Научная статья на тему 'ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ'

ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
текст / текстовая деятельность / критическое мышление / концепт / вызов / осмысление / рефлексия / духовные ценности / text / textual activity / critical thinking / concept / challenge / comprehension / reflection / spiritual values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л Н. Горобец, К А. Лукьяненко, Э С. Глухих

В статье проанализированы понятия «текст», «текстовая деятельность», «критическое мышление». Представлены их толкования с точки зрения лингвистики, педагогики, психологии и методики обучения русскому языку. Текстовая деятельность рассмотрена как совокупность действий, основанных на знаниях, умениях и навыках, позволяющих как самостоятельно создавать тексты, так и интерпретировать; проанализированы основные положения технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Предъявлена авторская стратегия развития данной технологии «Очки –критический взгляд». В результате исследования определено, что развитие критического мышления в процессе изучения русского языка должно стать обязательным компонентом обучения, так как способствует более глубокому погружению в текст/текстовую деятельность, а через них в предмет/тему и формированию у учащихся базовых жизненных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXTUAL ACTIVITY AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING

The article analyzes the concepts of “text”, “text activity”, “critical thinking”. Their interpretations from the point of view of linguistics, pedagogy, psychology and methods of teaching the Russian language are presented. Textual activity is considered as a set of actions based on knowledge, skills and abilities that allow both to create texts independently and to interpret. The authors analyze the main provisions of the technology of developing critical thinking through reading and writing. The authors’ strategy for the development of this technology “Glasses-a critical look” is presented. As a result of the study, it is determined that the development of critical thinking in the process of learning the Russian language should become an obligatory component of learning, as it contributes to a deeper immersion in text / text activity, and through them into the subject/topic and the formation of basic life values among students.

Текст научной работы на тему «ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

УДК 811.161.1(075)

Gorobets L.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Russian Language, Literature and Methods of their Teaching, Armavir State Pedagogical

University (Armavir, Russia), E-mail: Lyudmila-38@yandex.ru

Lukyanenko K.A., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: kseniya-gurova98@mail.ru

Glukhikh E.S., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: elli.glukhikh@gmail.com

TEXTUAL ACTIVITY AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING. The article analyzes the concepts of "text", "text activity", "critical thinking". Their interpretations from the point of view of linguistics, pedagogy, psychology and methods of teaching the Russian language are presented. Textual activity is considered as a set of actions based on knowledge, skills and abilities that allow both to create texts independently and to interpret. The authors analyze the main provisions of the technology of developing critical thinking through reading and writing. The authors' strategy for the development of this technology "Glasses-a critical look" is presented. As a result of the study, it is determined that the development of critical thinking in the process of learning the Russian language should become an obligatory component of learning, as it contributes to a deeper immersion in text / text activity, and through them into the subject/topic and the formation of basic life values among students.

Key words: text, textual activity, critical thinking, concept, challenge, comprehension, reflection, spiritual values

Л.Н. Горобец, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, Е-mail: lyudmila-38@yandex.ru

К.А. Лукьяненко, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, Е-mail: kseniya-gurova98@mail.ru

Э.С. Глухих, соискатель, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, Е-mail: elli.glukhikh@gmail.com

ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В статье проанализированы понятия «текст», «текстовая деятельность», «критическое мышление». Представлены их толкования с точки зрения лингвистики, педагогики, психологии и методики обучения русскому языку. Текстовая деятельность рассмотрена как совокупность действий, основанных на знаниях, умениях и навыках, позволяющих как самостоятельно создавать тексты, так и интерпретировать; проанализированы основные положения технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Предъявлена авторская стратегия развития данной технологии «Очки -критический взгляд». В результате исследования определено, что развитие критического мышления в процессе изучения русского языка должно стать обязательным компонентом обучения, так как способствует более глубокому погружению в текст/текстовую деятельность, а через них в предмет/тему и формированию у учащихся базовых жизненных ценностей.

