Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ / ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ / TEACHING METHODS / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER / CRITICAL THINKING / MATHEMATICAL ABILITIES / DECIMALS / LINEAR EQUATIONS / ТВОРЧЕСТВО / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО / СИНГАПУРСКИЕ ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ / УРОК МАТЕМАТИКИ / CREATIVITY / TECHNOLOGY FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING THROUGH READING AND WRITING / SINGAPORE TEACHING STRUCTURES / MATHEMATICS LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашицына Юлия Николаевна, Алексеева Елена Евгеньевна

Статья основывается на требованиях к планируемым результатам освоения примерной основной образовательной программы, одним из которых является умение критически оценивать и интерпретировать информацию, осуществлять поиск необходимой информации, свободно оперировать понятиями на уровне предмета. Особое внимание уделено проблеме формирования и развития критического мышления в процессе обучения математическим понятиям в основной школе. Показана возможность применения приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо по теме «Десятичные дроби» и приёмов Сингапурских обучающих структур по теме «Линейное уравнение». Статья адресована педагогам и студентам педагогических вузов, учителям математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашицына Юлия Николаевна, Алексеева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL THINKING DEVELOPMENT METHOD FOR TEACHING MATHEMATICS IN SCHOOL

The article is based on the requirements for the planned results of mastering the approximate basic educational program, one of which is the ability to critically evaluate and interpret information, search for necessary information, and freely operate with concepts at the subject level. Special attention is paid to the problem of formation and development of critical thinking in the process of teaching mathematical concepts in primary school. The possibility of using techniques for developing critical thinking through reading and writing on the topic "Decimals" and techniques of Singapore training structures on the topic "Linear equation"is shown. The article is addressed to teachers and students of pedagogical universities, teachers of mathematics.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ»

Таблица 2

Критерии оценивания

№ п/п Критерий Балл

1. Демонстрация непосредственной образовательной деятельности обеспечивает плановые достижения детей раннего, дошкольного возраста в соответствии с поставленными целью и задачами. 1

2. Содержание непосредственной образовательной деятельности соответствует заданной теме. 1

3. Уровень сложности предложенного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. 1

4. Владеет понятийным аппаратом, подбирает целесообразный с точки зрения научности фактический и иллюстративный материал. 1

5. Владеет знаниями методики и теории обучения детей раннего, дошкольного возраста. 1

6. Вовлекает и мотивирует детей раннего, дошкольного возраста выполнять учебные действия. 1

7. Обеспечивает эмоциональный комфорт, уважение личного достоинства детей раннего, дошкольного возраста. 1

8. Грамотность речи: отсутствие ошибок в устной речи. 1

9. Владеет умением распределять по видам детской деятельности и использовать выделенный лимит времени на демонстрацию. 1

10. Реализует интеграцию разных образовательных областей и видов детской деятельности. 1

Оценка «отлично» - 7-10 баллов

Оценка «хорошо» - 5-6 баллов

Оценка «удовлетворительно» - 2-4 баллов

Оценка «неудовлетворительно» - менее 2 баллов

Выводы. Демонстрационный экзамен показывает теоретическую и практическую готовность к выполнению педагогических функций будущего воспитателя, поэтому за такой формой оценивания эмпирических результатов будет перспектива в профессиональном образовании. Готовность воспитателей к математическому развитию детей дошкольного возраста позволяет обеспечить профессиональный рост выпускников прикладного бакалавриата в педагогическом вузе.

Литература:

1. Кахнович С.В. Формирование учебных умений дошкольников средствами изобразительной деятельности // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. 2016. № 3. С. 72-79.

2. Куриленко Т.М., Петроченко Г.Г. Задачи и упражнения по дошкольной педагогике // URL: «Задачи и упражнения по дошкольной педагогике» OCR Detskiysad.Ru (дата обращения: 30.11.2018).

3. Факторович А.А. Демонстрационный экзамен как новый формат подведения итогов обучения в профессиональных образовательных организациях // URL: https://hmtpk.ru/about-the-college/news/4128/ (дата обращения: 30.11.2018).

4. Чуковский К. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1962. 368 с.

