УДК 94
ЛИ БЕНГ ДЖО
Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ МЕСТ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ, СВЯЗАННЫХ С ПАТРИОТАМИ-КОРЕЙЦАМИ АНТИЯПОНСКИХ ДВИЖЕНИЙ (В ЦЕНТРЕ КАЗАХСТАНА)
Ли Бенг Джо, канд. ист. наук, профессор, Кафедра Дальнего Востока, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби
E-mail: [email protected]
Аннотация. Цель данной статьи - изучить и представить ситуацию сохранения следов антияпонских патриотов, посвятивших себя независимости Корейского полуострова от Дальнего Востока в начале ХХ века (резиденция, кладбище, место деятельности, памятник и так далее.). В настоящее время исторические места, связанные с антияпонскими патриотами, разбросаны по пяти основным регионам Казахстана: Алматы, Уштобе, Кызыл-орда, Чимкент, Караганда и вокруг Астаны. Исследования по этому поводу в некоторой степени проводились в Корее, но в Казахстане количество исследователей в области Корёина было сокращено, поэтому оно не проводилось должным образом. Я проводил полевые исследования по этим историческим местам в течение последних трех лет, и тем самым я хотел бы поделиться состоянием сохранности этих исторических мест. Прежде всего, считается, что такие исследования могут способствовать предоставлению актуальной информации о состоянии сохранения исторических памятников в последние годы соответствующим учреждениям и исследователям в Корее. Кроме того, я думаю, что это предоставит полезную информацию людям-Корёинам, которые плохо понимают и не осведомлены о своих корнях и антияпонской деятельности своих предков, а также местным исследователям.
Ключевые слова и фразы: антияпонское движение, антияпонский патриот, Алматы, Уштобе, Чимкент, Кызыл-орда.
ннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмнш
Для цитирования: Ли Бенг Джо. Текущее состояние сохранения исторических мест в Центральной Азии, связанных с патриотами-корейцами антияпонских движений (в центре Казахстана) // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 2. С. 37-50.
MMIMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMIMMNM
LEE BYONG JO
Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan
CURRENT STATUS OF PRESERVATION OF HISTORIC SITES IN CENTRAL ASIA ASSOCIATED WITH KOREAN ANTI-JAPANESE PATRIOTS
(IN THE CENTRE OF KAZAKHSTAN)
Lee Byong Jo, Ph.D in History, professor, Department of the Far East,
Al-Farabi Kazakh National University E-mail: [email protected]
Abstract. The purpose of this article is to examine and introduce the preservation of the traces of anti-Japanese patriots who have dedicated themselves to the independence of the Korean Peninsula in the Far East in the early 20th century (residences, cemeteries, activity spaces, monuments, etc.). Currently, historic sites related to anti-Japanese patriots are scattered widely in five major regions of Kazakhstan: Almaty, Ushtobe, Kyzylorda, Chimkent, Karaganda, and around Astana. Research on this has been conducted to some extent in Korea, but in Kazakhstan, the number of researchers in the Goryein field has been reduced and disconnected, and thus, it has not been properly conducted. In the last three years, I have conducted on-site surveys on these historic sites, and through this, I want to share the preservation status of these historic sites. First, it is believed that such research can contribute to providing vivid information on the status of historic site conservation in recent years to relevant institutions and researchers in Korea. Furthermore, I think it will
provide useful information to the Goryeins (Koreans) who have low understanding and awareness of their roots, their ancestors' anti-Japanese activities and local researchers.
Keywords and phrases: anti-Japanese movement, anti-Japanese patriot, Almaty, Ushtobe, Shymkent, Kyzyl-orda.
For citation: Lee Byong Jo. Current status of preservation of historic sites in Central Asia associated with Korean anti-Japanese patriots (in the centre of Kazakhstan) // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2, № 2. P. 37-50.
1. Введение
В 2021 году исполняется 84 года с момента, когда народ коре, угнетенный сталинским режимом в 1937 году, был вынужден мигрировать с Дальнего Востока в Среднюю Азию. Основываясь на том, что установленный обществом кореи-нов 1864 год был первым годом миграции в российский прибрежный регион, а также то, что они провели 70 лет на Дальнем Востоке, значит, что в Средней Азии они прожили около 80 лет. В течение этого периода кореины отошли от образа «рассредоточенного, разрозненного народа» и утвердились в качестве еще одной влиятельной группой среди этнических меньшинств на всей территории СНГ, включая Центральную Азию. Хотя есть такое явление, что после распада Советского Союза позиции некоторых стран ослабли в связи с падением социального статуса из-за вспышки национализма, на протяжении всего периода Советского Союза люди Коре выходили за рамки своего имиджа «экспертов в области сельского хозяйства» на Дальнем Востоке и выделялись в основных социальных областях, таких как политика, экономика, образование и искусство, и стабильно обосновались в обществе (по этой причине многие кореины теперь хотят использовать термин «переселение», а не «вынужденная миграция»).
По официальным данным, количество кореи-нов, перешедших в Среднюю Азию в результате вынужденной миграции, составляет 171 000 человек. Если рассматривать подробно, самыми большими группами среди нынешнего сообщества кореинов являются переселенцы в Узбекистане - 16 272 семей (76 525 человек), в Казахстане - 20 170 семей (95 256 человек), в общей сложности сообщество кореинов насчитывает 36 422 семей (171 781 человек). Согласно источникам, перед вынужденной миграцией тысячи лидеров, кореинов из слоя интеллигенции, а также социалистических активистов были подвер-гунты репрессиям и убиты. Однако есть люди, которые выжили после ареста и прошли допро-
сы, в лагерях или тюрьмах. Среди них, особенно в начале 20 века, от начала (1910) и до окончания аннексии Кореи Японией, было немало патриотов, приверженцев анияпонского движения, посвятивших себя борьбе за независимость, участвуя в таких движениях как противояпонская вооруженная борьба или антияпонское патриотическое просветительское движение.
В этой статье автор обращает внимание на следы корейских антияпонских патриотических деятелей, посвятивших себя независимости Корейского полуострова в начале 20-го века на территории Казахстана (жилища, могилы, места деятельности, памятники и т.д.). Места, связанные с антияпонскими патриотами, в настоящее время официально определены корейским правительством как «исторические места» и ежегодно инспектируются на правительственном уровне. Эти объекты разбросаны по пяти основным регионам Казахстана (в районах Алматы, Уштобе, Кызы-лорды, Шымкента, Караганды и Астаны). С 2017 года автор дважды в год проводил инспекции соответствующих исторических мест, благодаря чему узнавал статус исторических мест и их сохранность (автор статьи и корейский отдел, в котором он состоит, назначены ответственными лицами для инспекции соответствующих исторических мест).
