MALTSEVA Svetlana Mikhailovna and others CORPORAL PUNISHMENT OF CHILDREN: ATTITUDE ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2022. T. 11. № 2(39) e-ISSN: 2712-8474
V 7TK" 47 0?^ l/^i (TliON l©2022 Контент доступен по лццешнн СС BY-NC 4.0
у A14 J ' -uz J I (ее) tjJCSj This is an open access article undei the CC BY-NC 4.0 license
DOJ. J (j 57145/27128474 2022 11 02 04 lfcde3MI^Mhttps://ciealivecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ: ОТНОШЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ © Автор(ы) 2022
МАЛЬЦЕВА Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры общеобразовательных и профессиональных дисциплин в филиале СамГУПС в Нижнем Новгороде, доцент кафедры философии и теологии
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина 603005, Россия, Нижний Новгород, [email protected]
AuthorID: 736254 SPIN: 9502-6593 ResearcherID: V-1952-2018 ORCID: 0000-0002-7273-1852
СТРОГАНОВ Дмитрий Александрович, старший преподаватель кафедры иностранных языков Приволжского исследовательского медицинского университета, старший преподаватель кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина 603005, Россия, Нижний Новгород, [email protected]
AuthorID: 1051665
SPIN: 5347-0851
ORCID: 0000-0002-6629-0667
НАЗАРОВА Екатерина Николаевна, студент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина 603005, Россия, Нижний Новгород, [email protected]
AuthorID: 1146498
SPIN: 4854-4735
ORCID:0000-0002-1582-37340
МОЛЬКОВ Егор Николаевич, студент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина 603005, Россия, Нижний Новгород, [email protected] ORCID:0000-0002-5696-7910
Аннотация. Воспитание детей испокон веков считается одной из важнейших функций как семьи, так и общества в целом, так как именно эти социальные институты закладывают основу для благополучного будущего всего общества и самого ребенка, в частности. Ведущая роль в воспитании детей и большая часть ответственности за его последствия ложатся на семью, особенно на родителей, как на первых «воспитателей». Долгое время проблема семейного насилия и телесных наказаний детей не была предметом комплексного междисциплинарного исследования, а жестокое обращение с детьми считалось признаком социально неблагополучных семей. Однако в последние годы все чаще ученые замечают, что эта проблема не зависит от достатка или социального статуса семьи. Телесные наказания разрушают личность, формируют дезадаптацию, ведут к неспособности далее вступать в здоровые социальные отношения, проблема становится глобальной. Цель исследования: выявить отношение современной молодежи - студентов педагогического университета - к применению телесных наказаний в отношении детей. Методы исследования: теоретический анализ документов, синтез полученных данных, сравнение, анкетирование. Исследование позволило сделать вывод о том, что современные представители молодежи - будущие педагоги -считают, что применение телесных наказаний слишком строгий и жестокий метод воспитания, который недопустим в семье и в профессиональной деятельности. Обозначенное внушает оптимизм и отражает положительную динамику негативного отношения к данному явлению в России. Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности населения, создание условий для полноценной реализации функций семьи будут способствовать нормализации отношений родителей и детей и снижению уровня агрессии в обществе в целом.
Ключевые слова: телесные наказания, физическое насилие, молодежь, семья, дети, воспитание, виды наказания, последствия жестокого обращения, психолого-педагогическая компетентность, семейное право.
