Научная статья на тему 'Водоснабжение умывальных баков пассажирских вагонов'

Водоснабжение умывальных баков пассажирских вагонов Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Водоснабжение умывальных баков пассажирских вагонов»

Отсылая читателя непосредственно к тексту ГОСТ, знакомство •с которым является обязательным для каждого госсанинспектора, работающего в области коммунальной санитарии, остановимся на некоторых отдельных моментах, имеющих значение для санитарного режима сливной станции.

ГОСТ рекомендует для выделения крупных примесей на решетках механическую очистку решетки и установку дробильных аппаратов для измельчения выделенных примесей и спуска их в раздробленном виде в канализацию. Такие дробильные аппараты уже сконструированы и работают на насосных станциях московской канализации. Пока это лишь рекомендация; от госсанинспекции зависит выставить это как требование.

Для удаления при отсутствии дробилок крупных примесей и песка из песколовок необходимо добиваться применения сменной посуды, что избавит от необходимости иметь специальные хранилища отбросов на территории станции. Применение сменной посуды позволяет ограничиться в плане станции небольшими площадками для временного размещения ящиков. Мойка сменных ящиков на сливной станции не представляет никаких затруднений.

Остается остановиться на выборе участка для постройки сливной станции и о санитарных разрывах от границ участка до жилых кварталов. ГОСТ по этому вопросу дает ссылку на ГОСТ В-1324-43 — «Предприятия, промышленные, санитарные нормы и правила проектирования», где санитарный разрыв определен в 300 м.

Известный сборник «Организация очистки населенных мест», изданный ВГСИ и Центральным научно-исследовательским институтом коммунальной гигиены и санитарии, дает две цифры: для пищевых, лечебных и детских учреждений — 500 м и для жилых зданий и учреждений — 300 м.

Целесообразность максимально приблизить сливную станцию к очищаемому району города заставляет нас рассматривать указанный в ГОСТ разрыв как максимальный, отступать от которого в сторону увеличения было бы нецелесообразно.

Со всей настойчивостью следует подчеркнуть необходимость одновременно с постройкой сливной станции привести в порядок ассенизационный транспорт и по возможности внедрить в практику наших городов пневматические бочки и цистерны.

Изданием ГОСТ «Станции сливные для жидких отбросов» сделан серьезный шаг в деле рационализации санитарно-технических сооружений, а санитарные врачи получили новый технический документ, дающий им право добиваться серьезных улучшений в очистке районов городов, не обеспеченных канализацией.

С. В. ГУСЛИЦ

Водоснабжение умывальных баков пассажирских вагонов1

Из отдела коммунальной гигиены Центральной научнэ-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии Министерства путей сообщения СССР

Вопрос о конструкции умывальных баков пассажирских вагонов, •способе наполнения их водой, качестве воды в них заслуживает серьезного внимания медико-санитарной организации на железнодорожном транспорте.

1 Бактериологическая часть данной работы выполнена М. И. Левитиной.

Водой из баков в вагонах пользуются сотни миллионов людей, которые этой водой не только умываются и чистят зубы, но нередко и пьют ее. Это особенно важно в силу громадной протяженности железнодорожной сети, когда пассажиру приходится быть в пути (в вагоне) 2—5 дней и более.

Для наблюдения использован поезд, экипирующийся на станции М. Пробы воды забирались одновременно: а) из водонапорной колонки, б) из паровоза-наливальщика, в) из шланга, по которому вода из паровоза подается в бак, г) из баков вагонов тотчас после их наполнения. Станция М. имеет свою артезианскую скважину глубиной 152 м, из которой и питается водой в натуральном виде. Анализ воды из этой скважины показал полную ее доброкачественность.

Умывальные баки в пассажирских вагонах на станции М. наполняются из паровоза-наливальщика, как и на станции К., хотя наполнение баков из паровоза запрещено техническими правилами и приказом Министерства путей сообщения.

