Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЭКОЛОГИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПРАВА'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЭКОЛОГИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
634
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светиков Д.Ю.

Актуальность темы обусловлена повышенным вниманием к проблемам экологии в современном мире, в том числе в России. Цели работы - рассмотреть феномен экологизации правовых норм и его влияние на российское законодательство, определить перспективы внедрения экологических норм в другие отрасли отечественного права. Автор делает вывод о том, что в нынешних условиях дальнейшая экологизация российского права неотвратима и в будущем экологическое право может выделиться в самостоятельную надстройку отечественной правовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF ECOLOGIZATION OF RUSSIAN LAW

The relevance of the article is due to the close attention to ecological problems in the modern world, including Russia. The purpose of the article is to overview the legal phenomenon of ecologization of legal rules and its influence on Russian legislation, define the perspectives of implantation of ecological-legal rules in other branches of Russian law. The author concludes that under current conditions, further ecologization of Russian law is inevitable, and in the future environmental law may become an independent legal superstructure of the entire legal system of Russia.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЭКОЛОГИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПРАВА»

УДК 347

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЭКОЛОГИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Д. Ю. Светиков

Донской государственный технический университета (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Актуальность темы обусловлена повышенным вниманием к проблемам экологии в современном мире, в том числе в России. Цели работы — рассмотреть феномен экологизации правовых норм и его влияние на российское законодательство, определить перспективы внедрения экологических норм в другие отрасли отечественного права. Автор делает вывод о том, что в нынешних условиях дальнейшая экологизация российского права неотвратима и в будущем экологическое право может выделиться в самостоятельную надстройку отечественной правовой системы.

Ключевые слова: экологические правоотношения, экологическое право, экологизация, экологическая доктрина, охрана окружающей среды, природопользование, экологическая безопасность.

SOME ISSUES OF ECOLOGIZATION OF RUSSIAN LAW

D. Y. Svetikov

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The relevance of the article is due to the close attention to ecological problems in the modern world, including Russia. The purpose of the article is to overview the legal phenomenon of ecologization of legal rules and its influence on Russian legislation, define the perspectives of implantation of ecological-legal rules in other branches of Russian law. The author concludes that under current conditions, further ecologization of Russian law is inevitable, and in the future environmental law may become an independent legal superstructure of the entire legal system of Russia.

Keywords: environmental legal relations, environmental law, ecologization, ecological doctrine, environmental protection, environmental management, ecological safety.

Введение. В последние десятилетия вопросы экологии обретают для человечества все более важное значение. Современное общество находится на том этапе развития, когда достижение определенных экономических целей и поддержание комфортного уровня жизни идут вразрез сохранению окружающей среды, т. к. с каждым годом возникает все больше экологических проблем, а также усугубляются старые. Еще в 1992 г. международным сообществом на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро, известной впоследствии как Саммит Земли, был сформулирован принцип, согласно которому дальнейшее развитие человечества невозможно без решения основных экологических проблем современности [1]. С этим нельзя не согласиться, ведь человеческая цивилизация, несмотря на ее высокие научные достижения, остается частью природы, и благополучие этой цивилизации неразрывно связано с состоянием окружающего мира. Исследователи, придерживающиеся экоцентрического мировоззрения, полагают, что, сохраняя природу, человек сохраняет и себя самого [2].

Осознание человечеством необходимости правового регулирования отношений в сфере природопользования привело к возникновению в XX в. новой отрасли законодательства, направленной на сохранение и обеспечение рационального использования природных ресурсов — экологического права. Если ранее данная отрасль использовала нормы других отраслей

законодательства, то сейчас наблюдается обратный процесс — нормы экологического права включаются в другие отрасли как национального, так и международного права. Этот процесс в научной среде получил название «экологизация», что С. А. Боголюбов охарактеризовал как «внедрение экологических требований во все направления жизнедеятельности людей, усиление природоохранной составляющей в отраслях российского права, гармонизация отношений общества и окружающей среды вне отраслевой принадлежности правовых институтов» [3]. Иными словами, экологизация — это процесс интеграции эколого-правовых норм в иные отрасли права, который выражается в установлении определенных правил природопользования и охраны окружающей среды применительно к различным категориям общественных отношений.

Основная часть. Российское государство взяло курс на экологизацию с принятием в 1993 г. Конституции в качестве фундаментального источника всех отраслей национального права, в том числе и экологического. Ни одна предыдущая советская Конституция не устанавливала столь четких принципов, прав и обязанностей граждан в сфере природопользования. Так, ст. 9 провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [4]. Данный конституционный принцип имеет важнейшее значение для нашей страны, так как он предопределяет содержание политики в сфере природопользования и является основополагающим для земельного, лесного, водного и иных отраслей права, непосредственно связанных с природопользованием.

