Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК РЕЗУЛЬТАТА И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК РЕЗУЛЬТАТА И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекташева А. Дж

В статье рассматриваются вопросы исследования актуальных проблем и перспектив развития цифровой среды Кыргызской Республики. Целью исследования является роль цифровой трансформации в достижении устойчивого развития электронного правительства Кыргызской Республики, иллюстрируется важность цифровой трансформации, и определение текущих процессов внедрения новых технологий в контексте достижения устойчивого социально-экономического развития страны.Проведен анализ теоретико-методологических аспектов процесса цифровой трансформации социально-экономической системы государства. Исследованы мероприятия, реализуемые органами государственной власти и местного самоуправления в целях поддержки развития диджитализации общества. Оценка готовности Кыргызстана к цифровой трансформации базируется на таких показателях как: индекс онлайн-услуг, индекс телекоммуникационной инфраструктуры, индекс человеческого капитала, а также совокупный рост по индексу развития электронного правительства.Новизна исследования заключается в процессе изучения развития электронного правительства в Кыргызской Республике на основе предыдущих работ по экономической трансформации, при этом следует отметить, что масштаб, охват, а также скорость, связанная с явлением цифровая среда, требует дальнейшего изучения. Цифровизация являясь эволюционным феноменом трансформации экономики с помощью внедрения и совершенствования информационно-коммуникационных технологий ведет к всецелому развитию самого государства. В ходе исследования сделан вывод о том, что принятие национальных цифровых стратегий является базисом для развития цифровой среды экономики и информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC AS A RESULT AND CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ENVIRONMENT

The article deals with the issues of research of current problems and prospects for the development of the digital environment of the Kyrgyz Republic. The purpose of the study is the role of digital transformation in achieving sustainable development of the electronic government of the Kyrgyz Republic; it also illustrates the importance of digital transformation and the definition of current processes of introducing new technologies in the context of achieving sustainable socio-economic development of the country.The article also carries out an analysis of theoretical and methodological aspects of the process of digital transformation of the socio-economic system of the state while also investigating the measures implemented by the state authorities and local self-government in order to support the development of digitalization of society. The assessment of Kyrgyzstan's readiness for digital transformation is based on such indicators as the online services index, the telecommunications infrastructure index, the human capital index, as well as the cumulative growth in the e-government development index.The novelty of the research lies in the process of studying the development of e-government in the Kyrgyz Republic on the basis of previous work on economic transformation, while it should be noted that the scale, coverage, as well as the speed associated with the phenomenon of the digital environment requires further study. As an evolutionary phenomenon of economic transformation through the introduction and improvement of information and communication technologies, digitalization leads to the overall development of the state itself. The study concludes that the adoption of national digital strategies is the basis for the development of the digital environment of the economy and information society.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК РЕЗУЛЬТАТА И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ»

_ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / ECONOMICS_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.128

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК РЕЗУЛЬТАТА И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

Научная статья

Бекташева А.Дж.* ORCID: 0000-0002-7193-8229, Ошский Государственный Университет, Ош, Кыргызстан

* Корреспондирующий автор (asbektasheva[at]yandex.ru)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы исследования актуальных проблем и перспектив развития цифровой среды Кыргызской Республики. Целью исследования является роль цифровой трансформации в достижении устойчивого развития электронного правительства Кыргызской Республики, иллюстрируется важность цифровой трансформации, и определение текущих процессов внедрения новых технологий в контексте достижения устойчивого социально -экономического развития страны.

Проведен анализ теоретико-методологических аспектов процесса цифровой трансформации социально-экономической системы государства. Исследованы мероприятия, реализуемые органами государственной власти и местного самоуправления в целях поддержки развития диджитализации общества. Оценка готовности Кыргызстана к цифровой трансформации базируется на таких показателях как: индекс онлайн-услуг, индекс телекоммуникационной инфраструктуры, индекс человеческого капитала, а также совокупный рост по индексу развития электронного правительства.

Новизна исследования заключается в процессе изучения развития электронного правительства в Кыргызской Республике на основе предыдущих работ по экономической трансформации, при этом следует отметить, что масштаб, охват, а также скорость, связанная с явлением цифровая среда, требует дальнейшего изучения. Цифровизация являясь эволюционным феноменом трансформации экономики с помощью внедрения и совершенствования информационно -коммуникационных технологий ведет к всецелому развитию самого государства. В ходе исследования сделан вывод о том, что принятие национальных цифровых стратегий является базисом для развития цифровой среды экономики и информационного общества.

Ключевые слова: электронное правительство, цифровая среда, информационно-коммуникационные технологии, цифровая трансформация.