Причина, по которой исследования по этой теме необходимы, заключается, прежде всего, в том, что информация за последние три года (с 2017 года), после проведения исследования Залом Независимости, недоступна в Корее. Конечно, в Корее исследовательские материалы регулярно публиковались государственными учреждениями (Зал Независимости, Национальные службы по делам ветеранов и т.д.) или исследователями, и в результате информация о соответствующих исторических местах (текущий статус и статус сохранности) была известна в большой степени. Однако многие исследователи еще не получили последней информации. Другая, возможно, даже более серьезная причина
заключается в том, что в Казахстане очень мало прямых исследований по этой теме. В академических кругах Казахстана мало исследователей молодого поколения, которые в настоящее время проводят исследования корейских антияпонских патриотов или кореинов, кроме дейтсвующих исследователей старшей возрастной группы. В результате в корейском обществе Казахстана большинство из молодого поколения не подозревают о действиях корейских антияпонских патриотических деятелей, которые являются их предками, то есть о нынешнем статусе исторических мест и их сохранности они тоже не осведомлены. Фактически, не будет преувеличением сказать, что большинство людей Коре живут в ситуации, которая безразлична к тому, где расположены соответствующие исторические места, что они означают и в каком они состоянии. Конечно, для этого есть веские причины. Это связано с тем, что последние 80 лет были трудными временами для заселения, адаптации и выживания меньшинств общества кореинов, которое было насильственно перемещено, и их жизнь не была такой легкой, потому что они были обременены этими проблемами.
В этом отношении можно сказать, что это исследование имеет не малую ценность и значение. Прежде всего, предполагается, что он сможет внести свой вклад в предоставление актуальной информации о текущем статусе и статусе сохранности исторических мест в последние годы соответствующим учреждениям и исследователям в Корее. Кроме того, можно сказать, что он имеет исследовательскую ценность, поскольку, безусловно, может предоставить полезную информацию корейскому обществу и местным исследователям, которые плохо понимают и не осознают свои корни и антияпонский патриотизм своих предков.
2. Ситуация на Дальнем Востоке и ситуация с антияпонским движением за независимость в начале ХХ века
2.1. Период 1905-1917 гг.
Упомянутые в этой статье действия антияпонских патриотических деятелей за независимость Корейского полуострова начались на Дальнем Востоке еще в начале ХХ века. Таким образом, я бы хотел кратко рассмотреть ситуацию на Дальнем Востоке в начале 20 века, когда они были активны, и ситуацию с антияпонскими движениями
за независимость патриотических деятелей, сосредоточив внимание на медицинском движении. Начало ХХ века было периодом интенсивного вмешательства между западными державами и японскими империалистами на Корейском полуострове, в Маньчжурии и на Дальнем Востоке -в Сибири. В начале 1900-х годов Корейский полуостров, Маньчжурия и Приморье превратились в поле битвы антияпонских солдат, сражавшихся за восстановление национальной власти. Однако армия Чосона была распущена, и в конечном итоге Чосон был колонизирован посредством аннексии Кореи Японией (1910 г.). После роспуска армии Чосон (1907 г.) военная борьба на Корейском полуострове не смогла дать больших результатов перед лицом сильной японской имперской силы, и в конце концов, антияпонские патриотические губернаторы и многие уволенные корейские солдаты вошли в Маньчжурию и Приморье, чтобы присоединиться к военной борьбе. Антияпонские вооруженные столкновения в Маньчжурии и прибрежных районах, переломным для которых стали 1907-08 гг., не только оставили значительный след в истории движения за независимость за рубежом, но и оказали значительное влияние на корейское население того времени. В центре антияпонской вооруженной борьбы с 1910 года находились Чхве Чжэ Хен, Ли Бом Юн, Ан Чжон Гын, Чон Чжэ Ик, Хон Бом-до, Ю Ин Сок и другие. Для солдат, воевавших на приморской границе с.Подгорное, с. Нагорное, с.Красное Село, с.Янчихэ, Енчу, Яньцю, (нынешняя территория Краскино и Цуканово), Сучон (нынешняя территория Партизанска) и другие деревни корейских поселений служили базами для предметов первой необходимости и военных средств. Согласно записям, только в 1908 году против японской армии произошел 1 451 вооруженный конфликт, а число солдат-медиков достигло 69 804 человека.
Главными руководителями корейских медицинских формирований в Приморье были Чхве Джэ Хен, Ли Бом Юн, Хон Бом-до, Ан Чжон Гын и Ю Ин Сок, которые остались и работали в По-сьетском районе во Владивостоке, а также в Ни-кольско-Усурийском районе. В мае 1908 года эти люди организовали совет в Хаянчихе (Ха Енчу), а в октябре 1908 года в Хаянчихе Хари Ан Чжун Гын, Ким Ки Рен, Кан Сун Ки и другие в октябре 1910 года заключили альянс, а в июне 1910 года в Южно-Уссурийском крае (Амбанби) 150 солдат-медиков 13 ранга встретились на собрании,
чтобы сформировать Чанысо, как интегрированную военную организацию. В частности, подразделение Ли Бом Юна в то время было настолько большим, что примерно в ноябре 1909 года по крайней мере 1000 человек были вооружены винтовками, и существование Ли Бом Юна было предметом большого интереса и беспокойства как для российской стороны, так и для Японской. Ли Бом-Юн, который был пограничным администратором старшего разряда 3-го ранга и военным командиром в северной части Кореи, также был человеком, который организовал специальные корейско-американские вооруженные силы под командованием генерала Анисимова, командующего 2-й дивизией Сибирского пехотного полка во время русско-японской войны. После того, как летом 1907 года в Новокиевске разразилась русско-японская война антияпонского движения, Ли Бом Юн отказался оказывать официальную поддержку корейцам на основе Потсдамского договора с Японией, но в то же время он продолжал оказывать медицинскую помощь.
Тем временем Япония, пострадавшая от внезапного партизанского нападения корейских военнослужащих-медиков, оказала давление на центральное правительство России через посольство Японии в Санкт-Петербурге и консульство Японии во Владивостоке. В ответ на давление Японии центральное правительство России в Санкт-Петербурге также приказало Унтербер-геру (1905-1910), главнокомандующему Приамурским военным округом (далее - «Дальневосточное местное самоуправление»), немедленно предпринять практические шаги для предотвращения антияпонских действий на территории России. Что касается Ли Бом Юна, он избежал ареста местных властей на Дальнем Востоке. Операция по аресту, проводимая местными властями Дальнего Востока с целью ареста основных антияпонских деятелей, таких как Ли Бом-Юн, Хон Бом-до, Ю Ин-Сок и т. д., предпринималась регулярно. В конце концов Унтер-бергер депортировал 7 антияпонских патриотов, в том числе и Ли Бом Юна, в Иркутск и разрешил им вернуться в мае 1911 года.
2.2 Период гражданской войны в России (1918-1922)
Октябрьская революция 1917 года в России вынудила Ленина столкнуться с вмешательством антибольшевистских сил, белогвардейцев и западных держав. В апреле 1918 г. вооруженные
японские войска высадились в порту Владивостока, за ними высадились американские, британские и французские войска. На Дальнем Востоке в Сибири находилось более 60 000 японских солдат и тысячи иностранных войск, вмешивающихся в конфликт, включая США и Великобританию. Япония, претендовавшая на господство на Дальнем Востоке, поддерживала белогвардейцев и прямо или косвенно активно участвовала в антибольшевистской борьбе. Корейцы считали Японию, вторгшуюся в Советскую Россию путем колонизации Чосон, своим общим врагом и рассматривали борьбу против белых и японской армии как способ защиты Советской России и восстановления независимости Корейского полуострова.
