Научная статья на тему 'Функционально-пространственный анализ городских площадей различных исторических периодов (Европейский опыт)'

Функционально-пространственный анализ городских площадей различных исторических периодов (Европейский опыт) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1157
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛОЩАДЕЙ / ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОЩАДЕЙ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЛОЩАДИ / TOWN SQUARE / FUNCTIONAL AND SPATIAL FEATURES / PUBLIC SPACE EVOLUTION / HISTORICAL DEVELOPMENT / EUROPEAN SQUARES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мельникова Ольга Юрьевна

В настоящей статье представлена информация о функциональной и пространственной организации общественных городских пространств с момента основания площади как особой пространственной единицы до эпохи господства стиля классицизм в мировой истории архитектуры. Композиционные приемы и алгоритмы, примененные архитекторами прошлых эпох для решения пространственных задач, диктуемых социумом, представляют собой широкий спектр решений, ценный для современных проектировщиков. Этим, а также возможностью определить вектор дальнейшего развития современных площадей обусловлена актуальность данной работы. Цель статьи выявить взаимосвязь между взаимоотношениями внутри общества, формой государственного правления и функционально-пространственной композицией общественных пространств. Автор статьи считает, что такая взаимосвязь существует и нуждается в выявлении. В аналитической части исследования применяются методы архитектуроведческого и графического анализа и используются планы самых знаковых площадей европейских городов прошедших исторических эпох. Эти чертежи впервые рассматриваются с точки зрения функционального насыщения пространства и его связи с социальными взаимоотношениями. Результатом проведенной работы является выявление особенностей градостроительства прошлых эпох, доказывающее, что форма социальных взаимодействий непосредственно влияет на характер городских площадей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional and spatial analysis of urban squares in different historical periods (European experience)

The paper presents information on the functional and spatial organization of public urban spaces, since the emergence of a square as a spatial unit prior to the domination of era of classicism. Compositional techniques and solutions applied by architects of the past to solve spatial problems of society, represent a wide range of solutions valuable for modern designers. The relevance of this work in the determination of further development of modern areas. The purpose of this article is to show interrelations in a society, the form of state government and the spatial composition of public spaces. Methods of architectural and graphic analysis are used in the analytical part of the study. Layouts of the most iconic areas of historical epochs are also used. These materials are first considered in terms of the functional space and social relationships. As a result, urban planning features of past epochs are studied. It is shown that the social interactions directly affect the nature of urban squares.

Текст научной работы на тему «Функционально-пространственный анализ городских площадей различных исторических периодов (Европейский опыт)»

УДК 711.01/.09 DOI: 10.31675/1607-1859-2018-20-6-75-86

О.Ю. МЕЛЬНИКОВА, Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ГОРОДСКИХ ПЛОЩАДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРИОДОВ (ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ)

В настоящей статье представлена информация о функциональной и пространственной организации общественных городских пространств с момента основания площади как особой пространственной единицы до эпохи господства стиля классицизм в мировой истории архитектуры.

Композиционные приемы и алгоритмы, примененные архитекторами прошлых эпох для решения пространственных задач, диктуемых социумом, представляют собой широкий спектр решений, ценный для современных проектировщиков. Этим, а также возможностью определить вектор дальнейшего развития современных площадей обусловлена актуальность данной работы.

Цель статьи - выявить взаимосвязь между взаимоотношениями внутри общества, формой государственного правления и функционально-пространственной композицией общественных пространств. Автор статьи считает, что такая взаимосвязь существует и нуждается в выявлении.

В аналитической части исследования применяются методы архитектуроведческого и графического анализа и используются планы самых знаковых площадей европейских городов прошедших исторических эпох. Эти чертежи впервые рассматриваются с точки зрения функционального насыщения пространства и его связи с социальными взаимоотношениями.

Результатом проведенной работы является выявление особенностей градостроительства прошлых эпох, доказывающее, что форма социальных взаимодействий непосредственно влияет на характер городских площадей.

Ключевые слова: городская площадь; функционально-пространственные особенности площадей; эволюция общественных пространств; история развития площадей; исторические европейские площади.

Для цитирования: Мельникова О.Ю. Функционально-пространственный анализ городских площадей различных исторических периодов (европейский опыт) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. Т. 20. № 6. С. 75-86.

