Научная статья на тему 'Психологические факторы применения телесных наказаний к детям в России и в Швейцарии'

Психологические факторы применения телесных наказаний к детям в России и в Швейцарии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1262
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОЕ НАКАЗАНИЕ / CORPORAL PUNISHMENT / СТРЕСС / STRESS / СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ. / SOCIAL DESIRABILITY.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орлова К.М.

В статье рассматриваются факторы, способствующие применению телесных наказаний к детям. Представлено исследование швейцарских исследователей о телесном наказании детей в России и Швейцарии и о влиянии на частоту применения наказаний таких факторов, как ситуационный и хронический стресс, нетерпимость к поведению ребенка и родительская позиция по отношению к практикуемому наказанию. Сделан вывод о том, что эмоциональный стресс и ежедневный стресс в обеих выборках коррелирует с нетерпимостью родителей к поведению ребенка и социальной желательностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological factors of corporal punishment of children in Russia and Switzerland

The article examines the factors that promote the use of corporal punishment of children. The paper presents the study done by Swiss researchers about the corporal punishment of children in Russia and Switzerland as well as about the influence on the frequency of punishment use of such factors as situational and chronic stress, intolerance to the child's behavior and parents’ position towards practiced punishment. The conclusion is drawn that emotional stress and daily stress in both samples correlate with the intolerance of parents to the child's behavior and social desirability.

Текст научной работы на тему «Психологические факторы применения телесных наказаний к детям в России и в Швейцарии»

1УДК 159.9 ББК 88.503

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕСНЫХ НАКАЗАНИЙ К ДЕТЯМ В РОССИИ И В ШВЕЙЦАРИИ

К. М. Орлова

В статье рассматриваются факторы, способствующие применению телесных наказаний к детям. Представлено исследование швейцарских исследователей о телесном наказании детей в России и Швейцарии и о влиянии на частоту применения наказаний таких факторов, как ситуационный и хронический стресс, нетерпимость к поведению ребенка и родительская позиция по отношению к практикуемому наказанию. Сделан вывод о том, что эмоциональный стресс и ежедневный стресс в обеих выборках коррелирует с нетерпимостью родителей к поведению ребенка и социальной желательностью.

Ключевые слова: телесное наказание, стресс, социальная желательность.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF CORPORAL PUNISHMENT OF CHILDREN IN RUSSIA AND SWITZERLAND

K. M. Orlova

The article examines the factors that promote the use of corporal punishment of children. The paper presents the study done by Swiss researchers about the corporal punishment of children in Russia and Switzerland as well as about the influence on the frequency of punishment use of such factors as situational and chronic stress, intolerance to the child's behavior and parents' position towards practiced punishment. The conclusion is drawn that emotional stress and daily stress in both samples correlate with the intolerance of parents to the child's behavior and social desirability.

Keywords: corporal punishment, stress, social desirability.

На сегодняшний день существует мало исследований, посвященных применению родителями физической силы и телесных наказаний при воспитании детей [1-2]. Считается, что наказание как мера дисциплинарного воздействия за совершенный проступок является особым способом социального контроля и управления процессом воспитания. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, применение разного рода наказаний, особенно физического, телесного, граничащего с жестокостью, противоречит принципу осуществления равных и неотъемлемых прав ребенка на уважение его человеческого достоинства и физической неприкосновенности. Физические наказания являются абсолютно недопустимыми, будь то угроза телесного наказания или реальное действие [3]. Однако современный темп и образ жизни оказывают влияние на процесс воспитания ребенка в се-

мье, и зачастую экономические и социальные факторы являются источником стрессового состояния родителей, которое отрицательно влияет на воспитание детей [1]. Исследования показывают, что телесное наказание может принести серьезный вред психологическому состоянию ребенка [4].

