Научная статья на тему 'Тема демократии в афинской драме'

Тема демократии в афинской драме Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
583
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТИЧЕСКАЯ ДРАМА / АФИНСКИЙ ТЕАТР / АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ / ATTIC DRAMA / ATHENIAN THEATRE / ATHENIAN DEMOCRACY / ANCIENT GREEK TRAGEDY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулишова Оксана Викторовна

Статья посвящена дискуссионной проблеме политического компонента в афинской трагедии V в. до н. э. Автор анализирует примеры ¼демократических аллюзийq в трагедиях и приходит к выводу, что их наличие не определяет идеологическую тему или дидактический стержень трагедийных представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Democracy in Athenian drama

This paper discusses political content of the Athenian tragedy in the 5th century B.C. The author analyzes examples of democratic allusions in tragedies. It is concluded that they determined neither ideological subject nor didactic basis of tragedies in theatre.

Текст научной работы на тему «Тема демократии в афинской драме»

О. В. Кулишова

ТЕМА ДЕМОКРАТИИ В АФИНСКОЙ ДРАМЕ

Нам уже приходилось на страницах данного издания обращаться к проблеме изучения древнегреческого театра в новейших антиковедческих штудиях [1]. В центре нашего внимания в предыдущем очерке оказалась характеристика основных направлений и подходов современной историографии к теме древнегреческого театра, а также проблема организации театральных представлений в Афинах. Теперь мы обратимся прежде всего к тому, как современные исследователи оценивают тематику и содержание античной драмы в контексте идеологических установок и политики афинской демократии.

Как уже отмечалось, в 1980-х годах в научной литературе широкое распространение получил подход, в рамках которого древнегреческий театр рассматривался в широком политическом и социальном контексте, что в значительной степени произошло под влиянием имеющей многочисленных последователей так называемой Парижской школы Жан-Пьера Вернана и Пьера Видаль-Наке [2]. В последние 30 лет исследование классической драмы как полисного института переживает настоящий расцвет. Анализ аттической драмы в политическом контексте, изучение древнегреческого театра в связи со становлением, развитием и распространением полисной модели, в частности, в ее демократическом афинском варианте, гражданская интерпретация театра имеют множество приверженцев среди современных исследователей [см, напр.: 3; 4; 5; 6; 7 и др.], однако есть и те, кто выражает сомнение в целесообразности подобного подхода [8; 9].

Среди сторонников гражданской интерпретации драматических представлений предметом спора является в первую очередь проблема «театр и демократия». Общеизвестно, что расцвет театра в Афинах корреспондирует с бурным развитием демократии в V в. до н. э., особенно в век Перикла и Афинской империи. Поэтому естественно, что, обращаясь к рассмотрению истоков, обстоятельств становления, а затем расцвета и распространения театра, исследователи задаются вопросом, каким образом они были связаны с развитием демократии в Афинах. Отвечая на него, одни склонны все успехи театра связывать с демократический характером Афинского полиса, другие же (и эта позиция представляется нам более убедительной и обоснованной) — скорее, с универсальной полисной основой вне зависимости от ее характера и формы. В контексте решения этой общей проблемы рассматриваются и более частные вопросы: обязано ли демократии или просто особенному влиянию Афин распространение театра в афинских формах в греческом мире, и были ли институциональные рамки, внутри которых проводились афинские театральные представления, демократическими — как по форме, так и по существу и т.д.

Нельзя не заметить, насколько новейшие подходы гуманитарного знания тесно связаны с характеристиками современного общества, с его новыми вызовами, если воспользоваться популярным сейчас выражением. Однако, как представляется, не всегда такая связь оказывается безусловно положительным стимулом изучения древности. В нашем случае следует указать на то, что демократия и либерализм как важнейшие ценности

© О. В. Кулишова, 2010

западного мира во многом определяют апологетический тон в оценке афинской демократии и стремление отнести на ее счет все самое примечательное и значительное из античного наследия, настойчивое желание повсюду обнаружить ее благотворный след. Подобные опасения, и опять-таки в связи с оценкой афинской демократии, мы встретили в недавно опубликованной работе Т. В. Кудрявцевой, посвященной афинской гелиэе [10, с. 5-8]. И в этом случае, как часто бывает, именно в античности пытаются отыскать подтверждение универсальности той или иной характеристики современного общества.

