Научная статья на тему 'Тема любви в поэзии Ивана Елагина'

Тема любви в поэзии Ивана Елагина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
458
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА / LOVE POETRY / ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ / LYRICAL POETRY / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / РУССКАЯ ПОЭЗИЯ / RUSSIAN POETRY / РУССКИЕ ПОЭТЫ / RUSSIAN POETS / ТЕМА ЛЮБВИ / THEME OF LOVE / POETIC CREATIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аразова Мария Ахметовна, Матвеева Юлия Владимировна

В статье представлен анализ любовной лирики Ивана Елагина, эмигранта второй волны. Нами рассмотрены две ипостаси любви, четко выделяющиеся в поэзии Ивана Елагина, духовная и телесная. Достаточно внимания уделено и образам реальных женщин, которые оставили свой след в жизни и поэзии Ивана Елагина, которым посвящены многие стихотворения поэта. Но прежде всего автора статьи интересует соотношение образа лирического героя с биографией поэта, а также раскрытие глубоко личной темы с помощью поэтических образов, заимствованных из военной и насильственной лексики, что является следствием влияния катастрофичности ХХ века на миро-ощущение поэта. Именно в этом мы усматриваем своеобразие поэзии Ивана Елагина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theme of love in the poetry of Ivan Elagin

The article presents the analysis of the love poetry of Ivan Elagin, the second immigrant wave’s author. We have considered two forms of love, clearly stands out in the poetry of Ivan Elagin, spiritual and bodily. Enough attention paid to images of real women who left their sign on the life and poetry of Ivan Elagin, to whom his many verses dedicated. Above all the author is interested in the relationship of the character of lyric hero with the biography of the poet and the disclosure of deeply personal topics with poetic images borrowed from military and violent language, which is a consequence of the catastrophic twentieth century on the attitude of the poet. In this we see the originality of the poetry of Ivan Elagin.

Текст научной работы на тему «Тема любви в поэзии Ивана Елагина»

Драфт: молодая наука

М.А. АРАЗОВА

(Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия)

УДК 811.161.1-14(Елагин И.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)6-8,445

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ИВАНА ЕЛАГИНА

Аннотация. В статье представлен анализ любовной лирики Ивана Елагина, - эмигранта второй волны. Нами рассмотрены две ипостаси любви, четко выделяющиеся в поэзии Ивана Елагина, - духовная и телесная. Достаточно внимания уделено и образам реальных женщин, которые оставили свой след в жизни и поэзии Ивана Елагина, которым посвящены многие стихотворения поэта. Но прежде всего автора статьи интересует соотношение образа лирического героя с биографией поэта, а также раскрытие глубоко личной темы с помощью поэтических образов, заимствованных из военной и насильственной лексики, что является следствием влияния катастрофичности ХХ века на мироощущение поэта. Именно в этом мы усматриваем своеобразие поэзии Ивана Елагина.

Ключевые слова: любовная лирика, лирическая поэзия, поэтическое творчество, русская поэзия, русские поэты, тема любви.

Иван Елагин (1918-1987) - один из самых ярких поэтов второй волны эмиграции. Он уехал из СССР в годы Второй мировой войны, когда его жизнь и жизнь его семьи попала под угрозу. В биографии поэта было много трагических моментов, и его личные трагедии, и трагедия всего ХХ века отразились в поэзии Ивана Елагина. Все его стихотворения, какой бы теме они ни были посвящены, так или иначе несут на себе отпечатки катастрофичности того времени, той эпохи, в которой жил Иван Елагин.

Существенную роль в поэзии Ивана Елагина сыграла экзистенциальная и онтологическая проблематика. Для поэта особенно важны категории жизни, смерти, свободы выбора, страха, являющиеся основными проблемными парадигмами экзистенциализма. В этот же ряд встраивается тема любви, весьма значимая для ранних поэтических сборников Елагина, но по разным причинам оставшаяся нераскрытой в работах исследователей елагинской поэзии. Обычно любовная лирика максимально далека от бытовой проблематики, сатиры, и это дает воз-

© Аразова М. А., 2017

37

Драфт: молодая наука

можность рассмотреть самые тонкие душевные сферы лирического героя. Но в поэзии Ивана Елагина, впитавшей в себя изломанность своего времени, даже на самое чистое чувство накладывается трагизм. Цель нашей работы - на примере любовной лирики Ивана Елагина показать пересечение личной и всеобщей трагедии - своеобразие всей елагинской поэзии.

