Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 10 (301). Филология. Искусствоведение. Вып. 76. С. 138-141.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Т. В. Бондаренко
ОСОБЕННОСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЙ АРХИТЕКТУРНЫХ АНСАМБЛЕЙ ПЛОЩАДЕЙ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Проанализированы особенности градостроительных усовершенствований архитектурных ансамблей площадей в контексте исторической эволюции. Делается вывод о том, что первым городским образованием является площадь, история создания которой своими корнями уходит в Древний Рим и Древнюю Грецию, так как именно в городах этих государств площадь зарождается как градостроительный элемент. Выявляется закономерность формирования общественного центра крупных городов в виде системы из двух или трех непосредственно рядом расположенных площадей.
Ключевые слова: архитектурно-художественный образ города, архитектурный ансамбль площади, градостроительное развитие, площадь, город, агора, форум.
Каждая площадь, от начала ее формирования до исчезновения или современного бытования, становится в контексте исторической эволюции зеркалом истории общества. Для выявления особенностей градостроительных принципов формирования архитектурных ансамблей площадей важно решить следующие задачи: проанализировать представления об архитектурном ансамбле площади, обобщить опыт градостроительных приемов формирования архитектурных ансамблей площадей в исторической ретроспективе, выявить градостроительные особенности формирования архитектурных ансамблей площадей периода до-индустриальных цивилизаций.
К V в. до н. э. начинается расцвет великой цивилизации - античной Греции, главные площади которой играли первостепенную роль в градостроительной практике, так как на них протекала большая часть общественной жизни. «Агора - городская площадь, имевшая первоначально торговое назначение. С развитием общественной жизни становится политическим центром города... На площади находились храмы и другие общественные сооружения» [4. С. 49]. Агора в древнегреческом городе была местом, где под открытым небом заседал городской совет. Вторая главная площадь античного города - рынок. Витрувий писал: «Греки делают свои рыночные площади в форме квадрата с вместительными двухпролетными портиками.» [3. С. 176]. Для архитектурных ансамблей площадей Греции периода эллинизм характерно строительство
храмов меньших размеров. «Идея обобщения площадей общественного и культового характера реализуется при помощи застройки пери-стильными колоннадами» [4. С. 53].
Эллинизм оказал решающее влияние на архитектуру Древнего Рима. От древних форумов веет чувством гармонии подобно прекрасной музыке. Форум для римлянина - это весь мир: в нем отражено представление человека о том, какой должна быть площадь. Площадь решается посредством синтеза искусств: все живет в едином замысле. Еще Аристотелем была высказана мысль о том, что город должен быть не только безопасным местом для проживания людей, но и одновременно делать их счастливыми [6. С. 39].
Города Рима по функциональному признаку подразделялись на ремесленные, торговые, административные, культурные. Но, несмотря на это, форум являлся главным архитектурным ансамблем, для которого были характерны следующие признаки: объекты площади доминировали как наиболее богатые и выразительные; функция архитектурного ансамбля площади как общественного образования не связана с функцией города; территория архитектурного ансамбля главной площади занимает центральную часть. Улицы не нарушают замкнутого пространства античного форума: памятники стоят не в середине площади, а по ее краям. Форум для города был тем же, что и атриум для дома - благоустроенный, богато обставленный главный зал. Как правило, на одном форуме были собраны сотни скульптур и
все монументальные постройки. Поучительно расположение на древних площадях фонтанов и монументов. О свободной середине римских форумов можно прочесть у Витрувия, который писал, что середина принадлежала не статуям, а гладиаторам [3. С. 42]. В современной градостроительной практике памятники устанавливаются в середине площадей. Помимо традиционных площадей, восходящих к греческому прототипу, на востоке Римской империи встречались круглые и овальные в плане площади, оставшиеся локальным явлением в римском градостроительстве.
С XI в. наблюдается технический прогресс в Средневековье. «Причудливая планировка и живописные силуэты ранних средневековых городов обусловлены стихийностью их роста. Организующим центром города была рыночная площадь» [4. С. 81]. Площади с соборами, дворцами и городскими ратушами размещались на возвышенности. Средневековые площади можно классифицировать по форме: веретенообразная, вытянутая (улица-площадь), нерегулярная, треугольная [4. С. 81]. Средневековый город имел специфическую архитектурно-планировочную структуру, а его центром являлась площадь. В период готики «центром города является городская площадь с городским собором и ратушей и торговая площадь. Иногда такие площади совмещались на одной территории. Здесь же находились не только торговые ряды, но и дозорная (набатная) башня, городской фонтан» [4. С. 89].
