ном хоре, является неумение петь mezzo-voce. Как правило, мало у кого из педагогов-вокалистов «доходят руки» до этого приема. Нам бы в полный голос правильно студента петь научить! Тем не менее, вокалисты, владеющие пением mezzo-voce, прекрасно вливаются в хоровой коллектив, украшая его своими тембрами и не принося вреда своему голосу. В Певческой капелле Санкт-Петербурга есть даже специальный термин, относящийся к звуку «опертому», поставленному на дыхание, но по восприятию слушателем равному нюансам «p - mp» — «удаленный тон». Как показывает практика, работа этим приемом позволяет достичь максимальной ровности в звучании хоровой партии. Правильно сформированный звук на mezzo-voce позво-
Библиографический список
ляет плавно входить в более громкие нюансы, не меняя манеры звукоизвлечения, и тем самым не форсировать звук, не переходить на «покрикивание». При этом сама шкала нюансов, обогащаясь динамически, остается предельно гладкой по тембраль-ной окраске» [8, с. 234]. Значимость такой подготовки обуславливается еще и тем, что каждый артист хора должен быть солистом и самостоятельно ориентироваться в музыкальных стилях и в вопросах интерпретации, иначе произведения современных композиторов становятся неисполнимы, а без них невозможно себе представить ни один серьезный профессиональный коллектив ни в России, ни за рубежом.
1. Лаврова, С.В. «Логика смысла» Жиля Делёза в музыкальной композиции Хельмута Лахенмана: опыт сравнительного анализа первой серии парадоксов // Вестник Санкт-Петербургского университета. - СПб. - 2011. - Сер. 15. Искусствоведение. - Вып. 1.
2. Иготти, Е.Ю. Теория и практика интонирования в современной вокальной музыке: дис. ... канд. искусств. - СПб., 2011.
3. Рыцарева, МГ. [Э/р]. - Р/д: http://capella-spb.rU/ru/article/show/content/id/1
4. Чернушенко, В.А. Племя одержимых // Советская музыка. - 1974. - № 10.
5. Манько, Т.В. Русская школа хорового исполнительства (Традиции и современность): дис. ... канд. искусств. - Ростов-на-Дону, 2006.
6. Супруненко, Г. В. Хоровой театр как жанр «взаимодействующей» музыки и его воплощение в творчестве отечественных композиторов на рубеже XX-XXI веков: автореф. дис. ... канд. искусств. - Нижний Новгород, 2012.
7. Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы хорового искусства. - СПб., 1995.
8. Чернова, JI. Традиции русской певческой школы в контексте современной вокально-хоровой культуры / Л. Чернова, О. Плеханова // Русская хоровая культура на рубеже XX - XXI веков: дис. . канд. искусств. - Екатеринбург, 2004.
9. Кошкарева, Н.В. Хоровая композиция в современной отечественной музыке: дис. ... канд. искусств. - М., 2007.
10. Фролова, Ю.В. Мелодика в современной хоровой музыке: на примере творчества отечественных композиторов второй половины XX века: дис. . канд. искусств. - Ростов-на-Дону, 2002.
11. Батюк, И.В. К проблеме исполнения Новой хоровой музыки XX века: дис. ... канд. искусств. - М., 1999.
12. Вьюнова, А.В. Формирование вокально-слухового восприятия в процессе обучения хоровому пению: дис. . канд. искусств. -М., 2010.
13. Петров, А.К. Претворение русского фольклора в современной хоровой музыке 1980-2005: основные тенденции, новые композиторские подходы: дис. . канд. искусств. - М., 2008.
14. Поризко, Е. «Русская тетрадь» В.А. Гаврилина (от частушки и плача к романсу) // Русская музыкальная классика и псковский край. -Псков, 2007. - Вып. 1.
15. Слонимский, С.М. Антигона. Клавир. - СПб., 2007.
16. [Э/р]. - Р/д: http://www.remusik.org/resources/festivals/petersburg/musicalspring/
17. Петров, А. Петр Первый. Клавир. - Л., 1973.
