Научная статья на тему 'Типология комического контента современного отечественного телевидения'

Типология комического контента современного отечественного телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2192
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНРОВАЯ ПАРАДИГМА / ЕДИНИЦА ЭФИРНОГО КОНТЕНТА / ФОРМАТ ЕДИНИЦЫ ЭФИРНОГО КОНТЕНТА / ЖАНР ЕДИНИЦЫ ЭФИРНОГО КОНТЕНТА / «РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ» ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Галлиулина Альфия Фаритовна

В статье рассматривается сегмент контента, который выходит за рамки традиционных журналистских жанров телевидения, – «развлекательное телевидение», внутри которого выделяют юмористические, музыкальные и игровые программы. Приводятся различные типологии «развлекательной» журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология комического контента современного отечественного телевидения»

УДК 659

А.Ф. Галлиулина Омская гуманитарная академия

ТИПОЛОГИЯ КОМИЧЕСКОГО КОНТЕНТА СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

В статье рассматривается сегмент контента, который выходит за рамки традиционных журналистских жанров телевидения, - «развлекательное телевидение», внутри которого выделяют юмористические, музыкальные и игровые программы. Приводятся различные типологии «развлекательной» журналистики.

Ключевые слова: жанровая парадигма, единица эфирного контента, формат единицы эфирного контента, жанр единицы эфирного контента, «развлекательная» журналистика.

Используя в названии статьи понятие «типология контента», а не «типология жанров» отечественного телевидения, мы тем самым хотим подчеркнуть современное диффузное состояние различных каналов массовой коммуникации, в данном случае телевидения. «Расширение жанрового разнообразия отечественного телевещания - объективный процесс, напрямую связанный с тем обстоятельством, что бизнес-составляющая в практике аудиовизуальных СМИ стала в нынешних условиях доминирующей. <...> А это, в свою очередь, выводит в лидеры популярности не только программы, принадлежащие к информационному сегменту телеэфира, но и те передачи, которые ориентированы прежде всего на развлечение аудитории» [2].

Появление большого количества (мы бы даже сказали - доминирующего количества) программ и форматов, не укладывающихся в рамки традиционной типологии журналистских жанров, зачастую даже не имеющих отношения к журналистике, говорит о том, что мы наблюдаем сегодня более быстрое развитие самого ТВ и отставание его осмысления в теоретической мысли, в частности, в теории журналистики.

Исследователи сегодня говорят о появлении целого сегмента контента, вообще не подпадающего под парадигму журналистских жанров телевидения, обычно его называют «развлекательным телевидением». Внутри данного объемного сегмента выделяют юмористические программы, музыкальные и игровые.

При этом традиционное представление о жанровой парадигме аудиовизуальных СМИ продолжает транслироваться во всех учебниках по телевизионной журналистике. Так, в в учебнике Р.А. Борецкого и В.Л. Цвика «Телевизионная журналистика» предлагается следующее разделение:

- жанры телевизионной информации;

- жанры аналитической публицистики;

- жанры художественной публицистики [3].

Сходную точку зрения высказывают и авторы «Курса радиотелевизионной журналистики» Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров (СПб., 2004) и М.Н. Ким в книге «Жанры современной журналистики» (Спб., 2004) и многие другие исследователи, прежде всего представляющие факультеты журналистики МГУ и СПбГУ.

При этом сегодня существует понимание того, что какая-то часть контента, транслируемого ТВ, не имеет никакого отношения к традиционному представлению о журналистике. Так, Е. И. Дегтярева [4] описывает относительно новое понятие «телевизионный формат». Л.М. Землянова определяет его как вид, тип, форму, характер подачи информации.

С.Н. Ильченко предлагает ввести в теорию телевизионной журналистики такие понятия, как «единица эфирного контента» (программная, жанровая), «формат единицы эфирного контента», «жанр единицы эфирного контента». Единица эфирного контента - завершенный

продукт журналистского творчества, имеющий конкретные временные, пространственные и содержательные характеристики (информационная единица, музыкальная и пр.). Данное понятие синонимично прежним профессиональным журналистским терминам «программа» и «передача». Единицей эфирного контента может быть не только конкретная завершенная или записанная программа. Под данное определение попадают и прямые трансляции различных событий (визиты, съезды, спортивные состязания и др.), и рекламные блоки, которые размещаются в межпрограммном пространстве, и анонсы будущих программ и передач.

