УДК 72.01
ШИПИЦЫНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА, канд. архит., профессор, oshipits@usaaa. ru
КОНДРАШИНА СОФЬЯ ВСЕВОЛОДОВНА, аспирант, kondr. sonia@gmail. com
Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23
ТЕМА АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ РОССИИ ТРИДЦАТЫХ ГОДОВ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА
Обобщены публикации российской профессиональной периодической печати 30-х годов XX - начала XXI века, посвященные теме архитектурного ансамбля. Предложена систематизация и периодизация статей об архитектурном ансамбле. Выявлен спектр высказанных авторами мыслей. Было определено, что в течение этого периода ансамбль преимущественно воспринимается либо как неотъемлемый элемент городского пространства, либо как прекрасный образец архитектуры прошлых лет.
Ключевые слова: архитектурный ансамбль, архитектурные мысли, профессиональная периодическая печать, статья.
SHIPITSYNA, OLGA ALEKSANDROVNA, Cand. of arch. sc., prof., oshipits@usaaa. ru
KONDRASHINA, SOFIA VSEVOLODOVNA, P.G.,
kondr. sonia@gmail. com
Ural state academy of architecture and arts,
23 Karla Liebknechta st., Ekaterinburg, 620075, Russia
THE THEME OF ARCHITECTURAL ENSEMBLE IN PERIODICALS OF RUSSIA OF THE THIRTIETH YEARS OF THE XXth CENTURY - AT THE BEGINNINGS OF XXIst CENTURY
The periodical editions of Russia of the thirtieth years of the XXth century and at the beginning of the XXIst century devoted to an architectural ensemble are generalized. Systematization and periodization of publications about an architectural ensemble were offered. At the analysis of the substantial information about architectural ensembles, the spectrum of the thoughts stated by authors has been revealed. It has been defined that during this period the ensemble is mainly perceived either the integral element of city space, or as the fine sample of architecture of last years.
Keywords: an architectural ensemble, architectural thoughts, professional periodicals, article.
Введение
В настоящее время в области фундаментальной архитектурной науки возобновляется интерес к важнейшим для профессиональной деятельности архитектора категориям и понятиям, но только на качественно ином уровне. К таким базовым понятиям отечественного архитектуроведения, которые требуют переосмысления и дальнейшей корректировки сложившихся в профес-
© О. А. Шипицына, С. В. Кондрашина, 2011
сиональном сообществе определенных стереотипов, относится и понятие архитектурного ансамбля. Для отечественной архитектурной науки характерно довольно регулярное обращение к теме ансамбля. При этом поднимаются самые разнообразные проблемы, высказываются различные точки зрения, порой по-разному понимается и сам термин «архитектурный ансамбль». Такое разноплановое осмысление проблем ансамбля стимулировало появление большого количества разнородных текстов, требующих тщательного изучения. Поэтому сегодня чрезвычайно актуально обобщить уже имеющиеся публикации о феномене архитектурного ансамбля, написанные в течение минувшего столетия, осознать его место и значение для формирования современной теории.
В рамках существующих исследований архитектурного ансамбля задача изучения текстов об этом феномене как самостоятельная проблема не ставилась, а, главным образом, решались вопросы, связанные с восприятием и формированием ансамблей, их взаимодействием с окружающей средой (работы И.В. Жолтовского, В.А. Лаврова, А.В. Бунина, М.Г. Кругловой, А.В. Иконникова, Ю.В. Ранинского и др.). В архитектуроведении только начинает формироваться направление исследований выраженной в текстах архитектурной мысли, а при изучении периодической печати акцентируется внимание на иных вопросах архитектурной деятельности [1-3]. Однако в последнее время все-таки стали появляться работы, в которых показано развитие представлений об архитектурном ансамбле с демонстрацией отдельных текстов [4], но в них отсутствует изучение статей в периодических изданиях, а сконцентрировано внимание на книгах признанных теоретиков архитектуры.