5. Kakhnovich S.V. Pedagigocal technique of building the culture of interpersonal relations in preschool children at art classes // Modern Research social problems. 2013. № 7 (27). P. 21. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013.html (дата обращения: 25.11.2018).

Педагогика

УДК 372.851

кандидат педагогических наук Кашицына Юлия Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); кандидат педагогических наук Алексеева Елена Евгеньевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В

ШКОЛЕ

Аннотация. Статья основывается на требованиях к планируемым результатам освоения примерной основной образовательной программы, одним из которых является умение критически оценивать и интерпретировать информацию, осуществлять поиск необходимой информации, свободно оперировать понятиями на уровне предмета. Особое внимание уделено проблеме формирования и развития критического мышления в процессе обучения математическим понятиям в основной школе. Показана возможность применения приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо по теме «Десятичные дроби» и приёмов Сингапурских обучающих структур по теме «Линейное уравнение». Статья адресована педагогам и студентам педагогических вузов, учителям математики.

Ключевые слова: методика обучения; профессиональная компетентность педагога; критическое мышление, творчество; математические способности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, Сингапурские обучающие структуры, урок математики; десятичные дроби; линейные уравнения.

Annotation. The article is based on the requirements for the planned results of mastering the approximate basic educational program, one of which is the ability to critically evaluate and interpret information, search for necessary information, and freely operate with concepts at the subject level. Special attention is paid to the problem of formation and development of critical thinking in the process of teaching mathematical concepts in primary school. The possibility of using techniques for developing critical thinking through reading and writing on the topic "Decimals" and techniques of Singapore training structures on the topic "Linear equation"is shown. The article is addressed to teachers and students of pedagogical universities, teachers of mathematics.

Keywords: teaching methods; professional competence of the teacher; critical thinking, creativity; mathematical abilities, technology for developing critical thinking through reading and writing, Singapore teaching structures, mathematics lesson; decimals; linear equations.

Введение. Компетентностный подход в современном отечественном образовании направлен на формирование у учащихся самостоятельно приобретать знания, ориентироваться в информационном пространстве, находить нужную информацию, преобразовывать её и использовать для решения возникающих проблем [1]. Новые стандарты отнюдь не притесняют лучшие традиции школьного математического образования, они могут быть сохранены и сегодня, но при этом важно ориентироваться на новые требования и приоритеты в образовании [6]. Критическое мышление, коммуникация, сотрудничество сегодня относятся к основным навыкам, которые необходимы личности в современном, высокотехнологичном, конкурентноспособном мире.

Изложение основного материала статьи. Многие педагоги связывают возможность формирования самостоятельной, продуктивной жизнедеятельности учащегося с развитием критического мышления, рефлексии [7], [10]. Определений понятию критическое мышление существует много, но большинство авторов связывают это понятие с творчеством, творческим мышлением. Муштавинская И.В. считает, что критическое мышление (альтернатива - догматическое) можно понимать как творческое, интерактивное, рефлексивное мышление. Мыслить критически - это значит, понять и осознать собственное «я» быть объективным, воспринимающим другие точки зрения [10]. С.Л. Рубенштейн определяет творчество, как деятельность, созидающую «...нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творчества, но в историю развития науки, искусства и т.д.» [11]. Отечественные психологи больше обращают внимание на продуктивную сторону творчества, тогда как зарубежные коллеги уделяют повышенное внимание процессуальной стороне. В группу зарубежных подходов, ориентированных на процесс, можно отнести «ассоцианистов», которые считают, что творчество человека есть результат его способности находить отдалённые ассоциации в процессе поиска решения проблемы. В отечественной методике обучения математике учёные отдают предпочтение абстрактному (аналитическому, логическому, пространственно-схематическому), интуитивному, функциональному, диалектическому, математическому, творческому мышлениям. Отечественные психологи руководствуются принципом детерминизма [3]. В сравнении с другими явлениями человеческой психологии, например, эмоциями, явление мышления является наиболее скрытым, труднодоступным для изучения. Это обстоятельство послужило основанием к тому, чтобы объявить мышление внутренней способностью человека, не связанной ни с внешним миром, ни с мозговой деятельностью человека, ни с социальными условиями его жизни. Советские психологи и методисты по математике считают, что мышление не сводится к одному акту познания объекта: неизвестное не раскрывается сразу [9]. Основным дидактическим средством развития математического мышления у учащихся отечественные методисты считают решение тех или иных математических задач, содержание или способы решения которых отвечают той или иной локальной характеристике мышления. Умение решать математические задачи является яркой характеристикой состояния математического мышления учащихся, уровня их математического образования. Потенциал развития интеллектуальных способностей учащихся при обучении математике часто рассматривается в отечественной методике через решение задач повышенного уровня сложности, которые могут вызвать затруднения у некоторых обучающихся, тогда как метапредметные умения нужны всем в течение всей жизни [2].

Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП) стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности человека. Важным в данной технологии является следование трём фазам: вызов, осмысление, рефлексия [5], [12]. На стадии вызова ставится задача не только активизировать, заинтересовать обучающегося, но и «вызвать» уже имеющиеся знания или ассоциации по изучаемому понятии. Здесь применяются приёмы «Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка Блума», «Верные-неверные утверждения», «Кластеры». и др. На второй стадии происходит реализация замысла, работа с осмыслением информации в тексте. Чаще всего здесь применяется приём «Инсерт» .Завершающая стадия технологии направлена на рефлексию, анализ , творческая интерпретация информации. Чаще всего используется приём «Синквейн», «Двухрядный круглый стол» и др.

Рассмотрим применение ТРКМЧП на уроках математики.

Приём №1. «Верно ли»? в ТРКМЧП; Задание: Найти ошибку в решении данной задачи, выявить её причину.

А) Никита и Витя выполняли задания на умножение десятичных дробей. Никита записал: 56,8*0,4 = 22,72 Витя записал: 56,8*0,4=227,2. Один из них ошибся. Кто это? Почему произошла ошибка?

Б) Какие из приведённых равенств неверны? Исправьте их. Объясните причины допущенных ошибок. 3 кг 60 г = 3, 6 кг; 2т 347 кг = 2, 0347 т; 240 г = 0,24 кг.

Приём №2. «Верные и неверные утверждения» в ТРКМЧП. Задание: Прочитать суждения и выбрать верные.

А) 1) из двух десятичных дробей та дробь больше, у которой больше цифр в записи числа;

2) десятичные дроби сравнивают поразрядно, начиная со старшего разряда;

3) из двух десятичных дробей та больше, у которой больше целая часть;

4) из двух десятичных дробей та дробь больше, которая содержит больше десятичных знаков.

Б) 1)Существует прямоугольник, диагонали которого перпендикулярны.

2) Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную этой прямой.

3) Если три угла одного треугольника соответственно равны трём углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

Приём №3 «Никогда - иногда - всегда» в ТРКМЧП.

Задание: Прочитайте утверждения и определите условие его выполнения в категориях: верно всегда, верно иногда, неверно ни при одном значении. Приведите примеры для каждого случая.

1. Произведение десятичной дроби на натуральное число равно натуральному числу.

2. Частное десятичных дробей есть десятичная дробь.

3. При умножении десятичной дроби на 0,01 произведение меньше первого множителя и т.д.

Приём №4. «Составление кластера» в ТРКМЧП.

Задание: Выбрать из данных объектов те, которые обладают определёнными свойствами.

Даны числа: 3 0,48 - 67,02 0 - 324 71— 2000,7 -931

" 3 9 119

^ 25,01 -17 0,4(8) 2,(1) 4,21 0,3

Сравните их, распределите на группы, а именно натуральные числа, целые числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби. Проверьте заполнение таблицы, прочитав определения обыкновенной и десятичной дробей в учебнике. Можно ли обыкновенную дробь записать равной ей десятичной дробью? Всегда ли возможно? Можно ли десятичную дробь записать равной ей обыкновенной дробью? Всегда ли возможно? Составьте кластер к понятию число.