O.Yu. MEL'NIKOVA,

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

FUNCTIONAL AND SPATIAL ANALYSIS OF URBAN SQUARES IN DIFFERENT HISTORICAL PERIODS

(EUROPEAN EXPERIENCE)

The paper presents information on the functional and spatial organization of public urban spaces, since the emergence of a square as a spatial unit prior to the domination of era of classicism.

© Мельникова О.Ю., 2018

Compositional techniques and solutions applied by architects of the past to solve spatial problems of society, represent a wide range of solutions valuable for modern designers. The relevance of this work in the determination of further development of modern areas.

The purpose of this article is to show interrelations in a society, the form of state government and the spatial composition of public spaces.

Methods of architectural and graphic analysis are used in the analytical part of the study. Layouts of the most iconic areas of historical epochs are also used. These materials are first considered in terms of the functional space and social relationships.

As a result, urban planning features of past epochs are studied. It is shown that the social interactions directly affect the nature of urban squares.

Keywords: town square; functional and spatial features; public space evolution; historical development; European squares.

For citation: Mel'nikova O.Yu. Funktsional'no-prostranstvennyi analiz go-rodskikh ploshchadei razlichnykh istoricheskikh periodov (evropeiskii opyt) [Functional and spatial analysis of urban squares in different historical periods (European experience)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo uni-versiteta - Journal of Construction and Architecture. 2018. V. 20. No. 6. Pp. 75-86.

Многовековой опыт проектирования общественных пространств хранит в себе множество путей решения задач, поставленных перед планировщиками обществом. Разные типы социальных взаимодействий требовали пространств разного типа, композиции, степени открытости/замкнутости и, разумеется, функционального насыщения. Материалы, публикуемые в настоящей статье, актуальны для современных проектировщиков, поскольку задачи, подобные нынешним, вероятно, уже встречались в прошлом и были успешно решены.

Материалы, необходимые для исследования, широко известны и содержатся в классических учебниках по истории архитектуры и градостроительства под редакцией А.В. Бунина и Т.Ф. Саваренской. Однако особенность настоящего исследования заключается в том, что информация рассматривается под другим углом зрения: в тесной связи с социальными взаимоотношениями.

Перед автором стоит цель выявить связь между взаимоотношениями внутри общества, формой государственного правления и функционально-пространственной композицией площадей с момента их появления как особой территории с точки зрения пространственной и функциональной особенностей. Автор статьи считает, что такая взаимосвязь существует и нуждается в выявлении.

Задачами данного исследования, в связи с вышеуказанной целью, являются: изучение трансформации площадей в связи с изменением исторических эпох и типов социального устройства, выявление факторов, повлиявших на эти изменения, раскрытие характера использования общественных пространств в различные периоды истории, выявление принципов функционально-пространственной организации и композиционно-планировочной структуры площадей, являющихся знаковыми представителями своего времени.

Для анализа данных использованы следующие методы: архитектуро-ведческий анализ - изучение иллюстративных, текстовых и графических материалов с целью выявления процесса эволюции общественных пространств и метод графического анализа, который применен для наглядного выявления композиционных и иных особенностей рассматриваемых площадей.

Городские площади являются средоточием общественной жизни, и пространство площади формируется под влиянием социального устройства и взаимоотношений между пользователями. Настоящее исследование было начато с поиска пространств, которые могли бы отвечать заданным параметрам.

Как известно, во времена Древнего Египта архитектура активно развивалась. В состав некоторых объектов входили обширные пространства, именуемые дворами. Это ограниченные территории, решенные с композиционно-пространственной и архитектурной точек зрения. Однако эти пространства нельзя отнести к категории площадей - они являются составной частью комплекса и с точки зрения функциональной насыщенности представляют собой скорее холлы, предвосхищающие попадание в интерьерное пространство, нежели территории, предназначенные для городского использования.

Сходная ситуация наблюдается и с территориями, входящими в состав дворцовых комплексов в крито-микенской архитектуре. Нельзя сказать, что эти пространства общественные, ведь они предназначены для ограниченного круга лиц. Они похожи на площади, однако тоже являются лишь внутренними дворами архитектурного объекта и поэтому не могут быть площадями в указанном смысле.

С действительно общественными городскими пространствами мы впервые сталкиваемся в Древней Греции в IV в. до н. э. Греческие города-полисы строили по так называемой гипподамовой планировке, чей регулярный тип соответствовал социальной структуре полиса и вторил наиболее передовым общественным идеалам [1].