В связи с этим особый научный интерес представляет исследование публикаций об архитектурном ансамбле, созданных в период с 30-х годов XX века и до начала XXI века в профессиональной периодической печати. Это время накопления и углубления информации, появления наиболее значимых профессиональных журналов, газет и периодических продолжающихся изданий. Изучение публикаций в профессиональной периодической печати представляется наиболее актуальным, поскольку информация, представленная в них, показательна, выявляет различные позиции и мнения авторов, в отличие от информации в книгах, отражающей общепринятое отношение к какой-либо теме. Анализируя публикации в периодических изданиях, можно не только отследить взгляды авторов относительно определенных вопросов, касающихся темы ансамбля, но и осмыслить временные характеристики создания работ, осознать их место и значение для дальнейшего развития теории, а также составить достаточно полное впечатление о теоретическом развитии архитектурной мысли определенного периода.
1. Периодические издания 30-х годов XX - начала XXI века
В этот период появились такие издания, как «Архитектура СССР», «Архитектурное наследство», «Архитектура мира» и др. Так, с начала 1930-х годов стал выходить журнал «Архитектура СССР», поднимавший злободневные вопросы архитектуры. В течение своей практически 60-летней деятельности он многогранно освещал проблемы архитектуры, в том числе связанные с темой архитек-
турного ансамбля, и долгие годы оставался ведущим изданием в области архитектуры. Широк спектр тем, поднимавшихся на страницах «Архитектуры СССР»: от анализа планировки поселковых площадей до возведения новых архитектурных ансамблей, от констатации итогов пленума Правления Союза архитекторов СССР до вопросов реконструкции ансамблей и взаимодействия наследия с современными постройками, от особенностей восприятия ансамблей до композиционных принципов их построения. Стоит отметить, что журнал «Архитектура СССР» не только освещал архитектурные вопросы, но и являлся рупором политической жизни противоречивых десятилетий [5]. В этом аспекте показательно, что журнал был создан в эпоху всеобщей централизации, а прекратил свое существование в неоднозначное перестроечное время.
Другой журнал, который издавался в 1930-е годы, - «Академия архитектуры». Это издание и по тематике, и по подаче материала во многом было схоже с журналом «Архитектура СССР», возможно, поэтому оно и уступило ему свое место, прекратив существование в конце 1930-х годов.
В 1950-е годы появилось периодическое издание «Архитектурное наследство», акцентирующее внимание на сугубо исторических вопросах, связанных с архитектурой. Авторы этого издания изучали монастырские и дворцовопарковые ансамбли, городские центры, улицы и площади городов. Другое периодическое издание «Архитектура мира» (издается с начала 1990-х годов) обращается в равной степени как к историческим, так и к теоретическим проблемам архитектуры. На его страницах можно встретить следующие темы: послевоенное ансамблевое высотное строительство в Москве, дворцовые и культовые ансамбли, композиционные особенности площадей и другие.
Посвященные архитектуре газеты, которые издавались в период с 1970-х годов по 1990-й год («Архитектура. Приложение к строительной газете» и «Архитектура. Приложение к газете «Советская культура»), поднимали в большей мере вопросы, касающиеся современной архитектуры; то же самое можно сказать относительно журналов того времени, таких как «Строительство и архитектура Москвы», «Строительство и архитектура Ленинграда». Авторы этих изданий писали о современных ансамблях крупных городов, о спортивных, промышленных сооружениях, о постройках, композиционно завершающих исторические ансамбли.
При общем снижении интереса к проблемам архитектуры, а особенно к проблемам архитектурного ансамбля, журналы, издающиеся в XXI веке, имеют разнонаправленный характер («Проект Россия», «Архитектура. Строительство. Дизайн», «Архитектура и строительство Москвы», «Архитектон: известия вузов» и др.). Направленность вопросов, отраженных в этих изданиях, варьируется от рассмотрения исторических архитектурных ансамблей и вопросов, связанных с их восстановлением, до изучения роли и места ансамбля в структуре города.
2. Систематизация и периодизация статей
Среди всего массива статей об архитектуре, опубликованных в периодической печати в промежуток с 30-х годов XX века и до начала XXI века, были
выделены только тексты, в названиях которых присутствует термин «ансамбль» или «архитектурный ансамбль», а также те, заголовки которых говорят о том, что речь в них идет об ансамбле. В итоге было отобрано 120 работ, в число которых входят публикации в журналах, периодических изданиях и газетах. Из них 43 текста опубликовано в журнале «Архитектура СССР» и 31 текст в издании «Архитектурное наследство», что, безусловно, дает право говорить о них как о ведущих изданиях XX века.
