Журнал интегративных исследований культуры, 2021, т. 3, № 1 Journal of Integrative Cultural Studies, 2021, vol. 3, no. 1 _www.iik-journal.ru
ill Check for updates
УДК 7.03(1-925.2) https://www.doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-1-81-87
Организационные основы цифровизации институтов художественной культуры Кыргызстана
А. У. Уланова01
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Аннотация. В статье рассматриваются организационные аспекты цифровизации культурного наследия и институтов детской художественной культуры Кыргызстана и первые шаги в этом направлении. Для решения этих задач был сформулирован ряд целей. Одной из главных целей и задач государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики является создание благоприятных условий для развития человеческого капитала и обеспечения доступа граждан к информации, знаниям, культурным ценностям через виртуальное пространство.
Развитие цифровой инфраструктуры и внедрение современных технологий в сфере искусства становится особенно актуальным в связи с созданием единой цифровой платформы «Санарип Кыргызстан» (Цифровой Кыргызстан). В статье вкратце анализируется работа по внедрению и развитию цифровых навыков в Республиканской библиотеке для детей и юношества им. К. Баялинова как одна из важнейших задач концепции «Санарип Кыргызстан». Также особое внимание уделяется процессу оцифровки библиотечных фондов, посредством которого осуществляется трансляция культурных ценностей и культурного наследия. В этом свете приоритетной является цифровизация библиотек. Исходя из сделанного мониторинга, автор приходит к выводу, что процесс цифровизации библиотек, особенно в регионах, развивается медленно и неравномерно. Если говорить о регионах, то на местах не развито культурное просвещение. Для того чтобы жители отдаленных регионов имели доступ к книгам, архивам, ценным материалам и т. д., была создана Национальная электронная открытая библиотека, посредством которой они могут формировать и обогащать свой интеллектуальный капитал. Интернет — это один из феноменов XXI века, поскольку он стал неотъемлемой частью нашей жизни, а также является главным источником информации и коммуникации, его использование во всех сферах играет важную роль.
В статье представлены цели и задачи, процесс внедрения и формирования цифровизации, реализуемые в рамках концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2023», а также ее аксиологический аспект.
Ключевые слова: цифровизация культурного наследия, институты детской художественной культуры, Санарип Кыргызстан (Цифровой Кыргызстан), библиотечный фонд, инкультурация, Национальная электронная библиотека.
Культура и мир детства
Для цитирования:
Уланова, А. У.
(2021) Организационные основы цифровизации институтов художественной культуры Кыргызстана. Журнал интегративных исследований культуры, т. 3, № 1, с. 81-87. https://www.doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-1-81-87 Получена 19 апреля 2020; прошла рецензирование 24 октября 2020; принята 24 октября 2020.
Права: © Автор (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии СС БУ-ЫС 4.0.
Organisational framework of digitalisation of the institutes of artistic culture of Kyrgyzstan
A. U. Ulanova™
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia
Abstract. The article discusses the organisational framework which underpins digitalisation of cultural heritage and institutions of children's art culture of Kyrgyzstan. The article also discusses the first steps which have been taken to carry out digitalisation. The author's analysis is placed in the context of digitalisation goals set by the government of the Kyrgyz Republic, with the creation of favorable conditions for the development of human capital and providing citizens with access to information, knowledge and cultural values through virtual space as one of the priorities.
The development of digital infrastructure and the introduction of modern technologies in the field of art is becoming especially relevant in connection with the creation of a unified digital platform Sanarip Kyrgyzstan (Digital Kyrgyzstan). The article briefly analyses the work on the introduction and development of digital skills in the Republican Library for Children and Youth named after K. Bayalinova as one of the most important tasks of Sanarip Kyrgyzstan. Particular attention is also paid to the process of digitising library collections through which the transmission of cultural property and cultural heritage is carried out. In this light, digitalisation of libraries is a priority. The monitoring data indicates that the process of digitalisation of libraries, especially in the regions, is developing slowly and unevenly. At the regional level, cultural education is underdeveloped. The National electronic open library (Lib.kg) was created to provide residents of remote regions access to books, archives, valuable materials, etc. The internet is one of the phenomena of the 21st century, since it has become an integral part of our life and the main source of information and communication. Its use in all areas is notable and important.
