Научная статья на тему 'Корейский театр в Казахстане'

Корейский театр в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
293
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КОРЕЙСКИЙ ТЕАТР / HISTORY / KOREAN THEATER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ким Надежда Владимировна, Обаев Исмухан

Автор рассматривает становление корейского театра, как на исторической Родине, так и в Казахстане. Особое внимание автор обращает на изучение архивных материалов и собственную практику. Автор приходит к выводу необходимости воплощения спектаклей на основе корейских оригинальных пьес и сохранение традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOREAN THEATER IN KAZAKHSTAN

Objective: Introduction to the history of Korean theater in Kazakhstan. Method: The study of archival materials. Own practice. Result: The Incarnation performances based on Korean original plays Conclusions: Preserving Traditions

Текст научной работы на тему «Корейский театр в Казахстане»

КОРЕЙСКИЙ ТЕАТР В КАЗАХСТАНЕ

Ким Надежда Владимировна

магистр Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, Государственный корейский театр музыкальной комедии, режиссер

Обаев Исмухан

народный артист Республики Казахстан, профессор Казахский Государственный академический театр им. М. Ауэзова, Республика

Казахстан, г. Алматы E-mail: [email protected]

KOREAN THEATER IN KAZAKHSTAN

Nadezhda Kim

hold master's degree from Kazakh National Academy of arts named after

T. Zhurgenov, Republic of Kazakhstan, Almaty

Obayev Ismuhan

people s artist of Republic of Kazakhstan, professor Republic of Kazakhstan, Almaty

АННОТАЦИЯ

Автор рассматривает становление корейского театра, как на исторической Родине, так и в Казахстане.

Особое внимание автор обращает на изучение архивных материалов и собственную практику.

Автор приходит к выводу необходимости воплощения спектаклей на основе корейских оригинальных пьес и сохранение традиций.

ABSTRACT

Objective: Introduction to the history of Korean theater in Kazakhstan. Method: The study of archival materials. Own practice. Result: The Incarnation performances based on Korean original plays Conclusions: Preserving Traditions

Ключевые слова: история; Корейский театр. Keywords: history; Korean theater.

История корейского театрального искусства насчитывает много веков. На протяжении всех периодов истории Кореи театральные представления всегда

сопровождали увеселительные мероприятия, как для знати, так и для простого народа.

Корейцы считаются одной из самых музыкальных и певческих народностей мира. Жизнь народа всегда была насыщена танцами и театральными представлениями. Танцевальные движения, исполняемые под аккомпанемент народных музыкальных инструментов, как правило, подкреплялись сюжетной линией и развились в драматическое действо.

Во время средневековых корейских династий Корё и Чосон (второе тысячелетие нашей эры), корейский танец развивался за счет поддержки королевского двора, различных академий и даже официального министерства при правительстве. Несмотря на народное происхождение, ряд танцев обрёл постоянный высокий статус, включая танец отшельника, танец призрака, танец с веерами, танец монаха, танец шута и другие. Считается, например, что танец с веерами имеет свои корни в камлании шаманов, в котором те использовали листья деревьев, позже этот танец стал элементом высокого искусства. Другой пласт танцевальной культуры Кореи — народный крестьянский танец, дошедший до наших дней и исполняемый сейчас фольклорными коллективами.

Из-за культурных репрессий во время японского колониального управления, иногда называемого культурным геноцидом, большинство танцевальных академий было закрыто, и множество видов танцев исчезло или же было изменено. Однако, некоторые из основателей современной корейской танцевальной школы, такие как Чхве Сын Хи, привнесли в современный танец народные элементы, кроме того, хранили корейские танцевальные традиции, содействуя современному возрождению корейского народного танца. Сейчас во многих университетах Кореи народный танец преподаётся как академический предмет, причём эта практика в начале XXI века распространилась и на некоторые зарубежные университеты. Лучшие танцоры были признаны «Живыми национальными сокровищами», им поручено вести танцевальные классы и передавать свой опыт подрастающим поколениям.

Где бы ни жили представители корейской национальности, какие бы жизненные перипетии и испытания не выпадали на их плечи, они всегда стараются сохранить и развить традиционное искусство в разных жанрах: вокал, танцы, игра на музыкальных инструментах и, конечно, театральное представление.

Традиционно трепетное отношение к искусству, которое жизненно необходимо для гармоничного существования нации, привело к тому, что в Казахстане, в городе Алматы, уже около восьмидесяти лет полноценно функционирует Государственный Республиканский корейский театр музыкальной комедии.

Это первый в мире национальный корейский театр, который работает за пределами Корейского полуострова. Также это единственный корейский театр на территории СНГ со статусом государственного.

Начало истории этого уникального коллектива датируется 9 сентября 1932 года, когда решением Дальневосточного крайисполкома на основе корейских клубных драматических кружков в городе Владивостоке был создан передвижной корейский театр. Он получил официальное название Дальневосточный краевой корейский театр — первый и на тот момент единственный корейский театр в мире.

