Научная статья на тему 'Текстовинитовый материал для обуви с гигиенической точки зрения'

Текстовинитовый материал для обуви с гигиенической точки зрения Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Текстовинитовый материал для обуви с гигиенической точки зрения»

работать вопрос о методике хлорирования воды, идущей для напслне*-ния баков (или в баке), тоже как временную меру (в тех случаях, когда баки наполняются водой из технических водопроводов).

2. Произведенными нами анализами воды из баков в разных случаях установлено, что вода в баках загрязнена. Резко ухудшается качество воды из баков в пути следования поезда и особенно в конце его рейса. Одной из причин загрязнения воды является конструкция бака, допускающая возможность задержки в нем осадка и остатков загрязненной воды, что в конечном счете является одной из первых причин загрязнения бака. Необходимо 7"п ' поэтому заняться усовершенствованием конструкции

умывального бака вагона, причем с санитарной точки зрения необходимо сделать бак максимально защищенным от загрязнения извне и легко доступным на _ случай необходимости осмотра, промывки его и т. п.

^ ^ этими целями желательно обеспечить налив воды

в бак закрытым путем с помощью, например, момен-Ти"г тального затвора системы Рота или пневматической

системой (сжатым воздухом), как это делается в Америке и частично в некоторых местах у нас.

Следует обратить внимание на повышение качества покраски внутренней стенки бака; необходимо установить твердые сроки их по краски.

К баку необходимо иметь и кран лучшей конструкции. Наиболее рациональным нам представляется кран второго типа, который больше других соответствует санитарным требованиям.

Проф. А. С. ШАФРАНОВА, П. Ф. АБРАМОВИЧ и С. Л. ЛНБСуЕР

Текстовинитовый материал для обуви с гигиенической точки зрения

Из Центрального научно-исследовательского санитарного института им. Эрисмана

В течение последнего десятилетия внимание технологов как в СССР, так и за границей привлечено к использованию полихлорвинн-ловых смол в целях изготовления материалов для обуви и верхней одежды.

Полихлорвинил получается путем полимеризации хлорвинила (СНг — СНС1) — газа, легко добываемого, например, путем обработки ацетилена соляной кислотой. При изготовлении полихлорвиниловой обуви зарубежные технологи обычно используют комбинацию текстиля с воздухонепроницаемой смолой; конструкция такой обуви ориентирована на возможно большее количество воздушных промежутков (тип открытой обуви — сандалет, сандалий, босоножек).

Советские технологи не ограничиваются этим и стремятся в своих исследованиях придать этим материалам такие гигиенические свойства, которые действительно приблизили бы их к имитируемым кожам и дали бы возможность использовать их для различных видов закрытой обуви. Основная цель при этом — добиться воздухопроницаемости материала. Достичь этого пытаются либо посредством механической перфорации, либо введением в материал некоторых веществ, которые после соответствующей обработки разлагаются или удаляются, оставляя после себя воздушные пространства (поры).

К концу 1944 г. наиболее разработанным и уже пущенным в серийные испытания материалом был текстовинит, предложенный инженером Сопилевским и представляющий собой различные комбинации полихлорвиниловой смолы с текстилем.

Воздухопроницаемая модификация этого материала для верха обуви должна по своей пористости приближаться к хромовой коже, что достигается введением в полихлорвиниловую смолу кристаллов KCl (1:1) и последующим выщелачиванием их из готового материала путем обработки водой. Обрабатываемый таким образом материал верха обуви состоит из перемежающихся двух слоев смолы и двух слоев ткани. Подошва делается воздухонепроницаемой и представляет собой комбинацию смолы с мелко нарезанными (1—2 см2) лоскутами ткани. После тщательного перемешивания эта масса прессуется при 180—200° и выходит в виде готового материала с гладкими поверхностями. Таков же и процесс изготовления стельки, но последняя для придания ей воздухопроницаемости подвергается дополнительно обработке KCl и выщелачиванию, так же как это указано в отношении верха обуви.

