Научная статья на тему 'СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
618
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ОХРАНА ПРИРОДЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боймахмадзода Нафиса Собитдухт

Рассматривается система экологического законодательства Республики Таджикистан и взаимосвязь между её элементами. Отмечается, что надлежащее построение системы экологического законодательства и его научно-теоретическое исследование способствуют эффективной реализации его норм на практике. Указывается, что многоэлементный состав системы законодательства, помимо законодательных актов, включает подзаконную нормативную систему и международные правовые акты. В силу своей универсальности система экологического законодательства состоит из отдельных комплексных образований, включающих природоресурсное и природоохранное законодательство, а также законодательство в области экологической безопасности. Подчеркивается, что особую новую группу нормативных правовых актов системы экологического законодательства составляют нормативные акты, закрепляющие механизм определения качества окружающей среды: экологический мониторинг, экологическую экспертизу, образование и экологическую информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF ENVIRONMENTAL LEGISLATION OF TAJIKISTAN REPUBLIC

This article reviews the system of environmental legislation of the Republic of Tajikistan and its interconnecting elements. It is noted that proper construction of the system of environmental legislation and its scientific and theoretical research promote effective implementation of its norms in practice. The multi-element composition of the legislative system, in addition to legislative instruments, includes a subordinate regulatory system and international legal acts. By virtue of the universality of the environmental legislation system, it consists of separate complex formations including the legislation dealing with natural resources and environmental protection; the legislation concerning the field of environmental safety being taken into account as well. A special new group of legal acts of the system of environmental legislation is based on the normative acts that consolidate the mechanism for determining the quality of environment, such as environmental monitoring, environmental expertise, education and environmental information.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

12 00 00 ^УЦУЦШИНОСЙ 12 00 00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12 00 00 LAW SCIENCES

12.00.01 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ

УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ 12.00.01 THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW; HISTORY OF TENETS RELATED TO STATE AND LAW

УДК 349.4 ББК 67.407 (5Т)

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

НИЗОМИ ЩОНУНГУЗОРИИ ЭКОЛОГИИ ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН

Боймахмадзода Нафиса Собитдухт,

соискатель Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана (Таджикистан, Душанбе)

Боймахмадзода Нафисаи Собитдухт,

унвонцуи Институти фалсафа, сиёсатшиноси ва ууцуци ба номи А. Бауоваддинови Академияи миллии илщои Чумуурии Тоцикистон (Тоцикистон, Душанбе)

THE SYSTEM OF ENVIRONMENTAL LEGISLATION OF TAJIKISTAN REPUBLIC

экологическое

Boimahmadzoda Nafisa Sobitdukht, claimant for candidate degree of the Institute ofPhilosophy, Political Science and Law named after A. Bahovaddinov under the National Academy of Sciences of Tajikistan (Tajikistan, Dushanbe) E-MAIL: sobit.nafisa@bk.ru

Ключевые слова: Конституция, система законодательства,

законодательство, природные ресурсы, охрана природы, международные соглашения, экологическая безопасность

Рассматривается система экологического законодательства Республики Таджикистан и взаимосвязь между её элементами. Отмечается, что надлежащее построение системы экологического законодательства и его научно-теоретическое исследование способствуют эффективной реализации его норм на практике. Указывается, что многоэлементный состав системы законодательства, помимо законодательных актов, включает подзаконную нормативную систему и международные правовые акты. В силу своей универсальности система экологического законодательства состоит из отдельных комплексных образований, включающих природоресурсное и природоохранное законодательство, а также законодательство в области экологической безопасности. Подчеркивается, что особую новую группу нормативных правовых актов системы экологического законодательства составляют нормативные акты, закрепляющие

механизм определения качества окружающей среды: экологический мониторинг, экологическую экспертизу, образование и экологическую информацию.