Под телесным наказанием понимается любое наказание с применением физической силы и намерением причинить наказуемому физическую боль любой степени интенсивности или неудобство, даже если оно незначительно. Исследование 2008 г. Е. Р. Ярской-Смирновой, посвященное применению телесного наказания в отношении детей, выявило, что 45% родителей физически наказывали своих детей, причем женщины чаще мужчин (64% против 37%) [2]. В российских семьях родители применяют типичные виды наказаний детей: ставят в угол, бьют ремнем, шлепают, дают под-

затыльники, лишают прогулки, телевизора, оставляют одного в комнате и другие. Все представленные виды наказаний содержат элементы физического и духовного оскорбления с целью контроля и коррекции поведения ребенка и внушения чувства страха. Тем не менее наказание детей за проступки, в том числе и телесное, признается обществом. Известно, что те родители, которые позволяют себе физические наказания детей, сами испытывали их в детстве. В исследовании 2003 г. Т. Н. Дороновой, А. Е. Жичкиной, Л. Г. Голубевой на вопрос о том, каким видам наказания подвергались родители в детстве, были получены следующие ответы: лишали различных удовольствий (80%); ставили в угол, на горох (65,7%); подвергали телесным наказаниям (били ремнем) (45,7%); запугивали (45,7%); наказывали лишением общения (58,4%) [5]. Однако они с теплотой вспоминают отношение к ним их родителей, считают их поведение, даже с применением жестких методов, вполне оправданным, так как эти действия, по их мнению, осуществлялись им на пользу.

Под руководством А. В. Лысовой в 2007 г. было проведено исследование о гендерных различиях в применении родителями телесного наказания детей [1]. Для выявления частоты использования родителями наказаний для детей в исследовании применялся инструмент измерения дисциплинарного воздействия (ИИДВ) (dimensions of discipline inventory, DDI). Методом анкетирования были исследованы ответы 573 родителей г. Владивостока (51% женщин), имеющих детей в возрасте до 18 лет. Средний возраст родителей составил 34 года. Исследование показало, что половина женщин и более трети мужчин применяли телесное наказание в отношении своего ребенка хотя бы раз за предшествующий исследованию год. При этом самой распространенной формой наказания являются пощечины и подзатыльники как среди женщин, так и среди мужчин. Что касается частоты применения телесного наказания среди всех опрошенных, то мужчины в среднем телесно наказывают детей раз в 10 дней, а женщины - раз в 12 дней. Мужчины значительно чаще используют ремень, палку или любой другой предмет: в среднем один раз в месяц, в то время как женщины - раз в три месяца. Результаты показали, что женщины чаще

наказывают детей физически по сравнению с мужчинами, а применение телесного наказания женщинами обусловлено влиянием высокого уровня стресса (прежде всего экономического) и неблагоприятными условиями жизни. Согласно теории социального (средового) стресса, применение телесного наказания возрастает, когда родители подвергаются различным стрессорам, среди которых наиболее распространенными являются низкий уровень доходов, низкий статус и отсутствие социальной поддержки [6]. Опираясь на представления о средовом стрессе, авторы пришли к выводу, что женщины чаще мужчин наказывают детей в силу того, что в большей степени подвержены различного рода стрессам. Так, по результатам Места для независимых выборок, оказалось, что индекс социально-демографического риска у женщин почти в 2 раза выше, чем у мужчин (р < 0,001).

В 2006 г. группой авторов во главе с Д. Шоби (БсИоеЫ D.) было опубликовано исследование о телесном наказании детей в России и Швейцарии в их связи с психологическими факторами, способствующими применению телесных наказаний к детям в двух культурах [7]. Швейцария - эталонная страна, воплощающая процессы, происходящие в Европе. Исследователей интересовали различия в применении телесных наказаний к детям в двух культурах. В исследовании было изучено влияние таких факторов, как ситуационный и хронический стресс, нетерпимость к поведению ребенка и позиция отказа от наказания как метода воспитания ребенка. Авторами были проанализированы две выборки: швейцарская (1087 семей) и российская из региона Курган (502 семьи). В швейцарской выборке родители имеют в среднем 2,2 ребенка, и больше 92% родителей имеют от 1 до 3 детей, из которых 51% девочки и 49% мальчики. Возраст матерей составил в среднем 38,6 года, отцов 42,1 года. Более 95% родителей в возрасте от 25 до 50 лет. Средний возраст детей составил 8,95 года. В российской выборке родители имеют в среднем 1,62 ребенка, более 98% семей насчитывают от 1 до 3 детей, из которых 49,5% девочки и 50,5% мальчики. Средний возраст матерей составил 33,7 года, отцов 35,7 года. Почти все родители в возрасте от 23 до 50 лет. Средний возраст ребенка

составил 9,2 года. Таким образом, нет существенной разницы между возрастом детей в российской и швейцарской выборках.

