Научная статья на тему 'Особенности градостроительных усовершенствований архитектурных ансамблей площадей в контексте исторической эволюции'

Особенности градостроительных усовершенствований архитектурных ансамблей площадей в контексте исторической эволюции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1809
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ГОРОДА / АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ПЛОЩАДИ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЛОЩАДЬ / ГОРОД / АГОРА / ФОРУМ / ARCHITECTURAL-ARTISTIC IMAGE OF THE CITY / THE ARCHITECTURAL ENSEMBLE OF THE SQUARE / URBAN DEVELOPMENT / THE AREA / THE CITY / THE AGORA / THE FORUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бондаренко Татьяна Викторовна

Проанализированы особенности градостроительных усовершенствований архитектурных ансамблей площадей в контексте исторической эволюции. Делается вывод о том, что первым городским образованием является площадь, история создания которой своими корнями уходит в Древний Рим и Древнюю Грецию, так как именно в городах этих государств площадь зарождается как градостроительный элемент. Выявляется закономерность формирования общественного центра крупных городов в виде системы из двух или трех непосредственно рядом расположенных площадей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бондаренко Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Urban Planning Development of Architectural Complex of Squares in the Context of Historical Evolution

The peculiarities of the urban planning development of the architectural ensemble of squares in the context of historical evolution are analyzed. And the conclusion is that the first urban formation squares, which history of creation is rooted in Ancient Rome and Ancient Greece, because square as an urban element appears in the towns of these states. The regularities of the big cities public centre forming by way of the system consisting of two or three squares that are situated next to each other are found out.

Текст научной работы на тему «Особенности градостроительных усовершенствований архитектурных ансамблей площадей в контексте исторической эволюции»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 10 (301). Филология. Искусствоведение. Вып. 76. С. 138-141.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Т. В. Бондаренко

ОСОБЕННОСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЙ АРХИТЕКТУРНЫХ АНСАМБЛЕЙ ПЛОЩАДЕЙ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Проанализированы особенности градостроительных усовершенствований архитектурных ансамблей площадей в контексте исторической эволюции. Делается вывод о том, что первым городским образованием является площадь, история создания которой своими корнями уходит в Древний Рим и Древнюю Грецию, так как именно в городах этих государств площадь зарождается как градостроительный элемент. Выявляется закономерность формирования общественного центра крупных городов в виде системы из двух или трех непосредственно рядом расположенных площадей.

Ключевые слова: архитектурно-художественный образ города, архитектурный ансамбль площади, градостроительное развитие, площадь, город, агора, форум.

Каждая площадь, от начала ее формирования до исчезновения или современного бытования, становится в контексте исторической эволюции зеркалом истории общества. Для выявления особенностей градостроительных принципов формирования архитектурных ансамблей площадей важно решить следующие задачи: проанализировать представления об архитектурном ансамбле площади, обобщить опыт градостроительных приемов формирования архитектурных ансамблей площадей в исторической ретроспективе, выявить градостроительные особенности формирования архитектурных ансамблей площадей периода до-индустриальных цивилизаций.

К V в. до н. э. начинается расцвет великой цивилизации - античной Греции, главные площади которой играли первостепенную роль в градостроительной практике, так как на них протекала большая часть общественной жизни. «Агора - городская площадь, имевшая первоначально торговое назначение. С развитием общественной жизни становится политическим центром города... На площади находились храмы и другие общественные сооружения» [4. С. 49]. Агора в древнегреческом городе была местом, где под открытым небом заседал городской совет. Вторая главная площадь античного города - рынок. Витрувий писал: «Греки делают свои рыночные площади в форме квадрата с вместительными двухпролетными портиками.» [3. С. 176]. Для архитектурных ансамблей площадей Греции периода эллинизм характерно строительство

храмов меньших размеров. «Идея обобщения площадей общественного и культового характера реализуется при помощи застройки пери-стильными колоннадами» [4. С. 53].

