Научная статья на тему 'Кавказская тема в поэмах Лермонтова'

Кавказская тема в поэмах Лермонтова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3824
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕРМОНТОВ / КАВКАЗ / ПОЭМЫ / КАВКАЗСКИЙ ЦИКЛ / ДАГЕСТАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР / LERMONTOV / CAUCASUS / POEMS / THE CAUCASIAN CYCLE / DAGESTAN FOLKLORE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Атаева Марьям Борисовна, Османова Беслана Магомедовна, Атаев Борис Махачевич

В статье рассматривается тема Кавказа в творчестве М. Ю. Лермонтова. Любовь Лермонтова к Кавказу объясняется не просто биографической связью поэта с этим горным краем, не только восхищением его экзотической красотой, но, прежде всего, увлечением свободолюбивыми, смелыми и верными долгу его обитателями. Показано, что именно здесь М. Ю. Лермонтов впервые вводит в свои поэмы бытовые и этнографические реалии Кавказа, а исторический подход Лермонтова к народной поэзии обусловил ее восприятие в качестве источника познания народного миросозерцания на каждом отдельном историческом этапе и в конечном итоге познания народного характера кавказцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CAUCASIAN TOPIC IN LERMONTOV’S POEMS

The article deals with the topic of the Caucasus in Lermontov’s poetry. Lermontov’s love of the Caucasus is explained not only by simply biographical connection of the poet and this mountain region, not only by the admiration of its exotic beauty, but, above all, by passion for freedom-loving, courageous and faithful to duty inhabitants of the Caucasus. It is shown that here Lermontov for the first time introduced domestic and ethnographic realities of the Caucasus into his poems, and Lermontov’s historical approach to folk poetry led to its perception as a source of cognition of the national world outlook at every historical stage, and finally the cognition of the national character of the Caucasians.

Текст научной работы на тему «Кавказская тема в поэмах Лермонтова»

Атаева Марьям Борисовна, Османова Беслана Магомедовна, Атаев Борис Махачевич КАВКАЗСКАЯ ТЕМА В ПОЭМАХ ЛЕРМОНТОВА

В статье рассматривается тема Кавказа в творчестве М. Ю. Лермонтова. Любовь Лермонтова к Кавказу объясняется не просто биографической связью поэта с этим горным краем, не только восхищением его экзотической красотой, но, прежде всего, увлечением свободолюбивыми, смелыми и верными долгу его обитателями. Показано, что именно здесь М. Ю. Лермонтов впервые вводит в свои поэмы бытовые и этнографические реалии Кавказа, а исторический подход Лермонтова к народной поэзии обусловил ее восприятие в качестве источника познания народного миросозерцания на каждом отдельном историческом этапе и в конечном итоге - познания народного характера кавказцев. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/3-3/2.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 3(69): в 3-х ч. Ч. 3. C. 14-16. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/3-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

14

^БЫ 1997-2911. № 3 (69) 2017. Ч. 3

УДК 82-1

В статье рассматривается тема Кавказа в творчестве М. Ю. Лермонтова. Любовь Лермонтова к Кавказу объясняется не просто биографической связью поэта с этим горным краем, не только восхищением его экзотической красотой, но, прежде всего, увлечением свободолюбивыми, смелыми и верными долгу его обитателями. Показано, что именно здесь М. Ю. Лермонтов впервые вводит в свои поэмы бытовые и этнографические реалии Кавказа, а исторический подход Лермонтова к народной поэзии обусловил ее восприятие в качестве источника познания народного миросозерцания на каждом отдельном историческом этапе и в конечном итоге - познания народного характера кавказцев.

Ключевые слова и фразы: Лермонтов; Кавказ; поэмы; кавказский цикл; дагестанский фольклор.

Атаева Марьям Борисовна Османова Беслана Магомедовна

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала ataeva. maryasha@mail. ги; Ье&'1апа. osmanova@mail. ги

Атаев Борис Махачевич, д. филол. н., профессор

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук, г. Махачкала bm_ataev@mail. ги

КАВКАЗСКАЯ ТЕМА В ПОЭМАХ ЛЕРМОНТОВА

Михаил Юрьевич Лермонтов - известный русский поэт XIX века. Одной из основных тем его творческой деятельности является тема Кавказа. В данной статье обратимся к теме Кавказа в поэмах М. Ю. Лермонтова. Она является актуальной, так как именно на Кавказе произошло становление Лермонтова как творческой личности. Именно здесь им созданы самые значимые его работы.