В официальных документах говорилось, что его важнейшая задача — постановка спектаклей на основе оригинальных корейских пьес. В течение первых пяти лет под руководством первого директора Ким Тхяй на сцене театра были поставлены спектакли: «Факел Дян Фен Дона» по пьесе Ен Сен Нена об освободительной борьбе корейцев против японского милитаризма; «Межа» по произведениям драматурга Тхай Дян Чуна, посвященного временам коллективизации, и «Рабы» о вооруженном восстании в Корее. В репертуар вошли спектакли, основанные на народных легендах: «Сказание о девушке Чун Хян» Ли Ден Нима, «Сказание о девушке Сим Чен» Цай Ена.

Но трагический период репрессий, выпавший на долю корейского народа, прервал творческий подъем театра. Дальневосточные корейцы были первыми и

наиболее многочисленными из народов Советского Союза, испытавшими на себе ужасы депортации. Гонимые народы нашли в Казахстане не только место, где можно было пережить лихую годину, но и обрели вторую родину для себя и своих потомков. Они не только выжили, сохранились как этносы, но и заняли достойное место в сообществе многонационального Казахстана [1]. Ярким свидетельством тому служит, в частности, история корейского театра, коллектив которого также нашел в Казахстане свой второй дом и героически открыл новую страницу своей творческой биографии.

В сентябре 1937 года, после депортации одна часть труппы Дальневосточного краевого корейского театра оказалась в Кзыл-Орде (ныне Кызылорда), другая — в Ташкенте. В Кзыл-Орде из артистов театра была организована «разъездная театральная труппа для обслуживания корейского населения». Артисты выступали перед колхозниками во время посевной и уборочной кампаний, а также перед школьниками в период каникул. В первые годы пребывания в Казахстане на сцене театра были поставлены пьесы «Счастливые люди» Тхай Дян Чуна о жизни корейских колхозов, «Гибель эскадры» Александра Корнейчука, «Враги» Максима Горького.

Преобразованная в 1940-м году в Кзыл-Ординский областной корейский музыкально-драматический театр 3-й категории, труппа продолжала пополнять свой репертуар. Великая Отечественная война внесла свои коррективы в репертуарную политику. Уже в июле 1941 года появились постановки «оборонной тематики» и была утверждена концертная программа, в основе которой — песни и стихи о Великой Отечественной войне. Артисты театра выступали перед эвакуированным населением и ранеными в госпиталях.

Через год решением Казсовнаркома, «в целях обеспечения зрительской базой и нормальными производственными условиями работы», театр переводится из Кзыл-Орды на станцию Уш-Тобе Каратальского района Талды-Курганской области. Коллектив возобновил свою работу на новом месте 13 января 1942 года как Талды-Курганский областной корейский музыкально-драматический театр.

Начиная с этого года и до победного сорок пятого в театре были поставлены спектакли «Хон Бом До» Тхай Дян Чуна о борьбе корейцев за установление Советской власти на Дальнем Востоке; «Петр Крымов» Константина Финна, «Синий платочек» Валентина Катаева, «Дни и ночи» Константина Симонова и другие спектакли на военную тематику.

В 1950 году Талды-Курганский областной корейский музыкально-драматический театр объединяется с ташкентской труппой, которая также переехала на станцию Уш-Тобе. Важное место в творчестве театра начинает занимать проблема развития Кореи, которая нашла свое отражение в спектакле «Южнее 38 параллели» Тхай Дян Чуна и «Корея в огне» Ен Сен Нена [2].

В начале 1950-х годов из Северной Кореи в дружественный Советский Союз для приобретения знаний и навыков в творческих профессиях: операторов, режиссеров театра, сценаристов, актеров — было отправлено десять человек. Среди них были Хан Дин, Мен Дон Ук, Ян Вон Сик, Хо Дин, Тен Чу, Цой Гук Ин, Ким Зон Фу. Все они учились в легендарном ВГИКе — Всесоюзном государственном институте кинематографии. Прожив в СССР несколько лет, молодые творцы осознали, насколько деспотичен был тоталитарный режим на их Родине — в Северной Корее. Движимые юношеским максимализмом, они написали письмо руководству своей страны, в котором выражали несогласие с существующей политикой. В ответ на столь дерзкое выражение мнения из Северной Кореи пришел запрос о срочном возвращении всех десяти студентов в страну. Зная, что на Родине кроме расстрела их ничего не ждет, молодые люди попросили у советского руководства политического убежища. Так десять молодых начинающих талантливых творцов навсегда остались в СССР без права встречи с родными. Закончив учебу в Москве, многие из них приехали работать в Корейский театр, который уже существовал в Казахстане.