CORPORAL PUNISHMENT OF CHILDREN: ATTITUDE OF FUTURE TEACHERS
© The Author(s) 2022
MALTSEVA Svetlana Mikhailovna, Candidate of Philosophy, associate Professor of the Department of General Education and Professional Disciplines SamGUPS branch in Nizhny Novgorod, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 603005, Russia, Nizhny Novgorod, [email protected] STROGANOV Dmitry Aleksandrovich, senior lecturer of the Department of Foreign Languages Volga Research Medical University, senior lecturer, Department of General history,
classical disciplines and law Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 603005, Russia, Nizhny Novgorod, [email protected] NAZAROVA Ekaterina Nikolaevna, Student of the Department of Professional Education and Management of Educational Systems Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 603005, Russia, Nizhny Novgorod, [email protected] MOLKOV EgorNikolaevich, Student of the Department of Professional Education and Management of Educational Systems Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 603005, Russia, Nizhny Novgorod, [email protected]
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2022. Т. 11. № 2(39) e-ISSN: 2712-8474
МАЛЬЦЕВА Светлана Михайловна и другие ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ: ОТНОШЕНИЕ БУДУЩИХ ...
Abstract. From time immemorial, the upbringing of children has been considered one of the most important functions of both the family and society as a whole, since it is these social institutions that lay the foundation for a prosperous future for the whole society and the child himself, in particular. The leading role in the upbringing of children and most of the responsibility for its consequences falls on the family, especially on parents, as the first "educators". For a long time, the problem of family violence and corporal punishment of children was not the subject of a comprehensive interdisciplinary study, and child abuse was considered a sign of socially disadvantaged families. However, in recent years, scientists have increasingly noticed that this problem does not depend on the wealth or social status of the family. Corporal punishment destroys the personality, forms maladaptation, leads to the inability to further enter into healthy social relationships, the problem becomes global. The purpose of the study: to identify the attitude of modern youth - students of the Pedagogical University - to the use of corporal punishment against children. Research methods: theoretical analysis of documents, synthesis of the obtained data, comparison, questionnaire. The study allowed us to conclude that modern youth representatives - future teachers - believe that the use of corporal punishment is too strict and cruel a method of education, which is unacceptable in the family and in professional activities. The above inspires optimism and reflects the positive dynamics of the negative attitude towards this phenomenon in Russia. Improving the psychological, pedagogical and legal competence of the population, creating conditions for the full realization of family functions will contribute to the normalization of relations between parents and children and reduce the level of aggression in society as a whole
Keywords: corporal punishment, physical violence, youth, family, children, upbringing, types of punishment, consequences of ill-treatment, psychological and pedagogical competence, family law.
ВВЕДЕНИЕ
Современное российское общество признает главную роль семьи в воспитании детей. Реализация ключевых приоритетов государственной семейной политики в сфере семейного воспитания, связанная с поддержкой использования воспитательного и культурно-воспитательного потенциала семьи, сохранением духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, реализуется с помощью различных социальных институтов на федеральном, региональном и местном уровнях власти [1; 2].
Отношение к телесным наказаниям является социально-педагогической проблемой, имеющей многовековую историю. Наказание рассматривалось как обязательная составляющая воспитательного процесса. Сегодня Совет Европы и Организация Объединенных Наций призывают к полному запрету телесных наказаний, которые рассматриваются не как воспитательное воздействие на детей, а как нарушение прав ребенка и физическое насилие над человеком. Кроме этого, этот вопрос часто обсуждается и в России. Многие педагоги, психологи, философы затрагивали данную проблему, она рассматривается в процессе профессиональной подготовке педагогов в профильных вузах [3-7].
Телесное наказание подразумевает применение насилия родителем для причинения ребенку болезненных ощущений с целью «коррекции» и «контроля» его поведения. В обществе это часто не признается преступлением и рассматривается как приемлемая форма родительского поведения по отношению к своим детям [8-10]. Телесное наказание - это применение физической силы, которая причиняет боль, не причиняя вреда ребенку. Удары по части тела ребенка, например, по бедру или руке часто наносят рукой или бытовым предметом, в виде шлепков, удержания или грубого толкания ребенка [1]. Физическое насилие - это такой вид отношения к ребенку, которое предполагает умышленное телесное повреждение.
