Научная статья на тему 'Телевизионные игры'

Телевизионные игры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
646
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Новикова Светлана Александровна

The article is devoted to consideration of the television games as the independent product of television creativity. TV games are regarded from the point of view of the audience's perception and also investigated in the context of historic and political development of the country. In television history there are two most popular periods of TV games which are to a greater extent connected not with the changes of the audience's likes but with the political situation of the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TV Gamеs

The article is devoted to consideration of the television games as the independent product of television creativity. TV games are regarded from the point of view of the audience's perception and also investigated in the context of historic and political development of the country. In television history there are two most popular periods of TV games which are to a greater extent connected not with the changes of the audience's likes but with the political situation of the country.

Текст научной работы на тему «Телевизионные игры»

Проблемы теории электронных СМИ

С.А. Новикова ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ИГРЫ

Телевизионные игры - особый вид телевизионного творчества, который возник примерно с самого начала регулярного телевизионного вещания и существует по сегодняшний день. Но количество игровых программ и их содержание в разные годы исторического развития были не одинаковы.

В феврале 1956 г. состоялся XX съезд КПСС, на котором прозвучал доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях», что «дало толчок процессу обновления общества, положило начало развенчанию социальных мифов сталинизма, формированию нового общественного сознания, относительно свободного от догм и идеологических стереотипов»1. Этот период жизни страны получил название «оттепели». Съезд повлек за собой изменения не только в политической жизни, но и в работе средств массовой информации. Печать, радио, телевидение во второй половине 50-х годов начинают более достоверно освещать реальное положение в стране, хотя по-прежнему остаются под диктатом административно-командного управления. «Журналистика стремится освободиться от прежних стереотипов, шаблонов, штампов, но создает новые»2.

В годы оттепели поднялся уровень жизни советских граждан. «Повысилась зарплата, возросли общественные фонды потребления, продолжительность рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни была сокращена на 2 часа»3. В сфере культуры наиболее отчетливо проявились свойственные этому времени противоречия, когда идеологические послабления сменялись грубым администрированием, а партийные руководители откровенно вторгались в процесс художественного творчества и научные поиски.

Так, летом 1957 г. ожидался приезд многочисленных зарубежных делегаций на VI Международный фестиваль молодежи и студентов. На короткое время «железный занавес» приоткрылся.

В программе подготовки к празднику особое место занимало молодое советское телевидение, которое в то время было сосредоточено в Центральной студии телевидения в Москве. Для того чтобы не ударить в грязь лицом, была создана новая редакция, которую так и назвали - «Фестивальная». Здесь сосредоточились лучшие профессиональные силы, перед которыми была поставлена задача - создать нечто особенное на злобу дня. Так появилась передача «ВВВ» - «Вечер веселых вопросов». «После набивших оскомину бравурных и косноязычных рапортов о советских достижениях в так называемых новостях, однообразных телеспектаклей и "стерильных" концертов классической музыки, подвергнутых жесткой цензуре, зритель увидел обычных людей в студии. Впервые он по собственной инициативе мог стать действующим лицом»4. У истоков стояли люди, впоследствии знаменитые: С. Муратов - известный телекритик, профессор факультета журналистики МГУ, основатель редакции «Фестивальная», А. Аксельрод - студент Медицинского института и инженер электролампового завода и др. Принципиально новой была форма программы. Ее целью было провоцирование документального действия-зрелища.

Передачи имели необыкновенную популярность. Уже на следующий день после выхода в эфир о них говорили повсюду. В редакцию пошли потоки писем. Зритель сразу почувствовал новизну предложенного действа и продемонстрировал готовность к сотворчеству. В письмах зрители присылали свои варианты конкурсов, предлагали участие и помощь, задавали вопросы.

Несмотря на успех у зрителей, состоялось только два эфира программы. Поводом к закрытию программы стало недоразумение, случившееся во время эфира третьей. Ведущий Н. Богословский, объявляя очередной конкурс, забыл назвать одно из условий. В итоге задание оказалось чересчур легким: приехать в зал МГУ, откуда шла трансляция, в валенках, полушубке, шапке-ушанке и с самоваром в руках. Кто первый приедет -тот и победитель. А забыл ведущий упомянуть об экземпляре «Комсомольской правды» за 1 января того же года. Приехало около 700 человек, стали требовать допуска на сцену, началась неразбериха, была вызвана милиция и программу закрыли.