Однако в момент импульса Белой армии порт Хэсам (порт Владивосток) был захвачен белогвардейцами, и в начале августа линия обороны в Хабаровске рухнула, а в сентябре режим Белой армии установился на всем Дальнем Востоке. 28 апреля 1918 года Корейская социалистическая партия, основанная Александрой Ким, с Донг-Хви Ли, Рип Ким, Ин-Сеоп Ли и др., организовала в Хабаровске корейскую красную гвардию в составе около 100 девушек. Красная гвардия Кореи объединилась с Красной Армией, и разгорелась кровавая битва против белогвардейской армии Калмыкова в районах г.Вяземского и Красной Речки. После этого, в октябре 1918 года, в Благовещенске на Амуре был сформирован «Отряд Пак Ильи», за которым последовали «Отряд Цой Николая (множественные войска)», «Армия Иман-Хван Хаиля», «Армия Сахалина (Армия Пак Ильи)», «отряды Цой Хорима, Ким Хаджонга» и др. Эти корейские партизанские отряды были разделены на несколько групп и вошли в состав Красной армии в Приморье и Амурской области, до взятия Хабаровска в 1922 г. они сражались против японской и белогвардейской армии на ст.Ин, ст.Волочаевка, п.Ольга, в Благовещенске, п.Николаевск-На-Амуре и в других поселениях. Например, в случае с Хван Ун Чжоном (1899-1989), который фигурирует в этой статье, он участвовал в Движении 1 марта в 1919 году в Онсоне, провинция Северный Хамген, был руководителем военного подразделения Чхве Джин-дон и подразделения Солбат-гван в При-морскм крае России. После образования Советского Союза он работал руководителем и воспитателем Колхоза кореинов.
После социалистической революции 1917 года появилась новая линия антияпонской борьбы через социалистическую деятельность Ли Донг Хви, Ким Александра, Ким Лим и других. Новая линия борьбы через социалистическую деятельность расширилась после установления советской власти в 1922 году. Хотя в истории движения за независимость за рубежом были некоторые недостатки из-за фракционного спора между двумя основными корейскими социалистическими силами, Корейской коммунистической партией в Шанхае, и Коммунистической партией Кореи в Иркутске, до начала 1920-30-х годов, когда у власти был Сталин, во Владивостоке и Ни-кольско-Усурийском регионах были организованы 8-я образовательная корейская средняя школа, Общеобразовательная школа Чосон (1924г.), Корейский педагогический университет (1931 г.) и Корейский театр (предшественник «Театра Коре» в Алмате)., в котором работали такие интеллектуалы, как газета «Сонбон» и историк Ги Бон У. Конечно, следует отметить, что патриотической деятельностью также занимались многие другие антияпонске патриоты, в том числе Ли Санг Соль, который в то же время действовал в Маньчжурии (Гандо), и Чхве Бонг Соль (Цой Герип), переживший «инцидент с захватом 150 000 вон» (в этой статье я упомяну только деятельность антияпонских патриотов на Дальнем Востоке).
3. Текущее состояние и сохранность исторических мест, связанных с антияпонскими патриотами
В середине 30-х годов ситуация резко изменилась. Началось безумие сталинского режима, и корейско-американское сообщество на Дальнем Востоке также было охвачено огромным смерчем, избежать которого было невозможно. Это коснулось таких деятелей как, Ким Афанасий Арсентьевич (Первый секретарь Посьетско-го райкома КПСС), Хан Мен Се (Член-основатель Коммунистической партии Кореи, ректор Иркутского педагогического университета.), Пак Джин Сун (Дальневосточный представитель Исполкома Коминтерна), Ким Ман Гем (Старший секретарь Иркутского Шанхайского отделения Коммунистической партии Кореи), Чо Мен Хи (Писатель Союза корейских пролетарских художников) и других. Говорят, что среди корейской интеллигенции, число жертв притеснений до и после принудительной миграции в 1937 году
достигло 2500 человек. Поскольку большинство жертв были влиятельными членами корейского сообщества, последствия их гибели были настолько серьезными, что потрясли основы корейского сообщества СНГ.
Как уже упоминалось, к счастью, было немало патриотических просветительских движений и патриотов вооруженной борьбы, которые были вынуждены мигрировать, чтобы избежать смерти. Примерами таких случаев являются Хон Бом До, Чхве Бон Соль (Цой Герип), Ге Бон У, Хванг Ун Джонг и другие. К счастью, этим патриотам удалось избежать сталинских репрессий. После принудительного переселения они жили в Алма-ты, Шымкенте и Кызылорде, где и скончались. В некоторых городах Казахстана сохранились места проживания этих деятелей, их рабочие места, могилы, а также исторические места и объекты, связанные с их действиями. Эти объекты были определены правительством Кореи как исторические места, которые каждый год регулярно проверяются.
Текущее положение и охранный статус (по состоянию на 2020 год) основных исторических мест в районах Алматы, Уштобе, Шымкент и Кы-зылорда следующие:
3.1 Алматинская область 3.1.1 Кладбище Хван Унджон Хван Унджон (1899-1989) участвовал в Движении 1 марта в Онсоне, провинция Северный Хамген, в 1919 году, был руководителем немецкого военного подразделения в Чой Джин-дон и подразделения Солбат-гван в Приморском регионе России. После образования Советского Союза в 1922 году, когда Хван Унджон работал руководителем и воспитателем Колхоза, он был арестован по обвинению в японском шпионаже в 1935 году во время сталинского подавления и приговорен к трем годам тюремного заключения, до ноября 1938 года он находился в Карагандинском исправительно-трудовом лагере на севере Казахстана, а затем был освобожден. В 1958 году восстановлен в должности, а после смерти 31 декабря 1989 года похоронен на кладбище Лискуллова в Алматы, Казахстан. 22 апреля 2019 года останки Хван Ун Чжона были возвращены корейским правительством в Корею. Однако были возвращены только останки, а существующее кладбище было оставлено без каких-либо захоронений и управляется, как и прежде, родными, оставшимися в Алматы. Кладбище относительно
регулярно поддерживают его потомки, в основном старшая дочь Хван Ун Чжун (Хван Лариса) и третий сын Хван Май (с 1929 года по настоящее время). Они посещают кладбище два раза в год - весной и осенью. Весной - 5 апреля (День матери, корейская еда), а осенью они выбирают подходящее время, чтобы навестить могилу. При посещении кладбища принесите цветы, курицу, рис и спиртное, чтобы поклониться и поклониться, и оставайтесь на кладбище около часа. Кроме того, при необходимости регулярно нанимают людей для уборки кладбища.
3.1.2 Газета «Ленинское знамя» (1,2) и газета «Коре ильбо»
Многие антияпонские патриоты либо сами были активны в СМИ, либо их действия были освещены в СМИ. В случае с Ге Бон У, он являлся сотрудником газеты, что касается генерала Хон Бом До, он регулярно освещался в газетах, а также стал героем романа писателя Ким Се Иля. Таким образом, следы антияпонских патриотов можно найти в средствах массовой информации общества Кореинов, в газетах «Ленинское знамя» и «Коре ильбо», можно сказать, что они имеют ценность предоставления важной исторической информации.