Любовная тема раскрывается в лирике Ивана Елагина в двух ипостасях: духовной и телесной. Преимущественно это именно духовная любовь, сопрягаемая с одним из трех чувств: нежностью, тоской или тревогой.

Ранние любовные стихотворения поэта посвящены его первой жене, поэтессе Ольге Анстей (настоящее имя - Ольга Штейнберг). Иван Елагин женился на Ольге Анстей в 1937 году, вместе с ней они покинули родину и уехали жить в Америку, хотя вскоре брак распался. Впрочем, отношения с Ольгой оставались дружескими до конца. Ранние любовные стихотворения пропитаны нежностью к любимой женщине. Женщина всегда легкая, воздушная, словно не от мира сего. «Ты вся - эскиз карандашом» [Елагин т. 1: 85], - пишет Елагин. Лирический герой робеет перед возлюбленной, он старается ее защитить от насилий этого мира. Ведь «еще ей небо снится» [Елагин т. 1: 148], ей еще рано обрубать мечты топором. Герой одухотворяет свою вторую половину. Глаза, волосы, руки, взгляд любимой - все это представлено как милость, данная свыше:

И прядь волос - твоих волос -Мне ветер даровал как милость... Как время не остановилось? Как сердце не оборвалось? [Елагин т. 1: 44] Замирание сердца, обожествление одного лишь мига, в котором поэт, несомненно, счастлив, - характерно для ранней лирики Ивана Елагина. Любовь для раннего лирического героя - это благо, в ней можно укрепить свои силы, любовь противостоит всем бедам этого мира. Любовь - маленький кусочек счастья среди бесконечных бед и горестей. Именно в любви герой находит свое спасение, ведь в ней все можно разделить поровну, все можно рассказать, зная, что тебя поймут и не предадут. Что-то светлое, теплое сквозит в этих елагинских стихотворениях, ведь в любви герои почти дотягиваются до рая. Не случайно рядом с образом любимой женщины поэт видит ангелов: У окна стоят с тобою рядом Ангелы босые на снегу [Елагин т. 1: 198]

Драфт: молодая наука

Все стихотворение - чудесная рождественская сказка. Такая светлая и спокойная, что невольно перестаешь верить, что это стихотворение написано много выстрадавшим в жизни поэтом. Важно, что в этих стихотворениях всегда присутствует нежность, а не страсть. Ей даже посвящено отдельное стихотворение:

Нежность, видно, родилась заикой -Ей слова даются тяжело. Ей бы медвежонком в чаще дикой На заре обнюхивать дупло [Елагин т. 1: 185]. Далее в стихотворении нежность сравнивается с кошачьей лаской, а кот признан «ветераном в любви». Но под конец стихотворения Елагин вдруг приходит к тому, что его нежность никому не нужна. И внезапно его любовь начинает сопрягаться с чувством грусти из-за того, что невозможно надолго удержать свое счастье в руках. Здесь Елагин обращается к излюбленной метафоре горения - рано или поздно любовь выгорает. А для того, чтобы вновь зажечь погасшего человека требуется немалое количество усилий: Спичка - девочке с косичками, Спичка - женщине шальной. Сердце - коробок со спичками -Разошелся по одной. Израсходовался дочиста, Разлетелся задарма. Так что, если очень хочется, Разжигай меня сама. [Елагин т. 1: 153]

Лирический герой, как мы видим из этого стихотворения, всего себя истратил на любимых женщин. И теперь он пустой внутри, погасший. Интересно, что любовь в сознании поэта сопрягается именно со стихией огня, тогда как речь идет больше о нежности, чем о страсти.