Вскоре те же авторы представили зрителям передачу, которую назвали «КВН» (Клуб веселых и находчивых). Она продолжила линию, начатую «ВВВ», но в основе был принцип командных конкурсов. Эфир состоялся в 1961 г. «Это были построенные

на импровизации состязания в эрудиции и остроумии команд, состоявших из студентов вуза или представителей какого-то предприятия или города»5. Долгие годы «КВН» оставался единственной передачей на Центральном телевидении, которая явно вступала в противоречие с установками советской партийной журналистики. Но уже к концу 60-х годов, по мере роста политической значимости телевизионной публицистики в целом, создатели КВН, стремясь сохранить социально-педагогический престиж программы, начали отходить от импровизации как основы формы ради возможности углубить содержание передач. КВН был подчинен жесткому сценарию. «Однако принцип импровизационности продолжал декларироваться, ибо без него исчез бы эффект непредугаданности результата соревнования. И участники КВН пытались изобразить импровизацию, но перед объективами телекамер сделать это сколько-нибудь убедительно оказалось невозможно. Это привело к тому, что популярность программы стала падать и к 1973 году "КВН" перестал существовать»6. Возродилась передача в 1986 г.

В 1968 г. в эфир вышла программа «А ну-ка, девушки!». Авторами идеи были В. Акопов, А. Шмелев и М. Гюльбекян. Первая ведущая - К. Прошутинская, затем программу вел А. Масляков. Она имела успех у зрителей. По своей форме она также представляла собой цепочку конкурсов, но с профессиональным уклоном. В первой передаче соревновались девушки-телеграфистки. Первый, отборочный этап проходил в нескольких центральных отделениях связи. В программе нужно было проявлять не только профессиональные качества, но и умение танцевать, петь, готовить, остроумно отвечать на вопросы. После заключительного тура жюри называло трех победительниц, но окончательные результаты подводила зрительская аудитория с помощью писем и телеграмм. Победительница награждалась скромным подарком.

«действие было захватывающим и во многом импровизационным, поскольку видеозапись еще не была распространена и передача выходила в живой эфир. Но все это продлилось очень недолго»7. Цензура становилась все жестче.

Созданная по аналогии с «А ну-ка, девушки!» передача «А ну-ка, парни!» «засохла на корню. Видимо, следить за соревнованием девушек зрителям было интереснее»8.

В 60-х появилась первая программа Владимира Ворошилова «Аукцион». По выражению А.С. Вартанова, она «гремела»9 во второй половине десятилетия. Но передача была не самым успешным проектом автора.

4 сентября 1975 г. впервые вышла в эфир «Семейная викторина "Что? Где? Когда?"», автором и создателем которой был Ворошилов. В передаче приняли участие две команды - две семьи. Передача снималась частями - сначала в гостях у одной семьи, а потом - у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов. В эфир вышла одна программа.

В 1976 г. «Семейная викторина "Что? Где? Когда?"» превратилась в телевизионный молодежный клуб «Что? Где? Когда?». Призами за правильные ответы служили книги.

Следующий пик популярности телевизионных игр приходится на 90-е годы. Политика гласности, начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 г., имела решающее значение для развития отечественной культуры. Началась постепенная демократизация общества. Эру гласности первыми ощутили читатели периодики. А «в 1986-1987 гласность стала прорываться на телеэкран»10.

Переход от социалистического планового хозяйства к рыночному коренным образом изменил взаимоотношения в обществе, затронул все, без исключения, общественные институты, в том числе и СМИ. Закон о печати и других средствах массовой информации, принятый в 1990 г., затем Закон РФ о средствах массовой информации 1991 г. закрепили право на создание СМи не только партийными, но и различными общественными организациями, коммерческими структурами, частными лицами. Это привело к резкому росту количества изданий, была возрождена многосубъектность управления СМИ. Сходные процессы происходили и в сфере телевизионного вещания.

Вслед за распадом СССр автоматически рухнула система Гостелерадио СССР и Центрального телевидения. После дезинтеграции СССР структура Гостелерадио была разделена по республикам, ставшим независимыми государствами. В ведение России перешло 75 телецентров и телестудий, на ее территории передачи стали вести две государственные компании - «Останкино» и «Россия». К началу 1993 г. число вещательных и про-дюсерских телеорганизаций достигло тысячи11. «После распада СССР в конце 1991 г. Россия вступила в новую стадию реформ, которые охватывали экономику, политическую систему, общественную жизнь, идеологию, культуру»12.

