УДК 659
А.Ф. Галлиулина Омская гуманитарная академия
ТИПОЛОГИЯ КОМИЧЕСКОГО КОНТЕНТА СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
В статье рассматривается сегмент контента, который выходит за рамки традиционных журналистских жанров телевидения, - «развлекательное телевидение», внутри которого выделяют юмористические, музыкальные и игровые программы. Приводятся различные типологии «развлекательной» журналистики.
Ключевые слова: жанровая парадигма, единица эфирного контента, формат единицы эфирного контента, жанр единицы эфирного контента, «развлекательная» журналистика.
Используя в названии статьи понятие «типология контента», а не «типология жанров» отечественного телевидения, мы тем самым хотим подчеркнуть современное диффузное состояние различных каналов массовой коммуникации, в данном случае телевидения. «Расширение жанрового разнообразия отечественного телевещания - объективный процесс, напрямую связанный с тем обстоятельством, что бизнес-составляющая в практике аудиовизуальных СМИ стала в нынешних условиях доминирующей. <...> А это, в свою очередь, выводит в лидеры популярности не только программы, принадлежащие к информационному сегменту телеэфира, но и те передачи, которые ориентированы прежде всего на развлечение аудитории» [2].
Появление большого количества (мы бы даже сказали - доминирующего количества) программ и форматов, не укладывающихся в рамки традиционной типологии журналистских жанров, зачастую даже не имеющих отношения к журналистике, говорит о том, что мы наблюдаем сегодня более быстрое развитие самого ТВ и отставание его осмысления в теоретической мысли, в частности, в теории журналистики.
Исследователи сегодня говорят о появлении целого сегмента контента, вообще не подпадающего под парадигму журналистских жанров телевидения, обычно его называют «развлекательным телевидением». Внутри данного объемного сегмента выделяют юмористические программы, музыкальные и игровые.
При этом традиционное представление о жанровой парадигме аудиовизуальных СМИ продолжает транслироваться во всех учебниках по телевизионной журналистике. Так, в в учебнике Р.А. Борецкого и В.Л. Цвика «Телевизионная журналистика» предлагается следующее разделение:
- жанры телевизионной информации;
- жанры аналитической публицистики;
- жанры художественной публицистики [3].
Сходную точку зрения высказывают и авторы «Курса радиотелевизионной журналистики» Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров (СПб., 2004) и М.Н. Ким в книге «Жанры современной журналистики» (Спб., 2004) и многие другие исследователи, прежде всего представляющие факультеты журналистики МГУ и СПбГУ.
При этом сегодня существует понимание того, что какая-то часть контента, транслируемого ТВ, не имеет никакого отношения к традиционному представлению о журналистике. Так, Е. И. Дегтярева [4] описывает относительно новое понятие «телевизионный формат». Л.М. Землянова определяет его как вид, тип, форму, характер подачи информации.
С.Н. Ильченко предлагает ввести в теорию телевизионной журналистики такие понятия, как «единица эфирного контента» (программная, жанровая), «формат единицы эфирного контента», «жанр единицы эфирного контента». Единица эфирного контента - завершенный
продукт журналистского творчества, имеющий конкретные временные, пространственные и содержательные характеристики (информационная единица, музыкальная и пр.). Данное понятие синонимично прежним профессиональным журналистским терминам «программа» и «передача». Единицей эфирного контента может быть не только конкретная завершенная или записанная программа. Под данное определение попадают и прямые трансляции различных событий (визиты, съезды, спортивные состязания и др.), и рекламные блоки, которые размещаются в межпрограммном пространстве, и анонсы будущих программ и передач.
Формат единицы эфирного контента - это совокупный набор организационных приемов и структурных элементов телевизионного продукта: драматургия конкретных ситуаций, характерный состав ведущих и приглашенных участников, система отношений между ними, продолжительность данной эфирной единицы, степень и качество участия публики. Иначе говоря, формат определяет для программы (передачи) все те внешние признаки и качества, которые отличают ее от других.
Жанр единицы эфирного контента - совокупность формальных профессиональных приемов в журналистском творчестве, которые используются при обработке информации с целью придания ей необходимого завершенного вида.
Заметим, что при таком подходе не очень понятны основания для различения формата и жанра. С.Ильченко приводит данные социологического опроса, проведенного компанией «Видео Интернешнл». Потенциальных зрителей спрашивали, какие виды и жанры телевещания они предпочитают. В списке жанров названы следующие: юмор, сериалы, информация, развлекательно-познавательные, телеигры, познавательные, ток-шоу, документалистика, общественно-политические, музыкальные. Как нам кажется, то, что здесь названо, можно отнести к программам и определить как форматы и жанры, по классификации С.Ильченко. Поэтому мы придерживаемся традиционной терминологии, оговаривая определенную синонимию понятий: программа - синоним понятия «передача»; причем программа может представлять собой многосоставное полижанровое образование, а может быть выдержана в рамках одного жанрового формата (например, женская телепрограмма). Нам представляется целесообразным рассматривать понятия жанра и формата как синонимы, поскольку теоретики не предлагают четкой дифференциации этих терминов (по-видимому, в этом и нет необходимости). Однако возможно развести эти понятия в контексте рассуждений С.Н. Ильченко. Формат в его определении скорее близок к литературоведческой категории жанра: это совокупность структурных особенностей телепродукта, придающих ему целостный устойчивый облик. Жанр в понимании Ильченко - система приемов, с помощью которых этот облик создается (с точки зрения теории литературного жанра второе скорее можно назвать композицией - по М.М. Бахтину, телеологически понятой структурой произведения).