Швейцарские исследователи предположили, что существуют различия между культурами в использовании телесного наказания в качестве средства социализации и средства контроля поведения ребенка. Частота применения телесных наказаний характеризует отношение общества в целом к физическому наказанию как к методу воспитания и может показать существующие межкультурные различия. В контексте этого исследования авторы определяют физическое наказание как применение родителями физической силы к детям независимо от намерения и силы воздействия. Авторы интерпретируют телесное наказание как довольно примитивное средство социального контроля, которое в большинстве случаев не отличается от проявления агрессии.

Была высказана гипотеза о том, что частота применения телесных наказаний в России выше, чем в Швейцарии. Предположили, что российские родители больше находятся в стрессовых ситуациях и сами испытывали физические наказания от своих родителей. Однако авторы ожидали, что факторы, способствующие физическим наказаниям детей в семье, будут одинаковыми как в России, так и в Швейцарии. Согласно гипотезе исследования, авторы должны были доказать, что психологический стресс, испытываемый родителями, инициирует применение телесного наказания. Авторы также предположили, что существует отрицательная корреляция между терпимостью к поведению ребенка и частотой наказания. Еще одно предположение исследователей касается влияния родительской позиции по отношению к практикуемому наказанию: «защитная» позиция родителей характеризуется оправданием применения телесного наказания как общепринятого средства воспитания, а «открытая» позиция родителей, наоборот, критикует применение телесного наказания к детям и характеризуется позицией отказа от наказания. «Защитная» позиция родителей должна, таким образом, коррелировать с частотой применения телесных наказаний.

Все родители заполнили серию вопросников, содержащих шкалу, измеряющую различ-

ные аспекты поведения родителей по отношению к наказанию: частота применения телесных наказаний; нетерпимость к поведению ребенка; наказания, полученные родителями в детстве; стресс и эмоции, испытываемые в повседневной жизни; удовлетворенность семейной жизнью; различные аспекты, касающиеся поведения ребенка, окружения семьи; демографическая информация.

Какие факторы способствуют телесному наказанию? Исследователи изучили факторы, которые могли бы объяснить применение родителями телесного наказания ребенка. Два фактора влияют на применение физических наказаний в семье: структурный стресс (низкий социально-экономический статус, различные фрустрации) и культурная норма, которая способствует применению силы и насилия в качестве ответа на эти фрустрации. Исследования М. Страус и Дж. Стюард подтверждают это: родители, находящиеся в наиболее стрессовых ситуациях (маленький возраст детей, ограниченные экономические ресурсы, низкий уровень образования) применяют больше телесных наказаний [8].

Авторы обнаружили влияние возраста и пола ребенка на применение телесных наказаний: частота телесных наказаний снижается с увеличением возраста ребенка. В обеих выборках частота телесного наказания маленьких детей выше, если ребенок мальчик ф < 0,01). Это подтверждается и данными другого швейцарского исследования Перрэ ^г^ et al.), которое также показало корреляцию между возрастом и полом ребенка и частотой наказания ребенка: чем меньше ребенок, тем чаще его наказывают, а мальчиков наказывают чаще, чем девочек [9]. Социальная желательность значимо коррелирует с ответами о частоте телесных наказаний. Родители с открытой позицией по отношению к наказанию чаще наказывают телесно, особенно в российской выборке. В швейцарской выборке отцы чаще наказывают детей, чем матери ф < 0,05), но матери указывают меньший срок с момента последнего наказания. В российской выборке таких связей не было обнаружено.

Результаты показали связь между стрессом и частотой телесных наказаний: ежедневный стресс значимо связан с частотой телесных

наказаний только в российской выборке ф < 0,001), а эмоциональный стресс значимо связан с частотой телесных наказаний в обеих выборках ф < 0,05). Родители, испытывающие эмоциональный стресс, используют чаще телесные наказания, чем родители, не испытывающие его, а в случае российских родителей этот эффект более заметен для тех, кто испытывает трудности и неудовлетворенность ф < 0,001). Швейцарские родители испытывают больше повседневного стресса ф < 0,001), а российские родители больше подвержены эмоциональному стрессу (ярость, неудовлетворенность) ф < 0,01). Родители, испытывающие больший стресс в повседневной жизни, сообщают о меньших сроках с момента последнего телесного наказания, чем родители, испытывающие меньший стресс ф < 0,01). Социальная желательность и нетерпимость родителей к поведению ребенка положительно коррелирует с эмоциональным стрессом и стрессом в повседневной жизни как в российской, так и в швейцарской выборке.

