Научная статья на тему 'Развлекательное телевидение: классификация, определение, жанры'

Развлекательное телевидение: классификация, определение, жанры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
21991
1842
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развлекательное телевидение: классификация, определение, жанры»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 6

С.Н. Акинфеев

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ЖАНРЫ

Как известно, четырьмя главными аспектами в типологи-зации телевизионных передач являются аспекты формальный, функциональный, содержательный и адресный, однако нас в данном случае интересует классификация только по первому, формальному признаку. Видовое разнообразие современного российского развлекательного телевидения — это сложный организм, в котором происходит постоянное обобщение выразительных средств, функций и задач. Как правило, для обозначения группы журналистских произведений, обладающих общими признаками, используется слово "жанр", однако мы бы хотели заменить его более нейтральным и вместе с тем более объемным термином. В современной медийной терминологии «телевизионные практики предпочитают ни к чему не обязывающее слово "формат", в узком смысле означающее шаблон, а в более широком — направление вещания»1. Однако и термин "формат" сам по себе является недостаточно полным, ведь эта характеристика программы, например, часто "используется для ее классификации в плане формальной структуры, другими словами, показывает, как построена программа, вне зависимости от ее содержания "2. Часто слово "формат" и вовсе является заменой слову "идеология"3. Поэтому мы бы предпочли вместо терминов "жанр" или "формат" говорить о "направлениях вещания", внутри которых есть определенные жанры. Ситуация усугубляется еще и тем, что при наличии отдельных направлений развлекательных программ до сих пор нет их четкой классификации. Более того, далеко не каждый теоретик журналистики может дать само определение термину "развлекательная программа". Например, в учебнике "Телевизионная журналистика" говорится о так называемой "развлекательной продукции"4 (видеоклипы, комедийные фильмы,

1 Единые требования (классификатор) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции. М., 2003. С. 32.

2 Быков Д. Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. А.Г. Кач-каевой. М., 2008. С. 340.

3 Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. М., 1998. С. 53.

4 Там же. С. 211.

конкурсы и т.д.). Там же чуть позже упоминается целый класс передач, которые авторы объединяют одним коротким словом "шоу", внося туда помимо сугубо музыкальных программ еще и телеигры, такие, как "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?" и КВН5. Однако сам термин "развлекательная продукция" никак авторами книги не истолковывается. P.A. Борец-кий в книге "Осторожно, телевидение!" на шестьдесят первой странице добавляет к развлекательным передачам еще и легкие ток-шоу вроде "Моей семьи"6, а на странице шестьдесят девятой утверждает, что таковыми являются "ток-шоу, денежные игры и викторины"7. Кроме того, Борецкий в своей книге цитирует Я.Н. Засурского, который, говоря о развлечении вообще, уточняет, что телевидение в этом смысле доступнее остальных СМИ, потому что дает зрителю "сериалы, футбольные трансляции, квизы, шоу, викторины"8. У Н.В. Вакуровой в работе "Типология жанров современной экранной продукции" в качестве отдельных жанров (именно жанров) выделены ток-шоу, телешоу, игра и ...бенефис с водевилем9. Р.И. Га-лушко в книге «Западное телевидение и "массовая культура"» в качестве "легкого развлечения" определяет "шоу, игры и викторины"10 и т.д. Естественно, что один из наиболее значимых на сегодняшний день секторов телевещания не может оставаться без классификации, поэтому исходя из того что мы имеем в программной сетке, и учитывая мнение авторитетных специалистов в теории журналистики, мы можем сказать, что существует 4 основных направления российских развлекательных программ: реалити-шоу, "легкие" или развлекательные ток-шоу, телевикторины (они же квизы, телеигры) и так называемые шоу.

Реалити-шоу

На российском телевидении реалити-шоу впервые появились в 2001 г., когда в ночь с 27 на 28 сентября на канале ТВ-6 вышел первый выпуск отчасти скандальной, отчасти безвкусной, но, без сомнения, ставшей знаковой программы "За стеклом". Прошло всего два года, и после пилотных проектов

5 Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. С. 211.