Кавказ - живописное место. Этот таинственный край, «где люди вольны как орлы» [1, с. 26], притягивал к себе многих русских писателей. Его образ нашёл отражение во многих литературных произведениях таких русских писателей, как А. С. Пушкин, А. И. Полежаев, Л. Н. Толстой, А. А. Бестужев-Марлинский, М. Ю. Лермонтов и другие.

Кавказ занимает очень важное место в жизни М. Ю. Лермонтова. В первый раз он побывал там ещё ребенком, в шесть лет. Его для лечения привозила на воды бабушка Елизавета Арсеньева. Это первое посещение Кавказа, несомненно, отложилось в детском сознании, оставило след в его душе. Позже, когда М. Ю. Лермонтов был уже взрослым, он три раза посещал этот чудесный край не по своей воле - это было место его службы, а точнее ссылки.

Все свои переживания и чувства о Кавказе Лермонтов отразил в своём произведении «Кавказ»:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ!.. [4, с. 41].

Основным источником многих произведений поэта послужили устные рассказы и народные предания. В его творениях ясно слышатся отзвуки народных песен. Сказками, поверьями, заговорами орнаментированы кавказские поэмы автора.

Кавказская природа произвела на поэта большое впечатление, так же, как и знакомство с фольклором Кавказа, повлияла на возникновение замысла поэмы «Мцыри». В ней М. Ю. Лермонтов развивает идею мужества и протеста. Свободолюбивый патриотизм Мцыри менее всего напоминает мечтательную любовь к родной земле, красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Он по-настоящему любит свою родину, и именно поэтому он желает сражаться за свободу своей отчизны. Самой большой любовью для Мцыри была та «одна, но пламенная страсть», что «изгрызла душу и сожгла» [2, с. 280], - любовь к родине. Любовью к родине был обусловлен и его страстный порыв к свободе. И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая, чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины:

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком... [4, с. 613].

Лермонтову импонирует, что горец неотделим от окружающего его мира, что проявления чувств у него естественны и просты, а песни безыскусственны и чисты, как смех ребенка. Поэту удалось передать синеву ясного неба, белоснежность горных вершин, блеск родниковой воды. Художественные образы словно подсмотрены у самой природы. Но всё это не просто созерцательно-отображенное, не просто увиденное и услышанное, а рожденное прежде в сердце и из сердца извлеченное. Вероятно, лишь человек, любящий природу и уважающий традиции кавказских народов, мог создать столько произведений на кавказские темы, почти всегда связывая их с горскими преданиями и легендами.

10.01.00 Литературоведение

15

М. Ю. Лермонтов вводит в поэму кавказский пейзаж, в первую очередь, для раскрытия образа героя. Мцыри презирает своё окружение и испытывает родство лишь с природой. В природе он видит то, что не дано ему было почувствовать и познать в человеческом обществе - гармонию, единение, братство.

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев [Там же, с. 601]...

В 1828 году четырнадцатилетний Лермонтов пишет две кавказские поэмы: «Черкесы» и «Кавказский пленник». Они - первые литературные опыты Лермонтова, и не удивительно, что в них много подражательного, абстрактного. В основу поэм легли детские воспоминания поэта и рассказы родственников. Влияние на мальчика оказали и литературные произведения. «Кавказский пленник» - сознательное подражание Пушкину.

В 1830 году поэт пишет уже несколько кавказских стихотворений. Кавказ для Лермонтова представлялся романтическим краем свободных, отважных горцев, «жилищем вольности святой» [3, с. 64]. И вот по вине колонизаторов «далекая страна» тоже «.несчастиями полна, И окровавлена войной!..» («Кавказу») [Там же, с. 67]. Любовь Лермонтова к Кавказу объясняется не просто биографической связью поэта, не только восхищением экзотической красотой этого края, но, прежде всего, увлечением свободолюбивыми, смелыми и верными долгу его обитателями.

Поэме «Измаил-Бей» посвящены некоторые труды исследователей [6; 7]. Многие ученые, изучая поэму в плане сопоставления её с литературными образцами, приходили к выводу, что она вся представляет сплошные заимствования у различных авторов: Байрона, Мицкевича, В. Скотта, Пушкина и т.д. В опровержении таких ошибочных, компаративистских выводов большую роль играет изучение кавказского материала поэмы. Испытывая значительное влияние вышеназванных авторов, Лермонтов при создании своих произведений отталкивался, прежде всего, от реальной жизни. Изучение рукописей поэта показывает, что эта поэма значительное время «созревала», видоизменяясь, углубляясь и расширяясь, всё больше опираясь на действительные кавказские события, прототипы.