18. Дробышевская, Н.С. О престижности профессии артиста хора (из истории и опыта работы Певческой капеллы Санкт-Петербурга) // Специальные и междисциплинарные исследования современной науки. - М., 2012.
19. Тихонова, И.Е. Хоровое сольфеджио к проблеме воспитания музыкального слуха хоровых дирижеров: дис. ... канд. искусств. -Л., 1978.
20. Людько, М.Г. Стилевое сольфеджио в современном видении: дис. ... канд. искусств. - СПб., 2011.
Bibliography
1. Lavrova, S.V. «Logika smihsla» Zhilya Delyoza v muzihkaljnoyj kompozicii Kheljmuta Lakhenmana: opiht sravniteljnogo analiza pervoyj serii paradoksov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. - Spb. - 2011. - Ser. 15. Iskusstvovedenie. - Vihp. 1.
2. Igotti, E.Yu. Teoriya i praktika intonirovaniya v sovremennoyj vokaljnoyj muzihke: dis. ... kand. iskusstv. - SPb., 2011.
3. Rihcareva, MG. [Eh/r]. - R/d: http://capella-spb.ru/ru/article/show/content/id/1
4. Chernushenko, V.A. Plemya oderzhimihkh // Sovetskaya muzihka. - 1974. - № 10.
5. Manjko, T.V. Russkaya shkola khorovogo ispolniteljstva (Tradicii i sovremennostj): dis. ... kand. iskusstv. - Rostov-na-Donu, 2006.
6. Suprunenko, G.V. Khorovoyj teatr kak zhanr «vzaimodeyjstvuyutheyj» muzihki i ego voplothenie v tvorchestve otechestvennihkh kompozitorov na rubezhe XX-XXI vekov: avtoref. dis. ... kand. iskusstv. - Nizhniyj Novgorod, 2012.
7. Russkaya khorovaya kuljtura. Istoriya. Tradicii. Sovremennihe problemih khorovogo iskusstva. - SPb., 1995.
8. Chernova, JI. Tradicii russkoyj pevcheskoyj shkolih v kontekste sovremennoyj vokaljno-khorovoyj kuljturih / L. Chernova, O. Plekhanova // Russkaya khorovaya kuljtura na rubezhe XX - XXI vekov: dis. . kand. iskusstv. - Ekaterinburg, 2004.
9. Koshkareva, N.V. Khorovaya kompoziciya v sovremennoyj otechestvennoyj muzihke: dis. ... kand. iskusstv. - M., 2007.
10. Frolova, Yu.V. Melodika v sovremennoyj khorovoyj muzihke: na primere tvorchestva otechestvennihkh kompozitorov vtoroyj polovinih
XX veka: dis. . kand. iskusstv. - Rostov-na-Donu, 2002.
11. Batyuk, I.V. K probleme ispolneniya Novoyj khorovoyj muzihki XX veka: dis. ... kand. iskusstv. - M., 1999.
12. Vjyunova, A.V. Formirovanie vokaljno-slukhovogo vospriyatiya v processe obucheniya khorovomu peniyu: dis. ... kand. iskusstv. - M., 2010.
13. Petrov, A.K. Pretvorenie russkogo foljklora v sovremennoyj khorovoyj muzihke 1980-2005: osnovnihe tendencii, novihe kompozitorskie podkhodih: dis. . kand. iskusstv. - M., 2008.
14. Porizko, E. «Russkaya tetradj» V.A. Gavrilina (ot chastushki i placha k romansu) // Russkaya muzihkaljnaya klassika i pskovskiyj krayj. -Pskov, 2007. - Vihp. 1.
15. Slonimskiyj, S.M. Antigona. Klavir. - SPb., 2007.
16. [Eh/r]. - R/d: http://www.remusik.org/resources/festivals/petersburg/musicalspring/
17. Petrov, A. Petr Pervihyj. Klavir. - L., 1973.
18. Drobihshevskaya, N.S. O prestizhnosti professii artista khora (iz istorii i opihta rabotih Pevcheskoyj kapellih Sankt-Peterburga) // Specialjnihe i mezhdisciplinarnihe issledovaniya sovremennoyj nauki. - M., 2012.
