая кульминации на словещзйлзрне. На фоне повторяющихся реплик хора слова сабантуйсолист с мужественной простотой исполняет две последние строки.

Третья часть “Огненная память” является квинт-эссенцией всего произведения. Именно здесь компо-зитору и поэту удалось показать героизм народа в борьбе с фашизмом. Масштаб образов войны и народа показан с огромным размахом. Как поэзии так и музыке свойственнен плакатный стиль, преподнесённый авторами с нарочитой прямолинейностью и обобщенностью. Если образ войны отражён чисто симфониче-скими эпизодами, то носителем образа народа, в основном, являются хоровые эпизоды. Уже в начале ор-кестрового вступления троекратное звучание медных инструментов на фоне ударных олицетворяют агрес-сию, натиск, жестокость. Ему противопоставляется стремительная тема «противостояния», олицетворяющая мужество и душевную стойкость народа. Вся часть построена на диалоге мужественной темы партии оркестра и сурового, лапидарного марша хоровой партии.Последние строки каждой из трех строф компо-зитор дает в предельно громком звучании и в ритмическом расширении. В результате они воспринимаются как боевые кличи.

После первого клича вновь всплывают строки стихотворения Р.Валеева “Сабаниуй 1941 года”, выполняющие цементирующую функцию. Чтец произносит текст второй строфы, прозвучавшего в начале в партии хора второй части. После второго клича в партии хора и баритона повторяются лишь отдельные строки этих куплетов. Особенно мужественно и эмоционально убедительно звучит заключение данного раздела. Композитору удаётся достичь это повторением последней строчки первой строфы: землю охватил огонь войныпоочередно во всех голосах партии хора, начиная с басов. Завершается эта часть партией чтеца, исполняющего уже четвертую строфу “стержневого” стихотворения “Сабантуй 1941 года”:

В основу четвертой части положено стихотворение Р.Валеева “20 миллионов”, представляющего со-бой лирический монолог ветерана войны. Однако его задушевным размышлениям, наполненным мягкой грустью, не даёт покоя мысль о двадцатимиллионных жертвах войны. Поэту великолепно удалось вопло-тить это настроение, обратившись к сказительской форме мусульманских традиционных книжных жанров с использованием рефрена в конце каждой строфы. У Р.Валеева эту функцию рефрена выполняет фраза “двадцать миллионов, двадцать миллионов”. Эта удачная находка поэта придает этим словам некоторую “навязчивость”, обостряя боль, срадание, горечь утраты...

Однако в музыке это стихотворение получает чисто лирическую трактовку. Более того композитор обращается здесь к жанру татарской бытовой современной песни, с сохранением типовых моделей откро-венных коммуникабельных интонаций. Причем композитор не замаскировывает источник, наоборот со-знательно обнажает. В результате звучит простая и ясная песня. Мелодика её в исполнении баритона и хоровой партии настолько доходчива, что вполне может вместе с текстом Р.Валеева исполняться самосто-ятельно как отдельный концертный номер и даже перейти в быт. Стоит отметить, что подобная лирическая трактовка ещё не находила воплошения в вокально-симфонических жанрах татарской музыки.

Особо выразительное значение приобретает в этой части использование Ш.Тимербулатовым инстру-ментального соло. Так солирующая флейта проникновенно звучит во вступлении, раскрывая и углубляя психологическое состояние героя. И в этой части композитор остается верен себе как мастер резких кон-трастов. Между второй и третьей строфами песни буквально врывается оркестровая интродукция, напоми-нающая о прошедшей войне. Отрывистая, изломанная тема с резкими и жёсткими аккордами всех дивизий оркестра в сопровождении зловещих ударов литавр создает ощущение бездушности, механистичности, но ненадолго. Вся эта лавина “жуткого зла” буквально останавливается “ревом” органа и громогласной реп-ликой хора “ Кровавый сабантуй!” Далее чарующие звуки арфы и солирующей флейты вновь возвращают слушателя к лирической песне, завершаемой торжественно и величаво. Авторам симфонии-оратории уда-лось столь проникновенно и глубоко создать великолепный памятник грозным событиям сквозь призму сегодняшних дней, причем очень простым и доступным языком.

В заключение хочется отметить, что самые трудные годы нашей страны, связанные с Отечественной войной, не должны быть забыты. Отражение тем трагизма и горести прошедшей войны и радости Великой Победы во всех видах и жанрах татарского музыкального искусства, будем надеяться, не иссякнет, и они ещё

найдут своё воплощение в творчестве татарских композиторов на самом высочайшем уровне профессионализма.

Литература

1.Сохор А. Путь советской песни. М.: Советский композитор, 1968. 107 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.