Несколько прямоугольных кварталов, объединенных вместе, формировали площадь. Поэтому площади того периода чаще всего имеют прямоугольные очертания, а ведущую роль в композиции приобрели пропорции. Архитектурное обрамление площадей подчеркивало общую регулярность: многоколонные галереи, предназначенные для торговли и общественной жизни, ограничивали площади с нескольких сторон, обеспечивая затенённое пространство.

В Древней Греции появляется функциональная специализация площадей: пространства для народных собраний и для торговли представляли собой две отдельные площади. Характерным примером вышеуказанной особенности является группа центральных площадей в малоазийском городе Милет (рис. 1). Площадь для народных собраний находилась напротив административного здания, рядом располагались пространства двух рыночных площадей. На северной площади, вероятно, проходила розничная торговля мелкогабаритными товарами, а на южной продавали сено, дрова и скот. Спецификой продаваемых товаров обусловлены размеры площади - 166 м по большей стороне. Очевидно, эти габариты оказались наиболее удобными для торговли, ведь подобные очертания имеют площади в городах Пергам и Магнесия на Меандре [2].

Несмотря на то, что сложился типичный вид общественного пространства того времени, важным представляется упомянуть об агоре в г. Ассосе, которая существенно отличается от типичной ионийской [1]. Её форма представляет собой трапецию, продольные стороны которой формируют портики, по продольной оси поставлен храм, а противоположная от него сторона замкнута (рис. 2).

\JJliAJLiilLiJbUL

рынок

- религиозная функция

- функция здравоохранения

- образовательная функция

- культурная функция

• торговая функция

- деловая функция

• административная функция

- архитектурная доминанта

Рис. 1. Милет. Группа центральных площадей: а - план1; б - общий вид (реконструкция)

б

а

а

Рис. 2. Ассос. Агора:

а - план; б - общий вид (реконструкция)

Напротив культовой постройки расположено административное здание булевтерия, в чем проявляется некоторое противопоставление в функциональном зонировании пространства. Непараллельные продольные стороны площади Ассоса придают пространству динамику, усиливают иллюзию перспективных сокращений и подчеркивают композиционную значимость храма. Архитектурный прием, впервые применённый на этой площади, впоследствии оказал значительное влияние на дальнейшее развитие композиций площадей и стал основным в ансамблях ранних форумов Рима. Таким образом, справед-

1 Для удобства восприятия планы площадей на иллюстрациях приведены в едином масштабе.

ливо утверждение, что агора Ассоса является связующим звеном между греческими и римскими площадями [2].

Далее фокус архитектурного развития сместился в Древний Рим. Самыми знаковыми образцами общественных пространств того времени, безусловно, были форумы. Остановимся на них подробнее.

Строительство форумов началось в период Римской республики (IV в. до н. э. - 27 г. до н. э.) и продолжилось в период империи (27 г. до н. э. - 427 г. н. э.).

Серьезное влияние на развитие римского искусства оказали культуры покорённых народов (греки, этруски). Композиционные приемы и архитектурные решения были переосмыслены римлянами под собственные нужды. Например, нельзя не отметить схожесть форума Романум с агорой в Ассосе (рис. 3). Форум времен республики вмещал в себя все многообразие сторон общественной жизни. Это был культовый, политический и общественный центр одновременно. Окружающая застройка была соответствующая - представлено многообразие типов сооружений: храмы, базилики, административные здания.

Рис. 3. Рим. Императорские форумы:

а - план; б - общий вид (реконструкция); 1 - форум Романум (VI в. до н. э.); 2 -форум Цезаря (сер. I в. до н. э.); 3 - форум Августа (2 г. н. э.); 4 - форум Нервы (97 г. н. э.); 5 - форум Траяна (111-114 гг. н. э.)

Однако острые социальные противоречия, господствовавшие в Римской республике, привели к гражданским войнам, под влиянием которых образовалась Римская империя, где многие полководцы пытались присвоить себе единоличную власть. Заказчик форумов стремился утвердиться средствами архитектуры.

