Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ПРОЕКТОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ПРОЕКТОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ / ИНФРАСТРУКТУРА / DIGITAL CASA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ташбаев А. М., Осмоналиева Д. А., Жакшылык Кызы Г.

В данной статье рассмотрены проблемы и основные направления развития цифровых навыков. Представлен обзор текущей ситуации по развитию цифровых навыков в отраслях экономики по Кыргызской Республике. Анализированы основные компоненты инициатив по развитию цифровых навыков в программных и проектных документах, реализуемых в КР. Отмечены необходимость укрепления институциональных возможностей системы формального образования и обозначено возрастающая роль неформального образования в развития цифровых навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIGITAL SKILLS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF DIGITAL PROJECTS IN THE KYRGYZ REPUBLIC

This article discusses the problems and main directions of the development of digital skills. An overview of the current situation on the development of digital skills in the sectors of the economy in the Kyrgyz Republic is presented. The main components of initiatives for the development of digital skills in program and project documents implemented in the Kyrgyz Republic are analyzed. The need to strengthen the institutional capacity of the formal education system is noted and the increasing role of non-formal education in the development of digital skills is indicated .

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ПРОЕКТОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ПРОЕКТОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

А.М-Ташбаев1, д-р экон. наук Д.А.Осмоналиева2, канд. экон. наук, доцент Г. Жакшылык кызы3, аспирант

1,3Ошский технологический университет им. М. Адышева 2Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI: 10.24412/2411-0450-2022-1-283- 74-80

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы и основные направления развития цифровых навыков. Представлен обзор текущей ситуации по развитию цифровых навыков в отраслях экономики по Кыргызской Республике. Анализированы основные компоненты инициатив по развитию цифровых навыков в программных и проектных документах, реализуемых в КР. Отмечены необходимость укрепления институциональных возможностей системы формального образования и обозначено возрастающая роль неформального образования в развития цифровых навыков.

Ключевые слова: цифровые навыки и компетенции, цифровые технологии, цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии, цифровизация, развитие цифровых навыков, инфраструктура, Digital CASA.

Развитие цифровых навыков населения в эру информационных технологий является важной составляющей экономического роста страны, создания новых рабочих мест, решения социальных проблем, а также увеличения вовлеченности гражданского общества и повышения его активности.

Цифровые навыки и компетенции понимаются, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности по использованию компьютера, интернета, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении, на работе, в общественной и повседневной жизни. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творческой самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.

Следует отметить, что развитие цифровых навыков и компетенций являются одним из условий успешного развития цифровой экономики и должно со временем развиваться и совершенствоваться в соответствии с личными и профессиональными обстоятельствами отдельных лиц. Цифро-

вые навыки и компетенции не статичны, постоянно меняются, и совершенствуются из-за технологических достижений, осуществления цифровых преобразований, компьютеризации, автоматизации и внедрения ИКТ на все сферы деятельности человека.

По данным Международного Союза Электросвязи (МСЭ) к 2022 году 133 млн. дополнительных рабочих мест будет создано за счет ускоренных цифровых технологий, и 50% рабочих нуждается в новых навыках. В странах ЕС 756 тыс. нехватка ИКТ специалистов и 37% сотрудников не обладает базовыми цифровыми навыки. В 2019 году 46% населения во всем мире по-прежнему не пользовалось интернетом, причем темпы его роста замедляются по сравнению с предыдущими годами, поскольку некоторые районы мира достигают насыщения. Наблюдается сильная корреляция между уровнем образования людей и использованием интернета. Разрыв между людьми, имеющими доступ к интернету и не использующими его, является самым большим в наименее развитых странах. Ряд недавних исследований различных региональных и глобальных организаций наблюдают разрыв не только

в знаниях, но и в цифровых навыках и нехватку квалифицированных работников на рынке труда [1, с. 3].

В Отчете на региональном подготовительном совещании МСЭ отмечено, что в странах СНГ понимают важность цифро-визации на всех уровнях: на документах верхнего уровня, так и на документах среднего уровня и дорожных карт, и рекомендовано синхронизировать планы в области образования и занятости с планами цифровой трансформации, в части развития цифровых навыков населения. У стран СНГ уровень принятия решения разный: некоторые документы утверждаются как на уровне Президента, так и на уровне Правительства. Роль ответственных органов должна быть в качестве центра выработки стратегии, координации и решения проблем, а также учитывать гармонизацию отраслевых программ с программами регионов [1, с. 5].