В поэме «Измаил-Бей» Лермонтов полемизирует с Полежаевым, автором «Эрпели» и «Чир-Юрта», и лишь в общем осуждении войны они несколько сближаются. Полежаев был рядовым участником войны и, как солдат, видел теневые стороны кавказской жизни: страдания и кровь, бедность и жестокость. Он ошибочно считал, что в ужасах войны виновны в основном горцы, и не осуждал жестоких методов войны. Юноша Лермонтов же был полон романтических настроений и сочувствовал горцам, бесстрашно борющимся против самодержавия Николая I.

Молодой поэт сумел правдиво изобразить общественно-политическую жизнь Кавказа, особенности военных событий. Дав образы кабардинцев, дагестанцев, чеченцев, живущих одними чаяниями и интересами, Лермонтов создаёт символическую картину дружбы народов. Таким образом, в поэме с юношеской непосредственностью и восхищением он воспел воинствующих горцев, находясь полностью на их стороне и бесстрашно клеймя царских колонизаторов, несущих на Кавказ рабство и смерть. Изображая естественные характеры горцев, Лермонтов находит в них высшие проявления человеческого духа: патриотизм, ум, верность долгу, честность [1, с. 57].

Идеи, выраженные в «Измаил-Бее», продолжают волновать Лермонтова и в «Хаджи-Абреке». Поэма ещё раз показывает, что поэт уже в юные годы проявлял глубокий и всесторонний интерес к быту и фольклору горцев. Чутьём гениального художника он правильно улавливал особенности жизни горцев, специфику их фольклора.

Эта кавказская поэма М. Ю. Лермонтова - одна из менее исследованных литераторами, в ней отразились его воспоминания из детства о поездках на Кавказ, а также чтение литературы о нём, рассказы московских студентов и юнкеров, которые по происхождению были с тех краев, многочисленные истории родственников с Кавказа - Хастатовых и Шан-Гиреев.

Поэма «Аул Бастунджи» - этапное произведение, которое синтезирует достижения всего раннего творчества Лермонтова. Историческая основа поэмы, изображение природы и людей Кавказа, симпатия к горцам, отстаивающим право на свою свободу, позволяют поэту развернуть проблемы, которые имеют общее значение. Одна из главных проблем здесь - отношение к мести, кровопролитию.

Поэту, вероятнее всего, было известно народное черкесское предание о двух братьях Канбулате и Атво-нуке (или Антиноко). Между братьями произошла вражда из-за жены Канбулата. В основе этого предания лежало реальное событие, которое относится к середине XVII столетия. У Лермонтова Канбулату соответствует Акбулат, Атвонуку - Селим.

В начале поэмы описываются развалины аула Бастунджи, в котором некогда проживали два брата -Селим и Акбулат. Наивысшей точкой в развитии сюжета является похищение Зары Селимом и возвращение к сакле Акбулата его коня с трупом Зары.

Молодой Селим влюбился в жену своего старшего брата - Зару, что нарушило их братский союз. Долго Селим таил любовь в себе, он понимал, что она преступна, однако во время страшной грозы, когда «все черней утесы становились» [2, с. 94], он не сдержался и пришёл к брату с мольбами отдать ему Зару. С этого дня они стали врагами. Селим ушёл жить в горах. Он попытался уговорить Зару на побег с ним, но у него не получилось.

Вскоре Селим совершил второе преступление: похитил Зару, убил её и, привязав к коню, которого украл у брата, пустил в обратный путь.

16

ISSN 1997-2911. № 3 (69) 2017. Ч. 3

Теперь Селим стал убийцей, человеком, который отвержен всеми:

Да упадет проклятие людей

На жизнь Селима...

Да упадет проклятие Аллы

На голову убийцы молодого [4, с. 617]...

Романтический герой поэмы, юный Селим, не может и не хочет признать никаких преград своей страсти. Однако Лермонтов не идеализирует и не оправдывает его.

