Научная статья на тему 'ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВА'

ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ / ЦЕЛИ ПРИНЯТИЯ АКТОВ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Проценко Е.Д., Богданова О.И.

В статье с позиции телеологического учения представлен ретроспективный правовой анализ развития отечественного экологического законодательства. На основе проведенного исследования утверждается, что именно цели принятия законодательства определяют его сущность, а содержание в зависимости от целей может влиять на его регулятивные возможности. Делается акцент на том, что само по себе закрепление норм об охране окружающей среды не всегда связано с экологическим законодательством. Для обоснования указанной позиции приведены примеры правовых норм различных исторических периодов, отвечающих современному представлению об экологическом праве, однако в силу целей их принятия не являющихся экологическими, а относимыми в большей мере к иным отраслям права в силу целей защиты государственных интересов, частного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TELEOLOGICAL DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL LEGISLATION: A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF DOMESTIC LAW

The article presents a retrospective legal analysis of the development of domestic environmental legislation from the standpoint of the teleological doctrine. Based on the study, it is argued that it is the realization of the goal of implementing the legislation that determines its essence, content, depending on the goals. Emphasis is placed on the fact that the consolidation of environmental legal norms is not always associated with environmental legislation. The expression of an opinion on the legal norms of certain periods similar to environmental legal norms is justified, but due to the purposes of their implementation, they are not environmental, but more related to other branches of law due to the function of protecting public interests, private rights.

Текст научной работы на тему «ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_201 УДК 349.6

ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВА Teleological development of environmental legislation: a retrospective analysis of domestic law

ПРОЦЕНКО Евгений Дмитриевич,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права, юридический факультет ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет». 196601, Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское ш., 2. E-mail: arrow54@yandex.ru;

БОГДАНОВА Оксана Игоревна,

аспирант кафедры конституционного и административного права,

юридический факультет ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет». 196601, Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское ш., 2. E-mail: oksana-bogdanova-1996@mail.ru;

Protcenko Evgenij Dmitrievich,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty of Law St. Petersburg state agrarian university. 196601, Russia, St. Petersburg, Pushkin, Peterburgskoe sh., 2. E-mail: arrow54@yandex.ru;

Bogdanova Oksana Igorevna,

Postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty of Law St. Petersburg state agrarian university. 196601, Russia, St. Petersburg, Pushkin, Peterburgskoe sh., 2. E-mail: oksana-bogdanova-1996@mail.ru

Краткая аннотация. В статье с позиции телеологического учения представлен ретроспективный правовой анализ развития отечественного экологического законодательства. На основе проведенного исследования утверждается, что именно цели принятия законодательства определяют его сущность, а содержание в зависимости от целей может влиять на его регулятивные возможности. Делается акцент на том, что само по себе закрепление норм об охране окружающей среды не всегда связано с экологическим законодательством. Для обоснования указанной позиции приведены примеры правовых норм различных исторических периодов, отвечающих современному представлению об экологическом праве, однако в силу целей их принятия не являющихся экологическими, а относимыми в большей мере к иным отраслям права в силу целей защиты государственных интересов, частного права.

Abstract. The article presents a retrospective legal analysis of the development of domestic environmental legislation from the standpoint of the teleological doctrine. Based on the study, it is argued that it is the realization of the goal of implementing the legislation that determines its essence, content, depending on the goals. Emphasis is placed on the fact that the consolidation of environmental legal norms is not always associated with environmental legislation. The expression of an opinion on the legal norms of certain periods similar to environmental legal norms is justified, but due to the purposes of their implementation, they are not environmental, but more related to other branches of law due to the function of protecting public interests, private rights.

Ключевые слова: телеологическое учение, цели принятия актов, экология, экологическое право, экологические идеи, охрана окружающей среды, природоохранное законодательство, развитие права.

Keywords: teleological doctrine, goals of adopting acts, ecology, environmental law, environmental ideas, environmental protection, environmental legislation, development of law.