6 Борецкий P.A. Осторожно, телевидение! М., 2002. С. 62.

7 Там же. С. 69.

8 Там же. С. 228.

9 См.: Вакурова Н.В. "Типология жанров современной экранной продукции". М., 1997. С. 29.

10 Галушко Р.И. Западное телевидение и "массовая культура". М., 1991. С. 10.

на каждом из каналов российское телевидение захлестнула волна реалити-шоу. Первый канал, "Россия", НТВ, СТС, даже скромный 02ТВ — все они в свое время выпускали в той или иной мере узнаваемые передачи, однако всех в плане "экстри-ма" перещеголял ТНТ, став лидером по подобного рода развлекаловке. Когда телеканал с ноября 2003 по август 2007 г. запустил друг за другом 8 (восемь!!!) реалити-шоу — "Дом", "Голод", "12 негритят", "Дом-2", "Кандидат", "Ребенок-робот", "Офис", "Большой брат" (если не принимать во внимание проекты-однодневки, вроде "Голых стен" или "Правил съема") — за бортом остались и "Россия" с одной-единственной программой "Стань звездой", и СТС с проектом "Ты супермодель", и даже Первый канал с тандемом "Последний герой" — "Фабрика звезд".

После появления адаптированных для российского телезрителя новых форматов перед владельцами каналов, критиками и теоретиками журналистики неизбежно возникает целый ряд вопросов: в чем оригинальность новинки? как она будет привлекать зрителей? станут ли подобные программы популярными? и т.д. В случае с реалити ответы почти на все вопросы лежат на поверхности, и даже неискушенному зрителю нетрудно догадаться, почему. Реалити-шоу — это программы, зрелищные априори, программы, если цитировать Р. Томпсона, "превратившиеся в подглядывание в замочную скважину"11. Основатель Центра по изучению телевидения утверждает, что поп-культуре надоело претендовать на роль искусства, и она хочет быть тем, чем она есть — пристальным наблюдением за реальной жизнью. Именно поэтому основной признак всех без исключения реалити-шоу — это наблюдение за жизнью героев передачи в реальном времени, обращение к реальности во всех ее проявлениях, начиная с участников и заканчивая декорациями. Правда, заместитель генерального директора телеканала ТНТ Александр Дулерайн в интервью "Искусству кино" делает немаловажное замечание: "Все телевидение посвящено реальности. Но специализация реалити-шоу — это частная жизнь. Если новости формируют, мифологизируют те или иные нужды общественной жизни, а спорт актуализирует инстинкт борьбы, состязания, то реалити-шоу обращены прежде всего к частной жизни человека"12. Суть каждой из подобных передач в сюжетной линии, подробно иллюстрируемой

11 Javier Del Pino. Humillación en directo // El Pais. 2003. 8 Jan. P. 6.

12 Дулерайн А. Телевидение: режиссура реальности / Сост. Д. Дондурей. М., 2007. С. 145.

теми или иными полуигровыми эпизодами, участие в которых обязательно для каждого из персонажей, независимо от того, как эти эпизоды преподносятся зрителям: как военно-спор -тивные игрища в "Последнем герое", как ежедневные выяснения отношений в "Доме-2" или как "номинации" в "Фабрике звезд". Зрелищность и массовость реалити сделали его лакомым куском для телеканалов многих стран: сначала документальные съемки и сюжеты на соответствующие темы (экст-рим, катастрофы, стихийные бедствия, терроризм, социальные происшествия), потом отдельные реалити-шоу, а потом и вовсе целый телеканал, как, скажем, Reality TV в Великобритании. На производстве реалити специализируются такие гиганты, как "Endemol" и MTV, а каждое новое шоу, независимо от того, в какой стране оно было произведено, неизбежно выпускается в прайм-тайм.