19. Tikhonova, I.E. Khorovoe soljfedzhio k probleme vospitaniya muzihkaljnogo slukha khorovihkh dirizherov: dis. ... kand. iskusstv. - L., 1978.
20. Lyudjko, M.G. Stilevoe soljfedzhio v sovremennom videnii: dis. ... kand. iskusstv. - SPb., 2011.
Статья поступила в редакцию 02.03.13
УДК 7.072.2
Mamyrina N.S. WAR THEME IN THE WORKS OF PAINTERS ALTAI SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY. This article analyzes the works of painters of Altai on the «war». The basis for the review were taken works of art that meet the high standards of artistry and best determine the trend of the historical painting in the Altai in the second half of the 20th century.
Key words: artist, work, pictorial art, war, civil, Great Patriotic War, historical work.
Н.С. Мамырина, канд. искусствоведения, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ МАСТЕРОВ ЖИВОПИСИ АЛТАЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
Статья посвящена анализу произведений алтайских живописцев на тему войны. Основными для рассмотрения явились произведения, которые отвечают высоким требованиям художественности и наиболее полно определяют тенденцию развития исторической живописи на Алтае во второй половине 20-го века.
Ключевые слова: художник, произведение, живопись, война, гражданская, Великая Отечественная, историческое произведение.
Война, как средоточие трагического и драматического в судьбах народа, страны, общества и личности, всегда привлекала внимание разных видов искусства. В изобразительном искусстве советского периода мы находим тому множество примеров. В контексте этих тенденций развивалось и творчество художников Алтайского края. События гражданской войны всколыхнули интерес живописцев и получили свое отражение в произведениях на эту тему. В работах алтайских художников сюжеты военных событий приобретают свой колорит, наполняются деталями и событиями из истории края.
Среди живописцев, обращавшихся к теме гражданской войны, были такие мастера, как Г.И. Гуркин, А.О. Никулин, А.Н. Борисов, Г.Д. Лавров, В.В. Карев, Г.А. Колпаков, Д.И. Кузнецов, И.Р Рудзите, И.С. Хайрулинов. Этому свидетельствуют следующие работы этих авторов: «Алтайские партизаны», «Партизанский дозор», «Отступление белых в Монголию», «Расстрел ула-линских партизан», «Красный партизан Алтая», «Разведка», «Партизанская разведка», «Красноармеец на побывке», «Сибирские партизаны», «Всадники», «Алтайские партизаны в горах Ту-екты» и другие. О теме гражданской войны, воплощенной в творчестве Д.И. Кузнецова, исследователь Г.И. Прибытков пишет: «Алтайские партизаны-разведчики», «Партизаны Алтая» Д.И. Кузнецова рассказывают о героическом прошлом Алтая, что привлекало актуальностью тематики в последние годы войны» [1, с. 56]. В 1944 году состоялась выставка, посвященная освобождению от колчаковцев. В экспозиции демонстрировались картины, этюды и рисунки Д. Кузнецова, посвященные партизанскому движению, среди них «Партизанский дозор».
На 9-й краевой художественной выставке (1951) среди экспонатов были выставлены две картины эпохи гражданской войны. «Художники В. Курзин, Н. Мотовилов и заслуженный деятель искусств Мордовской АССР Н. Ерушев в скромных по размерам полотнах запечатлели важные исторические моменты.
В картине «Заседание Барнаульского революционного комитета в июле 1918 г.» авторы хорошо передали готовность каждого участника обсуждения наступательного плана к любому испытанию во имя победы над врагом. Другая картина - «Обращение героя гражданской войны Е.М. Мамонтова к партизанской армии перед солоновским боем» - рассказывает зрителям о силе большевистского слова, о любви народа к большевикам» [2, с. 35]. Истории гражданской войны посвятил свою работу в этой выставке Н. Шагаев. В этих работах отразилось неспокойное время становления Советской власти, они передавали общий послереволюционный эмоциональный подъем. Последующие работы художников решались уже в другом ключе, в них в большей степени проявлялось влияние идеологии. Творческие искания проявлялись в обобщенности образов и звучании всепобеждающей силы нового строя.
