Научная статья на тему 'Развитие телевидения в период перестройки: легенды и уроки'

Развитие телевидения в период перестройки: легенды и уроки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6127
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСТРОЙКА / СВОБОДА СЛОВА / ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алиева Айнура Габибовна

В статье анализируются уроки телевидения периода перестройки и его влияние на современные тенденции в тележурналистике. В период перестройки с 1985 по 1991 годы было положено начало новым условиям работы журналистов и новым принципам их деятельности. Это были «золотые годы» телевидения: шли прямые трансляции, теледебаты, телемосты, создавались новые программы, форматы, жанры. Появились новые программы и новые ведущие, которые стали легендарными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие телевидения в период перестройки: легенды и уроки»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ: ЛЕГЕНДЫ И УРОКИ Алиева А.Г.

Алиева Айнура Габибовна - бакалавр, кафедра телевизионной журналистики, факультет журналистики, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируются уроки телевидения периода перестройки и его влияние на современные тенденции в тележурналистике. В период перестройки с 1985 по 1991 годы было положено начало новым условиям работы журналистов и новым принципам их деятельности. Это были «золотые годы» телевидения: шли прямые трансляции, теледебаты, телемосты, создавались новые программы, форматы, жанры. Появились новые программы и новые ведущие, которые стали легендарными. Ключевые слова: перестройка, свобода слова, телевидение.

Период перестройки (1985 - 1991 гг.) вошел в новейшую историю России как этап коренных преобразований, кардинальных реформ во всех структурах государства. Это было время разрушения коммунистической идеологии и формирования нового свободного мировоззрения у советских людей. Провозглашенная М.С. Горбачевым политика гласности и демократизации создали для СМИ благоприятные условия, в том числе и для телевидения. Гласность заключалась в существенном ослаблении цензуры: снятии запретов на обсуждение острых политических вопросов, освещении «закрытых» тем советской истории, раскрытии недостатков, мешавших реализации «потенциала социализма», но под контролем партии ЦК КПСС. Транслировались заседания партии ЦК КПСС, поездки М.С. Горбачева, митинги, события из «горячих точек», что ранее не допускалось. Новая политика М.С. Горбачева раскрепостила журналистику, расширила ее возможности. Эру гласности первыми ощутили читатели периодики. В 1986 - 1987 годы гласность стала прорываться и на телеэкран. Как отмечает отечественный исследователь В.В. Егоров: «Телевидение и сама жизнь потребовали новых лиц, новых подходов, новых кадров, не обремененных старыми коммунистическими пристрастиями и опытом партийных пропагандистов» [7, 26].

В период перестройки роль Центрального телевидения существенно возросла. Количество телевизионных программ быстро увеличилось. Менялись жанры, форматы, темы, ведущие. На советском телевидении постоянно проходят телемосты и теледебаты. Телевидение в Советском Союзе начинает брать пример с западных и американских СМИ: создаются похожие телепередачи, копируются образы ведущих. И копировались, следует отметить, развлекательные телевизионные передачи, которые зародились в Соединенных Штатах Америки. Нововведением в этом секторе являлся жанр ток-шоу, ранее неизвестный в Советском Союзе. Как пишет В.В. Егоров: «Мы придумали новый жанр, но не сумели дать ему название, а ведь

жанр как жанр, как память культуры начинается с того, что ему дают имя. Это имя дали, но не у нас: ток-шоу, разговорное зрелище» [7, 28]. Несомненным достижением Центрального телевидения стали передачи «Взгляд», «До и после полуночи», «Прожектор перестройки», «Поле Чудес», «Час Пик» и другие.