Приём №5. «Синквейн» в ТРКМЧП. Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Слово происходит от французского «cinq», что в переводе на русский язык означает пять. Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн записывается по правилам:

1 строка - название стихотворения (одно существительное);

2 строка - описание темы (два прилагательных);

3 строка - действие (три глагола, относящихся к теме);

4 строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме;

5 строка - повторение сути, синоним первой строки(обычно существительное).

Задание: Составьте Синквейн к понятиям : параллелограмм, текстовая задача, обыкновенная дробь.

A) Пример Синквейна к понятию «Параллелограмм»: Параллелограмм; Выпуклый, четырёхугольный; Измерить, построить, обозначить; Мне нравится решать задачи в которых задан параллелограмм; Геометрическая плоская фигура!

Б) Пример Синквейна к понятию «Текстовая задача»: Текстовая задача; Сложная, реальная; Решить, исследовать, составить; Я люблю решать текстовые задачи; Арифметическая задача;

B) Пример Синквейна к понятию «Модуль числа»: Модуль числа; Положительный, неограниченный по значению; Складывать, решать уравнения, оценивать; Модуль числа мне нужен для решения задач по физике; Расстояние.

Приём №6: «Толстые и тонкие вопросы» в ТРКМЧП. Приём на умение составлять вопросы по изученной теме. Тонкие вопросы это вопросы это вопросы требующие краткого, однозначного ответа, например: Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Толстые вопросы это вопросы, требующие подробного, развернутого ответа, например: Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие... ? Предположите: что будет, если... ? Что, если... ?

Задание: По теме «Многочлены» ответьте на вопросы: Как в многочлене раскрыть скобки, перед которыми стоит знак минус? (тонкий вопрос); С какими трудностями можно встретиться при делении умножении многочленов? (толстый вопрос).

Одним из эффективных средств развития критического мышления, креативности сегодня являются Сингапурские обучающие структуры. Галиахметова А.Т. считает, что Сингапурские обучающие структуры хорошо интегрируются с современными педагогическими технологиями: метод проектов, технологии проблемного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, технологии развития критического мышления [4]. Приём Сингапурской обучающей структуры ФО БОКС СИНЕКТИКС (Four Box Synectics) -структура помогающая рассмотреть какую-либо тему с разных сторон (не имеющих отношение к изучаемой теме) путём составления аналогий. Приём целесообразно применять в процессе обучения математическим понятиям на уроке обобщения знаний теме [7]. Основная цель - развитие критического мышления, креативности, установления межпредметных связей, формирование целостной картины мира. Можно применить его в начале выполнения проектной работы или учебного исследования для обнаружения противоречий, определения причин существования проблемы, выдвижения гипотез.

1. В начале из листа А4 создаётся модель: лист бумаги надо сложить вдвое, затем снова вдвое, далее согнуть центральный угол сверху и сбоку на 2 см; развернуть лист, прочертите линии сгиба маркером.

2. Придумать четыре неодушевлённых предмета, один из которых должен перемещаться в пространстве.

3. Изобразить и подписать придуманные предметы в созданную модель, в каждый образовавшийся прямоугольник по сгибам листа в п.1.

4. Записать математическое понятие в центральный квадрат, которое продиктует учитель (например: уравнение или функция, параллелограмм, симметрия).

5. Установить ассоциацию между этим понятием и каждым рисунком.

6. Запизать в таблицу (Таблица 1) самостоятельно аналогии для центрального понятия:

Таблица 1

Шаблон для записи аналогий

Предметы Математическое понятие

Итоговый вариант работы может иметь следующий вид (Таблица 2): Таблица 2 Пример составления аналогий к понятию «линейное уравнение»

Предметы: дом, мяч, чашка, картина Математическое понятие: Линейное уравнение

Дом строится по этапам: начиная с фундамента, затем возводятся стены, перекрытия и т.д. Линейное уравнение решается по этапам: сначала раскрываются скобки, затем приводятся подобные слагаемые, сводится к стандартному линейному уравнению, затем находятся корни уравнения

Мяч при бросании описывает параболу -траекторию своего движения Линейное уравнение может рассматриваться как модель решения текстовой задачи о прямолинейном равномерном движении

Чашка может быть полностью заполнена жидкостью, может частично, а может быть пустой Линейное уравнение может иметь один корень и бесконечно много корней, а возможно и не одного корня

Картина-произведение искусства, вызывает приятные эмоции, впечатления По теме «Линейные уравнения» учащиеся ошибаются меньше всего, легко проверяют найденные корни, чаще всего испытывают положительные эмоции

6. Прочитайте получившиеся ассоциации, работая в паре или в группе.