В 60-е годы историко-революционная тема появляется в работах Г.Ф. Борунова. Первым произведением такого жанра стала картина «Сыны России» (1967), в которой автор обращается к теме «Ленин и народ». Художник впервые прибегает к многофигурной композиции. События времен гражданской войны легли в основу следующих его произведений: «Дзержинский с чекистами», «Первые знамена революции». В триптихе И. Руд-зите «Сыновья» (1968) центральная часть в своем образном решении получает широкое обобщение. На первом плане, на фоне алого знамени, изображена женщина с грудным ребенком на руках. На боковых частях триптиха перед нами предстают образы «сыновей» гражданской и Отечественной войны. Работа повествует о мужестве и стойкости народа в любых испытаниях. Сюжеты гражданской войны создавались и в период Великой Отечественной войны, и в послевоенное мирное время, обращение к ним художников разных поколений продиктовано попыткой осмысления происходящих в обществе перемен и их значения для современности.
Тема гражданской войны звучит в произведениях бийских художников разных поколений, они так же отражали тему с позиций своего времени, своих эстетических представлений и в меру своего таланта. Так, например, эпоха гражданской войны проявлена в картине Б. Ковалева «Расстрел подпольщиков». Крупноформатное полотно нашло свое место в стационарной экспозиции советского отдела Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки, в разделе, посвященном борьбе за советскую власть в городе Бийске. В своем произведении Б. Ковалев воскрешает реальное событие: расстрел колчаковцами группы революционеров, руководимой П. Мерлиным, происходившее в районе вокзала. В 1918 г. здание нынешнего железнодорожного вокзала окружал густой лес, там и происходила трагедия. Ныне на месте расстрела мерлинцев стоит памятный обелиск. Пять фигур во весь рост, благодаря низкому горизонту, занимают почти всю картинную плоскость. Невысокий холм, на котором они стоят, выглядит как пьедестал и вся картина решается как памятник героям. Образы подпольщиков портретны и даны в сурово-героическом плане. Сумрачный, сдержанный колорит, острый динамичный рисунок усиливают трагический характер сцены. Картина Б. Ковалева была написана в 1960 г.
Историческое полотно Н. Субботина «Отправка бойцов на Черепановский фронт» также посвящено теме гражданской войны. Картина представляет собой повествовательный, детализированный рассказ: на перроне железнодорожного вокзала города Бийска, у вагонов дымящегося поезда, изображен большой отряд красноармейцев, готовых к отправке на войну с белогвардейцами. Портретно решены первоплановые фигуры командиров, в сапогах и гимнастерках, перетянутых ремнями. Картина носит несколько иллюстрированный характер, художник очень точен в деталях. Узнаются фасады здания бийского вокзала, но в глубине за ними не конструкция переходов, а темная полоса леса, как это было в 50-ых, когда писалась картина.
Тема Великой Отечественной войны вошла в искусство Алтая уже в сороковые годы. В 1941-1945 годах на Алтае прошло шесть краевых выставок, на которых представлялись работы преимущественно самодеятельных художников, а также художников-профессионалов (И.Е. Харин, П.С. Панарин, И.С. Порошин, Б.М. Астахов, С.А. Лучишкин, Д.И. Кузнецов, И.Д. Чашников и другие) на темы военного времени. Характерно, что всеобщий героико-патриотический подъем вдохновлял многих непрофессиональных художников к разработке этой темы. За годы войны в выставочных залах края представлялись работы с сюжетами батального характера, хотя многие их авторы не участвовали в боевых действиях. Через «боевое» искусство художники приобщались к историческим событиям, тем самым приближая победу. Художественный уровень этих работ был не высок, но творческий подъем и зрительский заказ диктовали сюжеты и мотивы произведений. Рефреном военная тема проходит через все городские и краевые выставки вплоть до настоящего времени. События войны, отдаляясь во времени, не перестают интересовать и волновать художников. Тема Великой Отечественной войны составляет огромный пласт, как в советской исторической живописи, так и в современной отечественной. Это непреходящая тема нашего искусства, она неисчерпаема, и каждое поколение вносит что-то новое в трактовку событий. Вместо хроникально-документальной фиксации фактов войны, широкого панорамного показа крупнейших сражений, появляются композиции, глубоко раскрывающие душевные переживания и чувства отдельного человека. «Через свет человеческой и художнической индивидуальности в искусстве Алтая отразились ключевые моменты исторической памяти народа, среди них - великая память о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. Дань этой теме отдали художники П.Л. Миронов, В.Ф. Добровольский, Г.Ф. Борунов, А.П. Ботев» [3, с. 79].
