Научная статья на тему 'Актуальные вопросы экологизации законодательства'

Актуальные вопросы экологизации законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
593
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологизация законодательства / государственная экологическая политика / устойчивое развитие / заңнаманы экологизациялау / мемлекеттік экологиялық саясат / тұрақты даму

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дюсенов Ербол Абаевич

Рассмотрена актуальность экологизации законодательства, представлены отдельные важные и перспективные вопросы экологизации законодательства. Показана последовательность поднятия вопросов экологического характера и принимаемых мер в контурах проводимой государственной политики. Проведен анализ отдельных положений внесенного в Мажилис Парламента проекта Экологического кодекса. Изложен вывод о представленности экологических приоритетов на государственном, отраслевом и местном уровнях. Отмечается, что решение вопросов экологии требует проявления политической воли. Обозначена роль публичных начал в защите благоприятной окружающей среды. Рассматривается экологизация как метод экологической политики. Приведена точка зрения о целесообразности изучения экологизации законодательства в свете реализации концепции устойчивого развития. Предлагается проведение мониторинга применения экологизированных норм в правоприменительных актах. Отмечается ценностное содержание экологизации законодательства в воздействии на развитие экологизированных требований в локальных актах хозяйствующих субъектов и в транслировании экологических императивов посредством включения в образовательные программы учебных учреждений, этические кодексы. Приводятся позиции ученых по вопросам определения метода экологизации, экологизации отдельных отраслей законодательства и сфер деятельности. Автором дается подход в понимании экологизации законодательства и предлагается в порядке научного рассмотрения расширенное понимание экологизации законодательства с учетом различных точек зрения ученых на отнесение локальных актов к законодательству. Предлагается развивать экологизацию законодательства относительно формирования критериев экологичности цепочек поставок в промышленных производствах. Отмечается потребность в видении горизонтов развития, местных запросов в формировании благоприятной среды, потребностей в развитии человеческого капитала и в поддержке социальных ценностей. Приводятся практические рекомендации ЕЭК ООН и практика Европейского союза в отношении устойчивых закупок. Подчеркивается важность стимулирования частного сектора в использовании энергосберегающих технологий, развития корпоративной культуры и поддержки обществом деятельности по охране природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дюсенов Ербол Абаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЗАҢНАМАНЫ ЭКОЛОГИЗАЦИЯЛАУДЫҢ ӨЗЕКТІ МӘСЕЛЕЛЕРІ

Заңнаманы экологизациялаудың өзектілігі қаралды, заңнаманы экологизациялаудың жекелеген маңызды және перспективалық мәселелері ұсынылды. Экологиялық сипаттағы мәселелерді көтерудің және жүргізіліп жатқан мемлекеттік саясат контурында қабылданатын шаралардың дәйектілігі көрсетілген. Парламент Мәжілісіне енгізілген Экологиялық кодекс жобасының жекелеген ережелерге талдау жүргізілді. Экологиялық басымдықтардың мемлекеттік, салалық және жергілікті деңгейлерде ұсынылуы туралы қорытынды баяндалған. Экология мәселелерін шешу саяси ерік-жігерді талап етеді. Қолайлы айналадағы ортаны қорғаудағы қоғамдық бастаулардың рөлі белгіленген. Экологизациялау экологиялық саясат әдісі ретінде қарастырылады. Тұрақты даму тұжырымдамасын іске асыру аясында заңнаманы экологизациялауды зерделеудің орындылығы туралы көзқарас келтірілген. Құқық қолдану актілерінде экологиялық нормалардың қолданылуына мониторинг жүргізу ұсынылады. Шаруашылық жүргізуші субъектілердің жергілікті актілерінде экологиялық талаптарды дамытуға ықпал етуде және оқу мекемелерінің білім беру бағдарламаларына, этикалық кодекстерге енгізу арқылы экологиялық императивтерді таратуда заңнаманы экологизациялаудың құндылық мазмұны байқалады. Экологизациялау әдісін айқындау, заңнаманың жекелеген салаларын және қызмет салаларын экологизациялау мәселелері бойынша ғалымдардың ұстанымдары келтіріледі. Автор заңнаманы экологизациялауды түсінуде көзқарас береді және ғылыми қарау тәртібінде жергілікті актілерді заңнамаға жатқызуға ғалымдардың әртүрлі көзқарастарын ескере отырып, заңнаманы экологизациялаудың кеңейтілген түсінігін ұсынады. Өнеркәсіп өндірістерінде жеткізу тізбектерінің экологиялық өлшемдерін қалыптастыруға қатысты заңнаманы экологизацияландыруды дамыту ұсынылады. Даму көкжиегін, қолайлы ортаны қалыптастырудағы жергілікті сұраныстарды, адами капиталды дамытудағы қажеттіліктерді және әлеуметтік құндылықтарды қолдауға деген қажеттілік байқалады. БҰҰ ЕЭК практикалық ұсыныстары және тұрақты сатып алуға қатысты Еуропалық Одақтың тәжірибесі келтіріледі. Энергия үнемдейтін технологияларды пайдалануда жеке секторды ынталандырудың, корпоративтік мәдениетті дамытудың және қоғамның табиғатты қорғау жөніндегі қызметті қолдауының маңыздылығы атап өтіледі.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы экологизации законодательства»

УДК 349.6

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Дюсенов Ербол Абаевич

Учёный секретарь Института законодательства

и правовой информации Республики Казахстан, к.ю.н.,

г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: erbol_dyussenov@mail.ru

Ключевые слова: экологизация законодательства, государственная экологическая политика, устойчивое развитие.

