Научная статья на тему 'Тема рока в кавказских поэмах Лермонтова'

Тема рока в кавказских поэмах Лермонтова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
369
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема рока в кавказских поэмах Лермонтова»

Л.Е. Коновалова

ТЕМА РОКА В КАВКАЗСКИХ ПОЭМАХ ЛЕРМОНТОВА

Кавказская тема занимает одно из центральных мест в жизни и творчестве Лермонтова. С Кавказом связаны яркие впечатления детства и юности, именно здесь он испытывает первое детское увлечение, в нем пробуждается первое любовное томление. В 1837 г. за стихи на смерть Пушкина Лермонтова ссылают на Кавказ, а в 1840 г. поэт принимает участие в военных действиях в Чечне (во время своей второй ссылки). Все это не могло не повлиять на Лермонтова, не отразиться на его творчестве и мироощущении. Кавказские впечатления, восприятие кавказской действительности и фольклора становятся важным фактором формирования системы идейно-эстетических взглядов поэта, оказывают влияние на лермонтовскую концепцию личности, влияют на его религиозно-философские представления.

В творчестве Лермонтова важным фактором мироощущения героев является чувство Судьбы, Рока. Фатум занимает одно из центральных мест и в восточном менталитете. Именно в исламе (в одном из его направлений - джабариты) - религии, распространенной на Кавказе, говорится о полной власти Аллаха над человеком, над всеми его действиями, о предопределенности человеческой судьбы и отрицается свобода воли, свобода выбора. Мусульманин верит, что его судьба написана на небесах, что он находится в ведении справедливого и благого «управителя». Представление о полном подчинении Богу идет вразрез с православной концепцией Судьбы: православие стре-

мится к ослаблению фатализма «посредством эклектического сочетания идеи божественного предопределения и свободы воли человека»1. Такое столкновение, противостояние учения Православной церкви и религиозных воззрений Востока не могло не заинтересовать Лермонтова. Вот что он писал Красовскому: «Я многому научился у азиатов и мне бы хотелось проникнуть в таинства азиатского миросозерцания, зачатки которого и для самих азиатов и для нас еще мало понятны. Но поверь мне, там на Востоке тайник богатых откровений»2.

Но Лермонтов не признает полную исламскую покорность, предполагающую активные действия только при исполнении воли Аллаха - кровная месть, газават, джихад. Его фатализм, восходящий во многом к восточному религиозному сознанию, не исключает борьбы, бунта. И хотя это лишь минутное отступление от «заданного маршрута», и человек не может никак изменить или сколько-нибудь значительно повлиять на свою Судьбу, все-таки у него есть некоторый выбор: «быть рабом покорным или уйти в своеволие, хотя бы по видимости заменяющее ... недоступную свободу», получить некоторую иллюзию «освобождения». Таким образом, если в христианстве от выбора человека зависит его последующая жизнь и земная, и загробная, человек в определенной степени сознательно выбирает, строит, создает свое будущее, то у Лермонтова под влиянием философии и религии Востока складывается представление о Судьбе, как о чем-то не зависящим от человека, заранее запрограммированном. При этом Рок у поэта - это сила по преимуществу злая, враждебная, мстительная, беспощадная, с которой человек не может сладить. Ее нельзя изменить, но можно провидеть, угадать по символам.

В кавказских поэмах Лермонтова тема Судьбы часто связана с религиозными обычаями и традициями. Одним из таких обычаев является кровная месть. Это не только заданность личной судьбы, определенная запрограммированность земного пути, но и чувство ответственности перед родом, ощущение неразрывной органичной связи со своими предшественниками, ощущение себя некоторым «звеном» в общей цепи, преемственности поколений, подчинение общему порядку, предначертанному свыше и длящемуся веками.

Тема кровной мести поднимается в нескольких поэмах: это и «Каллы», и «Хаджи Абрек», и «Аул Бастунджи». Мотив мести связан здесь с традиционно-родовым отношением, с властью родовых обычаев, старинных семейных устоев. Но решается он различно.

Впервые мотив кровной мести развивается'Лермонтовым в поэме «Каллы», в основу которой было положено черкесское предание. Вот как пишет Н. Семенов об этом обычае: «Между убийцею и родственниками убитого с момента убийства до момента примирения за кровь устанавливаются особые отношения, называемые кровными. Сам убийца весь этот промежуток времени носит название канлы, что значит "кровник"»3.

В поэме «Каллы» мы узнаем, что юноша Аджи был «чудом сохранен от рук убийц «окровавленных», убивших его отца, мать и брага. «Мулла жестокий», рассказавший ему об этом, требует от юноши полного повиновения, говорит о необходимости «отомстить за побежденных». Судьба юноши с этого момента не принадлежит ему самому, он уже не властен над нею.