Первоначальное рассмотрение текстов позволило выделить временные отрезки повышенного внимания к теме архитектурного ансамбля - это 1930-е, 1950-е и 1970-1980-е гг. На протяжении периода с 30-х годов XX века до начала XXI века количество изданий не было статично: на смену одним приходили другие. В 1930-е гг. большинство публикаций об архитектурном ансамбле принадлежало изданиям «Архитектура СССР» и «Академия архитектуры», в 1950-е гг. - «Архитектурному наследству», «Советской архитектуре» и «Архитектуре СССР». В 1970-1980-е гг. появляются газеты об архитектуре и строительстве в Союзе, которые также внесли вклад в развитие теории архитектурного ансамбля. В этот период большое количество публикаций по-прежнему принадлежало журналу «Архитектура СССР» и периодическому изданию «Архитектурное наследство».
Таким образом, в журнале «Архитектура СССР» было выявлено три десятилетия, характеризующихся повышенным вниманием к теме архитектурного ансамбля - это 1930-е, 1950-е и 1970-е гг. (рис. 1); в «Архитектурном наследстве» - два периода - 1950-е и 1970-е гг. (рис. 2).
Кол-во
1930-егг. 1940-егг. 1950-егг. 1960-егг. 1970-егг. 1980-егг.
Рис. 1. Изменение интереса авторов к теме архитектурного ансамбля в журнале «Архитектура СССР»
Интерес авторов к теме архитектурного ансамбля изменялся с годами под влиянием определенных исторических факторов, так как тексты неразрывно связаны с пространственно-временным окружением - с социально-
экономическими, культурными, идеологическими характеристиками времени. Анализ временного периода со статистических позиций, а также с позиций обобщенного восприятия исторического контекста создания работ на этапе первичного исследования позволил выделить периоды обращения авторов к теме ансамбля в профессиональной печати.
Кол-во
■
■
;1 ■ ■ -
1950-е гг. 1960-е гг. 1970-е гг. 1980-е гг. 1990-е гг. 2000-е гг.
Рис. 2. Изменение интереса авторов к теме архитектурного ансамбля в периодическом издании «Архитектурное наследство»
Первый период повышенного интереса к теме приходится на 1930-е -начало 1940-х годов с наибольшим количеством публикаций в 1935-1939 гг. В 1930-е годы, во время всеобщего подчинения единой идеологии, архитектурный ансамбль стал лучшим способом показать людям мощь архитектуры новой страны и, соответственно, величие государства. Построение социалистического будущего требовало формирования нового архитектурного стиля, этим стилем стал советский неоклассицизм. Возведение архитектурных ансамблей новой стилистики в это время привело не только к появлению большого количества текстов о современных ансамблях, но и возродило интерес и к ансамблям историческим. Авторами текстов этого периода являются В. Шквариков «Архитектурно-планировочные ансамбли Керчи», С. Безсонов «Архитектурный ансамбль бывшей Троице-Сергиевской лавры», изучавшие исторические ансамбли; В. Лавров, рассматривавший проблемы ансамбля с теоретической точки зрения в статье «Вопросы архитектурно-планировочного ансамбля»; Л. Ильин, заострявший внимание на градостроительных вопросах в работе «Ансамбль в архитектуре города»; Н. Былинкин, поднимавший вопросы современного ансамблевого строительства в статье «Старые и новые ансамбли Ленинграда (о городе и квартале)» и многие другие. Закономерным является резкое сокращение текстов об архитектурном ансамбле в военные и послевоенные годы.
Второй период возросшего интереса к вопросам формирования ансамблей приходится на 1950-е годы с наибольшим количеством публикаций в 1950-1954 гг. В этот период в полную силу началось восстановление разрушенных в ходе Великой Отечественной войны городов и увеличились темпы нового строительства. Застройка послевоенных лет, в особенности ансамблевая, демонстрировала «торжество победившего социализма» в стране. К числу работ данного периода относятся тексты О. Швидковского «Проблемы архитектурного ансамбля центра Сталинграда», О. Смирновой «Проблемы архитектурного ансамбля в строительстве Магнитогорска», А. Жукова «Архитектурнопланировочный ансамбль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки», в которых поднимаются проблемы формирования новых ансамблевых систем города; Б. Васильева «К истории планировки Петербурга во второй половине XVIII в.», Г. Рабиновича «Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря», В. Павличенкова «Ансамбль Иосифово-Волоколамского монастыря», обращенные к историческим вопросам темы архитектурного ансамбля.