Одной из самых популярных являлась информационно-развлекательная программа «Взгляд», которая стала легендой и попала в книгу рекордов Гиннеса, как самая рейтинговая программа - 180 миллионов зрителей у выпуска. Программа «Взгляд» появилась в 1987 году и просуществовала до 1991 года. Первыми ведущими программы стали Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров, позже Александр Политковский, Сергей Ломакин, Владимир Мукусеев, Иван Демидов, еще позднее Сергей Бодров, Михаил Маркелов и Артем Боровик. Сразу было решено, что ведущие нового шоу будут отличаться от дикторов и по одежде тоже. Это была первая в стране программа, где все «по-новому, все по-своему». Создателями программы «Взгляд» были Анатолий Лысенко и Эдуард Сагалаев. Как пишет Дмитрий Быков в статье «Взгляд» и Нечто»: «Лысенко сделал ставку на честолюбивых молодых журналистов, прошедших школу иновещания... Листьев, Любимов, Политковский, Захаров - все имели опыт сосуществования с системой, могли как угодно над ней трунить, но виртуозно умели ее использовать. Они грамотно находили болевые точки, отыскивали сенсации, открывали закрытые прежде двери - и делали это вполне по -американски, то есть быстро, агрессивно, конкретно» [2, 96]. Телепрограмма выходила в жанре ток -шоу, что являлось абсолютно новой формой для советского телевидения. Внешний облик ведущих отличался от привычного советскому телезрителю строгого делового образа. Вопросы о политике и экономике обсуждались в свободной легкой манере. Программа была рассчитана на молодежную аудиторию. В сравнении с доперестроечным периодом в программе было все новое: жанр, тематика, образы ведущих, манера ведения, оформление программы музыкальными клипами. В программе поднимались такие острые темы, как правда о Чернобыле и Афганистане, о горячих точках страны, о Сталине и Ленине, о бездомных детях и т.д. «Взгляд» стал символом политической свободы нового перестроечного периода. Владислав Листьев стал одним из самых популярных ведущих своего времени, он оставил яркий след в истории отечественной тележурналистики.

Другая популярная ленинградская программа «600 секунд» тоже произвела информационную революцию: показывали все самые громкие сенсационные события. Ведущий Александр Невзоров в одиночку обеспечивал ежедневные десятиминутные новости и стал одним из популярных телеведущих того времени. «Каждый вечер в 21.30. улицы Ленинграда пустели, потому что жители города торопились посмотреть очередной выпуск «600 секунд». Программа была не похожа на обычные новости, она отличалась жесткостью и цинизмом, здесь показывали конкретные лица виновных. Это была абсолютно новая журналистика, призывающая к действию. Невзоров первые выпуски «600 секунд» не вел, но как только он попал в кадр, зрительский интерес к его выпускам стал нарастать. Вот как образно говорит о нем Н. Кавалеров: «У Невзорова внутри бушует пламя, трещат поленья, разлетаются искры и воспламеняют его взгляд. Невзоров не только подчинил себе зрительскую аудиторию, он скорее шокировал ее обилием и характерной направленностью информации» [10, 8]. Внешний облик А. Невзорова был совершенно иным: черная кожаная куртка, украшенная разнообразными ремешками, наплечниками, застежками. Все выпуски «600 секунд», все сюжеты отличались предельной заостренностью, что вызывало бурные дискуссии зрителей после каждого выпуска. Рейтинг программы достигал 80-90%. Программа «600 секунд» стала символом ленинградского телевидения. Эта десятиминутная информационно-аналитическая программа уже к середине 1988 года по популярности у молодежной аудитории опережала даже «Музыкальный ринг». «А ее ведущий Александр Невзоров стал

самой яркой звездой на небосклоне ЛТВ. Даже обычный сухой информационный текст Александр Невзоров умеет подать с еле заметной иронией - в результате заурядное событие будто выворачивается наизнанку» [15, 106].

Легендами перестроечного времени стали не только новые телевизионные программы, но и журналисты, телеведущие этих передач. Они были совершенно не похожи на предыдущих журналистов: ни внешним обликом, ни манерой поведения. Образ ведущего в новых программах стал ярким, артистичным. В тот период требовался новый тип ведущих: классическая форма одежды стала не обязательной, не нужен был заученный и строго отрепетированный текст. Для телеведущих стало важным обладать артистичными способностями. В некоторых программах ведущих специально обучали артисты, знакомя их с разнообразной мимикой и интонацией голоса. Стало важным не только, что произносит ведущий, но и каким образом. Новые ведущие были творческими, одаренными, независимыми людьми.

Какие же уроки преподало отечественное телевидение в период перестройки? Самый главный из них - свобода слова способствует росту творческого потенциала в сфере журналистики. Именно в условиях свободы творчества происходит самоопределение журналиста как свободной творческой личности, ответственной за свое дело, способной повлиять на важные общественные процессы и повести за собой. Уроком для журналистики также можно считать персонификацию ведущих: индивидуальный своеобразный образ и манера поведения. Персонификация ведущих способствует популярности программ, которую зритель воспринимает через образ журналиста. Еще одним уроком является то, что программа может долго жить, когда ее героями являются участники, обычные люди. Благодаря новым программам и журналистам происходит изменение мировоззрения людей, складывается новая культура общества.