Относительно частоты (регулярности) применения наказаний обнаружены различия между выборками. Так, российские родители говорят о более частом телесном наказании своих детей, если родителей прямо просят оценить частоту наказаний. Однако нет значимых различий между выборками, если частота оценивается на основе указания срока, прошедшего с момента последнего телесного наказания.

В отношении факторов, способствующих применению физического наказания, исследователи обнаружили большое сходство между выборками. Так, ответы родителей о наказании коррелируют с различными факторами, способствующими физическому наказанию: демографические аспекты, социальная желательность, терпимость, позиция родителей по отношению к наказанию.

Одинакова ли роль стресса в обеих выборках? Если повседневный стресс (экономического характера) значим только в российской выборке, то эмоциональный стресс (ярость, неудовлетворенность) играет роль в обеих выборках. Родители, испытывающие эмоциональный стресс, чаще используют телесные наказания, а в случае российских родителей это более заметно для тех, кто испытывает трудности и

неудовлетворенность. Эти результаты касаются как частоты наказаний, так и сроков с момента последнего наказания. Эмоциональный стресс и стресс, испытываемый в повседневной жизни, как факторы, способствующие применению физического наказания детей, имеют большое значение в обеих выборках, хотя частота телесных наказаний выше в российской выборке. Нетерпимость родителей к неправильному поведению ребенка играет роль только в швейцарской выборке, а роль родительской позиции по отношению к телесному наказанию важна в обеих выборках.

Исследование показало, что такие факторы, как демографические данные (возраст ребенка и родителей), позиция родителей по отношению к физическому наказанию, ситуационный и хронический стресс, нетерпимость к неправильному поведению ребенка, играют важную роль в практике применения родителями телесных наказаний. Были обнаружены различия не только в частоте применения наказания, но и в характере влияния отдельных факторов. Так, только в швейцарской выборке было обнаружено влияние стресса на позицию родителей по отношению к наказанию. На основе полученных данных исследователи пришли к выводу, что факторы, способствующие наказанию, скорее универсальны, чем принадлежат конкретной культуре. Если исследуемые российские родители чаще, чем швейцарские, физически наказывают своих детей, то это связано с тем, что они испытывают больший стресс и применяют более строгие нормы. Такие же факторы объясняют отчасти и внутрикультур-ные различия в применении наказания в воспитании, будь то в России или в Швейцарии. Психологические факторы связаны с социологическими, культурными и субкультурными условиями. Экономические факторы оказывают влияние на стресс, испытываемый родителями, а доминирующие культурные ценности оказывают влияние на родительские нормы и позицию по отношению к наказанию.

На человеческую агрессивность влияют ценности культуры и верования, которые либо способствуют, либо сдерживают применение наказания как средства социального контроля. В последнем случае телесное наказание может быть рассмотрено как акт проявления агрес-

сии. Часто родители, которые телесно наказывают своих детей, считают это эффективным и даже необходимым способом наказания, что идет из их собственного опыта. Взрослые, которых в детстве наказывали физически, больше расположены к применению этой формы наказания. На частоту применения телесных наказаний также влияют экологические факторы, телесные наказания чаще применяются в обществах с низким уровнем социоэкономических ресурсов.

Результаты исследований швейцарских и российских ученых подчеркивают важность принятия во внимание в рамках семейного воспитания чувствительности родителей к некоторым ситуациям риска. Зная о той роли, которую играет стресс в применении неадекватных способов воспитания, необходимо обратить особое внимание на ситуации, вызванные повседневным стрессом, и выявить семьи, подверженные высокому уровню стресса, как, например, семьи, где оба родителя работают. Как и подавляющее большинство российских психологов и педагогов, мы выступаем категорически против применения телесных наказаний и насилия по отношению к детям. Считаем, что разработка специальных тренингов и семинаров, предназначенных для родителей, может способствовать снижению частоты применения телесных наказаний в семье.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Истомина, А. В. Тендерные различия в телесном наказании детей [Текст] / А. В. Истомина // Социологические исследования. - 2010. - № 12. - С. 127-130.