Вожа^ои калиди: Конститутсия, низоми цонунгузори, иерархия, цонунгузории экологи, захирауои табии, уифзи табиат, созишномауои байналмилали, амнияти экологи, ууцуци байналмилалии экологи

Низоми цонунгузории экологии Цумуурии Тоцикистон ва унсуруои бо уам алоцаманди он мавриди барраси царор дода шудааст. Цайд карда мешавад, ки дуруст ба роу мондани низоми цонунгузории эколога ва тауцицоти илмию назариявии он ба амалишавии самаранокии меъёруои он мусоидат менамояд. Таркиби бисёрсоуавии низоми цонунгузорй, гайр аз санадуои цонунгузори, санадуои зерцонуни ва санадуои ууцуции байналмилалиро низ дар бар мегирад. Бо назардошти универсали будани цонунгузории экологи, он аз ташкилауои цудогонаи мацмуи, аз цумла захирауои табии, цонунгузории экологи, инчунин цонунгузори дар соуаи амнияти экологи иборат аст. Гурууи нави махсуси санадуои меъёрии ууцуции низоми цонунгузории экологиро санадуои меъёрии ууцуцие ташкил мекунанд, ки онуо механизмуои муайянкунии сифати мууити зист, аз цабили мониторинга экологи, ташхиси экологи, таусилот ва иттилооти экологиро муттауид месозанд.

Key-words: Constitution, system of legislation, environmental legislation, natural resources, nature protection, international agreements, environmental safety.

This article reviews the system of environmental legislation of the Republic of Tajikistan and its interconnecting elements. It is noted that proper construction of the system of environmental legislation and its scientific and theoretical research promote effective implementation of its norms in practice. The multi-element composition of the legislative system, in addition to legislative instruments, includes a subordinate regulatory system and international legal acts. By virtue of the universality of the environmental legislation system, it consists of separate complex formations including the legislation dealing with natural resources and environmental protection; the legislation concerning the field of environmental safety being taken into account as well. A special new group of legal acts of the system of environmental legislation is based on the normative acts that consolidate the mechanism for determining the quality of environment, such as environmental monitoring, environmental expertise, education and environmental information.

Действующая система законодательства Республики Таджикистан характеризуется крайне сложными процессами. Это объясняется тем, что политические, экономические и социальные реформы, проводимые в Республике Таджикистан, требуют интенсивного законотворчества, а также всестороннего изучения его воздействия на происходящие в стране преобразования и их дальнейшее отражение в законодательстве, что способствует появлению в системе новшеств. В настоящее время одним из нововведений в системе законодательства республики выступает экологическое законодательство.

Система законодательства - это внутренняя структура законодательства, состоящая из нормативных правовых актов в различных областях общественной жизни. Она представляет собой не только совокупность нормативных правовых актов, но и их взаимосвязь. Нормативные правовые акты - это элементы системы, а признаки отбора и группирования - это связи, которые соединяют эти элементы в нечто единое, постоянное, в систему [2, с. 448]. Понятие «система законодательства» во многом обусловлено тем,

какие элементы входят в эту систему. В юридической науке по этому вопросу сложились две позиции. Первая относит к элементам системы законодательства только нормативные акты. Другая, наряду с нормативными актами, включает в систему законодательства также статьи закона и нормативные предписания [9, с. 23]. Но дискуссия о природе системы экологического законодательства также проходит в следующей плоскости: относится ли оно к отрасли или комплексу законодательства. Позиция ученых-юристов по поводу природы экологического законодательства в основном клонится к отраслевой системе [2, с.447]. Однако есть научные позиции, указывающие на комплексность системы экологического законодательства. Например, С.А. Боголюбов отмечает, что в последнее время возрастает значение правовых институтов, носящих межотраслевой характер, -комплексных институтов, состоящих из норм различных отраслей национального права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Так, институт экологического контроля складывается из норм административного, конституционного, муниципального права, институт ответственности за экологические правонарушения - из норм трудового, гражданского, уголовного, административного права, институт охраны природных ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа -из норм международного, конституционного, административного права [1, с.30]. Исследование структурных элементов системы экологического законодательства показывает, что она действительно может носить как отраслевой, так и комплексный характер. Отраслевой характер системы экологического законодательства проявляется в том, что на современном этапе экологическое право позиционирует себя в общей системе права как самостоятельная отрасль, и экологическое законодательство как внешняя форма права может выступать как определенная отрасль в общей системе государственного законодательства. Комплексность экологической законодательной системы проявляется в том, что она может охватывать нормативные правовые акты, относящиеся к другим отраслям законодательства. Для обоснования данной позиции достаточно обратиться к истории развития экологического законодательства в Таджикистане.

Необходимо отметить, что история развития правового регулирования экологических отношений в истории таджикского народа имеет очень древние корни [8, с.513-529]. Если непосредственно обратиться к развитию законодательства в его нормативном понимании, то историю развития экологического законодательства Республики Таджикистан определили два обстоятельства. Возникнув в 20-х годах прошлого столетия как законодательство, оно длительное время, вплоть до конца 80-х гг., развивалось в рамках земельного законодательства.