Если мы обратимся к историческим фактам, то с древности дети росли и воспитывались в некоем страхе. Жестокость со течением времени только увеличивалась, ведь за малейшую ошибку детей ударяли палками, хлестали розгами и приковывали тяжелые цепи к ногам. «Послушание» являлось главной добродетелью человека, которой достигали, не ограничиваясь в воспитательных средствах. Даже великие мыслители, такие как Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.), выступали за суровость воспитания посредством телесных наказаний. Платон считал отсутствие наказания баловством и снисхождением, Аристотель же полагал, что «достоинство» человека надо исправлять, в том числе подойдет и рассечение розгами (чем раньше, тем лучше). Ближний Восток шел по еще более жестокому пути воспитания детей. Там был нормой переход от словесного выговора к физическому наказанию. Однако
существовали философы, не признававшие телесные наказания как обязательный атрибут воспитательного процесса. Например, арабский мыслитель XIV века Ибн Халдун считал, что родители и учителя должны избегать подобного рода наказаний, а также излишней резкости и неуважения к детям, ведь это губит человечность в ребенке. Таким образом, еще в XIV веке идея отказа от телесных наказаний как средства воспитания существовала в философско-педагогическом дискурсе, однако это не оказало заметного влияния на общепринятые образовательные стандарты [11-13].
Исследования некоторых правозащитных организаций в России фиксируют: около 60 % детей и сегодня подвергаются насилию дома, а 30 % еще и в школе (со стороны педагогов). Согласно государственному докладу «О положении детей в Российской Федерации», в 2004 г. зарегистрировано около 50 000 преступлений против несовершеннолетних, ежегодно от убийств или тяжких телесных повреждений погибает более 2 000 детей [2; 14].
Согласно опросу (март 2008 г.), проведенному порталом исследовательского центра SuperJob.ru, только 9 % россиян считают телесные наказания необходимым способом воспитания, особенно для мальчиков. Многие вспоминают, что их так воспитывали и это было полезно, 61 % считают нежелательным физическое воздействие на ребенка. Только 30 % опрошенных считают, что это допустимо в любом случае. Интересен факт различия гендерного восприятия наказаний: 12 % мужчин против 6 % женщин считают их возможными, а неприемлемыми - 34 % женщин и 25 % мужчин. Люди старше 50 более часто говорят о подзатыльниках и их пользе, а большинство противников таких методов — молодые люди в возрасте до 20 лет [8]. По данным ВОЗ за 2021 год, около 60 % детей в возрасте от 2 до 14 лет регулярно подвергаются домашнему физическому наказанию со стороны родителей или опекунов [15]. По последним данным ВЦИОМ от 8 августа 2022, 13 % родителей все еще бьют детей в воспитательных целях. Современные родители стали намного реже применять физические наказания к детям. Большинство россиян (76 %) сейчас предпочитают наставлять детей. Также среди популярных методик - ограничение просмотра телевизора, гад-жетов, прогулок (31 %). В угол отправляют 19 % опрошенных [15].
На 2021 год телесные наказания в семье на законодательном уровне запрещены в 63 странах. Однако определение телесных наказаний в некоторых странах отличается. Например, в Швеции телесные наказания считаются преступлением только в том случае, если травма достаточно серьезна, чтобы ее можно было квалифицировать как «побои». В Норвегии в период с 2005 по 2010 год использование «шлепков» сразу после совершения преступления не запрещалось [16]. При этом в ряде стран (Австралия, Бельгия, Италия, Швейцария, Чехия,
MALTSEVA Svetlana Mikhailovna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
CORPORAL PUNISHMENT OF CHILDREN: ATTITUDE ... 2022. T. 11. № 2(39) e-ISSN: 2712-8474
Словакия, Сербия, Канада, Великобритания, США и Россия) телесные наказания разрешены, что оговорено в и законах; при этом уделяется внимание тому, что наказание не должно переходить в избиение и нанесение тяжких увечий здоровью [16; 17].