На развитие цифровой экономики в стране влияет в первую очередь государство, которое обладает значительными управленческими, финансовыми, законодательными ресурсами.

В Кыргызской Республике (КР) основные направления развития цифровых навыков для цифровой экономики заложены в следующих принятых на государственном уровне документах:

- Национальная стратегия развития КР на 2018-2040 годы, одобренная решением Совета безопасности КР от 14 декабря 2018 года;

- Концепция цифровой трансформации "Цифровой Кыргызстан" - 2019-2023 годы;

- "Дорожная карта" по реализации Концепции цифровой трансформации "Цифровой Кыргызстан 2019-2023", утвержденная распоряжением Правительства КР от № 20-р от 15 февраля 2019 года и др.

Главная цель развития цифровой экономики в стране - это создание и развитие цифровой среды - инфраструктуры, использование современных цифровых технологий в сфере материального и нематериального производства с целью повыше-

ния производительности и конкурентоспособности предприятий и организаций.

В Концепции цифровой трансформации "Цифровой Кыргызстан" - 2019-2023 годы, отмечено, что молодежь и пожилые люди, женщины, ЛОВЗ, которые в настоящее время не имеют доступа к онлайн среде, зачастую нуждаются в базовом обучении компьютерным и цифровым навыкам, наряду с формированием понимания того, как использовать цифровые технологии для расширения своих социально-экономических прав и возможностей. При обеспечении их соответствующими навыками цифровые технологии открывают новые возможности для включения различных групп населения в процессы экономического развития страны [2, с. 12].

В рамках Концепции "Цифровой Кыргызстан" - 2019-2023 для развития цифровых навыков определены следующие приоритетные направления:

- внедрение цифрового образования и развития цифровых навыков на всех уровнях системы образования;

- развитие ИТ - образования, широкомасштабная подготовка высококлассных ИТ-специалистов для ИТ-индустрии;

- разработка системы обучения и переобучения цифровым навыкам для всего населения, включая уязвимые группы;

- развитие национального цифрового контента на местных языках [2, с. 9].

Концепция "Цифровой Кыргызстан" -2019-2023 нацелена на повышения конкурентоспособности экономики и позволит местному бизнесу быть конкурентоспособным, востребованным на глобальном рынке. В стратегические цели пятилетки входит обеспечение экономического роста через цифровую трансформацию.

Согласно глобальному Индексу человеческого развития ПРООН, 2018 г., КР входит в группу стран со средним уровнем развития человеческого капитала. Уровень развития цифровых навыков среди населения КР остается на довольно низком уровне - страна занимает 83 место в мире. "Цифровой Кыргызстан" планирует достичь следующих показателей (табл. 1) для страны по международным индикаторам.

Таблица 1. Планируемые показатели Кыргызстана по международным индикаторам [2, с. 31-321:______

Наименование индикатора Текущее состояние 2019 2020 2021 2022 2023

Позиция КР в Индексе уровня образования, ПРООН 65 (2016 г) 62 59 56 53 50

Позиция КР в Глобальном индексе развития ИКТ, МСЭ 109 (2017 г) 106 101 96 91 86

Позиция КР в Индексе сетевой готовности, ВЭФ 95 (2016 г) 90 85 80 75 70

Позиция КР в Индексе информационного общества 121 (2016 г) 116 111 106 101 96

Позиция КР в Рейтинге Глобальной конкурентоспособности стран, ВЭФ 102 (2017-2018 г) 97 92 87 82 77

Правительство КР поставило задачу достичь 5%-ной доли цифровой экономики в ВВП через 5 лет. По мнению международных экспертов по кибербезопасности, задача, поставленная правительством, может быть достигнута, только через реформирование системы подготовки ИТ-специалистов. Согласно представленным подсчетам, за 5 лет требуется подготовить или обучить более 700 тыс. человек базовым, промежуточным и продвинутым цифровым навыкам, что составит 25%

В аналитическом отчете [3, с. 72-73] акцентировано, что переход Кыргызстана к цифровой экономике потребует, в первую очередь формирование цифрового общества, так как цифровые технологии без должного управления, работать не будут. От каждого гражданина потребуется овладение определенным набором цифровых

экономически активного населения к 2024 году [3, с. 26].