Излюбленными приемами, помогающими достичь большей помпезности, стали строгая геометричность и осевая симметрия. Маятник истории качнулся от стороны демократии и республики в сторону империи с единолич-

ным лидером. Это повлекло за собой большую монументальность и помпезность композиций общественных пространств. Форум Цезаря, например, уже не изобиловал постройками общественного назначения: по главной оси стояло лишь культовое сооружение, а торговые лавки были скрыты за колоннами галерей. Пространство форума было организовано таким образом, чтобы акцентировать одну главную функцию - поклонение правителю.

Строгая замкнутость пространства форума делает его похожим на интерьер с той только разницей, что он располагается под открытым небом. С целью поддержания эффекта ограничены входы улиц на форум: как правило, существует один главный вход - словно дверь в помещение. Крайне любопытным в связи с этим является мнение К. Зитте, проведшего аналогию между устройством общественного пространства и жилым домом того времени. Он считал, что форум в городе воспринимался так же, как атриум в доме - главный зал под открытым небом, вокруг которого группируются прочие помещения.

В период правления императора Августа происходило дальнейшее укрепление абсолютной власти. Всё возрастающее значение государства требовало большего пространственного размаха ансамблей. Композиция форума Августа была инновационной и контрастной: пропорции представляли собой почти квадрат, а центр композиции был подчеркнут полукружиями, чья ось была перпендикулярна основной продольной оси. В этот раз на форум не была допущена даже торговая функция - всё направлено на то, чтобы прославить политический режим. Форум Августа носил исключительно пропагандистский характер.

Форум Траяна был построен ещё более масштабным, чем предыдущие форумы. Его пропорции близки к квадрату, однако форма не позволяет композиции оставаться статичной. Оригинальное архитектурное решение пространства порождало эмоциональный контраст восприятия. Точка на пересечении продольной и поперечной осей фиксировалась статуей, прямолинейное движение преграждало массивное здание базилики, формы которой вторили композиции форума. Визуальную перспективу замыкала скульптурная доминанта. Композиции форума присуща тектоничность, заключающаяся в том, что периметральные формы пространства вторят маршруту, который выстраивает посетитель, отклоняясь от прямолинейного пути, перемещаясь по внутреннему пространству. Снова разнообразилось функциональное насыщение пространства: на форум вернулась общественная функция в виде зданий базилики и библиотек. Данный форум стал пиком эволюции римского общественного пространства.

Рабовладельческие противоречия стали причиной распада Римской империи, и новый виток развития общественных городских пространств происходил в средневековой Европе. Византийская империя переняла эстафету первенства у Рима, однако никаких новшеств с точки зрения развития общественных пространств не привнесла, а лишь следовала шаблонам прошлого, в отличие от стран Западной Европы.

Вплоть до IX в. города бывшей Римской империи находились в состоянии упадка. Оживление градостроительной деятельности началось в X в. в связи с общим экономическим развитием феодальной Европы [2]. В это время образуются новые города - центры средоточия торговли и производ-

ства. Рост ремесла и торговли, установление экономических связей повлияли на быстрое возникновение сети средневековых городов.

Нескончаемые войны, господствовавшие в эпоху раннего Средневековья в Европе, наложили свои ограничения на градостроительную практику. Важным атрибутом города стали крепостные стены, ограничивавшие его территорию: серьезный дефицит площади повлиял на тесноту в пространственной композиции общественных пространств. Градостроительный опыт Средневековья доказывает, что между размерами площади и её эмоциональным восприятием нет прямой зависимости. Часто небольшая площадь с крупным сооружением производит более грандиозное впечатление, чем огромная площадь, на которой масштаб крупного объекта теряет свою значимость. Это наблюдение подводит нас к мысли о чрезвычайной важности соотношения высоты застройки и размеров территории.

Живописность планировки общественных пространств роднит эпоху Средневековья с композиционными традициями Древней Греции. Яркость и полнота контрастных восприятий была присуща общественным пространствам данного периода. На площадях господствовали резкие светотеневые контрасты. Узкие средневековые улицы многократно ломали своё направление и имели замкнутые перспективы, что порождало эффект остроты восприятия. На средневековую площадь выходит большое количество улиц, что создает множество точек восприятия, ни одна из которых не является адекватной.

Главенствующими типами зданий готического периода были соборы и ратуши, что повлекло за собой специализацию площадей по функциональному назначению.

