Научная статья на тему 'Санитарно-гигиеническая оценка воды баков пассажирских вагонов'

Санитарно-гигиеническая оценка воды баков пассажирских вагонов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санитарно-гигиеническая оценка воды баков пассажирских вагонов»

Доцент А. А. МИНХ (Ленинград)

Санитарно-гигиеническая оценка воды баков

пассажирских вагонов1

0

Санитарно-техническое оборудование пассажирских поездов в СССР имеет несравненно более актуальное значение, чем например в странах Западной Европы. При громадной протяженности железных дорог СССР некоторые поезда находятся в пути следования нередко до полумесяца, 2- же и 3-дневный пробег — явление обычное.

При таких условиях мы должны рассматривать вагоны как временные квартиры, с той лишь разницей, что таковые подвергаются большему загрязнению, чем постоянные.

В настоящем очерке мы коснемся лишь одного вопроса — качества воды в вагонных баках.

Вода в вагонных баках, служащая для умывания, полоскания рта. а иногда и для питья, может явиться источником заражения для пассажиров в случае ее загрязнения.

Устройство баков, затрудняющее их очистку, возможное наполнение их на станциях недоброкачественной водой, способ наполнения их шлангами, наконечники которых при подтаскивании к вагону тянутся по чрезвычайно загрязненному железнодорожному полотну или платформе вокзала, — все это условия, благоприятные для загрязнения воды.

Данному вопросу неоднократно уделялось внимание на съездах железнодорожных врачей, на страницах специальной литературы, но по некоторым причинам, о которых скажем дальше, он до сих пор не сдвинут с места.

Последнее и побудило нас опубликовать некоторые данные, полученные нами в результате произведенного по этому вопросу специального обследования баков пассажирского парка Рязано-Ураль-ской ж. д. летом 1932 г. В настоящее времЪ положение вещей мало изменилось, а потому затрагиваемый вопрос не потерял своей остроты, и опубликование наших данных вызывает несомненный интерес и имеет практическое значение.

Почти подобное обследование (не был поставлен бактериологический анализ воды, что мы сочли нужным сделать) проводилось на Южной железной доро-' ге Розовым2. По его данным, характерным для большинства проб, взятых для' анализа, было: обильный осадок, особенно с содержанием железа (ржавчина), и' наличие значительного органического загрязнения. Удовлетворительной вода оказалась только в. 6,9Р/о случаев; подозрительной и опасной для йелей умывания — в 48,0?/о случаев, в том числе безусловно негодной—в 29°/о с^чаев. В 5 случаях' вода имела характер сточных вод.

Нами были сделаны анализы: 1) 4Э проб из баков вагонов скорых и почтовых поездов, прибывших в 'Саратов' после Л—2-суточного пробега; 2) 10 проб из баков после добавления в них чистой (фильтрованной) 'воды из городского водопровода; 3) 12 проб из баков, наполненных чистой водой после предвари-' тельной промывки бака.

Результаты в 1-м случае получились таковы: цвет воды в большинстве проб желтоватый, запах в половине проб измененный, слегка затхлый, прозрачность (по шрифту Снеллена) ниже й0 см — в 23 случаях. Осадок—■ значительный, со-' держащий железо {ржавчина). Реакция (на лакмус) во всех пробах слабо щег лочная.

1 Анализы выполнялись в гигиенической лаборатории Саратовского медицинского института (зав. кафедрой А. А. Минх).

2 Л. Н. Розов, Гигиена и эпидемиология, № 6, 1927.

Взвешенные вещества при 105°: в Э случаях — до 50 мг; в 26—50—100; в 5—100—200 мг на 1 л.

'Сухой остаток при 110°: в 18 случаях с содержанием 500—6Э0 мг на 1 л, в остальных — менее.

Аммиак обнаружен в 31 случае, соли HNO« — js 26, соли HNOa — в 22 случаях (все пробы определялись качественно).

Окисляемость (по Кубелю): выше 5 мг на 1 л — в 36 случаях, причем, главным образом, она выражалась в 10—15 мг.

Хлор (по Мору): в 10 случаях—'20—30 мг на 1 л; в остальных—от 30 до 100.

Железо найдено в 33 случаях, причем в половине случаев его содержалось от 5 до 8 мг на 1 л. ¡ •

Жесткость общая (по Винклеру)—не выше 20 немецких градусов.

Количество колоний в 1 см3: в 11 случаях—до 10000; в 27 — до 100000; в 2 —более 100 000.

Титр Coli (среда Эйкмана—булира): в 4 случаях — от 10 до 50 см3; в 26 — 1,0—10 см3; в 10—0,1—1 см3.

Приведенные данные в большинстве случаев обнаруживают признаки загрязнения органическими веществами животного происхождения. За это говорит совместное с азотной кислотой присутствие заметного количества аммиака, хлора и азотистой кислоты при высокой' окисляемости воды.

Наконец, 'бактериологический анализ характеризует воду в среднем в 65% всех случаев (по схемам Микеля и Уипла) как нечистую— сомнительную, и в 25% случаев (по титру Coli) как нездоровую. Таким образом, по совокупности данных более чем в 50% всех слу-. чаев вода должна быть признана в эпидемиологическом отношении опасной. Хотя при анализе воды не удалось обнаружить возбудителей инфекций, но чрезвычайная загрязненность воды и низкий титр Coli большинства проб указывают на непригодность ее не только как питьевой воды, но и как воды, употребляемой для умывания.