Газета «Сонбонг», чисто корейская газета, издававшаяся на Дальнем Востоке с 1923 года, сменила название на «Знамя Ленина» в мае 1938 года, сразу после насильственного перемещения в 1937 году, и начала переиздаваться в Кызылорде, Казахская Республика (ныне Казахстан). В 1940 году «Знамя Ленина» приобрело статус газеты в Кызылординском районе, а во время Второй мировой войны, когда Советский Союз участвовал в войне, оно было преобразовано в двухстраничный таблоид с трехнедельной системой публикации. Впоследствии, с 3 января 1954 года, система была изменена на издание четырех выпусков А2 пять раз в неделю, а название было изменено с Знамя Ленина на Ленинское Знамя. С того времени «Ленинское Знамя» издавалась как общенациональная газета, распространяемая по всей Республике Казахстан, а в 1961 году была преобразована в межреспубликанскую газету для всего Советского Союза.
Первый переезд - поздним летом 1978 года издательство. «Ленинское знамя» из Кызылор-ды (Кызылорда, ул. Коммунистическая 60) переехало в Алматы (ныне Алматы, ул. Достык 7'). Причинами переезда были - плохое печатное
оборудование, плохие условия сбора информации, которую нужно было собирать по радио, телеграфу и почте, а также плохие системы связи. Другими словами, было трудно заполнить четыре газетные страницы запоздалой информацией. Из-за отсутствия типографики четырехстранич-ные газеты выходили только два раза в неделю, а двухстраничные газеты - только три раза в неделю. Это связано с тем, что были частые проблемы с коммуникацией. В то время газета располагалась на втором этаже пятиэтажного дома. Выпуск газеты был возобновлен с 1 сентября 1978 года, а газета в этом здании действовала до апреля 1987 года. В настоящее время он используется как бизнес-центр и находится в управлении местных организаций-резидентов. Второй переезд - в 1987 году издательство «Ленинское знамя» переехало в центр городы Алматы и расположилось в здании напротив фруктового рынка (в настоящее время 'Алматы, Улица Жибек Жолы 50'). На тот момент газета располагалась на 3-м этаже издательства ЦК Компартии Казахстана (9-ти этажное здание), вместе с ними работали такие газеты, как «Коммунизм туги», «Freundschaft», «Жетысу», «Огни Алатау» и «Вечерняя Алма-Ата». После второго переезда издательство «Ленинское знамя» возобновило выпуск газеты 13 мая 1987 года. С другой стороны, с 1991 года, сразу после распада Советского Союза, название было изменено на «Коре Ильбо», и язык публикаций сменился с чисто корейского на смешанную корейско-русскую версию в соответствии с тенденциями и переменами. Сейчас здание также используется как бизнес-центр, где расположены различные коммерческие компании, и хорошо управляется владельцем здания.
Третий переезд - В апреле 2000 года газета «Коре Ильбо», у которой были финансовые трудности, такие как арендная плата и плата за обслуживание, снова был перемещен. (Алма-ты, улица Амангельды 4). В связи с переездом выпуск газеты был временно приостановлен, и возобновлен 1 мая 2000 г. Согласно свидетельствам, здание третьего здания было построено японскими военнопленными во время Второй мировой войны, «Коре Ильбо» находился на 3-м этаже. Когда я был в Алматы в начале августа 2002 года, я посетил редакцию газеты «Коре Ильбо», расположенную в главном здании, и совершил экскурсию. В настоящее время здание реконструировано, и на первом этаже находится
коммерческое предприятие (-^^-Анна). Четвертый переезд (нынешнее расположение) -газета «Коре ильбо», которая трижды переезжала, была перенесена в нынешнее здание «Korean House» в 2004 году и существует там до сих пор. Здание, в котором размещается «Коре ильбо", построено Кореином Нам Олегом и называется «Korean House». На втором этаже расположены такие организации, как Казахстанская корейская ассоциация, Корейская молодежная ассоциация и «Коре ильбо», на первом этаже расположен элитный «Корейский ресторан». «Коре ильбо» организована ассоциацией Коре-сарам в Казахстане, в состав редакции входят три штатных репортера, в том числе главный редактор (Ким Константин) и Нам Кен Чжа. Как дочерняя организация Ассоциации Кореин, она управляется самой ассоциацией и газетными компаниями.
3.1.3 Театр Коре
Театр «Коре», основанный во Владивостоке в 1932 году, - единственный корейский театр с 88-летней историей. Театр Коре основан на классических произведениях, таких как «Повесть о Чхунхян», «Чан хан мон», «легенда о Шим Чон», «Ондаль-дурачок и принцесса» и т.д., через традиционные корейские народные песни, музыку и традиционные танцы (танец с веерами, танец с барабаном и т.д.), театр внес большой вклад в унаследование классического и исполнительного искусства корейского народа Дальнего Востока до наших дней. Также там были поставлены спектакли на тему Хонг Бом-до и других антияпонских патриотов, кроме того, поскольку гнерал Хонг Бом До в последние годы жизни работал в этом театре сторожем, можно сказать, что театр Коре имеет прямую связь с антияпонскими патриотическими деятелями. До переезда в Алматы в 1968 году Театр Коре располагался в Кызылорде и Уштобе. До того, как театр Коре был окончательно переведен в Алматы в 1968 году, он менял местоположение внутри города Алматы четыре раза, пока не переехал в место нынешнего расположения. Театр Коре однажды сотрудничал с Уйгурским театром, кроме того, он некоторое время располагался за городом. Именно в 2018 году Корейский театр окончательно обосновался на своем нынешнем месте в Ал-маты. Театр Коре был окончательно преобразован в национальный театр после ремонта здания театра правительством Казахстана. Вместимость театра Коре составляет около 200 мест, рабочего
персонала 90 человек, включая директора театра, постановщика спектакля, руководителя балета, дирижера, ответственного за артистов, ответственного за литературу, ответственного за группы актеров, лидера самульнори, актерскую группу, художника, и технический персонал, которые получают зарплату от государства и управляются правительством Казахстана.
3.2 Уштобе
3.2.1 Мемориальный сбор жертвам политических репрессий
Уштобе - первое место, где кореины (корейцы) Дальнего Востока, в том числе антияпонские патриотические деятели, сошли с поезда и впервые поселились во время вынужденного переселения в 1937 году. Для 550 000 жителей Коре из СНГ это место словно Мекка, оно входит в Ка-ратальский район (округ) Алматинской области как административный район, и около 5 000 жителей кореинов в настоящее время проживают в Каратальском районе.
Это мемориальный памятник в честь жертв политического притеснения, таких как вынужденная миграция кореинов и чеченцев. Мемориальный памятник расположен в центральном парке Уштобе и был создан в 1999 году при поддержке правительства Кореи. Разделение левой и правой сторон мемориального памятника выражает разделенную историю корейского народа и кореинов, живущих отдельно от своей родной страны. Поскольку он расположен в центре города, его посещает множество людей. Каждый год мемориальный памятник посещают различные группы, такие как подростки, студенты колледжей и пожилые люди из Кореи, а также в этом месте часто проходят экскурсии от диаспоры ко-реинов. Мемориальный памятник имеет очень большое символическое значение, поскольку был установлен в первом поселении кореинов. В настоящее время это место определено корейским правительством как историческое место и находится под управлением округа Уштобе и Ассоциации Кореин, поэтому находится в хорошем состоянии.