«За короткий срок, именуемый "переходным периодом", отечественная система телевидения проделала гигантский путь преобразований»13. Она перестала быть партийно-государст-

венной монополией, произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей (продюсерские компании) и вещателей (появились и посредники между первыми и вторыми - дистрибьюторы). В результате возник рынок программ, который стал функционировать по своим, рыночным, законам. «Журналистика представляет собой одну из разновидностей производства. Характеризуя ее с этой точки зрения, мы обнаруживаем все элементы процесса производства... В результате этого процесса происходит выпуск продукции, востребованной потребителем»14, - пишет С.М. Гуревич. Востребованными потребителями оказались информационные программы и программы с рекреативной функцией. «С развитием развлекательных функций СМИ резко увеличилось количество соответствующих изданий и передач, возросла их популярность у аудитории. Они замыкают тройку самых предпочитаемых передач (кинопоказ, информационные и развлекательные)»15. Художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи забирают более 60% эфирного времени16 и благодаря включению в них рекламных блоков обеспечивают солидные финансовые поступления. Заботясь о росте рейтинга передач и соответственно о рекламных поступлениях, все крупнейшие телеканалы акцентируют внимание на программах, адресуемых широкой аудитории, и отказываются от низкорейтинговых, узкоцелевых. «Слепо подчиняясь рейтингам, коммерческое ТВ становится, так сказать, двухполярным: информация (тяготеющая к сенсации) и развлечение (на уровне масскульта, причем, "самых нижних этажей")»17. «Не телевидение стало существовать для зрителей, а количество зрителей как основной показатель рейтинга для телевизионных хозяев»18.

именно в это время начинает выходить в эфир большое количество игровых программ, и обретают новое лицо уже существовавшие.

25 октября 1990 г. на экраны выходит игра «Поле Чудес». Первоначально ведущим программы был Владислав Листьев, а с 1 ноября 1991 г. его сменил Леонид Якубович.

«Умницы и умники» - в эфире Первого канала (тогда ЦТ) с 1991 г. Ведущий - Юрий Вяземский, профессор МГИМО. Программа выходит еженедельно. Это интеллектуальная гуманитарная телеигра для старшеклассников. В открытой борьбе за право стать абитуриентами Московского государственного института международных отношений принимают участие школьники из всех уголков России и ближнего зарубежья.

В 1993 г. появляется игровая программа для детей, а затем и их родителей «Звездный час». Автором ее был Александр Гольдбурт, ведущим - Сергей Супонев.

Начинают выходить в эфир «Любовь с первого взгляда», «Зов джунглей», «Своя игра», «Колесо истории» «Русская рулетка», «Пан или пропал», «Кресло», «Самый умный» и многие другие. Игра «Что? Где? Когда?» меняет свое лицо и превращается в «интеллектуальное казино, где каждый может заработать деньги своим собственным умом!»

На основе сказанного выше можно сделать вывод, что игровые программы появились во время «разрядки» политической обстановки в стране и улучшения условий жизни общества в целом. Очередной этап наибольшей популярности игровых программ приходится на 90-е годы XX в. В это время полным ходом шла «перестройка» и началась демократизация общества.

В два периода жизни страны - 50-60-е и 90-е - наблюдается наибольший зрительский интерес к играм. из слов современников можно понять, что популярность их была очень высокой. «На пике популярности КВН после его возвращения на экран Александр Масляков попросил зрителей, чтобы они выключили свет, и специально подготовленные камеры показали панораму двух московских районов с погасшими окнами»19.

Популярность игровых передач в 90-е подтверждалась ажиотажем в прессе, рейтингами и количеством программ, начавших выходить в эти годы.

А.Г. Качкаева в статье «Новейшая история российского телевидения (1985-2004)» дает следующую периодизацию развития телевидения последнего двадцатилетия:20

1. 1985-1990. Центральное телевидение середины 80-х годов было воплощением авторитарного, идеологического телевидения, которое работало как государственно-монополистическое предприятие, финансировалось целиком из бюджета, управлялось административными методами, не зависело от зрителей.