FORMATION OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC AS A RESULT AND CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ENVIRONMENT

Research article

Bektasheva A.Dzh.*

ORCID: 0000-0002-7193-8229, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan

* Corresponding author (asbektasheva[at]yandex.ru)

Abstract

The article deals with the issues of research of current problems and prospects for the development of the digital environment of the Kyrgyz Republic. The purpose of the study is the role of digital transformation in achieving sustainable development of the electronic government of the Kyrgyz Republic; it also illustrates the importance of digital transformation and the definition of current processes of introducing new technologies in the context of achieving sustainable socio-economic development of the country.

The article also carries out an analysis of theoretical and methodological aspects of the process of digital transformation of the socio-economic system of the state while also investigating the measures implemented by the state authorities and local self-government in order to support the development of digitalization of society. The assessment of Kyrgyzstan's readiness for digital transformation is based on such indicators as the online services index, the telecommunications infrastructure index, the human capital index, as well as the cumulative growth in the e-government development index.

The novelty of the research lies in the process of studying the development of e-government in the Kyrgyz Republic on the basis of previous work on economic transformation, while it should be noted that the scale, coverage, as well as the speed associated with the phenomenon of the digital environment requires further study. As an evolutionary phenomenon of economic transformation through the introduction and improvement of information and communication technologies, digitalization leads to the overall development of the state itself. The study concludes that the adoption of national digital strategies is the basis for the development of the digital environment of the economy and information society.

Keywords: e-government, digital environment, information and communication technologies, digital transformation.

Введение

Развитие цифровой экономики является главным и одним из наиболее значимых трендов в современном мире [2, C. 78]. Определяющим фактором современного социально-экономического развития страны выступают цифровые технологии, под влиянием которых формируются не только новые виды профессий, товаров и услуг, но и вызовы для предприятий и организации различных сфер деятельности. Активное внедрение информационных технологий во все

отрасли экономики и социальную сферу, а также в сферу государственного управления является основой формирования и развития цифровой среды Кыргызстана.

Цифровая стратегия Кыргызстана отличается от стратегии других стран Центральноазиатского региона тем, что в первую очередь определяет, как технологии должны укрепить инклюзивные институты, права и свободы граждан, усилить их влияние на процессы принятия решений, улучшить процесс взаимодействия между различными участниками общества [3, С. 5].

Для реализации данного направления в Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной 31 октября 2018 г., выделены приоритетные направления на период до 2023 года, в рамках среднесрочного развития формирования открытого цифрового общества.

В соответствии с этим, объектом исследования являются вызовы цифровой экономики Кыргызстана в структурных изменениях государства, вызванные развитием цифровой среды. Предметом исследования являются экономические и управленческие отношения, опосредующие процессы цифровой трансформации социально -экономической системы Кыргызской Республике.

Методы и принципы исследования

Методы исследования сфокусированы на анализе и оценке основных аспектов развития цифровой экономики: факторов (основ) развития цифровой экономики; уровня использования цифровых технологий для трансформации ключевых сфер деятельности (государственного сектора, бизнеса), а также использования их домохозяйствами и населением. Многие страны разработали цифровые стратегии и планы действий, нацеленные на реализацию возможностей для развития, которые дает использование цифровых технологий, таких как технологии искусственного интеллекта, анализа и хранения больших данных, распределенного реестра или Интернета вещей, и на управление рисками, связанными с цифровой трансформацией [1, С. 413]. В этих условиях становится актуальной задача адекватного информационно-аналитического обеспечения управления процессами цифровой трансформации на национальном и отраслевом уровнях и создания необходимых для этого инструментов.

Одним из важнейших проектов по цифровизации Кыргызстана стал проект региональной интеграционной программы Digital CASA - «Digital CASA - Кыргызская Республика». Основными целями проекта «Digital CASA -Кыргызская Республика» является улучшение доступа к сети Интернет и снижение его стоимости, привлечение частных инвестиций в ИКТ-сектор и повышение потенциала правительства в сфере предоставления электронных государственных услуг. Целью программы Digital CASA является интеграция не имеющих выхода к морю государств Центральной Азии и отдельных стран Южной Азии в региональную и глобальную цифровую экономику с тем, чтобы помочь им в получении цифровых дивидендов [5].

Сегодня, интернет в страну поступает из России транзитом через Казахстан, на юге страны (Ошская, Жалал-абадская, Баткенская области) также используют этот же российский контент, но уже проходящий через территорию Китая. По данным Нацстаткома КР за 2021 г. 99% кыргызстанцев охвачены мобильными сетями, из которых 70% имеют доступ к высококачественному 4G интернету, 62,8% населения Кыргызстана в возрасте от 15 и старше пользуются глобальной сетью [6, С. 11].