3.2.2 Парк памяти вынужденного переселения
Мемориальный парк вынужденной миграции - это историческое пространство, которое символически представляет историю принудительного переселения кореинов из СНГ вместе с мемориалом жертвам политического притеснения. В мемориальном парке было три памят-
ника, склеп и кладбище. Это место также было признано историческим памятником корейским правительством и управляется Генеральным консульством Кореи в Алматы, ассоциацией ко-реинов и Корейской ассоциацией Уштобе. Что касается трех памятников, склепа и кладбища, монумент Осок был построен при поддержке посольства Кореи (1999 г.). Кроме того, монумент Пэксок был возведен при поддержке Ассоциации дружбы Корея-Казахстан (2002 г.), а Памятник благодарения казахам в центре был создан при поддержке генерального консульства Кореи в Ал-маты, Фонда зарубежных корейцев и Корейской ассоциации (2012 г.). Между тем за памятниками находится склеп, где мигранты временно проживали в первые дни принудительного перемещения. Однако склеп не сохранил форму, потому что не выдержал под тяжестью лет. Между тем, раннее кладбище кореинов находится под горой Бастобе перед памятниками. Примерно в июле 2019 года пространство было расширено и превратилось в мемориальный парк. По краю построили водоотвод, а на пол положили красный кирпич. Кроме того, были обведены железные заборы и установлены мемориальные памятники из коричневого мрамора (с надписью: «Та семья, что на небе» на передней части мемориального памятника) (при финансовой поддержке Генерального консульства Кореи, Корейской ассоциации, Корейского института культуры объединения, Госпиталь Намянджу Хендэ).
3.2.3 Здание старого театра Коре
Это место, куда в 1942 году переехали и слились Театр Коре и Театр кореинов из Узбекистана. В начале вынужденного переселения Театр Коре располагался в Кызылорде (1937-41). Однако, поскольку Советский Союз участвовал во Второй мировой войне, театр был передан в Уштобе в связи с военным положением. Здесь долгое время (1942-1959) действовал Театр Коре, а затем переехал в Кызылорду. Театр Коре 10 лет находился в Кызылорде, куда он был перенесен (1959-68), а затем окончательно переехал в Алма-ты в 1968 году. Конечно, как уже упоминалось выше, театру «Коре», который в итоге переехал в Алматы, пришлось потратить бесчисленное количество времени, прежде чем он смог разместиться на нынешнем месте. Нынешнее здание театра Коре также признано историческим памятником и находится под управлением. Это несколько отличается от того, что было в прошлом.
Здание было построено на большом пустыре, территория была ограждена железными заборами. Также внешний вид меняется каждые несколько лет в связи с проведением ремонтных работ. Сейчас здание театра используется как спортивная школа, а на месте театра (сцена, зрительный зал) работает класс тяжелой атлетики. Также снаружи здания в пространстве справа расположен боксерский зал.
3.2.4 Школа кореинов (в прошлом «школа ко-реинов им. Дзаржинского»)
Это чисто кореинская школа, основанная в 1938 году в Уштобинском дальневосточном колхозе (ныне село Ескельды би). Это была единственная школа, которую кореины посещали в Уштобе, и изначально она состояла только из коре сарам, в свое время доля кореинов (учеников, учителей) была высокой - до 70%. Однако с тех пор количество учеников кореинов уменьшилось, и постепенно школа превратилась в смешанную школу, в которой учатся и другие этнические группы. В настоящее время общее количество студентов составляет 258 человек, из которых 48 - студенты кореины. Кроме того, уроки корейского языка, которые были обязательными до 2010 года, позже были преобразованы во внеклассные занятия из-за изменения предметной программы Министерства образования Казахстана. Количество учителей кореинов также уменьшилось, в настоящее времяв школе работают 5 учителей кореинов, включая заместителя директора (Нам Елена). 3.3 Чимкентская область 3.3.1 Могила Чхве Бон Соля Чхве Бон Соль (1897-1973, псевдоним Ге Рип) - ведущий и единственный выживший в японском имперском «инциденте с ограблением на 150 000 вон», который произошел в Гандо 4 января 1920 года. Перед Движением 1 марта 1919 года он работал участником сбора средств, когда Ли Дон Хуэй хотел отправить его представителем в Париж, он также участвовал в движении за национальную независимость в Енджон 13 марта. Кроме того, он работал членом Корейского национального собрания и его отдаленных организаций, Молодежной ассоциации Гандо и Команды освобождения. 4 января 1920 года Чхве Бон Соль вместе с Юн Джун Хи, Хан Сан Хо, Им Кук Чжон, Пак Ун Се и Ким Джун совершили налет на транспортную линию японского производства у въезда в Донгрян, примерно в 10 милях от Ен-
джон, и убили японскую полицию. Было украдено 150000 вон денежных средств, отправленных в отделение Енджон из отделения Хорен японского банка Чосон. Чхве Бон Соль и его группа прибыли в деревню Синхан во Владивостоке с украденными деньгами и начали закупку оружия, но Чун Хи Юн, Кук Чжон Лим и Сан Хо Хан были арестованы японской военной полицией 31 января и казнены в августе 1921 г., Чхве Бонг Солю удалось бежать с травмами и продолжить свою революционную деятельность в России под именем Цой Ге Рип. Чхве Бон Соль прошел военную подготовку в академии Ассоциации корейской медицинской армии в Имане, Приморская провинция, и зарекомендовал себя в битве с Белой армией в качестве командира взвода и командира роты. В январе 1923 г. участвовал в организации группы Красной Армии в селе Шинхан Владивостока и был избран ее руководителем. В феврале 1923 года, когда он перенес штаб в Маньчжурию, он служил командиром бандитской группы Со-ман у башни Йонгго в уезде Йонган, Маньчжурия. После того, как штаб был расформирован в 1925 году, он вернулся в Россию и занимал пост главы Андреевского колхоза в Гродегово. Однако из-за политики принудительной миграции Сталина в 1937 году его насильно перевезли в Узбекистан, Хорезм, и он также был президентом колхоза в Гулистане, Узбекистан. Затем Чхве Бонг Соль переехал в Кызылорду, Казахстан в 1947 году, и жил там до 1959 года, затем переехал в Чимкент, где провел последние годы жизни до своей смерти в 1973 году. Кладбище Чхве Бон Сола находится вместе с его женой Ким Шин Хи, а рядом с ним находится могила его матери (О Сук Кен). Кладбище находится в ведении супружеской пары (правнучка-Пак Виктория) старшего сына (Пак Валерий) младшей дочери Чхве Бон Соля, единственной выжившей, и семьи второго сына Александры Цой (Владимир Пак).
3.3.2 Резиденция Чхве Бонг Соля
Это место, где Чхве Бонг Соль провел свои последние годы после переезда из Кызылор-ды в Чимкент (ныне Шымкент) в 1959 году. В своей резеденции он жил с матерью, не имея детей. В то время Чхве Бонг Соль жил в трехкомнатном доме с шиферной крышей, и в настоящее время дом находится в передней части здания. В 1964 году было добавлено новое здание, а с 1984 года на первом этаже был построен торговый центр, а на втором - ресторан. С года-
ми внешний вид здания был изменен на реконструкцию и находится в относительно хорошем состоянии.
3.4 Кызылординский район
Он издавна был центром казахской общины Кореинов, включая антияпонские патриотические ветви в Кызылординской области. Таким образом, в регионе находится самое большое количество исторических мест, связанных с антияпонскими патриотами. Поскольку в этом районе много исторических мест, я представлю некоторые из основных пространств или объектов, которые имеют самое прямое отношение к антияпонским патриотическим ветвям.