Аннотация. Рассмотрена актуальность экологизации законодательства, представлены отдельные важные и перспективные вопросы экологизации законодательства. Показана последовательность поднятия вопросов экологического характера и принимаемых мер в контурах проводимой государственной политики.

Проведен анализ отдельных положений внесенного в Мажилис Парламента проекта Экологического кодекса. Изложен вывод о представленности экологических приоритетов на государственном, отраслевом и местном уровнях.

Отмечается, что решение вопросов экологии требует проявления политической воли. Обозначена роль публичных начал в защите благоприятной окружающей среды. Рассматривается экологизация как метод экологической политики. Приведена точка зрения о целесообразности изучения экологизации законодательства в свете реализации концепции устойчивого развития.

Предлагается проведение мониторинга применения экологизированных норм в правоприменительных актах. Отмечается ценностное содержание экологизации законодательства в воздействии на развитие экологизированных требований в локальных актах хозяйствующих субъектов и в транслировании экологических императивов посредством включения в образовательные программы учебных учреждений, этические кодексы.

Приводятся позиции ученых по вопросам определения метода экологизации, экологизации отдельных отраслей законодательства и сфер деятельности. Автором дается подход в понимании экологизации законодательства и предлагается в порядке научного рассмотрения расширенное понимание экологизации законодательства с учетом различных точек зрения ученых на отнесение локальных актов к законодательству. Предлагается развивать экологизацию законодательства относительно формирования критериев экологичности цепочек поставок в промышленных производствах.

Отмечается потребность в видении горизонтов развития, местных запросов в формировании благоприятной среды, потребностей в развитии человеческого капитала и в поддержке социальных ценностей. Приводятся практические рекомендации ЕЭК ООН и практика Европейского союза в отношении устойчивых закупок. Подчеркивается важность стимулирования частного сектора в использовании энергосберегающих технологий, развития корпоративной культуры и поддержки обществом деятельности по охране природы.

ЗАЦНАМАНЫ ЭКОЛОГИЗАЦИЯЛАУДЬЩ ЭЗЕКТ1 МЭСЕЛЕЛЕР1

Ербол Абайулы Дуйсенов

Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц Гылыми хатшысы, з.г.к., Нур-Султан ц., Казацстан Республикасы; e-mail: erbol_dyussenov@mail.ru

TyUIh свздер: зацнаманы экологизациялау, мемлекеттж экологиялыц саясат, турацты даму.

Аннотация. Зацнаманы экологизациялаудыц озектшгг царалды, зацнаманы экологизаци-ялаудыц жекелеген мацызды жэне перспективалыц мэселелерг усынылды. Экологиялыц си-паттагы мэселелердг квтерудщ жэне журггзшп жатцан мемлекеттж саясат контурында цабылданатын шаралардыц дэйектшгг керсетглген.

Парламент Мэжшсте енггзтген Экологиялыц кодекс жобасыныц жекелеген ережелерге талдау журггзглдг. Экологиялыц басымдыцтардыц мемлекеттж, салалыц жэне жергшктг

децгейлерде усынылуы туралы цорытынды баяндалган.

Экология мэселелерт шешу саяси ергк-жггердг талап етед1. Колайлы айналадагы орта-ны цоргаудагы цогамдыц бастаулардыцрел1 белгшенген. Экологизациялау экологиялъщ саясат эдс реттде царастырылады. Турацты даму тужырымдамасын ¡ске асыру аясында зацна-маны экологизациялауды зерделеудщ орындылыгы туралы квзцарас келтгртген.

Куцыц цолдану акттертде экологиялыц нормалардыц цолданылуына мониторинг жург1-зу усынылады. Шаруашылыц ЖYргiзушi субъекттердщ жергшктг акттертде экологиялыц талаптарды дамытуга ыцпал етуде жэне оцу мекемелершц бшм беру багдарламаларына, этикалыц кодекстерге енгiзу арцылы экологиялыц императивтердi таратуда зацнаманы эко-логизациялаудыц цундылыц мазмуны байцалады.

Экологизациялау эдшн айцындау, зацнаманыц жекелеген салаларын жэне цызмет сала-ларын экологизациялау мэселелерi бойынша галымдардыц устанымдары келт\р\лед1. Автор зацнаманы экологизациялауды тустуде квзцарас беред1 жэне гылыми царау тэртiбiнде жер-гЫ1кт1 актiлердi зацнамага жатцызуга галымдардыц эртYрлi квзцарастарын ескере оты-рып, зацнаманы экологизациялаудыц кецейттген my^^w усынады. Онеркэст вндiрiстерiн-де жеттзу тiзбектерiнiц экологиялыц влшемдерт цалыптастыруга цатысты зацнаманы экологизацияландыруды дамыту усынылады.

Даму квкжиегт, цолайлы ортаны цалыптастырудагы жергiлiктi сураныстарды, адами капиталды дамытудазы цажеттiлiктердi жэне элеуметтж цундылыцтарды цолдауга деген цажетттж байцалады. Б¥¥ЕЭК практикалыц усыныстары жэне турацты сатып алуга цатысты Еуропалыц Одацтыц тэжiрибесi келтiрiледi. Энергия Yнемдейтiн технологияларды пайдалануда жеке секторды ынталандырудыц, корпоративтж мэдениеттi дамытудыц жэне цогамныц табигатты цоргау жвнiндегi цызметтi цолдауыныц мацыздылыгы атап вттед1

CURRENT ISSUES OF THE ECOLOGIZATION OF LEGISLATION

Dyussenov, Yerbol. A.