В поэме «Аул Бастунджи» центральное место занимает герой, который противостоит людям, обществу, нарушает все его законы - вплоть до убийства родных. Он и жертва общества, и мститель ему, и вина его -вина трагическая, которая вызвана непреодолимыми обстоятельствами (например, законом кровной мести). Герой пытается обрести возрождение через любовь, и это заканчивается трагически. Как и большинство героев Лермонтова, Селим одинок.

Он рос один... по воле, без забот, А над собой один безбрежный свод;

Как птичка, меж землей и небесами! Порой в степи застигнутый мечтами

Блуждая с детства средь родных высот, Один сидел до поздней ночи он,

Привык он тучи видеть под ногами, И вкруг него летал чудесный сон [Там же, с. 624].

Тема мщения, о которой уже говорилось выше, одна из самых настойчивых в стихотворном эпосе юного Лермонтова. Можно сказать, что в своих поэмах он всесторонне исследует различные проявления мести и подразделяет их.

Цикл северокавказских поэм Лермонтова достойно замыкает «Беглец». Она написана после возвращения из первой ссылки, очевидно в 1838 году. Удивительно сходство идей, образов, сюжета этой поэмы с дагестанскими старинными песнями, преданиями, легендами, например с героем аварской народной лирики -Камалил Баширом. В «Беглеце» Лермонтов говорит о том, как трус, позорно бежавший с поля брани, оказался отвергнутым всеми близкими: другом, любимой и матерью.

Следует особенно подчеркнуть, что ссылка не сломила поэта. Пребывание на Кавказе дало ему богатый фактический материал. Будучи уже сложившимся поэтом, Лермонтов снова увидел всё то, что столь дорого было ему с детства, и побывал в тех местах, о которых раньше так много слышал, читал [1, с. 75].

Рассмотрев поэмы Лермонтова, мы убедились, что гений поэта искал вдохновения и в фактах действительности, и в устном народном творчестве. Он превосходно был знаком с различными уголками Северного Кавказа и Закавказья, с бытом его многочисленных народов, с их песнями и героическими преданиями. К нему самому применимы некоторые строки, посвященные «настоящему кавказцу»: «Чуждый утонченности светской и городской жизни, он полюбил жизнь простую и дикую. он пристрастился к поэтическим преданиям народа воинственного. Он понял вполне нравы и обычаи горцев, узнал по именам их богатырей, запомнил родословные семейств.» [Там же, с. 48].

Список литературы

1. Аджиев А. М., Хидирова Э. С. Лермонтов и Дагестан. Махачкала: Изд-во типографии ДНЦ РАН, 1999. 112 с.

2. Джаубаева Ф. И. Языкотворчество русских писателей как миросозидающая деятельность на Северном Кавказе. Ставрополь: Издательство Ставропольского университета, 2010. 432 с.

3. Иванова Т. Лермонтов на Кавказе: эссе. М.: Детская литература, 1975. 216 с.

4. Лермонтов М. Ю. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1983. 831 с.

5. Мануйлов В. А. Михаил Юрьевич Лермонтов: биография писателя: пособие для учащихся. Изд-е 2-е. Л.: Просвещение, 1976. 176 с.

6. Туганов Р. У. Измаил-Бей. Исторический очерк о герое одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Нальчик, 1972. 159 с.

7. Шерипов З. Что послужило Лермонтову сюжетом для поэмы «Измаил-Бей». Грозный, 1929. 127 с.

THE CAUCASIAN TOPIC IN LERMONTOV'S POEMS

Ataeva Mar'yam Borisovna Osmanova Beslana Magomedovna

Dagestan State University, Makhachkala ataeva. maryasha@mail. ru; beslana. osmanova@mail. ru

Ataev Boris Makhachevich, Doctor in Philology, Professor Institute of Language, Literature and Art named after G. Tsadasa of Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala

bm_ataev@mail. ru

The article deals with the topic of the Caucasus in Lermontov's poetry. Lermontov's love of the Caucasus is explained not only by simply biographical connection of the poet and this mountain region, not only by the admiration of its exotic beauty, but, above all, by passion for freedom-loving, courageous and faithful to duty inhabitants of the Caucasus. It is shown that here Lermontov for the first time introduced domestic and ethnographic realities of the Caucasus into his poems, and Lermontov's historical approach to folk poetry led to its perception as a source of cognition of the national world outlook at every historical stage, and finally - the cognition of the national character of the Caucasians.

Key words and phrases: Lermontov; the Caucasus; poems; the Caucasian cycle; Dagestan folklore.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.