3.4.1 Резиденция Ге Бон У
Ге Бон У (1880-1959) из Йонхына, провинция Южный Хамген, работал в Северо-Западном обществе и ассоциациях Синмин, а после изгнания в 1910 году он работал в Образовательной ассоциации Ганьминь и школе Квансон, чтобы способствовать патриотическому воспитанию. После этого он работал репортером в газете Квон-оп во Владивостоке, Приморская провинция, и секретарем правительства Освободительной армии Кореи. В 1916 году он был арестован полицией японского консульства в Хаматанге, Северный Гандо и отправлен в Корею (Корейский полуостров). После Движения за независимость 1 марта 1919 года Ге Бон У снова бежал в Северный Гандо, где он был избран главой Корпуса освобождения, а позже служил членом Временного собрания Временного правительства Республики Корея в Шанхае. Затем он был арестован иркутской фракцией Коммунистической партии Кореи (Шанхай), когда вместе с Ли Дон Хуэем и Ким Лим служил ключевыми должностными лицами Корейской социалистической партии и Корейской коммунистической партии (Шанхай). Как историк, он работал над патриотическим просвещением в области письма, печати и образования и провел там свои последние годы после того, как в 1937 году был насильственно переведен в Кызылорду. Резиденция Ге Бон У-1 - В этом здании жил Ге Бон У (1880-1959), известный дальневосточный историк, посвятивший себя патриотическому просвещению, со своей старшей дочерью Ге Хва Рим. Ге Бон У жил в пяти разных домах во время пребывания в Кызылорде, данная постройка является третьим по счету домом. Правительство Кореи определило его как важное историческое место, но из-за отсутствия жителей
сохранность здания с годами ухудшается. В частности, поскольку он расположен на обочине дороги, где проходят пешеходы, окна и стены легко повреждаются, поэтому требуются серьезные меры управления. Резиденция Ге Бон У-2 -Это здание является последним, пятым домом (1957-1959) Ге Бон У (1880-1959). В этом доме проживало 4 человека, Ге Бон У жил с двумя сыновьями и женой Пэ Джи Рим. После смерти Ге Бон У Пэ Чжи Рим жила в этом доме до 1980-х годов и впоследствии он был продан местным жителям. В правом верхнем углу внешней стены резиденции прикреплена каменная плита с рельефным изображением лица и надписью: «Ге Бон У». На шифере по-русски написано: «В этом здании Ге Бон У жил в период 1957-1959 годов. Корейский герой, ученый и просветитель». Так как в резиденции на данный момент нет жильцов, постройка с каждым годом все больше подвергается разрушению, поэтому необходимы предпринять более серьезные меры.
3.4.2 Резиденция Чхве Бонг Соля
Это место, где Чхве Бонг Соль (Цой Герип) жил со своей семьей (женой, младшим сыном Цой Данилом) в период 1947-1959 годов. Резиденция Чхве Бонг Соля была реконструирована в 1990-х годах русскими и сейчас занята другими семьями кореинов. Так как есть жильцы, дом в хорошем состоянии и хорошо сохранился. Рядом находится дом, построенный Чхве Бонг Со-лем, в котором семья второго сына (Цой Ир Сена) жила до его смерти в 1961 году. Однако сейчас там никто не живет и двор постепенно зарастает травой.
3.4.3 Могила Хонг Бом До
Генерал Хонг Бом До (1868-1943) - герой антияпонской вооруженной борьбы, признанный главным героем битвы при городе Бонго. К счастью, его перевезли в Кызылорду, чтобы избежать урагана сталинского гнета, и последние годы жизни он работал охранником в театре Коре. (Так как он является признанным героем антияпонской борьбы, подробное объяснение его деятельности будет опущено). Это кладбище в парковом стиле, где захоронены останки генерала Хонг Бом До. Глядя на процесс строительства паркового кладбища, временное надгробие было построено в другом месте, когда он умер в 1943 году, а в октябре 1951 года собрав средства, надгробие было отреставрировано. Затем, в 1982 году, его перевели на городское кладби-
ще под руководством корреспондента Ленинского знамени Ким Гук Чхона. В 1996 году при поддержке корейского правительства и компаний здесь была построена нынешняя парковая могила. В августе 2008 года были возведены «Ворота Объединения», главные ворота у входа на кладбище, а в августе 2017 года пешеходные зоны кладбища были заменены и отремонтированы до нынешнего состояния при поддержке Министерства по делам ветеранов, и они продолжают развиваться. В апреле 2019 года останки Ге Бон У, находившиеся в том же парке, были репатриированы в Корею, рано или поздно останки генерала Хонг Бом До также репатриируются в Корею. Могила генерала Хонг Бом До находится под управлением посольства, генерального консульства Кореи и местной ассоциации Кореинов, поэтому она сохранилась в хорошем состоянии.
3.4.4 Улица Хонг Бом До
Улица Хонг Бом До в городе Кызылорда была названа так в 1994 году в честь генерала Хонг Бом До. Улица Хонг Бом До расположена в центре Кызылорды. Рядом расположена эстакада и железная дорога, а к стене здания из красного кирпича справа от выхода на улицу прикреплена черная табличка с лицом генерала Хонг Бом До. На каменной плите на русском языке написано: «Эта улица названа в честь великого патриота Кореи, национального героя, легендарного генерала партизанских войск Дальнего Востока и Северо-Восточного Китая, в честь генерала Хонг Бом До, который был насильно перевезен в Кы-зылорду в 1937 году». Кроме того, к дверям каждого дома на этой улице прикреплена табличка с названием «улица Хонг Бом До».
3.4.5 Могила Ге Бон У
Это кладбище в парке, где находится могила историка Ге Бон У (1880-1959). На момент его смерти в 1959 году могила Ге Бон У была расположена на близлежащем муниципальном коммунальном кладбище. В 1996 году при поддержке корейского правительства его могила и могила его жены были перемещены в ынынеш-нее местоположение. Кладбище генерала Хонг Бом До также находится на территории паркового кладбища. Между тем, 22 апреля 2019 года останки Ге Бон У были репатриированы в Корею корейским правительством. Место, где с тех пор находятся останки Ге Бон У, было восстановлено аналогично существующему. Мраморная плита с историей Ге Бон У слева была убрана, и заме-
нена на плиту из черного мрамора, была прикреплена к передней части каменной колонны с бюстом. Между тем высота всей нижней части могилы была немного ниже, чем у нынешней, а на полу перед квадратными каменными столбами были поставлены каменные плиты. После реставрации кладбище Ге Бон У сохраняет свой прежний статус.
3.4.6 Улица Ге Бон У
Это название улицы, именованной (1997 г.) в честь Ге Бон У, борца за независимость и просветителя. Улица Ге Бон У находится на окраине города, в отличие от улицы Хонг Бом До. Через интервью в результате проверки даже жители улицы Ге Бон У знают, что он - великий педагог и герой Кореи, а также народа Коре. Раньше улица Ге Бон У была запущенной, в сезон снега и дождей было немало проблем с движением транспорта, но при поддержке городских властей в 2020 году она была вымощена асфальтом, и улица стала гораздо красивее. Кроме того, как и на улице Хонг Бом До, к двери каждого дома были прикреплены таблички с названием улицы.