Scientific Secretary of Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Cаndidаte of legаl sciences, Nur-Sultan, Republic of Kаzаkhstаn; в-тай: erbol_dyussenov@mаil.ru

Keywords: ecologization of legislation, state environmental policy, sustainable development.

Abstract. The relevance of the ecologization of legislation is considered, some important and promising issues of the ecologization of legislation are presented. The sequence of raising environmental issues and taking measures in the contours of the state policy is shown.

The analysis of certain provisions of the draft Environmental code submitted to the Mazhilis of the Parliament was carried out. The conclusion about the representation of environmental priorities at the state, industry and local levels is presented.

It is noted that solving environmental issues requires political will. The role of public institutions in protecting a favorable environment is outlined. Ecologization is considered as a method of environmental policy. The point of view on the feasibility of studying the ecologization of legislation in the light of the implementation of the concept of sustainable development is given.

It is proposed to monitor the application of ecologized norms in law enforcement acts. The value content of ecologization legislation in the impact on the development of ecologized requirements in local acts of economic entities and in the translation of environmental imperatives through inclusion in educational programs of educational institutions, ethical codes is noted.

The positions of scientists on the issues of determining the method of ecologization, ecologization of certain branches of legislation and spheres of activity are given. The author gives an approach to understanding the ecologization of legislation and offers an expanded understanding of the ecologization of legislation in the order of scientific consideration, taking into account the various points of view of scientists on the attribution of local acts to legislation. It is proposed to develop the ecologization of legislation on the formation of criteria for the environmental friendliness of supply chains in industrial production.

There is a need for a vision of development horizons, local requests for the formation of a favorable environment, needs for the development of human capital and the support of social values. The practical recommendations of the UNECE and the practice of the European Union on sustainable procurement are presented. The importance of stimulating the private sector to use energy-saving technologies, developing corporate culture, and supporting nature conservation activities by society is emphasized.

Актуальность вопросов экологизации законодательства, научного осмысления подходов в познании устойчивого развития общества, экономики, окружающей среды, изучения перспективных направлений правовой политики по внедрению устойчивого развития, предупреждения техногенных, эпидемиологических и иных негативных происшествий обусловлена насущными потребностями в проведении государственной политики, увязанной с поступательным развитием общества и экономики.

Решение вопросов экологизации обуславливается задачами, решению которых государство уделяет внимание, уровнем развития человеческого капитала и экономики. Экологизация законодательства сопровождает государственные решения в сфере охраны окружающей среды, также может отражаться в локальных актах и на практике транснациональных и промышленных компаний.

На государственном уровне программные задачи по сохранению ресурсного потенциала, развитию человеческого капитала актуализируют решение вопросов рационального и обоснованного влияния на окружающую среду, экологического просвещения, эколого-ра-ционального поведения.

В выступлениях Главы государства К.К. Токаева указывается на продолжение политики дальнейшего регулирования отношений для выстраивания рационального природопользования предприятий, вносящих массивные эмиссии в окружающую среду, и природопользования рядовых граждан, а также обращается внимание на необходимость решения вопросов утилизации бытовых отходов, охраны водного и растительного мира, борьбы с браконьерством и незаконной вырубкой леса. Отмечается важность защиты природы и сохранения биоразнообразия1.

Руководством страны даются поручения по защите природы, привлечении волонтеров. Так, 10 июля 2019 года Глава государства К.К. Токаев на встрече с министром экологии, геологии и природных ресурсов М.М. Мир-загалиевым указал на необходимость решения вопроса утилизации бытовых отходов и уделения особого внимания вопросам охраны водного и растительного мира, борьбы с браконьерством и незаконной вырубкой леса. Поручено развивать экологическую культуру наших граждан, привлечь волонтеров2.

Далее, 15 июля 2019 Глава государства

К.К. Токаев, выступая на расширенном заседании Правительства, обратил внимание, что благополучие населения тесно связано и с качеством окружающей среды. В этом видится востребованность создания нового министерства экологии, геологии и природных ресурсов. Поставлена задача по улучшению экологической ситуации в регионах. Отмечено, что необходимо привести экологическое законодательство в соответствие с передовыми международными стандартами, но без ущерба нашим интересам, и новый Экологический кодекс должен предусматривать не только принцип «Загрязнитель платит», но и принцип «Загрязнитель исправляет». Указано, что: «Уже сегодня крупные предприятия должны иметь конкретные планы по внедрению новейших технологий очистки и кардинальному снижению выбросов (сбросов). Кроме того, Акимы в сотрудничестве с общественностью должны реализовать комплексные планы по улучшению экологии.» [1].

В Послании Главы государства Ка-сым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 2 сентября 2019 года продолжен курс в отношении усиления работы по охране окружающей среды и дано поручение Правительству активизировать работу по улучшению экологии, расширению использования возобновляемых источников энергии, культивированию бережного отношения к природе. Сообщено, что Парламенту Казахстана предстоит обсудить и принять новую редакцию Экологического кодекса [2].