Если останавливаться на законодательной базе РФ, то некоторые законы также запрещают телесные наказания детей, проживающих в семье. В них не используется такой термин, как «телесные наказания», а квалифицируются как побои (умышленные насильственные действия, не опасные для жизни и здоровья, причиняющие физическую боль), так и иное насилие, при наличии вреда здоровью различных степеней тяжести. К таким законам относятся статья 6.1.1 в КоАП РФ, 115 статья Уголовного кодекса Российской Федерации, статья 116.1 Уголовного кодекса, статья 117 УК РФ. Также Статья 65 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что методы воспитания детей должны исключать жестокое, грубое и унижающее достоинство обращение, оскорбление или жестокое обращение с ребенком. В статье 69 Семейного кодекса России указано, что насилие в отношении детей, в том числе физическое и психическое, - это основание для лишения родительских прав. Однако по состоянию на 2022 год законы России прямо не запрещают физические меры наказания в семьях. Последняя попытка принять такой закон была в 2016 году, а затем в 2017 году был принят закон о декриминализации домашнего насилия [18].
Несмотря на то, что в ряде стран отсутствуют точные формулировки о применении телесных наказаний в отношении детей, существуют несколько организаций, которые постоянно выступают с заявлениями против применения физического насилия в качестве наказания на мировой политической арене. Например, всемирная организация UNESCO рекомендует ввести законодательный запрет на применение телесных наказаний в школе, дома и властных структурах, утверждая, что оно является нарушением прав человека и неэффективно, опасно для физического и психического здоровья ребенка. Также существует организация под названием "SavetheChildren", которая выступает против любых видов физических наказаний детей. Также в всемирной сети Интернет существует сайт "Endcorporalpunishment", который нацелен на то, чтобы добиться законодательного запрета на физические наказания и для школ, и для семей во всех странах мира [19; 20].
Отношение к телесным наказаниям является важнейшей социальной и педагогической проблемой в современных условиях. Ведь всякое физическое наказание ребенка нарушает основное право на человеческое достоинство и неприкосновенность.
МЕТОДОЛОГИЯ
Методы исследования в данной статье состояли из изучения нормативных документов правительства РФ в отношении применения телесных наказаний, теоретического анализа опросов, синтеза, сравнения и анкетирования молодежи. В мае 2022 года был проведен опрос среди студентов Нижегородского государственного педагогического университета на выявление отношения будущих педагогов к применениютакого метода воспитания, как телесные наказания. Всего в опросе приняло участие 80 человек, их них 70 % женщины, 30 % - мужчины. Возраст опрошенных варьировался от 16 до 28 лет. Лишь у 20 % респондентов уже были дети в возрасте до 7 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Опрошенным необходимо было ответить на вопрос: «Применяли ли к Вам телесные наказания Ваши родители в детстве?». 45 % ответили, что к ним не применяли какие-либо физические наказания либо они этого не помнят, 30 % опрошенных редко наказывали физически, а к 25 % применяли данный метод воспитания довольно часто, из них 85 % составили мужчины, а 15 % женщины. После респондентам предлагалось дать ответ на 22
«Допустимо ли наказывать детей физически? Являются ли, по Вашему мнению, телесные наказания атрибутом воспитания в наши дни?». 20 % считают, что телесные наказания имеют место быть даже в современном обществе, где преобладают идеи гуманизма. Остальные 80 % не поддерживают эту идею, и говорят о том, что с ребенком нужно уметь говорить и договариваться, указывать на различные ошибки, не переходя на физические наказания. Те респонденты, которые говорят о том, что телесные наказания допустимы, отмечают, что их применение возможно только по отношению к мальчикам.
Помимо этого был задан вопрос: «Что из перечисленного Вы считаете телесным наказанием в отношении ребенка?» Ответы распределили таким образом (рисунок 1): на первом месте стоит применение ремня (90 %), далее идут удары посторонними предметами (85 %), на третьем месте ожоги различными огнеопасными средствами (80 %). Также все респонденты отметили, что такие меры наказания как ожоги, удары посторонними предметами быта и ограничение в передвижении (предполагалось привязывание к какому-либо предмету за часть тела) являются весьма жестокими и неприемлемыми. Респонденты, которые отметили факт наличия собственных детей, отметили, что не используют каких-то грубых форм воспитания и использование легкого шлепка по бедрам является самой крайней мерой в методах их воспитания детей. Большую часть своего внимания они уделяют наставлениям и разговорам с собственными детьми.
