Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСТАНА'

ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая экономика / ЕАЭС / Кыргызская Республика / digitalization / digital economy / EAEU / Kyrgyz Republic
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСТАНА»

Исмаилахунова А.М.

к.э.н., доцент, Кыргызско-Российский Славянский университет, кафедра экономической теории; в.н.с.

Института экономики Национальной академии наук Кыргызской Республики

aliya78@inbox.ru

ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КЫРГЫЗСТАНА

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, ЕАЭС, Кыргызская Республика.

Keywords: digitalization, digital economy, EAEU, Kyrgyz Republic.

Последнее десятилетие ознаменовалось ускоренным внедрением цифровых технологий в мировой экономике и актуализировало переход стран ЕАЭС на путь цифрового развития. На современном этапе можно с уверенностью сказать, что реформирование в данной области на евразийском пространстве имеет позитивные сдвиги. Так, во всех странах ЕАЭС разработаны программные документы, инициирующие цифровую повестку, а также планы конкретных мероприятий в области цифровизации (см. табл. 1.).

Таблица 1

Основные программные документы по цифровому развитию стран ЕАЭС

Страна Наименование программы Дата утверждения Основные направления

Россия «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 г. 28 июля 2017 года Создание нормативно-правовой базы по цифровизации экономики; кадры и образование; формирование исследовательских компетенций и технических заделов; цифровая инфраструктура; кибербезопас-ность

Казахстан «Цифровой Казахстан» декабрь 2017 года Дигитализация отраслей экономики; создание цифрового государства (концепция «умного» города); реализация цифрового Шелкового пути; развитие человеческого потенциала; формирование инновационной экосистемы

Кыргызстан Программа «Таза коом», Концепция цифровой трансформации: «Санарип Кыргызстан 2019-2023» 2018 г. Реформирование всех ветвей власти и внедрение электронного правительства, электронного парламента и электронного правосудия

Армения «Повестка цифровой трансформации Армении до 2030 года» 2017 г. Учреждение фонда «Цифровая Армения». Цифровое правительство, кибербезопасность, частный сектор, институциональная основа, цифровые навыки и инфраструктура

Белоруссия Госпрограмма развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг. Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» В декабре 2017 года Создание максимально привлекательных условий для работы передовых 1Т-компаний, тотальное устранение барьеров для внедрения новейших технологий, формирование экосистемы инноваций

В Кыргызстане наблюдается ряд позитивных сдвигов в цифровом развитии. В 2021 году создано Министерство цифрового развития КР1 (МЦР КР) путем слияния Государственной службы цифрового развития при Правительстве КР и Государственной регистрационной службы при Министерстве юстиции КР. Создание МЦР КР позволило объединить ресурсы для осуществления цифровой трансформации, а также решить вопросы по выработке и реализации политики государства в сфере цифрового развития и электронного управления. Основная цель - это оптимизация процесса предоставления госуслуг с помощью цифровых технологий, тем самым улучшая качество обслуживания и повышая уровень удовлетворенности граждан государственным управлением.

Основные компоненты создания цифровых платформ и сервисов в нашей стране представлены в табл. 2.

Таблица 2

Развитие цифровых платформ и сервисов в Кыргызстане

Система «Тундук» Единый платежный шлюз Национальный удостоверяющий центр Единая система аутентификации и идентификации

Электронно-цифровая подпись Электронный документооборот Единый регистр населения Единый регистр транспорта

Адресный регистр Торговые площадки Портал онлайн услуг Онлайн образование

1 Министерство цифрового развития образовано Указом Президента Кыргызской Республики «О Кабинете Министров Кыргызской Республики» от 5 мая 2021 года № 114.

За короткий период реализации Концепции цифровой трансформации: «Санарип Кыргызстан 2019-2023»

реализовано 134 госуслуги и сервиса. Автоматизированных услуг 89, полуавтоматизированных - 41. По данным за 2022 год оцифрованы данные 76 584 госслужащих, внедрен электронный документооборот в 1586 госорганах. Согласно проекту «Digital CASA - Кыргызстан» планируется создание государственного Центра обработки данных (Дата-центр) на основе облачных технологий. Общее количество подключенных государственных, муниципальных учреждений и предприятий к системе e-Kyzmat составляет 1954. Общий процент подключения органов местного самоуправления составляет 100%. К АИС «Санарип аймак» подключены 484 ОМСУ, произведена регистрация 732 482 домо-хозяйств и 2 875 093 жителей и выдано более 6 тысяч справок1.