Исследование системы экологического законодательства предполагает применение системного подхода, который выражается в исследовании её отдельных элементов и связующих их закономерностей, которые и образуют систему. Д.А. Керимов считает, что системный подход предполагает комплексный анализ сложных динамических целостностей, части которых находятся между собой в органическом единстве и взаимодействии [5,с. 242].

В нашем случае отдельными частями, которые в совокупности и взаимодействии составляют систему экологического законодательства, выступают нормативные правовые акты, регулирующие экологические правоотношения. Система нормативных правовых

актов в сфере экологии имеет вертикальную систему и построена, как и другие отрасли законодательства, по установленной законодательством иерархии. Иерархию нормативных правовых актов, входящих в систему экологического законодательства Республики Таджикистан, можно представить следующим образом:

1) Конституция Республики Таджикистан;

2) международные акты, признанные Республикой Таджикистан;

3) кодексы и законы Республики Таджикистан;

3) указы Президента Республики Таджикистан;

4) постановления Правительства Республики Таджикистан;

5) распоряжения министерств, государственных комитетов и ведомств;

6) постановления местных органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституция Республики Таджикистан возглавляет общую систему экологического

законодательства Республики Таджикистан [6]. Принятая 6 ноября 1994 г., она устанавливает конституционные основы экологических прав граждан, закладывает экономическую основу экологических отношений, определяет основополагающие принципы в экологической сфере политики государства. Закрепление основных принципов взаимоотношений общества, государства и природы на конституционном уровне не случайно, так как проблемы экологии приобрели актуальность не только на уровне государства, но и в глобальном масштабе. Конституция как Основной закон, устанавливающий основные, ключевые принципы взаимоотношений человека, общества и государства, включает в себя также нормы экологического характера, ибо от уровня экологии зависит существование самого человечества, общества и государства. Конституция страны закрепляет за государством исключительное право на природные ресурсы и их использование в интересах народа и в то же время закрепляет за государством обязанность по оздоровлению окружающей среды и обязанность каждого человека охранять природу. Эти конституционные положения стали основой для принятия законодательных и подзаконных актов в области экологии и формирования общей системы экологического законодательства.

Другую часть системы экологического законодательства составляют кодексы и законы республики. При анализе этой части экологического законодательства необходимо учитывать, что их количество многообразно и порою они представляют собой отдельную отрасль, подотрасль или комплекс законодательства. Следует выделить несколько групп кодексов и законов в системе экологического законодательства.

Первую группу составляют законодательные акты собственно экологического содержания, т. е. принятые с целью регуляции отношений по рациональному использованию и охране природных ресурсов. В правовой науке их ещё определяют как природоресурсное законодательство.

Природоресурсное законодательство появилось в процессе использования природных ресурсов и основано на естественных особенностях отдельных компонентов природной среды (земли, недр, вод и т.д.). Таким образом, в эту группу входят самостоятельные по сути подотрасли, объединенные в экологическом законодательстве в силу естественной взаимосвязи природных компонентов в окружающей среде:

• земельное законодательство;

• водное законодательство;

• лесное законодательство;

• горное законодательство.

Каждой из названных подотраслей экологического законодательства соответствует свой кодифицированный законодательный акт:

• Земельный кодекс Республики Таджикистан;

• Водный кодекс Республики Таджикистан;

• Лесной кодекс Республики Таджикистан;

• Закон Республики Таджикистана «О недрах».

Другую группу экологических законодательных актов можно представить как природоохранное законодательство, которое определяет основы государственной политики в области охраны окружающей среды и направлено на обеспечение устойчивого социально-экономического развития общества, гарантию права человека на здоровую и благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, организацию рационального использования природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности. Нормы права, направленные на охрану окружающей среды, устанавливают специальные природоохранные инструменты и механизмы, которые в общем виде закреплены в Законе Республики Таджикистана «Об охране окружающей среды». Необходимость разработки и принятия законодательных актов, входящих в эту группу, обусловлена особенностями окружающей среды, выступающей в качестве объекта правоотношений. Экологическое законодательство рассматривает охрану окружающей среды в качестве неотъемлемого условия устойчивого экономического и социального развития государства и предусматривает целый ряд требований в этой области, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности в качестве обязательных условий и ограничений.