Формат единицы эфирного контента - это совокупный набор организационных приемов и структурных элементов телевизионного продукта: драматургия конкретных ситуаций, характерный состав ведущих и приглашенных участников, система отношений между ними, продолжительность данной эфирной единицы, степень и качество участия публики. Иначе говоря, формат определяет для программы (передачи) все те внешние признаки и качества, которые отличают ее от других.

Жанр единицы эфирного контента - совокупность формальных профессиональных приемов в журналистском творчестве, которые используются при обработке информации с целью придания ей необходимого завершенного вида.

Заметим, что при таком подходе не очень понятны основания для различения формата и жанра. С.Ильченко приводит данные социологического опроса, проведенного компанией «Видео Интернешнл». Потенциальных зрителей спрашивали, какие виды и жанры телевещания они предпочитают. В списке жанров названы следующие: юмор, сериалы, информация, развлекательно-познавательные, телеигры, познавательные, ток-шоу, документалистика, общественно-политические, музыкальные. Как нам кажется, то, что здесь названо, можно отнести к программам и определить как форматы и жанры, по классификации С.Ильченко. Поэтому мы придерживаемся традиционной терминологии, оговаривая определенную синонимию понятий: программа - синоним понятия «передача»; причем программа может представлять собой многосоставное полижанровое образование, а может быть выдержана в рамках одного жанрового формата (например, женская телепрограмма). Нам представляется целесообразным рассматривать понятия жанра и формата как синонимы, поскольку теоретики не предлагают четкой дифференциации этих терминов (по-видимому, в этом и нет необходимости). Однако возможно развести эти понятия в контексте рассуждений С.Н. Ильченко. Формат в его определении скорее близок к литературоведческой категории жанра: это совокупность структурных особенностей телепродукта, придающих ему целостный устойчивый облик. Жанр в понимании Ильченко - система приемов, с помощью которых этот облик создается (с точки зрения теории литературного жанра второе скорее можно назвать композицией - по М.М. Бахтину, телеологически понятой структурой произведения).

Теоретические дискуссии в данном случае не являются для нас самоцелью. Мы приводим отдельные точки зрения для того, чтобы было понятно: сегодняшние процессы, представленные на «реальном» телевидении, специалисты пытаются осмыслить теоретически, хотя бы и с некоторым запозданием.

Нас в большей степени интересует типология «разлекательной» журналистики или, если этот контент все-таки нельзя считать журналистским (единой точки зрения в теории журналистики на сегодняшний день не существует), то типология развлекательного телевизионного контента.

Исследованию развлекательного телевидения вообще и проблеме классификации развлекательных передач в частности посвящены книги А.А. Новиковой, Е.В. Поберезниковой, Н.В. Вакуровой, а также «Единые требования (классификатор) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции», предложенные некоммерческим партнёрством «Медиакомитет». Перспективы и пути дальнейшего развития российского развлекательного телевидения обсуждаются в книгах Н.В. Бергер, Н.Б. Кирилловой, в сборниках «Теле-

видение: режиссура реальности» под редакцией Д.Б. Дондурея и «Телерадиоэфир: История и современность» под редакцией А.Г. Качкаевой [5].

С.Н. Акинфеев в диссертационном исследовании «Жанровая структура российского развлекательного телевидения» определяет, что развлекательная программа должна отвечать хотя бы некоторым из следующих потребностей зрителя:

1) получение удовльствия, позитивных эмоций;

2) снятие напряжения, редукция тревоги;

3) уход от реальности, эскапизм;

4) азарт;

5) эмоциональное осмысление комического (юмор).