2. Конец 1980-х - 1994. Децентрализация телевизионной системы. В эти годы государство практически утратило функции идеологического и финансового контроля. После митингового прорыва перестройки и гласности, именно в эти годы, совпавшие с периодом первой приватизации, были заложены основы журналистики, ориентированной на западные модели. К концу периода децентрализации системы ТВ начинается первоначальный раздел рынка СМи.

3. 1994-1996. Передел государственной собственности и формирование новой пропагандистской системы. В результате

политических интриг и лоббистских усилий новых владельцев СМИ не раз менялся статус основных общенациональных телеканалов, президентскими указами телерадиовещание постоянно «совершенствовали». В эти годы сложилась система вещающих и телепроизводящих организаций, определились контуры основных телевизионных сетей, был поделен рекламный рынок.

4. 1997-1999. Активизация политических капиталов и информационные войны.

5. 1999-2000. Активизация государства. Этот этап наметился еще в 1998 г. при создании единого производственно-технологического комплекса ВГТРК, а затем и соответствующего министерства.

После победы В.В. Путина на президентских выборах конфигурация эфирной сетки на телевизионном рынке серьезно изменилась.

6. 2000-2001. Закат эры «олигархов». С идеологической точки зрения, идея нового, сильного, корпоративного государства -определения в СМИ разнятся - воплощается в деятельности телевидения под лозунгом конструктивного диалога и сотрудничества с властью. Диалог, сотрудничество, лояльность -новые характеристики информационного поля этого периода. Они принципиально отличаются от минувшего анархического, агрессивного информационного десятилетия.

7. 2002-2004. Модернизация власти, усиление государственной бюрократии и индустриальные перспективы телевидения. «Пресса должна знать свое место». В этой незамысловатой формуле выражена суть взаимоотношений власти и СМИ.

Если сравнить топ-листы рейтингов программ за 2001 и 2004 гг., то можно увидеть, что во втором случае телевизионные игры становятся менее популярными среди зрителей. Принимая во внимание хронологию событий, приведенную выше, можно сделать вывод, что популярность телеигр по сравнению с показателями 2001 г. резко упала.

В книге Е.В. Поберезниковой «Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения» приводится таблица возникновения программ «Телевидения взаимодействия»21. Выделение из таблицы телевизионных игр показывает, что пик возникновения телевизионных игр приходится на 1993-2001 гг.

Если соотнести эти даты с хронологической таблицей А.Г. Качкаевой, становится видно, что в политической жизни страны и в развитии отечественного телевещания происходили серьезные перемены. А с 2002 г. наступает стабилизация поло-

жения и усиление государственной политики по отношению к средствам массовой информации.

Телевизионные игры становятся наиболее популярны в моменты толерантного отношения власти к средствам массовой информации. Чтобы выяснить причины этого, необходимо взглянуть на проблему: 1) со стороны зрителя и 2) со стороны власти.

1. С перехода от социалистического планового хозяйства к рыночному начинается эра коммерческого телевидения и борьба за зрительский интерес, который отражается на рейтинге программ, а следовательно, и на высоких расценках на размещение рекламы.

«Несмотря на высокопарную риторику о служении людям, более всего СМИ заботят деньги, которые поступают от рекламодателей со скоростью, прямо пропорциональной величине и составу зрительской, слушательской или читательской аудитории, которая, в свою очередь, обусловливает содержание материала. Тем самым СМи испытывают на себе огромное давление, заставляющее их быть максимально развлекательными для максимально большого числа людей»22. Телевидение, в условиях рыночной экономики, показывает то, что хотят видеть зрители.

В зрительских тенденциях телепотребления можно выделить несколько особенностей. Одна из них заключается в том, что с тех пор, как телевизор стал неотъемлемым атрибутом повседневной жизни людей, телесмотрение приобрело характер привычки. «Телесмотрение "вполглаза", совмещение просмотра с другими занятиями, постоянно работающий во время пребывания дома телевизор - вот основные характеристики современной модели»23.