Следует отметить, что 30 декабре 2019 года постановлением Правительства Республики Казахстан внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан проект Экологического кодекса, содержащий в статье 4 определения государственной экологической политики, экологической безопасности, устойчивого развития и экологических основ устойчивого развития Республики Казахстан. В статье 5 проекта Экологического кодекса перечислены принципы государственной экологической политики Республики Казахстан, среди которых определен принцип устойчивого развития, принцип интеграции и принцип экосистемного подхода. Законодатель в проекте Кодекса под устойчивым развитием признает социально-экономическое развитие Республики Казахстан, достигаемое без нарушения экологической устойчивости, при обеспечении экологической безопасности и эко-

15 июня 2020 года в аккаунте Президента Казахстана К.К. Токаева в социальной сети Твиттер отмечен Всемирный день окружающей среды и отмечено, что защита природы является делом государственной важности. Источник: https://24.kz/ru/news/top-news/item/400712-k-tokaev-zashchita-prirody-delo-gosudarstvennoj-vazhnosti.

2 «Касым-Жомарт Токаев встретился с главой министерства экологии, геологии и природных ресурсов» // Эхо Казахстана https://ehonews.kz/kasym-zhomart-tokaev-vstretilsya-s-glavoj-ministerstva-ekologii-geologii-i-prirodnyh-resursov/

логически сбалансированном использовании природных ресурсов в целях справедливого удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений. Определение устойчивого развития утверждает на уровне социально-экономического развития страны положения экологического характера. Принцип интеграции обозначает формирование и реализацию государственной политики в экономической и социальной сферах при условии соблюдения баланса между задачами социально-экономического развития и необходимостью обеспечения экологических основ устойчивого развития Республики Казахстан, включая улучшение качества окружающей среды и высокий уровень ее охраны. Принцип экосистемного подхода содержит указание, что при планировании и принятии государственными органами, должностными лицами решений обязателен учет целостности и естественных взаимосвязей природных экологических систем, живых организмов, природных ландшафтов, иных объектов и необходимость сохранения естественного баланса природной среды. Таким образом, экологические приоритеты декларируются на государственном, отраслевом и местном уровнях3.

В сравнительном аспекте можно отметить, что в действующем Экологическом кодексе Республики Казахстан перечисляются принципы в статье 5 «Основные принципы экологического законодательства Республики Казахстан». Как видим, обращает на себя внимание то, что Правительство, как разработчик, принципы в проекте Экологического кодекса связывает с государственной экологической политикой. Более того, в действующем Экологическом кодексе термин государственная экологическая политика не упоминается, между тем вопросы экологии чрезвычайно важны и их решение требует проявления политической воли. Данная увязка с экологической политикой государства представляется полезным шагом в развитии публичных начал, защиты общественного интереса в благоприятной окружающей среде и надлежащей охраны, рационального использования природных ресурсов. Отмечаем, что проведение государственной экологической политики представляется особенно востребованным в выстраивании единообразной правоприменительной практики, в возмещении экологического ущерба, в реальном снижении экологического вреда от промышленности, транспорта и производства электроэнергии, в соблюдении требований экологического, земельного, водного, лесного законодатель-

ства, законодательства об особо охраняемых природных территориях и других отраслей законодательства, содержащих экологизированные нормы, а также в принятии организационных, правовых и финансовых мер по содействию устойчивому развитию.

Актуальные вопросы экологизации законодательства также усматриваются в реализации заложенных в проекте Экологического кодекса Республики Казахстан принципов, закрепляющих учет экологических императивов при разработке и реализации государственной экологической политики, принятии нормативных правовых актов и в правоприменительной плоскости в отношении подготовки и принятия решений уполномоченными органами, должностными лицами.

В правовых исследованиях, посвященных вопросам экологической политики, отмечается, что экологизация - универсальный метод реализации экологической политики, показано усиление природоресурсной и природоохранной составляющей отраслей права, рассматривается экологизация государства, общества. Подчеркивается ценность обеспечения благоприятной среды, охраны экологии, защиты экологических прав и указывается на наделение норм отдельных отраслей законодательства экологической составляющей. Наряду с этим можно привести научную точку зрения на значимость экологической политики: «...реализация экологической политики служит непременным условием становления полноценного гражданского общества, которое, в свою очередь, может вносить весомый вклад в оздоровление окружающей среды, проведение экологической политики, рост эколого-правовой культуры граждан; даже больше - без конструктивного участия граждан, других основных элементов гражданского общества всенародное дело охраны природы и обеспечения экологической политики не имеет достойной перспективы.» [3].

В научных трудах выражается мнение, что экологизацию законодательства уместно рассматривать в контексте концепции устойчивого развития страны [4].

Тем самым, можно отметить, что экологизация законодательства, в соответствии с иерархией нормативных правовых актов, начиная с положений Основного закона государства пронизывает действующее законодательство, а также обратить внимание, что оправданность затрат административных, финансовых ресурсов в экологизацию законодательства предопределяется экологической политикой, уровнем восприятия обществом

3 Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2019 года № 1022 «О проекте Экологического кодекса Республики Казахстан» Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900001022 Дата обращения: 01.06.2020 г.

экологических императивов и участия общества в улучшении, поддержании качества окружающей среды. При этом, как выше отмечалось, что в научной литературе рассматривается и показана востребованность экологизации государства и общества.