Ключевые слова: текст, текстовая деятельность, критическое мышление, концепт, вызов, осмысление, рефлексия, духовные ценности

Актуальность исследования продиктована появлением в России потребности в изменении подходов к образованию и воспитанию. Теперь в основе образования лежит идея развития личности обучаемого, то есть акцент с простого усвоения знаний смещается на всестороннее и деятельностное развитие: знания становятся элементом активной деятельности обучающихся, в процессе которой происходит становление его личности. При этом ученик становится субъектом образовательного процесса и должен уметь усваивать, оценивать и использовать полученные знания, поэтому особую значимость приобретает развитие критического типа мышлении, что и подтверждает актуальность данного исследования, которая заключается в осмыслении методов, приемов и средств эффективного формирования у современных учащихся критического мышления на основе текстовой деятельности [1-13].

Цель статьи: актуализировать понимание содержания понятий «текст», «текстовая деятельность», «критическое мышление», осветить основные виды текстовой деятельности и направления работы с текстом при обучении русскому языку, в их числе и развитие критического мышления учащихся.

Задачи исследования:

- проанализировать состояние проблемы «критическое мышление» и способы его развития;

- выявить и описать основные направления обучения учащихся текстовой деятельности на основе технологии развития критического мышления и лингво-концептуального метода в преподавании русского языка.

Теоретическая значимость статьи состоит в актуализации понимания понятий «текст», «текстовая деятельность», «критическое мышление» в научном тезаурусе и определении стратегий и тактик его развития.

Практическая значимость исследования заключается во внедрении эффективных методов и приемов развития критического мышления в процесс обучения русскому языку в школе.

Понятия «текст» и «текстовая деятельность» находятся в кругу исследований современных учёных различных научных дисциплин: филологии, литературоведения, лингвистики, психолингвистики и т. д. Так, лингвистов в большей степени интересует языковая сторона текста, уровни языка, которые реализуются в тексте, стилистика текста, соответствие литературным нормам. Литературоведы рассматривают текст как феномен эстетический: его жанровые особенности, идейное содержание, исследователям риторики - способность текстов воздействовать на аудиторию, да и каждый раздел лингвистики изучает текст с точки зрения определённой проблематики, например, в аспекте теории текста рассматриваются вопросы его строения и функционирования; текстология акцентирует внимание на истории создания и изменения тестов [1-6].

Одним из первых в российской науке дал полное определение понятию «текст» И.Р. Гальперин, выделив основные категории и параметры текста: коге-зия, членимость, информативность, континуум, автосемантия, проспекция и ретроспекция, интеграция, модальность и завершённость [4, с. 18], исследователь рассматривал текст только в письменной форме. Этого мнению придерживались Л.М. Лосева, М.Р. Львов и др.

При этом Е. Косериу, Т.В. Матвеева и др. говорили о возможности существования текста и в устной форме.

И сегодня ряд учёных считает основной единицей языка именно текст (Ту-раева З.Я. [12], А.С. Штерн [13]).

Отмечаем, что в современной лингвистике не сформировалось единого мнения относительно критериев оценки определения текста.

Такое разнообразие в понимании текста говорит о многогранности и много-аспектности этого языкового понятия, но не вызывает сомнений, что основными признаками текста являются связность, отграниченность, цельность, наличие темы, модальность.

В своей работе мы придерживаемся определения, данного в словаре-справочнике «Педагогическое речеведение»: «Текст (от лат textus - ткань, сплетение) - результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определённой структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством» [10, с. 239-240]. Там же названы виды текстов (табл. 1).

Таблица 1

Виды текстов (согласно словарю-справочнику «Педагогическое речеведение» [10, с. 240])

№ Виды текстов Их характеристика

1. Первичные, вторичные и первично-вторичные по характеру авторства

2. Моноперспективные развёртываются в какой-либо одной перспективе - вопросно-ответной, временной, пространственной и др.

3. Полиперспективные по способу развёртывания содержания

4. Непрерывно-фабульные развёртывание темы не прерывается лирическими отступлениями

5. Прерывно-фабульные развитие сюжетно-тематических линий пересекается с фоновыми сведениями и авторскими отступлениями по способам передачи фабулы

Таким образом, текст как понятие многогранно и поликомпонентно. Углубление знаний о тексте, подход к нему с различных точек зрения приводит к появлению новых аспектов изучения, поэтому текст был и остается объектом многих исследований, в том числе он вызывает особый интерес как единица обучения языку, как основа развития критического мышления, как основная коммуникативная единица, обеспечивающая коммуникацию между субъектами на основе текстовой деятельности. Рассмотрим детально достаточно новое в научном дискурсе понятие «текстовая деятельность».