Главной причиной тоски в елагинских стихотворениях является разлука. «Дорога разлук неминуема» [Елагин т. 1: 147], - пишет поэт. Стихотворения о разлуке всегда смиренны. Лирический герой ничего не пытается исправить, потому что знает, что разлука - обязательный этап в любви. Рано или поздно с любимым человеком приходится прощаться. Герой не ищет виноватых, потому что их нет. Просто так получилось, и это следует принять как данность. Но с уходом любви в жизнь вступает страшное одиночество, от которого нельзя укрыться. Оно настигает героя и днем, и особенно ночью, мучая его бессонницей. Иногда лирический герой все-таки признает вину обоих в этом

Драфт: молодая наука

одиночестве. «Мы правы, друг от друга отстранясь, Упившись каждый собственною мукой» [Елагин т. 1: 147], - пишет поэт. Но сколько же в этой правоте горькой иронии! Даже признаваясь сам себе в собственной неправоте, лирический герой отказывается что-либо исправлять. Ему куда проще отпустить человека, чем работать над разрушившимися отношениями. В очень красивом и одновременно очень грустном стихотворении «Отпускаю в дорогу, с Богом!» герой прощается с любимой женщиной, обрекая себя на бесконечные страдания. В конце стихотворения он остается один, подавленный и беззащитный: Отдаю тебя всем соблазнам, Встречам легким, веселым, праздным, И печальным горячим встречам В час, когда защититься нечем [Елагин т. 1: 179] Здесь, несомненно, лирический герой наделен автобиографическими чертами: в ранней любовной лирике Ивана Елагина отразилось и восхищение О. Анстей, и разрыв с ней в 1950 году, после приезда в США, тяжело переживавшийся поэтом. Елагин в то время остался в чужой стране и в чужом городе, не зная английского языка, совершенно один. Последующие несколько лет поэту было очень тяжело и одиноко. Он тратил время на выпивки, играл в карты, заводил кратковременные романы. Тем не менее, он нашел в себе силы жить дальше, работать, писать стихотворения. Так и лирический герой ищет что-то положительное - он оправдывает разлуку, понимая высшую мудрость всего происходящего. Разлука представляется, как еще один способ сохранить любовь, ведь в разлуке люди все друг другу прощают: Я счастлив. И нет мне дела, Что меж нами преграды одни. Как бы ты мне надоела, Если бы не они! [Елагин т. 2: 274]

Но говорить полностью о том, что в любви лирический герой забывает все горести и беды, не приходится. Ведь чувство тревоги, свойственное всей лирике Елагина, вне зависимости от темы и времени написания, пронизывает и любовную лирику. В стихотворении «Встали за ночь сугробы в сажень» герой испытывает непонятный страх. Ему мерещится то волк, завывающий у ворот, то птица, бьющаяся в окно. Он просит милую успокоить его, пожалеть, но в страхе даже не может произнести ее имени. Так, душа поэта, раненая войной и смертью близких людей, даже в любви чувствует какую-то опасность. Не случайно образ любимой женщины Елагин передает через военную терминологию:

Драфт: молодая наука

Как мятежники держат ружье, Так вы держите гнев наготове. Оттого и на сердце мое

Замахнулись тяжелые брови [Елагин т. 1: 234].

Так катастрофичность ХХ столетия становится источником поэтической образности у Ивана Елагина. Не отдельными темами, но яркими образами, насильственной лексикой попадает война и трагедия даже в любовную лирику поэта. Лирического героя пугает все вокруг. Гнев ему представляется как смертельное оружие, а взмах бровей - как движение перед ударом. В другом стихотворении поэт подбирает глазам любимой женщины множество страшных определений: У вас в глазах то робость, То озорство, то страсть. У вас глаза, как пропасть, Где так легко пропасть. Они у вас туманны, И чуть блестят они. У вас глаза - капканы, Ловушки, западни. Там вспыхивает шатко, Там прячется, скользя, -Решимость и оглядка, И можно, и нельзя, Открытость и рисовка, Отчаянье и блажь -Глаза, как маскировка, Глаза, как камуфляж, Как лунных два осколка, Как дымных два цветка, И целятся недолго, И бьют наверняка. Они у вас бездонней Всех омутов и рек, У вас в глазах - погоня, У вас в глазах - побег. И собственному сердцу Я говорил не раз, Что мне не отвертеться От ваших дымных глаз. В них темный ветер риска,