Эллинизм оказал решающее влияние на архитектуру Древнего Рима. От древних форумов веет чувством гармонии подобно прекрасной музыке. Форум для римлянина - это весь мир: в нем отражено представление человека о том, какой должна быть площадь. Площадь решается посредством синтеза искусств: все живет в едином замысле. Еще Аристотелем была высказана мысль о том, что город должен быть не только безопасным местом для проживания людей, но и одновременно делать их счастливыми [6. С. 39].

Города Рима по функциональному признаку подразделялись на ремесленные, торговые, административные, культурные. Но, несмотря на это, форум являлся главным архитектурным ансамблем, для которого были характерны следующие признаки: объекты площади доминировали как наиболее богатые и выразительные; функция архитектурного ансамбля площади как общественного образования не связана с функцией города; территория архитектурного ансамбля главной площади занимает центральную часть. Улицы не нарушают замкнутого пространства античного форума: памятники стоят не в середине площади, а по ее краям. Форум для города был тем же, что и атриум для дома - благоустроенный, богато обставленный главный зал. Как правило, на одном форуме были собраны сотни скульптур и

все монументальные постройки. Поучительно расположение на древних площадях фонтанов и монументов. О свободной середине римских форумов можно прочесть у Витрувия, который писал, что середина принадлежала не статуям, а гладиаторам [3. С. 42]. В современной градостроительной практике памятники устанавливаются в середине площадей. Помимо традиционных площадей, восходящих к греческому прототипу, на востоке Римской империи встречались круглые и овальные в плане площади, оставшиеся локальным явлением в римском градостроительстве.

С XI в. наблюдается технический прогресс в Средневековье. «Причудливая планировка и живописные силуэты ранних средневековых городов обусловлены стихийностью их роста. Организующим центром города была рыночная площадь» [4. С. 81]. Площади с соборами, дворцами и городскими ратушами размещались на возвышенности. Средневековые площади можно классифицировать по форме: веретенообразная, вытянутая (улица-площадь), нерегулярная, треугольная [4. С. 81]. Средневековый город имел специфическую архитектурно-планировочную структуру, а его центром являлась площадь. В период готики «центром города является городская площадь с городским собором и ратушей и торговая площадь. Иногда такие площади совмещались на одной территории. Здесь же находились не только торговые ряды, но и дозорная (набатная) башня, городской фонтан» [4. С. 89].

В южной Европе, преимущественно в Италии, где сохранились фрагменты античных городов, прослеживается стремление на главных площадях города объединять наиболее значительные постройки, фонтаны, монументы, скульптуры, атрибуты исторической славы. В итальянских городах образовалось три вида площади: соборная (Domplatz), вокруг которой стоят колокольня, баптистерий и епископский дворец; главная светская площадь Синьория (Signoria), представляющая собой площадь перед правительственной резиденцией; отдельная торговая площадь (Мегсаіо), на которой всегда располагается ратуша [6. С. 49]. В функциональном смысле каждый средневековый архитектурный ансамбль площади отражал систему власти (ратуша, собор, дворец). Рынок, собор, ратуша, дворец являлись композиционными доминантами, возле которых формировались площади.

В современном градостроении незастроенное место на пересечении улиц иногда назы-

вают площадью, но незастроенное место - это еще не городская площадь. Чтобы это место назвать площадью, требуются архитектурные сооружения, украшения, индивидуальность. «Подобно тому, как может быть меблированная или пустая комната, можно говорить о благоустроенных и неблагоустроенных площадях. Однако как на площадях, так и в комнатах главное условие - это замкнутость пространства,» - считает К. Зитте [6. С. 75]. В древние времена знали много средств, которыми можно было добиться замкнутости пространства площади. «Секрет заключается и в том, что выходы улиц ориентированы под углом относительно видовых направлений, а не параллельно им.» [6. С. 77]. В наше время архитекторы стремятся делать площади открытыми.