Таким образом, сторонники «демократической» интерпретации афинской драмы настаивают на более фундаментальной связи между театром и демократией. Приведем лишь наиболее характерное суждение С. Голдхилла, который указывает, что отправной точкой последних работ по трагедии служат утверждения о признании театральных праздников V в. в Афинах событием политическим, а их оформление (специфические ритуалы и язык) — интегрально демократическим. С. Голдхилл подчеркивает, что театральный праздник — и сам по себе, и его организация и структура, невзирая на более раннее происхождение и последующее развитие, в V в. являлся в полной мере институтом демократического полиса [5, р. 35].

Напротив, П. Родс в статье «Афинский театр в политическом контексте» рассматривает «афинский театр как отражающий полис в целом в гораздо большей степени, чем демократический полис в частности» [3, р. 55]. Обращаясь прежде всего к характеру институциональных рамок театральных представлений, он пишет, что «демократические детали являются сравнительно маловажными для понимания театральных постановок на фестивалях; много важнее то, что их институциональное обрамление более полисное, нежели демократическое. Таким образом, в данном случае мы можем скорее наблюдать полис в действии, чем специально демократию в действии» [3, р. 47]. Джеффри Хендерсон также полагает, что «драма едва ли была выпестована демократическими Афинами: каждая из драматических форм (трагедия и сатировская драма, комедия и дифирамб) засвидетельствована до демократии, равно как и в других греческих областях», он подчеркивает, что «в своей институциональной структуре . . . афинская драма приспособила к демократическим институтам традиционную практику, унаследованную от эпохи Писистрата и/или характерную для греческого полиса в целом», указывая, что организация драматических представлений «сохранила черты аристократического прошлого» [7, р. 179; 181; 191].

Подробности этой бурной полемики не раз разбирались на страницах работ ее многочисленных участников. Они касаются в первую очередь проблемы организации театральных представлений: истоков и сути хорегии, вопроса о связи с театральными постановками предварявших их гражданских церемоний, которые включали шествие сирот — детей граждан, павших на поле боя, вручение дани союзниками, провозглашение почестей, которые оказывали иностранцам и афинским гражданам, и целого ряда других элементов организации посвященных Дионису религиозных праздников, в программу которых были включены драматические представления [кроме указанных исследований см. также: 11; 4; 13; 14].

Предмет не менее ожесточенных споров составляет также интерпретация содержания и тематики дошедших до нас драматических произведений (особенно трагедий), характер и степень их связи с установками демократических Афин. Никто из исследователей не ставит под сомнение то, что театр в Афинах и в этом отношении был тесно связан с демократией. Расцвет афинского театра приходится на V в., почти все дошедшие до нас трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедии Аристофана были

поставлены в демократических Афинах. Явные аллюзии на Афины и на демократию, безусловно, содержатся даже в некоторых трагедиях, еще теснее, чем трагедия, с политической жизнью Афин была связана древняя комедия. Однако характер этой связи является предметом бурных дискуссий. При этом укажем, что в центре внимания множества исследователей оказалась именно идеологическая динамика трагедии, так как интерпретация трагедии в контексте афинской демократии представляется исследователям особенно сложной проблемой.

Суждение о том, что в трагедиях классической эпохи имеются намеки на политическую жизнь Афин того времени, родилось еще в античную эпоху: уже авторы комментариев к трагедиям вполне определенно пишут об этом. Так, в отношении «Евменид» Эсхила схолиаст замечает, что знаменитый трагик говорит не о событиях, случившихся в древние героические времена, а о том, что происходит теперь (БсЬо1. ЛевсЬ. Еит., 556) [подробнее об этом см., напр.: 15, с. 42]. Вслед за античными авторами схолий современные исследователи, интерпретируя содержание трагедий, отыскивают все новые указания на афинскую действительность, современную драматургам. Особенным образом стимулировала внимание к изучению политического компонента трагедии «гражданская» интерпретация аттической драмы.