Еще одной разновидностью современного телепотребления является так называемое клиповое смотрение - постоянное переключение с канала на канал, ставшее возможным благодаря изобретению пульта дистанционного управления и расширению числа доступных телеканалов. Поэтому, чтобы удержать зрителя на канале, телевизионщики используют приемы, привлекающие зрительское внимание. Напряженный ритм повседневной жизни, необходимость решения многочисленных проблем, вызывающих состояние стресса, способствуют тому, что желание расслабиться, переключить внимание, отвлечься от проблем являются основными установками зрителей при просмотре современного телевидения. «Рейтинговый зондаж остановил коммерческое ТВ

на двух основополагающих структурных элементах программы: развлечении (викторины, игры, шоу, поп-музыка, отдельные киножанры и проч. составные масскульта) и новостях (с акцентом на сенсацию). Именно они заявили себя в качестве выгодного товара на рынке шоу-бизнеса»24.

Сегодня аудитория ждет от телевидения удовлетворения потребности в эмоциональной релаксации и развлечении. Нереализованные потребности в успехе, радости, празднике, смехе дают о себе знать значительным ростом популярности у зрителей развлекательных программ. Телезрители хотят смотреть передачи о том, как жить счастливо, смеяться над шутками, следить за тем, как молодые ребята учатся выступать на сцене.

Игра как одна из форм развлекательного телевидения, несомненно, отвечает всем требованиям зрителя. «Во-первых, телевизионная игра генетически связана с необходимостью удержать зрителя на канале, не дать ему перейти на другую кнопку; можно сказать, что игра - это прежде всего инструмент для поддержания рейтинга. Во-вторых, зрители почему-то легко подвергаются воздействию этого инструмента: им нравится, когда их представитель (игрок) оказывается по другую сторону экрана и вступает в отчаянную схватку с Телевидением в лице ведущего»25. Формат телевизионных игр соответствует современному телепотреблению, и зритель готов к просмотру игровых программ.

2. Можно предположить, что в переходные периоды развития страны государство находится в поисках неких ценностей, необходимых для объединения людей, неких приоритетных задач и целей. Телевизионные игры же не вписываются в общую картину вйдения властью идеального ТВ. Поэтому наибольшее количество игровых программ приходится на переходные этапы развития общества, именно тогда, когда зритель своим предпочтением диктует вещателям необходимость наличия или отсутствия того или иного продукта в телевизионной сетке. С усилением государственной политики в области средств массовой информации игры постепенно исчезают с экранов телевизоров. Так произошло в 1950-1970 гг.: после XX съезда начало выходить в эфир большое количество игровых программ, но этот процесс внезапно прервался в середине 70-х. Так произошло и в 90-х: на протяжении десятилетия телевизионные игры стали чуть ли не самым популярным жанром телевидения, а к 2002 г., с изменением государственной политики по отношению к телевидению, игры отходят на задний план. Цикличность - спады и подъемы популярности телевизионных игр - налицо.

Примечания

1 Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века. М., 2000. С. 724.

2 Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000. С. 243.

3 Зуев М.Н. Указ. соч. С. 738.

4 Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения. М., 2004. С. 20.

5 Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М., 2004. С. 36.

6 Телевизионная журналистика / Под. ред. Г.В. Кузнецова. М., 2002. С. 73.

7 Поберезникова Е.В. Указ. соч. С.29.

8 Кацев И.Г. История российского телевидения: (1907-2000). М., 2004. С. 101.

9 Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. М., 2003. С. 116.

10 Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2005. С. 36.

11 Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). М., 2000. С. 12.

12 История России в новейшее время (1945-1999): Учебник для вузов / Под. ред А.Б. Безбородова. М., 1999. С. 324.

13 Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2001. С. 176.

14 Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. М., 2004. С. 18.

15 Система средств массовой информации России. С. 174.

16 Там же. С. 175.

17 Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М., 1998. С. 82-83.

18 Поберезникова Е.В. Указ. соч. С. 60.

19 Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997. С. 124.

20 Качкаева А.Г. Новейшая история российского телевидения (19852004) // Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2005. С. 36-54.

21 Поберезникова Е.В. Указ. соч. С. 209-217.

22 Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М., 2002. С. 48.

23 Россия и социальные изменения в современном мире: Материалы международной научной конференции «Ломоносов-2004»: В 3 т. М., 2004. Т. 1. С. 101.

24 Борецкий Р.Б. В Бермудском треугольнике ТВ. М., 1998. С. 65.

25 Голубовский А. Эфирное счастье // Еженедельный журнал. № 021, 04.06.2002. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.