Существуют глубинный и широтный типы планировки площадей: площади перед церквами - глубинные, а ратушные площади - широтные. Определенное соотношение с доминирующей постройкой имеют размеры площади: «на громадных площадях самые мощные постройки зрительно сокращаются до обычных размеров, так как в искусстве организации пространства все сводится к сомас-штабности... психоэмоциональное ощущение величины не имеет никакой связи с настоящими физическими размерами» [6. С. 89-90]. Существует соотношение между зданиями и площадями: главные площади больших городов больше главных площадей малых городов; несколько площадей в городе могут иметь максимальные размеры, остальные же должны быть минимальными; величина площади должна быть связана с размерами доминирующего на ней здания [6. С. 91-92]; пропорции площади зависят от визуального восприятия натуры, а не от того, как выглядит площадь в плане. Важным фактором является также ширина выходящих на площадь улиц. Размеры скульптур и монументов на огромных площадях должны иметь двойную-трой-ную натуральную величину.

Для современных улиц характерна прямолинейность, а для площадей - абсолютная регулярность. Старые же площади отличает нерегулярность. «Причина этого явления в том, что старые градостроительные образования не родились на чертежной доске, а сформировались постепенно в натуре. Для достижения живописных и архитектурных эффектов нет никакой необходимости в строгой симметрии и безупречной геометрической регулярности»

[6. С. 97]. Наши предки часто создавали две-три непосредственно рядом расположенные площади. Этот мотив встречался очень часто, особенно в Италии, и поэтому группу площадей около главных сооружений в центре города можно считать общим правилом, а отдельную площадь - исключением.

Изучив средневековую площадь, можно увидеть, что наиболее важные композиционные приемы зодчества сохранились до нашего времени. Общественный центр сибирского города Барнаула состоит из трех площадей, плавно перетекающих друг в друга: площадь Советов, площадь Ветеранов и площадь Сахарова, часть которой находится перед Дворцом спорта. Глядя на этот архитектурный ансамбль, кажется, что именно отдельные фасады зданий определили конфигурацию примыкающих к ним площадей так, чтобы на каждой из них был, достигнут максимальный художественный эффект. Три площади и три разных городских вида. Каждая площадь иного характера, каждая - завершенное гармоничное единое целое. Здесь налицо все приемы градостроительства относительно формы, размеров, выходов улиц, расположения площадей, фонтанов и монументов. Здесь применен метод разбивки площадей, который максимально использует монументальные здания.

Особенность Возрождения (Италия, Франция) - прекращение территориального роста города при совершенствовании городской структуры. «В градостроительстве эпохи Возрождения основными объектами разработки становятся проекты «идеальных» городов и их элементы - площади, парки, городские ансамбли» [4. С. 115]. Архитектурные сооружения становились меньше по размеру, но их строительство отличалось большей затратностью. Возрождение подготовило переход к стилям барокко и классицизм.

Своеобразие барокко в том, что, в отличие от всех предыдущих периодов, его ансамбли образовывались не постепенно, а в один прием. В архитектуре барокко все основательно продумано и заранее рассчитано. Учет перспективных эффектов и умелая планировка площадей - наиболее сильная сторона этого стиля. В эпоху барокко впервые широко разработана тема городской площади как архитектурного целого: «Барочные площади - это самостоятельные архитектурные мирки, изолированные от города и мало причастные к его жизни, его движению. Площадь - некий оазис

организованного пространства среди хаоса городской застройки» [2. С. 62].

Французский абсолютизм внес в архитектурную трактовку площади новые черты, примером нового ансамблевого типа являются парижские площади XVII в. В это время площадь рассматривается как пространство, которое отгородил для себя внутри города королевский двор. Барочная площадь трактуется как продолжение дворцового ансамбля в городе. Изолированность площади, закрытый характер ее пространства сохраняются в качестве основного ансамблевого принципа. Французские ансамбли XVII в. лишены внутренней динамичности, создаваемой асимметрией застройки. В парижских площадях XVII в. нет эффекта раскрытия архитектурных форм в движении, чем отличаются римские площади.