Ученый определяет развлекательную программу на основе нескольких признаков: «это телепрограмма, являющаяся формой и способом проведения досуга, рассчитанная на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовльствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации» [1]. Совершенно точным нам кажется замечание о том, что развлекательное телевидение не является «второсортным», оно наряду с информационно-аналитическим стало фактором выработки этических принципов реципиентов и моделей их поведения в обществе. При этом «развлекательность» стала и частью информационно-аналитического телевещания и тем самым превратилась в основной тренд современного телевидения.

Типология развлекательного телевидения, по Акинфееву, следующая: реалити-шоу, ток-шоу, телевикторины и шоу. Наша научная проблема сосредоточена на последнем типе. Все шоу можно разделить на четыре группы. Костяк первой составляет самый распространенный на нашем телевидении жанр скетч-шоу: набор сыгранных группой актеров комедийных сценок, обычно протяженностью 2-5 минут каждая. Сегодня это «Наша Russia » (ТНТ), «Шесть кадров» (СТС) и др. Вторая группа - это собственно юмористические программы, подобные «Аншлагу» («Россия»), «КВНу» (Первый канал), «Кривому Зеркалу» (Первый канал), «Смехопанораме» (ОРТ) и прочим, суть которых - в выступлении юмористов, исполняющих свои или чужие миниатюры. Третью группу шоу-передач, относящихся к жанру стендап-комеди, на сегодняшний день представляет одна-единственная, уникальная в своем роде программа « Comedy club » (ТНТ). Суть передач подобного рода в появлении на сцене конферансье-эмси, который свободно общается с публикой на модные темы, интересно шутит, иногда задирает сидящих в зале. Наконец, четвертая группа программ - это собственно шоу, передачи, представляющие собой определенный набор сценических зрелищ и эстрадных номеров, как правило, музыкального характера. Чаще всего шоу имеют сериальный характер, то есть выходят в определенное время, однако не менее часто встречаются шоу, приуроченные к единичным событиям (праздничные концерты, трансляции музыкальных фестивалей, юбилейные вечера отдельных артистов).

Иную типологию развлекательного телевидения, более расширенную, предлагает С.Н. Ильченко. Игровое телевидение (синоним развлекательного, по С.Н. Акинфееву) - частное выражение более общего понятия развлекательное телевидение. «...к которому мы также относим трансляции эстрадных концертов всех видов и типов, записи выступлений юмористов, кинопоказы, видеоклипы, творческие вечера, встречи со знаменитыми персонами и т.д и т.п. Отличительная черта подобной эфирной продукции заключается в использовании телевидения исключительно как канала трансляции» [2].

Развлекательный сегмент отечественного телевидения исследователь делит на три больших группы - юмористические, музыкальные и игровые программы. К игровым программам, например, С.Н. Ильченко относит: игры; лотереи; игры-викторины; шоу-викторины; интеллектуальные игры-викторины; игры-розыгрыши; шоу-состязания; музыкальные игры; музыкальные шоу-состязания; спортивные шоу-состязания; спортивные

трансляции; ток-шоу; шоу-розыгрыш; скетч-шоу; ток-шоу-состязание; юмористические ток-шоу [2].

Как мы видим, в типологии игрового телевидения у Ильченко появляются те программы, которые можно отнести у него же к юмористическому сегменту. А в типологии развлекательного телевидения С.Н. Акинфеева юмористические программы вообще не являются отдельным видом, они входят в группу «шоу», причем в ней три из четырех подвидов относятся к юмористическому контенту. При этом эти три наиболее исчерпывающие типологии развлекательного телевидения (Классификатор, Акинфеев, Ильченко), соединяющие научную аналитику и типологический подход с реальным существованием современного телевизионного контента. Вынуждены констатировать, что телевизионная реальность все же более многообразна, чем ее теоретическое осмысление, которое не только не успевает ее фиксировать, но и единообразить.

Объектом нашего исследования является юмористический контент современного отечественного телевидения, который мы, опираясь на обозначенных выше авторов, систематизировали следующим образом.

Эстрадный капустник («КВН», «Городок», «Хорошие шутки»).

