ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСТАНА А.И. Крамаренко, канд. экон. наук, доцент
Кыргызско-Российский Славянский университет им. первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина (Кыргызстан, г. Бишкек)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-6-1-169-175
Аннотация. В статье проводится комплексный анализ текущего состояния цифровой трансформации экономики Кыргызской Республики. Обосновывается высокая актуальность ускоренного перехода к цифровой экономике для достижения устойчивого роста и преодоления экономической отсталости страны. Исследуется уровень развития цифровой инфраструктуры, цифровых компетенций населения, внедрения цифровых решений в ключевых отраслях национального хозяйства. Выявляются основные барьеры и проблемы на пути цифровизации в Кыргызстане. Определяются наиболее перспективные сферы применения передовых цифровых технологий, в том числе технологий искусственного интеллекта. Даются практические рекомендации по активизации процессов цифровой трансформации в республике.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, цифровая трансформация, Кыргызстан, искусственный интеллект, экономический рост, цифровая инфраструктура, цифровые компетенции, электронное правительство, электронная коммерция.
В современных реалиях цифровая трансформация становится ключевым фактором экономического развития стран. Внедрение цифровых технологий открывает новые возможности для повышения производительности, эффективности и конкурентоспособности различных отраслей экономики. Для Кыргызской Республики вопросы ускоренной цифровизации приобретают особую актуальность [1].
Дефицит природных ресурсов вынуждает Кыргызстан искать альтернативные пути достижения устойчивого экономического роста. В этом контексте цифровые технологии представляют собой перспективный вектор развития, не связанный с сырьевым сектором. Переход к цифровой экономике позволит диверсифицировать структуру национального хозяйства.
Географическое расположение Кыргызстана в глубине материка, отсутствие выхода к морю и связанные с этим трудности транспортной логистики могут быть частично преодолены за счет повсеместного внедрения цифровых решений, электронной коммерции и удаленных услуг. Это откроет новые возможности для интеграции в глобальные рынки.
Около 30% населения республики - молодежь до 24 лет, которая может стать драйвером цифровой трансформации [2]. Развитие цифровой экономики создаст условия для самореализации, трудоустройства, предпринимательства и получения знаний для этой активной части общества.
Повышение производительности и качества в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг за счет внедрения цифровых технологий обеспечит рост конкурентоспособности кыргызских товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешних рынках. Наконец, развитие отечественного ИКТ-сектора открывает перспективы экспорта цифровых продуктов и услуг, что особенно ценно для небольшой экономики Кыргызстана.
Основной целью данного исследования является оценка текущего уровня цифровой трансформации экономики Кыргызской Республики и определение путей дальнейшего внедрения передовых цифровых технологий, в том числе технологий искусственного интеллекта, для ускорения экономического роста страны.
В рамках исследования предполагается решить следующие задачи:
- провести комплексный анализ развития цифровой инфраструктуры, цифровых компетенций населения и бизнеса, внедрения цифровых решений в ключевых отраслях экономики Кыргызстана.
- на основе оценки текущей ситуации выявить наиболее перспективные сферы и направления применения цифровых технологий, в том числе ИИ, в кыргызской экономике.
- разработать практические рекомендации по ускоренному внедрению передовых цифровых решений для стимулирования экономического роста Кыргызстана.
Достижение данной цели позволит определить приоритеты государственной политики в области цифровизации и ключевые инструменты использования новейших технологий для развития национальной экономики республики.
На текущий момент уровень цифрови-зации экономики и общества в Кыргызской Республике можно охарактеризовать как невысокий по сравнению со среднемировыми показателями. Существуют определенные проблемы с развитием ИКТ инфраструктуры, формированием цифровых компетенций и повсеместным внедрением цифровых решений.
Согласно исследованию Digital Quality of Life Index 2023, проведенному компанией Surfshark, Кыргызстан значительно улучшил свои позиции в мировом рейтинге цифрового качества жизни, поднявшись на 71-е место из 121 страны, что на 20 позиций выше по сравнению с предыдущим годом. Данное исследование оценивает "цифровое благополучие" стран по пяти ключевым критериям: качество и доступность интернета, электронная безопасность, инфраструктура и электронное правительство. Кыргызстан продемонстрировал впечатляющие результаты в сфере доступности интернета, заняв 6-е место в мире. Однако страна все еще отстает по другим параметрам: 98-е место по электронной инфраструктуре, 85-е по электронному правительству, 88-е по качеству интернета и 93-е по электронной безопасности.