Важнейшее значение для формирования отечественной экологической доктрины имеют положения ст. 36, 42 и 58 Конституции. Первые две из них посвящены правам граждан в сфере природопользования: ст. 36 закрепляет право граждан и их объединений на землю и другие природные ресурсы, а ст. 42 провозглашает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии, а также гарантирует возможность возмещения ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Ст. 58, в свою очередь, обязует каждого сохранять окружающую среду и природу и бережно относиться к природным богатствам [4].

Заинтересованность государства в сохранении окружающей среды подкреплена поправками в Конституцию, которыми расширены полномочия Правительства в природоохранной сфере. Так, ст. 114 дополнена пп. «е. 5» и «е. 6». Содержание первого из них состоит в том, что Правительство РФ обязано осуществлять меры по созданию благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению уникального природного и биологического многообразия страны, а также формированию в обществе ответственного отношения к животным. Данные полномочия можно отнести к так называемой «зеленой» политике, и теперь ее осуществление официально возложено на Правительство, что, должно позволить достичь определенных положительных результатов в будущем.

Согласно пункту «е. 6» на Правительство РФ также возложена новая обязанность: теперь оно должно создавать условия для развития системы экологического образования граждан и воспитания экологической культуры. Представляется, что содержание данной обязанности состоит в дополнительном акцентировании внимания на сохранении окружающей среды в учебных заведениях при проведении различных публичных мероприятий. Например, в октябре 2021 г. в Донском государственном техническом университете прошел традиционный VI Фестиваль науки «Включай ЭКОлогику!», в рамках которого с апреля по сентябрь 2021 г.

проводился соответствующий тематический конкурс по 31 номинации. Одной из важных целей фестиваля являлось развитие и популяризация деятельности по сохранению природного наследия нашей страны посредством разработки и внедрения инновационных идей, программ, проектов и технологий в этом направлении, а также вовлечения молодёжи в природоохранную и научно-исследовательскую деятельность [5].

Важное значение для конкретизации положений Конституции об экологии имеет Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176. В рассматриваемом документе определены основные экологические проблемы нашей страны: ухудшение качества воды, деградация земель и почв, негативное состояние воздуха в крупных городах и др. [6]. Данный указ призван федеральные и региональные органы государственной власти уделять больше внимания обеспечению экологической безопасности и решению обозначенных в документе проблем окружающей среды [7].

Таким образом, Конституция Российской Федерации является движущей силой экологизации российского права, так как нормы, содержащиеся в ней, обретают юридическое закрепление и конкретизацию в других отраслях российского права, таких как гражданское, административное и уголовное.

Закрепление норм экологического права в гражданском законодательстве имеет большое значение, так как эта отрасль определяет общие начала и порядок владения, пользования и распоряжения имуществом и распространяется на значительный объем общественных отношений, связанных с природопользованием. Экологизация данной отрасли права проявляется, в первую очередь, в содержании п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц» [8]. Учитывая многообразие форм собственности на природные ресурсы в Российской Федерации, данная правовая норма оказывает влияние как на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, так и на физические и юридические лица, занятые предпринимательской деятельностью, сельским хозяйством, промышленным производством, жилищной застройкой и т. д. Данная норма ставит защиту интересов третьих лиц и сохранность окружающей среды по значимости на одну ступень, что полностью соответствует Конституции и экологической доктрине Российской Федерации.

Эффективная охрана природы невозможна без установления юридической ответственности за нарушение правил природопользования. Поэтому российское законодательство предусматривает следующие виды юридической ответственности за экологические правонарушения: имущественная, дисциплинарная, уголовная и административная [9]. Наиболее весомое значение для экологизации представляют два последних вида юридической ответственности, так как их содержание напрямую указывает на причинение вреда природе. Рассмотрим их подробнее.

Согласно ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) охрана окружающей среды является одной из первостепенных задач, что обусловило появление в УК РФ 1996 г. нового ряда наказуемых деяний — экологических преступлений, под которыми понимаются «предусмотренные уголовным законом общественно опасные виновно совершенные деяния, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие сохранение для нормальной жизнедеятельности человека благоприятной природной среды, рациональное использование ее ресурсов и экологическую безопасность населения» [10].

Гл. 26 УК РФ посвящена преступлениям разных сфер законодательства, связанных с природопользованием:

• земельного (ст. 254 — порча земли);

• водного (ст. 250 — загрязнение вод);

• лесного (ст. 260 — незаконная рубка лесных насаждений);

• о недрах (ст. 255 — нарушение правил охраны и использования недр);

• о животном мире (ст. 259 — уничтожение местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу) [11].

Статистика экологических преступлений в нашей стране остается неудовлетворительной несмотря на значительное снижение случаев возбуждения уголовных дел об экологических преступлениях за последние несколько лет: с 46 тыс. в 2009 г. до 23 тыс. в 2016 г. [12]. Более того, по мнению ряда исследователей в настоящее время в России отмечаются серьезные проблемы в обнаружении и расследовании экологических преступлений, а также в грамотной оценке причиненного природе ущерба. Ю. В. Францифров связывает это с нехваткой соответствующих экспертов, специального оборудования и техники для проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые могли бы обеспечить более комплексный подход к производству по экологическим преступлениям [13]. По мнению автора, для повышения раскрываемости экологических преступлений необходимо внести соответствующие поправки в уголовно-процессуальное законодательство, т. к. они нуждаются в особом подходе к расследованию. Таким образом, экологизация необходима не только в материальном праве, но и в процессуальном.