Вслед за ростом интереса к теме архитектурного ансамбля в 1950-е годы последовал спад в 1960-е годы. В это время акцент в области архитектуры ставился не на улучшении свойств пространственной среды путем создания ансамблей, а на количественных характеристиках строительства.
Третий период повышенного внимания к теме архитектурного ансамбля приходится на 1970-1980-е годы. Рекордное количество публикаций было создано в 1975-1979 годы. Развернувшееся массовое строительство жилья в конце 1950-х годов привело к тому, что облик многих городов страны изменился, и перед архитекторами встал вопрос гармонизации пространства, в том числе и при помощи возведения новых архитектурных ансамблей. В свою очередь, строительство новых ансамблей и, кроме того, развитие архитектурной науки привели к увеличению интереса авторов и к теоретическим, и к историческим вопросам формирования архитектурных ансамблей. Так, авторами теоретических текстов этого периода являются Л. Кулага «Вопросы формирования общественных центров городов», М. Бархин «Комплект-комплекс-ансамбль», И. Бондаренко «Художественная природа древнерусского ансамбля», исторических - О.Х. Халпахчьян «Принципы сложения культовых ансамблей Армении», Л. Лоповок «Исторические уроки формирования архитектурного ансамбля», М.Б. Михайлова «Соборные площади новых городов юга России периода классицизма».
В связи с возросшими темпами строительства в это время особое место занимают тексты критические, в которых заостряются вопросы формирования ансамблей, а также взаимодействия новых архитектурных форм с исторически сложившимися ансамблями (работы Ю.В. Ранинского «Ансамбли старого Парижа и некоторые вопросы преемственности» и «Центры исторических городов и проблемы их реконструкции», Ю. Сомова «К вопросу формирования архитектурных ансамблей» и «Новое и старое. Композиционные связи», В. Егерева «Формирование архитектурных ансамблей»). Стоит отметить, что именно с 1970-х годов авторы стали все чаще обращаться к теоретическому осмыслению темы архитектурного ансамбля. Эта тенденция сохранилась вплоть до начала XXI века, несмотря на общее сокращение количества публикаций.
Четвертый период обращения к теме архитектурного ансамбля приходится на 90-е годы XX - начало XXI в. Наибольшее количество статей было создано в 1995-1999 годы. Увеличение интереса авторов к архитектурной проблематике в это время связано с гипертрофированными темпами строительства, которые заставили задуматься об основополагающих вопросах зодчества, касающихся в том числе и архитектурных ансамблей. Этому периоду присуща, с одной стороны, многовариантность, так как в это время появилось много журналов, посвященных вопросам архитектуры и дизайна, а с другой стороны, нестабильность, связанная с изменчивым характером внимания к теме. Среди работ данного временного промежутка можно выделить статьи
Н. Павлова «О двух системах высотного построения крупных культовых ансамблей», Ю.Чантурии «Ансамбль главной площади Полоцка в конце XVIII-XIX в.» и «Композиция ансамбля площади в белорусском градостроительстве второй половины XVIII в.», А. Слабухи «Норильск был задуман как система ансамблей», в которых осмысляются как теоретические, так и исторические вопросы архитектурного ансамбля.
Таким образом, было выявлено, что первая «волна» повышенного интереса к теме архитектурного ансамбля в профессиональной печати приходится на 1930-е гг., вторая - на послевоенные 1950-е гг. Абсолютно рекордное количество текстов об ансамбле появилось в 1970-1980-е гг. С конца 1970-х гг. начался постепенный спад обращения авторов к ансамблевой проблематике, который продолжался вплоть до начала XXI века (рис. 3).
Кол-во 40
35
30
25
20
15
10
5
О
Рис. 3. Изменение интереса авторов к теме архитектурного ансамбля во всей профессиональной периодической печати 30-х годов XX - начала XXI века в контексте периодизации
Проведенное изучение работ об архитектурном ансамбле позволило оценить степень внимания авторов к данной теме за выбранный период, воспринять основные исторические события временного промежутка. Приведенная периодизация дает право утверждать, что для текстов с 30-х годов XX и до начала XXI века характерно обращение к теме архитектурного ансамбля. Но в разные десятилетия этого периода тексты возникали под влиянием различных исторических событий. Существование же на протяжении восьмиде-
сяти лет интереса авторов к ансамблевой проблематике в профессиональной печати говорит о необходимости проведения исследования текстовой информации с выявлением архитектурных мыслей авторов.