Несмотря на общие принципы, все реалити-шоу можно разделить на четыре группы, в соответствии с тем, на чем основано развитие действия в передаче (помимо того, что в групповом делении лежат разные психоэмоциональные и ценностные основания). Программы первой группы ("Последний герой", "Дом-2", "Остров искушений", "За стеклом") эксплуатируют прежде всего человеческие инстинкты и эмоции, это передачи, построенные по принципу "отношения — конкурс — изгнание". Целью является не столько победа участника в каком-то конкретном соревновании или в проекте вообще, сколько проверка его умения "выжить", умения выстроить отношения с другими персонажами на протяжении всего цикла передач. От участников не требуется какой-то специальной подготовки, все определяется взаимоотношениями между героями, причем для достижения цели хороши все средства, включая интриги, спровоцированные конфликты, столкновения как эмоциональные, так и физические, использование самых различных способов влияния — от угроз до сексуальной аттракции. Поэтому передачи первой группы можно назвать самыми непредсказуемыми с точки зрения драматургии, в них "есть объем, потому что <...> шоу выживания предполагает предельно натуральную ситуацию"13. Кроме того, проводимые конкурсы, как правило, либо не выявляют ярко выраженного победителя (того, кто оказался самым сильным, умным, способным), либо фактически не влияют на его дальнейшую судьбу, а субъективность и отсутствие у участников четких

13 Там же. С. 148. 8 ВМУ, журналистика, № 6

критериев оценки поведения "своих" и "чужих" приводит порой к самым неожиданным результатам.

Реалити-шоу, объединенные во вторую группу, — это передачи, основанные на самореализации участников — "Голод", "Фабрика звезд", "Кандидат". Внешняя атрибутика проекта такая же, как и в реалити первой группы: герои вынуждены вместе длительное время выполнять несложные конкурсы, отношения между ними по-прежнему играют немаловажную роль, хотя и в гораздо меньшей степени. Разница в том, что в программах второй группы вероятность победы или проигрыша героя зависит не только и не столько от его социального чутья, сколько от его умений. Отношения, хотя и являются важной составляющей проекта, уходят на второй план. («Установка "Кандидата" — построй свою карьеру. Установка "Дома-2" — построй свою любовь»14). Цель проекта — выявить явного победителя, превосходство которого становится очевидным не только для телезрителей, но и для самих участников почти с самого начала, поскольку для победы требуется владение определенными навыками (умение петь, танцевать, быть профессионалом в области экономики, уметь делать то, что принесет деньги).

Две последних группы — это передачи, находящиеся на стыке реалити и шоу, передачи, которые нельзя назвать реа-лити-шоу в полном смысле этого слова, это разновидность реалити-телевидения, в котором акцент сделан не столько на реальности происходящего, сколько на развлекательной составляющей передач. Например, третья группа — это проекты, персонажи которых не живут вместе и не изолированы от общества. Суть передачи не в развитии взаимоотношений между ними, а именно в выявлении абсолютного победителя в своей сфере, которым может быть как отдельный человек ("Битва экстрасенсов"), так и команда ("Самый сильный человек", "Перехват"). От шоу в этих передачах остались выступления участников, некий набор сценических зрелищ, часто с элементами театрализации, от реалити — не только наблюдение за персонажами в реальном времени, но и рассказ об их жизни, интервью с ними, рассказы о них очевидцев, друзей, соседей.

И, наконец, последняя, четвертая группа реалити-шоу, внешне самая простая и незамысловатая — хроники, где камера просто фиксирует происходящее в зависимости от автор-

14 Там же. С. 159.

ского замысла. Здесь нет соперничающих друг с другом участников, а временные и территориальные рамки определяются лишь главным героем, иногда единственным, который в ряде случаев является одновременно и ведущим. Хроники делятся на три вида:

а) передачи, в которых камера следует за звездой шоу-бизнеса, записывая все моменты ее жизни ("Полный Fashion", "Ксения Собчак: девушка с обложки", "Блондинка в шоколаде", "По домам");

б) программы, в которых камера фиксирует все моменты жизни звезды или журналиста, пробующих себя в непривычной для них профессии в течение определенного времени («"Один день" с Кириллом Набутовым», "Проверено на себе", "Звезды меняют профессию", "Звезды на льду", "Цирк со звездами", "Король ринга")

в) передачи, использующие съемки скрытой камерой или хоумвидео. Как правило, развлекательный оттенок подобного рода съемкам придают либо закадровый комментарий авторов программы ("Сам себе режиссер"), либо комизм ситуации, в которую попадают участники передачи ("Розыгрыш", "Голые и смешные", "Скрытая камера", "Фигли-мигли").