В Отчете «Цифровые навыки для цифровой экономики» по реализации проекта «Развитие цифровых навыков и возможностей для занятости молодежи в цифровой экономике в Кыргызской Республики» [3], сделан обзор текущей ситуации с цифровыми навыками в системе формального образования и рассмотрены основные компоненты стратегии развития цифровых навыков.

навыков для работы и в повседневной жизни. В мире работы цифровые навыки не только служат квалификацией при трудоустройстве в традиционном секторе, но и открывают двери к участию в возникающих секторах экономики и даже к открытию собственного бизнеса. Люди, обладающие более продвинутыми цифровы-

Таблица 2. Оценка текущих цифровых навыков работников организаций КР [3, с. 26]

Отрасли экономики Работники, базовые навыки Специалисты, промежуточные навыки Руководители продвинутые навыки

Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство 10% 3% 0%

Добыча полезных ископаемых 10% 30% 10%

Услуги 20% 30% 10%

Здравоохранение и социальное обслуживание населения 30% 30% 20%

Транспортная деятельность и хранение грузов 10% 20% 20%

Торговля 25% 30% 20%

Образование и наука 40% 20% 15%

Строительство 10% 20% 30%

Государственное и муниципальное управление 20% 30% 20%

Производство 10% 40% 30%

Финансы и страхование 50% 40% 40%

Информация и связь 70% 40% 40%

ми навыками, могут воспользоваться более широким набором возможностей, связанных с постоянным развитием цифровых технологий, платформ и устройств.

Представительством ПРООН в КР, при финансовой поддержке Российской Федерации реализован проект «Развитие цифровых навыков и возможностей для занятности молодежи в цифровой экономике Кыргызской Республики», нацеленный на молодежь Кыргызстана, с упором на регионы, с целью их дальнейшей интеграции в рынок труда и расширения возможностей для получения достойного дохода.

В рамках Проекта проведен анализ современных мировых тенденций по цифровым рынкам и цифровым рабочим местам, а также существующие пробелы в системе образования и образовательных стандартах, с выработкой последующих рекомендаций для внедрения современных стандартов и учебных модулей, нацеленных на развитие цифрового предпринимательства и цифровой экономики.

Проект предусматривал две основные направления:

В рамках первого компонента «Улучшение развития цифровых навыков и системы формального образования», ПРООН в сотрудничества с Министерством образование и науки КР сфокусировался на инвестициях по укреплению институциональных возможностей системы формального образования (уровень технических университетов и профессиональных лицеев) для оснащения молодежи необходимы цифровыми навыками, включающих в себя развитие базовых и профессиональных ИКТ-навыков, а также комплементарных ИКТ-навыков, которые могут быть использованы для выполнения новых задач, связанных с использованием ИКТ в различных областях экономики. В рамках этого компонента проекта, в качестве пилотного, предложено усиление ИКТ-навыков в приоритетных отраслях экономики, определенной правительством КР. Поддержка ПРООН также включил в себя повышение квалификации преподавателей для лучшей интеграции развития цифро-

вых навыков в образовательные модули. В процессе реализации этих компонентов:

- была проведена серия углубленных маркетинговых исследований и консультаций с экспертами и частным сектором относительно глобальных тенденций развития цифровых рынков, цифровых рабочих мест и рекомендаций по необходимому набору навыков;

- разработаны рекомендации по новым образовательным стандартам и учебным программам в системе высшего образования для формирования фундаментальных и формирующихся цифровых навыков для удовлетворения растущего спроса цифровой экономики, включая стандарты цифровой инклюзии для инвалидов и девочек;

- осуществлена модернизация оборудования и внедрение новых «цифровых» стандартов обучения в Кыргызском государственном техническом университете им. И. Раззакова (Бишкек) и Ошском технологическом университете им. М. Адышева (Ош);

- регистрация образовательных услуг Google G-Suite для Образования и Microsoft 365;

- настройка и подключение тестовых точек доступа WI-FI к локальному сервису Eduroam для КГТУ и ОшТУ [4, с. 117];

Второй компонент Проекта: «Содействие инновационной платформы для молодых предпринимателей и тестирование новых моделей обучения в неформальных образовательных учреждениях через партнерство с частным сектором».