И не тебе принадлежат Твои часы, твои мгновенья; Ты на земле орудье мщенья, Палач, — а жертва Акбулат!

(М.Ю. Лермонтов, ПСС в 5 тт., т. 2, с. 309)

Но герой этой поэмы не остается «рабом покорным», он восстает против Судьбы, бросает ей вызов, идет наперекор старинным законам. Он выбирает своеволие, и на время обретает свободу. Убийство муллы, как выразителя, проповедника, хранителя Высших Законов, делает Аджи вольным, дает ему чувство Свобода. И это был его выбор, его решение.

Судьба, однако, побеждаем своеволие героя, свобода Аджи была недолгой, это была «мнимая свобода». И вот он уже «дикий странник» в горах, который чуждается людей «как дикий зверь» и хранит вечное молчание.

Позднее мотив кровно Л м ести был повторен в поэме «Хаджи Абрек». В отличие от Аджи, героя поэмы «Каллы», Хаджи не спорит с Высшим Законом, с Роком, он слепо подчиняется. Он видит всевластие Судьбы, ее непобедимость. Хаджи понимает невозможность своего бунта, его бессмысленность. Поэтому сомнения его долго не мучают, лишь на минуту при виде юной Лейлы его «душа как адом вся

зажглась» «тоскою горькой и мятежной», «но это чувство улетело», «человек бунтующий» проснулся в нем ненадолго.

Фаталисту Хаджи в поэме противостоит образ Лейлы. Она счастлива, любит и любима, она живет сегодняшним днем и не думает ни; о смерти, ни о Роке.

Для нее Судьба - это абстрактная идея, она афаталистична.

Развеселись, мой гость унылый!

Судьба и горе — все мечта!

(Там же, с. 411)

Но рука Судьбы наказывает эту беспечность. Лейла гибнет, хотя по закону кровной мести Хаджи должен был убить Бей-Булата, а не ее. Судьба Лейлы была решена Творцом уже давно.

Тема Рока затрагивается и в поэме «Аул Бастунджи»; в основе сюжета «лежат <...> жизненные противоречия, почвой для которых явились ревность и соперничество из-за любви, осложненные и усугубленные властью старых обычаев, национальными особенностями отношений мужчины и женщины»/ Главный герой поэмы Селим -это герой-бунтарь. В этом он близок Аджи из поэмы «Каллы». В начале Селим предстает перед нами тихим, спокойным, неспособным на бунт. Тогда как Акбулат, его старший брат, был грозен и отважен. И было бы естественно ожидать стремления к «своеволию» именно от Акбулата. Но он послушен перед Роком и следует всем законам Пророка. «Человеком бунтующим» становится Селим. Именно в нем таилась искра... и ждала.

Селим влюбляется в жену старшего брата; не в состоянии победить это чувство, он не может и смириться с ним. Он обрекает себя на одиночество, уходит ото всех в горы, становится добровольным абреком. Но бунтарь просыпается вновь, минутное смирение было мнимым. Селим восстает против Творца и всех покорных ему людей. Проклятьем отмечена его судьба.

Я знал, что ваш пророк - не мой пророк,

Что люди мне - чужие, а не братья;

И странствовал в пустыне одинок

И сумрачен, как див, дитя проклятья!

(Там же, с. 327)

Он не способен на уступки, компромиссы, в своем мятеже он идет до конца.

...«Ужели вечно Не примиритесь вы?» — «Мириться?с ним? Да кто же я, чтоб злобой скоротечной Дразнить людей и небо!» — «Ты жесток!» — 'Как быть? — такую душу дал мне рок!»

(Там же, с. 330)

Но его протест, вылившийся в жестокое двойное убийство, не мог ни вызвать осуждения. Селим был проклят и людьми, и небом.

Да упадет проклятие людей На жизнь Се,шма.

Да упадет проклятие аллы На голову убийцы молодого

(Там же, с. 333)

О неоднозначности решения данного вопроса можно говорить в поэме «Измаил-Бей». Хотя главный герой и следует своей судьбе, тому, что записано на небесах, его нельзя назвать «рабом покорным» перед Судьбой. Он не слепо идет путями предшачерганными, а сознательно принимает свой фатум. Можно сказать, он тоже делает свой выбор, сознательный выбор. Служение Родине, борьба за ее Свободу близки его душевному состоянию. Это становится главной целью его жизни не только по рождению, но и по стремлениям, по внутренним принципам и идеалам.

Нет, не мирной доле, Но битвам, родине и воле Обречена судьба моя.

(Там же, с. 353)

Это не просто предначертание судьбы, но и девиз жизни Измаила. Он связывает свою судьбу с судьбой своего вольного края, с судьбой Кавказа.