В южной Европе, преимущественно в Италии, где сохранились фрагменты античных городов, прослеживается стремление на главных площадях города объединять наиболее значительные постройки, фонтаны, монументы, скульптуры, атрибуты исторической славы. В итальянских городах образовалось три вида площади: соборная (Domplatz), вокруг которой стоят колокольня, баптистерий и епископский дворец; главная светская площадь Синьория (Signoria), представляющая собой площадь перед правительственной резиденцией; отдельная торговая площадь (Мегсаіо), на которой всегда располагается ратуша [6. С. 49]. В функциональном смысле каждый средневековый архитектурный ансамбль площади отражал систему власти (ратуша, собор, дворец). Рынок, собор, ратуша, дворец являлись композиционными доминантами, возле которых формировались площади.
В современном градостроении незастроенное место на пересечении улиц иногда назы-
вают площадью, но незастроенное место - это еще не городская площадь. Чтобы это место назвать площадью, требуются архитектурные сооружения, украшения, индивидуальность. «Подобно тому, как может быть меблированная или пустая комната, можно говорить о благоустроенных и неблагоустроенных площадях. Однако как на площадях, так и в комнатах главное условие - это замкнутость пространства,» - считает К. Зитте [6. С. 75]. В древние времена знали много средств, которыми можно было добиться замкнутости пространства площади. «Секрет заключается и в том, что выходы улиц ориентированы под углом относительно видовых направлений, а не параллельно им.» [6. С. 77]. В наше время архитекторы стремятся делать площади открытыми.
Существуют глубинный и широтный типы планировки площадей: площади перед церквами - глубинные, а ратушные площади - широтные. Определенное соотношение с доминирующей постройкой имеют размеры площади: «на громадных площадях самые мощные постройки зрительно сокращаются до обычных размеров, так как в искусстве организации пространства все сводится к сомас-штабности... психоэмоциональное ощущение величины не имеет никакой связи с настоящими физическими размерами» [6. С. 89-90]. Существует соотношение между зданиями и площадями: главные площади больших городов больше главных площадей малых городов; несколько площадей в городе могут иметь максимальные размеры, остальные же должны быть минимальными; величина площади должна быть связана с размерами доминирующего на ней здания [6. С. 91-92]; пропорции площади зависят от визуального восприятия натуры, а не от того, как выглядит площадь в плане. Важным фактором является также ширина выходящих на площадь улиц. Размеры скульптур и монументов на огромных площадях должны иметь двойную-трой-ную натуральную величину.
Для современных улиц характерна прямолинейность, а для площадей - абсолютная регулярность. Старые же площади отличает нерегулярность. «Причина этого явления в том, что старые градостроительные образования не родились на чертежной доске, а сформировались постепенно в натуре. Для достижения живописных и архитектурных эффектов нет никакой необходимости в строгой симметрии и безупречной геометрической регулярности»
[6. С. 97]. Наши предки часто создавали две-три непосредственно рядом расположенные площади. Этот мотив встречался очень часто, особенно в Италии, и поэтому группу площадей около главных сооружений в центре города можно считать общим правилом, а отдельную площадь - исключением.
Изучив средневековую площадь, можно увидеть, что наиболее важные композиционные приемы зодчества сохранились до нашего времени. Общественный центр сибирского города Барнаула состоит из трех площадей, плавно перетекающих друг в друга: площадь Советов, площадь Ветеранов и площадь Сахарова, часть которой находится перед Дворцом спорта. Глядя на этот архитектурный ансамбль, кажется, что именно отдельные фасады зданий определили конфигурацию примыкающих к ним площадей так, чтобы на каждой из них был, достигнут максимальный художественный эффект. Три площади и три разных городских вида. Каждая площадь иного характера, каждая - завершенное гармоничное единое целое. Здесь налицо все приемы градостроительства относительно формы, размеров, выходов улиц, расположения площадей, фонтанов и монументов. Здесь применен метод разбивки площадей, который максимально использует монументальные здания.
Особенность Возрождения (Италия, Франция) - прекращение территориального роста города при совершенствовании городской структуры. «В градостроительстве эпохи Возрождения основными объектами разработки становятся проекты «идеальных» городов и их элементы - площади, парки, городские ансамбли» [4. С. 115]. Архитектурные сооружения становились меньше по размеру, но их строительство отличалось большей затратностью. Возрождение подготовило переход к стилям барокко и классицизм.
Своеобразие барокко в том, что, в отличие от всех предыдущих периодов, его ансамбли образовывались не постепенно, а в один прием. В архитектуре барокко все основательно продумано и заранее рассчитано. Учет перспективных эффектов и умелая планировка площадей - наиболее сильная сторона этого стиля. В эпоху барокко впервые широко разработана тема городской площади как архитектурного целого: «Барочные площади - это самостоятельные архитектурные мирки, изолированные от города и мало причастные к его жизни, его движению. Площадь - некий оазис
организованного пространства среди хаоса городской застройки» [2. С. 62].