3. Архитектурные мысли текстов
Обобщенное рассмотрение фактуально-концептуального содержания работ [6] способствовало вычленению основных направлений развития теоретической мысли авторов в период с 30-х годов XX и до начала XXI в.
Так, в 1930-е и 1940-е годы авторы в большей мере писали о проблемах формирования новых ансамблевых форм, а также о реконструкции городов, при которой первоочередной задачей архитекторов должен являться ансамблевый подход при проектировании зданий и сооружений. 1950-е годы были ознаменованы увеличением числа рассматриваемых авторами вопросов теории архитектуры. В это время в статьях по-прежнему акцентируется внимание на проблемах создания новых ансамблей и реконструкции разрушенных в ходе войны городов, но появляется и новая весомая тема, связанная с описанием исторического наследия прошлого. В 1960-е годы авторы статей обращаются только к данной теме в рамках изучения архитектурных ансамблей. 1970-е годы были отмечены большим разнообразием поднимаемых тем. Это и вопросы, заостряемые авторами в минувшие десятилетия, а также те, которые впервые появились на страницах изданий именно в этот период. Среди них можно выделить темы, связанные с изучением основных особенностей ансамблей (планировочных, композиционных, художественных, средовых), осмыслением их роли в национальной архитектуре, рассмотрением и сравнением ансамблевых образований одного временного этапа. Для 1970-х годов также характерно обращение авторов к теме преемственности и смежной с данным вопросом теме сочетания старых и новых зданий в едином архитектурном ансамбле.
В 1980-е годы авторы статей продолжают подчеркивать важность формирования архитектурных ансамблей для создания единого целостного облика города, описывать исторические ансамбли, изучать их композиционные особенности. Кроме того, в это время появляются публикации, в которых рассматриваются «дополнительные» элементы ансамблей - малые архитектурные формы, скульптура. Для 1990-х годов характерно обращение авторов к изучению построения архитектурных ансамблей как на временном, так и на стилевом уровнях. В это время по-прежнему много статей посвящено описанию ансамблей прошлого. В 2000-е годы авторы пишут о необходимости сохранения исторических ансамблей, о том, что каждое отдельно взятое здание должно являться закономерной частью общего городского ансамбля, о том, что ансамбли - это основные узлы городской структуры.
Исследование текстов позволило изучить обращение авторов в статьях к историческим и современным объектам. Анализ показал, что в период 1930-1960-х годов авторы уделяли внимание почти в равной степени как историческим, так и вновь построенным ансамблям при небольшом приоритете современных объектов. Обращение авторов к современным вопросам ансамблевого строительства можно объяснить тем, что на 1930-1950-е годы приходится пик строительства объектов неоклассицизма. Ситуация изменилась
в 1960-е годы, когда авторы стали уделять повышенное внимание архитектурному достоянию прошлого. Эта тенденция сохранилась до наших дней. И если в 1970-е годы в статьях еще поднимались вопросы современного строительства, связанные с возведением архитектурных ансамблей общественных центров городов и новых жилых районов, то в 1980-е годы число работ, касающихся объектов современного строительства, резко пошло на убыль. В период 90-х годов XX - начала XXI века не было опубликовано ни одной статьи, поднимающей вопросы современного ансамблевого строительства.
Рассмотрение содержательных особенностей статей позволило выделить архитектурные мысли, которые формулировались в текстах периода 30-х годов XX - начала XXI в. в контексте темы ансамбля. Словосочетание «архитектурная мысль» используется в терминологическом значении, поскольку любой специальный текст на тему архитектуры отражает авторские мысли в этой области. В целом, архитектурные мысли - это итог обобщения всех изучаемых статей [7], это сжатые фактуально-концептуальные данные публикаций. Но при этом стоит отметить, что если определенная архитектурная мысль использовалась в тексте единожды, после не тиражируясь в других статьях, то ее формулировка бралась в первоначальном варианте. В итоге обобщение позволило свести основное содержание всех 120 статей к следующим 14 позициям.