И любое иное физическое воздействие на
Примененнелегко телесного. ■ Д
Удары посторонними предметами Ожоги (зажигалкой, утюгом и т.п.)
Бросание. подталкивание Насильное сдерживание дома ^^^^^^^^^^^^^^^^^^ ОграинченняБпередЕнженнн физическое принуждение к оытозьш .
Дергание за волосы Щипки, царапание ' Неоольшойшлепок по части тепа Применение резптя Подзатыльник
0% 10% 20« 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рисунок 1 - Виды телесных наказаний
Большинство респондентов выделяли тот факт, что применение телесных наказаний очень сильно влияет на психику детей и полноценное дальнейшее развитие (рисунок 2). 90 % опрошенныхм отметили преобладание низких социальных навыков, закрытость, невозможность установления коммуникации со сверстниками как последствие телесных наказаний; такой же процентный уровень установлен на доминировании депрессивных состояний в подростковом возрасте. 85 % опрошенных заметили, что ребенок, подвергавшийся физическому насилию дома, менее уверен в себе, т.е. имеет низкую самооценку. Не менее распространенным был ответ «Настороженное и недоверчивое отношение как к взрослым людям, так и к сверстникам». Ребенок, в отношении которого применяют телесные наказания дома за любые провинности и неповиновение, в дальнейшем перестает доверять окружающему его обществу.
Низкиесоциальныенавыки,.. Преооладающиечувства-гнев и вина
Низкая самооценка Уступчивость, угодливость... Зависимое по ведение в делом (в том.. Раннее увлечение пснхоагстнинымн.. Жесткость по отношению к младшим..' 1
Депрессивные со стояния е .. Подавленность. Безразличие к.. '
Настороженное и недоверчивое.,
0« 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рисунок 2 - Последствия применения телесных наказаний
Азимут научных исследований: педагогика и психология. МАЛЬЦЕВА Светлана Михайловна и другие
2022. Т. 11. № 2(39) e-ISSN: 2712-8474 ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ: ОТНОШЕНИЕ БУДУЩИХ ...
Таким образом, в период развития принципа гуманности в воспитании детей, есть представители среди будущих педагогов, которые говорят, что использование телесных наказаний возможно, но при этом отмечают, что применение особо опасных для физического здоровья человека наказаний (ожоги, удары посторонними предметами быта, применение ремня, бросание и подталкивание) являются невозможными и совершенно недопустимыми. Также респонденты отмечают, что применяли бы к своим детям только легкие шлепки по бедрам. Большинство представителей современной молодежи говорят о том, что применение подобных методов воспитания приводит к психофизическим заболеваниям. В их число входят нарушение развития ребенка, наличие низкой самооценки, недоверие к окружающему обществу, усугубляющиеся депрессивные настроения в осознанном возрасте, а также отсутствие коммуникабельности и открытости.
ОБСУЖДЕНИЕ
Телесные наказания ведут к унижению, дегуманизации и деградации ребенка. У ребенка стираются границы определения наказания и тогда телесные наказания передаются из поколения в поколение как основной метод воспитания. Насилие над детьми приводит к психологической травме. По тяжести и длительности последствий она сравнима с травмой заложников, заключенных и жертв изнасилования. Как и любая психологическая травма, применение телесных наказаний имеет последствия, никак не связанные с формированием устойчивых черт личности. Кроме того, дети, воспитанные жестокими родителями, с большей вероятностью будут испытывать трудности в воспитании своих детей в будущем. У них больше шансов иметь проблемы с обучением в целом, в том числе с коммуникабельностью. Такие дети характеризуются низким социально-экономическим статусом, трудностями в трудоустройстве, а также склонностью к совершению преступлений и правонарушений [21-25].