Автором больших полотен о войне, о человеке войны, труженике тыла, о судьбе женщины в военные годы является И.С. Хайрулинов. Главная тема его исторических полотен — люди, чья жизнь опалена войной («1941 год», 1985; «Проводы. 1941», 1980»; «Тяжкая весть 1942 год», 1982; «Вечное прощание», 1990; «Июнь сорок первого», 2000; «Благословение матери», 2002; «Мать», 1990). «Все произведения взаимосвязаны: один сюжет накладывается на другой и достигает уровня вневременного звучания. Мать и дитя — извечный мотив, отец, целующий дочку, скорбная женщина в черном, а на брезжащем утренним светом фоне — силуэты — видения погибших в адской войне людей и тех, кому Родина обязана в самые критические моменты истории» [4, с. 58]. Авторская искренность чувства, составляющая эмоциональное содержание картин, посвященных судьбам людей военных лет, особенно проникновенно звучит в полотне «Тяжкая весть. 1942 г.». В лаконичной, острой композиции выражены боль и сострадание матери, жене, сестре солдата, переживающей самое страшное бремя войны — гибель родного человека. В том, как в уединении научает героиня свое сердце жить с непоправимым горем, как припала она к живому существу — своей опоре и семейной кормилице, ощущается и надежда, что достанет духовных сил жить дальше во имя детей и памяти о погибшем. Глубокие и драматические переживания автора и его героини заставляют зрителя почувствовать весь трагизм ситуации. В сопереживании таится смысл искусства И.С. Хайрулинова,
смысл его картин «Вечное прощание», «1942», «Благословение матери» и других. Хайрулинов отражает в своем творчестве историческую тему «современных малых войн» («Память.Жерт-вам репрессий и войн», 1997). Тема встреч и проводов сыновей, уходящих на новые локальные войны, также не оставляет художника равнодушным.
Сюжетам Великой Отечественной войны посвятили свои работы А.В. Ботев («Сестры милосердия», 1986; «Год 1941.На-чало июля», 1987), М.И. Викулин («Солдат вернулся», «Сибиряки идут на фронт», «Их осталось только трое») и другие. «Чем глубже в прошлое, в историю будут погружаться события фронта и тыла народной войны 1941 — 1945 годов, тем большее поклонение и удивление они будут вызывать у историков, с дальнего расстояния вовремя сумеющих проникновеннее оценить значение Победы в истории народов и государств» [5, с. 6].
Анализируя произведения алтайских живописцев, посвященные теме «войны», можно сделать вывод, что эта тема рефреном проходит через все городские и краевые выставки, вплоть до настоящего времени и является значимой в творчестве художников Алтая. С каждым новым военным конфликтом рождаются новые сюжеты, новая трактовка этой темы, отражая свое время, своих героев, их душевные переживания в этом огненном вихре войны. Творчество каждого художника вносит в нашу историческую память тот немеркнущий свет преклонения перед подвигом человека военных лет.
Библиографический список
1. Прибытков, Г.И. Алтайский художник-педагог Д.И. Кузнецов. По следам борьбы партизан в Горном Алтае: тема партизанского движе-
ния в годы гражданской войны в творчестве художника. — Бийск, 1995.