4. Заключение
Как описано выше, были изучены текущее состояние и сохранность объектов, разбросанных по городам Казахстана, таких как жилые дома, кладбища, места деятельности и исторически связанные объекты, которые относятся к антияпонским патриотическим деятелям. В тексте представлены исторические места, расположенные в четырех регионах, но, как уже упоминалось, конечно, представленные исторические места - это еще не все. Всестороннее представление текущего статуса и статуса сохранности исторических мест по регионам выглядит следующим образом.
Прежде всего, рассмотрим Могилу Хван Ун Джона в Алматы. Даже после того, как останки были возвращены корейским правительством в апреле 2019 года, оригинальная надгробная плита на могиле Хван Ун Джона была восстановлена, как и прежде, в соответствии с пожеланиями родственников, поддерживается благодаря регулярным посещениям потомков. То же самое и с четырьмя корпусами газет «Ленингичи» и «Коре ильбо», включая нынешнюю газету. После полного переезда из Кызылорды в Алматы в 1978 году они продолжили свою деятельность в четырех разных зданиях газет. Все эти здания в настоящее время используются в качестве офи-
сов для организаций и организаций другого назначения и хорошо управляются жильцами. Корпус «Корейского театра» также был полностью перенесен в Алматы в 1968 году и оставил свой след в нескольких местах. Все эти здания в настоящее время заняты другими организациями, поэтому они хорошо сохранились.
В случае с историческими местами в районе Уштобе ситуация и статус сохранности аналогичны. В случае «Мемориала жертвам политических репрессий» и «Мемориального парка вынужденной миграции» (мемориалы, склепы, кладбища) прямые посещения осуществляются Генеральным консульством Кореи в Алматы, Ассоциацией Кореин и властями города Уштобе. Ситуация очень хорошая. Кроме того, «бывшее здание театра Коре» и «школа Кореин» также находятся в ведении местных организаций, поэтому они тоже хорошо сохранились.
Затем рассмотрим исторические места в районе Шымкента («Могила Чхве Бон Соля» и «резиденция Чхве Бон Соля»). Кладбище хорошо управляется под непосредственным руководством потомков. «резиденция Чхве Бон Соля» также используется как коммерческое здание и хорошо управляется владельцами здания и арендаторами.
Наконец, с историческими местами в районе Кызылорды обстоит несколько иная ситуация. В регионе есть несколько резиденций антияпонских патриотов. В случае «резиденции Ге Бон У» здание почти не управляется из-за отсутствия жителей. В частности, поскольку он расположен на обочине дороги, он с большей вероятностью может быть легко разграблен или поврежден. Это ситуации, которые выявляются в процессе ежегодной проверки. К счастью, в «резиденции Чхве Бонг Соля» есть проживающие, поэтому здание хорошо управляется. Кроме того, могилы «Хонг Бом-до» и «Ге Бон У» оформлены как мавзолеи в парковом стиле, поэтому они пользуются особым вниманием со стороны генерального консульства Кореи и Корейской ассоциации народа коре. Конечно, ограда кладбища частично сломана, поэтому есть участки, требующие ремонта. Это связано с тем, что в действительности постоянно ухаживать за этими участками довольно сложно. Поскольку «улица Хонг Бом До» и «улица Ге Бон У» являются открытой общественной территорией, они автоматически управляются городскими властями. Однако в некоторых
семьях таблички с именами антияпонских патриотических деятелей могут отсутствовать, в связи с этим считается, что компетентные корейские органы коллективно могут предоставить способ быстрого решения этой проблемы в процессе проверки на месте.
Исторические места, относящиеся к упомянутым выше антияпонским патриотическим деятелям, представляют большую ценность не только для общества кореинов СНГ, но и для Кореи. Антияпонские патриоты также являются частью истории народа Коре, и стали очень важным элементом исторической мозаики, а также ступенью, которая соединяет страницы разрозненной
корейской современной и новейшей истории. Эти исторические места сегодня являются драгоценным сокровищем общества Кореин в регионе и играют центральную роль в интеграции. Это также является образовательным фундаментом, который вселяет национальную гордость в молодое поколение кореинов. Несмотря на то, что они находятся в других странах, далеких от Корейского полуострова, мы все должны сохранять к ним особый интерес, чтобы исторические места антияпонских патриотических деятелей, содержащие их души, могли без потерь и повреждений сохраниться на страницах истории.
Список литературы
1. Итоги депортации подвел Н. Ежов. Совершенно секретно председателю СНК тов. Молотову В. М. 29 октября 1937 г. // Коре сарам. - 1993. - № 6-7. - С. 35. - Текст: непосредственный.
2. Ким, Сын Хва. Очерки по истории советских корейцев [Текст] / Акад. наук КазССР. Ин-т истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова. / Сын Хва Ким. - Алма-Ата: Наука, 1965. - 251 с.: ил.; 21 см. - Текст: непосредственный.
3. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока. - РГИАДВ. - Ф.1. - Оп. 10. -Д. 327. - 7-8 л. - Текст: непосредственный.
4. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока. - РГИАДВ. - Ф. 2000. - Оп.1. -Д. 4107. - Текст: непосредственный.
5. Архив внешней политики Российской империи. - АВПРИ. - Ф.ЯС(Японский стол). - Оп. 493. - Д. 1968. -12 л. - Текст: непосредственный.
6. Архив внешней политики Российской империи. - АВПРИ. - Ф.ЯС(Японский стол). - Оп. 493. - Д. 1968. -4 л. - Текст: непосредственный.
7. Архив внешней политики Российской империи. - АВПРИ. - Ф.ЯС(Японский стол). - Оп. 493. - Д. 1968. -6 л. - Текст: непосредственный.
8. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока. - РГИАДВ. - Ф. 1. - Оп. 10. -Д. 327. - 8 л. - Текст: непосредственный.
9. Граве, В. В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье: отчет уполномоченного Министерства иностранных дел / В. В. Граве // Труды командированной по высочайшему повелению Амурской экспедиции. Вып. 11. -СПб.: типография В. О. Киршбаума, 1912. - 489 с. - Текст: непосредственный.
10. 10-летие Октябрьской революции и советские корейцы - Владивосток: Книжное дело, 1927. - 100 с. -Текст: непосредственный.
11. Антияпонская вооруженная борьба в Маньчжурии и России в первой половине 1920-х годов. История корейского движения за независимость. Том 49, Глава 2 Формирование и развитие антияпонских воинских формирований в России. // сайт. - URL: https://search.i815.or.kr/Degae/DegaeView.jsp?nid=1746 (дата обращения: 09.02.2018). - Текст: электронный.
12. Пак, Б. Д., Бугай, Н. Ф. 140 лет в России. Очерк истории российских корейцев / Б. Д. Пак, Н. Ф. Бугай. -М.: Институт востоковедения РАН, 2004. - 464 с. - Текст: непосредственный.
13. Ким, М. Т. Корейские интернационалисты в борьбе за власть Советов на Дальнем Востоке (1918-1922) [Текст] / [Авт. вступ. статьи В. К. Пак, Ф. И. Шабшина, с. 3-38]. - Москва: Наука, 1979. - 144 с., 2 л. ил.; 20 см. -Текст: непосредственный.
14. Пак, Хан. История корейского национального движения / Хан Пак. - Сеул: Кукхакчаревон, 1998. -436 с. - Текст: непосредственный.