Реалити-шоу, как и любое другое вещательное направление, несет в себе определенный смысл, имея при этом отчетливо утилитарное значение. Во-первых, реалити показывают человеку способы решения определенных жизненных ситуаций (как правило, конфликтов). Только в отличие от ток-шоу реалити не моделируют и не воссоздают ситуации, аналогичные тем, в которые может попасть обычный человек, а демонстрируют эмоции, возникающие у людей в определенных обстоятельствах, и возможные реакции на эти эмоции. Во-вторых, как говорит Д. Дондурей в "Искусстве кино", именно реалити-шоу способны стать уникальным инструментом, с помощью которого можно учить людей быть более толерантными, изживать социальные фобии, строить взаимоотношения в социуме независимо от его размеров. При этом Дондурей призывает к "умному применению" развлечения, утверждая, что развлечение можно и нужно использовать как некую ширму, за которой будут спрятаны истинные ценности15. (Наиболее показательны в этом плане передачи "познавательного"

15 Там же. С. 152.

сектора развлекательного телевидения вроде "Своей игры", "Что? Где? Когда?", "Поля чудес" и т.д.) Отчасти эти положения реализуются и на практике. Но если рассматривать развлечение на телевидении вообще, то можно увидеть, что процент "троянских коней", т.е. передач, транслирующих эрудицию и культуру под вывеской веселья, к сожалению, не так уж и велик. Прежде всего это касается именно реалити-шоу.

Ток-шоу

При наличии готовых западных образцов процесс становления ток-шоу в России, как ни странно, затянулся надолго, до 1996 г., когда телеканал НТВ запустил первый по-настоящему развлекательный проект "Про это". В том же 1996 г. на ОРТ выходит первый выпуск программы Валерия Комиссарова "Моя семья" (ставшей, однако, всенародно любимой и популярной лишь спустя два года, после появления на телеканале РТР), а в 1998 г. на НТВ начинает выходить ток-шоу Юлии Меньшовой "Я сама". Можно сказать, что именно с этого момента и начинается поступательное развитие направления на российском телевидении. Поначалу ток-шоу выходили в эфир только в вечернее время, однако возросшие запросы аудитории и развитие ток-шоу как такового привели к тому, что многочисленные вечерние передачи начали сменяться дневными, которые дополняли их, а порой и в чем-то превосходили. Их возникновение легко объясняется не только и не столько творческой, сколько коммерческой причиной: оправдал себя и деньги, вложенные в развитие дневных ток-шоу, прагматизм владельцев телеканалов, решивших, что при желании собирать прибыль можно не только в прайм-тайм. Подавляющее большинство дневных ток-шоу так и остались передачами бета-величины ("Частная жизнь" с Владимиром Молчановым и Ликой Кремер ("Россия"), "Девичьи слезы" (СТС), "Город женщин" (Первый канал), "Добрый день" (Первый канал), но были среди них и по-настоящему удачные проекты, проекты-альфа, такие, как "Принцип домино" (НТВ), "Что хочет женщина" ("Россия") и "Семейные страсти" (Ren-TV).