The article presents the goals and objectives and the process of digitalisation carried out within the framework of the concept of digital transformation "Digital Kyrgyzstan 2023", as well as the axiological aspect of digitalisation.
Keywords: digitalisation of cultural heritage, institutions of children's art culture, Sanarip Kyrgyzstan (Digital Kyrgyzstan), library fund, inculturation, National electronic library.
For citation:
Ulanova, A. U.
(2021) Organisational framework of digitalisation of the institutes of artistic culture of Kyrgyzstan. Journal of Integrative Cultural Studies, vol. 3, no. 1, pp. 81-87. https://www.doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-1-81-87 Received 19 April 2020; reviewed 24 October 2020; accepted 24 October 2020. Copyright: © The Author (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Во всем мире проблема развития человеческого капитала остается главной, поскольку человеческий капитал является необходимым условием для поддержания конкурентоспособности экономики страны и государства на мировых рынках в условиях глобализации, а также важнейшей характеристикой деятельности органов законодательной и исполнительной власти в стране (Гадиева 2010). Следовательно, для государства по сей день является приоритетным вопрос создания благоприятных условий для развития человеческого капитала. В этом немаловажную роль играют и институты художественной культуры, поскольку они обеспечивают преемственность между поколениями людей в транслировании аккумулированных знаний, ценностей и в целом социокультурного опыта.
Как известно, художественная культура обусловливается тем, что живет в социальном пространстве и времени. То есть в одновременной жизни людей страны, региона, всего человечества художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность процессов творчества, создания художественных ценностей и процессов их восприятия публикой в соответствии с ее разнообразными духовными потребностями (Мосолова 2001).
Поколение миллениалов прежде всего характеризуется активной вовлеченностью в цифровые технологии, а это непосредственно связано с тотальной цифровизацией и информатизацией, с технико-технологическим развитием. Значимость этих процессов очевидна: «С их распространением происходят изменения, которые затрагивают повседневную жизнь людей, усто-
явшиеся культурные иерархии, способы, которыми люди взаимодействуют друг с другом и миром вокруг них. Меняется система формирования культурного опыта в целом, все базовые сферы культуры» (Соколова 2012, 6).
В век информационных технологий решающим фактором развитости человека, а следовательно, и экономики страны, является умение ими пользоваться, что напрямую коррелирует с общим уровнем жизни. Предполагается, что стремительный прогресс одной культуры может непосредственно повлиять на другую культуру, а этому процессу, несомненно, способствует тенденция унификации культур в единое информационное пространство.
Современный Кыргызстан в своем развитии имеет своеобразные локальные черты и особенности. Ощутима культурная трансформация в результате стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, наблюдаются тенденции интегрирования в глобальное культурное пространство. Следовательно, скорость развития цифровых технологий во всем мире требует незамедлительной оперативной реакции от государства и консолидации ресурсов.
В научной литературе Кыргызстана анализ и эмпирическое описание процесса цифровизации институтов художественной культуры предпринимается впервые.
Президент Кыргызской Республики С. Жэ-энбеков 8 января подписал указ, согласно которому 2020 год объявлен Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей и согласно которому были сформированы важнейшие задачи государственных органов и органов местного самоуправления по реализации мер по развитию регионов, цифровизации страны и комплексной поддержке детей (Президент Сооронбай Жээнбеков... 2020).
Согласно данному указу, совместно с органами местного самоуправления рекомендуется создать современную инфраструктуру и механизмы для продвижения базовых навыков раннего развития детей и формирования гибких навыков, компетенций подрастающего поколения; внедрить современные информационно-коммуникационные подходы в систему родительских навыков по уходу и воспитанию детей.
В связи с этим была создана единая цифровая платформа «Санарип Кыргызстан» (Цифровой Кыргызстан), основная цель которой — чтобы цифровая трансформация сделала возможными технологические перемены в стране, в том числе в области художественной культуры, и повысила конкурентоспособность кыргызской
экономики, уровень жизни граждан и эффективность государства. Также необходимо начать широкомасштабную образовательную и просветительскую работу среди широких слоев населения, особенно в сельской местности, для разъяснения возможностей и преимуществ использования цифровых технологий (Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан»).