Проведенный в исследовании SWOT анализ отражает все сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы внедрения и процесса развития цифровых технологий в Кыргызстане (см. таблицу 1).

Таблица 1 - SWOT-анализ цифрового развития в Кыргызской Республике 2020 г.

Сильные стороны Возможности

Самая низкая стоимость мобильного Интернета Дополнительный контроль со стороны государства за качеством оказываемых услуг

Лучшая позиция из стран содружества по уровню свободы Интернета Повышение государственных доходов, в том числе и налоговых поступлений от оказанных услуг за счет дополнительного контроля

Быстрота оказания услуг Расширение рынка сбыта для частного сектора, создание новых видов услуг

Отсутствие посредников при получении информации между госорганами и населением Снижение уровня коррупции

Выход на глобальный рынок услуг Повышение уровня доверия к органу власти

Более быстрое развитие региональных связей Повышение информированности населения

Развитие инфраструктуры мирового уровня Развитие финансовых технологий и безналичных платежей

Создание платформы между государством, частным сектором и населением Повышение цифровой грамотности

Развитие технологического предпринимательства, стартап-культуры Использование новейших технологий

Формирование спроса на инновации Доступ к международным рынкам

Окончание таблицы 1 - SWOT-анализ цифрового развития в Кыргызской Республике 2020 г.

Слабые стороны Угрозы

Низкий уровень доступности и развития Интернета в регионах Низкий уровень кибербезопасности

Слабая развитость Интернет-технологий в регионах Слабое обеспечение конфиденциальности информации

Несовершенная нормативно-правовая база в вопросах цифровизации Незащищенность (угроза) взлома ресурса

Слабый уровень развития электронного правительства Сокращение количества рабочих мест

Охват в большей степени молодой аудитории Низкая квалификация 1Т-специалистов

Слабо развита электронная торговля Небольшая заработная плата ГГ-специалистов в государственных структурах

Нехватка 1Т - специалистов Дефицит финансирования проектов

По данным результатов исследования ООН за 2020 год уровень проникновения интернета в нашу страну оценивается как «ниже среднемирового» [4, С. 263, 362] (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Уровень проникновения интернета в Кыргызстане за 2020 г.

Страны Средней Азии в сравнении со среднемировым значением Доля индивидуальных пользователей интернета, в % Число абонентов фиксированного широкополосного доступа на 100 жителей

Казахстан 79 13,44

Узбекистан 55 12,70

Кыргызстан 38 5,64

Таджикистан 22 0,07

Туркменистан 21 0,09

Среднемировое значение 54 13,26

Примечание: источник: исследование ООН «Электронное правительство, 2020»

Результаты работы системы межведомственного взаимодействия и ряда других проектов можно оценить весьма положительно: рейтинг составляется раз в два года, на основе трех показателей: индекса онлайн-услуг, индекса телекоммуникационной инфраструктуры, индекса человеческого капитала, совокупного роста по индексу развития электронного правительства Кыргызстана составил 15% [7, С. 23] (см. таблицу 3).

Таблица 3 - Рейтинг цифрового развития Кыргызстана за 2021 г.

Страны Центральноазиатского региона Место в рейтинге за 2020 год Место в рейтинге за 2018 год Изменения

Казахстан 29 39 10

Кыргызстан 83 91 8

Узбекистан 87 81 - 6

Таджикистан 133 131 - 2

Туркменистан 158 147 - 11

Процесс реализации цифровой экономики в Кыргызской Республики осуществляется по трем основным направлениям (см. рисунок 1 ):

Цифровая трансформация

бизнес-процессов и производственных связей

• внедрение инноваций в финансовый и банковский сектора;

• обеспечение компетентными специалистами и повышение эффективности и конкурентоспособности отечественных компаний;

•развитие цифровой инфраструктуры и цифровых платформ в приоритетных секторах экономики.

Стратегии по развитию цифровой экономики стран-партнеров

• использование «цифровой повестки дня ЕАЭС-2025

• восстановление цифрового Великого Шелкового пути через программу «Один пояс -один путь» и поддержка других международных инициатив по развитию региональной цифровой инфраструктуры.

• цифровизации транспорта, логистики и цифровой экономики.

нижение препятствий на

пути развития и разработки цифровых

технологий.

• формирование единой системы мер обеспечения кибербезопасности;

• обеспечение безопасности критической информационной инфраструктуры Кыргызской Республики;

• формирование государственной политики в области средств защиты информации;

• противодействие компьютерной преступности.