О том, что человек — животное социальное, известно еще от Аристотеля. Несмотря на то, что сегодняшний мир пропагандирует privacy как высшую ценность, ток-шоу показывает человеку, столкнувшемуся с проблемой, что он не одинок, что вокруг достаточно много людей с точно такими же проблемами. Однако истинная суть подобных передач не в бесстрастном отражении окружающей действительности и уж тем

более не в пессимистичной констатации фактов. Ценность ток-шоу в том, что подобные передачи консолидируют различные страты и ячейки общества в единое целое, находя сходство в жизненных позициях, утверждая приемлемые для всех моральные ценности и помогая найти универсальное решение общих проблем. Говоря простым языком, их терапевтическая ценность в том, что человеку протягивается рука помощи. Все участники ток-шоу — от зрителей до экспертов — пытаются смоделировать общую для каждого единичного случая ситуацию, проецируя ее не только на конкретного, сидящего перед нами участника, но и на каждого телезрителя, имеющего к этой проблеме непосредственное отношение, на каждого человека, когда-либо с этой проблемой сталкивавшегося. Они пытаются понять, почему все случилось именно так, а не иначе, пытаются понять, в каком направлении будет развиваться ситуация, и что надо предпринять, чтобы найти оптимальное решение. Все вместе они играют роль семьи или, в крайнем случае, наставников, помогающих человеку найти верное решение, поддерживая его, сочувствуя и переживая. Последует ли участник полученным советам или нет — это уже другой вопрос, главное, чтобы эти советы были, ради этого передача и выходит в эфир. Хотя почти всегда остается открытым вопрос о том, насколько правдиво то, что рассказывают нам участники ток-шоу (и вообще, являются ли они все реальными людьми или играют заранее срежиссированное и отрепетированное действо), каждый из выпусков той или иной программы — это прежде всего заявка на правдоподобие. «В такой ситуации неважно, действительно ли рассказываемая история происходила с этим человеком или она придумана, документальный персонаж сейчас перед глазами зрителей, самодеятельный или начинающий актер, натурщик. Все равно зритель уже принял "правила игры" и готов прожить в "условной реальности" столько, сколько предполагает хронометраж программы»16. Помимо того, что ток-шоу позволяют идентифицировать участника как "члена общества вообще", они умело играют на уже упомянутом выше инстинктивном желании человека подсматривать за тем, как живут незнакомые ему люди. И в зависимости от того, сопереживает он герою передачи или испытывает чувства прямо противоположные, телезритель тем самым идентифицирует участника или как "своего", или как "чужого". В любом случае, сравнивая

16 Новикова А. Указ. соч. С. 193.

себя с героями программы, пытаясь понять их точку зрения, сопоставляя их принципы и жизненные приоритеты со своими, а порой и избавляясь от предрассудков и предубеждений, зритель приобретает новый жизненный опыт. В этом еще одна причина ценности ток-шоу.

Переходя к классификации передач, нужно заметить, что развлекательное ток-шоу на российском телевидении в видовом смысле представляет собой достаточно расплывчатое образование. При наличии общих для всех программ жанровых признаков существует целый ряд признаков второстепенных, не позволяющих разделить ток-шоу на четкие группы, сообразуясь всего с одним критерием, поэтому критериев будет, как минимум, два. Первый — адресный — подразумевает деление ток-шоу на группы в соответствии с той аудиторией, которой они предназначены. Можно выделить 3 основных группы. Группа первая — "женские" ток-шоу. В программе обсуждаются те вопросы, которые интересуют или могут заинтересовать только женщин (личная жизнь, мода, красота, здоровье, карьера), проблема рассматривается, как правило, сквозь призму женского видения мира, героями повествования являются женщины, ведут передачи женщины-ведущие. Выходят "женские" ток-шоу в основном днем: "Я сама", "Лолита. Без комплексов", "Чего хочет женщина", "Город женщин", "Девичьи слезы". Вторая группа — "семейные" ток-шоу. В отличие от сугубо "женских", они ориентированы уже на семью, обсуждаются проблемы, одинаковые для обоих полов, участниками в равной степени являются как мужчины, так и женщины, передачи смотрятся немного интереснее благодаря большему разнообразию тем и возможностей изучить проблему с разных точек зрения. Именно "семейные" ток-шоу подразумеваются в том случае, когда заходит речь о развлекательных ток-шоу вообще. Подобные передачи выходят в эфир, как правило, в прайм-тайм и являются основными поставщиками рейтинговых баллов для телеканала. Это "Большая стирка", "Моя семья", "Семейные страсти", "Окна", "Принцип домино". Третья группа — узкоспециализированные, чаще всего музыкальные ток-шоу, такие, как "Черно-белое" или "Группа разбора". Тематика — музыка, шоу-бизнес, современные субкультуры. Зрители в студии, участники и целевая аудитория — молодежь. Ток-шоу третьей группы ставятся в эфир либо в позднее время, либо выходят на специализированных музыкальных каналах. (В качестве еще одного примера узкоспециализированного ток-шоу можно вспомнить ток-шоу "Про это".)