2. Ярская-Смирнова, Е. Р. Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия [Текст] / Е. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романов, Е. П. Антонова // Социологические исследования. - 2008. - № 1.

3. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О. А. Карабанова. - М.: Гар-дарики, 2005. 320 с.

4. Gershoff, E. T. Corporal punishment by parents and associated child behaviors and experiences: a metanalytic and theoretical review [Text] / E. T. Gershoff // Psychological Bulletin. - 2002. -Vol. 128, no 4. - P. 539-579.

5. Доронова, Т. Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т. Н. Доронова, А. Е. Жич-кина, Л. Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2003. - 53 с.

6. Peterson, J. Effects of Stressors on Parenting Attitudes and Family Functioning in a Primary Prevention Program [Text] / J. Peterson, D.R. Hawley // Family Relations. - 1998. - Vol. 47, no. 3. - P. 221-227.

7. Schoebi, D. La punition corporelle des enfants en Suisse et en Russie [Text] / D. Schoebi // La revue internationale de l'éducation familiale. -Paris: L'Harmattan, 2006. - No. 19. - P. 53-75.

8. Straus, M. A. Corporal Punishment by American Parents: National Data on Prevalence, Chronicity, Severity, and Duration, in Relation to Child and Family Characteristics [Text] / M. A. Straus, J. H. Stewart // Clinical Child and Family Psychology Review. - 1999. - Vol. 2, no. 2. P. 55-70.

9. La punition des enfants [Text] / M. Perrez, U. Ewert, F. Moggi, B. Plancherel // J.-P. Pourtois (Ed.) Blessure d'enfant. La maltraitance: théorie, pratique et intervention. - Bruxelles: De Boeck Université, 2000. P. 147-161.

REFERENCES

1. Istomina A. V. Gendernye razlichiya v telesnom nakazanii detey (Gender diversity in corporal punishment of children). Sotsiologicheskie issledovaniya (Sociological studies), 2010, no. 12, pp. 127-130.

2. Yarskaya-Smirnova E. R. Domashnee nasilie nad detmi: strategii obyasneniya i protivodeystviya (Domestic child abuse: strategies of explication and counteraction). Sotsiologicheskie issledo-vaniya (Sociological studies), 2008, no. 1.

3. Karabanova O. A. Psikhologiya semeynykh ot-nosheniy i osnovy semeynogo konsultirovaniya (Psychology of family relations and foundations of family consulting). Moscow: Gardariki, 2005.320 p.

4. Gershoff E. T. Corporal punishment of children by parents and associated child behaviors and experiences: a metanalytic and theoretical review. Psychological Bulletin, 2002, vol. 128, no. 4, pp. 539-579.

5. Doronova T. N. Zashchita prav i dostoinstv malenkogo rebenka. Koordinatsiya usiliy se-myi i detskogo sada: Posobie dlya rabotnikov doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniy (Protection of child rights and dignity. Coordination of efforts of family and preschool: teaching guide for workers of preschool educational institutions). Moscow: Prosveshche-nie, 2003. 53 p.

6. Peterson J. Effects of Stressors on Parenting Attitudes and Family Functioning in a Primary Prevention Program. Family Relations, 1998, vol. 47, no. 3, pp. 221-227.

7. Schoebi D. La punition corporelle des enfants en Suisse et en Russie (Corporal punishment in Switzerland and in Russia). La revue interna-

tionale de l'éducation familiale (International journal of family education). Paris: L'Harmattan, 2006, no. 19, pp. 53-75.

8. Straus M. A. Corporal Punishment by American Parents: National Data on Prevalence, Chronic-ity, Severity, and Duration, in Relation to Child and Family Characteristics. Clinical Child and Family Psychology Review, 1999, vol. 2, no. 2, pp. 55-70.

9. Perrez M., Ewert U., Moggi F., Plancherel B. La punition des enfants (Punishment of children). Ed. J.-P. Pourtois. Blessure d'enfant. La maltraitance : théorie, pratique et intervention (Injury of a child. Maltreatment: theory, practice and intervention). Bruxelles: De Boeck Université, 2000, pp.147-161.

Орлова Кристина Михайловна, аспирантка кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета Kristinaorlova88@yandex.ru

Orlova Kristina M., Post-Graduate Student, Department of Developmental Psychology, Faculty of Psychology of

Education, Moscow State University of Psychology and Education

Kristinaorlova88@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.