Осенью 1955 года состоялись первые крупные гастроли Корейского театра по городам Советского Союза, которые с успехом начались в Алма-Ате (ныне Алматы). Постановлением Совета Министров Казахской ССР 30 мая 1959 года

Корейский театр вновь был переведен в город Кзыл-Орду. Через год в труппу влились молодые творческие кадры — коллектив театра пополнился выпускниками Ташкентского театрально-художественного института. Судьбоносным в истории театра стал 1968 год. Он был ознаменован переездом коллектива в Алма-Ату, где театру за достигнутые творческие заслуги был присвоен почетный статус Республиканского корейского театра музыкальной комедии. Новое обновление состава произошло в 1975 году за счет выпускников Алма-Атинского института искусств (ныне Казахская национальная консерватория им. Курмангазы). При театре открывается эстрадный ансамбль «Ариран» и национальная танцевальная труппа. В постановке национальной классики преобладают элементы вокально-хореографического жанра, выдержанные в традициях национального театра. Коллектив гастролирует по республике: Жамбыльской, Кзыл-Ординской, Талды-Корганской, Шымкентской и другим областям. Активно выезжала и в турне по Советскому Союзу, побывав с выступлениями в Узбекистане, Кыргызстане, Каракалпакстане и Сахалинской области [3, с. 331].

Свой полувековой юбилей в 1982 году театр отметил творческим отчетом в Москве. В этот же год за заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня основания Республиканский корейский театр музыкальной комедии был награжден орденом «Знак Почета».

В 1988 году главным режиссером театра становится заслуженный деятель искусств Казахской ССР Мен Дон Ук. Постепенно налаживаются связи Корейского театра в Казахстане с корейскими государствами, и в 1989 году коллектив выезжает на гастроли в КНДР и Республику Корея. Спустя один год театр становится побратимом Государственного национального театра Сеула (Республика Корея). А в 1992 году на Всемирном фестивале национального театрального искусства в Сеуле получает первую премию за спектакль «Не стоит раскачивать дерево» Хан Дина.

Через десять лет, на свой 70-летний юбилей творческий коллектив получает бесценный подарок — новое здание театра — и награждается

благодарностью Президента РК. Вдохновленный вниманием со стороны главы государства и своих преданных зрителей, коллектив театра продолжает воплощать в жизнь различные творческие проекты, принимать участие в Международных фестивалях театрального искусства в Германии и Республике Корея.

Но никогда артисты театра не забывали о своем прошлом, бережно передавая историю и традиции коллектива из поколения в поколение. С этой целью в 2007 году, к 75-летнему юбилею было решено реализовать неординарные мемориальные проекты. Один из них «Поезд памяти». Артисты театра повторили маршрут дальневосточных корейцев и посетили с гастролями Владивосток, а также другие города России. А в рамках проекта «Путь диаспоры» труппа выступила во всех областных центрах Казахстана, где нашли себе пристанище первые поколения депортированных.

Следующим крупномасштабным мероприятием, инициированным Государственным республиканским корейским театром музыкальной комедии, стал международный театральный фестиваль «Шелковый путь» в городе Сеуле. В фестивале, проведенном в 2010 году, приняли участие четыре театральных коллектива из Казахстана: Казахский академический театр драмы им. М. Ауэзова, Государственный академический русский театр драмы им. М.Ю. Лермонтова, Казахский театр для детей и юношества им. Г. Мусрепова, а также Государственный республиканский корейский театр музыкальной комедии.

В 2011 году в рамках «Шелкового пути» на сцене корейского театра выступили артисты театров «Мулкел» и «Котхи» (Республика Корея). Свой 80-летний юбилей театр отметил премьерами музыкальной фантазии Д.Накипова «Принц трех царств» в постановке Олега Ли, мелодрамы Антуана Ро «Все сначала» и трагедии «Карагоз» М. Ауэзова в постановке Романа Цоя. Артисты приняли участие в ежегодном театральном фестивале в Республике Корея, посетили с гастролями города Казахстана. На торжественной церемонии

празднования юбилея был презентован Музей театра. Коллектив вновь был удостоен благодарности Президента РК Н.А. Назарбаева.

В 2014 году широко празднуется 150-летие проживания корейцев в России. В связи с этой исторической датой коллектив театра планирует многочисленные гастрольные поездки, для которых специально готовятся яркое тематическое театрализованное представление.

За более чем восьмидесятилетнюю историю уникального коллектива на сцене театра было представлено более 250 спектаклей и концертных программ, которые просмотрели свыше 5 миллионов зрителей.

В репертуаре театра — национальные и современные корейские спектакли, а также постановки казахстанских и зарубежных драматургов. Все спектакли идут на корейском языке с синхронным переводом на русский язык.

В театре сосредоточены профессиональные силы, представляющие все жанры корейского национального искусства: драматическая труппа, фольклорно-этнографическая группа «Самульнори», балет традиционного корейского танца и солисты-вокалисты.

Развиваясь в русле единой этнокультурной политики Казахстана, корейский театр не только сохраняет национальный колорит, самобытность и язык, но и является неотъемлемой частью многонационального Казахстана, обогащая культуру корейцев, проживающих в полиэтническом окружении.

Список литературы:

1. Депортация народов в Казахстан [Электронный ресурс] — Режим доступа.

— URL: http://ponimai.su/cmspage/494/ (дата обращения 05.03.2014)ю

2. История Государственного Республиканского корейского театра музыкальной комедии. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kortheatre.kz/ru/block.php?id=15 (дата обращения 05.03.2014).

3. Казахская ССР. Краткая энциклопедия. Алма-Ата: КСЭ, — 1991. — Т. 4.

— С. 331.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.