1. Реконструкция городов должна осуществляться на основе целостного архитектурно-планировочного решения. Данная архитектурная мысль формулировалась авторами в 1930, 1950 и 1970-е годы. В 1930-е годы появлению публикаций способствовала реконструкция Москвы, в 1950-е - послевоенное восстановление городов, в 1970-е - состоявшаяся конференция ИКОМОС по вопросам реконструкции исторических городов, а также возведение новых ансамблей в середине XX века.
2. Формирование ансамблей - один из важнейших аспектов градостроительства. Эту архитектурную мысль авторы высказывали в статьях в периоды 1930-1950-х и 1970-1980-х годов, а также в 2000-е годы. При этом во все десятилетия она формулировалась в контексте рассмотрения общих вопросов ансамблевости, а в периоды 1930-1950 и 1970-1980-х годов -и в рамках описания новых ансамблевых форм.
3. Ансамблевые системы нуждаются в поиске новых решений. Данная авторская идея имела определяющее значение только в одной статье 1970-х годов в контексте изучения вопроса формирования общественных центров городов.
4. При создании ансамблей необходим учет особенностей окружения. Как и предыдущая, эта архитектурная мысль получила полное выражение только в одной публикации 1940-х годов в рамках описания современных ансамблей.
5. При проектировании отдельных зданий необходимо думать о целостном ансамбле. Формулирование данной архитектурной мысли можно встретить в публикациях периодов 1930-1950-х и 1970-1980-х годов, а также в статьях 2000-х годов. В первый период авторы обращались к ней при рассмотрении новых ансамблевых систем и анализе проблем, связанных с организацией улиц. Во второй период она также высказывалась в рамках анализа современных ансамблей и в контексте изучения вопросов восприятия ансамб-
левых форм. В 2000-е годы эта авторская идея формулировалась при описании современных объектов.
6. Гармоничные ансамбли являются замечательными образцами архитектуры. Эта архитектурная мысль высказывалась авторами статей в 1930-е годы, а также в период 1950-1990-х годов. Она формулировалась в подавляющем большинстве случаев при описании исторических памятников ансамблевого строительства.
7. Ансамбль характеризует собой развитие зодчества на определенном временном этапе. Данная авторская мысль имела скачкообразное развитие: она высказывалась в 1930-е, 1950-е, 1970-е годы и в период 1990-2000 годов. При этом во все эти десятилетия она появлялась на страницах изданий в рамках рассмотрения исторических ансамблей, как российских, так и европейских.
8. Большое значение для городских ансамблей имеет грамотное решение связей старого и нового. Эта архитектурная идея освещалась авторами в 1970-е годы в контексте изучения проблемы включения новых объектов в сложившуюся архитектурную среду. При этом авторы акцентируют свое внимание на важности сохранения архитектурной и художественной целостности исторических построек.
9. Архитектурные ансамбли - основные композиционно-художественные узлы города. Данная мысль формулировалась авторами в 1970-е годы и в период 1990-2000-х годов. В 1970-е годы она высказывалась в рамках анализа проблем, связанных с сохранением наследия, а также в рамках описания исторических объектов, в период 1990-2000-х годов - в контексте изучения градостроительных, композиционных, исторических и символических связей русских монастырей, а также изучения формирования архитектурных ансамблей.
10. Преемственность должна быть определяющим фактором при построении архитектурных ансамблей. Эту архитектурную мысль можно встретить на страницах публикаций периода 1970-1980-х годов в рамках рассмотрения проблем формирования новых ансамблевых систем с учетом изучения исторической составляющей места, а также в рамках анализа свойств древнерусской архитектуры как эталона для современных архитекторов.
11. Малые архитектурные формы и скульптуры способствуют созданию оригинальных ансамблевых решений. Данная авторская идея формулировалась только в 1980-е годы при описании архитектурных ансамблей южных городов России.
12. Ансамблевые образования одного периода имеют общие композиционные особенности. Авторы статей высказывали эту архитектурную мысль в период 1970-1990-х годов, изучая особенности построения ансамблей площадей, улиц, культовых сооружений, дворцов.
13. Ансамбли России вобрали в себя как национальные, так и европейские особенности. Эту архитектурную мысль авторы высказывали в 1930-е годы и в период 1970-1990-х годов. В 1930-е годы она формулировалась при рассмотрении архитектурно-планировочных монастырских ансамблей, в период 1970-1990-х годов - при изучении приемов построения ансамблевых образований ярмарок России конца XVIII - начала XIX века, а также исторических и современных ансамблей Москвы и Петербурга.