7. Попросите озвучить для всей аудитории несколько наиболее интересных ассоциаций.

Обязательным условием применения структуры Four Box Synectics является строгая последовательность

шагов, особенно важно для развития критического мышления и креативности в центральный квадрат записать понятие строго после изображения рисунков. В качестве повторения материала по теме учитель может записать сначала понятие в центр, но тогда ассоциации в виде рисунков учащиеся будут подбирать под это понятие на уроке повторения, что значительно облегчает мыслительный процесс. Дидактически целесообразным будет применение структуры Four Box Synectics на уроке повторения, поскольку у учащихся должен быть накоплен опыт работы с понятием. В приведённом выше примере учащиеся должны иметь представление о понятиях: линейное уравнение, линейная функция, построение графика линейной функции, стандартный вид линейного уравнения; о способах приведения к стандартному виду, уметь осуществлять поиск и решение линейного уравнения, решение текстовых задач на составление линейного уравнения. При первичном ознакомлении учащихся с данной структурой, модель следует сделать совместно с учителем. Учитель контролирует все этапы заполнения модели, предлагает в начале свой вариант рисунка, свой вариант ассоциации. Применение этой структуры не должно занимать на уроке много времени, на весь этап не более 12-15 минут.Представленная структура не для оценивания, а для развития метакогнитивных умений, разные предметы и разные соответственно аналогии будут вызывать положительные эмоции, поэтому учащимся необходимо поделиться своими идеями, выбрать наиболее интересные и существенные. Учитель в качестве домашнего задания может предложить творческое задание с данным понятием, например, составить задачу, подобрать исторический материал, рассмотреть применение данного понятия в других предметных областях, продемонстрировать практическую значимость, выполнить исследование или проектную работу.

Выводы. Предложенные технологии в данной статье имеют особое социальное значение в образовании: применение приёмов ТРКМЧП или Сингапурских обучающих структур позволяет обучающимся осознавать себя в большой степени как свободно мыслящую личность, а не как ученик, за которым постоянно ведётся наблюдение. Здесь акцентируется внимание не только на познавательной сфере, но и на мотивационной, а главное на самосознании учащихся. Методические приемы для развития критического мышления на уроках математики, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.

Литература:

1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». http://www. rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok. html

2. Алексеева Е.Е. Учебное сотрудничество и совместная деятельность в обучении математике // Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе / Межвузовский сборник трудов. Выпуск 26 // Под ред. М.В. Егуповой, Л.И. Боженковой - ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет (МПГУ) - Изд-во АКФ «Политоп», 2017. - 278 с. - С. 21-24.

3. Алексеева Е.Е. Формирование культуры мышления учащихся в обучении математике. - Российский научный электронный журнал «Электронные библиотеки». - Т. 22, № 5 (2019): Тематический выпуск «Математическое образование в школе и вузе». Ч. 1. - 308-324. - Электронное издание. - Режим доступа: http://ojs.kpfu.ru/index.php/elbib/issue/view/71

4. Галиахметова А.Т. Интеграция сингапурских обучающих структур и современных педагогических технологий в образовательной организации / А.Т. Галиахметова // Вестник КГЭУ №3. - Казань, 2017. -С. 110-119.

5. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

6. Кашицына Ю.Н. О некоторых новых требованиях к методам и технологиям обучения математике. // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. / Под ред. А.Л. Семёнова, Л.И. Боженковой. - М.: МПГУ. - 2014. - 536 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кашицына Ю.Н. Формирование рефлексивной деятельности учащихся при решении задач по теме «десятичные дроби» / Ю.Н. Кашицына // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Выпуск 2 / Научн. ред Л.Н. Горбунова. - М.: АСОУ. - 2016. - 1532 с.