Причину такого состояния воды следует прежде всего искать, как было отмечено выше, в' конструкции баков.

На Рязано-Уральской железной дороге (вероятно это будет общим для всех дорог) встречаются баки 2 родов: 1) со сплошными склепанными стенками, 2) имеющие с одной стороны воронку — люк.

Очистка первых возможна только при условии их полной разборки, что, например, делается при капитальном ремонте. В баках с люками частичную очистку, хотя и с большим неудобством, можно производить через люки.

Так как в обоих случая«: очистка сопряжена с большими трудностями, то, естественно, что она надлежащим образом почти никогда не производится.

Несмотря на то что имеется ряд предложений в части изменения конструкции баков, до сего времени никаких нововведений в этом отношении не сделано. Так, например, д-р Дроздов' еще в 1911 г. предложил с целью уничтожения содержащихся в даоде микроорганизмов (подогревать »оду до температуры 60—70 ', для чего снабдить баки змеевиками, питаемыми* паром или водой из топочного отделения. Он же указывал на необходимость устройства таких баков, которые могли бы легко подвергаться периодической очистке от осадков.

Д-<р Розов предлагает более простые и легче выполнимые меры. Из них главная— устройство съемной крышки у баков. 'л

Возможно ли при настоящем положении вещей, т. е. при существующей конструкции баков, улучшить их санитарное состояние? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проделали ряд специальных исследований.

Прежде всего мы убеделись, что одно только наполнение баков чистой водой не улучшает дела. Имеющийся всегда на дне баков обильный осадок быстро загрязняет воду. Некоторый, иногда и значительный эффект достигается при спуске остатка воды и повторной промывке бака чистой водой, причем последняя должна наливаться в количестве, равном половине емкости бака.

1 Доклад на 4-м съезде железнодорожных врачей, 1911.

Исследования воды, взятой спустя 2 часа после налива, которому предшествовала указанная промывка, показали: физические свойства воды в сравнении с только что налитой ухудшились незначительно—изменились прозрачность и запах. Отмечается небольшое увеличение количества взвешенных веществ. (В 3 пробах (из 12) обнаружен аммиак и в 4—азотистая кислота. Окисляемость выше 2 мг на 1 л оказалась в 2 случаях (чистая вода 2—3 мг).

Бактериологический анализ дал следующие результаты: небольшое увеличение количества колоний; титр 'Coli в 8 случаях от 10 до 50 см3;' в 4 сл. 1,0—10 см3 (в чистой воде 50—100 см3).

Таким образом, заметных улучшений в содержании баков можно достигнуть при условии выполнения регулярной их промывки. Правда, это также имеет свои недостатки (увеличение расхода воды, длительность работы) и может быть рассматриваемо только как паллиатив, но не как мера, всецело устраняющая дефект.

В качестве более,радикальных мер для улучшения дела можно рекомендовать следующее: 1) изменить конструкцию баков, например, применить устройство конусообразно суживающегося дна во избежание образования отстоя и крышки, позволяющего легко производить очистку; 2) набирать воду в баки только на станциях с доброкачественной водой; 3) производить полный спуск воды из баков после каждого рейса и промывать их перед наполнением чистой водой; 4) устранить возможность загрязнения шлангов путем более аккуратного обращения с ними; желательно снабдить наконечники шланг приспособлениями, предохраняющими их от соприкосновения с инфицированной почвой: например, в виде кольца, соединяющегося спицами с наконечником.

71-р ф. Д. КРОЛЬ (Винница).

Участие Винницкой облгоспромсанинспекции и облпромсанстанции в развитии стахановского движения

Из Винницкой rip оме ан станции

В помощь стахановскому, движению' в течение I квартала 1936 г. проведены в жизнь по предложению Винницкой облпромсанстанции и за ее консультацией, следующие мероприятия на предприятиях Винницкой области:

1. На Романовском стекольном заводе у выдувных печей но указанию химика промсанстанции т. Цедрика для охлаждения выдувного стекла установлен вентилятор, чем ускорен процесс выпуска продукции; кроме того, с охлаждением воздуха зоны рабочего места устранены причины нарушения теплорегуля-ции организма рабочего (перегрева). Вследствие этого мероприятия увеличилась продуктивность .труда до 160—179°/о.

2. На Дунаевецкой суконной фабрике проведена переустановка ткацких станков, что дало возможность обслужить 2 станка 1 рабочим. План работы перевы-

( полняется до 180—200°/о при меньшей затрате мускульной энергии и сокращении 'лишних движений. Тут же у трепальных машин установлены пылеотсосы.

3. ¡При винницкой обувной фабрике прошивная машина подошвы работала с перебоями, не давала той производительности, которая установлена по расчету; кроме того, сама машина была установлена на большом расстоянии от транспортера, вследствие чего рабочему приходилось тратиггь много времени на подноску обуви. При перестановке машины к транспортеру все это устранено: сокращены ненужные повороты прошивного рожка, даны обороты по ее расчетам, отпала необходимость рабочему ходить за обувью к транспортеру. Таким образом, при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.