Определенные успехи Кыргызстана в области повышения уровня цифровизации подтверждает рейтинг развития электронного правительства ООН, который строится на основе показателя развития электронного правительства EGDI2. По данному показателю в 2022 году Кыргызстан поднялся на 20 позиций в сравнении с 2014 годом, заняв 81 место среди 193 стран3. Дополнением к индексу EGDI является показатель E-Participation Index (EPI), оценивающий электронное участие граждан4. Кыргызстан в рейтинге электронного участия граждан занял 79 место.

Для осуществления процесса перехода к цифровой экономике важно оценить текущий потенциал сектора ИКТ. Так, за период 2016-2020 гг. отмечается снижение числа предприятий и организаций, применяющих информационные технологии на 3,2 процентных пункта (см. рис. 1). Значительное падение показателя в 2020 году обусловлено влиянием пандемии COVID-19 и сокращением числа предприятий МСБ.

2316 2017 201S 2019 2020

Рисунок 1.

Число предприятий и организаций, использующих ИКТ5

Данная тенденция подтверждается и при анализе количества приобретенных компьютеров. Так, за период 2016-2020 гг. данный показатель сократился на 6,9 процентных пункта, что объясняется удорожанием компьютерной техники в период пандемии, снижением поставок, а также ведением временного запрета на проведение тендеров по закупке компьютеров (см. рис. 2).

Развитие информационного общества и формирование цифровой экономики предполагает создание необходимой инфраструктуры, которая включает оснащение Интернетом и телефонной связью, протяженность волоконно-оптической линии связи и покрытие мобильной связью и Интернетом населённых пунктов страны.

Необходимым условием для перехода к цифровой экономике является развитие Интернета в стране. Так, удельный вес Интернет-экономики в ВВП составляет в Великобритании 7,2%, в Швеции - 6,6%, в Дании - 5,8%. В Кыргызстане данный показатель составляет около 0,5% и имеет тенденцию к росту.

Что касается доли связи в ВВП республики, то в 2021 г. этот показатель составил 2,6 процента. В то же время, в структуре услуг связи отмечается значительное увеличение объемов и доли доходов услуг доступа в Интернет (более 41%). По уровню проникновения Интернета Кыргызстан, по данным InternetWorldStats, занимает лидирующие позиции (40%) среди стран Центральной Азии, далее идет Казахстан - 34%, Узбекистан - 17% и т.д. На данный момент в Кыргызстане представлено несколько провайдеров Интернет услуг (компании Кыргызтелеком, Элкат и Акнет), среди которых большая часть территориально охватывает только столицу республики.

1 Данные Министерства цифрового развития КР // Официальный сайт МЦР КР. - https://digital.gov.kg

2 Справочно: ЕСБ1 включает индикаторы таких аспектов электронного правительства, как предоставление онлайн-услуг, телекоммуникационной связи и человеческого потенциала, оценку моделей развития веб-сайтов в стране. Также индекс учитывает характеристики доступности (инфраструктура и уровень образования), анализируя как страна использует информационные технологии для расширения доступа и вовлечённости населения.

3

Кыргызстан поднялся в рейтингах ООН по уровню электронного правительства и электронного участия граждан. -https://digital.gov.kg/slider

4 Данный показатель отражает доступ граждан к публичной информации по запросу или без него, привлечение к участию и обсуждению государственной политики и услуг, а также расширение прав и возможностей населения посредством совместного электронного принятия решений относительно политики, услуг и способа их предоставления.

5 Данные официального сайта Национального статистического комитета КР: www.stat.kg

Рисунок 2.

Приобретено персональных компьютеров в отчетном году (единиц)

По данным Национального статистического комитета КР за период 2016-2020 гг. количество точек доступа в Интернет увеличилось в 1,6 раз, составив в 2020 году 29 400, половина из которых приходится на город Бишкек (см. табл. 3).

Таблица 3

Количество точек доступа в Интернет за период 2016-2020 гг.

Годы

2016 2017 2018 2019 2020

Кыргызская Республика 18 383 22 160 24 263 27 883 29 400

Баткенская область 1161 1266 1628 2255 2603

Джалал-Абадская область 1381 1756 1967 2083 2133

Иссык-Кульская область 1098 1328 1407 1629 1690

Нарынская область 612 723 705 828 856

Ошская область 803 1064 1234 1368 1501

Таласская область 1101 1107 595 820 812

Чуйская область 2465 2568 2986 3441 3209

г. Бишкек 8726 11160 12 490 14 045 15 235

г. Ош 1036 1188 1251 1414 1361

В 2020 г. свыше 70% населения Кыргызстана имеют доступ к 4в Интернету. В 2021 г. численность абонентов пользователей сети Интернет достигла 5,9 млн абонентов, увеличившись по сравнению с 2017 г. в 1,2 раза. Наиболее активными пользователями Интернета являются молодые люди в возрасте 15-28 лет1.