Цифровую трансформацию ощутили и институты художественной культуры: библиотеки, музеи, детские образовательные учреждения и т. д.
В Кыргызстане в ведении Министерства культуры, информации и туризма в данное время находится 88 детских музыкальных школ, школ искусств, художественных школ, 1 юношеская библиотека, цирк, кукольный театр, 3 детских музея.
На сегодняшний день цифровая трансформация среди указанных учреждений более ощутима в деятельности Национальной библиотеки Кыргызской Республики им. Алыкула Осмонова (далее НБКР) и Республиканской библиотеки для детей и юношества им. К. Бая-линова (далее РБДЮ) по цифровой доступности.
В. Р. Фирсов подчеркивает, что «библиотека как социальный институт — прежде всего механизм социализации человека, а не только средство организации информационных процессов в обществе. Исходя из этого объясняется и становление библиотеки как социокультурного института, обусловленного необходимостью организации национальной документальной модели культуры общества» (Жадько 1996, 54-64).
Для того чтобы культурное богатство было доступно всем гражданам Кыргызстана, включая периферийные регионы, была создана Национальная электронная открытая библиотека Кыргызстана, где можно найти множество ценных материалов: редкие книги из библиотечных архивов, диссертации, журналы. Все материалы находятся в свободном доступе под открытой лицензией, что, несомненно, дает человеку возможность свободно использовать, изменять и перерабатывать материалы (Национальная электронная библиотека Кыргызстана).
Основной целью данных библиотек является сохранение книжных памятников для будущих поколений с переводом их в электронный формат.
Процесс оцифровки книг проходит в НБКР, РБДЮ, Иссык-Кульской и Ошской областных библиотеках. Оцифровываются все книги,
которые входят в «Золотой фонд» кыргызской литературы, являющиеся достоянием мировой культуры, ценные краеведческие документы как исторические и уникальные документы страны. Общий фонд Национальной библиотеки Кыргызской Республики им. Алыкула Осмонова насчитывает 6 млн изданий, на сегодня из них оцифровано 1 млн изданий.
Кроме этого, был создан web-портал «Национальная электронная библиотека (НЭБ) Кыргызстана», целью является свободный обмен информацией, при котором будут последовательно решаться следующие задачи:
• оцифровка имеющихся в фондах областных библиотек регионов Кыргызстана и города Бишкек документов, касающихся данного региона и Бишкека, независимо от типа документов (книги, журналы, газеты, карты, ноты, аудиофайлы, видеофайлы, авторефераты, статьи, диссертации);
• размещение на web-портале НЭБ оцифрованных документов с уникальным паролем для каждой отдельной областной библиотеки;
• привлечение на добровольной основе местных авторов из регионов Кыргызстана, желающих опубликоваться и не имеющих возможностей публиковать свои произведения в бумажном формате при подписании индивидуального авторского договора;
• привлечение других библиотек региона и города Бишкек к оцифровке и размещению уникальных документов;
• обеспечение равного и открытого доступа населения к документам регионов и города Бишкек, несмотря на удаленность от центра и периферии;
• постоянное обновление полнотекстовых документов регионов Кыргызстана и города Бишкек на web-портале НЭБ;
• улучшение доступа к информации удаленных регионов;
• мгновенный обмен информацией с возможностью скачать, прослушать, визуально увидеть документ;
• присоединение к другим национальным электронным библиотекам с оцифрованными документами в соответствии с политикой web-портала;
• присоединение к web-порталу других участников в дальнейшем: региональных архивов, музеев, арт-ассоциаций, электронных ресурсов региональных университетов и так далее;
• присоединение к другим открытым международным электронным web-порталам, НЭБ СНГ и так далее, тем самым расширяя информационные возможности населения Кыргызстана.
Если посмотреть список оцифрованных книг сектора культуры и искусства НБКР (Табл. 1; Табл. 2), то можно проследить, что оцифровка фонда началась с 2017 г. (Национальная электронная библиотека Кыргызстана). Всего оцифровано с 2015 г. по 01.10.2019 г. 29 998 документов.
Исходя из данных вышеуказанных таблиц, можно увидеть, что процесс оцифровки в регионах развивается медленными темпами и неравномерно, поскольку не хватает квалифицированных сотрудников и библиотеки не располагают достаточной техникой по сканированию.