В системе нынешнего экологического законодательства возникла новая группа нормативных актов, которые устанавливают механизмы определения качества окружающей среды, эколого-правовые механизмы их охраны, посредством которых в стране обеспечивается охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность. К этой группе можно отнести законы Республики Таджикистан «Об экологической информации» от 25 марта 2011 г., № 705; «Об экологической экспертизе» от 16 апреля 2012 г., № 818; «Об экологическом мониторинге» от 25 марта 2011 г., № 707; «Об особо охраняемых природных территориях» от 26 декабря 2011 г., № 788; Закон Республики Таджикистан «Об экологическом образовании населения» от 29 декабря 2010 г., № 673, и др.

Подзаконные акты - это отдельная относительно самостоятельная нормативная система, которая включает в себя нормативные акты в основном органов исполнительной власти, местных органов государственной власти и местного самоуправления. Основное их содержание вытекает из законодательных актов, и они направлены на реализацию положений законодательных актов, которые порою можно отнести к механизмам реализации правовых норм законодательных актов. Поэтому подзаконные нормативные акты направлены на детализацию законодательных актов.

В количественном отношении подзаконных актов экологического характера в Республике Таджикистан очень много. Достаточно обратиться к информационному

правовому интернет-порталу Министерства юстиции Республики Таджикистан, который содержит сотни подзаконных нормативных правовых актов, направленных на регулирование экологических правоотношений. Система подзаконных экологических нормативных актов включает в себя:

• указы Президента Республики Таджикистан;

• постановления Правительства Республики Таджикистан;

• распоряжения министерств, ведомств при Президенте Республики Таджикистан, ведомств при Правительстве Республики Таджикистан;

• постановления государственных комитетов, Национального банка и Агентства по ядерной и радиационной безопасности Национальной академии наук Таджикистана;

• постановления местных органов государственной власти и местного самоуправления.

Так, указом Президента Республики Таджикистан от 6 февраля 2018 г., № 1005, была утверждена «Концепция правовой политики Республики Таджикистан на 2018-2028 гг». Эта концепция, определяя основные направления, институты и параметры всей правовой системы государства, уделяет должное внимание также формированию экологического законодательства. Например, согласно концепции предусматривается систематизация нормативных правовых актов, регулирующих охрану окружающей среды в рамках целого акта - Экологического кодекса Республики Таджикистан. Исследование теории и практики Таджикистана свидетельствует, что из всего многообразия путей систематизации законодательства и форм систематизированного акта государство выбрало кодификационный путь систематизации экологического законодательства. Пересмотр экологического законодательства сегодня неизбежен, и скорейшая реализация этой задачи имеет огромное значение для развития экономики и охраны окружающей среды страны [7, с. 35].

Международные акты являются самостоятельной группой источников права, направленных на регулирование экологических правоотношений как на внутригосударственном уровне, так и на международном. Стоит вопрос о вхождении международно-правовых актов в состав системы экологического законодательства республики. Решение настоящего вопроса непосредственно зависит от взаимодействия внутригосударственного и международного права. В данном случае мы можем обратиться к ч. 3 ст. 10 Конституции Республики Таджикистан, где закреплено: «Международно -правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы республики. В случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов» [8, с. 47]. Закрепление данной нормы в тексте Конституции Республики Таджикистан имеет, как минимум, два важнейших практических последствия. Смысл первого заключается в том, что, наряду с положениями законодательства страны, нормы международного права входят в число правовых регуляторов отношений, возникающих в пределах границ Республики Таджикистан или с участием ее субъектов. Значение второго определяет необходимость учитывать на практике принцип приоритетного применения положений международных договоров в отношении норм внутреннего законодательства Таджикистана. А.С. Достиев, указывая на эту особенность Конституции Республики Таджикистан, отмечает, что «с позиции этой нормы Таджикистан выступает как

равноправный и надежный партнер в отношениях на международной арене» [4, с. 92].

Исходя из изложенного выше конституционного положения, можно сказать, что, несомненно, международные правовые акты представляют собой составную часть общей системы правового регулирования экологических отношений, однако, их включение в систему внутригосударственного законодательства можно наблюдать в процессе имплементации норм международного права в систему внутригосударственного права.

Следует отметить, что национальное экологическое законодательство развивается также на основе принципов и норм международного экологического права. Это касается ключевых понятий: «окружающая среда», «право на благоприятную окружающую среду», «устойчивое развитие» и др. Появление новых институтов в праве, таких как «охрана озонового слоя, климата, биологического разнообразия», «экологическая безопасность», связано с принятием международных документов об охране окружающей среды. Формирующиеся в международном праве подходы к охране окружающей среды являются доктринальной основой для разработки национального законодательства.