Неформальное образование играет решающую роль в стратегии цифровых навыков, поскольку она создает возможности для учащихся любого возраста и любого географического местоположения для приобретения новых навыков. Уменьшение разрыва между потребностями рынка и полученными навыками, требует создания и экспериментирования новых партнерских отношений. В этом смысле, привлечение ресурсов и возможностей частного сектора, как основного драйвера экономического роста, поможет в быстром создании среды обучения, ориентированной на потребности бизнеса. Поэтому стратегия проекта по созданию инноваци-

онной платформы основана на тесном партнерство с частным сектором. Создаваемые совместно с частным сектором технические хабы и инновационные лаборатории являются одним из ключевых инструментов для развивающихся цифровых экономик, поскольку они решают широкий спектр проблем молодых стартапов и предпринимателей в цифровой экономике, обеспечивая пространство для инноваций, инфраструктуру поддержки, техническую подготовку, наставничество и сотрудничество. Кроме создания площадок, обь-единяющих стартапов и цифровых экспертов с целью обмена знаниями и идеями, и создания новых инновационных решений для бизнеса, в рамках проекта изучаются новые финансовые механизмы и финансовые продукты для поддержания финансирования инновационных цифровых идей.

В рамках второго компонента реализованы:

- создание ИТ-хаба в городе Ош для молодых предпринимателей и применение новых моделей обучения в неформальных образовательных учреждениях;

- поддержка серии хакатон мероприятий/фестивалей для привлечения молодых программистов, дизайнеров интерфейсов, менеджеров проектов частного сектора и предметных экспертов к сотрудничеству в разработке новых масштабируемых бизнес-решений и программных продуктов;

- проведение информационных компаний для целевых групп населения с фокусом на девушек и молодежи с особыми потребностями в целях информирования о преимуществах цифровых технологий и навыков, а также поощрения использования цифровых услуг и др. [4 с. 118].

Результаты Проекта, и отчет по реализации проекта станет основой для последующей разработки Национальной стратегии и дорожной карты по развитию цифровых навыков в КР.

В рамках проекта «Digital CASA - Кыргызская Республика» [5, с. 12] реализуются инициативы подкомпонента 3.2.: «Региональные партнерства для развития навыков цифровой экономики, рабочих мест и инноваций в сфере цифровой экономики». Данный подкомпонент предлагает исполь-

зовать различные формы партнерства и совместного финансирования в качестве основных механизмов, которые позволят решить задачи по развитию цифровых навыков и компетенций в стране.

В рамках подкомпонента предусмотрен ключевой индикатор, под который предполагается адресное финансирование - это «количество обученных в рамках проекта людей - 5000 человек за 5 лет, из них 3000 государственных служащих, а также 50% женщин»

Реализация компонента направлена на преодоление барьера грамотности в области ИКТ и подготовки новых специалистов, необходимых в условиях цифровой экономики, минимизировать нехватку человеческого потенциала для цифровых преобразований на региональном и национальном уровнях. Пролонгация проекта «Digital CASA - Кыргызская Республика» позволяет реализации следующих задач данного подкомпонента проекта:

- региональные партнерства в целях содействия цифровым инновациям с использованием «прорывных» цифровых технологий для создания новых «интеллектуальных» рабочих мест и улучшения региональной и глобальной конкурентоспособности местных новаторских фирм и молодежи;

- проведение национальных и региональных соревнований в сфере инноваций, хакатонов и прочих мероприятий, направленных на стимулирование предпринимательской деятельности среди молодежи;

- поддержка инновационных инициатив по созданию рабочих мест - например, таких как программы оцифровывания бумажных записей, микрообработки и т.п., -которые будут направлены на создание рабочих мест для молодежи и женщин;

- пилотирование цифровых инноваций с использованием новейших технологий (таких как беспилотные летательные аппараты, распределенная цепочка блоков достоверных данных (блокчейн)) для подготовки специалистов, обладающих практическими высокоценными навыками, пригодными для экспорта, наряду с воспроизводимыми примерами использования и интеллектуальными решениями;

- содействие партнерству между научными и промышленными кругами посредством организации программ стажировки и практического обучения для молодых выпускников и заключения партнерских соглашений с различными образовательными и научно-исследовательскими организациями;

- обучение лидерству и технической подготовки государственных деятелей, должностных лиц, специалистов в области ИКТ;

- обучение навыкам цифровой экономики женщин, молодежи и обездоленные группы населения в области цифровой экономики [5, с. 1].