П. Родс, суммируя важнейшие из подобных примеров, также указывает, что в некоторых пьесах, без сомнения, содержатся явные аллюзии на Афины и/или демократию. По его мнению, демократические идеи и, возможно, нарождающуюся концепцию демократии можно найти в «Просительницах» Эсхила (приблизительно 464/3 г.), в его же «Эвменидах» (459/8 г.) идет речь (неважно, с каким намерением) о Совете Ареопага вскоре после того, как Эфиальт лишил этот орган реальной власти. Еврипид в своих «Просительницах» (возможно, конец 420-х годов) защищает идеалы демократических Афин, хотя действие происходит во время правления легендарного царя Тесея [3, с. 34]. Этот список может быть в значительной степени расширен наблюдениями других новейших авторов. Особо отметим, что эта тема традиционно оказывается в центре внимания отечественных исследователей, особенно активно она разрабатывается в последние десятилетия в работах Л. П. Маринович и И. Е. Сурикова. По мнению С. Я. Лурье, в тексте трагедии Эсхила «Евмениды» можно увидеть очевидные намеки на внешнюю политику Афин, которая отразилась в целом ряде подробностей. К таковым он относит союз с Аргосом, египетский поход, колонизационную политику на Халкидике и в Малой Азии. Л. П. Маринович на примере трагедии Софокла «Аякс» выделила целый ряд идеологических установок афинской демократии, которые обнаруживаются в афинской драме в целом [16]. И. Е. Суриков посвятил свою статью разбору того, каким образом политические коллизии V в. до н. э. воплотились в «Просительницах» Эсхила [17].

Если ранее параллели между сценическим миром трагедии и действительностью демократических Афин расценивались в основном как анахронистические единичные элементы содержания трагедий, то в последние десятилетия исследователи предлагают более широкие трактовки. В целом ряде работ драма выступает не только как способ специфического выражения историко-политического контекста создания драмы, но и как средство своеобразного разрешения социально-политических конфликтов, причем и во внутриполисной жизни, и во внешней политике. В частности, в контексте империалистической политики Афин драму рассматривают в качестве эффективного средства достижения афинской культурной гегемонии, что осуществляется навязыванием интерпретации, которая предлагается драмой в отношении мифологического наследия и образа героев [18].

В большинстве работ речь идет об отражении в трагедиях не только событий политической истории, но и отдельных элементов концепции демократии, ее оценок, которые современные авторы относят на счет драматургов и пытаются на этом основании говорить о политических воззрениях афинских трагиков.

Однако при подобной постановке вопроса разброс мнений исследователей особенно значителен, так как современные ученые, анализируя произведения одного и того же автора, приходят зачастую к противоположным заключениям. Один из самых ярких примеров — оживленная дискуссия по поводу интерпретации темы Ареопага у Эсхила, участники которой представляют драматурга то сторонником аристократических порядков, то приверженцем демократических преобразований, реформировавших этот старинный органа знати. Разнообразие предложенных толкований поэтического текста Эсхила в конце концов заставляет одного из исследователей с некоторым отчаянием заявить, что «поэт намеренно оставляет свою позицию неясной, . . . позволяющей как реформаторам, так и антиреформаторам ощущать, что он в определенной степени на их стороне» [19, р. 218].

Стремление определить политические взгляды и гражданскую позицию афинских трагиков стимулировало разработку новых методик и подходов к этой теме, что, однако, так и не позволило преодолеть традиционные сложности в интерпретации содержания трагедии. Прежде всего, это проблемы хронологии афинской истории и связанные с этим дискуссионные вопросы датировки драматических произведений. Кроме того, исследователи подчеркивают специфику поэтического источника и особенности презентации драмы, что заставляет пристальное внимание уделить значению в творчестве драматурга самой формы поэтического сочинения, а также целям его создания. В частности, в научной литературе неоднократно отмечалось, что политическая актуальность трагедии могла объясняться не только политическими установками автора: использование современных понятий и аллюзии на существующие государственные институты могли быть продиктованы стремлением автора к более тесному контакту с публикой, к большему эффекту воздействовавших на публику художественных средств.

Возвращаясь к общим тенденциям разработки темы «демократия и театр», отметим в заключение, что в последние десятилетия наряду с точкой зрения, согласно которой содержание драмы питалось исключительно демократическими реалиями и основаниями афинского полиса, значительное распространение получили и более осторожные решения этой проблемы. Так, по мнению Дж. Хендерсона [7, р. 183], демократия вовсе не стала идеологической темой или нормативным/дидактическим стержнем драматических представлений, по крайней мере трагедийных. Он подчеркивает, что в противоположность комедии, презентация полиса в трагедии осуществлялась через категории, скорее, универсальные для полиса в целом, чем характерные для особых его форм, например, демократических. Действительно, трагические поэты обращались к мифологическим сюжетам и вечным темам, имеющим высокий уровень генерализации, избегающим каких-либо ссылок на современные события и прямых связей с ними. В то же время трагедия отличалась от эпоса, из которого она широко черпала мифологические сюжеты, именно привнесением в них черт полисной жизни, причем необязательно исключительно афинской. Другими словами, в выборе сюжетов и тех акцентов, которые аттическая драма в них делала, заметно влияние жизни полиса, его потребностей и интересов. Заметим, что собственно аттические мифы выбирались нечасто, за исключением, конечно, темы Тесея. Часто предпочтение отдавалось мифам традиционно панэллинского статуса и универсальным проблемам.