14. Первоочередное значение имеет сохранение исторических ансамблей. Авторы формулировали данную архитектурную концепцию в период 1990-2000-х годов в рамках рассмотрения формирования городов и, соответственно, городских ансамблей, а также в рамках изучения проблем, связанных с использованием наследия в исторических городах.
Вышеперечисленные архитектурные можно объединить в четыре группы, сформулировав для каждой группы общую концепцию трактовки феномена архитектурного ансамбля.
Для первой группы ведущей является концепция «многогранный процесс формирования ансамблей является одним из важнейших аспектов градостроительства, требующего целостное архитектурно-планировочное решение». Эта группа объединяет следующие мысли: «реконструкция городов должна осуществляться на основе целостного архитектурно-планировочного решения», «формирование ансамблей - один из важнейших аспектов градостроительства», «при создании ансамблей необходим учет особенностей окружения», «при проектировании отдельных зданий необходимо думать о целостном ансамбле», «малые архитектурные формы и скульптуры способствуют созданию оригинальных ансамблевых решений».
Для второй группы - «гармоничные ансамбли являются замечательными образцами архитектуры». В нее входит одноименная архитектурная мысль, а также мысли о том, что «первоочередное значение имеет сохранение исторических ансамблей», что «архитектурные ансамбли - основные композиционно-художественные узлы города».
Для третьей группы - «ансамбль характеризует собой развитие зодчества на определенном временном этапе». В эту группу входят как одноименная архитектурная мысль, так и мысли о том, что «ансамблевые образования одного периода имеют общие композиционные особенности», «ансамбли России вобрали в себя как национальные, так и европейские особенности» и «ансамблевые системы нуждаются в поиске новых решений».
Для четвертой группы - «большое значение для городских ансамблей имеет грамотное решение связей старого и нового». В нее входит одноименная мысль, а также мысль о том, что «преемственность должна быть определяющим фактором построения ансамблей».
Выделение всех архитектурных мыслей, а также анализ их появления во времени способствовал изучению обобщенных количественных данных формулирования различных авторских мыслей (рис. 4). Так, из схемы видно, что наибольшим «разнообразием» архитектурных мыслей были отмечены 1970-е годы (11 из 14 позиции). На втором месте «находятся» 1980-е годы - семь авторских концепций, на третьем - 1930 и 1990-е годы - шесть различных сформулированных архитектурных мыслей. Почти во все десятилетия изучаемого временного промежутка формулировались только две мысли: «формирование ансамблей -один из важнейших аспектов градостроительства» и «гармоничные ансамбли являются замечательными образцами архитектуры».
Если за принцип выделения групп архитектурных мыслей принять их существование во времени, то можно выделить несколько групп:
- авторские концепции, которые в большей мере непрерывно развивались на протяжении нескольких десятилетий (такие мысли, как «формирование ан-
самблей - один из важнейших аспектов градостроительства», «при проектировании зданий необходимо думать о целостном ансамбле», «гармоничные ансамбли являются замечательными образцами архитектуры», «преемственность должна быть определяющим фактором при построении ансамблей», «ансамблевые образования одного периода имеют общие композиционные особенности», «ансамбли России вобрали в себя как национальные, так и европейские особенности» и «первоочередное значение имеет сохранение исторических ансамблей»);
- идеи, которые формулировались только в рамках одного или нескольких десятилетий, но обособленно друг от друга (такие мысли, как: «реконструкция городов должна осуществляться на основе целостного архитектурнопланировочного решения», «ансамблевые системы нуждаются в поиске новых решений», «при создании ансамблей необходим учет особенностей окружения», «ансамбль характеризует собой развитие зодчества на определенном временном этапе», «большое значение для городских ансамблей имеет грамотное решение связей старого и нового», «малые архитектурные формы и скульптуры способствуют созданию оригинальных ансамблевых решений»);
- архитектурные мысли, которые сначала существовали обособленно одно десятилетие, а затем, через некоторое время, развивались в течение нескольких десятилетий (например, такая мысль, как «архитектурные ансамбли
- основные композиционно-художественные узлы города»).