Общественная деятельность входит в поле государственных интересов, так на уровне руководства государства обращается внимание на культивирование гражданской инициативы и общественного участия в содействии уполномоченным органам по пресечению загрязнения окружающей среды, проведении природоохранительных мероприятий. 12 февраля 2020 года в выступлении Президента Ка-сым-Жомарта Токаева на церемонии открытия республиканского Фронт-офиса волонтеров «Birgemiz» отмечено, что усилия волонтеров позволят решить многие проблемы в сфере правовой грамотности, экологии [5].

Ученые указывают на важность обоснованного и вдумчивого использования природных ресурсов, соблюдения установленных в законодательстве требований по охране природных объектов, объектов окружающей среды и самой среды, которая окружает человека, а также учета мнения местной общественности при принятии решений в сфере природопользования, намечаемой хозяйственной деятельности.

Изучение выявило лакуны правового воздействия, недостаточность обеспечения единообразной правоприменительной практики в сфере юридической ответственности за экологические правонарушения, финансирование на охрану окружающей среды и природу сводится к проведению плановых хозяйственных мероприятий, относимых к обеспечению нормального порядка хозяйствования. В этой связи представляется необходимым отслеживание, мониторинг соблюдения и применения экологизированных норм в стройном виде сквозь уровни законодательства по вертикали и горизонтали, а также в решениях и иных актах правоприменения, в особенности, в актах судебных органов и местных уполномоченных органов. При этом в научной литературе отмечается грубое несоблюдение принципа неотвратимости ответственности и наказания за экологические преступления [6].

Решение вопросов экологизации законодательства полагаем в ценностном плане в контексте социального воздействия должно распространять свои минимальные обязательные требования на локальном уровне, должно быть внедрено в практику хозяйствующих субъектов и декларировано повсеместно для граждан через призму экологического образования в средних, профессионально-технических и высших учебных учреждениях, этических кодексах.

Так, Боголюбов С.А. отмечает, что метод экологизации может считаться универсальным способом воздействия природоохранных норм Конституции на общественные отношения, вследствие чего происходит проникновение конституционных экологических требований во все сферы жизнедеятельности, усиление в отраслях права природоохранной составляющей, гармонизация отношений общества и окружающей среды вне отраслевой принадлежности правовых институтов [7].

Актуальным является экологизация архитектурной [8] и строительной отрасли, поскольку значительная часть выработанной в стране электроэнергии около 40% потребляется при эксплуатации зданий, сооружений, при этом основное время население проводит в помещениях, в этой связи требуют постоянного внимания решение вопросов развития энергоэффективности, эргономичности, безопасности, снижении негативного воздействия на окружающую среду.

В научной литературе отмечается, что экологизация строительной отрасли позволяет наиболее полное использовать её потенциал, развивать систему организационных, правовых и иных мер для повышения эффективности природопользования, снижать негативные воздействия, обеспечивать благоприятную окружающую среду и экологическую безопасности на протяжении жизненного цикла здания или сооружения [9].

Наряду с принятым научным воззрением на экологизацию законодательства в контексте включения эколого-правовых требований в содержание нормативных правовых актов иных отраслей, в исследованиях представлено понимание комплексности экологического права, которое позволяет обозначить границы правового регулирования сферой «окружающая среда», не ограничиваясь регулированием природных ресурсов [10].

Результаты и материалы исследования автора по ранее проведенному исследованию, посвященному экологическим требованиям в сфере инвестиционной деятельности, на основе выделения публичных и частных начал в регулировании инвестиционной деятельности показало экологическую составляющую, как выражение общественных и государственных интересов [11].

Под экологизацией законодательства можно понимать деятельность уполномоченных органов, направленную на наделение правовых норм отдельных отраслей законодательства экологическим содержанием. Закон Республики Казахстан «О правовых актах» определяет законодательство как совокупность нормативных правовых актов. При этом, согласно статье 7 указанного Закона, к нормативным правовым актам относятся

Конституция, нормативные правовые акты принимаемые Парламентом, Президентом, Председателем Совета Безопасности, Правительством Республики Казахстан, нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного Суда, соответствующие акты Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Национального Банка и иных центральных государственных органов, министров и иных руководителей центральных государственных органов, руководителей ведомств центральных государственных органов, маслихатов, акиматов, акимов и ревизионных комиссий. Законодатель установил достаточно оптимальный и взвешенный перечень нормативных правовых актов, относимых к законодательству, отвечающих имеющимся запросам правоприменительной практики.

Между тем в науке не имеется единой точки зрения на отнесение локальных нормативных актов к совокупности законодательства. Отделение локальных актов от законодательства либо причисление оных к законодательству имеет несколько точек зрения, которые могут быть востребованы в соответствующих условиях развития правовой системы и уклада экономики [12].

В соответствии с действующим определением законодательства, из круга субъектов выпадают не аффилированные с государством юридические и физические лица. При этом экологизация законодательства как рассмотрение законодательства с позиций охраны окружающей среды, экологических прав и законных интересов позволяет обратить исследовательский интерес к деятельности хозяйствующих субъектов и контролирующих лиц по принятию соответствующих локальных актов, подразумевая возможность принятия международных стандартов и передовых практик по охране окружающей среды, использованию ресурсов. Закрепление локальными актами требований, направленных на внесение вклада в сохранение и улучшение качества окружающей среды, рационального использования природных ресурсов просматривается в деятельности компаний ИКЕА, Тойота, MarksandSpencer, успешно сочетающих ведение предпринимательской деятельности с поддержкой ответственного отношения к природе.