Для цитирования: Проценко Е.Д., Богданова О.И. Телеологическое развитие экологического законодательства: ретроспективный анализ отечественного права // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 201-203. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_201.

For citation: Protcenko E.D., Bogdanova O.I. Teleological development of environmental legislation: a retrospective analysis of domestic law // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 201-203. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_201.

Статья поступила в редакцию: 29.03.2023

Телеология как онтологическое учение об объяснении развития с помощью целевых причин позволяет раскрыть эволюцию экологического законодательства в истории Российского государства. Несмотря на выделение термина «экология» только в середине XIX века, первые сохранившиеся памятники права, содержание положения об охране окружающей среды, датируются XI веком, что свидетельствует об определенных этапах, предшествующих началу становления экологической отрасли права в современном её понимании.

Одно из ранних определений экологии впервые было представлено ещё в 1866 году немецким естествоиспытателем и философом -Эрнстом Геккелем: под понятием «экология» в широком смысле подразумевалось взаимодействие живых организмов и их сообщества - как между собой, так и со средой их обитания; «экология» в узком смысле как наука, в свою очередь, направлена на изучение этих процессов. С конца XIX века началась разработка основных положений об экологии как о науке, однако активное развитие этого вопроса в истории России приходится примерно на вторую половину XX века. Понимание сути экологии не претерпело серьезных изменений с момента введения указанного термина Э. Геккелем, однако постепенно усилилось смысловое наполнение, подходы к определению целей, задач, особенно в вопросе правового регулирования. Свидетельствует об этом история российского права по вопросу охраны окружающей среды, которая тесно связана с экологическим правом в современном понимании.

Историко-правовой анализ позволяет проследить становление и развитие природоохранного законодательства и постепенное выде-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)

ление самостоятельной отрасли экологического права, занявшей прочное место в отечественной системе права. Русская Правда 1016 года, известная отечественному праву как один из древнейших русских правовых кодексов, предусматривала штрафы за уничтожение или повреждение дупла, наполненного сотами (ст. 30, 65) [1]. Пространная редакция Русской Правды или Пространная Правда 1280 года включала в себя штраф за покражу бобра (который равнялся штрафу за убийство холопа по ст. 62) [2; С. 102]. Несмотря на то, что цель данных положений связана в большей мере с частным правом, с охраной собственности, с экономическими интересами Х1-Х111 вв., наблюдается присутствие зарождающихся правовых норм, в будущем гармонично имплементируемых в природоохранное и экологическое законодательство по своей сути при изменении цели правового регулирования.

В XVII веке правовое регулирование сделало ещё один значительный шаг в приближении к природоохранному - например, особой охране подлежали леса. Связано это было не только с оборонительной ролью лесов как средства защиты от набегов, но и с их значением в качестве ареала обитания животных для охоты, которая на тот момент составляла важную часть обеспечения населения различными благами. По этому вопросу в ряде случаев даже издавались отдельные царские указы - например, по Якутии в 1681 году, согласно которому запрещались рубка деревьев и разведение костров в лесу, «чтобы звери не пугались и не покидали лес» [3; С. 190-193]. Появляются также первые санитарные нормы, затрагивающие в определенной мере сдерживание распространения различных эпидемиологических угроз - в их числе Указ, принятый Михаилом Федоровичем Романовым в 1640 году «О захоронении животных за городом и глубоко в земле», а также один из первых значимых с позиции экологического подхода актов - Правила 1833 года «О размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в Санкт-Петербурге» [4; С. 223]. Можно утверждать, что данным правовым актом был сделан серьезный шаг с позиции экологической защиты населения.

Характер рассмотренных нормативных правовых актов свидетельствовал о том, что они были направлены на охрану и защиту окружающей среды в той или иной мере, но «экологическими» в современном представлении они не являлись из-за цели их принятия. Осознанной природоохранной деятельности все ещё не отводилась какая-либо значимая роль, и именно цель принятия данных актов не позволяет определить их в исследуемом ключе как экологические, поскольку основное внимание уделялось исключительно защите государства и экономических интересов, человека и его здоровья, права собственности. Вместе с тем именно они положили начало дальнейшим правовым разработкам по вопросу экологического правового регулирования, стали важной ступенью в становлении российского экологического права.