В региональном контексте Кыргызстан опережает Таджикистан (117-е место), но
уступает Казахстану (47-е место). В азиатском рейтинге страна занимает 23-ю позицию, где лидирует Сингапур. Качество интернета в Кыргызстане на 16% ниже среднемирового показателя. Средняя скорость фиксированного интернета составляет 55 Мбит/с, что значительно уступает лидеру - Сингапуру (300 Мбит/с), но превосходит показатели Йемена (11 Мбит/с). Мобильный интернет в стране имеет среднюю скорость 31 Мбит/с, что далеко от показателей ОАЭ (310 Мбит/с), но выше, чем в Венесуэле (10 Мбит/с). По сравнению с Таджикистаном, мобильный интернет в Кыргызстане на 69% быстрее, а фиксированный - на 17%. За год скорость мобильного интернета в стране выросла на 25%, а фиксированного - на 9%.
Кыргызстан выделяется высокой доступностью интернета. Жителям страны требуется работать всего 30 минут в месяц для оплаты фиксированного интернета, что лишь немного уступает мировому лидеру - Румынии (18 минут). Для оплаты мобильного интернета кыргызстанцам нужно работать 35 минут 40 секунд, что примерно вдвое больше, чем в Люксембурге, где этот показатель самый низкий в мире (16 минут) [3].
Процессы цифровизации отдельных отраслей идут неравномерно. Так, в банковском секторе активно развиваются мобильный и онлайн-банкинг. Идет цифро-визация государственных услуг на портале электронного правительства, однако его охват населения пока ограничен. В то же время внедрение цифровых технологий в промышленности, сельском хозяйстве, логистике находится на начальной стадии.
В 2022 году обследовано около 24 тысяч хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций и учреждений) республики, из них информационно-коммуникационные технологии использовали 12 тыс. субъектов.
Преобладающая доля предприятий и организаций, использующих ИКТ, приходилась на сферу образования - 32,5%, государственного управления и обороны, обязательного социального обеспечения -11,7, оптовую и розничную торговлю, ремонт автомобилей и мотоциклов - 9,6 и
обрабатывающей промышленности -5,7%. Доля хозяйствующих субъектов, использующих ИКТ, в городских поселениях составила 64%, в то время как в сельской местности - 36%. Наибольший удельный
вес предприятий и организаций, использующих ИКТ, приходился на г. Бишкек (около 35%), наименьший - на Таласскую область (5%) [4].
1сударственное управление и
□борона, обязательное
торговлю, ремонт социальное
автомобилей и обеспечение;
мотоциклов; 9,60% 11,70%
Рис. 1. Предприятия и организации, использующие информационно-коммуникационные технологии, по видам экономической деятельности в 2022 году [4]
В 2022 году доля хозяйствующих субъектов с государственной формой собственности, использующих ИКТ, составила 49%, с частной формой собственности -51%. Из почти 6 тыс. хозяйствующих субъектов с государственной формой собственности более тысячи (18,6%) имеют собственный Web-сайт, 438 субъектов (7,3%) - сайт с кыргызским языком контента [4].
Численность специалистов предприятий и организаций, занятых непосредственно в сфере информационно-
коммуникационных технологий в 2022 году, составила 20 тыс. человек, из которых около 5 тыс. человек (22,8%) пришлось на организации сферы образования. Наибольший удельный вес таких специалистов в республике пришелся на г. Бишкек (37,4% в общем их числе), а наименьший - на Нарынскую область (1,4%) [4].
На уровне технологической инфраструктуры прослеживается дефицит качественной телекоммуникационной состав-
ляющей, выступающей в качестве базиса цифровизации. Существенным ограничением выступает неравномерность территориального охвата современными мобильными сетями третьего и четвертого поколений, особенно в сельской местности. Отмечается недостаточность центров обработки и хранения данных. Совокупность вышеуказанных факторов создает препятствия для имплементации передовых ИКТ-решений.