В XVIII в. архитектура начинает порывать с прежней трактовкой площади как выделенного, изолированного пространства. В трактатах XVIII в. прослеживается мысль о том, что на первый план начинает выступать идея площади как градостроительного элемента. Градостроительные идеи XVIII в. находят свое завершающее выражение в период Французской революции. В проектах XVIII в. пространство площади оказывается открытым в разные стороны, а иногда и сливающимся с соседним пространством. Так рождается новый тип площади, границами которой оказываются уже не фасады зданий, а пространство соседней площади.

В XVIII в. формируются новые принципы архитектуры и градостроительства в России. С 60-х гг. XVIII в. в русской архитектуре начинается переход к русскому классицизму с его лаконичными формами, обращенными к античности. Архитектура русского классицизма составляет важнейшую часть истории русской и европейской архитектуры. Важнейшим фактором развития всей русской архитектуры в эту эпоху явилось строительство и перепланировка Петербурга, именно на его стройке созрела новая школа русской архитектуры, близкая западноевропейской. От регулярного плана архитектура переходит к пространственной композиции города, к созданию больших архитектурных организмов. «Исконную древнерусскую свободную систему планировки стали административным путем заменять на регулярную. В жизнь начал входить новый художественный принцип - красота регуляр-ства» [1. С. 43].

Принцип регулярности был перенесен со стройки Петербурга на новую планировку уездных городов России. Для городов, получивших в XVIII в. регулярные планы, характерно сочетание четкой схемы уличной сети со свободной застройкой. Это сочетание позволило сибирским городам приобрести признаки «петербургской» регулярности, достигаемые при помощи композиционного приема симметрии: «Обращение к наследию классики как в отечественной, так и в зарубежной практике обнаруживает необходимость специального исследования одного из канонических принципов классической традиции в архитектуре -симметрии» [2. С. 9].

В заключении можно отметить, что площадь как градостроительный элемент зарождается в Древнем Риме и Древней Греции. Форум Древнего Рима выполнял многообразные функции: религиозную, торговую, общественную и имел своеобразную по планировке форму. Наиболее важные композиционные приемы зодчества не потеряны, а во многом сохранились до нашего времени и применяются в архитектурной практике современного города. Один из них - это закон о взаимосвязи площади с монументами и зданиями, находящимися на ней.

Зодчие в период средневековья, в отличие от античных городов, имеющих свободную планировку, старались организовать центр в виде социальной доминанты - рыночной площади. В период средневековья зарождаются представления о масштабе и соразмерности старых площадей.

В эпоху барокко площадь становится не суммой отдельных архитектурных сооружений, а самостоятельным объектом, проектируемым и осуществляемым иногда одним мастером. В XVIII в. площадь трактуется как узел городского движения, особое внимание уделяется связям городской площади с прилегающими улицами и кварталами.

В конце XVIII в. культивируется идея сочетания интересов архитектурного ансамбля с хозяйственными потребностями города. Градостроительство XVIII в. стремится связать друг с другом в ансамблевом единстве не только соседствующие друг с другом архитектурные сооружения, но и отдаленные точки города.

Список литературы

1. Алферова, Г. В. Русские города XVI-XVII вв. / ЦНИИ теории и истории архитектуры. М., 1989. 213 с.

2. Аркин, Е. Д. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. 399 с.

3. Барбаро, Д. Десять книг об архитектуре Витрувия. М., 1938. 490 с.

4. Бирюкова, Н. В. История архитектуры : учеб. пособие. М., 2007. 367 с.

5. Бунин, А. В. Архитектура городских ансамблей. Ренессанс / А. В. Бунин, М. Г. Круглова. М., 1935. 233 с.

6. Зитте, К. Художественные основы градостроительства / пер. с нем. и предисл. Я. А. Крастиньша. М., 1993. 255 с.

7. Смолина, Н. И. Традиции симметрии в архитектуре. М., 1990. 251 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.