Так, на начало 2020 года насчитывалось 7,7 млн активных абонентов, а на 1000 человек населения приходилось 1,2 тыс. абонентских терминалов (рис. З)2.

5,20%

30.40%

64,40%

I Распределение стационарных абонетов широкополосною интернета

01 256 кбит/с до 2 М6м|/с

01 2 Мбит/с до 10 Мбит/с

01 10 М6и1/с и более

Рисунок 3.

Распределение стационарных абонентов широкополосного интернета в 2020 г.3

1 Данные официального сайта Национального статистического комитета КР. - http://www.stat.kg/ru/news/den-interneta-99-kyrgyzstancev-ohvacheny-mobilnymi-setyami/

2 Цифры и факты: День работника связи. 07.05.2019. - http://www.stat.kg/ru/news/cifry-i-fakty-den-rabotnika-svyazi/

3 Данные официального сайта Национального статистического комитета КР: www.stat.kg

Основными направлением в области цифровизации на современном этапе является построение качественной телекоммуникационной инфраструктуры, которая включает создание двух ЦОД, государственного цифрового архива, отвечающих международным стандартам. В настоящее время ведется работа по разработке проекта Цифрового кодекса, принятие которого позволит объединить все существующее технологическое законодательство в четко структурированный единый правовой акт, который будет легко применять и поддерживать в актуальном состоянии1.

На основе проведенного анализа можно выделить следующие плюсы и минусы цифровизации экономики Кыргызстана (табл. 4).

Таблица 4

Преимущества и недостатки цифровизации в Кыргызстане

Преимущества Недостатки

- создаётся информационная среда, улучшающая взаимодействие между рыночными агентами; - электронные формы отчетности, внедренные в практику госуправления, позволяют экономить затраты и сокращают сроки обработки данных, улучшают качество данных, тем самым повышают эффективность государственного управления; - улучшаются доступность населения к госуслугам; - усиление работы по обеспечению абсолютной безопасности персональных данных; - развивается е-коммерция; - минимизируются трансакционные издержки поиска информации о поставщиках и рынках сбыта; - сокращение коррупционной составляющей и доли теневой экономики; - оптимизируется процесс принятия решений в бизнес сообществе; - построение новой бизнес-модели с использованием преимуществ цифровизации. - слабый уровень кибербезопасности и защиты персональных данных; - неполная техническая оснащенность госорганов; - зачастую применяются нелицензионные программы; - сокращение количества рабочих мест при переходе на цифровые технологии; - недостаточная квалификация 1Т-специалистов и невысокая оплата труда (по сравнению с рыночной) ИТ-специалистов в госструктурах; - нехватка современных профессиональных знаний в области компьютерной технологии; - слабая заинтересованность госслужащих во внедрении цифровизации в госорганах; - проблематичной остается ситуация с развитием логистики.

На наш взгляд, перспективы развития цифровизации будут определяться скоростью внедрения в стране сетей 5в. Так, Государственное агентство связи КР имеет право на предоставление соответствующих частот (сети 5в) провайдерам мобильной связи, что позволит существенно повысить скорость передачи данных и ускорит переход к цифровой экономике. В настоящее время один из отечественных провайдеров уже готов к осуществлению перехода на данные сети.

Таким образом, формирование цифровой экономики является неизбежным следствием трансформации всех экономических процессов, переходом экономики на новую ступень её развития. Текущие изменения социально-экономических отношений в ходе цифровизации будут сопровождаться построением новых бизнес-моделей, улучшением координации между государством, бизнесом и домашними хозяйствами, снижением доли теневого сектора, а также усилением мобильности ресурсов, товаров, капитала и труда. Вызовы диджитализации требуют применения системного подхода в реформировании национальной экономики. Объединение усилий государства, гражданского общества, бизнеса в области построения цифровой экономики позволит создать мультипликационный эффект, содействующий экономическому развитию.

1 В Кыргызстане в начале декабря презентуют проект Цифрового кодекса. Министр цифрового развития Талантбек Иманов. -ЬАрт/Л^йаИ^оу.к^Шег/в-кыргызстане-вначале декабря-презен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.