Научная статья на тему 'ТЕКУЩАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЮ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ'

ТЕКУЩАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЮ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальные цели развития / уровень жизни населения / реальные денежные доходы / реальный размер назначенных пенсий / прожиточный минимум / бедность / жилье / national development goals / standard of living of the population / real money income / real size of assigned pensions / cost of living / poverty / housing
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕКУЩАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЮ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»

Рябовол В.В.

аспирант, Северо-Западный институт управления РАНХиГС, Санкт-Петербург Липатова Л.Н.

д.соц.н., к.э.н., профессор, Северо -Западный институт управления РАНХиГС, Санкт-Петербург

ТЕКУЩАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЮ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Ключевые слова: национальные цели развития, уровень жизни населения, реальные денежные доходы, реальный размер назначенных пенсий, прожиточный минимум, бедность, жилье.

Keywords: national development goals, standard of living of the population, real money income, real size of assigned pensions, cost of living, poverty, housing.

Важнейшая цель государственной политики нашей страны - неуклонное повышение жизненного уровня россиян. Это нашло отражение и в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 « О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», которым установлены целевые значения по основным показателям уровня жизни населения: реальным располагаемым денежным доходам населения; реальному размеру назначенных пенсий; удельному весу населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; количеству семей, улучшивших жилищные условия.

Цель данного исследования - оценить динамику индикаторов, используемых для измерения достижения национальных целей развития, направленных по повышение жизненного уровня населения. Объект исследования -г. Санкт-Петербург.

По важнейшему индикатору жизненного уровня - реальным денежным доходам г. Санкт-Петербург в 2019 г. заметно отставал от среднего в стране уровня этого показателя. Однако годом ранее значение рассматриваемого индикатора в Санкт-Петербурге было значительно выше, чем в РФ в целом. По другому показателю, используемому для измерения степени достижения национальной цели развития «Рост доходов и пенсий» - реальному размеру назначенных пенсий, отставание тоже существенно, причем годом ранее прироста данного индикатора практически не было. Удельный вес населения, живущего за чертой бедности, в Санкт-Петербурге почти в 2 раза меньше (табл. 1).

Таблица 1

Динамика основных индикаторов уровня жизни населения в г. Санкт -Петербурге в сравнении со средними значениями в Российской Федерации и Северо-Западном федеральном округе1

Показатель 2010 г. 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. 2019 г.

Реальные денежные доходы, процентов к предыдущему году

Российская Федерация 105,4 101,2 105,8 104,8 99,2 96,4 95,5 99,8 101,1 101,7

Северо-Западный федеральный округ 106,7 98,7 105,9 105,3 101,2 96,7 98,3 100,9 102,8 100,7

г. Санкт-Петербург 109,0 98,0 103,0 107,6 102,0 97,0 100,4 103,1 104,2 101,1

Реальная начисленная заработная плата, процентов к предыдущему году

Российская Федерация 105,2 102,8 108,4 104,8 101,2 91,0 100,8 102,9 108,5 104,8

Северо-Западный федеральный округ 105,4 101,1 107,6 105,0 100,8 91,7 101,2 104,1 109,0 104,1

г. Санкт-Петербург 106,6 100,2 106,3 104,8 101,9 92,5 103,0 105,7 109,1 104,7

Реальный размер назначенных пенсий, процентов к предыдущему году

Российская Федерация 112,2 104,6 103,3 103,3 97,5 101,1 137,3 74,8 100,8 103,2

Северо-Западный федеральный округ 111,4 104,7 103,5 103,0 96,4 101,1 133,0 76,8 100,4 102,9

г. Санкт-Петербург 110,6 104,6 103,1 102,2 95,6 100,7 132,4 76,2 100,1 102,6

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, процентов от общей численности населения субъекта

Российская Федерация 12,5 12,7 10,7 10,8 11,3 13,4 13,2 12,9 12,6 12,3

г. Санкт-Петербург 8,6 9,1 9,0 8,2 8,7 8,5 8,3 7,3 6,6 6,5

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, на конец года; квадратных метров

Российская Федерация 22,6 23,0 23,4 23,4 23,7 24,4 24,9 25,2 25,8 26,3

Северо-Западный федеральный округ 24,7 24,9 25,4 24,6 24,4 25,7 26,3 27,0 27,5 28,1

г. Санкт-Петербург 23,0 23,3 23,8 23,3 21,4 23,6 24,3 24,9 25,4 26,2

1 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2020. - С. 232, 234, 236, 278, 314.

124

Учитывая ограниченную информационную ценность фрагментарных статистических данных, рассмотрим более продолжительный период. Такой анализ необходим для того, чтобы понять, какой была ситуация на старте реализации национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития. От этого зависит, какая оценка может быть дана изменениям, произошедшим в 2019 г. и последующие годы. Поскольку названным выше Указом Президента России установлены средние по стране целевые значения ключевых индикаторов уровня жизни, необходимо в каждом регионе оценить достаточность предпринимаемых мер. Ведь если, например, для какого - либо субъекта федерации продолжительный период времени было характерно значительное отставание по уровню жизни населения, то запланированных 2,4% прироста реальных денежных доходов может быть не достаточно. Тем более это необходимо, если реальные доходы населения какое-то время снижались.