Мы разделяем позицию ГМ. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, данную в педагогическом словаре, и под критическим мышлением понимаем способность к когнитивной деятельности (осознанному чтению, слушанию, «знакомству» с

произведениями культуры, искусства (художественные фильмы, театральные постановки и др.), пониманию и их критическому анализу, включающему как содержательные аспекты (идеи, смыслы, ценности), так и средства языковой выразительности (тропы, приемы и др.). Человек, обладающий критическим мышлением, способен обсуждать, оценивать материал, выявлять проблемы, отмечать спорные вопросы, анализировать подходы к их решению, высказывать собственное мнение и др.

В науке технология, формирующая эту способность, названа «технологией развития критического мышления».

В России технология известна с конца 90-х годов XX в., она называется «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП).

Структуру ТРКМЧП составляют три фазы:

вызов - осмысление - рефлексия

Эти фазы реализующихся с помощью разных тактик/приемов, направленных на:

- создание условий для заинтересованности учащихся в решении проблемы;

- создание условий для осмысления предоставленного учителем материала;

- оказание помощи учащимся для общения приобретённых знаний [5, с. 657].

На основе ТРКМЧП мы разработали частно-методическую стратегию развития критического мышления «Очки - критический взгляд». Её цель - формирование ценностного мира учащихся на основе умения критического оценивания произведений культуры, искусства и действительности в целом.

Данная стратегия строится на межкультурных сопоставлениях: интеграция литературы (чтение текстов), кино как вида искусства (анализ художественных кинофильмов) и русского языка (анализ цитат, словарных статей, написание рецензии/отзыва) и реализуется на основе лингвоконцептуальной тактики (рассмотрение функций языковых единиц в языке и речи (текстах разных стилей и жанров).

Основа стратегии «Очки - критический взгляд» - интеграция уроков литературы, русского языка и внеурочной деятельности в рамках киноклуба «Учитель и ученик на одной волне».

На уроке учитель подводит учащихся к словам, передающим ценности нашего народа (слова-ценности: любовь, доброта, родина и др.). Это стадия-вызов. На стадии осмысления осуществляется постепенное наращение смыслов на эти константы на основе а) просмотра художественных фильмов в киноклубе (мы взяли художественные фильмы «Приключения Электроника», «С кошки всё началось», которые раскрывают детские нравственные ценности) и б) аналитической работы (учащиеся выписывают ключевые (понравившиеся) цитаты из фильма на тему ценностной сферы человека (функция слова в речи) и словарные статьи данных слов из толковых словарей (функция слова в языке). Далее составляют мини-концепты каждой отдельно взятой ценности на основе цитат и словарных статей, заполняют таблицу «Критический анализ», в которую вносят ценности (линза «+»), негативные проявления (линза «-»), и на их основе формулируют идею фильма с точки зрения его ценностного содержания. Работа проводится в группах: первая группа анализирует «+», вторая «-». Итогом деятельности становится собственный взгляд в жанре рецензии/отзыва на фильм, публичная защита своего мнения.

Для мотивации и начала деятельности учитель на уроке русского языка подводит учащихся к словам, передающим ценности нашего народа (слова-ценности: любовь, доброта, родина и др.), знакомит с понятием «концепт» и составляет вместе с учащимися концепт «значимые для меня ценности». Этот динамическийконцептможнокорректировать по мерезнакомствасидожествен-ными фильмами для детей и юношества и на его основе составлять концепты слое-цонапскем (см. рис.1).

Рис. 1. Концепт «значимые для меня ценности»

Учащиеся актуализируют имеющиеся у них знания о словах-ценностях, принятые в нашем менталитете и русской культуре, которые в связи с агрессив-

ным пронопрвамнтомоападных иосдицсйовталоце иолдро на у-овнеподсозма-ния, потому что произошла деформация традиционных нравственных установок, норм морили, ста прителаквуамниюоуливдом! е ттщвм и к осиженею крмтичесед-го мышлеест о члсеноиси. Поэалмуоадйоллкителм самочвсфокюиумвуть град вильный цеиеосомыйфолдамент, соответствующайобщечеллеуеесивму преду ставленмн одоблдд зле(см.рис. 2).