В текущем отчете работы по внедрению цифровизации Республиканской библиотеки для детей и юношества им. К. Баялинова имеется раздел «Развитие цифровых навыков и внедрение информационно-компьютерных технологий», где наблюдается налаженность информационного обслуживания и использования интернет-ресурсов, работа Wi-Fi-зоны по всему зданию библиотеки, организация обучения, консультирование читателей по работе с MS Office и другими программами (за 2019 г. обучено 123 259 чел.).
С целью оперативного обслуживания читателей, сохранности фонда и быстрого доступа к ресурсам РБДЮ с 2011 г. библиотекой начата работа по созданию базы данных «Кыргызстан», в которую вошла самая популярная и актуальная информация о Кыргызстане на кыргызском и русском языках (Текущий архив Министерства культуры, информации и туризма КР). В результате проводимой работы с 2013 по 2019 гг. всего из фонда библиотеки было оцифровано и введено в информационно-поисковую базу «Кыргызстан» 6 034 страниц.
Сегодня электронный массив базы данных «Кыргызстан» состоит из 9 255 полнотекстовых электронных документов и 6 034 печатных изданий, которые были оцифрованы.
Таким образом, одной из приоритетных задач библиотек Кыргызстана является оцифровка культурного наследия как один из возможных способов передачи культурных феноменов, произведений искусств от одного поколения другому, их транслирование в пространстве, что определяет и государственные приоритеты развития культуры (Лопатина, Неретин 2018).
Особенно вопрос цифровизации стал актуальным после случаев кражи в Кыргызском
Табл. 2. Оцифрованные материалы в регионах Кыргызской Республики
Табл. 1. Оцифрованные книги сектора культуры и искусства Национальной библиотеки Кыргызской Республики имени Алыкула Осмонова
Национальная библиотека Кыргызской Республики имени Алыкула Осмонова Оцифровано Год
Сектор культуры и искусства 25 книг 2017
25 книг 2018
51 книг 2019
Итого: 101 книга
Регионы Кыргызстана За 11 мес. 2019 года
Чуйская область нет
Ошская область 444 ед. документов (22 547 стр.)
Иссык-Кульская область 45 книг (7 049 стр.).
Нарынская область нет
Таласская область нет
Баткенская область нет
НБКР (Бишкек) 6 411 ед. (1 198 737 стр.)
РБДЮ (Бишкек) 5 874 (количество стр. не указано)
Итого: 12 774
национальном музее изобразительных искусств, из которого были вывезены два подлинника конца XIX века, подаренных в советское время Третьяковской галереей и Пушкинским музеем. Одно из полотен — «Лошадь с собакой» — принадлежит кисти Николая Сверчкова, другое — портрет Бакунина; оба они бесценны и являются достоянием нации и государственной собственностью страны (Подольская 2019). В связи с этим и в музеях республики огромное значение имеет цифровизация культурного наследия, преимущественно паспортизация культурных ценностей, формирование электронных баз данных.
Что же касается культурной жизни страны, то до недавнего времени, несмотря на развитие информационно-коммуникационных технологий, в интернете крайне сложно было найти какую-либо информацию о культурно-просветительской деятельности страны. Если даже она есть, то представлена в несистематичном и хаотичном виде, а иной раз и в искаженном. При этом приводятся сведения об очень многих
культурных мероприятиях: ежегодной неделе традиционной музыки, дне «ак-калпака» (национальная войлочная шапка для мужчин); кроме того, можно встретить искусствоведческие и культурологические книги, информацию о музыкальных школах, школах искусств, театральных учреждениях Кыргызстана. Работа по фильтрованию и достоверности данных должна проводиться на государственном уровне, поскольку информационные ресурсы являются главным источником продуктивной работы во всех сферах жизни общества. Количество и качество представленной информации, степень ее использования становятся определяющими факторами уровня развития государства.
Так как информация имеет кумулятивную функцию, возможности информационных технологий позволяют начать работу по переводу аккумулированной информации в электронную форму с целью создания новых видов информационных ресурсов. Однако не все институты художественной культуры могут создать свои электронные сайты, к примеру, музыкальные,
художественные школы, школы искусства, так как во многих школах страны, особенно в регионах, отсутствует интернет или же зачастую приходится пользоваться модемом. При этом о проводимых мероприятиях руководители учреждений информируют через социальные сети: Facebook, Instagram или «ВКонтакте».