8. Кашицына Ю.Н. О задаче развития креативных способностей в процессе обучения геометрическим понятиям / Ю.Н. Кашицына // Российское математическое образование в XXI веке: Материалы XXXVII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. - Набережные Челны: ООО "ПринтЭкспрессПлюс". - 2018. - 352 с.

9. Луканкин Г.Л. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики // Ю.М. Колягин, Г.Л Луканкин В.А. Оганесян, Е.Л. Мокрушин: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов - М.: Просвещение, 1975. - 480 с.

10. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская // Учебно-методическое пособие. - 2-е изд. - СПб.: КАРО, 2013. - 144 с.

11. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский // Учебник для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко // Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Кириллова Инна Константиновна

Московский государственный строительный университет (г. Москва); преподаватель Тарабарина Юлия Алексеевна

Московский государственный строительный университет (г. Москва)

ЭССЕ-РАССУЖДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения написанию эссе на иностранном языке. Рассматриваются основные особенности эссе как текстового жанра. Предлагается уточнение содержания обучения академическому иноязычному письму в части формирования умений написания эссе.

Ключевые слова: письменно-речевые умения, обучение письму, эссе, академическое письмо.

Annotation. The article deals with the methodological problem of teaching essay writing in a foreign language. Essential genre features of an essay are considered. The list of essay writing skills to be formed while teaching academic writing in a foreign language is presented.

Keywords: writing skills, teaching writing, essay, academic writing.

Введение. С 2003 года Россия стала полноправным членом Болонского процесса, который обеспечивает академическую мобильность обучающихся высших учебных заведений западной и восточной Европы и других стран. Данный факт обусловливает важность подготовки студентов к межкультурному иноязычному общению, как письменному, так и устному. В рамках осуществления программ академического обмена обучающиеся должны предоставить документ, подтверждающий необходимый для обучения уровень владения иностранным языком. Таким документом выступает сертификат международного экзамена по иностранному языку, где проверяется сформированность иноязычных речевых умений, в том числе умения написания текстов различных жанров.

Проведенный нами анализ отечественной методической литературы показал недостаточность разработанности проблемы обучения иноязычной письменной речи в части обучения написанию текстов академических жанров (в том числе эссе), в то время как учёные большое внимание уделяют проблемам обучения деловой письменной иноязычной коммуникации. Следовательно, обучению академической иноязычной письменной речи уделяется не достаточно внимания, что приводит к противоречию между социальным заказом и практикой обучения иностранным языкам.

Устранение данного противоречия возможно путём разработки технологии обучения написания иноязычных текстов академических жанров с учётом требований международных экзаменов по иностранным языкам. Основой технологии являются особенности конкретного текстового жанра, которые определяют содержание обучения. Данное исследование рассматривает особенности текстового жанра эссе и выделяет умения, которые необходимо сформировать в рамках обучения написанию эссе-рассуждения, которое встречается в заданиях международных экзаменов по иностранным языкам.

Изложение основного содержания статьи. С целью рассмотрения характеристик эссе как жанра письменного текста необходимо в первую очередь определить понятие эссе. Р.П. Мильруд дает определение эссе как письменного рассуждения, в котором получает развитие авторский тезис [3]. А.В. Конобеев определяет эссе как «тип дискурса, порождаемый в письменной форме студентами в процессе обучения как ответ на заданный вопрос или тему, развивающий единый тезис и обладающий характерной структурой и узнаваемыми риторическими функциями» [2]. Словарь методических терминов и прикладной лингвистики рассматривает эссе (в композиции) как письменную работу большого объема, например, которую пишут студенты в ходе обучения или писатель для публикации, где автор выражает свое мнение по определенной теме. Зачастую организация эссе соответствует узнаваемым риторическим формам, обычно эссе состоят из элементов: введение, которое отражает тему и содержит утверждение тезиса. Аргументационная часть, где абзацы развивают и поддерживают утверждение тезиса. Заключение суммирует сказанное, предлагает решение проблемы [6]. Эссе - группа абзацев, написанных на одну тему и объединенных одной идеей [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.