Этический критерий подразумевает деление всего на две группы в соответствии с морально-этическим контентом и оформлением передачи. Первая группа — передачи, делающие акцент на скандалах, на конфликтах, зачастую на драках участников. Такие передачи, как правило, более эмоциональны, проходят в более быстром темпе, чем передачи, объединенные во вторую группу. Чаще всего обсуждаются темы либо явно провокационного характера, либо темы, не имеющие ярко выраженной смысловой ценности. Суть программы, как правило, не в поиске решения, а в самом обсуждении проблемы. Ток-шоу этой группы редко претендуют на роль помощника в социальном ориентировании, оставаясь в рамках чистой развлекательности: "Большая стирка", "Окна", "Пусть говорят". Вторая группа — передачи, старающиеся избегать обсуждения "желтых" тем, открытых конфликтов в студии. При всей своей развлекательности помогают участникам найти выход из ситуации, решить проблемы, дать совет. Это "Принцип домино", "Пять вечеров", "Частная жизнь", "Семейные страсти".

Несмотря на свою социальную ценность, развлекательное ток-шоу переживает сейчас не самые лучшие времена. Об этом говорит как количество передач в сетке вещания, так и зрительские рейтинги. Это проблема не только России. Если мы обратимся на Запад, то увидим аналогичную картину: интерес к подобным программам заметно снизился, их популярность резко идет на спад, почти все известные ведущие ток-шоу — Ривера, Донахью, Рафаэл, Джонс — либо перешли работать в новостные передачи, либо совсем ушли с телевидения. Однако не стоит забывать о том, что на Западе от момента возникновения первого ток-шоу до кризиса жанра прошло почти полвека. Наш развлекательный сектор, что не может не тревожить, прошел эти этапы всего лишь за срок чуть более десяти лет. Кроме того, сегодня практически нет прайм-таймовых ток-шоу, выполняющих ту функцию, ради которой они априори и должны были создаваться, — помогать человеку найти выход из ситуации, в которой он сам разобраться не в состоянии. На сегодняшний день по-настоящему значимые проблемы очень редко вписываются в формат развлекательного ток-шоу, поэтому подавляющее большинство ток-шоу, которые пытаются сосредоточиться именно на реальном стремлении помочь человеку, на его внутреннем мире, на желании найти выход из тупика, как правило, либо не выходят в эфир в прайм-тайм, либо вовсе прекращают свое существование.

Телеигры

Формирование полноценного сектора телевикторин начинается лишь в 1989 г., когда в эфире появляются "Счастливый случай" и "Брейн-ринг" (в 1990 г. к ним присоединяется еще и "Поле чудес"). Начиная с этого времени телеигры, которые относят "к наиболее популярным видам телевизионного представления"17, становятся неотъемлемым компонентом сетки вещания. Прежде чем переходить к классификации викторин, следует заметить, что в любой развлекательной передаче мы сталкиваемся с триадой "ведущий — участники — аудитория", которая в зависимости от роли того или иного компонента в развитии сюжета передачи дает нам своеобразный стержень программы и оттеняющий его фон. В телевизионных викторинах подобным стержнем является, без сомнения, ведущий (его роли в развлекательных передачах будет отведена целая глава чуть ниже), в реалити-шоу и юмористических передачах — участники. В ток-шоу упор делается на аудиторию. Поскольку центральной фигурой телеигр является именно ведущий, подобные программы достаточно четко делятся на три группы в зависимости от того, кто является антагонистом ведущего в ходе игры. Первая группа — викторины, в которых ведущему противостоят каждый раз новые, незнакомые ему игроки. Это, во-первых, игры "один на один" ("Кто хочет стать миллионером", "Такси", "Натуральный обмен"). Во-вторых, это передачи, борьба в которых разворачивается между ведущим и участниками, сражающимися друг с другом ("Поле чудес", "Угадай мелодию", "Русская рулетка", "Слабое звено", "Антимония"). И, наконец, это передачи с противостоянием ведущего и группы игроков ("Сто к одному", "Счастливый случай"). Потерпевшие поражение игрок или команда в викторинах первого типа в программу больше не возвращаются. Вторая группа — это передачи, в которых с ведущим играет определенное количество одних и тех же эрудитов. Игры, как правило, проходят в течение определенного цикла, проигравший игрок может вернуться в программу в следующем цикле. Так же как и в первом случае, игроки могут объединяться в команды ("Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг") или сражаться каждый сам за себя ("Своя игра"). Третья группа — противостояние ведущего и зрителей (телезрителей). Это либо смс-викторины ("Поймай удачу", "Ночной клуб", "Ночные игры"), либо передачи, представляющие