Тендер паровоза-наливальщика наполняется из гидравлической колонки водопровода. Вода из тендера поступает под давлением через шланг в баки вагонов. Баки перед наполнением не освобождаются от оставшейся в них воды (если они сами не оказывались пустыми, вследствие их опорожнения в пути, что бывало, по нашим наблюдениям, в 15—20°/о случаев) и не промываются. Для изучения воды в баках в пути следования поезда была совершена экспедиционная поездка в К. и обратно в том же поезде.

Всего исследовано 168 проб воды, из них 20 проб из водонапорной колонки и артскважины на станции М., 14 проб из тендера-наливаль-щика там же, 9 проб из шланга там же, 43 пробы из баков вагонов, тотчас после их наполнения на станции М., 40 проб во время поездки из М. в К. и обратно и 42 пробы из поезда, прибывшего из рейса.

1. Температура соды из колонки была 5—8°. В среднем большую часть суток вода в баках имела температуру около 20—25°, т. е. весьма благоприятную для развития микрофлоры, что и подтверждается бактериологическим исследованием проб воды.

Цветность воды в баках изменилась в 76—82% проб, и вода имела слабожелтую, желтую и сероватую окраску. Исходная вода в большинстве случаев была бесцветной. В 12% случаев вода из баков приобрела затхлый запах (пахла резиной) при отсутствии запаха в исходной воде.

2. Прозрачность воды в баках (по Снеллену) в 57—7Э°/о1 ниже 30, в 35% ниже 20, а в отдельных случаях доходила до 16 и 12 см и даже до 4 см. Прозрачность исходной воды во всех случаях была выше 30 см. Взвешенные вещества в исходной воде отсутствуют, в воде же баков имелись в 95—100% проб, притом примерно в половине случаев б количестве 10 мг/л и более, а в части случаев —даже до 30 мг/л.

3. Во многих случаях окисляемость увеличилась' по сравнению с исходной водой в 6—7 раз. Наличие аммиака (ЫН3) в пробах воды из баков обнаружено во всех случаях в пределах 1—6 мг/л, а в отдельных случаях даже до 8 мг/л при наличии в исходной воде лишь следов аммиака. В 36% проб количество железа в воде из баков было выше 1,5 мг/л.

Бактериологическое исследование указанных выше проб воды показало следующее (см. таблицу, стр. 17).

Если исходная вода в общем была удовлетворительной, то все прочие пробы оказываются постепенно все более загрязненными. Воду загрязняют тендер, шланг, тянущийся по полотну (платформа), и бак, всегда содержащий осадок и остатки грязной воды. Налитая из тендера горячая вода, вероятно, оказывает весьма благоприятное влияние на развитие микрофлоры.

Сравнительные данные бактериологического исследования воды

Наименование проб воды Среднее число колоний в 1 мл Максимальное число колоний в 1 мл Титр кишечной палочки

Вода из колонки водопровода . . 20-40 В 80% выше 100

Вода из шланга ......... 300 414 В 57% 10

Вода из баков тотчас после их 500 ЗОСО В 49% 10 и ниже

Вода из баков в пути следования поезда ........... 1 600 4 700 10 л ниже

Вода из баков по возвращении вагона из дальнего рейса • . . 2 0U0 7 500 В 55% 1 и 0,1

Баки для воды за редким исключением имеют один или реже два чК • люка сравнительно небольшого размера. Однако люки не открываются, и баки, следовательно, не промываются, кроме случаев, когда бак или <г вагон ремонтируется. Следует заметить, однако, что и после ремонта баки зачастую остаются весьма загрязненными.

Отверстие бака, через которое он наполняется водой, выходит на крышу вагона, закрывается нераскрывающейся (по системе инж. Михайлова) крышкой, которая по своему устройству допускает возможность попадания в бак пыли и после наполнения бака водой нередко остается незакрытой.

Произведенный нами санитарный осмотр баков, находящихся в мелком ремонте на станции М., показал, что стенки баков были в большинстве ржавые, покраска на стенках часто оказывалась покороблен- > - ной и нередко куски отвалившейся краски и ржавчины валялись на => дне бака. При осмотре и ремонте баков зачастую на дне бака имеется значительный осадок ила, иногда в палец толщиной.

