Научная статья на тему 'ДИНАМИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИНДИКАТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ДИНАМИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИНДИКАТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / социально-экономическое развитие / человеческое развитие / продолжительность жизни / уровень жизни / денежные доходы / заработная плата / социальная сфера / социальное неравенство / region / socio-economic development / human development / life expectancy / standard of living / income / wages / social sphere / social inequality
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Румянцева С.Т., Мокрова М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИНДИКАТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Румянцева С. Т.

старший преподаватель, Северо-Западный институт управления РАНХиГС

Мокрова М.Ю.

аспирант, НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия

ДИНАМИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИНДИКАТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ

РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие, человеческое развитие, продолжительность жизни, уровень жизни, денежные доходы, заработная плата, социальная сфера, социальное неравенство.

Keywords: region, socio-economic development, human development, life expectancy, standard of living, income, wages, social sphere, social inequality.

Мировая экономическая история доказывает, что дифференциация территорий по уровню социально-экономического развития является закономерностью развития экономики. Экономические возможности регионов сказываются и на уровне жизни проживающих в них людей. Задача государства - не допустить огромных разрывов в уровне жизни в разных частях страны, обеспечить каждому гражданину возможности для реализации имеющихся возможностей и гармоничного развития.

Для решения проблемы межрегиональной дифференциации в нашей стране принята Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Однако разрыв между различными территориями в уровне жизни остается очень большим. Это провоцирует массовые миграции, ведущие к значительному повышению нагрузки на социальную инфраструктуру одних территорий и ослаблению демографического и трудового потенциала других регионов.

Решить все проблемы из федерального центра, конечно, невозможно. Ключевая роль в этом принадлежит региональной власти. Поэтому мы считаем целесообразным повысить личную ответственность руководителей регионов за уровень жизни населения возглавляемых ими субъектов федерации. В частности предлагаем учитывать динамику жизненного уровня населения при формировании рейтингов губернаторов. Недавно опубликованы результаты исследования, посвященного оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации за 2020 г., проводимого Центром информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг» на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.

Из числа 25 субъектов федерации, руководители которых были включены в первую группу рейтинга 2019 г., в 10 регионах реальные денежные доходы населения были существенно ниже среднего в РФ уровня, а в некоторых регионах зафиксировано снижение уровня жизни. Например, в Тульской области за время работы действующей команды управленцев (2016-2019 гг.) реальные денежные доходы населения уменьшились на 8,4 % (табл. 1).

Таблица 1

Реальные денежные доходы населения, (в процентах к предыдущему году)1

№ Субъект РФ 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2010-2019

Российская Федерация 105,4 101,2 105,8 104,8 99,2 96,4 95,5 99,8 101,1 101,7 114,97

1 Тюменская область без АО, 2018 г. 97,2 100,8 106,3 103,7 99,0 98,5 95,4 100,4 102,9 102,8 106,71

2 Тульская область, 2016 г. 107,0 101,1 107,0 100,2 102,2 99,0 97,9 97,7 95,9 99,9 107,54

3 Город федерального значения Москва, 2010 г. 103,2 100,1 98,6 106,2 92,7 94,4 95,7 101,5 101,8 104,3 97,63

4 Республика Татарстан 109,0 101,8 114,2 102,5 102,3 97,6 96,2 96,6 101,7 101,8 121,73

5 Белгородская область 112,2 102,4 110,8 102,5 99,3 99,3 100,8 99,1 98,7 100,6 127,62

6 Ямало-Ненецкий автономный округ 100,4 103,8 110,6 105,1 98,3 98,4 99,8 102,5 102,0 103,5 126,55

7 Город федерального значения Санкт-Петербург 109,0 98,0 103,0 107,6 102,0 97,0 100,4 103,1 104,2 101,1 127,73

8 Вологодская область 108,2 100,8 110,6 105,6 105,7 99,3 99,2 94,2 100,6 100,4 126,19

9 Нижегородская область, 2017 г. 105,9 101,2 110,9 105,2 102,1 95,8 94,2 96,4 99,4 102,5 113,15

10 Ленинградская область 109,3 99,4 108,0 106,6 101,2 102,8 104,3 101,0 104,4 100,7 144,11

11 Чеченская Республика 107,8 105,2 107,4 104,2 99,2 95,0 96,4 102,3 101,6 119,84

12 Краснодарский край 115,1 102,7 107,6 112,4 103,6 97,4 99,1 98,5 101,1 99,9 142,23

1 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - С. 232-233.

1084

13 Республика Башкортостан, 2018 г. 101,0 99,7 106,6 105,3 100,5 92,9 96,2 99,2 99,3 100,6 100,61

14 Республика Саха (Якутия) 102,9 103,4 105,9 103,5 100,8 100,4 97,7 99,5 102,4 102,7 120,66

15 Калининградская область, 2016 г. 103,5 98,0 110,3 100,0 104,2 97,2 94,6 100,7 101,8 101,2 111,21

16 Самарская область, 2018 г. 105,8 99,4 109,0 102,4 92,8 91,7 90,4 97,3 100,8 99,7 88,30

17 Воронежская область 108,9 106,0 114,1 108,4 105,8 101,1 93,6 97,4 100,0 101,1 140,76

18 Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 2010 г. 94,0 99,3 104,5 102,8 97,3 99,9 94,5 99,6 102,2 102,6 96,20

19 Республика Мордовия, 2012 г. 110,0 96,7 103,5 103,0 103,6 97,3 96,3 99,9 99,4 101,3 106,88

20 Магаданская область 103,8 98,0 110,5 104,5 99,5 97,3 93,9 102,3 104,4 103,1 117,59

21 Калужская область 108,4 104,1 110,4 103,6 100,3 96,4 97,7 95,2 98,0 102,8 116,94

22 Республика Крым 102,1 106,4 105,9 98,7 113,55

23 Приморский край 105,5 102,9 105,1 105,3 107,3 97,7 94,3 99,8 103,8 101,9 125,38

24 Новосибирская область 103,3 104,8 108,9 103,9 97,5 96,4 99,3 101,0 102,8 101,6 120,60

25 Республика Дагестан, 2018 г. 108,6 105,7 107,5 99,6 103,2 98,8 91,1 100,9 96,9 102,5 114,41

Жизнь москвичей за период с 2010 г., судя по динамике рассматриваемого показателя, лучше тоже не стала -снижение реальных денежных доходов составило 2,4%. Пока не удалось улучшить жизни людей и новым руководителям Республики Башкортостан, Республики Дагестан и Самарской области.