Соборные площади являлись тесным пространством вокруг (Флоренция, Вена, Фрейбург, Мюнхен, Ульм) или только перед собором (Париж, Прага, Рига) (рис. 4, 5). Человек эпохи Средневековья, несомненно, был очень религиозным, что подтверждается главенствованием собора в структуре площади. Мощное противостояние скудного пространства и вертикально направленных осей храма создавало небывалую остроту восприятия. Главный фасад собора воспринимался фронтально и производил яркое впечатление. Периметральная застройка таких площадей нередко представляла собой здания религиозного назначения: церковно-ремесленные мастерские, дома служителей культа, церковоно-приходские школы и больницы.

Рис. 4. Париж. Площадь-паперть перед собором Нотр-Дам: а - план; б - общий вид (реконструкция)

Рис. 5. Флоренция. Ансамбль центральных площадей: а - план; б - общий вид

Вторым типом площадей были общественные площади с главенствованием здания ратуши (часто такие площади вмещали и торговую функцию). Ратуша являлась зданием для заседаний органов городского самоуправления и определяла гражданский центр города. Часто на такой площади размещали лоджию - крытый навес, где располагалась знать во время общественных мероприятий: турниров, карнавалов, казней. Периметральная застройка таких площадей состояла, как правило, из дворцов знати.

Излюбленным композиционным приемом Средневековья было размещение главного здания по диагонали площади, что обеспечивало удачные точки восприятия. Этот прием довольно частотный: встречается на площади Синьории во Флоренции, соборных площадях в Париже, Равенне, площади перед базиликой Святого Антонио в Падуе, Святого Петра в Мантуе и многих других.

Эпоха Ренессанса, следовавшая далее, характеризуется активной торговой деятельностью в городах, развитием ремесел и мануфактурного производства. По мере развития торговли возрастает значение рыночной площади. Бюргерство - верхушка торгово-ремесленного населения - становится главенствующим слоем. Происходит низвержение церковного мировоззрения. Центр города эпохи Возрождения носит общественное, а не культовое значение.

В связи с новыми потребностями, центр площади оставляют незастроенным, чтобы оставить место для народных мероприятий. Происходит дальнейшая специализация площадей - по видам торговли и для народных собраний. Впервые появляется новый тип площадей, носящих исключительно декоративный характер, которые получили ещё большее распространение в эпоху барокко.

Планировка площадей эпохи Возрождения носит регулярный характер. Форма чаще всего представляет собой прямоугольник или квадрат. Симметрия становится основным композиционным приемом, а оформление периметральной застройки аркадой - самым частотным приемом. Классическим примером площади эпохи Возрождения является площадь Аннунциаты во Флоренции (рис. 6). В угоду новомодной тенденции - выдержать единство -фасад базилики Сантиссима-Аннунциата, расположенной с одной из сторон площади, решён в виде аркады и не отображает значимости объекта.

б

Рис. 6. Флоренция. Площадь Аннунциаты: а - план; б - общий вид

К XVI в. центр передового проектирования перемещается в Рим, в котором достигает своего расцвета стиль барокко. Данному стилю присущи декоративность и театральность. Эти тенденции не могли не отразиться в планировке общественных пространств. Композиции снова становятся живописными (однако с ярко выраженной осью симметрии), зодчие ищут новые приемы архитектурной выразительности. Площади становятся открытыми, проницаемыми, часто располагаются у основания лучевых транспортных магистралей (рис. 7).

а б

а

Рис. 7. Рим. Площадь дель Пополо: а - план; б - общий вид

Площади в эпоху барокко часто строятся перед дворцами и соборами и имеют декоративный характер, лишившись утилитарного назначения. Данная тенденция породила различные вариации в их размерах.

Ярчайшим представителем общественного пространства эпохи барокко является площадь Капитолия в Риме - ансамбль, построенный в стилистических границах одного направления (рис. 8). При своих небольших размерах площадь производит впечатление крупного сооружения, благодаря превосходному решению задачи масштабности [2]. Важно отметить, что формирование ансамбля началось с отдельно стоящего монумента, который организовал вокруг себя пространство, закрепив собой композиционный центр. Этот прием - центрального размещения скульптуры - получает широкое распространение в искусстве барокко.

б

Рис. 8. Рим. Площадь Капитолия: а - план; б - общий вид

В XVI в. во Франции устанавливается королевская власть, что способствует развитию городов. На фоне развивающейся торговли особое значение обретает купечество, которое по степени влияния на градостроительную деятельность сравнилось с дворянством.