Будучи одним из «детей рока», над которым тяготеет власть Судьбы, ему чуждо смирение. Не случайно в поэме неоднократно говорится о его борьбе с судьбой, о его непокорности.

Все это позволяет поставить Измаила в один ряд с такими героями-бунтарями, как Аджи и Селим. Сравнять его с героями восставшими против Рока. Героями, близкими Лермонтову по духу, которые сделали свой выбор и не ждут «пособий от рабов», смело идут, хоть и тернистым, и трудным, но своим путем. Не отрекаются от своей «судьбы мятежной».

Не было места в мире для Измаила. Его сильный характер и свободная воля вызывали зависть и недовольство у Земли и Небес. Наказан был Пророком Измаил. Но за что? За отказ смириться, за сознательный выбор борьбы за свободу Родины, против ее порабощения, предсказанного Роком.

Смирись, черкес! И запад и восток, Быть может, скоро твой разделят рок.

(Там же, с. 378)

Вместе с тем, можно предположить, что бунт Измаила, его проступок перед Фатумом был связан с образом золотоволосой красавицы, чей локон он носил на груди. Не случайно вводится образ жениха этой девушки, стремящегося отомстить Измаилу.

Примечателен и следующий эпизод поэмы, в котором говорится о горе Шайтан. По преданию, старый великан, злой дух пустыни, Шайтан, за неповиновение пророку был прикован тяжелой цепью к скале. Никто - ни зверь, ни птица, ни человек - не смеет приближаться к этой горе. И только Измаил смог зайти на «ужасную гору» , развести огонь и остаться там на ночь. В этом вновь проявляется Измаил-Бунтарь, подчеркивается его избранность.

С темой Судьбы в творчестве Лермонтова тесно связан мотив проклятия. Известное влияние на поэта должны были оказать западноевропейские и русские романтики. Но у Лермонтова это не просто романтический штамп, символ, некоторая необходимая деталь. Поэт

верил в его неотвратимую, таинственную силу. Это наказание свыше, нечто неизбежное и непоправимое. Это вечный спутник «детей рока».

Наиболее страшно проклятие Бога или Фатума. Говоря об этом типе проклятия, в первую очередь вспоминается Демон, дух изгнанья.

Лишь только божие проклятье Исполнилось, и того же дня Природы жаркие объятья Навек остыли для меня

(Там же, с. 155)

Он обречен на вечное одиночество, «знакомые светила» не узнают его, даже падшие духи отвернулись от него.

Проклятие преодолеть невозможно, это не во власти ни человека, ни бессмертного духа: что предрешено, то должно случиться. Демон пытается изменить свою судьбу, преодолеть Божье наказание, Божью кару. Он ищет спасения в любви. Пытается очиститься, вернуться к Богу и небесам через свою любовь к Тамаре. Именно увидев Тамару, Демон вспомнил прежние ощущения, давно оставившие его. Чувство в нем вдруг «заговорило родным когда-то языком».

Проклятие Бога, однако, изменить нельзя, его нельзя исправить. Тамара погибает. Демон вновь остается один, но теперь уже без какой-либо надежды на будущее. И проклятие уже исходит от него.

И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..

(Там же, с. 166)

Нередко проклятие в поэмах Лермонтова является наказанием за бунт, протест против Судьбы, Творца. Это мы видим и на примере Селима, восставшего против воли Рока, а также на примере Демона, который был наказан за свою тяжбу с Творцом, за то, что он лелеял мысли о «старой мести» Богу.

В то же время не только человек, а и Всевышний имеет свою Судьбу. Сила Рока в мире Лермонтова получается выше Бога. Он так же зависит от Фатума,

Я небо не любил, хотя дивился Пространству без начала и конца, Завидуя судьбе его творца.

(Там же, с. 88)

С темой Судьбы в кавказских поэмах тесно связан мотив одиночества. Герои произведений Лермонтова обречены на одиночество, на непонимание и неприятие окружающими их людьми.

«Устойчивой константой лермонтовскою мира была... абсолютная полярность всех основных элементов, составляющих его сущность. Можно сказать, что любая идея получала в сознании Лермонтова значимость только в том случае, если она, во-первых, могла быть доведена до экстремального выражения и, во-вторых, если на другом полюсе лермонтовской картины мира ей соответствовала противоположная, несовместимая и непримиримая с ней структурная экстрема. По такой схеме строились и соотношения персонажей в лермонтовском мире. Эта схема исключала всякую возможность контактов между ними: лермонтовский герой жил в пространстве оборванных связей. Отсутствие общего языка с кем бы то ни было и чем бы то ни было лишало его возможности общения и с другим человеком, и с вне его держащей стихией»5.