В них сам себе я снюсь. Когда-нибудь я низко

Над ними наклонюсь. [Елагин т. 1: 237-238] Женщина и мужчина словно вступают друг с другом в войну, в которой женщина одерживает победу только при помощи своих прекрасных и одновременно ужасных глаз. В стихотворении «Их было много - золотистых ливней» [Елагин т. 1: 89] поэт даже просит самого Господа умилосердить ее глаза, ведь он тянется к ним, как тянутся «к автомобильным фарам, / Несущим ослепительную смерть». Так, бесконечные страхи и тревоги даже в любви мешают поэту обрести спокойствие.

В какой-то момент дисгармония в любви перерастает ее целительную силу и появляется другая ипостась любви в поэзии Ивана Елагина - ее телесная форма воплощения. Она представлена в очень небольшом количестве поздних стихотворений. В них женщина может быть представлена как эротический объект. Лирический герой восхищается ее телом, желает ее. Самое показательное стихотворение - « Женщина в блеске свечей» [Елагин т. 1: 438]. В нем поэт описывает женщину со всеми ее формами, с ее пластичностью и признается, что он «дуреет» при одном только виде ее. Томит миражем В пустыне, Пока не ляжем. И не остынем. В ее трясине, В ее болоте, В низинах Ее плоти.

Это стихотворение очень чувственное, но уже здесь просматривается основное отношение Елагина к плотской любви. Такой род любви Елагин в дальнейшем назовет «грехопадением». В своей поздней лирике он любуется обнаженным женским телом, с желанием смотрит на молодых и прекрасных студенток. Женщина, возжигающая телесные желания, тоже поэтизируется поэтом, но ей он отдает гораздо меньше своих душевных сил и эмоций. Такая любовь представляется лирическим героем лишь как разрядка, но она не способна дать что-то большее, поэтому Елагин в своей поэзии отдает предпочтение чистой душевной любви, пусть и сопровождаемой тревогой и разлукой.

Поздние стихотворения о любви Ивана Елагина посвящены Ирине Даннгейзер, его второй жене, русской по матери:

Я не думал о вас. Ваше русское имя

На туманном стекле написалось само.

Я и осень моя со стихами моими

С этих пор адресованы вам, как письмо [Елагин т. 1: 184].

С приходом Ирины Даннгейзер (Ёлы или Ёлки, как ее называли в быту) в жизни Ивана Елагина наступил душевный покой.

Лирический герой поэзии Ивана Елагина несомненно несет в себе автобиографические черты. Об этом говорят и посвящения реальным женщинам, сыгравшим значительные роли в жизни поэта, и существенные переклички с биографией Елагина. Но в большинстве стихотворений лирический герой вовсе не равен автору. Елагин наделяет его чертами самого обычного человека ХХ столетия, который страдает от бесконечных войн, разрушений, страхов и предательств. Для Елагина здесь важно то, что трагедии времени накладывают отпечаток на его героев, чем бы они ни занимались, о чем бы они ни думали. Погружение в любовную лирику Ивана Елагина помогает глубже понять своеобразие его поэзии, впитавшей в себя всю онтологическую и социальную дисгармонию ХХ века.

ЛИТЕРАТУРА

Елагин И. Собрание сочинений: в 2 т. / И. Елагин; вступ. ст. Е. Витковского. - М.: Согласие, 1998.

Синкевич В. Последние дни Ивана Елагина // Новый мир. -1990. - № 3. - С. 187-193.

Фесенко Т. Ольга Николаевна Анстей // Новый журнал. - 1985. -№ 161.

Науч. руководитель: Матвеева Ю. В., д.ф.н., проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.