1. Кулишова О. В. Античная демократия и театр // Вестн. СПб. ун-та. Сер. 2. 2010. Вып. 1. С. 32-38.

2. Vernant J.-P., Vidal-Naquet P. Myth and Tragedy in Ancient Greece. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. 527 р. (оригинальное издание на французском языке см.: Vernant J.-P., Vidal-Naquet P. Mythe et Tragedie en Grece ancienne: En 2 vol. Paris: Maspero, 1972-1986).

3. Родс П. Дж. Афинский театр в политическом контексте // Вестник древней истории (ВДИ). 2004. № 2. С. 33-56.

4. Goldhill S. The Great Dionysia and Civic Ideology // Nothing to Do with Dionysos?: Athenian Drama in its Social Context / Ed. by J. Winkler, F. Zeitlin. Princeton: Princeton University Press, 1990. P. 97-130 (более ранняя версия — The Great Dionysia and Civic Ideology // Journal of Hellenic Studies (JHS). 1987. Vol. 107. P. 58-76).

5. Goldhill S. Civil Ideology and the Problem of Difference: The Politics of Aeschylean Tragedy, Once Again // JHS. 2000. Vol. 120. P. 34-56.

6. Rhodes P. J. Nothing to Do with Democracy: Athenian Drama and the Polis // JHS. 2003. Vol. 123. P. 104-119.

7. Henderson J. Drama and Democracy // The Cambridge Companion to the Age of Pericles / Ed. by L. J. Samons II. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 179-195.

8. Griffin J. The Social Function of Attic Tragedy // ClQ. 1998. Vol. 48. P. 39-61.

9. Griffin J. Sophocles and the Democratic City // Sophocles Revisited: Essays Presented to Sir Hugh Lloyd-Jones. Oxford: Oxford University Press, 1999. P. 73-94.

10. Wilson P. The Athenian Institution of the Khor3gia: the Chorus, the City and the Stage. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 452 р.

11. Кудрявцева Т. В. Народный суд в демократических Афинах. СПб.: Алетейя, 2008. 464 с.

12. Cole S. G. Procession and Celebration at the Dionysia // Theatre and Society in the Ancient World / Ed. by R. Scodel. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1993. P. 25-38.

13. Sourvinou-Inwood C. Something to Do with Athens: Tragedy and Ritual // Ritual, Finance, Politics: Athenian Democratic Accounts Presented to D. Lewis / Ed. by R. Osborn, S. Hornblower. Oxford: Clarendon Press, 1994. P. 269-290.

14. Maurizio L. Panathenaic Procession: Athens’ Participatory Democracy on Display // Democracy, Empire, and the Art in Fifth-Century Athens / Ed. by D.Boedeker, K. Raaflaub. Harvard: Harvard University Press, 1998. P. 297-317.

15. Лурье С. Я. Политическая тенденция трагедии «Евмениды» // ВДИ. 1958. № 3. С. 4254.

16. Маринович Л. П. Гражданин на празднике Великих Дионисий и полисная идеология // Человек и общество в античном мире. М.: Изд-во ИВИ РАН, 1998. С. 295-262.

17. Суриков И. Е. Трагедия Эсхила «Просительницы» и политическая борьба в Афинах // ВДИ. 2002. № 1. С. 15-24.

18. Kowalzig B. An Empire of Heroes // Drama III: Studies in Honor of Kevin Lee / Ed. by P. Wilson, F. Mueke, J. Davidson. (Bulletin of the Institute of Classical Studies. Suppl. 87.) London: Methuen, 2006. P. 79-98.

19. Sommerstein A. H. Tragedy and the Polis. Bari: Levante, 1993. 286 p.

Статья поступила в редакцию 27 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.