Рассмотрим фазы реализации стратегии «Очки - критический взгляд»

Ценности +

Любовь

Доброта

Родина

Семья

Духовность

Рис.3. Мод ель «Очки-крити ческий взгляд»

Фаза 1 - выбор слова

Покажем работу со словами-ценностями на примере ценности «доброта» (составляется на основе ассоциации и жизненного опыта до знакомства с художественным фильмом). (См. рис. 2).

Фаза 2 - осмысление

1. Знакомство с художественным фильмом для детей и юношества «Приключения Электроника» (на первых порах предлагает учитель) и выбор понравившихся цитат. Предполагается, что учащиеся вначале выписывают их сами, а потом идёт коллективное обсуждение, анализ, выбор. Например, из данного фильма были выбраны и проанализированы фразы и ключевые слова-ценности (любовь, доброта) и слова, передающие негативные качества (жадность, тщеславие).

2. Лексическая работа с толковым словарём и составление концептов на основе словарных статей на уроке русского языка/самостоятельная работа (см. рис. 3). Например, доброта - «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» [12, с. 213].

3. Дискуссия о фильме и заполнение таблицы «Критический анализ» на основе выписанных цитат из детских фильмов, созданных концептов и словарных статей. В линзе со знаком «+» - ценности, а со знаком «-» - негативные проявления (см. табл. 2, материал которой можно использовать в дальнейшей работе).

4. Написание рецензии/отзыва/критической статьи с опорой на ключевые слова и новые знания.

Таким образом, стратегия «Очки - критический взгляд» направлена на развитие критического мышления учащихся, так как благодаря этим «очкам» подростки прозревают, начинают «смотреть» на различного рода информацию через линзу сформированных учителем базовых ценностей и линзу критического анализа. Это должно способствовать, во-первых, формированию и укреплению нравственных установок учащихся (поможет возродить духовный мир); во-вторых, должно снизить популярность произведений западной и европейской культуры, несущих неприемлемые для нашей ментальности ценности и ведущих к нивелированию национально-специфических элементов, падению культуры в общем и снижению речевой культуры в частности; в-третьих, прививать художественный вкус. Итогом интегрированной работы станет появление критического мышления, которое учащиеся смогут применять в любой жизненной ситуации.

Таблица 2

Критический анализ Фаза 3 - рефлексия

Название фильма Линза + Линза - Идея

1. «Приключения Электроника» 1. Доброта: «Ведь вы научили Электроника отличать плохое от хорошего, вместе радоваться и огорчаться...» 2. Человечность - Человеком? А что это такое? - На это как-то сразу и не ответишь... А я так думаю - чтобы от тебя польза была... Всем... Чтобы помочь другим мог... Тщеславие, жадность, честолюбие: - У каждого человека есть кнопка... Тщеславие, жадность, честолюбие Быть человеком - значит помогать другим и приносить пользу

Критическое мышление является важным не только для интеллектуального развития учащихся и успешного освоения ими школьной программы, но и для личностного, духовного воспитания подростков, привития им ценностно-художественного восприятия любого рода информации, что поспособствует возрождению нравственных основ культуры русского общества в целом.

Представленные способы развития критического мышления основываются на системно-функциональном подходе и лингвоконцептуальных тактиках и направлены на глубокое и осознанное погружение учащихся в текст или любое иное произведение искусства, что позволит добиться языкового, духовного и личностного развития и сформирует ценностный фундамент, необходимый для возрождения межличностных отношений, основанных на принципах нравственности и морали.

Резюмируя вышеизложенное, сделаем следующие выводы: - «текст» является сложным, многогранным и поликомпонентным понятием, углубление знаний о тексте, подход к нему с различных точек зрения приводит к появлению новых аспектов изучения, он вызывает особый интерес как единица обучения языку, как основа развития критического мышления, как

Библиографический список

основная коммуникативная единица, поэтому его необходимо рассматривать с разных ракурсов;

- текст является основной единицей обучения русскому языку и основой формирования критического мышления;

- критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, вопросах и проблемах;

- способы развития критического мышления, основанные на лингвокон-цептуальной тактике и системно-функциональном подходе, направлены на глубокое погружение учащихся в тексты и выполнение всех видов тестовой деятельности, что формирует умение критически оценивать как произведения искусства, так и реальность, развивает социальную активность и ценностное понимание поступков других людей и собственного поведения.