15. Российские корейцы в борьбе за независимость Кореи [Текст]: Фотопортреты: Посвящается 140-летию добровольного переселения корейцев в Россию / Российская ассоциация "Потомки борцов за независимость Кореи»; Государственный институт истории Республики Корея, Посольство Республики Корея в России; [сост. В. В. Цой]. - Москва: Научная книга, 2004. - 107 с.: портр. 30 см. - ISBN 5-94935-040-5. - Текст: непосредственный.
16. Отчет об исследовании исторического места движения за зарубежную независимость. Том 8. - Сеул: Тоннипкинемгван, 2008. - 295 с. - Текст: непосредственный.
17. Отчет об исследовании исторического места движения за зарубежную независимость. Том 17. - Сеул: Тоннипкинемгван, 2008. - 254 с. - Текст: непосредственный.
18. Юн, Бен Сок. История корейского движения за независимость за рубежом / Бен Сок Юн - Сеул: Чисикса-нопса, 1994. - 350 с. - ISBN 9788942310302(8942310303. - Текст: непосредственный.
19. Уважаемые читатели! // Ленин кичи. - 1978, сент. - 1. - Алма-Ата, 1978. - 4 полосы. - Еженед. - Текст: непосредственный.
20. Уважаемые читатели! // Ленин кичи. - 1987, май -13. - Алма-Ата, 1987. - 4 полосы. - Еженед. - Текст: непосредственный.
21. Уважаемые читатели! // Коре ильбо. - 2000, май -1. - Алма-Ата, 2000. - 4 полосы. - Еженед. - Текст: непосредственный.
References
1. Itogi deportacii podvel N Ezhov. Sovershenno sekretno predsedatelju SNK tov. Molotovu V. M. 29 oktjabrja 1937 g. // Kore saram. - 1993. - № 6-7. - S. 35. - Tekst: neposredstvennyj.
2. Kim, Syn Hva. Ocherki po istorii sovetskih korejcev [Tekst] / Akad. nauk KazSSR. In-t istorii, arheologii i jetnografii im. Ch. Ch. Valihanova. / Syn Hva Kim. - Alma-Ata: Nauka, 1965. - 251 s.: il.; 21 sm. - Tekst: neposredstvennyj.
3. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Dal'nego Vostoka. - RGIADV. - F.1. - Op. 10. - D. 327. -.7-8 l. -Tekst: neposredstvennyj.
4. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Dal'nego Vostoka. - RGIADV - F. 2000. - Op.1. - D.4107. -Tekst: neposredstvennyj.
5. Arhiv vneshnej politiki Rossijskoj imperii. - AVPRI. - F.JaS(Japonskij stol). - Op. 493. - D. 1968. - 12 l. - Tekst: neposredstvennyj.
6. Arhiv vneshnej politiki Rossijskoj imperii. - AVPRI. - F.JaS(Japonskij stol). - Op. 493. - D. 1968. - 4 l. - Tekst: neposredstvennyj.
7. Arhiv vneshnej politiki Rossijskoj imperii. - AVPRI. - F.JaS(Japonskij stol). - Op. 493. - D. 1968. - 6 l. - Tekst: neposredstvennyj.
8. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Dal'nego Vostoka. - RGIADV. - F. 1. - Op. 10. - D. 327. - 8 l. -Tekst: neposredstvennyj.
9. Grave, V. V. Kitajcy, korejcy i japoncy v Priamur'e: otchet upolnomochennogo Ministerstva ino-strannyh del / V. V. Grave // Trudy komandirovannoj po vysochajshemu poveleniju Amurskoj jekspedicii. Vyp. 11. - SPb.: tipografija V. O. Kirshbauma, 1912. - 489 s. - Tekst: neposredstvennyj.
10. 10-letie Oktjabr'skoj revoljucii i sovetskie korejcy - Vladivostok: Knizhnoe delo, 1927. - 100 s. - Tekst: neposredstvennyj.
11. Antijaponskaja vooruzhennaja bor'ba v Man'chzhurii i Rossii v pervoj polovine 1920-h godov. Isto-rija korejskogo dvizhenija za nezavisimost'. Tom 49, Glava 2 Formirovanie i razvitie antijaponskih voinskih formirovanij v Rossii. // sajt. - URL: https://search.i815.or.kr/Degae/DegaeView.jsp?nid=1746 (data obrashhenija: 09.02.2018). -Tekst: jelektronnyj.
12. Pak, B. D., Bugaj, N. F. 140 let v Rossii. Ocherk istorii rossijskih korejcev / B. D. Pak, N. F. Bugaj - M.: Institut vostokovedenija RAN, 2004. - 464 s. - Tekst: neposredstvennyj.
13. Kim, M. T. Korejskie internacionalisty v bor'be za vlast' Sovetov na Dal'nem Vostoke (1918-1922) [Tekst] / [Avt. vstup. stat'i V. K. Pak, F. I. Shabshina, s. 3-38]. - Moskva: Nauka, 1979. - 144 s., 2 l. il.; 20 sm. - Tekst: neposredstvennyj.
14. Pak, Han. Istorija korejskogo nacional'nogo dvizhenija / Han Pak. - Seul: Kukhakcharevon, 1998. - 436 s. -Tekst: neposredstvennyj.
15. Rossijskie korejcy v bor'be za nezavisimost' Korei [Tekst]: Fotoportrety: Posvjashhaetsja 140-letiju dobrovol'nogo pereselenija korejcev v Rossiju / Rossijskaja associacija "Potomki bor-cov za nezavisimost' Korei»; Gosudarstvennyj institut istorii Respubliki Koreja, Posol'stvo Respubliki Koreja v Rossii; [sost. V. V Coj]. - Moskva: Nauchnaja kniga, 2004. - 107 s.: portr. 30 sm. - ISBN 5-94935-040-5. - Tekst: neposredstvennyj.
16. Otchet ob issledovanii istoricheskogo mesta dvizhenija za zarubezhnuju nezavisimost'. Tom 8. - Seul: Tonnipkinemgvan, 2008. - 295 s. - Tekst: neposredstvennyj.
17. Otchet ob issledovanii istoricheskogo mesta dvizhenija za zarubezhnuju nezavisimost'. Tom 17. - Se-ul: Tonnipkinemgvan, 2008. - 254 s. - Tekst: neposredstvennyj.
1S. Jun, Ben Sok. Istorija korejskogo dvizhenija za nezavisimost' za rubezhom I Ben Sok Jun - Seul: Chisiksanopsa, 1994. - 350 s. - ISBN 97SS942310302(S942310303. - Tekst: neposredstvennyj.
19. Uvazhaemye chitateli! II Lenin kichi. - 197S, sent. -1. - Alma-Ata, 197S. - 4 polosy. - Ezhened. - Tekst: neposredstvennyj.
20. Uvazhaemye chitateli! II Lenin kichi. - 19S7, maj -13. - Alma-Ata, 19S7. - 4 polosy. - Ezhened. - Tekst: neposredstvennyj.
21. Uvazhaemye chitateli! II Kore il'bo. - 2000, maj -1. - Alma-Ata, 2000. - 4 polosy. - Ezhened. - Tekst: neposredstvennyj.
Дата поступления / Received 03.02.2021 Дата принятия в печать / Accepted 01.03.2021
© Ли Бенг Джо, 2021 © Lee Byong Jo, 2021