Результаты лабораторных испытаний текстовинитового верха в сопоставлении с соответствующими свойствами других обувных материалов показывают, что в отношении пористости и воздухопроводности материалы текстовинитового верха приближаются к хромовой коже и соотношения этих параметров таковы же, как в других ранее изученных материалах (тканях и кожах). По гигроскопичности характер соотношений несколько изменяется, а паропроводность и высыхаемость дают определенное отставание по сравнению с кожами и текстильными материалами верха.

Гигиенические наблюдения на людях проводились на нескольких десятках человек, разбитых на группы по степени потливости ног (ничтожной, средней, высокой); периоды испытаний — апрель—сентябрь, в течение одного сезона и одной группы в течение двух сезонов. В дневнике испытаний, кроме состояния обуви, отмечались: ощущения в стопе, утомляемость, теплоощущение, потоотделение, промокаемость и высыхаемость обуви. Помимо того, отмечались метеорологические условия, а также характер и условия поведения подопытного.

Параллельно по возможности при тех же условиях проводились на тех же лицах испытания носки резиновой и кожаной обуви.

У всех подопытных обувь была пошита в виде одинаковых полуботинок: материал верха — воздухопроницаемый четырехслойный текстовинит. Стелька — воздухопроницаемый текстовинит, а подошва — воздухонепроницаемый.

В результате испытаний была отмечена несколько большая потливость стопы, чем в кожаной и текстильной обуви, но меньшая, чем в резиновой. В холодную и прохладную погоду — хорошее самочувствие; особенно подчеркивалась непромокаемость во время дождя и при хождении по мокрой почве. В жаркое время почти все подопытные, в том числе и люди, не показавшие объективных признаков прироста потоотделения, жаловались на крайне неприятное ощущение томления ноги и почти все отказывались носить данную обувь. У потеющих носки и чулки пропитывались хлоридами, выщелочившимися из обуви. У подопытных, подвергших свою обувь длительному (в течение нескольких дней) вымачиванию в воде, все неприятные явления исчезли.

Аналогичные жалобы на томление ноги в жаркое время отмечались и Научно-исследовательским институтом кожевенной промышленности при испытании полуботинок с текстовинитовым верхом и кожаной подошвой и стелькой.

Одновременно с испытанием полуботинок с верхом из воздухопроницаемого текстовинита испытывались сандалии и босоножки с воздухонепроницаемым (необработанным KCl) верхом.

Эта обувь очень прочна, носится охотно в течение уже 2 лет. Подопытные, у которых стелька была кожаная, никакого дискомфорта не ощущали; те же, у которых стелька была текстовинитовая, обработанная KCl, испытывали неприятные ощущения, пока не вложили сверху кожаные стельки.

Все проведенные наблюдения заставляют предполагать, не является ли причиной дискомфорта недовыщелоченный KCl, содержание которого в материале обуви, по нашим наблюдениям доходит до 4—5°/».

Для дальнейшего выяснения вопроса необходимо было установить предел возможности выщелачивания KCl из материала и влияние предельного выщелачивания KCl на изменение паропроводности, высыхае-мости и гигроскопичности текстовинита.

Проведение серии лабораторных экспериментов показало, что при различных способах обработки (текучей холодной водой, неподвижной ежедневно сменяемой холодной водой, горячей водой) предельное количество оставшегося KCl одинаково и колеблется в пределах 0,05— 0,07°/».

Те же результаты получены и при постановке опыта в большем масштабе на производстве.

Для выяснения вопроса, остается ли после выщелачивания некоторое количество KCl, вкрапленного в сплошную смолу и потому не удаленного, предельно выщелоченный материал снова исследовался (в мелко изрезанном виде) на содержание KCl. Почти во всех случаях оказывалось до 2% KCl; последующее проведение выщелачивания снова доводило этот показатель до 0,05—0,07%.