Одновременно мы обратили внимание на умывальные краны. Их мы видели 4 типа. Кран первого типа встречается наиболее часто и менее удобен. Из этого крана вода при умывании разбрызгивается во все стороны (на моющегося, на раковину, на пол уборной) и способствует таким образом загрязнению последней. Кран второго типа встречается реже, не имеет указанных дефектов и представляется нам более удобным для пассажира и наиболее соответствующим санитарным требованиям (см. рисунок). Технически он несложен. Другие краны не имеют особых преимуществ и едва ли удобны с санитарно-технической точки зрения.

В заключение изложенного мы можем сделать следующие выводы:

1. Наполнение баков пассажирских вагонов из паровоза не должно допускаться. Баки должны наполняться из водоразборных колонок, как того требует приказ и технические правила Министерства путей сообщения. Перед очередным наполнением баки должны опорожняться от остаточной воды в них. Впредь до радикального улучшения этого дела следует рекомендовать промывание бака чистой водой один раз в 15— 30 дней, в зависимости от состояния водоснабжения. Желательно раз-

3 Гигиена п санитария, № 7 |«тт --шиш | | > 17

г Г$СУЯА!>СТ8. к! ТРАЛЬНАЯ (

_| §ИШ437Е?(* {___,

работать вопрос о методике хлорирования воды, идущей для напслне*-ния баков (или в баке), тоже как временную меру (в тех случаях, когда баки наполняются водой из технических водопроводов).

2. Произведенными нами анализами воды из баков в разных случаях установлено, что вода в баках загрязнена. Резко ухудшается качество воды из баков в пути следования поезда и особенно в конце его рейса. Одной из причин загрязнения воды является конструкция бака, допускающая возможность задержки в нем осадка и остатков загрязненной воды, что в конечном счете является одной из первых причин загрязнения бака. Необходимо 7"п ' поэтому заняться усовершенствованием конструкции

умывального бака вагона, причем с санитарной точки зрения необходимо сделать бак максимально защищенным от загрязнения извне и легко доступным на _ случай необходимости осмотра, промывки его и т. п.

^ ^ этими целями желательно обеспечить налив воды

в бак закрытым путем с помощью, например, момен-Ти"г тального затвора системы Рота или пневматической

системой (сжатым воздухом), как это делается в Америке и частично в некоторых местах у нас.

Следует обратить внимание на повышение качества покраски внутренней стенки бака; необходимо установить твердые сроки их по краски.

К баку необходимо иметь и кран лучшей конструкции. Наиболее рациональным нам представляется кран второго типа, который больше других соответствует санитарным требованиям.

Проф. А. С. ШАФРАНОВА, П. Ф. АБРАМОВИЧ и С. Л. ЛНБСуЕР

Текстовинитовый материал для обуви с гигиенической точки зрения

Из Центрального научно-исследовательского санитарного института им. Эрисмана

В течение последнего десятилетия внимание технологов как в СССР, так и за границей привлечено к использованию полихлорвинн-ловых смол в целях изготовления материалов для обуви и верхней одежды.

Полихлорвинил получается путем полимеризации хлорвинила (СНг — СНС1) — газа, легко добываемого, например, путем обработки ацетилена соляной кислотой. При изготовлении полихлорвиниловой обуви зарубежные технологи обычно используют комбинацию текстиля с воздухонепроницаемой смолой; конструкция такой обуви ориентирована на возможно большее количество воздушных промежутков (тип открытой обуви — сандалет, сандалий, босоножек).

Советские технологи не ограничиваются этим и стремятся в своих исследованиях придать этим материалам такие гигиенические свойства, которые действительно приблизили бы их к имитируемым кожам и дали бы возможность использовать их для различных видов закрытой обуви. Основная цель при этом — добиться воздухопроницаемости материала. Достичь этого пытаются либо посредством механической перфорации, либо введением в материал некоторых веществ, которые после соответствующей обработки разлагаются или удаляются, оставляя после себя воздушные пространства (поры).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.