Правильные очертания и замкнутость композиции характерны для французских площадей начала XVII в. Таковы площади Вогезов и Дофина в Париже (рис. 9). Легкие, кружевные аркады, обрамляющие площади Италии, трансформировались под влиянием северного климата в тяжеловесные галереи, что роднит их с площадями эпохи Возрождения.

б

1 .. 1 1,4 1 1 1.

ч> ;

- ! уух

1 1 1 IV! 1 1 !

Рис. 9. Париж. Площадь Вогезов: а - план; б - общий вид

а

а

Площади Франции, что свойственно периодам абсолютистской власти, носят репрезентативный характер, чтобы внушать благоговение и покорность перед монархией. Композиционная ось и лучевые системы, позаимствованные в градостроительном опыте Италии и развившиеся в ансамбле Версаля, стали общепризнанными и излюбленными приемами. Значительно вырастают размеры площадей, усиливается их связь с улицами, пространство перестает быть замкнутым.

Тенденция проектирования открытых, проницаемых площадей в полной мере была реализована на площади Людовика XV. Застройка ограничивает эту площадь лишь с одной стороны, границы пространства с трёх других сторон задают рвы и балюстрады, а центр удерживает монумент (рис. 10).

а ......

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б

Рис. 10. Париж. Площадь Людовика XV: а - план; б - общий вид

Таким образом, данное исследование делает очевидным взаимосвязь, наглядно представленную на рис. 11. Прослеживается следующая закономерность: во время абсолютистских форм правления строятся регулярные площади с закрытыми композициями, нередко со строгой осью симметрии. Часто такие пространства монофункциональны: всё подчинено главной задаче - политической пропаганде. В периоды нахождения власти в руках общества появляется необходимость в местах общего сбора. В связи с этим создаются общественные площади, живописные по своей структуре, совмещающие множество социальных функций: торговую, деловую, культурную и т. п.

Рис. 11. Взаимосвязь между формой государственного устройства общества и композициями и функциональной насыщенностью площадей

Результаты исследования позволяют заключить, что понимание и использование представленной в настоящей статье информации имеет важное практическое значение. В работе описаны тенденции влияния социума на вид общественного пространства и, с другой стороны, влияния пространства на общество. Использование тех или иных приемов может позволить формировать поведение людей в определенном пространстве желаемым образом. Также выявленные приемы являются важным элементом для создания нужного эмоционального впечатления реципиента, находящегося в городском пространстве.

Библиографический список

1. Всеобщая история архитектуры. Т. II. Архитектура Древнего мира / Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. М.: Стройиздат, 1972. 712 с.

2. Бунин А.В. История градостроительного искусства. М.: Государственное изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1953. 532 с.

3. Зитте К. Художественные основы градостроительства. М.: Стройиздат, 1993. 255 с.

4. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды. М.: Стройиздат, 1984. 376 с.

5. Fletcher B. A history of architecture on the comparative method. London: B.T. Batsford, 94, High Holborn, MCMV. 792 p.

References

1. Vseobshchaya istoriya arkhitektury. Tom II. Arkhitektura drevnego mira [General history of architecture. Vol. 2. The architecture of the ancient world]. Moscow: Stroiizdat, 1972. 712 p. (rus)

2. Bunin A.V. Istoriya gradostroitel'nogo iskusstva [History of urban art]. Moscow: Gosizdat, 1953. 532 p. (rus)

3. Sitte C. Khudozhestvennye osnovy gradostroitel'stva [City planning according to artistic principles]. Moscow: Stroiizdat, 1993. 255 p. (transl. from Germ.)

4. Savarenskaya T.F. Istoriya gradostroitel'nogo iskusstva. Rabovladel'cheskii i feodal'nyi periody [History of urban art. Slaveholding and feudal periods]. Moscow: Stroiizdat, 1984. 376 p. (rus)

5. Fletcher B. A history of architecture on the comparative method. London: B.T. Batsford, 792 p.

Сведения об авторе

Мельникова Ольга Юрьевна, аспирант, ассистент, Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77, melnikova-oy@yandex.ru

Author Detail

Ol'ga Yu. Mel'nikova, Research Assistant, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politekhnicheskaya Str., 410054, Saratov, Russia, melnikova-oy@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.