Полагаем перспективным развитие правового регулирования и поддержки передовых практик по ответственному отношению к ресурсам, окружающей среде, предупреждения деяний коррупционного характера и корпоративной культуры. Разработанность такого направления в правовом регулировании позволит предложить государственные меры

поддержки передовым «де-факто» предприятиям.

В Республике Казахстане имеются заводы, сертифицированные по международному стандарту ISO 14000, в котором содержатся требования к системе экологического управления предприятия, между тем соответствие заводов требованиям экологического управления не всегда может обеспечить соблюдение поставщиками завода выработки руды, энергии экологических требований.

Представляется, что возможность развития экологизации законодательства в направлении формирования и установления критериев экологичности цепочек поставок, например, в таких крупных секторах экономики, как промышленность, может оказать положительный эффект на соблюдение экологических требований.

Очевидно, что простая схема купить и продать без видения горизонтов и местных запросов в сфере формирования благоприятной инфраструктуры, окружающей среды, человеческого капитала и развития социальных ценностей не обладает внутренней самодостаточностью. Возможно, что само встраивание в цепочку поставок производства либо потребления, передача во временное пользование особо охраняемых природных территорий наделяется в отдельных случаях ореолом положительного эффекта. При этом констатируются случаи, что публичная польза от принимаемых решений на практике не реализо-вывается в заявленном объеме [13].

Полагаем, что ориентация на устойчивые и конкурентоспособные экономические, социальные модели поведения, опирается на выстраивание взаимоотношений между государством, обществом и хозяйствующими субъектами, поскольку следование публичному интересу является востребованным посредством реализации частных интересов.

В этой связи представляет интерес публикация Организации Объединенных Наций «Устойчивые Закупки. Минимальные общие критерии устойчивости процессов закупок для отбора поставщиков из числа микро, малых и средних предприятий», изданной Европейской Экономической Комиссией Организации Объединенных Наций.

В данном документе аккумулированы примеры передовой практики, обеспечивающей руководство и поддержку финансово обоснованных, экологически устойчивых и социально ответственных закупок в рамках отношений между предприятиями и государственными органами (B2G) и межкорпоративных отношений (B2B). В целом, содержится минимальный набор общих критериев для отбора устойчивых поставщиков и удовлетворения возрастающего спроса правительств

и потребителей на товары и услуги, которые одновременно обеспечивали бы эффективное использование денежных средств и соответствие основополагающим экологическим, социальным и санитарным стандартам.

В качестве ориентира в указанном документе приводится информация о том, что в Европейском союзе при объеме государственных закупок в среднем равном 17% от ВВП стран-членов, требуется обеспечить проведение половины государственных тендеров с учетом экологических критериев в более 20 приоритетных категориях товаров и услуг, в частности: освещение, текстильное производство, продовольствие, бумагу, проектирование, строительство и управление офисными помещениями [14].

Полагаем, что данная практика представляется полезной с позиций внедрения новых экологичных конкурентных параметров в законодательство о государственных закупках для подбора поставщиков и стимулирования внедрения частным сектором энергосберегающих технологий, развития корпоративной

культуры и повышения экологической сознательности общества.

Таким образом, актуальность экологизации законодательства очевидна. Экологизация законодательства местами может быть не столь эффективной в виду упущений при привлечении к ответственности за экологические правонарушения, недостатков в правовом регулировании, однако несомненно, что повсеместная экологизация в законодательстве дает основания проводить масштабную работу и способствует наполнению экологической составляющей деятельности хозяйствующих субъектов, их репутации и корпоративной культуры. Направления развития экологизации на практике обширны и экологизация законодательства, с учетом проводимой государственной экологической политики, выраженных общественных запросов и поддержки населением ответственного отношения к окружающей среде, природным ресурсам, позволит внести ощутимый вклад в развитие человеческого капитала, экономики и, в целом, устойчивого развития.

культуры и повышения экологической со тельности общества.

Таким образом, актуальность эколог ции законодательства очевидна. Эколог ция законодательства местами может быт столь эффективной в виду упущений при влечении к ответственности за экологиче правонарушения, недостатков в правовом гулировании, однако несомненно, что по местная экологизация в законодательстве основания проводить масштабную рабо способствует наполнению экологической ставляющей деятельности хозяйствую субъектов, их репутации и корпоратив культуры. Направления развития экол зации на практике обширны и экологизг законодательства, с учетом проводимой г дарственной экологической политики, в женных общественных запросов и подд ки населением ответственного отношен окружающей среде, природным ресурсам зволит внести ощутимый вклад в развити ловеческого капитала, экономики и, в це. устойчивого развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Главы государства К. Токаева на расширенном заседании Правительства. 15 июля 2019 года. Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/ in_speeches_and_addresses/vystuplenie-glavy-gosudarstva-k-tokaeva-na-rasshirennom-zasedanii-pravitelstva. Дата доступа: 01.06.2020;

2. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. 2 сентября 2019 года. Нур-Султан. Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_ president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana. Дата доступа: 01.06.2020;

3. Боголюбов С.А. Реализация экологической политики посредством права: монография. - М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2015. - С. 186-187, 189, 194. Режим доступа: www.dx.doi. org/10.12737/13258. Дата доступа: 01.06.2020;