В 2022 году на предприятиях и в организациях использовалось более 24 тысяч лицензионных программных средств (ЛПС), из них лишь 4,5% - в сельской местности. Компьютерный сервис предприятий и организаций характеризуется наличием локальных вычислительных сетей (ЛВС), доступом в Интернет, наличием электронной почты и Web-сайтов. В 2022 году более половины имеющихся в республике локальных вычислительных сетей (51%) функционировало на государственных предприятиях, организациях и
учреждениях. Из общего количества пред- или 35,2% в общем их числе), а наимень-
приятий и организаций, имеющих элек- шая - на Нарынскую область (260 пред-
тронную почту, наибольшая доля при- приятий, или 3%) [4]. шлась на г. Бишкек - (3 тыс. предприятий,
Таблица 1. Наличие средств компьютерного сервиса на предприятиях и в организациях в 2022 году, (на конец года, единиц) ^ [4]__
Всего в том числе
городские поселения из них г. Бишкек сельская местность
Локальные вычислительные сети 8 554 7 565 4 712 989
Электронная почта 8 421 5 238 2 962 3 183
Точки доступа в сеть Интернет 30 057 23 347 14 124 6 710
в том числе ADSL и по выделенным линиям 8 076 5 154 2 270 2 922
Собственные WEB-сайты 2 501 2 043 1 309 458
их них: предоставляющие услуги On- Line 1 299 1 092 890 207
WEB-сайты на кыргызском языке 845 675 412 170
Важным сдерживающим фактором является дефицит человеческого капитала, обладающего релевантными компетенциями в области цифровых технологий. Невысокий уровень компьютерной грамотности взрослого населения (15-20%) свидетельствует о недостаточности базовых навыков работы с ИКТ. Несмотря на включение курсов информатики и программирования в образовательные программы, число выпускников общеобразовательных учреждений, обладающих цифровой квалификацией, остается ограниченным. Наблюдается острая нехватка высококвалифицированных ИТ-специалистов и разработчиков программных продуктов.
На институциональном уровне отмечается определенное отставание в формировании комплексной нормативно-правовой базы, гармонизированной с наилучшими международными практиками и регулирующей все ключевые аспекты цифровой экономики. Также прослеживается дефицит системных государственных программ стимулирования внедрения цифровых технологических инноваций в реальный сектор экономики и социальную сферу.
Для субъектов частного сектора существенными барьерами выступают ограниченность финансовых ресурсов для реализации масштабных цифровых проектов, сложности привлечения инвестиций, а также высокие риски, детерминированные
динамикой технологического прогресса и быстрым устареванием цифровых решений.
Наконец, одним из ключевых препятствий является социокультурный фактор, проявляющийся в технологическом консерватизме, недостаточной восприимчивости к новациям со стороны населения и предпринимательского сообщества, связанный с ментальными особенностями.
В контексте анализа текущего состояния цифровизации экономики Кыргызстана особого внимания заслуживает рассмотрение Концепции цифровой трансформации Кыргызской Республики на 2024-2028 годы, утвержденной Указом Президента КР от 5 апреля 2024 года № 90. Данный стратегический документ представляет собой комплексную программу действий, направленную на ускорение процессов цифровой трансформации в стране [5].
Концепция базируется на принципе «digital first» (приоритет цифрового формата), что предполагает фундаментальный реинжиниринг государственных процессов с ориентацией на цифровые технологии.
Особое внимание в Концепции уделяется вопросам доступности цифровых данных как для государственных, так и для частных структур. Предполагается, что это будет способствовать созданию инноваци-
онных сервисов и повышению качества предоставляемых услуг.
Концепция также акцентирует внимание на необходимости обеспечения открытости данных и содействия обмену информацией между государственным и частным секторами, а также исследовательскими институтами.
Анализ данного документа позволяет сделать вывод о том, что Кыргызская Республика стремится к системному подходу в вопросах цифровой трансформации, ориентируясь на лучшие мировые практики и учитывая специфику национальной экономики. Реализация обозначенных в Концепции мер может существенно ускорить процессы цифровизации в стране и способствовать преодолению выявленных барьеров, описанных ранее в данном исследовании.
Исследование показывает, что Кыргызская Республика находится на начальном этапе цифровой трансформации экономики, демонстрируя неравномерный прогресс в различных секторах. Несмотря на значительные улучшения в доступности интернета и развитии электронного правительства, страна сталкивается с рядом существенных вызовов, включая недостаточное развитие цифровой инфраструктуры, особенно в сельских районах, дефицит квалифицированных кадров в сфере ИКТ и ограниченное внедрение цифровых технологий в реальном секторе экономики.
Принятие Концепции цифровой трансформации на 2024-2028 годы свидетельствует о стратегическом подходе государства к решению этих проблем. Документ предусматривает комплексные меры по ускорению цифровизации, включая реинжиниринг государственных процессов, развитие цифровых компетенций и стимулирование инноваций в частном секторе. Успешная реализация этой концепции может стать ключевым фактором в преодолении текущих барьеров и ускорении цифровой трансформации экономики Кыргызстана.
В перспективе, при условии успешной имплементации Концепции, Кыргызстан имеет потенциал для существенного улучшения своих позиций в международ-
ных рейтингах цифрового развития и создания конкурентоспособной цифровой экономики. Это, в свою очередь, может стать драйвером экономического роста, повышения производительности труда и улучшения качества жизни населения страны.
На основе проведенного анализа текущего состояния цифровизации экономики Кыргызстана и с учетом положений Концепции цифровой трансформации на 20242028 годы, можно сформулировать ряд ключевых рекомендаций для ускорения процесса цифровой трансформации страны.