Французский абсолютизм внес в архитектурную трактовку площади новые черты, примером нового ансамблевого типа являются парижские площади XVII в. В это время площадь рассматривается как пространство, которое отгородил для себя внутри города королевский двор. Барочная площадь трактуется как продолжение дворцового ансамбля в городе. Изолированность площади, закрытый характер ее пространства сохраняются в качестве основного ансамблевого принципа. Французские ансамбли XVII в. лишены внутренней динамичности, создаваемой асимметрией застройки. В парижских площадях XVII в. нет эффекта раскрытия архитектурных форм в движении, чем отличаются римские площади.
В XVIII в. архитектура начинает порывать с прежней трактовкой площади как выделенного, изолированного пространства. В трактатах XVIII в. прослеживается мысль о том, что на первый план начинает выступать идея площади как градостроительного элемента. Градостроительные идеи XVIII в. находят свое завершающее выражение в период Французской революции. В проектах XVIII в. пространство площади оказывается открытым в разные стороны, а иногда и сливающимся с соседним пространством. Так рождается новый тип площади, границами которой оказываются уже не фасады зданий, а пространство соседней площади.
В XVIII в. формируются новые принципы архитектуры и градостроительства в России. С 60-х гг. XVIII в. в русской архитектуре начинается переход к русскому классицизму с его лаконичными формами, обращенными к античности. Архитектура русского классицизма составляет важнейшую часть истории русской и европейской архитектуры. Важнейшим фактором развития всей русской архитектуры в эту эпоху явилось строительство и перепланировка Петербурга, именно на его стройке созрела новая школа русской архитектуры, близкая западноевропейской. От регулярного плана архитектура переходит к пространственной композиции города, к созданию больших архитектурных организмов. «Исконную древнерусскую свободную систему планировки стали административным путем заменять на регулярную. В жизнь начал входить новый художественный принцип - красота регуляр-ства» [1. С. 43].
Принцип регулярности был перенесен со стройки Петербурга на новую планировку уездных городов России. Для городов, получивших в XVIII в. регулярные планы, характерно сочетание четкой схемы уличной сети со свободной застройкой. Это сочетание позволило сибирским городам приобрести признаки «петербургской» регулярности, достигаемые при помощи композиционного приема симметрии: «Обращение к наследию классики как в отечественной, так и в зарубежной практике обнаруживает необходимость специального исследования одного из канонических принципов классической традиции в архитектуре -симметрии» [2. С. 9].
В заключении можно отметить, что площадь как градостроительный элемент зарождается в Древнем Риме и Древней Греции. Форум Древнего Рима выполнял многообразные функции: религиозную, торговую, общественную и имел своеобразную по планировке форму. Наиболее важные композиционные приемы зодчества не потеряны, а во многом сохранились до нашего времени и применяются в архитектурной практике современного города. Один из них - это закон о взаимосвязи площади с монументами и зданиями, находящимися на ней.
Зодчие в период средневековья, в отличие от античных городов, имеющих свободную планировку, старались организовать центр в виде социальной доминанты - рыночной площади. В период средневековья зарождаются представления о масштабе и соразмерности старых площадей.
В эпоху барокко площадь становится не суммой отдельных архитектурных сооружений, а самостоятельным объектом, проектируемым и осуществляемым иногда одним мастером. В XVIII в. площадь трактуется как узел городского движения, особое внимание уделяется связям городской площади с прилегающими улицами и кварталами.
В конце XVIII в. культивируется идея сочетания интересов архитектурного ансамбля с хозяйственными потребностями города. Градостроительство XVIII в. стремится связать друг с другом в ансамблевом единстве не только соседствующие друг с другом архитектурные сооружения, но и отдаленные точки города.
Список литературы
1. Алферова, Г. В. Русские города XVI-XVII вв. / ЦНИИ теории и истории архитектуры. М., 1989. 213 с.
2. Аркин, Е. Д. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. 399 с.
3. Барбаро, Д. Десять книг об архитектуре Витрувия. М., 1938. 490 с.
4. Бирюкова, Н. В. История архитектуры : учеб. пособие. М., 2007. 367 с.
5. Бунин, А. В. Архитектура городских ансамблей. Ренессанс / А. В. Бунин, М. Г. Круглова. М., 1935. 233 с.
6. Зитте, К. Художественные основы градостроительства / пер. с нем. и предисл. Я. А. Крастиньша. М., 1993. 255 с.
7. Смолина, Н. И. Традиции симметрии в архитектуре. М., 1990. 251 с.