• формирование единого подхода по обеспечению защиты персональных данных граждан Кыргызской Республики;

• кибергигиена и цифровая грамотность населения.

Рис. 4 - Процесс реализации цифровой экономики в Кыргызской Республики (2019 г.)

Результаты оценки показывают, что в последние годы в стране достигнут прогресс в создании базовых цифровых фондов и принятии основных законодательных и нормативных актов.

Однако дальнейшее осуществление программы цифровой трансформации требует эффективной структуры руководства. Сильный институциональный и человеческий потенциал необходимы для обеспечения систематического общегосударственного подхода при определении и реализации соответствующих проектов и инициатив [7, С. 27].

Как отмечает А.М. Белянова «инструментом в решении этих задач призвано стать стратегическое планирование, формы и методы которого в условиях цифровой экономики получат дальнейшее развитие» [9, С. 40]. Также подтверждая словами Э. М. Элгохари «цифровая трансформация, несомненно, влияет на общество, новые технологии становятся более доступными, информативными, гибкими и конкурентоспособными, помогая в принятии лучшего решения, и играет роль катализатора в достижении устойчивых целей развития» [11, С. 98].

Итак, можно выделить главные условия успеха внедрения и развития электронного правительства:

1. Предоставление электронных государственных услуг требует тесного сотрудничества различных организаций. Их взаимодействие не может ограничиваться только технической стороной, оно должно включать более глубокое взаимодействие на базе интересов потребителей [10].

2. Необходим экспертный анализ - единство государственного подхода, стандартов и нормативов, стремление к взаимодействию, создание общей инфраструктуры.

3. Необходимый профессионализм включает как базовую техническую компетентность, так и понимание задач информационного менеджмента и информационного общества.

4. Сотрудничество с частным сектором - характерная особенность почти

всех направлений деятельности электронного правительства. Государственные органы заинтересованы в высококвалифицированных кадрах и доступе к продукции, снижении рисков, привлечении частного капитала и объединении усилий с частным сектором в предоставлении услуг.

5. Внедрение электронного правительства может оказаться рискованным, дорогостоящим и трудным делом, сопряженным с необходимостью реформ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Не может быть единственной модели по налаживанию электронного правительства, ИКТ должны использоваться как механизм, позволяющий активизировать перемены и не пытаться при этом реструктурировать абсолютно все действующие технологии.

На основе проведённого теоретического анализа можно резюмировать, что в Кыргызстане осуществлен первый этап комплексных преобразований для оптимизации работы Правительства КР, цифровизации экономики и жизни общества путем построения цифровой инфраструктуры, нормативно-правовой базы и усиления цифровой грамотности населения.

Вывод

Таким образом, с цифровой трансформацией связаны сегодня большие ожидания и опасения. Приняты и разрабатываются цифровые стратегии и дорожные карты, нацеленные на реализацию возможностей новой волны

технологий. В этой ситуации важным является вопрос об условиях и факторах цифровой трансформации региона, влияющих на распространение и использование цифровых технологий, в числе которых основные элементы и технологии цифровой экономики, наличие которых обеспечивает ее эффективное функционирование.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Мантаева Э. И. Анализ перспектив развития цифровой среды региона (на примере Республики Калмыкия) / Э. И. Мантаева, И. В. Слободчикова, В.С. Голденова // Цифровизация экономических систем: теория и практика: монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб.: Политех-Пресс, 2020. - 796 с.

2. Родина Т. Е. Цифровые технологии как фактор развития региональной экономики / Т. Е. Родина, А. Н. Лысенко // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 5 (95) Часть 2. - 195 с.

3. Проект резолюция II республиканской межвузовской конференции «Цифровая трансформация общества: модель ожидаемого будущего» / МОиН КР // Кыргызский экономический университет им. М.Рыскулбекова. - 2018 г.

4. Исследование ООН: Электронное правительство 2020 / Цифровое правительство в десятилетии действий по достижению устойчивого развития // Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН. - Нью-Йорк. -2020. - 362 с.

5. Центрально-азиатская презентация «Доклада о мировом развитии 2016: Цифровые дивиденды». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/fFHrf (дата обращения: 12.03.2022)

6. Информационно-коммуникационные технологии в Кыргызской Республике: годовая публикация // НСКР / под. ред. С. Насирдинов. - Б., 2021. - 66 с.

7. Аналитический обзор. Оценка уровня цифрового развития в Кыргызской Республике / НСКР. - Б., 2019. - 56 с.

8. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг./ Правительство КР// Б., 2018. - 150 с.