Эти положения подтверждаются и данными микроскопического исследования срезов, приготовленных из воздухопроницаемого текстовинита, подвергнутого обычному фабричному выщелачиванию, и текстовинита, предельно выщелоченного. В первом случае мы видим кристаллики KCl вкрапленными как в монолитную массу полихлорвиниловой Смолы, так и между волокнами текстильных прослоек. Масса смолы представляется равномерной; ее пронизывают беспорядочно расположенные воздушные вакуоли (поры). Кристаллики KCl видны местами « у стенок этих пор.

Микроскопическая картина предельно выщелоченного текстовинита имеет значительно измененный характер. Вся ткань более разрыхлена; особенно это заметно на участках полихлорвиниловой смолы, монолитность которой в известной степени нарушена. Число вкрапленных кристаллов значительно меньше, но тем не менее они попадаются в каждом поле зрения.

Из сказанного можно вывести заключение, что даже после предельного выщелачивания кристаллы хлористого калия остаются в материале в виде изолированных включений; но не исключена возможность того, что в процессе носки, испарения и старения эта изолированность будет нарушена и новые порции выделятся наружу.

Далее подлежал выяснению вопрос о связи между остаточным KCl и нарушением тех свойств, которые определяют отношение материала к воде, т. е. паропроводности, гигроскопичности, высыхаемости.

Надлежало определить и сравнить эти параметры у материалов фабричного выщелачивания и предельно выщелоченных. Здесь мы столкнулись с чрезвычайной нестандартностью материалов, выпускавшихся в 1946 г., причем эта нестандартность относилась не только к отдельным выпускам, но и к различным участкам одного и того же куска.

Результаты многочисленных исследований показали, что удаление остаточного KCl, повидимому, не имеет заметного влияния на изменяемость данных параметров. Следовательно, исчезновение дискомфорта, наблюдавшееся после выщелачивания KCl из обуви, можно объяснить

не улучшением физико-гигиенических свойств материала, а прекраще--нием воздействия удаленных включений.

Помимо гигиенических параметров текстовинитовых материалов, изучались и их защитные свойства в отношении действия различных химических реагентов.

Воздухонепроницаемый материал при испытании по методу повторного нанесения капель показал: а) низкую смачиваемость, непроницаемость, неразрушаемость в отношении воды и щелочных растворов;, б) среднюю смачиваемость, неразрушаемость, непропускаемость в отношении HCl и серной кислоты 1:1. Азотная кислота дает окрашивание материала и пропускает пары насквозь.

Все испытанные нами углеводороды дают полную смачиваемость (моментальное и полное расплывание капли). Из них керосин и машинное масло — не разрушают и не пропускаются насквозь; бензин не разрушает и не проходит насквозь, может быть, за счет быстрого испарения; нефть окрашивает материал, но не разрушает его и не проходит насквозь.

Углеводороды ароматического ряда, а также хлорированные не ис-пытывались совсем, поскольку они являются растворителями для полихлорвинила.

Те же испытания повторялись и с воздухопроницаемым текстовини-товым материалом верха в отношении ряда выпусков 1945 и 1946 гг. Здесь была обнаружена полная нестандартность. В то время как некоторые материалы давали почти те же результаты, что и воздухонепроницаемый текстовинит, другие пропускали крепкие кислоты и минеральные масла без разрушения защитного вещества. Испытания, проведенные над предельно выщелоченным текстовинитом, показали полную пропускаемость всех вышеупомянутых веществ и даже воды, что вполне понятно, если принять во внимание степень разрыхленности материала. Таким образом, для изготовления защитной обуви текстовинит абсолютно непригоден.

Опытная серийная носка на одном нефтеперерабатывающем и одном химическом заводе проводилась в осеннее и зимнее время. Испытанияг велись в цехах, связанных с действием воды, кислот, щелочей, гудро-нов, керосина, бензина, машинного масла. Предоставленная нам обувь была пошита в виде обычных рабочих ботинок и имела ряд конструктивных недостатков (ненадежнее крепление подошвы и верха, недостаточно защищенная шнуровка спереди, слишком мягкий задник и др.)» Материал верха был воздухопроницаемой обработки, но так как ноги рабочих были обернуты толстым слоем портянок, а погода была холодной, вряд ли могла итти речь о действии на стопу выщелачиваемого KCl. Самочувствие рабочих было хорошее, а защитное действие сохранялось, пока обувь не начинала разрушаться от недостатков ее конструкции (проникновение вредно действующих веществ сквозь нарушенное соединение подошвы и верха и т. п.). В среднем опыт продолжался 4 месяца.