Перечислив положительные уроки телевидения периода перестройки, необходимо сказать и о негативных сторонах того периода. Впервые в годы перестройки встал вопрос журналистской этики. Ее не существовало до тех пор, пока не стали появляться неэтичные сюжеты. Что можно и чего нельзя давать в эфир во многом определяли личные установки журналиста, но ведь этика в целом не должна регулироваться конкретной персоной. Впоследствии такие этические кодексы появились, но в основном редакции руководствуются корпоративными правилами. Есть отрицательная сторона и в предельной персонификации программ того периода, которая приводила к гибели передачи. С потерей интереса ведущего к передаче или его ухода, исчезает и она сама, что и произошло, например, с программой «600 секунд».

Телевидение должно извлекать уроки из позитивного и негативного опыта прошлого. Стремление к правде, отношение к профессии, креативность, личная заинтересованность, смелость - тот урок, который преподают начинающим журналистам легендарные коллеги периода перестройки.

Список литературы

1. Бережная М.А. Телевизионный журналист. Основы творческой деятельности. М., 2015. С. 213.

2. Быков Д. Взгляд и Нечто // Искусство кино, 1998. № 3. С. 96-103.

3. ДодолевЕ.Ю. Влад Листьев. Пристрастный реквием. М., 2012. С. 320.

4. Додолев Е.Ю. ТИеВзгляд. Битлы перестройки. М., 2012. С. 320.

5. Додолев Е.Ю. Владислав Листьев. Поле чудес в стране дураков. М., 2014. С. 432.

6. Егоров В.В. Теория и практика советского телевидения. М., 1980. С. 312.

7. Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М., 2004. С. 202.

8. Засурский Я.Н. Телерадиоэфир: история и современность. М., 2005. С. 239.

9. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб., 2009. С. 467.

10. Кавалеров Н. Глазастый и глазастик // ТВ-ревю, 1992. № 9. С. 197.

11. Кузнецов Г., Цвик В., Юровский А. Телевизионная журналистика. М., 2002. С. 495.

12. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики. 1917 - 2000. М., 2006. С. 639.

13. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М., 2009. С. 278.

14. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999. С. 303.

15. Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет. М., 1990. С. 207.

16. СаппакВ.Ф. Телевидение и мы. М., 1988. С. 168.

17. ТретьяковВ.Т. Как стать знаменитым журналистом. М., 2010. С. 560.

18. Ущиповский С.Н., Кругликова О.С. Российская историческая журналистика. СПб., 2012. С. 164.

19. Фомин С. Похождения Невзорова или Рыцарь сенсации // Искусство кино, 1991. № 7.С. 61-67.

20. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. М., 2004. С. 495.

21. ЧерняевА.С. Шесть лет с Горбачевым. М., 1993. С. 521.

22. Яновский О.А. История России: новое и новейшее время. М., 2010. С. 782.

КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ РЕУТОВА И АШХАБАДА

Тюрин А.С.

Тюрин Антон Сергеевич - студент, кафедра аппаратного, программного и математического обеспечения вычислительных систем, физико-технологический факультет, Московский технологический университет, г. Москва

7 января 2015 года исполнилось 90 лет историческому решению о передаче в аренду Туркменской республики одной из прядильных фабрик России — Реутовской хлопкопрядильной фабрики. Целью этой передачи стало получение средств от выпуска продукции из туркменского хлопка на строительство фабрики в Ашхабаде. Выбор темы не случаен. Я живу в городе, одна из улиц которого называется Ашхабадская улицей. Казалось бы, подмосковный город с традиционным названием улиц: Советская, Ленина, Гагарина, проспект Мира и вдруг улица имени столицы Туркмении. Многие из моих сверстников даже не знают о причинах такого названия улицы. Меня всегда интересовала история страны, города, где я живу, места где я родился. Ведь современное поколение все меньше интересуется историей нашей Родины. У меня на это другое мнение, меня заинтересовала реутовская хлопкопрядильная фабрика. Я, студент Московского технологического университета, решил провести собственное исследование.

В современном обществе, на мой взгляд, идут сложные национальные процессы самоопределения и самопознания наций, народов. Необходимо понимание направлений дальнейшего развития отношений с бывшими республиками, входившими в СССР. Сегодня любой город России - многонациональный. Реутов не исключение. Всем нам необходимо учиться жить в многонациональном городском сообществе. Жить, уважая друг друга, помогая в школе, на работе, на улице представителям любой нации. Желание жить именно в дружбе и взаимопонимании — это не дань моде, если можно так сказать, а дань истории родного города, дань уважения к людям, которые ее творили. Это историческая преемственность поколений. И я ощущаю это не только в обществе в целом, но и внутри моей семьи, которая связана с историей фабрики.

В ноябре 1980 года Реутовская фабрика встретила делегацию из Туркмении, принимавшую участие в неделе фильмов Туркмении в Москве. Встреча проходила в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.