ВЫВОДЫ
В ходе исследования были проанализированы данные опросов различных лет об отношении людей к телесным наказаниям и их видам. Приведены данные собственного опроса, который позволил сделать вывод о том, что современные потенциальные педагоги и родители говорят о том, что применение телесных наказаний слишком строгий и жестокий метод воспитания. Также респонденты отметили, как осознаваемый, тот факт, что применение подобных методов воспитания приводит к психофизическим заболеваниям ребенка и усложнением развития в целом. При этом, есть некоторые представители, которые отметили, что применение телесных наказаний возможно, но лишь в крайних случаях и в легкой форме, без нанесения каких-либо побоев и увечий. Обозначенное внушает оптимизм по поводу недопустимости подобного рода воздействия на детей. Следует отметить положительную динамику негативного отношения к телесным наказаниям в современной России, особенно среди молодого поколения. Интересно было бы сравнить данные среди педагогов и представителей других профессиональных групп, что и будет сделано в дальнейших исследованиях авторов. Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности населения, создание условий для полноценной реализации функций семьи будут способствовать нормализации отношений родителей и детей и снижению уровня агрессии в обществе в целом. В этом едины мнения представителей всего гуманитарного научного сообщества [26-32].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильин Г. Л. Взгляды на наказание и гендерное воспитание детей в России и западном мире // Педагогика и психология образования. 2017. № 3. С. 5-16.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)._
2. Кон И. С. Телесные наказания детей в России: прошлое и настоящее //Историческая психология и социология истории. 2011. Т. 4. № 1. С. 74-101.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 04.08.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022).
3. Богачева А.В., Мальцева С.М., Лужкова Е.А. Влияние семейного климата на развитие личности современного студента // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 11-17.
4. MarkovaS.M., TsyplakovaS.A., BystrovaN.V., LapshovaA.V., BulaevaM.N. A study of young people's attitudes for work in the era of intelligent machines // Cooperation and Sustainable Development. Conference proceedings. Cham, 2022. C. 133-140.
5. Маркова С.М., Зиновьев О.А., УраковаМ.Н. Нравственное воспитание обучающихся среднего профессионального образования в процессе практической подготовки //Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 133-135.
6. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A. Designing a professional education course based on socio-economic factors // Socio-economic Systems: Paradigms for the Future. Springer International Publishing, 2021. С. 1181-1189.
7. Маркова С.М., Цыплакова С.А., Бекетова Ю.А. Сущность и содержание понятия «профессиональное воспитание» // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2020. № 1. С. 104-109.
8. Клепицкий И. А. Побои и угроза насилием в уголовном праве России и Англии // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 12(52). С. 137-147.
9. Хазина А.В., Строганов Д.А. Эллинизм в опыте ментальной идентификации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2016. № 8 (229). С. 12-15.
10. Орищенко А.К. Райкова К.А., Коротин О.С. Домашнее насилие над детьми в разных странах мира // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2021. Т. 11. № 3. С. 56-63.
11. Шавеко, Н. А. К вопросу о причинах отмены телесных наказаний / Н. А. Шавеко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 2(94). - С. 42-46.
12. Самойлова Т. А. Проблема применения телесных наказаний по отношению к детям в России //Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием в 2-х частях, Новосибирск, 02-04 декабря 2020 года. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. С. 59-60.
13. Хазова О.А. О необходимости запрета телесных наказаний в отношении детей в Семейном кодексе РФ // Семейное и жилищное право. 2018. № 6. С. 23-26.
14. Вишнякова Л. М. Телесные наказания в отношении детей как катализатор формирования основ личности преступника // Студенческий. 2019. № 20-5(64). С. 27-28.
15. ВЦИОМ: только 19% родителей в России в качестве наказания ставят детей в угол // https://tass.ru/obschestvo/15420905 (Дата обращения: 21.09.2022).