В ранний советский период начала XX века было принято множество нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные в той или иной мере с окружающей средой - в их числе Земельный кодекс РСФСР 1922 года [5], Лесной кодекс РСФСР 1923 года [6], Декреты СНК РСФСР 1920 года «Об охоте» [7], «О недрах земли» [8]. В этих актах по-прежнему, как и до советского периода, отсутствовала какая-либо прямая направленность на охрану окружающей среды, а цель их принятия состояла исключительно в упорядочении хозяйственной эксплуатации отдельных природных ресурсов - особенно тех, которые представляли хоть какую-то экономическую значимость. То есть охрана и защита природы предполагались только в той мере, в которой это либо обеспечивало безопасность человека (в этот же период было принято множество санитарных нормативов и правил), либо было связано с экономически целесообразным использованием природных ресурсов в государственных интересах (извлечение прибыли). Проведённый анализ нормативных правовых актов, связанных в той или иной мере с окружающей средой, позволяет утверждать, что до определенного момента экология не являлась целью правового регулирования общественных отношений. Подобная ситуация изменилась лишь ко второй половине XX века, когда в Советском Союзе начали зарождаться первые экологические идеи.

В силу специфики государственных интересов экологические идеи советского периода также не были направлены на осознанную и непосредственную охрану окружающей среды, а лишь являлись попыткой сгладить негативное антропогенное воздействие. Связано это было с тем, что экономика СССР к 70-ым годам XX века однозначно можно было расценить как «расточительную и неэффективную», из-за чего руководство страны было вынуждено принимать меры по охране окружающей среды и внедрять экологический подход в промышленное производство. Указанные идеи были закреплены в правовом пространстве в Постановлении ЦК КПСС «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» 1988 года, включая в себя элементы упредительного регулирования природопользования [9].

В Российской Федерации к 2023 году принято более трех десятков законодательных актов с момента начала осуществления своей деятельности Государственной Думой Российской Федерации, в той или иной мере связанных с охраной окружающей среды. Отрасль экологического права можно назвать состоявшейся, поскольку даже в высших учебных заведениях её изучение входит в обязательную часть. Конституция Российской Федерации показательна с позиции изменений в целях принятия законодательства - сама преамбула гласит о том, что Основной закон государства принят для обеспечения благополучия и процветания России, а ст. 42 и 58 включают в себя такие важные положения как «благоприятная окружающая среда», «обязанность сохранять природу и окружающую среду» и «бережное отношение к природным богатствам» [10]. Представленная формулировка в корне отличается от раннего подхода к правовым нормам, лишь косвенно относимым по содержанию к экологическим. Один из главных нормативных правовых актов по рассматриваемому вопросу, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [11], который в преамбуле повторяет ранее указанные конституционные положения, по сути, является самым значительным в вопросе развития экологического законодательства в современной Российской Федерации, отражая суть окружающей среды как основу жизни на Земле.

Предполагается, что, хотя в настоящее время и не был принят как самостоятельный кодифицированный акт «Экологический кодекс», вопрос его разработки приобретает всё большую актуальность в связи с развитием различных «зелёных» идей, движений, а также усиления понимания роли охраны окружающей среды в обеспечении благополучия всего населения не только Российской Федерации, но и планеты Земля.

Таким образом, ретроспективный анализ отечественного права в контексте телеологического развития экологического законодательства свидетельствует о том, что правовая телеология, являясь важнейшим концептом юриспруденции, рассматривает цели правового регулирования общества и государства, дает представление об основных этапах становления и эволюции экологического права. Закрепление норм, содержащих положения об охране окружающей среды, не всегда связано с экологическим законодательством, даже в тех случаях, когда по содержанию правовые нормы можно отнести к экологическим. Телеологическое толкование экологического законодательства ориентировано на определение целей правовых норм и их содержания в конкретном историческом периоде.

