Установка пропускает в сутки около 500 м"* фенольных вод. Сточные воды содержат около 35 г фенолов в 1 л. Выход фенолов — 6—9 т в сутки. Метод дает возможность извлечь почти полностью одноатомные фенолы; в значительной мере извлекаются и многоатомные.
Очищенная сточная жидкость содержит около 400 мг фенола на 1 л. Таким образом, процент задержки фенола около 99.
Технологи установки указывают, что этот процент не является пределом, и при некоторой реконструкции установки содержание фенола в очищенной сточной жидкости может быть доведено до 200—150 мг в 1 л. Управление процессом в значительной мере механизировано и автоматизировано. Самозаписывающая аппаратура регистрирует температуру в отдельных частях установки. В некоторых частях температура выравнивается автоматически {в ректификационных колонках). Окончательный продукт поступает в продажу.
Управление фабрикой считает свою установку безусловно рентабельной, несмотря на то, что в качестве растворителя применяется собственно не феносольван, а технический бутилацетат, доставляемый в настоящее время из Америки, так как в Чехословакии нет источников получения феносольвана. Установка занимает территорию приблизительно» в 0,6 га и представляет почти самостоятельное предприятие.
В силу того что при феносольвановом методе растворитель регене рируется в чистом виде, освобождаясь от всех посторонних примесей, извлекаемых, помимо фенолов, из сточных вод, этот метод является в значительной мере универсальным, применимым к подавляющему большинству видов фенолсодержащих сточных вод, если они имеют концентрацию фенолов не ниже некоторой величины. По данным технологов «Сталинова заводи», эта концентрация лежит в пределах 1—1,5 г на 1 л. При более низком содержании фенола регенерация этим методом перестает быть рентабельной
Само собой понятно, что феносольвановый метод, так же как и все; экстракционные, в основном освобождает сточную жидкость только-от фенолов. Общее уменьшение в сточных водах органических загрязнений. не превосходит 15—20%. Кроме того, в некоторых практических случаях остаточное содержание фенолов в очищенных сточных водах (200—400 мг/л) может иметь значение для принимающих сточные воды водоемов как фактор порчи вкуса их воды (при малых разведениях в-водоеме).
Поэтому было бы неправильным расценивать феносольвановый метод как метод полной очистки фенолсодержащих сточных вод. В некоторых случаях он может быть достаточен, в некоторых должен быть, комбинирован с дополнительной обработкой сточных вод. Однако, ввиду его значительной универсальности, рентабельности и высокого эффекта задержки фенолов, он имеет все основания к освоению и внедрению в нашу практику.
В. А. ГОРБОВ'.
Сливные станции ДЛЯ ЖИДКИХ отбросов:
Из Института общей и коммунальной гигиены АМН СССР
Перед войной во многих городах СССР с большой пользой работали сооружения, получившие название сливных станций. При помощи этих станций в канализацию сливались жидкие отбросы, вывозимые из неканализованных зданий ассенизационным транспортом.
Сливные станции были выстроены и работают уже ряд лет в городах: Москва, Харьков, Горький, Саратов, Куйбышев, Ростов-на-Дону, Иваново, Орехово-Зуево, Сочи и др.
Еще большее число городов до войны проектировало для себя такие сооружения. Положительный эффект, получаемый в городах, лишь частично канализованных, от работ сливных станций, настолько очевиден, что в практике прсектирования генеральных схем очистки городов сливные станции стали уже неотъемлемой частью системы очистки неканализованных районов городов от жидких отбросов.
Преимущества их с санитарной точки зрения обусловливаются двумя очень серьезными соображениями. Во-первых, вывоз жидких отбросов на сливные станции позволяет резко сократить расстояние от очищаемого района до места обезвреживания отбросов и, следовательно, увеличить число ездок транспорта. Транспорт, которым располагает город для вывоза жидких отбросов, при наличии сливных станций используется во много раз интенсивнее. Во-вторых, при сплавлении жидких отбросов через сливные станции в канализационную сеть одновременно разрешается задача обезвреживания этих жидких отбросов, так как для этого используются очистные сооружения, уже существующие для очистки сточных вод. .