17 Кириллова А. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2006. С. 312.

собой один продолжительный конкурс с достаточно простыми правилами ("Золотая лихорадка", "Следующий"). От участника требуется не столько эрудиция, сколько скорость реакции. Например, в игре "Золотая лихорадка" побеждал зритель, называвший правильный вариант ответа последним.

Телевизионные игры — программы популярные по многим причинам. Первой причиной можно назвать "народность", доступность, открытость для всех, вторая связана с возможностью человека объективно оценить свои знания. Третьей причиной является желание каждого человека постоянно самосовершенствоваться, четвертая, меркантильная, основана на естественном для каждого человека желании выиграть (или "наблюдать за тем, как играют другие"18), пятая связана с эффектом соучастия и, наконец, последней причиной привлекательности телеигр можно назвать сам феномен игры с ее непредсказуемостью, эффектом неожиданности и поворотами сюжета, всегда носящими спортивный характер.

Шоу

Последняя, самая сложная из четырех — это группа программ, названная коротким словом "шоу". На первый взгляд может показаться, что передачи эти имеют к журналистике опосредованное отношение, однако, чтобы доказать обратное, достаточно, например, вспомнить "Введение в журналистику" В.Л. Цвика, где уточняется, что журналистика — это не только "средство выражения и формирования общественного мнения, инструмент опосредованного общения (средство коммуникации)", но и "в ряде случаев — способ эстетического осмысления реальной действительности"19. Иными словами, можно беспристрастно излагать события политической жизни так, как это делают ведущие в новостных программах, а можно интерпретировать их юмористически, так, как это, например, делают в КВНе. Можно исследовать социальные процессы (например, проблему нелегальной эмиграции) так, как это делают в аналитических программах, а можно относиться к этому с юмором, как делают это участники проекта "Наша Russia". Суть передачи при этом должна оставаться прежней: ориентирование зрителя в окружающих его реалиях, и неважно, какой способ отражения действительности

18 Новикова А. Указ. соч. С. 163.

19 Цвик В.Л. Введение в журналистику. М., 2000. С. 18.

был для этого выбран: информационный, аналитический или художественный.