Что касается административных правонарушений в сфере экологии, то им посвящена гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), [14]. В целом административные правонарушения в сфере экологии схожи с составами экологических преступлений как минимум по объекту посягательства. Например, правонарушение в виде порчи земель содержится как в КоАП РФ (ст. 8.6), так и в УК РФ (ст. 254). Разница между ними состоит в том, что в случае административных правонарушений общественная опасность гораздо меньше, чем в случае экологических [15]. Закрепление в тексте Особенной части КоАП РФ административных правонарушений в экологической сфере по мнению автора позволяет осуществлять охрану природы более тщательно, т. к. законом предусматривается ответственность за незначительные деяния, но тем не менее причиняющие природе определенный вред, который в целях эффективной природоохранной политики нельзя оставлять незамеченным.

Заключение. Следует констатировать, что в настоящее время продолжается начавшаяся в 90-е годы прошлого века экологизация российского права с конституционным закреплением базовых положений. Нормы экологического права внедрены в отрасли, регулирующие отношения в сфере пользования природными ресурсами: лесными, водными, земельными и др., а также в основные отрасли российского права, напрямую не связанные с природой: гражданскую, уголовную, административную и др. Однако для обеспечения более тщательной охраны природы необходима дальнейшая конкретизация существующих экологических норм, установление соответствующих нормативов и налаживание правового контроля за их исполнением, углубление интеграции норм экологичности в остальные отрасли российского права. Вполне вероятно, что в будущем экологическое право займет главенствующее положение, перевоплотившись в самостоятельную правовую надстройку российского законодательства, призванную обеспечивать сохранение окружающей среды и природных ресурсов во всех сферах общественной деятельности.

Молодой исследователь Дона IffW №1(34)2022

Библиографический список

1. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию : [принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.] // www.un.org : [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 09.10.2021).

2. Анисимов, А. П. Экологическое право России / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков. — 7-е изд. перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2021. — 422 с.

3. Боголюбов, С. А. Потенциал экологических норм Конституции России // Журнал российского права. — 2018. — № 5 (257). — С. 16-25.

4. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // docs.cntd.ru : [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/9004937 (дата обращения: 09.10.2021).

5. В ДГТУ стартовал фестиваль «Включай ЭКОлогику!», популяризирующий науку для школьников // donstu.ru : [сайт]. — URL: https://donstu.ru/news/obshchee/v-dgtu-startoval-festival-vklyuchay-ekologiku-populyariziruyushchiy-nauku-dlya-shkolnikov/ (дата обращения: 09.10.2021).

6. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // publication.pravo.gov.ru : [сайт]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201704200016 (дата обращения: 09.10.2021).

7. Пчельников, И. М. Обеспечение благоприятной окружающей среды урбанизированных территорий / И. М. Пчельников // Актуальные проблемы экологии и природопользования : сб. тр. XXII междунар. науч.-практ. конф. — Москва : Изд-во РУДН, 2021. — С. 183-187.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021) : [принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.] // legalacts.ru : [сайт]. — URL: https://legalacts.ru/kodeks/GK-RF -chast-1/ (дата обращения: 09.10.2021).

9. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ : [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.] // legalacts.ru : [сайт]. — URL: https://legalacts.ru/doc/FZ-ob -ohrane-okruzhajuwej - sredy/ (дата обращения: 09.10.2021).

10. Уголовное право. Особенная часть / под. ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. — Москва : ИНФРАМ, 2008. — 800 с.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) : [принят Государственной Думой 24 мая 1996 г.] // legalacts.ru : [сайт]. — URL: https://legalacts.ru/kodeks/UK-RF/ (дата обращения: 09.10.2021).

12. Количество экологических преступлений в РФ уменьшилось вдвое за семь лет // ria.ru : [сайт]. — URL: https://ria.ru/20170825/1501060679.html (дата обращения: 09.10.2021).

13. Францифоров, Ю. В. Экологические преступления: уголовно-правовой и процессуальный аспекты / Ю. В. Францифоров // Legal Concept. — 2017. — № 2. — С. 17-26.

14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) : [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.] // legalacts.ru : [сайт]. — URL: https://legalacts.ru/kodeks/KOAP-RF/ (дата обращения: 09.10.2021).

15. Исакова, Ю. И. Экологическое право / Ю. И. Исакова, М. В. Пчельников. — Ростов-на-Дону : Изд-во ДГТУ, 2021. — 152 с.

Об авторе:

Светиков Данил Юрьевич, студент Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), danil5563343@gmail.com

About the Author:

Svetikov, Danil Yu., Student, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), danil5563343@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.