По сравнению с этим методом применение почвенного способа обезвреживания жидких отбросов представляет ряд затруднений. Для организации полей ассенизации, являющихся лучшей формой осуществления почвенного метода обезвреживания, требуется отвод значительных участков земли, которые могут быть выделены только на значительном расстоянии от очищаемого района. К полям должны вести благоустроенные подъездные пути. Особенную трудность составляет равномерное распределение отбросов по территории вскопанных участков, что является сущностью самого метода.
Практика ряда городов показывает, что при вывозе отбросов на поля ассенизации, устроенные даже на минимально допустимом расстоянии от населенного места (2—3 км), число ездок ассенизационного транспорта по сравнению с вывозом на сливные станции, построенные в городе также с соблюдением санитарных разрывов, меньше в 4—5 раз.
Но самую главную трудность в применении почвенного метода обезвреживания жидких отбросов на полях ассенизации составляет разрешение гигиенических задач. В эпидемиологическом отношении слабым местом в эксплоатации полей обычно остается борьба с мухами, в изобилии размножающимися в пахотном слое, обильно удобренном нечистотами, и опасность загрязнения овощей яйцами глистов и патогенными микробами, устранимая путем дополнительных приемов: обмывка овощей, строгое соблюдение всего режима на полях, специальные меры борьбы с мухами. Биотермический метод в отношении жидких отбросов в известной степени ограничен необходимостью тщательного смешения их с торфом или землей, что связано с удорожанием всей системы очистки при подвозе этого материала в большом количестве.
Все это позволяет рассматривать устройство сливных станций как полезное и выгодное санитарно-техническое мероприятие во всех населенных местах, имеющих неполную канализационную сеть, обслуживающую лишь часть города или крупный поселок. Особенно это важно в настоящее время и в ближайшие годы, когда расширение канализационных систем и тем более постройка новых будет итти замедленным темпом.
При восстановлении канализационного хозяйства и организации правильной системы очистки наших городов сливные станции должны поэтому дать очень большой эффект, который скажется уже в ближайшее время в улучшении санитарного благоустройства населенного пункта. Этим определяются перспективы строительства сливных стан-
ций в течение ближайших лет во всех наших частично канализованных городах.
Поля ассенизации остаются, конечно, главным методом обезвреживания жидких отбросов во всех населенных местах, не имеющих канализации, а также для тех районов города, из которых доставка отбросов на сливные станции почему-либо будет более затруднительна, чем на поля.
Наконец, все формы биотермического обезвреживания (компостирование, смешение нечистот с торфом в выгребах и др.) смогут также найти применение в отдельных поселках, главным образом в районах индивидуальной застройки с приусадебными огородами и в сельских населенных местах.
Серьезным затруднением при строительстве и эксплоатации сливных станций было отсутствие до последнего времени установленных норм, типов и стандартов этих сооружений. Приходилось использовать опыт существующих станций (главным образом по Москве) и имеющуюся небольшую литературу. В настоящее время это затруднение отпадает в результате издания ГОСТ, которым четко определяются сани-тарно-технические требования к этим сооружениям. ГОСТ издан в 1946 г. под названием «Станции сливные для жидких отбросов. Нормы проектирования» (ГОСТ 3167-46).
В связи с изданием ГОСТ задача осуществления предупредительного и текущего санитарного надзора в значительной степени облегчается. В то же время работа по разрешению задач очистки города становится более конкретной.
Эти задачи можно сформулировать следующим образом. В целях решительного улучшения очистки неканализованных частей города в ближайшие годы необходимо добиться постройки в городах в соответствии с ГОСТ сливных станций, полностью обеспечивающих удаление жидких отбросов. Это позволит одновременно с началом их работ ликвидировать антисанитарные свалки, не прибегая в то же время к устройству полей ассенизации.