Теоретические дискуссии в данном случае не являются для нас самоцелью. Мы приводим отдельные точки зрения для того, чтобы было понятно: сегодняшние процессы, представленные на «реальном» телевидении, специалисты пытаются осмыслить теоретически, хотя бы и с некоторым запозданием.
Нас в большей степени интересует типология «разлекательной» журналистики или, если этот контент все-таки нельзя считать журналистским (единой точки зрения в теории журналистики на сегодняшний день не существует), то типология развлекательного телевизионного контента.
Исследованию развлекательного телевидения вообще и проблеме классификации развлекательных передач в частности посвящены книги А.А. Новиковой, Е.В. Поберезниковой, Н.В. Вакуровой, а также «Единые требования (классификатор) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции», предложенные некоммерческим партнёрством «Медиакомитет». Перспективы и пути дальнейшего развития российского развлекательного телевидения обсуждаются в книгах Н.В. Бергер, Н.Б. Кирилловой, в сборниках «Теле-
видение: режиссура реальности» под редакцией Д.Б. Дондурея и «Телерадиоэфир: История и современность» под редакцией А.Г. Качкаевой [5].
С.Н. Акинфеев в диссертационном исследовании «Жанровая структура российского развлекательного телевидения» определяет, что развлекательная программа должна отвечать хотя бы некоторым из следующих потребностей зрителя:
1) получение удовльствия, позитивных эмоций;
2) снятие напряжения, редукция тревоги;
3) уход от реальности, эскапизм;
4) азарт;
5) эмоциональное осмысление комического (юмор).
Ученый определяет развлекательную программу на основе нескольких признаков: «это телепрограмма, являющаяся формой и способом проведения досуга, рассчитанная на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовльствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации» [1]. Совершенно точным нам кажется замечание о том, что развлекательное телевидение не является «второсортным», оно наряду с информационно-аналитическим стало фактором выработки этических принципов реципиентов и моделей их поведения в обществе. При этом «развлекательность» стала и частью информационно-аналитического телевещания и тем самым превратилась в основной тренд современного телевидения.
Типология развлекательного телевидения, по Акинфееву, следующая: реалити-шоу, ток-шоу, телевикторины и шоу. Наша научная проблема сосредоточена на последнем типе. Все шоу можно разделить на четыре группы. Костяк первой составляет самый распространенный на нашем телевидении жанр скетч-шоу: набор сыгранных группой актеров комедийных сценок, обычно протяженностью 2-5 минут каждая. Сегодня это «Наша Russia » (ТНТ), «Шесть кадров» (СТС) и др. Вторая группа - это собственно юмористические программы, подобные «Аншлагу» («Россия»), «КВНу» (Первый канал), «Кривому Зеркалу» (Первый канал), «Смехопанораме» (ОРТ) и прочим, суть которых - в выступлении юмористов, исполняющих свои или чужие миниатюры. Третью группу шоу-передач, относящихся к жанру стендап-комеди, на сегодняшний день представляет одна-единственная, уникальная в своем роде программа « Comedy club » (ТНТ). Суть передач подобного рода в появлении на сцене конферансье-эмси, который свободно общается с публикой на модные темы, интересно шутит, иногда задирает сидящих в зале. Наконец, четвертая группа программ - это собственно шоу, передачи, представляющие собой определенный набор сценических зрелищ и эстрадных номеров, как правило, музыкального характера. Чаще всего шоу имеют сериальный характер, то есть выходят в определенное время, однако не менее часто встречаются шоу, приуроченные к единичным событиям (праздничные концерты, трансляции музыкальных фестивалей, юбилейные вечера отдельных артистов).
Иную типологию развлекательного телевидения, более расширенную, предлагает С.Н. Ильченко. Игровое телевидение (синоним развлекательного, по С.Н. Акинфееву) - частное выражение более общего понятия развлекательное телевидение. «...к которому мы также относим трансляции эстрадных концертов всех видов и типов, записи выступлений юмористов, кинопоказы, видеоклипы, творческие вечера, встречи со знаменитыми персонами и т.д и т.п. Отличительная черта подобной эфирной продукции заключается в использовании телевидения исключительно как канала трансляции» [2].
Развлекательный сегмент отечественного телевидения исследователь делит на три больших группы - юмористические, музыкальные и игровые программы. К игровым программам, например, С.Н. Ильченко относит: игры; лотереи; игры-викторины; шоу-викторины; интеллектуальные игры-викторины; игры-розыгрыши; шоу-состязания; музыкальные игры; музыкальные шоу-состязания; спортивные шоу-состязания; спортивные
трансляции; ток-шоу; шоу-розыгрыш; скетч-шоу; ток-шоу-состязание; юмористические ток-шоу [2].