Театрализованная программа, выходящая в эфир обычно в записи. Может включать в себя и импровизации, и отрепетированные заготовки, связанные общей темой.

Авторская юмористическая / сатирическая программа («Смехопанорама», «Сам себе режиссер», «Аншлаг», «Итого»).

Не имеет постоянной формы и структуры, основное в формате - фигура ведущего, действия которого и есть основной смысловой компонент программы.

Юмористический сборник («Вокруг смеха», «Шутка за шуткой»).

Механически соединяет отдельные эстрадные и театральные номера, фрагменты фильмов, спектаклей. Программ, не связанных между собой тематически.

Юмористический журнал («Ералаш», «Фитиль», «6 кадров», «Женская лига»).

Регулярно выходящая в эфир программа, состоящая из миниатюр или короткометражных фильмов. Снятых специально для этой программы с привлечением профессиональных актеров.

Комедийный сериал («Саша + Маша», «Наша Russia», «Куклы», «Мультлично-сти», «Моя прекрасная няня», «Солдаты»).

Регулярно выходящая в эфир программа, которую отличает единство места действия и постоянный состав персонажей. Каждая серия - самостоятельное произведение, не связанное сюжетно и тематически с предыдущими и последующими сериями. Может быть телевизионным, мультипликационным, кукольным или театрализованным. По хронометражу может быть короткометражным (от 10 до 60 минут) и полнометражным (от 60 минут).

Телевизионный розыгрыш («Розыгрыш», «Скрытая камера», «Голые и смешные»).

Тип программы, который основан на постановочных сценках с участием профессиональных актеров и обычных людей. Для приглашенных участников создается нестандартная комичная ситуация. Обычно используется для съемки скрытая камера.

Передача-пародия («Большая разница», «Прожекторперисхилтон»).

Программы, формально повторяющие структуру другой программы, ее характерные особенности, но с совершенно другим содержанием, доводящим все до абсурда.

Скетч-шоу и юмористические ток-шоу.

Таким образом, в созданной нами типологии соединяются как форматы, имеющие отношение к телевизионной журналистике, так и те, для которых телевидение является лишь каналом трансляции. Сегодня многообразие телевизионного контента позволяет изучать его и в контексте привычных журналистских категорий и понятий, и в более широком контексте

современной массовой культуры, причем комический телевизионный контент по своему генезису скорее может быть отнесен ко второму направлению.

Библиографический список

1. Акинфеев, С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения [Электронный ресурс] / С.Н. Акинфеев. - Режим доступа: http//mediascope.ru/node/250, свободный.

2. Ильченко, С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий / С.Н. Ильченко. - СПб. : Изд-во СПбУ, 2009. - 468 с.

3. Телевизионная журналистика. - М. : Высшая школа, 2005. - 368 с.

4. Дегтярева, Е.И. Гибридные телепрограммы как признак коммерциализации эфира [Текст] / Е.И. Дегтярева // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2007. - № 4. - С. 108-117.

5. Новикова, А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия / А.А. Новикова. - М. : Алетейя, 2008. - 208 с. ; Поберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения / Е.В. Поберезникова. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 224 с. ; Вакурова, Н.В. Типология жанров современной экранной продукции [Электронный ресурс] / Н.В. Вакурова. - М., 1997. - Режим доступа: http://www.mediakomitet.ru/ ; Бергер, Н.В. Зарубежная и российская журналистика: актуальные проблемы и перспективы развития / Н.В. Бергер. - Волгоград, 2005 ; Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н.Б. Кириллова. - М. : Академический проект. 2006. - 448 с. ; Телевидение: режиссура реальности / сост. Д. Дондурей. - М. : Искусство кино, 2007. - 360 с. ; Телерадиоэфир: История и современность / под ред. А.Г. Качкаевой. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 240 с.

© Галлиулина А.Ф., 2012

Автор статьи - Альфия Фаритовна Галлиулина, аспирант, Омская гуманитарная академия. Рецензент - Е.Ю. Кармалова, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.