В рамках Национальной программы развития Кыргызстана до 2026 года, утвержденный Указом Президента КР от 14 октября 2014 г., в сфере цифровизации планируется запустить 10 проектов [6, стр.30-31], например:

- запуск национальной образовательной программы «Системное повышение цифровых компетенций государственных служащих для поддержания цифрового государственного управления»;

- запуск проекта «Национальная цифровая экосистема через интегрированные смарт-платформы/информационные системы»;

- запуск проекта «Искусственный интеллект как база Больших данных»;

- принятие и реализация концепции «Цифровая экономика Кыргызской Рес-

В Программе отмечается, что цифровые технологии будут внедряться во все сферы жизнедеятельности человека. В этих целях, кроме формирования основных цифровых навыков и построения благоприятной среды, необходимо создание соответствующих инфраструктур и систем. Основополагающим для государственной политики станут доступность услуг связи для всех категорий граждан, включая группы с особыми потребностями, по принципу «шаговой доступности», преодоление цифрового разрыва в доступе.

Цифровые навыки особенно важны в перспективе меняющегося характера рабочей среды, включая резкий рост использования труда внештатных сотрудников и людей, участвующих в экономике свободного заработка, а также более широких структурных изменений, которые значительно повлияют на рабочие места в будущем.

Для дальнейшего развития цифровых навыков требуются разработка комплексных программ обучения цифровой грамотности, цифровых навыков, повышения навыков и компетенций для широких слоев населения. В регионах, городах и районных центрах необходимо организовать учебных центров цифровых компетенций и навыков, где будут проводится интерактивные обучения и вебинары для представителей бизнеса, лиц, планирующих занятие предпринимательством, ЛОВЗ, молодёжь и пожилые люди, женщин.

публики» и др.

Библиографический список

1. TRACK 4 Цифровые навыки. Report on Regional Preparatory Meeting. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.itu.int>Events>RDF> Presentations

2. Концепция цифровой трансформации "Цифровой Кыргызстан - 2019-2023". -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.kg/ storage/ 2020/12/files/program/12/kontseptsiya_tsifrovoy_transformatsii_tsifrovoy_kyrgyzstan_2019_20 23.doc

3. Доклад «Цифровые навыки для цифровой экономики». Проект «Цифровые навыки и возможности трудоустройства молодежи в условиях цифровой экономики Кыргызской Республики». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kg.undp.org/content/kyrgyzstan/ru/home/projects/ digital-skills-and-youth-employment-opportunities-in-the-digital.html

4. Развитие цифровой экономики в Кыргызской Республике. USAID. Отчет Международного делового Совета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ibc.kg/ru/analysis/surveys/5710_mds_issledovanie_pomozhet_razvivat_cifrovuyu_e konomiku_v_strane_

5. Проект «Digital CASA - Кыргызская Республика». Подкомпонент 3.2: Региональные партнерства для навыков цифровой экономики, рабочих мест и инноваций в сфере цифровой экономики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ict.gov.kg/uploads/ckfinder/files/Описание подкомпонента 3_2_.docx

6. Национальная программа развития Кыргызстана до 2026 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.kg/media/files/ 3d033353-7e05-42ec-a282-8722459f5c31.pdf.

DEVELOPMENT OF DIGITAL SKILLS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF DIGITAL PROJECTS IN THE KYRGYZ REPUBLIC

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.M. Tashbaev1, Doctor of Economic Sciences, Professor

D.A. Osmonalieva2, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

G. Zhakshylyk kyzy3, Postgraduate

1,3Osh Technological University named after M. Adyshev

2Osh State University

(Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. This article discusses the problems and main directions of the development of digital skills. An overview of the current situation on the development of digital skills in the sectors of the economy in the Kyrgyz Republic is presented. The main components of initiatives for the development of digital skills in program and project documents implemented in the Kyrgyz Republic are analyzed. The need to strengthen the institutional capacity of the formal education system is noted and the increasing role of non-formal education in the development of digital skills is indicated.

Keywords: digital skills and competencies, digital technologies, digital economy, information and communication technologies, digitalization, infrastructure, digital skills development, Digital CASA. '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.