4. Шамсутдинов Э.Р. Теоретико-методологические проблемы экологизации российского законодательства Автореферат дисс. на соиск. уч. степени к. юр. наук. Мытищи, 2009. C. 20; Шамсутдинов Э.Р. Проблемы экологизации российского законодательства: монография. - Москва: Юрлитинформ, 2010. - 141 с.;

5. Выступление Президента Касым-Жомарта Токаева на церемонии открытия республиканского Фронт-офиса волонтеров «Birgemiz». 12 февраля 2020. Нур-Султан. Режим доступа: https://www. akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/ vystuplenie-prezidenta-kasym-zhomarta-tokaeva-na-ceremonii-otkrytiya-respublikanskogo-front-ofisa-volonterov-birgemiz. Дата доступа: 01.06.2020;

6. Сарпеков Р.К., Рахметов С.М. Недостатки норм Уголовного кодекса об ответственности за экологические уголовные правонарушения и пути их устранения // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2018. №4 (53). -С. 98. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nedostatki-norm-ugolovnogo-kodeksa-ob-otvetstvennosti-za-ekologicheskie-ugolovnye-pravonarusheniya-i-puti-ih-ustraneniya. Дата доступа: 01.06.2020;

7. Боголюбов С.А. Потенциал экологических норм Конституции России //Журнал российского права. № 5, - 2018. - С. 18-19;

8. Волкова О.Н. Роль пермакультуры при экологизации городской среды // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2017. №3 (44). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ rol-permakultury-pri-ekologizatsii-gorodskoy-sredy. Дата доступа: 01.06.2020;

9. Болтанова Е.С. Экологизация строительной отрасли и ее правовое обеспечение //Жур-

нал российского права. № 5, - 2016. С. 118;

10. Макарова Т.И. «Теоретико-инструментальный анализ проекта Экологического кодекса Республики Казахстан» // Выступление на XVI Международной Атырауской правовой конференции «Недропользование - основа экономики Республики Казахстан» (26 апреля 2019 года); Макарова Т.И. Инструментальный метод в исследовании эффективности экологического права //Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. /Нац. Центр законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь; редкол.: Н.А.Карпович [и др.]. - Минск: «Бизнесофсет», 2017. - Вып. 12. - С.61-68;

11. Дюсенов Е.А. К вопросу о совершенствовании экологических требований в инвестиционной деятельности // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2019. №4 (58). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sovershenstvovanii-ekologicheskih-trebovaniy-v-investitsionnoy-deyatelnosti. Дата доступа: 01.06.2020;

12. Малышева И.В. Правовой характер локальных нормативных актов // Известия Тул-ГУ. Экономические и юридические науки. 2016. №2-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/pravovoy-harakter-lokalnyh-normativnyh-aktov. Дата доступа: 01.06.2020;

13. Сексембаева С. «Н. Назарбаев возмутился показухой, допускаемой в деле реализации индустриальной программы». Информационное сообщение о расширенном заседании Правительства РК в Акорде // Сетевое издание «zakon.kz». Режим доступа: https://www.zakon. kz/4581097-n.nazarbaev-vozmutilsja-pokazukhojj.html. Дата доступа: 01.06.2020;

14. Устойчивые Закупки. Минимальные общие критерии устойчивости процессов закупок для отбора поставщиков из числа микро, малых и средних предприятий. Организация Объединенных Наций Женева, 2019 год. Интернет-ресурс Европейской экономической комиссии ООН. Режим доступа: https://www. unece.org/fileadmin/DAM/trade/Publications/ECE_TRADE_451R_ CF-Rec43.pdf. Дата доступа: 01.06.2020.

REFERENCES

1. Vy^stuplenie Glavyл gosudarstva K. Tokaeva na rasshirennom zasedanii PraviteFstva. 15 iyulya 2019 goda. Rezhim dostupa: https://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/ in_speeches_and_addresses/vystuplenie-glavy-gosudarstva-k-tokaeva-na-rasshirennom-zasedanii-pravitelstva. Data dostupa: 01.06.2020;

2. Poslanie Glavyл gosudarstva Kasy^m-Zhomarta Tokaeva narodu Kazaxstana. 2 sentyabrya 2019 goda. Nur-Sultan. Rezhim dostupa: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_ president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana. Data dostupa: 01.06.2020;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Bogolyubov S.A. Realizaciya e^kologicheskojpolitiki posredstvom prava: monografiya. - M.: Institut zakonodateFstva i sravniteFnogo pravovedeniya pri PraviteFstve Rossijskoj Federacii: INFRA-M, 2015. - S. 186-187, 189, 194. Rezhim dostupa: www.dx.doi.org/10.12737/13258. Data dostupa: 01.06.2020;

4. Shamsutdinov E^.R. Teoretiko-metodologicheskie problemyЛ e^kologizacii rossijskogo zakonodateFstva Avtoreferat diss. na soisk. uch. stepeni k. yur. nauk. My^tishhi, 2009. C. 20; Shamsutdinov E^.R. ProblemyЛ e^kologizacii rossijskogo zakonodateFstva: monografiya. - Moskva: Yurlitinform, 2010. -141 s.;

5. Vy^stuplenie Prezidenta Kasy^m-Zhomarta Tokaeva na ceremonii otkry^tiya respublikanskogo Front-ofisa volonterov «Birgemiz». 12 fevralya2020. Nur-Sultan. Rezhim dostupa: https://www.akorda. kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-prezidenta-kasym-zhomarta-tokaeva-na-ceremonii-otkrytiya-respublikanskogo-front-ofisa-volonterov-birgemiz. Data dostupa: 01.06.2020;