На 2% обесценились денежные доходы жителей Нижегородской и Калининградской областей после прихода действующих губернаторов. Особо опасна эта тенденция для Калининградской области, характеризующейся эксклав-ным положением, и относящейся к приоритетным геостратегическим территориям. В отношении таких регионов Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года предусмотрена необходимость обеспечения уровня жизни, сопоставимого (или выше) с уровнем жизни в Российской Федерации (для Калининградской области - сопоставимого (или выше) с уровнем жизни в приграничных странах Европейского союза)1.

При значительном отставании денежных доходов населения Республики Мордовия (в абсолютном и относительном выражении) от среднего уровня в стране глава субъекта РФ регулярно получал высокие оценки экспертов: 2017 г. - 16 место, 2018 г. - 19 место, 2019 г. - 19 место. Между тем по многим индикаторам уровня жизни Республика Мордовия находится в конце федерального списка.

По величине средней заработной платы регион занимает 75 место в РФ. А для большинства жителей Мордовии -это основной, а зачастую и единственный источник доходов2. Об этом говорит структура денежных доходов жителей РМ, в которой удельный вес заработной платы заметно выше, чем в РФ и ПФО: 42,4% против 41,4 и 37,1% сответст-венно. Еще 30 % денежных доходов населения РМ формируют социальные выплаты. На все остальные источники денежных доходов приходится всего 27,5%. В то время как в стране в целом суммарная доля доходов от предпринимательской деятельности, собственности и других доходов составляет 39%, в ПФО - 41,1 %3.

По среднему размеру назначенных пенсий Республика Мордовия находится на 72 месте в РФ, по потребительским расходам занимает 80 место (они у жителей Мордовии почти в 2 раза меньше среднего уровня в стране)4.

По величине среднедушевых денежных доходов Мордовия находится на 80 месте в стране. Но их статистическая оценка на уровне 18,1 тыс. руб. вызывает сомнения, поскольку 47,4% населения РМ имеют доходы не более 14 тыс. руб., а в категорию с доходами до 19 тыс. руб. входят 66% жителей РМ5.

В рассматриваемом регионе высоким остается и уровень бедности. В 2017 г. в РМ удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составлял 18,6% (в РФ - 13,2% общей численности населения). 13% россиян, проживающих в Мордовии, делают это из расчета 7 тыс. руб. в месяц. В РФ к этой категории относятся 5,5%, в ПФО - 7,7% населения6.

Социальные выплаты в структуре денежных доходов жителей Мордовии превышают 30% их общего объема. Ни в одном регионе ПФО значимость для людей этого источника доходов не была в 2017 г. такой высокой. Структурная доля социальных выплат в денежных доходах россиян составляет 19,6%7.

Следует принять во внимание и то обстоятельство, что прожиточный минимум, который лежит в основе принятия решения о назначении социальных выплат, в Республике Мордовия - самый низкий в стране. Если пересчитать долю бедного населения по среднему размеру прожиточного минимума в стране, то окажется, что за чертой бедности

1 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р).

2 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - С. 140-141.

3 Там же, с. 156-157.

4 Там же, с. 206-207.

5 Там же, с. 223.

6 Там же, с. 228-229.

7 Там же, с. 212-214.

находятся гораздо больше жителей региона: более 28% населения Мордовии имеют среднемесячный денежный доход менее 10 тыс. руб. А прожиточный минимум в РФ - 9786 руб. в месяц1.

Подтверждением того, что в регионе не все благополучно, является значительный миграционный отток. В основном регион покидает хорошо образованная молодежь в поисках достойной работы и заработной платы. Трудоустроиться по полученной специальности в республике очень сложно. Биржа труда предлагает, как правило, низкооплачиваемую неквалифицированную работу, не требующую специальной подготовки, тем более университетского образования. В последние годы усилился и отток из региона научных кадров и преподавателей вузов.

Это создает серьезную угрозу стабильности экономической системы республики, для которой именно человеческие ресурсы являются главным богатством, поскольку природно-сырьевой потенциал региона весьма скуден.

Но все-таки больше всего вопросов вызывает социально-экономическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, вклад которого в формирование федерального бюджета а 2019 г. составил 26%2. При этом жизнь людей, проживающих в экстремальных климатических условиях, за последние 10 лет не улучшилась - реальные денежные доходы уменьшились на 4% (см. табл.).

Таким образом, проведенный анализ доказывает необходимость внесения основных индикаторов жизненного уровня населения в оценку деятельности губернаторов. Не могут быть признаны эффективными главы регионов, в которых за период между выборами жизнь людей не стала лучше. К сожалению, пока таковыми провозглашаются и руководители субъектов федерации, в которых реальные доходы населения снижаются 5 лет и более. В списке наиболее успешных есть губернаторы, представляющие регионы, в которых в наши дни люди живут хуже, чем в кризисном 2009 г.

1 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - С. 223-224.

2 Там же, с. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.