Реальные денежные доходы россиян в 2010-2018 гг. увеличились на 9%, в Северо -Западном федеральном округе (СЗФО) прирост составил 17%, в Санкт-Петербурге - на 26%. Достижение такого уровня стало возможным потому, что почти ежегодно, за исключением 2011 г., реальные денежные доходы жителей Санкт-Петербурга возрастали более высокими темпами, чем в стране в целом. В 2015 г. их снижение было менее значительным, а в 2016-2017 гг., когда по всей стране произошло падение реальных денежных доходов, в Санкт-Петербурге отмечался их заметный рост. Поэтому отставание Санкт-Петербурга по темпам прироста данного индикатора, зафиксированное в 2019 г., не следует рассматривать как значимое событие.

В значительной степени рост реальных денежных доходов населения Санкт -Петербурга обусловлен ростом реальной заработной платы как важнейшего источника. Если в стране в целом этот показатель в 2010-2018 гг. увеличился на 27%, в СЗФО прирост составил 28%, в Санкт -Петербурге - 33%.

А вот по другому индикатору, используемому для оценки достижения национальной цели развития «Рост доходов и пенсий» - реальному размеру назначенных пенсий - Санкт-Петербург сильно отстает от средних значений и в стране и в СЗФО. Если в среднем в РФ в 2010-2018 гг. пенсии в реальном исчислении увеличились на 28%, в СЗФО прирост составил 24%, то в Санкт-Петербурге рассматриваемый показатель увеличился только на 18,5%. В течение всего рассматриваемого периода реальный размер назначенных пенсий в Санкт-Петербурге был ниже, чем в среднем в стране. Поэтому отставание данного индикатора, зафиксированное в 2019 г., следует рассматривать как недопустимое. Десятилетняя динамика уровня жизни пенсионеров Санкт-Петербурга говорит о том, что жизнь пожилых людей в северной столице улучшается медленно, необходимо пересмотреть это направление социально -экономической политики и внести коррективы: установить доплаты пенсионерам с наиболее низкой пенсией, предусмотреть дополнительные льготы и т.п.

Достижение национальной цели развития Российской Федерации «Снижение бедности» измеряется с помощью показателя «Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума». Удельный вес бедного населения в Санкт-Петербурге - самый низкий в стране (в г. Москве численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2019 г. была немного выше - 6,6% от общей численности населения). В 2010-2018 гг. этот показатель распространения бедности в Санкт -Петербурге почти ежегодно, за исключением 2014 г., снижался. Даже в 2015-2016 гг., когда в стране в целом отмечалось небольшое повышение этого показателя, в Санкт-Петербурге он продолжал уменьшаться.

Соответствующим Указом Президента РФ установлено целевое значение по национальной цели развития «Снижение бедности» - 6,6% от общей численности населения к 2024 г. Можно считать, что в Санкт -Петербурге эта цель была достигнута уже в 2018 г. Политику борьбы с бедностью, которую реализует региональное правительство, следует оценить как эффективную. В этой связи считаем возможным рекомендовать детальное изучение и обобщение опыта региона, добившегося наилучших результатов в борьбе с этим опасным социально -экономическим явлением, для его дальнейшего использования в других субъектах федерации.

Для измерения достижения национальной цели развития РФ « Улучшение жилищных условий» используется абсолютный показатель «количество семей, улучшивших жилищные условия». Для более объективной оценки изменений, происходящих под влиянием комплекса мер, направленных на достижение национальных целей развития, охарактеризуем ситуацию в части обеспеченности населения жильем по состоянию на 2018 г. К сожалению, по показателю «общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя» Санкт-Петербург немного отстает от средних в стране и СЗФО значений. За последние 10 лет, хотя ситуация в обеспеченности населения северной столицы жильем и улучшилась, но ее темпы не достаточны: в РФ рост показателя составил 116,4%, в СЗФО - 113,8%, в Санкт-Петербурге - 113,9%.

О том, что администрации Санкт-Петербурга следует активизировать усилия, направленные на достижение национальной цели развития РФ «Улучшение жилищных условий» говорит и высокий у дельный вес семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях Если в стране в целом в 2019 г. этот показатель был равен 4,1%, в СЗФО - 5,6% от общего числа семей, то в Санкт-Петербурге таких семей было гораздо больше - 7%. Хотя удельный вес семей, получивших жилые помещения, ежегодно увеличивается, и в 2019 г. составил 6,4% от числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что значительно больше средних в стране и федеральном округе показателей (РФ - 4,5%, СЗФО - 5,1%), работу в этом направлении необходимо усилить.

Справедливости ради отметим, что в Санкт-Петербурге в решении жилищной проблемы горожан проведена колоссальная работа - еще в 2005 г. удельный вес нуждающихся в жилых помещениях был равен 16,2%, а получить жи-

лье смогли только 1% из них1. Заметим также, что Санкт-Петербург - один из 2 российских регионов, в которых практически решена проблема аварийного жилья (второй регион - г. Москва)2.

Таким образом, подводя итог, подчеркнем, что в достижении национальных целей развития Российской Федерации, направленных по повышение уровня жизни в стране, в г. Санкт-Петербурге выявлено отставание по следующим показателям: реальный размер назначенных пенсий и удельный вес семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях Для своевременного достижения поставленных Президентом РФ целей по повышению жизненного уровня населения Правительству РФ необходимо активизировать усилия именно в этих направлениях Реальные денежные доходы жителей северной столицы благодаря хорошей динамике реальной заработной платы в последние 10 лет опережали рост показателей в стране и Северо-Западном федеральном округе. Показатели бедности в Санкт-Петербурге достигли целевых значений. Считаем целесообразным использовать опыт Санкт-Петербурга по преодолению бедности в других российских регионах.

1 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2020. - С. 319.

2 Там же. - С. 276-277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.