2. Прибытков, Г.И. От энтузиастов-одиночек до творческого коллектива Союза художников. — Бийск, 1990.
3. Степанская, Т.М. 65 лет творческому Союзу художников Алтая // Культурное наследие Сибири. — Барнаул. — 2005. — Вып. 6 — 7.
4. Сорокин, Ю. Печальник земли русской: к 60-летию художника И. Хайрулинова // Алтай. — 1999. — № 5.
5. Степанская, Т.М. Альбом к 60-летию Великой Победы. И.С. Хайрулинов. — Барнаул, 2005.
Bibliography
1. Pribihtkov, G.I. Altayjskiyj khudozhnik-pedagog D.I. Kuznecov. Po sledam borjbih partizan v Gornom Altae: tema partizanskogo dvizheniya v godih grazhdanskoyj voyjnih v tvorchestve khudozhnika. - Biyjsk, 1995.
2. Pribihtkov, G.I. Ot ehntuziastov-odinochek do tvorcheskogo kollektiva Soyuza khudozhnikov. - Biyjsk, 1990.
3. Stepanskaya, T.M. 65 let tvorcheskomu Soyuzu khudozhnikov Altaya // Kuljturnoe nasledie Sibiri. - Barnaul. - 2005. - Vihp. 6 - 7.
4. Sorokin, Yu. Pechaljnik zemli russkoyj: k 60-letiyu khudozhnika I. Khayjrulinova // Altayj. - 1999. - № 5.
5. Stepanskaya, T.M. Aljbom k 60-letiyu Velikoyj Pobedih. I.S. Khayjrulinov. - Barnaul, 2O05.
Статья поступила в редакцию 02.03.13
УДК 782.1
Mikhaylova O.S. The principles of biblical historismin the opera «Nabuchodonosor» by G. Verdi.The fundamental principles of biblical historism and their consecutive embodiment in the opera «Nabuchodonosor» by Verdi are considered in the article. The plotlines, composition, dramatic concept of the opera, and its musical theme were analyzed.
Key words: opera, biblical historism, the Bible, prophecy, symbolism, musico-rhetorical figures, dramaturgy.
О.С. Михайлова, аспирант Ростовской гос. консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова, г. Ростов-на-Дону, ассистент каф. инструментального исполнительства Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ БИБЛЕЙСКОГО ИСТОРИЗМА В ОПЕРЕ ДЖ. ВЕРДИ «НАВУХОДОНОСОР»
В статье рассматриваются основополагающие принципы библейского историзма и их последовательное воплощение в опере Верди «Навуходоносор». Проанализированы сюжетные линии, композиция, драматургия оперы, ее музыкальныйтематизм.
Ключевые слова: опера, библейский историзм, Библия, символика, музыкально-риторические фигуры, драматургия.
«Мировая история имеет свой “разумный” план (известный религии под именем Провидения)» [1, с. 103], — таким взглядом на исторический процесс Г. Гегель очень емко обозначил суть библейского историзма. В отличие от научного понимания историзма, подразумевающего принцип рассмотрения мира и социальных явлений в динамике их изменения, становления во времени и пространстве, принципиальным свойством библейского историзма является интерпретация истории человечества сквозь концепцию Промысла Божьего. Одним из основополагающих факторов в ней является нарушение Божиих Законов, ведущее к трагическим конфликтам, как в масштабах целостной национальной формации, так и отдельной личности: «и ... боролось
Провидение со всеми подобными нарушениями и беспорядками, — за всякой ошибкой следовала кара.» [2, с. 453].
В русле этой концепции представлял историю человечества один из идеологов Рисорджименто, друг Верди А. Мандзони, называющий Божью кару «исторической справедливостью» [3, с. 219], и исторический процесс — воплощением «идей высшей справедливости» [3, с. 218]. Эта концепция реализована в его романах1, которые пронизывает тема «неизбежного исторического и нравственного возмездия» [3, с. 218].
Следует отметить, что такое воспроизведение истории наблюдается в операх на библейские сюжеты2, в числе которых опера Дж. Верди «Навуходоносор» (в итальянской транскрип-