Трагична и тревожна судьба горца Измаил-Бея из одноименной поэмы. С самого рождения он был одинок. Жил на чужбине, вдалеке от родного края, среди людей и обычаев, чуждых ему. Но прожив на Севере, он впитал часть традиций, порядков, заведенных там, и, вернувшись, он ощугил себя чужим и на родной земле. Его судьба быть одним, быть одиноким, отстраненным ото всех. «Мир оборванных связей» Измаила включал в себя и родного брата Росламбека. Он завидует Измаилу, его быстрой популярности среди народа. Измаил затмевает Росламбека, такова его судьба: обрывается первая нить. Даже получив признание горцев, «соратников», Измаил остается одиноким, они лишь слепо следуют за ним, но не понимают его до конца, не верят ему полностью, для них его превосходство, лидерство - это лишь реализация предсказания. Эта нить окончательно оборвется в

конце поэмы - смерть Измаила покажет, проявит неверие горцев ему, их поклонение лишь символам и знакам и невнимание к их содержанию. Крест и локон горцы примут за знаки предательства Измаил-Бея, и никто не вспомнит ни его храбрости, ни его честности, ни его преданности Родине. Одинок Измаил и в любви. Полюбив девушку на Севере, он не мог быть с ней, они должны были расстаться, хотя он ч продочжал ее любить и носил на груди ее локон. Есть в поэме и образ девушки, любившей его, - Зары. Но его Судьбой была не она. Он не мог с ней остаться. Так рвется последняя из нитей, связей в мире героя.

Одинок и Хаджи-Абрек. В этом мире он не связан ни с кем. Лишь долг перед убитым братом имеет для него значение. Он живет мщением, но не любовью. Поклявшись отомстить за смерть брата, он становится абреком: уходит ог людей, замыкается, отгораживается от мира, обрывает все связи с ним. Второй одинокий герой этой поэмы - отец Лейлы. Он внутренне опустошен, отстранен ото всех, живет в пустыне. Узнав о смерти дочери, он умирает - порвалась последняя нить, связывавшая его с этим миром.

Ту же картину мы видим и в поэме «Аул Бастунджи». Здесь эта тема представлена в некоторой «динамике». Первый уровень - это жизнь двух братьев. Они живут хоть и в ауле, но очень обособленно и •замкнуто, их никто не любит, все старакяся обходить их саклю. Но это пока лишь «внешнее» одиночество, они чужие людям в ауле, но близки друг другу. Второй уровень - одиночество «внутреннее»; братья ссорятся, взаимно отчуждаются. Тема одиночества наиболее ярко я последовательно прослеживается на судьбе Селима. Как и Измаил-Бей, он был одинок с самого рождения. Любовь не принесла ему счастья и душевного равновесия, она стала для него следующей стадией одиночества: он не может быть с любимой девушкой и разрушается его близость, взаимопонимание с братом.

Одинок и Аджи из поэмы «Каллы». Он рос без семьи - отец его, мать и брат погибли от рук злодея - убийцы Акбулата. Мулла использует его лишь как орудие мести, исполнения древнего адата. В конце жизни он, как дикий зверь, чуждается людей, он ни чем не связан с миром.

Логическим завершением цепочки образов, рассмотренных выше, явилась личность Демона. Уже в первых строках поэмы Демон предстает пред нами одиноким и печальным.

Печальный Демон, дух изгнанья,

(Там же, с. 136)

Он отвержен, отторгнут и землей, и небом, блуждает в пустыне мира не узнаваемый и не признаваемый никем. Он на грани двух миров и обоим совершенно чужд. Его мир состоит из оборванных связей, нитей не только с землей, но и с небом. Его любовь к Тамаре обречена на провал, он не может быть счастлив, не может обрести гармонию. Он оторван ото всех, в том числе и от Тамары. Его мир - это лишь он сам. Он «летит», живет во Вселенной, как бумажный змей с оборванной нитью.

1 Судьба //Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1981. С. 359.

2 Никитин М. Идеи о боге и судьбе в поэзии Лермонтова. - Н. Нов., 1915. С. 32.

5 Назарова Л.Н. Каллы // Лермонтовская энциклопедия / Под ред. Мануйлова В.А. М., 1999. С. 216. Автор цитирует по кн.: «Туземцы северо-восточного кавказа». СПБ, 1895. С.280.

4 Филатова Г.В. Ранние кавказские поэмы М.Ю. Лермонтова: К вопросу о положительном герое в его творчестве // Уч. зап. МОПИ им. Крупской. М., 1964. Т. 152. С. 183.

5 Лотман Ю.М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова // М.Ю. Лермонтов: PRO ЕТ CONTRA: Антология / Сост. Маркович В.М., Потапова Г.Е. СПб., 2002. С. 819.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.