Прежде всего, необходимо сосредоточить усилия на развитии цифровой инфраструктуры, особенно в сельских и отдаленных районах. Это включает в себя ускоренное развертывание высокоскоростных сетей 4G и 5G, а также стимулирование инвестиций в центры обработки данных и облачные технологии. Особое внимание следует уделить обеспечению доступности широкополосного интернета для всех образовательных учреждений, что создаст основу для повышения цифровой грамотности населения.
Второй ключевой аспект - это повышение цифровых компетенций как среди молодежи, так и среди взрослого населения. Рекомендуется интегрировать обучение цифровым навыкам на всех уровнях образования, от школ до вузов, а также разработать программы переподготовки и повышения квалификации для работающего населения. Важно также создать систему стимулов для привлечения и удержания высококвалифицированных 1Т-
специалистов в стране, чтобы предотвратить «утечку мозгов» в этой критически важной области.
Для стимулирования цифровизации бизнеса рекомендуется разработать программы финансовой поддержки и налоговых льгот для предприятий, внедряющих цифровые технологии. Создание отраслевых центров компетенций может помочь в консультировании и поддержке цифровой трансформации малого и среднего бизнеса. Кроме того, важно стимулировать развитие экосистемы стартапов в сфере ИКТ,
что может стать драйвером инновации и экономического роста.
Совершенствование нормативно-
правовой базы является критически важным аспектом. Необходимо ускорить принятие законодательства, регулирующего электронную коммерцию, защиту персональных данных и кибербезопасность, а также гармонизировать национальное законодательство с международными стандартами в области цифровой экономики. Особое внимание следует уделить разработке механизмов регулирования новых цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн и интернет вещей.
В сфере государственного управления рекомендуется ускорить процесс цифрови-зации государственных услуг, следуя принципу "digital first". Внедрение единой системы идентификации граждан для доступа ко всем цифровым госуслугам и развитие межведомственного взаимодействия на основе единых стандартов обмена данными могут значительно повысить эффективность государственного аппарата.
Поддержка инноваций и НИОКР в области ИКТ также должна стать приоритетом. Рекомендуется увеличить государ-
этой области, создать технопарки и инновационные кластеры, специализирующиеся на цифровых технологиях, а также стимулировать сотрудничество между университетами и бизнесом в сфере цифровых инноваций.
Наконец, важно развивать международное сотрудничество в сфере цифровиза-ции, активно участвовать в международных проектах по обмену опытом и привлекать иностранные инвестиции и экспертизу в сферу ИКТ.
Для эффективной реализации этих рекомендаций необходимо разработать систему ключевых показателей эффективности (КР1) для оценки прогресса цифровой трансформации и проводить регулярный мониторинг и корректировку стратегии цифровизации на основе достигнутых результатов.
Реализация этих рекомендаций потребует скоординированных усилий государства, бизнеса и общества, но может значительно ускорить процесс цифровой трансформации экономики Кыргызстана, повысить ее конкурентоспособность на международной арене и, в конечном итоге, способствовать повышению качества жизни граждан страны.
ственное финансирование исследований в
Библиографический список
1. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы.
2. Демографический ежегодник Кыргызской Республики: 2018-2022. - Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, 2023. - 311 с.
3. Глобальный обзор Индекс цифрового качества жизни 2023. Sшrfshark - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sшrfshark.com/dql2023?coшntry=KG (Дата обращения: 10.06.2024).
4. Информационно-коммуникационные технологии в Кыргызской Республике 20182022 гг. - Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики, 2023. - 66 с.
5. Концепция Цифровой трансформации Кыргызской Республики на 2024-2028 годы (к Указу Президента КР от 5 апреля 2024 года № 90)
CURRENT STATE OF DIGITALIZATION OF THE KYRGYZ ECONOMY
A.I. Kramarenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kyrgyz-Russian Slavic University named after the first President of the Russian Federation
B.N Yeltsin (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The article provides a comprehensive analysis of the current state of digital transformation of the economy of the Kyrgyz Republic. It substantiates the high relevance of accelerated transition to the digital economy to achieve sustainable growth and overcome the economic backwardness of the country. The level of development of digital infrastructure, digital competencies of the population, implementation of digital solutions in key sectors of the national economy is studied. The main barriers and problems on the way to digitalization in Kyrgyzstan are identified. The most promising areas of application of advanced digital technologies, including artificial intelligence technologies, are identified. Practical recommendations are given on the activation of digital transformation processes in the republic.
Keywords: digital economy, digitalization, digital transformation, Kyrgyzstan, artificial intelligence, economic growth, digital infrastructure, digital competencies, e-government, ecommerce.