Количество сливных станций в каждом городе не может быть точно нормировано, так как это зависит от планировки города, топографии территории, сроков развития канализационной сети, состояния подъездных путей и других местных условий. Поэтому очень важно уже при проектировании канализации предусмотреть также и проектирование сливных станций, обеспечивая ими прежде всего те районы, проведение канализации в которых относится на более отдаленные сроки. Нужно иметь в виду, что радиус обслуживания сливной станцией районов города достаточно велик, так как транспорт при этом движется все время по замощенным городским проездам. Достаточно сказать, что неканализованная часть Москвы, все еще достаточно большая, уже ряд лет обслуживается всего лишь 4 сливными станциями, причем никаких свалок или полей для вывоза жидких отбросов вокруг Москвы давно уже нет. Во всяком случае, в генеральной схеме очистки должен быть детально разработан вопрос создания рациональной и хотя бы минимальней сети сливных станций и их правильного расположения.
Очень серьезную задачу в санитарном и техническом отношении представляет допустимость устройства сливных станций при отсутствии очистных сооружений канализации, их недостаточности или значительной перегрузке.
В наших городах до сих пор нередко имеют место случаи, когда строительство очистных сооружений относится ко второй очереди сооружения канализации и временно допускается спуск в водоем сточных вод, или вовсе не очищенных, или подвергшихся только частичной, чаще всего механической обработке. Огульное запрещение в этих случаях присоединения к канализации сливных станций было бы непра-
-вильным. Это повело бы к значительному сокращению их применения .как раз в тех случаях, когда они более всего нужны — в период неполного развития канализации в городе.
Влияние этого стока с точки зрения загрязнения водоемов и способности их к самоочищению должно решаться на основании тех же соображений, что и любого другого присоединения к канализационной сети бытовых и промышленных вод.
Основной момент — это соотношение прибавляемых вод со сливной станции и общего канализационного стока с мощностью водоема и свойствами сточных вод после добавления спуска со сливной станции. В Москве количество вод, сливаемых со всех сливных станции города, составляет не более 2—5% от общего стока канализации.
Иное дело, если воды со сливной станции составят 20—30°/в и более в общем стоке канализации. В этом случае надлежащие исследования покажут степень и характер изменения общего стока и его влияние на водоем. В зависимости от результатов этих исследований и будет дано обоснованное заключение госсанинспектора. ГОСТ оставляет здесь право решения за местными советами и госсанннспекцией.
При этом следует иметь в виду: жидкие отбросы {нечистоты и помои) из выгребов, имеющие в 10—20 раз более густую консистенцию, чем сточные воды, подвергаются на сливной станции разбавлению водой (по ГОСТ разбавление отбросов, доставляемых пневматическим .транспортом — 1:1 и наливным транспортом — 1:3), а в канализационных коллекторах путем смешивания с жидкими канализационными водами {слив отбросов по ГОСТ допускается лишь при условии, что расход воды в коллекторе не менее пятикратного количества сливаемых отбросов). Очевидно, чем больше путь, проходимый смешанными водами от сливной станции до выпуска в водоем, тем больше будет ¡снижение концентрации спускаемых в него сточных вод.
Может возникнуть вопрос о целесообразности устройства сливной станции с собственными очистными сооружениями. Такой случай возможен лишь как редкое исключение, поэтому он и не предусмотрен ГОСТ. .Можно указать, что опыты, проведенные в Москве в 30-х годах на «Спасской сливной станции (под руководством С. Н. Строганова химиком Дуровым), имевшие целью определить возможность очистки сточ-яой жидкости выгребных ям методом аэрации и обработки осадка в метан-тэнках, доказали возможность этого. Вопрос может быть решен путем специального изучения каждого конкретного случая.