Учтя все моменты, выяснившиеся при проведении данной работы, Научно-исследовательский институт кожевенно-обувной промышленности разработал при нашем участии рациональный тип защитной тексто-винитовой обуви для химических производств. Верх обуви изготовлен из воздухонепроницаемого текстовинита; для возможности кожной перспирации размеры обуви рассчитаны на обертывание ноги толстыми, мягкими, хорошо всасывающими влагу портянками, а подошва сделана из воздухонепроницаемого текстовинита типа Сапилевского; стельки кожаные; подноски и задники гранитолевые; покрой рабочего защитного ботинка с гладким передом и глухой застежкой сбоку.

Наши лабораторные испытания, проведенные в течение 1945— 1946 гг., показали определенную нестандартность отдельных выпусков

2L

текстовинита. Остается открытым вопрос, зависит ли этот момент от нестандартности отдельных процессов производства или от некондиционности полихлорвиниловых смол, доставляемых на производство.

Необходимо отметить и изменение свойств текстовинита, связанное с процессом старения смолы. О характере этого процесса можно судить по сопоставлению микрорисунков, сделанных еще в 1945 г., с микроскопической картиной тех же препаратов в настоящее время (в конце 1946 г.). Под микроскопом видно нарушение монолитности смолы, появление в ней зернистости, наклонности к съеживанию; поры делаются более резкими; заметно выпадение кристаллов. Как быстро наступает это старение в процессе носки и хранения материалов, мы еще не знаем, но технологам необходимо обратить на этот вопрос серьезное внимание.

Выводы

1. Тексговинит в качестве материала для обуви заслуживает серьезного внимания. Необходима дальнейшая работа по его усовершенствованию.

2. Одной из первых задач является придание текстовинитовым материалам достаточной воздухопроводности и паропроницаемости. Использование в этих целях выщелачиваемого КС1 мы из гигиенических соображений считаем нецелесообразным.

3. Текстовинитовая воздухонепроницаемая подошва является прекрасным заменителем кожи: она прочнее последней, хорошо защищает от волы, гибка, легче резины, хотя несколько тяжелее кожи. Способ крепления с верхом обуви подлежит усовершенствованию.

4. Гражданская легкая обувь открытого типа (сандалии, босоножки) с воздухопроницаемым верхом, текстовинитовой подошвой и кожаной стелькой не дает гигиенических противопоказаний и может быть рекомендована к внедрению в промышленность.

5. При настоящем состоянии текстовинитовых материалов для производственной обуви должен применяться воздухонепроницаемый верх. Необходимо обратить внимание на придание ему большей мягкости и гибкости, чтобы облегчить натягивание на колодку при пригонке к подошве. Стелька должна быть кожаная, подошва — текстовинитовая. Окогчательный тип выяснится после длительных массовых испытаний на различных производствах.

В. С. МАТЫЦКАЯ

Опыт борьбы с запыленностью при применении стеклянного волокна

Из Ленинградского института гигиены труда и профзаболеваний

Стеклянное волокно в настоящее время находит широкое применение во многих отраслях промышленности. Как высококачественный тепло-, звукоизолятор оно применяется в судостроительной промышленности и широко используется в электростатических машинах, в высоковольтных конденсаторах, давая возможность получить надежную на-грево-влаго-химически стойкую изоляцию. Из стеклянного волокна вырабатывают различного рода ткани, вату, шелк, войлок.

Высокая качественность стеклянного волокна определяется совокупностью целого ряда его физико-химических свойств.

Волокна стекла прочны на разрыв, не воспламеняются, обладают низкой теплопроводностью, не изменяются под действием воды и ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.