В век информационных технологий нужен соответствующий подход к приобщению детей к духовной культуре, поэтому при поддержке Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики проводятся различные просветительские работы. Например, в мультимедийном центре Hangar media была проведена мультимедийная выставка «От Моне до Малевича» с целью привлечения молодого поколения к миру прекрасного и созидательного, ориентированная на цифровой формат восприятия информации (В Бишкеке открывается мультимедийная выставка... 2019).
Данная выставка предстала в ином инновационном амплуа и пришлась по нраву людям разных возрастов, особенно молодому поколению. Кроме того, творчество модернистов идентифицируется с активным развитием технологического будущего. Особая аксиологика данной выставки заключалась в том, что она имела
и образовательный компонент — то есть перед посещением выставки дети могли погрузиться в контекст и атмосферу той эпохи и понять логику художников. Таким образом, данный подход и подобная интерпретация выставки показали, что виртуализация искусства формирует особый образ трансляции, посредством которого может осуществляться социализация и инкультурация человека.
В плане действий по реализации стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2018-2020 годы, утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 июня 2018 года № 270, поставлены задачи создания нормативной правовой основы для внедрения электронного обучения на всех уровнях профессионального образования и создания условий развития электронного обучения в общеобразовательных организациях (Постановление правительства Кыргызской Республики... 2012).
Соответственно, начиная с 2017 года и по настоящее время в Кыргызской Республике проводится огромная работа по цифровизации страны, которая будет дальше продолжаться и совершенствоваться.
Источники
В Бишкеке открывается мультимедийная выставка «От Моне до Малевича». (2019) Вечерний Бишкек, 29 апреля. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vb.kg/378099 (дата обращения 11.02.2020).
Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан» — 2019-2023. Государственный комитет информационных технологий и связи Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. URL: http://ict.gov.kg/index.php?r=site%2Fsanarip&cid=27 (дата обращения 10.02.2020).
Национальная электронная библиотека Кыргызстана. [Электронный ресурс]. URL: http://neb.kg/index. php/ru/ (дата обращения 17.02.2020).
Подольская, Д. (2019) Юристанбек Шыгаев вынес два подлинника картин из музея. Министр не в курсе. 24.kg, 21 мая. [Электронный ресурс]. URL: https://24.kg/obschestvo/118148 yuristanbek shyigaev vyines dva podlinnika kartin izmuzeya ministr nevkurse/ (дата обращения 15.02.2020).
Постановление правительства Кыргызской Республики от 23 марта 2012 г. № 201 «О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике». (2012) [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92984 (дата обращения 17.05.2020).
Президент Сооронбай Жээнбеков подписал Указ об объявлении 2020 года — Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей. (2020) Официальный сайт президента Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.kg/ru/sobytiya/ukazy/15921 prezident sooronbay gheenbekov podpisal ukaz obobyavlenii 2020 goda godom razvitiya regionov cifrovizacii strani ipodderghki detey (дата обращения 28.02.2020).
Текущий архив Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики.
Литература
Гадиева, М. Б. (2010) Человеческий капитал как фактор повышения конкурентоспособности. Вестник Чувашского университета, № 2, с. 316-322.
Жадько, Н. В. (1996) Анализ сущностных характеристик библиотеки как социокультурного института. Библиотековедение, № 3, с. 54-64.
Лопатина, Н. В., Неретин, О. П. (2018) Сохранение цифрового культурного наследия в едином электронном пространстве знаний. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, № 5 (85), с. 74-80.
Мосолова, Л. М. (ред.). (2001) Основы теории художественной культуры. СПб.: Лань, 289 с. Соколова, Н. Л. (2012) Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? Международный журнал исследований культуры, № 3 (8), с. 6-10.