Библиогра фия:

1. Русская Правда // Хронос: всемирная история в интернете. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/pravda72.php (дата обращения: 01.02.2023).

2. Пространная Русская Правда (по Троицкому списку второй половины XIV в.) // Исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/RP/prp.htm (дата обращения: 01.02.2023).

3. Мугавиева Р. Р., Глазкова И. Н. Особенности исторического развития экологического права в России // Вестник магистратуры. - 2017. - № 2-2 (65). - С. 190193.

4. Российское законодательство Х-ХХ вв. // Под ред. О. И. Чистякова. - М.: Юридическая литература, 1988. - С. 223.

5. Постановление ВЦИК от 30.10.1922 (ред. от 27.12.1926) «О введении в действие Земельного Кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва» (вместе с Земельным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.) // СУ РСФСР, 1922, № 68, ст. 901.

6. Постановление ВЦИК от 25.07.1923 «О введении в действие Лесного Кодекса, принятого II сессией X созыва 7 июля 1923 года» (вместе с Лесным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.) // СУ РСФСР, 1923, № 58, ст. 564.

7. Декрет СНК РСФСР от 20.07.1920 «Об охоте» // СУ РСФСР, 1920, № 66, ст. 297.

8. Декрет СНК РСФСР от 30.04.1920 «О недрах земли» // СУ РСФСР, 1920, № 36, ст. 171.

9. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 07.01.1988 № 32 (ред. от 10.03.1988) «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» // СП СССР, 1988, № 6, ст. 14.

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, с изм. от 04.10.2022) // Собрание законодательства РФ, 10.10.2022, № 41, ст. 7045.

11. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об охране окружающей среды» // Российская газета, № 6, 12.01.2002.

References:

1. Russian Truth // Chronos: World history on the Internet. - [Electronic resource]. - URL: http://www.hrono.ru/dokum/1000dok/pravda72.php (date of address:

01.02.2023).

2. The lengthy Russian Truth (according to the Trinity List of the second half of the XIV century.) // Faculty of History of Moscow State University named after M. V. Lo-monosov. - [Electronic resource]. - URL: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/RP/prp.htm (accessed: 01.02.2023).

3. Mugavieva R. R., Glazkova I. N. Features of the historical development of environmental law in Russia // Bulletin of Magistracy. - 2017. - № 2-2 (65). - P. 190-193.

4. Russian legislation of the X-XX centuries. // Edited by O. I. Chistyakova. - M.: Legal Literature, 1988. - p. 223.

5. Resolution of the Central Executive Committee of 30.10.1922 (ed. of 27.12.1926) "On the introduction of the Land Code adopted at the 4th session of the IX convocation" (together with the Land Code of the RSFSR) // SU RSFSR, 1922, No. 68, Article 901.

6. Resolution of the Central Executive Committee of 25.07.1923 "On the enactment of the Forest Code adopted by the II session of the X convocation on July 7, 1923" (together with the Forest Code of the RSFSR, 1923, No. 58, Article 564.

7. Decree of the SNK of the RSFSR of 20.07.1920 "On hunting" // SU RSFSR, 1920, No. 66, Article 297.8.

Decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR of 30.04.1920 "On the bowels of the Earth" // SU RSFSR, 1920, No. 36, Article 171.9. Resolution of the Central Committee of the CPSU, Council of Ministers of the USSR of 07.01.1988 No. 32 (ed. of 10.03.1988) "On the radical restructuring of the case of protection nature in the country" // SP USSR, 1988, No. 6, article 14.

10. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020, with amendments. dated 04.10.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 10.10.2022, No. 41, Article 7045.11.

Federal Law No. 7-FZ of 10.01.2002 (ed. of 14.07.2022) "On Environmental Protection" // Rossiyskaya Gazeta, No. 6, 12.01.2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.