Ар хитектур ны е мысли
Первоочередное значение имеет сохранение исторических ансамблей Ансамбли России вобрали в себя как национальные, так и европейские особенности Ансамблевые образования одного периода имеют общие композиционные особенности Малые архитектурные формы и скульптуры способствуют созданию оригинальных ансамблевых решений Преемственность должна быть определяющим фактором при построении архитектурных ансамблей
Архитектурные ансамбли -основные композиционно -художественные узлы города Большое значение для городских ансамблей имеет грамотное решение связей старого и нового Ансамбль характеризует собой развитие зодчества на определенном временном этапе “армоничные ансамбли являются замечательными образцами архитектуры
При проектировании отдельных зданий необходимо думать о целостном ансамбле При создании ансамблей необходим учет особенностей
Ансамблевые системы нуждаются в поиске новых решений Формирование ансамблей - один из важнейших аспектов гр ацостроительства Реконструкция городов должна осуществляться на основе целостного архитектурнопланировочного решения
Рис. 4. Появление архитектурных мыслей во времени
Выделение всех архитектурных мыслей, а также анализ их появления во времени способствовали изучению количественных данных формулирования различных авторских мыслей. Наибольшим «разнообразием» архитектурных мыслей были отмечены 1970-е годы. На втором месте «находятся» 1980-е, на
третьем - 1930-е и 1990- е годы. Тем не менее, почти для всех десятилетий изучаемого временного промежутка была характерна формулировка двух мыслей: «формирование ансамблей - один из важнейших аспектов градостроительства» и «гармоничные ансамбли являются замечательными образцами архитектуры».
Выводы
Итак, систематизация статей периодической печати 30-х годов XX - начала XXI в. позволила подтвердить высказанное предположение о том, что авторы постоянно обращаются к осмыслению вопросов ансамблевости, но только на разных уровнях (теоретическом, историческом и критическом). При этом была установлена определенная периодичность обращения авторов к теме ансамбля и выделены временные промежутки повышенного интереса к теме - 1950-е, 1970-е и 1980-е годы.
Исследование содержательной информации, заложенной в текстах об архитектурных ансамблях, позволило выявить спектр высказываемых авторами мыслей, а также наиболее часто встречающиеся архитектурные мысли о том, что «формирование ансамблей - один из важнейших аспектов градостроительства» и «гармоничные ансамбли являются замечательными образцами архитектуры». Формулирование авторами первой мысли дает право сказать, что архитекторы воспринимают ансамбль как неотъемлемый элемент городского пространства. Вторая же авторская концепция подчеркивает ценность наследия - прекрасных архитектурных ансамблей прошлых лет.
Таким образом, как в 30-е годы XX, так и в начале XXI века авторы продолжают рассматривать проблемы архитектурного ансамбля. Это означает, что с течением времени тема не потеряла своей актуальности и до сих пор ансамбль воспринимается архитекторами как значимое образование городской среды, как некая основополагающая структура, к которой они должны стремиться при формировании облика города.
Библиографический список
1. Шипицына, О.А. Методика изучения процесса интерпретации архитектурного произведения в курсе «Архитектурная критика» / О.А. Шипицына, И.В. Тарасова // Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы: материалы Международ. науч. конф., 19-25 сентября 2004. - Волгоград, 2004. - С. 136-139.
2. Тарасова, И.В. Методика исследования выраженной в тексте архитектурной мысли / И.В. Тарасова // Новые идеи нового века - 2010: материалы Десятой международной научной конференции ИАС ТОГУ / Тихоокеанский государственный университет. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та., 2010. - С. 354-356.
3. Свечникова, А.А. Развитие градостроительной проблематики в архитектурных периодических изданиях России [Электронный ресурс] / А. А. Свечникова // Архитектон: известия вузов. - 2005. - № 1 (9). - Условия доступа: http://archvuz.ru/numbers/2005_1/up4
4. Амельянц, А.А. Развитие представлений об ансамбле в теории градостроительства : дис. ... канд. архит.: 18.00.01. - М., 2004. - 120 с.
5. Фесенко, Д. «Архитектура СССР» в контексте архитектурного процесса / Д.Фесенко // Архитектура СССР. - 1991. - № 3. - С. 46-53.
6. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. -М. : Наука, 1981. - 140 с.
7. Шипицына, О.А. Архитектуроведение и архитектурная критика / О.А. Шипицына. -Екатеринбург : Архитектон, 2001. - 173 с.