Sources
Kontseptsiya tsifrovoj transformatsii "Tsifrovoj Kyrgyzstan" — 2019-2023 [Concept of digital transformation "Digital Kyrgyzstan" — 2019-2023]. Gosudarstvennyj komitet informatsionnykh tekhnologij i svyazi Kyrgyzskoj Respubliki [State Committee for Information Technologies and Communications of the Kyrgyz Republic]. [Online]. Available at: http://ict.gov.kg/index.php?r=site%2Fsanarip&cid=27 (accessed 10.02.2020). (In Russian) Natsional'naya elektronnaya biblioteka Kyrgyzstana [National Electronic Library of Kyrgyzstan]. [Online]. Available at:
http://neb.kg/index.php/ru/ (accessed 17.02.2020). (In Russian) Podol'skaya, D. (2019) Yuristanbek Shygaev vynes dva podlinnika kartin iz muzeya. Ministr ne v kurse [Juristanbek Shygaev took out two original paintings from the museum. The minister doesn't know]. 24.kg, 21 May. [Online]. Available at: https://24.kg/obschestvo/118148/ (accessed 15.02.2020). (In Russian) Postanovlenie pravitel'stva Kyrgyzskoj Respubliki ot 23 marta 2012 g. № 201 "O strategicheskikh napravleniyakh razvitiya sistemy obrazovaniya v Kyrgyzskoj Respublike" [Resolution of the Government of the Kyrgyz Republic dated March 23, 2012 No. 201 "On strategic directions for the development of the education system in the Kyrgyz Republic"]. (2012) [Online]. Available at: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92984 (accessed 17.05.2020). (In Russian)
Prezident Sooronbaj Zheenbekov podpisal Ukaz ob ob'yavlenii 2020 goda — Godom razvitiya regionov, tsifrovizatsii strany i podderzhki detej [President Sooronbai Jeenbekov signed a decree declaring 2020 as the Year of regional development, digitalization of the country and support for children]. (2020) Ofitsial'nyj sajt prezidenta Kyrgyzskoj Respubliki [ Official website of the President of the Kyrgyz Republic]. [Online]. Available at: http://www.president. kg/ru/sobytiya/ukazy/15921 prezident sooronbay gheenbekov podpisal ukaz obobyavlenii 2020 goda godom razvitiya regionov cifrovizacii strani ipodderghki detey (accessed 28.02.2020). (In Russian) Tekushchij arkhiv Ministerstva kul'tury, informatsii i turizma Kyrgyzskoj Respubliki [Information on the activities of the A. Osmonov National Library of the Kyrgyz Republic. Current Archive of the Ministry of Culture, Information and Tourism of the Kyrgyz Republic]. (In Russian) V Bishkeke otkryvaetsya mul'timedijnaya vystavka "Ot Mone do Malevicha" [The multimedia exhibition "From Monet to Malevich"]. (2019) Vechernij Bishkek, 29 April. [Online]. Available at: https://www.vb.kg/378099 (accessed 11.02.2020). (In Russian)
References
Gadieva, M. B. (2010) Chelovecheskij kapital kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti [Human capital as the factor of increase of competitiveness]. Vestnik Chuvashskogo universiteta — Bulletin of the Chuvash University, no. 2, pp. 316-322. (In Russian) Lopatina, N. V., Neretin, O. P. (2018) Sokhranenie tsifrovogo kul'turnogo naslediya v edinom elektronnom prostranstve znanij [The preservation of digital cultural heritage in uniform electronic space of knowledge]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv — The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts, no. 5 (85), pp. 74-80. (In Russian) Mosolova, L. M. (ed.). (2001) Osnovy teorii khudozhestvennoj kul'tury [Fundamentals of the theory of Artistic
Culture]. Saint Petersburg: Lan' Publ., 289 p. (In Russian) Sokolova, N. L. (2012) Tsifrovaya kul'tura ili kul'tura v tsifrovuyu epokhu? [Digital culture or culture in the digital age?] Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury — International Journal of Cultural Research, no. 3 (8), pp. 6-10. (In Russian)
Zhad'ko, N. V. (1996) Analiz sushchnostnykh kharakteristik biblioteki kak sotsiokul'turnogo instituta [Analysis of the essential characteristics of the library as a socio-cultural institution]. Bibliotekovedenie — Russian Journal of Library Science, no. 3, pp. 54-64. (In Russian)
Сведения об авторе
Алина Улановна Уланова, e-mail: [email protected]
Аспирант кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
Author
Alina U. Ulanova, e-mail: [email protected]
Graduate student of the Department of Theory and History of Culture, Herzen State Pedagogical University of Russia