Перспективы дальнейших научных поисков видим в разработке обновленных методик работы над текстовой деятельностью в процессе развития критического мышления учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.

1. Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): материалы Международной научно-практической конференции. Ярославль: Ремдер, 2009.

2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. Москва: Флинта, 2009.

3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Ленинград, 1990.

4. Гальперин И.Р Текст как объект лингвистического исследования. Москва: КомКнига, 2006.

5. Горобец Л.Н. Развитие критического мышления через чтение и письмо как метапредметная технология. Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского как иностранного: Материалы международной научно-практической конференции. Москва: «Спутник +», 2016: 655-661.

6. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология: учебное пособие. Москва: Высшая школа, 1980.

7. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Москва, 1999.

8. Оксфордский толковый словарь по психологии. Москва: Вече: АСТ, 2002.

9. Педагогический словарь. Составители ГМ. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Москва: Академия, 2005.

10. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Москва: Флинта, Наука, 1998.

11. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений. Москва: Азъ, 1994.

12. Тураева З.Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика: учебное пособие. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

13. Штерн A.C. Перцептивный аспект речевой деятельности (Экспериментальное исследование). Санкт-Петербург: СПбГУ 1992.

References

1. Aksiologicheskie aspekiy metodiki prepodavaniya russkogo yazyka (professional'nyj i obscheobrazovatel'nyj urovni): materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yaroslavl': Remder, 2009.

2. Bolotnova N.S. Filologicheskij analiz teksta: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta, 2009.

3. Buslaev F.I. Oprepodavaniiotechestvennogoyazyka. Leningrad, 1990.

4. Gal'perin I.R. Tekstkakob'ekt lingvisticheskogo issledovaniya. Moskva: KomKniga, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gorobec L.N. Razvitie kriticheskogo myshleniya cherez chtenie i pis'mo kak metapredmetnaya tehnologiya. Aktual'nye voprosy metodiki prepodavaniya russkogo yazyka i russkogo kak inostrannogo: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: «Sputnik +», 2016: 655-661.

6. Dridze T.M. Yazykisocial'naya psihologiya: uchebnoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1980.

7. D'yui D. Psihologiya ipedagogika myshleniya. Moskva, 1999.

8. Oksfordskij tolkovyj slovar' po psihologii. Moskva: Veche: AST, 2002.

9. Pedagogicheskijslovar'. Sostaviteli G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. Moskva: Akademiya, 2005.

10. Pedagogicheskoe rechevedenie. Slovar'-spravochnik. Moskva: Flinta, Nauka, 1998.

11. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 72 500 slov i 7 500 frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: Az', 1994.

12. Turaeva Z.Ya. Lingvistika teksta. Tekst: struktura i semantika: uchebnoe posobie. Moskva: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2009.

13. Shtern A.C. Perceptivnyj aspeki rechevoj deyatel'nosti ('Eksperimental'noe issledovanie). Sankt-Peterburg: SPbGU, 1992.

Статья поступила в редакцию 03.02.24

УДК 378

Dunaev А.А., postgraduate, Faculty of Pedagogy, Moscow University of Finance and Industry "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: alekseyardon@mail.ru

Aliyeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Director of the Institute of Pedagogy, Psychology and Defectology, Department of Methods of Primary

Education, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: sacita.alieva@mail.ru

Zhdanova S.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Psychology and Pedagogy of Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia),

E-mail: zhsn2007@mail.ru

INTEGRATION OF MEDIA EDUCATION AND PERSONALITY-ORIENTED PARADIGM AS AN URGENT PROBLEM OF MODERN EDUCATION. The article raises a problem of integrating media education and a personality-oriented paradigm in the process of transition to digital education. The authors of the article focus on the need to integrate media education with modern approaches used in pedagogy in order to increase the effectiveness of education and upbringing of the younger generation. In the work, media education is considered as a tool for the development of various skills and competencies among students, in particular communicative, socio-cultural, as well as an opportunity to create favorable conditions for the formation of information literacy. The main training programs are analyzed, their role in modern digital education, strengths and weaknesses, and the solution of problematic issues of media education in parallel with modern approaches to learning are proposed.

Key words: education, media education, personality-oriented paradigm, formation of spiritual and moral guidelines, digitalization of educational process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.