6. Sarpekov R.K., Raxmetov S.M. Nedostatki norm Ugolovnogo kodeksa ob otvetstvennosti za e^kologicheskie ugolovny^e pravonarusheniya i puti ix ustraneniya // Vestnik Instituta zakonodateFstva i pravovoj informacii Respubliki Kazaxstan. 2018. №4 (53). - S. 98. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/nedostatki-norm-ugolovnogo-kodeksa-ob-otvetstvennosti-za-ekologicheskie-ugolovnye-pravonarusheniya-i-puti-ih-ustraneniya. Data dostupa: 01.06.2020;

7. Bogolyubov S.A. Potencial e^kologicheskix norm Konstitucii Rossii // Zhurnal rossijskogo prava. № 5, - 2018. - S. 18-19;

8. Volkova O.N. RoF permakuFturyл pri e^kologizacii gorodskoj sredyл // Obshhestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2017. №3 (44). Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-permakultury-pri-ekologizatsii-gorodskoy-sredy. Data dostupa: 01.06.2020;

9. Boltanova E.S. E^kologizaciya stroiteFnoj otrasli i ee pravovoe obespechenie // Zhurnal

rossijskogo prava. № 5, - 2016. S. 118;

10. Makarova T.I. «Teoretiko-instrumentaFny^j analiz proekta E^kologicheskogo kodeksa Respubliki Kazaxstan» // Vy^stuplenie na XVI Mezhdunarodnoj Aty^rauskoj pravovoj konferencii «NedropoFzovanie - osnova e^konomiki Respubliki Kazaxstan» (26 aprelya 2019 goda); Makarova T.I. Instrumental^nyj metod v issledovanii effektivnosti e^kologicheskogo prava // Pravo v sovremennom belorusskom obshhestve: sb. nauch. tr. /Nacz. Centr zakonodateFstva ipravovy\ issledovanij Resp. Belarus V redkol.: N.A.Karpovich [i dr.]. - Minsk: «Biznesofset», 2017. - Vy^p. 12. - S.61-68;

11. Dyusenov E.A. K voprosu o sovershenstvovanii e^kologicheskix trebovanij v investicionnoj deyateVnosti // Vestnik Instituta zakonodateVstva i pravovoj informacii Respubliki Kazaxstan. 2019. №4 (58). Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sovershenstvovanii-ekologicheskih-trebovaniy-v-investitsionnoy-deyatelnosti. Data dostupa: 01.06.2020;

12. Maly^sheva I.V. Pravovoj xarakter lokaFny\ normativny\ aktov // Izvestiya TulGU. E^konomicheskie i yuridicheskie nauki. 2016. №2-2. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/ article/n/pravovoy-harakter-lokalnyh-normativnyh-aktov. Data dostupa: 01.06.2020;

13. Seksembaeva S. «N. Nazarbaev vozmutilsya pokazuxoj, dopuskaemoj v dele realizacii industriaFnoj programmy^». Informacionnoe soobshhenie o rasshirennom zasedanii PraviteFstva RK v Akorde // Setevoe izdanie «zakon.kz». Rezhim dostupa: https://www.zakon.kz/4581097-n. nazarbaev-vozmutilsja-pokazukhojj.html. Data dostupa: 01.06.2020;

14. Ustojchivy^e Zakupki. MinimaFny^e obshhie kriterii ustojchivosti processov zakupok dlya otbora postavshhikov iz chisla mikro, maly^x i srednix predpriyatij. Organizaciya Ob"edinenny\ Nacij Zheneva, 2019 god. Internet-resurs Evropejskoj e^konomicheskoj komissii OON. Rezhim dostupa: https://www. unece.org/fileadmin/DAM/trade/Publications/ECE_TRADE_451R_CF-Rec43. pdf. Data dostupa: 01.06.2020.

УДК 347

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ ДОЛЕВОГО УЧАСТИЯ В ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Кысыкова Гульнара Бауржановна

Ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, кандидат юридических наук, г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: gkyssykova@mail.ru

Жаксылыкова Алуа Курмангалиевна

Научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, магистр юридических наук, г. Нур-Султан, Республики Казахстан; e-mail; alua_30@mail.ru

Ключевые слова: долевое строительство, застройщик, дольщик, уполномоченная компания, жилищное строительство, договор долевого строительства.

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены вопросы совершенствования механизмов долевого участии в жилищном строительстве. Институт долевого участия в жилищном строительстве в Казахстане является сравнительно новым явлением, который наряду с положительными результатами привел к негативным последствиям, среди которых ярко выделяется нарушение прав граждан, вкладывающих средства для приобретения жилых помещений, строящихся в многоквартирных домах. На сегодняшний день практика долевого участия в строительстве широко распространена во всем мире.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку долевое участие в жилищном строительстве жизненно необходимо в связи со стремительным ростом цен на недвижимость, обеспечивает доступность жилья для граждан, эффективно и действенно как способ реализации своего права на жилье.

В статье приведен анализ проблемных вопросов долевого участия на основании изучения практики его применения и пути их решения. Во-первых, в рамках статьи предлагается установление четких критериев правового статуса субъектов инвестиционных отношений в долевом строительстве и разделение инвесторов от дольщиков-граждан, а также необходи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.