В настоящее время в мире действуют более 140 многосторонних конвенций и соглашений природоохранной направленности. Участие республики в международном сотрудничестве по выполнению упомянутых конвенций и договоров способствует решению национальных и региональных проблем по охране окружающей среды [3, с. 9]. Отсюда следует, что, международное право является составной частью правовой системы республики, которая ориентирована на урегулирование международных и региональных экологических проблем.

Таким образом, экологическое законодательство, являясь составной частью системы законодательства Республики Таджикистан, объединяет в своей структуре совокупность законодательных и подзаконных актов, направленных на регулирование отношений в области экологии, охраны окружающей среды и экологической безопасности. Следует отметить, что в системе экологического законодательства особое место отведено нормам и принципам международного права, которые в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан являются составной частью правовой системы республики. Особенность её проявляется в том, что вопросы о необходимости правового регулирования экологических отношений остро стоят не только на внутригосударственном, но и на международном уровне.

Необходимо усилить формирование экологического законодательства Республики Таджикистан с целью систематизации нормативно-правовых актов, регулирующих охрану окружающей среды, в рамках Экологического кодекса, в силу их огромного значения для развития экономики страны и охраны окружающей среды.

При формировании экологического законодательства необходимо учитывать принципы и нормы международного права, которые в конечном счете способствуют решению национальных и региональных проблем по охране окружающей среды, что в современном мире является приоритетной задачей.

Список использованной литературы:

1. Боголюбов, С. А. Актуальные проблемы экологического права. - М.: Издательство Юрайт, 2011 - 607 с.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права.-М.: Омега-Л, 2011.- 607 с.

3. Государственная экологическая программа Республики Таджикистан на 2009-2019 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 27

февраля 2009 г., № 123 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=10880 #A3V60W853S (Дата обращения: 22.01.2021).

4. Достиев А.С. Конституция Республики Таджикистан 1994 г. История разработки, принятия и основные положения. - Душанбе: АО «Матбуот», 2001. -240 с.

5. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). -М. : Аванта+, 2000. -560 с.

6. Конституция Республики Таджикистан. - Душанбе, 2016. - 125 с.

7. Концепция правовой политики Республики Таджикистан на 2018-2028 гг.- Душанбе, 2018. - 60 с.

8. Нематов А.Р., Собитдухт Н. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях глобализации, мировых угроз и вызовов на примере пандемии // Вестник РУДН (Российский университет дружбы народов). Серия: Юридические науки. -М., 2020.- Т. 24.-№ 3.- С. 513-529.

9. Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. -М., Наука, 1979. - 203 с.

Reference Literature:

1. Bogolyubov, S. A. Actual Problems of Environmental Law. - M.: Yurayt Publishing House, 2011. - 607pp.

2. Vengerov A.B. Theory of State and Law. -M., Publishing house "Omega-L", 2011. - 607pp.

3. State Ecological Program of the Republic of Tajikistan for 2009-2019, Validated by the Government of the Republic of Tajikistan from February 27, 2009, No. 123 // [Electronic resource]. - Access mode: http://portali-huquqi.tj/publicadliva/view_qonunhoview._php?showdetail=&asosi_id= 10880 # A3V60W853S (Date of access: 01/22/2021)

4. Dostiev A.S. The Constitution of the Republic of Tajikistan Adopted in 1994. The History of Elaboration, Adoption and Main Provisions. - Dushanbe; JSC "Matbuot", 2001. - 240 pp.

5. Kerimov D.A. Methodology of Law (Subject, Functions, Problems of Philosophy of Law). -M. : Avanta +, 2000. -560 pp.

6. Constitution of the Republic of Tajikistan. - Dushanbe, 2016. - 125 pp.

7. Concept ofLegal Policy ofthe Republic of Tajikistan for 2018-2028 - Dushanbe, 2018. - 60pp.

8. Nematov A.R, Sobitdukht N. Legal Support of Environmental Safety in the Context of Globalization, Global Threats and Challenges on the Example of Pandemic // Bulletin of RUDN (Peoples' Friendship University of Russia). Series: Juridical Sciences. -M., 2020. -V.24. No. 3. - pp. 513-529.

9. Polenina S.V. Theoretical Problems of the System of Soviet Legislation. -M.: Science, 1979. - 203 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.