9. Белянова А. М. Стратегическое планирование как инструмент реализации стратегических целей / А. М Белянова. // Тематическое направление «Влияние цифровизации на развитие экономической системы России» : Сборник тезисов выступлений / Ежегодная научная конференция Ломоносовские чтения-2019. - «Экономические отношения в условиях цифровой трансформации». - М., 2019. - 1046 с.

10. Павлютенкова М. Ю. Электронное правительство в России: состояние и перспективы / М. Ю. Павлютенкова // Полис. Политические исследования. 2013. № 1. - С. 86-99

11. Esam Elgohary. The Role of Digital Transformation in Sustainable Development in Egypt / Volume 4, Issue 1 // the International Journal of Informatics, Media and Communication Technology. - Egypt, June 2022, Page 106.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Mantaeva Je. I. Analiz perspektiv razvitija cifrovoj sredy regiona (na primere Respubliki Kalmykija) [Analysis of the prospects for the development of the digital environment in the region (on the example of the Republic of Kalmykia)] / Je. I. Mantaeva, I. V. Slobodchikova, V.S. Goldenova // Cifrovizacija jekonomicheskih sistem: teorija i praktika. Monografija [Digitalization economic systems: theory and practice. Monografy / ed. dA. V. Babkina. - SPb.: Politeh-Press, 2020. - P.796 [in Russian]

2. Rodina T. E. Cifrovye tehnologii kak faktor razvitija regional'noj jekonomiki [Digital technologies as a factor of development of regional economy] / T. E. Rodina, A. N. Lysenko // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. — 2020. — № 5 (95) Part 2. — P. 195 [in Russian]

3. Proekt rezoljucija II respublikanskoj mezhvuzovskoj konferencii «Cifrovaja transformacija obshhestva: model' ozhidaemogo budushhego» [Draft resolution of the II Republican Interuniversity Conference] [Digital transformation of society: a model of the expected future] / MOiN KR // Kyrgyzskij jekonomicheskij universitet im. M.Ryskulbekova. - 2018 [in Russian]

4. Issledovanie OON: Jelektronnoe pravitel'stvo 2020 [2020 UN E-Government Survey] / Cifrovoe pravitel'stvo v desjatiletii dejstvij po dostizheniju ustojchivogo razvitija [Digital Government in the Decade of Action to Achieve Sustainable Development] // Departament po jekonomicheskim i social'nym voprosam OON [United Nations Department of Economic and Social Affairs] - NY. - 2020. - P. 362 [in Russian]

5. Central'no-aziatskaja prezentacija «Doklada o mirovom razvitii 2016: Cifrovye dividendy» [Central Asian presentation of the World Development Report 2016]. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/fFHrf (accessed: 12.03.2022) [in Russian]

6. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v Kyrgyzskoj Respublike: godovaja publikacija [Information and communication technologies in the Kyrgyz Republic: annual publication of the Statistical Committee] / NSKR // ed. S. Nasirdinov. - B., 2021. - P. 66 [in Russian]

7. Analiticheskij obzor. Ocenka urovnja cifrovogo razvitija v Kyrgyzskoj Respublike [Analytical review. Assessment of the level of digital development in the Kyrgyz Republic] / NSKR. - B., 2019. - P. 56 [in Russian]

8. Nacional'naja strategija razvitija Kyrgyzskoj Respubliki na 2018-2040 gg. [National Strategy of the Development of the Kyrgyz Republic for 2018-2040] / Government of KR// B., 2018. - P. 150 [in Russian]

9. Beljanova A. M. Strategicheskoe planirovanie kak instrument realizacii strategicheskih celej [Strategic planning as an implementation tool strategic goals] / A. M. Beljanova // Tematicheskoe napravlenie «Vlijanie cifrovizacii na razvitie jekonomicheskoj sistemy Rossii» [Thematic area "The impact of digitalization on the development of the Russian economic system"] // Collection of abstracts of speeches / Annual scientific conference Lomonosov Readings-2019. - M., 2019. - P. 1046 [in Russian]

10. Pavljutenkova M. Ju. Jelektronnoe pravitel'stvo v Rossii: sostojanie i perspektivy.[Electronic government in Russia: state and prospects]. / M. Ju. Pavljutenkova // Polis. Politicheskie issledovanija [Policy. Political studies]. - 2013. № 1. - P. 86-99.

11. Esam Elgohary. The Role of Digital Transformation in Sustainable Development in Egypt / Volume 4, Issue 1 // the International Journal of Informatics, Media and Communication Technology. - Egypt, June 2022, Page 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.