Как мы видим, в типологии игрового телевидения у Ильченко появляются те программы, которые можно отнести у него же к юмористическому сегменту. А в типологии развлекательного телевидения С.Н. Акинфеева юмористические программы вообще не являются отдельным видом, они входят в группу «шоу», причем в ней три из четырех подвидов относятся к юмористическому контенту. При этом эти три наиболее исчерпывающие типологии развлекательного телевидения (Классификатор, Акинфеев, Ильченко), соединяющие научную аналитику и типологический подход с реальным существованием современного телевизионного контента. Вынуждены констатировать, что телевизионная реальность все же более многообразна, чем ее теоретическое осмысление, которое не только не успевает ее фиксировать, но и единообразить.
Объектом нашего исследования является юмористический контент современного отечественного телевидения, который мы, опираясь на обозначенных выше авторов, систематизировали следующим образом.
Эстрадный капустник («КВН», «Городок», «Хорошие шутки»).
Театрализованная программа, выходящая в эфир обычно в записи. Может включать в себя и импровизации, и отрепетированные заготовки, связанные общей темой.
Авторская юмористическая / сатирическая программа («Смехопанорама», «Сам себе режиссер», «Аншлаг», «Итого»).
Не имеет постоянной формы и структуры, основное в формате - фигура ведущего, действия которого и есть основной смысловой компонент программы.
Юмористический сборник («Вокруг смеха», «Шутка за шуткой»).
Механически соединяет отдельные эстрадные и театральные номера, фрагменты фильмов, спектаклей. Программ, не связанных между собой тематически.
Юмористический журнал («Ералаш», «Фитиль», «6 кадров», «Женская лига»).
Регулярно выходящая в эфир программа, состоящая из миниатюр или короткометражных фильмов. Снятых специально для этой программы с привлечением профессиональных актеров.
Комедийный сериал («Саша + Маша», «Наша Russia», «Куклы», «Мультлично-сти», «Моя прекрасная няня», «Солдаты»).
Регулярно выходящая в эфир программа, которую отличает единство места действия и постоянный состав персонажей. Каждая серия - самостоятельное произведение, не связанное сюжетно и тематически с предыдущими и последующими сериями. Может быть телевизионным, мультипликационным, кукольным или театрализованным. По хронометражу может быть короткометражным (от 10 до 60 минут) и полнометражным (от 60 минут).
Телевизионный розыгрыш («Розыгрыш», «Скрытая камера», «Голые и смешные»).
Тип программы, который основан на постановочных сценках с участием профессиональных актеров и обычных людей. Для приглашенных участников создается нестандартная комичная ситуация. Обычно используется для съемки скрытая камера.
Передача-пародия («Большая разница», «Прожекторперисхилтон»).
Программы, формально повторяющие структуру другой программы, ее характерные особенности, но с совершенно другим содержанием, доводящим все до абсурда.
Скетч-шоу и юмористические ток-шоу.
Таким образом, в созданной нами типологии соединяются как форматы, имеющие отношение к телевизионной журналистике, так и те, для которых телевидение является лишь каналом трансляции. Сегодня многообразие телевизионного контента позволяет изучать его и в контексте привычных журналистских категорий и понятий, и в более широком контексте
современной массовой культуры, причем комический телевизионный контент по своему генезису скорее может быть отнесен ко второму направлению.
Библиографический список
1. Акинфеев, С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения [Электронный ресурс] / С.Н. Акинфеев. - Режим доступа: http//mediascope.ru/node/250, свободный.
2. Ильченко, С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий / С.Н. Ильченко. - СПб. : Изд-во СПбУ, 2009. - 468 с.
3. Телевизионная журналистика. - М. : Высшая школа, 2005. - 368 с.
4. Дегтярева, Е.И. Гибридные телепрограммы как признак коммерциализации эфира [Текст] / Е.И. Дегтярева // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2007. - № 4. - С. 108-117.
5. Новикова, А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия / А.А. Новикова. - М. : Алетейя, 2008. - 208 с. ; Поберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения / Е.В. Поберезникова. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 224 с. ; Вакурова, Н.В. Типология жанров современной экранной продукции [Электронный ресурс] / Н.В. Вакурова. - М., 1997. - Режим доступа: http://www.mediakomitet.ru/ ; Бергер, Н.В. Зарубежная и российская журналистика: актуальные проблемы и перспективы развития / Н.В. Бергер. - Волгоград, 2005 ; Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н.Б. Кириллова. - М. : Академический проект. 2006. - 448 с. ; Телевидение: режиссура реальности / сост. Д. Дондурей. - М. : Искусство кино, 2007. - 360 с. ; Телерадиоэфир: История и современность / под ред. А.Г. Качкаевой. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 240 с.
© Галлиулина А.Ф., 2012
Автор статьи - Альфия Фаритовна Галлиулина, аспирант, Омская гуманитарная академия. Рецензент - Е.Ю. Кармалова, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.