ГОСТ предусматривает на сливной станции осуществление следующих операций: а) прием жидких отбросов, б) очистку их от крупных примесей на решетках, в) очистку от песка и мелких примесей посредством песколовок, г) разбавление жидких отбросов водой и д) спуск обработанных жидких отбросов в канализационную сеть.
Для этого на сливной станции должны быть следующие отделения: ;я) приемное, б) отделение решеток, в) отделение песколовок, г) отделение для временного хранения сборников для крупных примесей и песка, д) административно-бытовые помещения (контора, душевая, уборная, сушилка, помещение для приема пищи и отдыха и хранения одежды рабочих, кладовые).
Из этого видно, что сливная станция должна представлять довольно капитальное сооружение, удовлетворяющее санитарным требованиям. Отсюда вытекает, что устройство так называемых сливных пунктов, т. е. слив жидких отбросов непосредственно в сеть через смотровые колодцы, допущенный во время войны как временная мера, не должен теперь допускаться, и эти установки подлежат в ближайшее время замене постоянно действующими сооружениями. ГОСТ подробно .-перечисляет санитарно-технические требования, удовлетворение которых является обязательным при осуществлении этих сооружений.
Отсылая читателя непосредственно к тексту ГОСТ, знакомство •с которым является обязательным для каждого госсанинспектора, работающего в области коммунальной санитарии, остановимся на некоторых отдельных моментах, имеющих значение для санитарного режима сливной станции.
ГОСТ рекомендует для выделения крупных примесей на решетках механическую очистку решетки и установку дробильных аппаратов для измельчения выделенных примесей и спуска их в раздробленном виде в канализацию. Такие дробильные аппараты уже сконструированы и работают на насосных станциях московской канализации. Пока это лишь рекомендация; от госсанинспекции зависит выставить это как требование.
Для удаления при отсутствии дробилок крупных примесей и песка из песколовок необходимо добиваться применения сменной посуды, что избавит от необходимости иметь специальные хранилища отбросов на территории станции. Применение сменной посуды позволяет ограничиться в плане станции небольшими площадками для временного размещения ящиков. Мойка сменных ящиков на сливной станции не представляет никаких затруднений.
Остается остановиться на выборе участка для постройки сливной станции и о санитарных разрывах от границ участка до жилых кварталов. ГОСТ по этому вопросу дает ссылку на ГОСТ В-1324-43 — «Предприятия, промышленные, санитарные нормы и правила проектирования», где санитарный разрыв определен в 300 м.
Известный сборник «Организация очистки населенных мест», изданный ВГСИ и Центральным научно-исследовательским институтом коммунальной гигиены и санитарии, дает две цифры: для пищевых, лечебных и детских учреждений — 500 м и для жилых зданий и учреждений — 300 м.
Целесообразность максимально приблизить сливную станцию к очищаемому району города заставляет нас рассматривать указанный в ГОСТ разрыв как максимальный, отступать от которого в сторону увеличения было бы нецелесообразно.
Со всей настойчивостью следует подчеркнуть необходимость одновременно с постройкой сливной станции привести в порядок ассенизационный транспорт и по возможности внедрить в практику наших городов пневматические бочки и цистерны.
Изданием ГОСТ «Станции сливные для жидких отбросов» сделан серьезный шаг в деле рационализации санитарно-технических сооружений, а санитарные врачи получили новый технический документ, дающий им право добиваться серьезных улучшений в очистке районов городов, не обеспеченных канализацией.
С. В. ГУСЛИЦ
Водоснабжение умывальных баков пассажирских вагонов1
Из отдела коммунальной гигиены Центральной научнэ-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии Министерства путей сообщения СССР
Вопрос о конструкции умывальных баков пассажирских вагонов, •способе наполнения их водой, качестве воды в них заслуживает серьезного внимания медико-санитарной организации на железнодорожном транспорте.
1 Бактериологическая часть данной работы выполнена М. И. Левитиной.