Все шоу можно разделить на 4 группы. Костяк первой составляет самый распространенный на нашем телевидении жанр скетч-шоу: набор сыгранных группой актеров комедийных сценок, обычно протяженностью 2—5 минут каждая. Основоположниками жанра в начале и середине 90-х гг. были такие проекты, как "Джентльмен-шоу", "Оба-на", "Осторожно, модерн", "Маски-шоу", "Городок", "ОСП-Студия". Сегодня это "Каламбур", "Наша Russia", "Шесть кадров", "Дорогая передача", "Дальние родственники". Вторая группа — это собственно юмористические программы, подобные "Аншлагу", КВНу, "Кривому зеркалу", "Смехопанораме" и прочим, суть которых в выступлении юмористов, исполняющих свои или чужие миниатюры. Третью группу шоу-передач, относящихся к жанру стендап-комеди, на сегодняшний день представляет одна-единственная, уникальная в своем роде программа "Comedy club". Суть передач подобного рода в появлении на сцене кон-ферансье-эмси, который свободно общается с публикой на модные темы, интересно шутит, иногда задирает сидящих в зале. Большинство миниатюр заготовлены заранее, но основным козырем любого комика в стендап-комеди является именно способность мгновенно импровизировать. Наконец, четвертая группа программ — это собственно шоу, передачи, представляющие собой определенный набор сценических зрелищ и эстрадных номеров, как правило, музыкального характера. Чаще всего шоу имеют сериальный характер, т.е. выходят в определенное время, однако не менее часто встречаются шоу, приуроченные к единичным событиям (праздничные концерты, трансляции музыкальных фестивалей, юбилейные вечера отдельных артистов).

Что касается функционального аспекта, то в подавляющем большинстве случаев шоу-программы выполняют только рекреативную функцию, хотя рекреацией в чистом виде щеголяют лишь откровенно пошлые и легкомысленные проекты: если снова вернуться к тому же "Введению в журналистику", то окажется, что в шоу-передачах проявляется еще и непосредственно организаторская функция, заключающаяся в распространении в повседневной жизни чисто журналистских находок вроде КВНа или "Голубых огоньков", реализуется культурно-просветительская функция и т.д. Однако, как правило, именно шоу-программы представляют собой классический вариант развлекательной программы, описываемой "Клас-

сификатором" как "программа, предназначенная в первую очередь для отдыха, направленная на доставление удовольствия и/или эстетического наслаждения"20.

Итак, мы видим, что все развлекательные передачи на российском телевидении можно разделить на четыре группы, причем каждая из этих групп будет обладать индивидуальными жанровыми признаками и функциональными особенностями, обусловливающими разный зрительский интерес. Вне зависимости от группы передачи подобного рода являются неотъемлемым компонентом развлекательного сектора, и вывод их из сетки вещания создаст не только информационный вакуум, но и определенный психологический дискомфорт, ведь, по словам Даниила Дондурея, на российском телевидении именно развлечение "заменяет развитие аудитории"21. Помимо сугубо локальной ценности, создание подобной классификации имеет большое значение в свете предстоящей интеграции российского телевидения в общеевропейскую систему телевещания, что прежде всего подразумевает обязательную унификацию типов телевизионных передач. 29 ноября 2007 г. Европейский парламент одобрил документ, известный как Директива об аудиовизуальных медиа-услугах, в соответствии с которым страны—члены Евросоюза обязаны, в том числе, стандартизировать все программы, выработав единые телевизионные жанры. Целью подобной унификации должно служить "обеспечение правовой определенности для противодействия недобросовестной конкуренции, а также максимально возможная защита общественных интересов"22. Понятно, что отчасти подчиниться этой директиве придется и России, которая не может оставаться в стороне от происходящих в медиасфе-ре процессов глобализации. Первый шаг на пути к унификации уже сделан: некоммерческое партнерство "Медиакоми-тет" при поддержке Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций выпустило Единые требования (классификатор) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции, в котором делаются попытки создания многомерной23 классифика-

20 Единые требования (классификатор) к системам фиксации... М., 2003. С. 30.

21 Дондурей Д. Телерадиоэфир: история и современность // Под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2008. С. 75.

22 http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/site/en/oj/2007/l_332/l_33220071218en 00270045.pdf

23 Единые требования (классификатор) к системам фиксации... С. 5.

ции телепрограмм, в том числе и развлекательных. Несмотря на то что наша классификация создавалась независимо от работы "Медиакомитета", мы не можем не отметить их схожесть по многим вопросам, касающимся развлекательного сектора. Очевидно, что выработка единой концепции упорядочения программ подобного рода поможет российскому телевидению, с одной стороны, решить часть административных, маркетинговых и научно-исследовательских задач, а с другой — намного быстрее встроиться в общеевропейскую систему направлений вещания.

Поступила в редакцию 15.07.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.