16. Глобальная инициатива по прекращению всех телесных наказаний https://endcorporalpunishment.org/countdown/(Дата обращения: 21.09.2022).
17. Глупый, злой и несчастный. Как телесные наказания влияют на будущее детей // https://knife.media/kids-violence/#:~:text=По%20 данным%20В0З%20на%202021,с%20собственным%20ребенком%20 или%20супругом/ (Дата обращения: 21.09.2022)
18. Сланова, А.Ю.,.Кабулашвили К. М. Домашнее насилие как социальная проблема в современном российском обществе //Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021. Т. 12. № 1.
19. Тарасова С.И., Печеная М.В. Государственная политика в области семейного воспитания: развитие образа родителя в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1. С. 179-183.
20. Лысова А. В. Телесное наказание детей и насилие в супружеских отношениях россиян // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 4(24). С. 110-116.
21. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., КутеповаЛ.И.Современные рефлексивные технологии обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 62-64.
22. Мальцева С.М., Гончарук А.Г., Воронина И.Р. Одиночество в условиях социальной трансформации современного общества // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 4 (38). С. 79-84.
23. Zeller L., Staroniek A., Marzec A., Karpuszenko E. Dysfunctional families as clients of social services // 4th International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM2017. conference proceedings. Sofia, 2017. С. 211-218.
24. Mikhailova S.V., Vlasova K.A., Akutina S.P., Shchelina T.T., Shchelina S.O. Healthy habits and behavior models modification in students leisure activity //Astra Salvensis. 2018. Т. 6. № S2. С. 450-455.
25. MukhinaM.V., ChaykinaZ.V., KutepovaL.l., SmirnovaZ.V., TsapinaT.N. Research of the psychological structure of technical thinking // Cooperation and Sustainable Development. Conference proceedings. Cham, 2022. С. 487-493.
26. Gryaznova, E.V., Vladimirov, A.A., Maltceva, S.M., Goncharuk, A.G., Zanozin, N.V. Problems of Visualization andInternetization of Social Space Transformation of resource allocation processes based on digital technologies // Lecture Notes in Networks and Systems, 2020, 91. С. 119124.
MALTSEVA Svetlana Mikhailovna and others CORPORAL PUNISHMENT OF CHILDREN: ATTITUDE .
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2022. T. 11. № 2(39) e-ISSN: 2712-8474
27. Gryaznova, E.V., Vorokhobov, A.V., Goncharuk, A.G., Maltseva, S.M., Semikopov, D.V.Antimetaphysical Strategies in the Western European Philosophy of the Modern Times // Lecture Notes in Networks and Systems, 2022, 245. С. 479-486.
28. Vaganova O.I., Kutepova L.I., Smirnova Z.V., Bulaeva M.N., Bobylev E.L. Professional education in the digital transformation society // Eduweb. 2021. Т. 15. № 3. С. 215-224.
29. Alieva Z.K., Vaganova O.I., Kirillova I.K., Tsarapkina J.M., SesorovaO.V .Internet design in a modern educational environment // Revista de la Universidad del Zulia. 2021. Т. 12. № 35. С. 235-245.
30. Malenkoval.Yu., Medvedeva L.A., Zagorulko O.I., Shevtsova G.E. Depression and anxiety spectrum disorders in patients with myofascial facial pain syndrome //European Psychiatry. 2019. Т. 56. № S1. С. S267.
31. Kiseleva O.I., Osipova N.V., Kalinin I.V., Poleshchuk I.A., Deberdeeva N.A., Babeshko E.A., Anikudimova E.A. Sociocultural constants of higher education // International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 623-629.
32. Balashova E.S., Smolina N.A. Renovation of industrial objects and areas in the context of cross-cultural communication // Recent Trends in Science and Technology Management. 2015. № 3. С. 111-118.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
The authors declare no conflicts of interests
Received date: 22.09.2022 Revised date: 13.10.2022 Accepted date: 10.11.2022